Среди множества архитектурно-исторических памятников мира есть особенные, воплотившие в себе целый пласт архитектурных направлений, имена и судьбы знаменитых личностей прошлых столетий. Ярким примером этого может служить Мраморный дворец в Санкт-Петербурге – колоссальное величественное сооружение, настоящая «мраморная сказка». Сейчас это один из знаменитых туристических объектов «Северной Венеции», поражающий грандиозностью размеров, великолепием и виртуозностью художественного оформления. Богатейшая история дворца, связанная с царской династией Романовых, не может не волновать и интересовать людей 21 века.

История строительства

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Идея строительства дворца возникла у Екатерины II, когда она решила отблагодарить своего фаворита, графа Г. Орлова за сподвижничество в государственных делах и за его роль в восхождении императрицы на престол. Во времена царствования Петра I на этом месте находилось здание Почтового двора, впоследствии сгоревшее в первой половине 18 в. Именно здесь, на набережной Невы, 10 октября 1768 г. началось возведение будущего архитектурного шедевра А. Ринальди, известного итальянского архитектора.


Сложность строительства

17 лет (1768-85 г) кропотливого труда архитекторов (Ринальди и Егоров), скульпторов, каменщиков, резчиков было потрачено на создание изумительной постройки, достойной восхищения. Ринальди нужно было на сложном участке строительства не только соблюсти красную линию в соответствии с другими зданиями, выходящими фасадами на Дворцовую набережную, но и добиться гармоничного «вписания» дворца в их общий ряд.

Поэтому в качестве стройматериала выбрали гранит, которым отделана набережная, и здание стало естественным её продолжением. Почти перед окончанием стройки Ринальди получил серьёзные травмы, упав со строительных лесов, и покинул Россию. Екатерина неоднократно приезжала смотреть, как продвигается возведение дворца и лично раздавала награды рабочим.

Реконструкция

В советское время в Мраморном дворце организовали музей В. И. Ленина, а после перестройки здание было передано Русскому музею, по инициативе которого провели масштабную реконструкцию, вернувшую прежний вид внутренних интерьеров дворцовых помещений. Понимая бесценное значение истинного шедевра архитектуры, специалисты-искусствоведы, художники и скульпторы поставили перед собой цель – восстановить непревзойдённую аутентичность интерьеров дворца. Из бюджета страны на первый этап реконструкции было выделено более 150 млн. рублей, реставрационная работа велась тщательно и скурпулёзно.

Этапы реставрации


Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

Архитектура и интерьеры

Мраморный дворец, Санкт-Петербург


Мраморный дворец – подлинный образец архитектуры раннего классицизма, черты которого ярко проявились во внешнем облике монументального строения. Строгость архитектурных линий, массивная солидность, чёткая симметричность окон, наличников, грандиозное великолепие 3-х-этажного каменного «исполина» делают здание настоящим классическим произведением от архитектуры. Глядя на величественное здание Мраморного дворца, кажется, что оно стояло вечно на невском берегу и простоит ещё много столетий.

Интерьер

Планировка помещений, внешние и внутренние интерьеры также в основном выдержаны в классических традициях: Парадная лестница, парадная приёмная, парадные залы. Мрамор различных оттенков явился главным отделочным материалом как внутри, так и снаружи. Множество символических скульптур и барельефов установлено в пространствах дворца. Однако в ходе реконструкции в 19 в (1844-49 г) оформление интерьеров в залах 2-го этажа осуществлялось в духе нового стиля архитектуры – эклектики, поклонником которого был архитектор-реставратор А. Брюллов. Убранство залов пополнилось пышными люстрами из золочёной бронзы, с хрустальными подвесками, изменены и позолочены лепные украшения, перемещён знаменитый плафон «Амур и Психея» работы Торелли.

Фасады

Мраморный дворец, Санкт-Петербург


Несомненная художественно-архитектурная ценность дворца – его уникальные фасады, облицованные природным камнем (гранитом и мрамором) и дошедшие до наших дней в практически первозданном облике. Именно за интенсивное использование в отделке мрамора разных сортов и оттенков дворец получил такое название. Цветовое решение и безупречный художественный вкус Ринальди в оформлении фасадов были более чем удачными: темно-красный гранит, покрывающий фасад 1 этажа, создал видимость пьедестала для последующих 2-х этажей, облицованных гранитом светло-серых оттенков. Наружные центральные фасады украшены балконами с мраморными ограждениями и золочёными балясинами из бронзы.

Коринфский ордер

В качестве связующего элемента 2-го и 3-го этажей Ринальди использовал архитектурный стиль коринфского ордера. Изящные пилястры и коринфские колонны, ритмично чередующиеся с проёмами окон, вытесаны из розового мрамора (тивдийского), капители и другие элементы – из белого мрамора. Резной орнамент из серого мрамора (рускеальского) на наличниках окон стал замечательным украшением. Междуоконные пространства заполнены рельефными гирляндами белого мрамора. Аттик дворца по всей длине обставлен «вазами» из серого доломита.

Скульптурные украшения фасадов

Центральный восточный фасад, «смотрящий» на парадный двор, декорирован скульптурными украшениями. Он вверху увенчан часовым павильоном в виде мраморных ваз с вмонтированными в них курантами (воссозданными в ходе реконструкции). С двух сторон павильона находятся мраморные статуи с аллегорическим значением «Щедрость» и «Верность». У главного парадного входа установлена монументальная статуя императора Александра III, изображающая его на коне верхом (шедевр скульптора П. Трубецкого), перенесённая сюда из хранилищ Русского музея.

Мраморный зал


Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Один из главных парадных залов – Мраморный, в котором оформление стен и потолков сохранилось практически в аутентичном виде, являет собой уникальный образец использования во внутренних интерьерах природного камня и натурального дерева. После реконструкции Брюллова помещение зала из 1-ярусного стало 2-ярусным, что придало ему большую величественность. Освещённость сверху окнами 2-го этажа создало пространственную воздушность. Стены зала облицованы специально привезённым из Италии и отечественным мрамором разных сортов и цветов.

Отделка стен

Гармоничное сочетание цветов мрамора в отделке стен не может не восхищать посетителей. А стиль коринфского ордера как нельзя лучше демонстрирует преимущества этого поистине бесценного материала (мрамора). Розовомраморные пилястры с бронзовыми золочёными капителями и базами зиждятся на цоколе, обрамляющем стены. Филёнки, разделяющие цоколь, выполнены из блекло-зелёного мрамора, доставленного из Италии, и украшены рельефными изображения ваз серого цвета. Некоторые декоративные элементы сделаны из лазурита.

Скульптурное убранство


Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Знаменитые русские и итальянские скульпторы создали высокохудожественные произведения ваяния. Вдоль стен по всей длине размещены круглые барельефы (14) по теме «Жертвоприношения», выполненные Ф. Шубиным и А. Валли. Пространство над дверями заполнено изящной декоративной композицией (автор Шубин). Украшение западной стены – 2 изумительных по художественной выразительности барельефа по мотивам римской мифологии (М. Козловский).

Парадная лестница

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Необходимый элемент классической архитектуры – Парадная лестница, созданная из нескольких сортов цветного мрамора, в большей степени сохранила первозданный вид. В основном в создании лестницы использовался серебристо-серый мрамор Уральских гор, ступени изготовили из зеленовато-серебристого (цвет амулет) песчаника, а барельефы и скульптуры – из белого греческого мрамора. Всех, кто начинает подниматься по лестнице, «встречает» скульптурный портрет Ринальди – знак благодарности и поощрения заслуг от графа Орлова архитектору (автор неизвестен).


Художественная аллегория в оформлении 1 этажа

Основной элемент украшения Парадной лестницы – скульптуры с аллегорическим значением. Все они уникальны как единственно сохранившийся в Санкт-Петербурге образец аллегорической скульптуры 18 в. 4 ниши 1-го этажа, окаймлённые мраморными раковинами, ознаменованы статуями в виде женских фигур, символизирующими смену времени суток: Ночь с фигуркой совы (автор неизвестен); Утро (богиня Аврора с диском Солнца); Полдень (стрела – луч солнца на солнечных часах) Вечер изображён в образе Дианы – богини охоты. Все 3 статуи – несомненный шедевр Ф. Шубина.

Скульптуры верхних этажей

Ниши 2-го и 3-го этажей украшают 2 статуи, олицетворяющие дни сезонного солнцестояния: Весеннее равноденствие (фигура женщины с цветами в руке и знаком Овна у ног) и Осеннее равноденствие – фигура мужчины с наливной виноградной гроздью. Площадку 3-го этажа венчают скульптурные изображения, символизирующие 4 основополагающие добродетели: справедливости, силы Духа, благоразумия и умеренности.

Парадная приёмная

Мраморный дворец, Санкт-Петербург
Согласно классическим канонам, значимым помещением дворца является Парадная приёмная, входящая в череду залов Невской анфилады. Здесь так же, как и на Парадной лестнице, сохранились аутентичные элементы оформления, имеющие историко-культурную ценность.


Колоннада

Монументальную величественность залу придают 8 колонн, вытесанных из отечественного сердобольского гранита, привозимого с островов Ладоги. Серо-чёрные оттенки мрамора на монолитных колоннах создают торжественно-официальный фон, внушающий почтительное уважение к хозяину дворца. Идеальная полировка колонн свидетельствует об огромном кропотливом труде каменотёсов.

Убранство Парадной приёмной

Вызывают восхищение подлинные лепные узоры, украшающие своды перекрытий. Декор был очищен и заново позолочен реставраторами. Во многих местах пола сохранились фрагменты наборного паркета 18 в. из ценных пород дерева (изумляет высокое мастерство паркетчиков). В результате реставрации 2015 г. были восстановлены камины, облицованные мрамором, полотна дверей, позолоченная люстра из бронзы.

Двусветный зал

Самое большое по площади помещение – Мраморный зал стал «двусветным» в период реконструкции 19 в., когда по распоряжению А. Брюллова перекрытие подняли на этаж выше. Освещённый окнами 2-х этажей, зал приобрёл величественную грандиозность, получил новое художественное оформление в стиле неоготики и стал называться Готическим или Белым. В нём установили орган, устраивали вечера музыки и танцев.

Реконструкция Брюллова

Всю площадь зала разделили на 3 части, установив опоры для поддержания сводов перекрытия. В качестве декора опор служили «снопы» тонких (готических) колонн, упирающихся веером в своды. По бокам проёма южных дверей разместили мраморные колонны со скульптурными изображениями русских богатырей-витязей. Центральную стену посредине украсил роскошный камин из мрамора, с вмонтированным в него зеркалом, обрамлением которого явилась золочёная резная рама.

Современная реставрация


Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Больше года длилось комплексное восстановление Белого зала, в процессе которого постарались вернуть ему прежний вид, созданный когда-то Брюлловым. Немало пришлось потрудиться над реконструкцией уникального по рисунку и разнообразию дерева наборного паркета. Тщательная художественная работа проведена над «воскрешением» статуй русских витязей, лепных орнаментов перекрытия, скульптурных изображений двуглавых орлов. Вновь засияли позолотой великолепные бронзовые люстры и бра, распахнулись восточные окна «второго света».

Греческая галерея

Севернее Белого зала находится картинная галерея, получившая название «Греческая» из-за отделки её стен искусственным греческим мрамором. Иначе этот зал при жизни Екатерины называли Орловским в память о царском фаворите, не дожившем до полного завершения строительства дворца.

Убранство галереи

Как и в других дворцовых помещениях, в оформлении галереи широко использовался высокохудожественный лепной орнамент на перекрытиях. Пол покрыт наборным паркетом сложной конструкции из разных пород дорогой древесины (после реконструкции 21 в. полностью восстановлен). Облицовке стен, покрытых искусственным мрамором, вернули прежний вид. Гармонично вписываются в общий вид интерьера воссозданные роскошные позолоченные бронзовые люстры.


Художественное содержание галереи

Главное украшение и бесценные раритеты – картины великих художников Возрождения (206 полотен) Рафаэля, Тициана, Рембрандта и многих других. В портретном зале на почётном месте размещались портреты братьев Орловых, сидящих на скакунах. Были представлены портреты (91) всех царственных особ семьи Романовых и властвующих монархов Европы екатерининской эпохи.

Зимний сад

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

На месте Висячего сада, расположенного на террасе, в процессе брюлловской реконструкции (19 в) организовали Зимний сад, объединив пространство 2 и 3-го этажей. В качестве опор для потолочного свода установили по центру мощные чугунные колонны, а по обеим сторонам полуколонны из чугуна, на которые опираются концы арок свода. Помещение разделено на 2 части – Сад и Цветник.

Убранство Зимнего сада

Стальной потолок 3 этажа рельефно разделён кессонами, арки свода украшены витиеватым декором. Дивный мини-балкон, огороженный ажурной кованой решёткой, украшает восточную стену сада (восстановлен после реставрации). Средину сада занимает великолепный мраморный фонтан (3 чаши), возвышающийся на мозаичном «ковре» каменного пола. Тщательно воссозданы 3 створки массивной стеклянной двери, с затейливым деревянным орнаментом; по старым чертежам в помещении Цветника выстроили мраморный зеркальный камин.

Личные апартаменты Великого князя Константина Константиновича

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

До 1998 года личные покои князя Константина были закрыты для публики, сейчас для посещений открыты его кабинет, библиотека, музыкальная и личная комнаты и молельная. Апартаменты стали собственностью князя в канун его 18-летия, в них он проживал с семьёй до самой смерти (1915 г). Будучи разносторонне развитой личностью, не лишённой поэтического таланта, главными комнатами в своих покоях он сделал кабинет (сохранился полностью) и библиотеку.

Обустройство кабинета

В оформлении интерьера кабинета в основном использовано натуральное дерево и кожа. Стены, украшенные высокохудожественными полотнами и портретами, оклеены позолоченными кожаными обоями, иллюстрированными царскими гербами. Потолок обшит красным деревом, из разных сортов дерева изготовлена мебель, дубовый паркет устилает пол. Кресло князя, опирающееся на передние «ножки» в виде позолоченных лебедей с поднятыми крыльями – особенный раритет кабинета.

Другие залы апартаментов

В интерьерах других комнат также присутствует в оформлении дерево. Особой любовью хозяина пользовалась Музыкальная «готическая» гостиная, отделанная необычайно живописно в готическом стиле деревянными ажурными панелями внизу и оклеенная кожаными обоями серого цвета с позолоченным орнаментом. Изящный макет готического храма, установленный на панели, украшает одну из стен гостиной. Чёрный лакированный рояль старинной работы символизирует назначение комнаты.

Владельцы

Смену владельцев Мраморного дворца, диктуемую временем и обстоятельствами, можно выстроить в символический ряд.

Первый хозяин дворца – ближайший фаворит Екатерины Г. Орлов, генерал-адъютант и обладатель множества других чинов и званий стал владельцем дворца, не дожив до его официального открытия 2 года (умер в 1783 г).

  • Второй владелец – внук Екатерины Константин Павлович был хозяином дворца до 1831 года. Причём в 1797-98 г. здание было отдано под резиденцию последнего польского короля С. А. Понятовского, который скоропостижно умер в 1798 г).
  • Третий владелец – другой внук императрицы Константин Николаевич пожалован дворцом в 1832 г, когда ему исполнилось 5 лет. До совершеннолетия князя в здании жила многочисленная придворная челядь. Став женой князя, владелицей дворца наряду с ним была великая княгиня Александра Иосифовна, яркая выдающаяся личность своего времени. В течение жизни К. Н. (1827-92) дворец назывался Константиновским.
  • Четвёртым хозяином стал следующий внук Екатерины I — наследный князь Константин Константинович, владевший зданием до 1915 г., сделав дворец своеобразным храмом искусства. В великолепных залах устраивались драматические представления, проходили музыкальные концерты великих музыкантов и композиторов, организовывались творческие встречи писателей и поэтов.

Выставки и экспозиции

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

В советское время в нескольких залах Мраморного дворца был организован филиал Центрального музея В. И., что явилось первым примером использования памятника архитектуры в новом качестве, соответствующем запросам общества. Работой по реконструкции помещений руководил архитектор Н. Лансере, и музей открыли в печально памятный для страны — 1937 год. Экспозиции музея подробно знакомили посетителей с жизнью и революционной деятельностью вождя пролетариата.

Современная концепция – пропаганда искусства

Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Сегодня самое красивое здание северной столицы, переданное Русскому музею – центр демонстрации произведений «русского искусства в сочетании с мировыми тенденциями. Здесь посредством постоянных и временных экспозиций и выставок широко представлены предметы живописи, скульптуры и других жанров. Регулярно организовываются разнообразные тематические экспозиции:

  • Коллекция братьев Ржевских (шедевры графики, живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства – всего 503 экземпляра).
  • Константин Романов – поэт Серебряного века (в аутентичной обстановке его кабинета и Музыкальной гостиной).
  • Музей Людвига (произведения немецкого классического искусства 19-21 в).
  • Диалог немецких скульпторов Э. Барлаха и К. Кольвица с русскими современниками (220 произведений модернистов и работы российских мастеров).

Помимо этого, постоянно проводятся временные выставки, демонстрирующие мировое искусство.

Легенды и предания

Как и все значительные архитектурные памятники, история Мраморного дворца окружена мифами. Одно из преданий гласит, что при закладке фундамента в него замуровали ящик, доверху набитый царскими монетами. Хотя точных сведений об этом нет, но слухи о таинственном ящике продолжают жить. Существует легенда о том, почему императрица отбирала подаренный Константину Павловичу дворец. Якобы за то, что тот, будучи 16-летним, стрелял из пушки живыми крысами, пугая свою юную жену. Одна из легенд повествует о потайной двери, через которую Екатерина проникала на свидание с Орловым, когда ещё шло возведение дворца.

Где находится и как добраться

Монументальное здание, украшающее исторический центр Петербурга, расположено по адресу:

Санкт-Петербург, ул. Миллионная, N 5/1 или Дворцовая наб., 6.

Метро, ост. Невский проспект (Гостиный двор), пройти по подземному переходу на Садовую ул. пройти мимо решётки Михайловского сада и одноименного дворца, перейти по мостику р. Мойку и вдоль Летнего сада по Миллионной ул. выйти к Мраморному дворцу.

Источник: GuruTurizma.ru

Творение Антонио Ринальди — Мраморный дворец — подарок Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову за заслуги перед Отечеством, другими словами, — за активное участие в дворцовом перевороте 1762г., в результате которого был свергнут Пётр III, а Екатерина взошла на трон.

Мраморный дворец фото внутри
По легенде, Екатерина сама сделала набросок дворца, а Ринальди, зная об этом, высоко оценил её работу и получил разрешение на строительство.

Мраморный дворец фото внутри
Строительство велось с 1768 по 1785 годы.
В фундамент здания был заложен мраморный ларь с монетами.

Мраморный дворец получил своё название из-за обилия мраморной отделки как фасада, так и внутренних покоев.
Только для облицовки стен было использовано 32 сорта мрамора.

Григорий Орлов так и не успел воспользоваться подарком, т. к. не дожил до окончания строительства.
Впоследствии Екатерина выкупила дворец у наследников графа в казну и пожаловала его своему внуку Константину Павловичу.
Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.
Мраморный дворец фото внутри
А в XIX – XX в.в дворец вообще стал родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей.
Во дворце всегда кто-нибудь гостил или просто жил.
Например, в 1795-1796 годах тут жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, которого после смерти Екатерины II освободил Павел I.
В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты.
Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена 
В. Бренной.
За годы своего существования дворец неоднократно перестраивался внутри: сначала В Бренной, для Понятовского, затем А Воронихиным перестраивалась малая анфилада вдоль Невы и частично — по Миллионной.

Константин Павлович в конце-концов вернулся-таки в свою резиденцию, но затем, став наместником Царства Польского, покинул Петербург.
После его отъезда дворец перешёл придворной канцелярии и здесь стали сдаваться квартиры внаём придворным чинам. А в 1832г., после обследования дворца, он был признан аварийным и начался капитальный ремонт.

Следующая перестройка состоялась уже в 1845г., при Константине Николаевиче, и её осуществил брат живописца Карла Брюллова — Александр.
В технические подробности вдаваться не буду.

После Константина Николаевич дворцом владел его сын, Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К.Р. После его смерти в 1915 г. вдова покинула дворец.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.

Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.источник

А теперь, собственно, фото.
При входе во дворец , перед парадной лестницей -— барельеф с изображением главного архитектора — Антонио Ринальди
Мраморный дворец фото внутри
Парадная лестница украшена скульптурами Ф.Шубина «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее и Весеннее равноденствие»

Мраморный дворец фото внутри Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри
Дверь времён Ринальди в художественной галерее
Мраморный дворец фото внутри

Плафон над парадной лестницей
Мраморный дворец фото внутри

Самый прекрасный из залов дворца — Мраморный, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.
Мраморный дворец фото внутри
Плафон на потолке
Мраморный дворец фото внутри
Люстра из отечественного хрусталя
Мраморный дворец фото внутри
Наборный паркет
Мраморный дворец фото внутри
Практически все двери во дворце остались со времени Ринальди, их просто немного привели в порядок
Мраморный дворец фото внутри
Барельеф на стене и камин
Мраморный дворец фото внутри Мраморный дворец фото внутри
По соседству с Мраморным залом расположены помещения, где раньше был музей Ленина. Поскольку замысловатые буржуазные финтифлюшки мешали правильному восприятию образа вождя, все архитектурные излишества, а также стены из искусственного мрамора были закрашены, как бы законсервированы. Нынешние реставраторы просто расчищают краску на потолке, выявляя позолоту,
Мраморный дворец фото внутри
и на стенах — под краской хорошо сохранился трёхцветный искусственный мрамор
Мраморный дворец фото внутри

Это Белый (танцевальный) зал. В этот день тут должен был состояться банкет
Мраморный дворец фото внутри
Лепнина над входом в зал
Мраморный дворец фото внутри
Освещение во всех помещениях тусклое. Как объяснил гид, сейчас не выпускают обычных 100 — свечёвых лампочек, только энергосберегающие, которые нелепо выглядят в старинных светильниках, поэтому покупают слабые, но подходящие по дизайну.
Мраморный дворец фото внутри
Камин с зеркалом — оригинальный
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Зимний сад
Мраморный дворец фото внутри
На месте Зимнего сада раньше находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди. В 1846 г. архитектуру зала полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны.

Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на 2 чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной. Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с Цветником тремя открытыми арочными проемами.

В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось. Реставрация началась в 2005 г.
В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, 4 торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены 2 скульптуры — «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).  источник
Кессонированный потолок
Мраморный дворец фото внутри
Торшеры
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри
Фонтан
Мраморный дворец фото внутри
Скульптуры М.Попова и А.Бока
Мраморный дворец фото внутри  Мраморный дворец фото внутри

Те самые двери, около которых красовался Ильич
Мраморный дворец фото внутри
Сразу за Зимним садом находится Царская комната,
Мраморный дворец фото внутри
в которой сохранился пол из наборного паркета времён Ринальди.
Мраморный дворец фото внутри

Затем мы вышли на улицу и через арку, обрамлённую нишами со скульптурами,
Мраморный дворец фото внутри Мраморный дворец фото внутри
мимо итальянского дворика, вид на который открывается из Зимнего сада,
Мраморный дворец фото внутри
отправились в личные покои Константина Константиновича и его супруги, Елизаветы Маврикиевны, урождённой  Элизаветаы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской.
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

О самом К.Р. надо писать отдельно, настолько это интересный и разносторонний человек. Это поэт, переводчик, драматург, выдающийся деятель русской культуры, президент Академии наук, один из основателей Пушкинского Дома
У них с супругой было 9 детей. Комнаты детей во дворце были оформлены, как сказочный терем. К сожалению, они не сохранились в первозданном виде.
А вот личные покои князя и княгини не представляли интереса для последующих хозяев дворца, поэтому интерьер мужской половины сохранился полностью.
К сожалению, там снимать было нельзя, я успела только прихватить по частям прихожую, оформленную в русском стиле, отделанную деревом,
Мраморный дворец фото внутри Мраморный дворец фото внутри
Стол — оригинальный
Мраморный дворец фото внутри

потолок в библиотеке
Мраморный дворец фото внутри

и Ореховый кабинет.
Мраморный дворец фото внутри
Фото самой библиотеки, готической музыкальной гостиной и личного кабинета Великого князя взяла здесь

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри
Мраморный дворец фото внутри

В покоях Елизаветы Маврикиевны снимать было можно, да, фактически, нечего:
Мраморный дворец фото внутри
это бывшая супружеская спальня
Мраморный дворец фото внутри
Очень красивый зал, предназначения не помню
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри
Собственно, на этом экскурсия закончилась.
Вышли во двор к многострадальному памятнику Александру III, заменившему здесь не менее многострадальный броневик Ильича.
Мраморный дворец фото внутри
Этот памятник работы Паоло Трубецкого изначально, в 1909 г. ,был установлен на Знаменской площади (ныне — пл. Восстания).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон — тяжеловесный и массивный, под стать фигуре императора.

 Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности — от восторга до резкого неприятия.
Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.
Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
По городу быстро распространились стихи:
Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад.
А в 1994 году памятник был установлен у Мраморного дворца.

Источник: goldfond.livejournal.com

Недавно прочитала дневник Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», опубликованный в «Русской старине» за 1884-1885 и 1887 годы. Кроме того там же с большим удовольствием прочитала очерк протодиакона В. Орлова «Мраморный дворец», посвященный столетней годовщине окончания строительства дворца (майский номер 1885 года). В очерке дана история постройки дворца, указано на что и сколько денег потрачено, перечислены фамилии мастеров, привлекавшихся к работе. Кроме того дано подробное описание двух домовых церквей и хранящихся в святынь, которые были во дворце. Этой информации в интернете мне обнаружить не удалось. Целиком копия очерка выложена в альбоме http://fotki.yandex.ru/users/amsmolich/album/313723/ .
И вдруг экскурсия! Конечно, мы сразу же записались. На экскурсии нам рассказывали то, что и так доступно на всяких сайтах, в том числе и на сайте Русского музея. Этим и объясняется наше с мамой разочарование от услышанного, но зато увиденное оставило самые лучшие впечатления.
Экскурсия состояла из двух частей. Первая часть – историческая, с посещением трех парадных залов. Раньше во дворце было 70 парадных помещений (но об этом не говорят!). А сохранился только Мраморный зал, два других зала сделаны заново по старым фотографиям и рисункам. Также везде был разобран паркет. Во дворце практически ничего не осталось. Всё было разрушено коммунистами.
Вторая часть была посвящена в. кн. Константину Константиновичу и его творчеству, с посещением семи комнат, в которых почему-то запрещено фотографировать. Эти помещения также восстановлены по фотографиям, так как коммунисты считали, что во дворце не должно ничего остаться, что напоминало бы о царской семье. Поэтому всё было уничтожено.
Ниже несколько строк из очерка «Мраморный дворец». Фотографии мои плюс набор открыток, приобретённый во дворце.

При Петре Великом на месте нынешнего Марсова поля производилась обыкновенно «звериная травля», а где впоследствии построен Мраморный дворец, стоял почтовый двор, вблизи которого в 1711 году устроен был «зверовый дом» и в нем помещались: большой слон, львы, тигры, присланные в подарок от персидского шаха. «Почтовый двор, говорит Рубан в «Описании Петербурга» — «мазанковый и стоял на том месте, где ныне строится великий покой мраморный дом. На сем почтовом дворе государь Петр I многократно отправлял некоторым праздникам и викториям торжества».
Башуцкий, описывая в своей «Панораме Петербурга» почтовый двор, замечает, что «столица давно чувствовала недостаток в подобном учреждении, ибо ещё не было дома, где приезжие могли бы останавливаться, не теряя времени в искании по всему городу квартиры. Дом этот состоял в заведывании особого смотрителя, имевшего ранг армейского прапорщика, с весьма умеренным содержанием, которое впоследствии было увеличено дозволением ему завести ещё особую гостиницу, выписывать беспошлинно определенное количество вина и других продуктов. Кроме того ему предоставлено было пользоваться частию сбора с присылаемых писем, но доход этот был очень незначителен, так как за доставку письма, например, из Петербурга в Москву, платилось не более двух копеек. При Петре I была углублена и очищена река Мья (Мойка), из которой были проведены два канала: один у нынешнего Мраморного дворца, после засыпанный, а другой существует до сих пор под именем Зимней канавки. При Екатерине II, это место называлось «Царицын луг»; в 1818 году дано название «Марсова поля».

Мраморный дворец фото внутри

Итак на Царицыном лугу Екатерина II решила соорудить дом из мрамора, при чем существует следующая легенда: задумав постройку, государыня пригласила одного из архитекторов-иностранцев и, показывая ему чертеж самою ею накиданного дворца, спросила его мнение об этом плане. Зная, что проект принадлежит монархине, архитектор рассыпался в восторженных похвалах, слушая которые императрица сказала: «если он так хорош, то возьмите на себя его постройку». Соглашение, конечно, немедленно последовало, но зодчий, при выполнении высочайше набросанного плана, был поставлен в большие затруднения, даже в начертаниях капитальных стен, и вот чем объясняют, если обходить комнаты дворца, то заметным становится, что в нем нет прямых углов ни в каких покоях, ни в амбразурах окон и дверей.
Строителем Мраморного дворца был Антонио Ринальди.

Ф.Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной. 1790-е.
Мраморный дворец фото внутри

Весь ход постройки Мраморного дома от самого начала и до окончания его пользовался особенным вниманием Екатерины II; она неоднократно лично посещала строение и участвующих приказывала награждать деньгами, что видно из отчетов, и вообще ничто не делось в нем без её повелений. Сохранилась собственноручная записка Екатерины II (1781 или 1782): «С крайним удивлением слышу я, что в Мраморном доме Мих. Ив. Мордвинов дает Гампелю волю ломать стены и двери перекладывать, как тот вздумает; спроси, в каких и каких комнатах такая ломка произошла и скажи Мих. Ив., чтоб он ничто не ломал в том доме не доложась меня. Принеси ко мне план с означением той безрассудной ломки. Как Гампелю лучше чего знать, нежели Ринальдию. Уж не скоблит ли он стен и не убавляет ли кирпичи в трубах, как в Царском селе, чтобы пожары наделать, от него станется».
Непосредственное заведывание сооружением Мраморного дворца было вверено императрицею полковнику артиллерии Мих. Ив. Мордвинову. Мордвинов вёл подробные отчеты, где учитывались все затраты с точностью до ¼ копейки.

Обрен и Жакотте. Мраморный дворец. 1840-1850. Литография с рисунка Шарлеманя и Дюрюи.
Мраморный дворец фото внутри

При сестрорецких заводах, для ковки медных листов на крышу, устроена была фабрика в 1772 году. Получен был мрамор из Екатеринбурга от конторы строения домов и садов.

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

В 1772 году Гр.Гр. Орлов вышел в отставку. Екатерина собственноручным проектом указа, в числе многих драгоценных подарков, назначила Орлову и Мраморный дворец. Вследствие чего Мордвинову, 25-го сентября, был дан указ: «когда вы строящийся под смотрением вашим у почтовой пристани каменный дом к окончанию приведете так, как от нас вам приказано, и когда он совсем убран, и в такое состояние приведен будет, чтобы в него хозяин войти и жить мог, тогда отдайте от него ключи гр. Гр. Гр. Орлову, ибо мы оный дом со всеми в нем мебелями жалуем ему в вечное и наследственное владение».

Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1779
С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1763
Мраморный дворец фото внутри

Но постройка дворца надолго затянулась, и Орлову не суждено было прочесть надпись, сделанную на фризе дворца, по повелению Екатерины: «здание благодарности», он умер, не переехав в этот дом, в Москве, 13-го апреля 1783 года.
По смерти Орлова, Екатерина обратилась к родственникам покойного с предложением выкупить имущество Григория Орлова, так как по её мнению «вам оное излишно, продажа же того будет средством не только к скорейшей уплате долгов покойного князя Гр. Гр., но ещё и к собственной всех вас пользе обратится». Она произвела опись и оценку этого имущества, которая по её подсчетам составляла «около миллиона и двадцати тысяч рублей». А с рассрочкой платежей на десять лет, проценты по её расчетам составят ещё «до пяти сот тысяч рублей». Когда согласие было получено, то она повелела «пошлин с продажи сей никаких не брать».
По смерти Михаила Ивановича Мордвинова в 1782 году заведывание постройкой дворца было возложено на полковника Буксгевдена. Такой подробной отчетности, как у Мордвинова, в последующих годах уже не велось, а только существуют краткие записи и доклады.
Всего на строительство дворца с апреля 1768 по май 1785 было истрачено 1,219,677 р. 46 ¼ к. Но это без затрат за три года, с 1778 по 1780, так как эти отчеты Мордвинова в архивах не сохранились.
По наружной отделке и внутреннему убранству дворец Мраморный служит прекрасным памятником щедрости Екатерины. Нижний этаж обложен весь тесаным диким камнем, верхние же два разноцветным, полированным финляндским и сибирским мрамором.

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

В средний и верхний этажи ведет богатая парадная лестница из серого мрамора с нишами для статуй и ваз по проекту Ринальди.

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Скульптур Ф.И. Шубин по рисунку архитектора Ринальди. Ночь, Утро, Полдень, Вечер.
Мраморный дворец фото внутри

Плафон парадной лестницы. И. Крист. «Суд Париса».
Мраморный дворец фото внутри

В день бракосочетания в. кн. Константина Павловича (совершившегося 15-го февраля 1796г.), происходившего в церкви Зимнего дворца, после обеденного стола в Георгиевской зале и по окончании бала состоялся прием новобрачных в Мраморном дворце. Спустя несколько дней Екатерина обедала у своего внука и вот что она писала о Мраморном дворце в письме к Гримму: «Je pense qu’il est difficile de trouver une plus belle maison, plus richement meublee et avec plus de gout, de commodite, de richesse; nous sommes amuses avant et après le diner a parcourir toute la maison, et j’en suis tres contente, et le sieur Constantin aussi».

Мраморный дворец фото внутри

Вскоре после раздела Польши, в 1797 году, в Петербург прибыл король польский Станислав-Август Понятовский, который из предложенных для него и его свиты дворцов: Каменного, Таврического и Мраморного, избрал последний, почему Константину Павловичу пришлось временно поселиться в доме бывшего обер-гофмаршала Шепелева.
В 1798 году в феврале Понятовский скончался в Мраморном дворце и был погребен 18-го февраля под католическою церковью на Невском проспекте.

Марчелло Бачиарелли. Смерть Станислава-Августа Понятовского.
Мраморный дворец фото внутри

По кончине Константина Павловича (27 июня 1831 года) Мраморный дворец опустел, большая часть мебели и вещей перенесена была в другие дворцы, а с 6-го марта 1832 года дворец назначен великому князю Константину Николаевичу.

С 1849 года, в течении 4-х лет, во дворце производился большой ремонт. Реставрировал Александр Павлович Брюллов.

Мраморный дворец фото внутри

10-го декабря 1849 года Мраморный дворец был пожалован в дар, в потомственное владение его императорскому высочеству Константину Николаевичу. В 1888 году дворец перешел к его сыну, великому князю Константину Константиновичу.
Интересно, что дворцом владели только Константины.

Мраморный дворец фото внутри

В 1919-1936 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры (по сути краеведческий музей), а после ее ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов. В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею.

Белый зал. А.П. Брюллов
Зал выполнен в готическом стиле. В своё время здесь был арсенал – хранилась коллекция оружия.
Мраморный дворец фото внутри

Все люстры из этого зала были уничтожены коммунистами. Их переплавили, так им нужен был цветной металл.

Мраморный дворец фото внутри

Рисунков Брюллова этих люстр не сохранилось, поэтому восстановить их не представляется возможным.

Мраморный дворец фото внутри

Поэтому реставраторы по сохранившимся рисункам Брюллова изготовили новые люстры.

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Камин в Белом зале подлинный:
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Зимний сад. А.П. Брюллов

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный зал. А. Ринальди. А.П. Брюллов
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Плафон С. Торелли. «Свадьба Амура и Психеи»
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

В Мраморном зале все люстры подлинные:
Мраморный дворец фото внутри

Мраморный дворец фото внутри

Орлы в честь того, кому благодарная Екатерина построила дворец:
Мраморный дворец фото внутри

Скульптор Михаил Козловский для Мраморного зала сделал барельеф, представляющий Регула, возвращающегося из Рима в плен карфагенский, и Камилла, освобождающего Рим от галлов.

Регул — римский консул в 256 г. до н.э., перенесший войну с Карфагеном в Африку, одержавший две победы над карфагенянами; когда же они стали просить мира, Регул предложил им чрезвычайно тяжелые условия. Карфагеняне тогда собрали войско, нанесли римлянам страшное поражение и взяли в плен Регула. Он пробыл в плену 5 лет, по истечении которых было отправлено в Рим посольство для переговоров о мире, выгодном для Карфагена. По преданию, вместе с этим посольством был послан в Рим и Регул с условием, что он вернется в Карфаген, если ему не удастся склонить римлян к миру на условиях Карфагена. Регул действовал в Риме в пользу своих соотечественников, настраивая их против Карфагена, и, так как посольство не имело успеха, то он вернулся в Карфаген, где был казнен.

Считается, что эта аллегория была намеком Екатерины Орлову, который дал ей слово не разглашать некоторые тайны известные им обоим. Аллегория означает верность данному слову.

Мраморный дворец фото внутри

Второй барельеф — Камилл, освобождающего Рим от галлов.
В 390-х годах до н.э. после семимесячной осады и у осажденных, и у осаждавших начался голод, а среди галлов открылась зараза. Вследствие этого стороны были склонны вступить в переговоры. Предводитель галлов, Бренн, согласился удалиться со своим войском за тысячу фунтов золота. Принесли золото и стали взвешивать. Галлы хотели обмануть римлян и получить побольше драгоценного металла. Сперва потихоньку, а потом и открыто они стали тянуть вниз чашу весов с гирями. Возмущенные римляне запротестовали. Тогда Бренн снял свой тяжелый меч и бросил его на ту чашу весов, где стояли гири. «Что это значит?!» — воскликнули римляне. «Горе побежденным — вот что это значит!»— закричал Бренн. В эту минуту явился со своим войском Камилл, объявил договор недействительным, прогнал галлов из города и разбил их в большом сражении в восьми милях от Рима.

Мраморный дворец фото внутри

Что хотела сказать Екатерина этой аллегорией, мне не известно. На экскурсии об этом барельефе нам не сказали ни слова.

Интересно, что в советское время в этом зале октябрят принимали в пионеры.

Продолжение будет.
Мраморный дворец фото внутри

Источник: amsmolich.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.