• Антонова И. А. Шедевры Государственного Музея Изобразительных Искусств Имени А. С. Пушкина. — Москва: Советский художник, 1986. — С. 120. — 608 с. — ISBN 978-5-373-03809-6.
  • Александрова Н. Д. Русская графика. — Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 38 с.
  • Блохина В. В. Всемирная история архитектуры и стилей. — Москва: АСТ, 2014. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-17-085217-9.
  • Борисова Е. А. Русский неоклассицизм. — Москва: Галарт, 2002. — 298 с.
  • ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — 100 с.
  • Данилова Е. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – 100 лет, 1898-1998. — Москва: Галарт, 1998. — 417 с.
  • Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. — М.: Московский рабочий, 1982. — 49, [16] с. — (Биография московского дома). — 50 000 экз.

  • Демская А. А. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1983. — 239 с. — (Города и музеи мира).
  • Демская А. А., Смирнова Л. М. И. В. Цветаев создаёт музей. — Москва: Галарт, 1995. — 448 с. — ISBN 5-269-00718-5.
  • Макарова И. И. К вопросу о модернизации ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Москва: Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2010. — С. 283—288.
  • Музей 3: Художественные собрания СССР: Сборник (70 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). — Москва: Советский художник, 1982. — 256 с.
  • Никольский А. А. Неоклассические тенденции в монументально-декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р.И. Клейна и И.И. Нивинского // Искусствознание. — 2015. — Вып. 1. — С. 115—141.
  • Павлов В. В. Египетская скульптура в государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва: Издательство государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 1949. — 166 с.
  • Полякова Н. П. Художники стран социализма в государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Живопись. Скульптура. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — С. 1—38. — 38 с.
  • Седова Т. А. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Путеводитель по картинной галерее. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 196 с.

Источник: ru.wikipedia.org

23 октября 2019 года

Фотопроект «Город на память». 508Б. Волхонка и Пушкинский музей

История создания Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете началась в 1896 году с объявления архитектурного конкурса на лучший проект музейного здания. 

Волхонка, 12 — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Музей изящных искусств имени императора Александра III. 1912-1913 гг.: https://pastvu.com/p/701226

Исторически это центр местности Чертолье, а владело земельным участком дворцовое конюшенное ведомство.


московской топонимике с тех времён сохранились Лужники (где были дворцовые луга), Остоженка (куда свозили стога сена), а на память о слободе конюхов в Чертолье — Колымажный переулок (колымага — повозка, карета, экипаж). Помимо жилой слободы в окрестностях Чертольской улицы располагались конюшни и Колымажный двор с каретными сараями, складами, амбарами и манежем для выездки. В XIX веке конюхов сменили тюремщики — двор стал использоваться в качестве пересыльной тюрьмы, а позднее, после сноса тюремных строений, на Волхонке образовался пустырь — идеальная стройплощадка для возведения какого-нибудь основательного здания, например, музея.

Одним из инициаторов основания в Москве художественного общедоступного музея был профессор Московского университета Иван Цветаев, он же и разработал условия конкурса. А вердикт вынесло Правление университета, выбравшее из 18 представленных проектов работу архитектора Романа Клейна. Его проект представлял собой подобие античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду, со стеклянной крышей и внутренними дворами-атриумами. В сооружении здания Клейну стали помогать Иван Цветаев в качестве консультанта и инженер Иван Рерберг.

В 1898 году был создан Комитет по устройству Музея изящных искусств, освобождён участок под строительную площадку, 17 августа в присутствии членов императорской фамилии состоялась церемония закладки фундамента здания. Председателем Комитета стал великий князь Сергей Романов, который ходатайствовал о выделении на строительство из государственной казны 200 000 рублей. В финансировании проекта приняли участие промышленник Юрий Нечаев-Мальцов, внёсший 2 миллиона рублей, Степан Протопопов, Михаил Морозов, Николай Пастухов и ещё многие меценаты, неравнодушные к искусству.


Закладка здания Музея изящных искусств. 1898 год: https://pastvu.com/p/497793

Котлован под будущий Музей изящных искусств на Волхонке. 1898-1899 гг.: https://pastvu.com/p/8777

Постройка здания музея изящных искусств Имени Императора Александра III. 1901 год: https://pastvu.com/p/326585 На фото изображены Р.Клейн, Ю.Нечаев-Мальцов, И.Рерберг и И.Цветаев в окружении итальянских каменотёсов, нанятых для выполнения отделочных работ.

Церемония открытия музея изящных искусств императора Александра III. 1912 год: https://pastvu.com/p/345599 На заднем плане — дореволюционная Волхонка.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая 1912 года в присутствии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Экспозиция вызвала большой интерес у столичной публики, в будни музей посещали 700-800 человек, а в воскресенья и праздники — до 2500 человек.


В 1937 году общественность отмечала печальную дату — 100-летие гибели Александра Пушкина на дуэли и под этот повод Музей изобразительных искусств получил имя великого русского поэта. Хотя Пушкин недурно рисовал, вряд ли это переименование можно назвать логичным и только создаёт путаницу — на Пречистенке есть ещё один пушкинский музей, посвящённый творческому наследию знаменитого литератора и его эпохе.

Выставка работ московских скульпторов под колоннадой музея. 1937 год: https://pastvu.com/p/391160

Великая Отечественная война оставила отметину на здании музея — в октябре 1941 года немецкая бомба упала по соседству и взрывная волна полностью разрушила стеклянную кровлю здания, на южном фасаде сохранён этот след от осколка бомбы.


Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина


В наши дни ГМИИ имени Пушкина является одним из самых посещаемых московских художественных музеев с впечатляющей коллекцией и амбициозными планами по созданию музейного квартала на Волхонке, в который войдёт три десятка зданий, в частности, в ведение Пушкинского музея перешли строения усадьбы Голицыных.

Улица Волхонка, 14с5 — главный дом усадьбы Голицыных возведён в 1756-1761 годах по проекту архитектора Саввы Чевакинского, но позднее не раз перестраивался и в оригинальном виде сохранились лишь ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных.

Первые изменения случились в 1774 году, когда императрица Екатерина II, не желавшая останавливаться в Кремле, обратилась к Михаилу Голицыну с просьбой подыскать ей особняк в Москве и Голицын предложил царственной особе свой дом. Здание дворца было капитально перестроено под руководством Матвея Казакова, а за домом вырос деревянный корпус с тронным и бальным залами (на этом месте сейчас располагается бензоколонка).


В 1812 году усадьбу удалось спасти от огня, в ней квартировал наполеоновский генерал Арман Луи де Коленкур. Впоследствии стены этого дома повидали множество именитых людей, собиравшихся на роскошные голицынские балы. В парадных залах выставлялись шедевры из коллекции западной живописи, которую собирали несколько поколений семьи Голицыных.

В здании на Волхонке,14 в разные годы размещались образовательные и научные учреждения: Лесной институт, Народный университет имени А.Шанявского, Коммунистическая академия, Институт философии АН СССР. 

Коммунистическая академия. 1931 год: https://pastvu.com/p/950414

После революции главное здание усадьбы и служебные постройки оказались в запущенном состоянии и потребовали скорейшего капитального ремонта, а так как Коммунистическая академия стала всесоюзным центром исследований в области общественных наук и её многочисленные отделы не помещались в старом здании, то его ещё и надстроили двумя этажами.


я нужд Комакадемии была произведена внутренняя перепланировка, «квартирную систему» изменили на общественную — появились конференц-зал, библиотека, кабинеты для занятий. Здание было передано Комакадемии в 1925 году и вскоре руководство стало бомбардировать ЦИК просьбами о строительстве на участке новых зданий библиотеки, общежитий, но все проекты расширения на протяжении многих лет отклонялись.

Улица Волхонка, 14с6 — левый флигель усадьбы Голицыных входил в ансамбль Пречистенского дворца, временной резиденции Екатерины II. В 1890-1892 годах здание было перестроено архитектором Василием Загорским под меблированные комнаты «Княжий двор», в которых квартировали многие творческие личности: писатели Александр Островский и Борис Пастернак, художники Василий Суриков и Илья Репин, композитор Александр Скрябин, философ Борис Чичерин. В 1988-1994 годах особняк пережил ещё одну реконструкцию — под размещение Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Экспозиция объединяет произведения, входившие в собрания прославленных российских коллекционеров.

Улица Волхонка, 14с6. Здание «Автоэкспорта». 1972-1975 гг.: https://pastvu.com/p/75645

Колымажный переулок, 6с2 — перестроенная городская усадьба конца XVIII века с садом. После Октябрьской революции в здании размещались детские учреждения, в 1980-х годах ансамбль был реконструирован и сейчас здесь находится Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ имени Пушкина.


Антипьевский (Колымажный) переулок, 6с2. 1920-1940 гг.: https://pastvu.com/p/64711

Антипьевский (Колымажный) переулок, 4с1. 1914 год: https://pastvu.com/p/26348

Колымажный переулок, 4с1 — усадьба В.Глебовой (1826-1827, архитектор Ф.Шестаков), фондохранилище графики ГМИИ имени Пушкина. Старинная усадьба переходила из рук в руки, пока в 1896 году её не приобрёл купец Афанасий Бурышкин, завещавший организовать здесь городской музей. Первая Мировая война помешала этим планам и в здании разместился лазарет. А после революции здесь находились различные учреждения, детская библиотека, коммунальные квартиры. Сейчас рассмотреть фасад здания невозможно в связи со строительными работами в переулке.

С афишей и новостями Пушкинского музея можно ознакомиться на сайте: https://www.pushkinmuseum.art

Подробная история Волхонки в статьях Рустама Рахматуллина и Константина Михайлова на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2012/03/22/volhonka-i-chertol-e/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/23/volhonka-chertolie-2/

http://www.archnadzor.ru/2012/03/28/volhonka-i-chertole-3/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/05/volhonka-i-chertole-4/

http://www.archnadzor.ru/2012/04/09/volhonka-i-chertole-5/

Источник: evgechesnokov.livejournal.com

Фото и описание

Зарубежное искусство представлено в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Основанный в 1912 г. музей насчитывает сегодня не менее 700 тысяч единиц хранения. Среди экспонатов Пушкинского музея – археологические находки, произведения художников из разных стран мира, собрание древнеегипетских и древнеримских раритетов. Музей находится в реестре особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

История музея им. Пушкина

Основателем столичного музея зарубежного искусства называют отца русской поэтессы Марины Цветаевой. В 1894 г. Иван Цветаев внес предложение о создании учебного музея на Первом съезде русских художников. Предполагалось, что экспозиция поможет представить все этапы развития мирового искусства: от Древнего мира через Средневековье к временам Ренессанса.

Цветаев продемонстрировал макет будущего здания императору Николаю II, который незамедлительно выделил на реализацию проекта 200 тысяч рублей. Вскоре подключились и другие инвесторы: князья Юсуповы, купчиха Алексеева, промышленник Нечаев и архитектор Федор Шехтель. Вскоре был заложен первый камень в фундамент здания, а покровительство над будущим музеем взял на себя Его Императорское Высочество великий князь Сергей Александрович.

Музей изобразительных искусств им пушкина фото

Экспозицию музея было решено разместить в специально построенном для этих целей особняке. В 1896 г. был объявлен конкурс, победу в котором одержали Роман Клейн и Иван Рерберг. Но уже через восемь лет главное здание сильно пострадало в пожаре. Его восстановили к 1912 г.

После завершения всех работ особняк представлял собой сооружение в неоклассическом стиле, похожее на античный храм. Акценты на фасаде расставили ионические колонны, а стеклянные своды потолка позволяли экспонатам выглядеть особенно выигрышно в естественном свете. Интерьеры украшали росписи и панно, выполненные группой художников, которыми руководил И. Нивинский. Неоценимую помощь в оформлении экспозиции Цветаеву оказали художники Коровин, Грабарь и Поленов. В создании музея приняли участие известные ученые: египтолог В. Голенищев, историк и археолог Н. Кондаков и автор «Истории России» Д. Иловайский.

Трудный двадцатый век

Формирование коллекции пришлось на период с 1909 по 1911 годы. Тогда музей пополнили древнеегипетские раритеты, картины мастеров Средневековья и эпохи Ренессанса и некоторые полотна русских живописцев. Археологические находки из Древнего Египта музей приобрел у В. Голенищева, известного в те времена востоковеда и исследователя древних цивилизаций. Итальянская живопись и скульптура появились в Пушкинском музее благодаря княгине Елизавете Федоровне и дипломату М. Щекину. Часть экспонатов безвозмездно передал музею археолог А. Бобринский, другие произведения искусства организаторы выкупили у известных российских ученых. Приобрести подлинные античные скульптуры было невозможно, а потому музей пополнили гипсовые копии и слепки с самых знаменитых античных произведений искусства.

Официальное открытие состоялось 31 мая 1912 г. На церемонии присутствовали император Николай II с матерью и дочерьми. Музей быстро стал очень популярным и начал пользоваться особым успехом у студентов и преподавателей высших учебных заведений и столичной интеллигенции. До наступления 1917 г. Музей изящных искусств при Московском университете носил имя Александра III.

Музей изобразительных искусств им пушкина фото

Революция надолго приостановила работу, и Музей изящных искусств при Московском университете, утративший имя царя в названии, опять открылся лишь в 1920 г. Его новой миссией было экспонирование проектов памятника «Освобожденному труду». Вскоре при музее заработала мастерская, где советские скульпторы работали над созданием произведений, предназначенных для оживления парков, скверов и прочих общественных пространств. В частности, знаменитая «Девушка с веслом» для парка культуры и отдыха им. Горького появилась на свет именно в здании на Волхонке, 12. Имя великого русского поэта было присвоено музею в 1937 г.

Военные годы стали непростым испытанием для сотрудников ГМИИ им. Пушкина. Коллекция была эвакуирована в Сибирь, а здание на Волхонке пострадало от вражеских бомбардировок. Музей снова открылся после ремонта и реконструкции в 1946 г. Спустя три года площади его были отданы под выставку подарков, которые прибыли в Москву к 70-летию Сталина. Экспонаты музея убрали в запасники на долгие восемь лет и вновь представили публике лишь после смерти руководителя Советского государства.

В ГМИИ им. Пушкина начали проходить выставки известных произведений мирового искусства. Вначале публике продемонстрировали картины, вывезенные после победы в Великой Отечественной войне из Дрезденской галереи. В 1956 г. москвичи и гости столицы смогли посетить выставку картин Пикассо, а в 1985 г. увидеть Джоконду Леонардо и работы, привезенные в Москву из нью-йоркского музея Метрополитен.

Столетний юбилей ГМИИ им. Пушкина был отмечен выпуском серии памятных медалей и почтовой марки.

Что посмотреть в Пушкинском музее Москвы

Музей изобразительных искусств им пушкина фото

Экспозиция ГМИИ им. Пушкина делится на несколько тематических частей: коллекция слепков с античных произведений искусства, собрание скульптурных композиций, художественная коллекция, залы древнеегипетских экспонатов, гравюрный кабинет, нумизматический отдел.

Коллекцию слепков с произведений искусства античности и Средневековья начали собирать еще до открытия музея. Среди прочих в ГМИИ им. Пушкина представлены слепки раки Св. Гертруды из разрушенной во время Второй мировой войны церкви в Нивеле, копии дворика флорентийского палаццо Барджелло и колонн в египетском храме в Карнаке и множества скульптур, в числе которых Ника Самофракийская, Пьета и Давид Микеланджело и многие другие.

Собрание западноевропейской скульптуры включает в себя почти шестьсот произведений мастеров, творивших в период с XVI по XXI вв. В залах музея выставлены скульптуры Родена, Ж.-Б. Лемуана, Клодиона и Э. Бурделя.

Более 350 тысяч картин включает в себя живописное собрание ГМИИ им. Пушкина. Картины выставлены в хронологическом порядке, и открывает экспозицию зал I в., в котором представлены фаюмские портреты, выполненные в технике станковой живописи. В музее можно увидеть работы Дюрера и Рембрандта, Брюллова и Врубеля, Калло и Мантеньи. Фламандское искусство представлено полотнами Питера Брейгеля Младшего, Рубенса и Ван Дейка, а среди работ знаменитых итальянцев – картины Караваджо, Строцци и Гвидо Рени. Множество живописных полотен изображает библейские сцены, есть в коллекции музея и житийные иконы, авторы которых творили в XIII в. в Неаполе, Флоренции и Сиене. Известнейшие живописные шедевры Пушкинского музея – «Девочка на шаре» Пикассо, «Портрет Жанны Самари» Ренуара, «Мадонна в винограднике» Лукаса Кранаха Старшего, «Голубые танцовщицы» Дега, «Завтрак на траве» Моне и «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандта.

Древнейшее собрание египетских раритетов содержит в себе экспонаты, датируемые периодом с IV в. до н. э. до IV в. На стендах музея размещены погребальные саркофаги и скульптурные композиции, папирусы и статуэтки, амулеты и каменные орудия труда.

Коллекция гравюрного кабинета ГМИИ им. Пушкина перешла сюда из Румянцевского музея. Ее собирал Дмитрий Ровинский – русский юрист и историк искусства. В музее представлены гравюры XVI-XIX вв. и, в том числе, рисунки Бенуа, Серова, Врубеля и Репина.

Одна из самых богатых нумизматических коллекций в мире, пушкинское собрание монет, медалей и слепков с резных камней состоит из более чем 200 тысяч единиц хранения. Нумизматический отдел представляет четыре собрания – античное, восточное, западноевропейское и русское.

Филиалы и отделения музея

Музей изобразительных искусств им пушкина фото

Кроме основного здания на Волхонке, 12 ГМИИ им. Пушкина располагает несколькими филиалами:

В бывшей усадьбе Голицыных на Волхонке, 14 в 2006 г. открылась галерея, где можно увидеть картины мастеров Новейшего времени из Западной Европы. В коллекции представлено творчество Делакруа, Руссо и Делароше. Несколько залов особняка посвящены французскому изобразительному искусству XIX-XX вв. В них размещены работы Моне, Сезанна, Гогена, Мане, Пикассо и Матисса. Поклонники русского авангарда встретятся в залах галереи с полотнами Кандинского и Шагала.

Дом графини Шуваловой на Волхонке, 10 представляет зрителю коллекции, собранные известными российскими искусствоведами и деятелями и культуры. В музее можно познакомиться с частными собраниями Святослава Рихтера, Федора Лемкуля и семьи Верейских.

— Старинный особняк конца XVIII в. стал в 2006 г. еще одним отделением ГМИИ им. Пушкина. В доме номер 6 в Колымажном переулке был открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

— Именем основателя музея был назван его филиал на ул. Чаянова, 15. Учебный художественный музей им. Ивана Цветаева был открыт в 1996 г. при Российском государственном гуманитарном университете. В его залах выставлено более 750 слепков с античных скульптур, хранящихся в мировых музеях.

— В усадьбе Вяземских-Долгоруковых в доме 3/5 в Малом Знаменском переулке после реконструкции будет размещена коллекция картин старых мастеров – Буше, Мурильо, Рембрандта, Рубенса и Тициана.

— Все, что связано с печатным делом, зрителю представят в Доме текста в Малом Знаменском переулке, 8/1. В этом филиале музея посетители смогут также познакомиться с редкими книгами и стать читателями научной библиотеки.

В ближайшем будущем откроются также депозитарий с реставрационными мастерскими и экспозиция в Тарусе, посвященная художникам-нонконформистам.

На заметку

  • Месторасположение: Москва, Волхонка, 12, телефоны: (495)697-9578, (495)609-9520, (495)697-7412.
  • Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Кропоткинская», «Боровицкая».
  • Официальный сайт: arts-museum.ru
  • Часы работы: вт-ср, сб-вс 11.00–20.00, чт, пт 11.00–21.00, касса закрывается на час раньше. Понедельник — выходной.
  • Билеты: вход 200-600 р., для детей до 16 лет вход свободный.

Источник: www.votpusk.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.