История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.


К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.


Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

Как добраться до Михайловского замка

Замок-музей находится среди исторической застройки Петербурга, в месте пересечения двух рек — Мойки и Фонтанки. Одним из фасадов он выходит на Марсово поле и Летний сад. Это оживленное туристическое место, окруженное набережными и зелеными парками, сюда легко попасть с Невского проспекта, от Петропавловской крепости или Эрмитажа. Ближайшие к замку станции метро — Гостиный двор и Невский проспект, также рядом есть остановка трамвая №3.

Точный адрес: Садовая улица, 2, Санкт-Петербург, Россия.

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39Э ехать до ст. м. Московская (25 минут) либо маршрутом №39 до Авиационной улицы (33 минуты).

    Метро:от ст. Московская по синей ветке 2 добраться до ст. Невский проспект; в пути 7 остановок или 13 минут.

    Пешком:по Невскому и ул. Садовой идти 1,1 км.


Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутами № 3, 22, 24, 27 ехать с площади Восстания у вокзала до Гостиного двора, в пути 5 минут.

    Пешком:по Невскому и ул. Садовой пройти 800 м.

  • Вариант 2

    Пешком:через набережную Фонтанки расстояние 2,3 км.

Михайловский замок на карте

Что посмотреть

Михайловский замок с его замкнутой структурой и защищенным внутренним двором можно было бы смело назвать крепостью, если б не его изящные парадные фасады. Выполненный в стиле романтического классицизма, он украшен мраморными колоннами и барельефами. Самый роскошным считается Южный фасад, где находится памятник Петру I руки Бартоломео Растрелли и центральный вход. Император окружил его Воскресенским каналом, через который было прокинуто три сходящихся моста (так называемый Трехчастный мост). Сегодня эта конструкция отчасти восстановлена.


Северный фасад тоже интересен, ведь его украшает большая терраса и ряд светлых мраморных колонн. Особую же роль в архитектурном ансамбле играет западный фасад с храмом Архистратига Михаила — острый шпиль церкви высотой 64 м. заметен издалека и придает всей крепости оригинальный утонченный вид. Для симметрии с востока тоже был построен округлый выступ и  небольшая башенка со шпилем, там находится парадный Овальный зал.

Легенда о надписи 

Над центральным входом в Михайловский замок можно увидеть слегка измененную цитату из псалма царя Давида. Медные буквы для нее были взяты из Исаакиевского собора, а еще раньше они принадлежали Новодевичьему монастырю. В надписи ровно 47 букв, и этому числу придается сакральное значение.

Есть легенда, что император за несколько лет до смерти предчувствовал свою гибель (а если точнее — опасался заговоров и никому не доверял). Однажды он спросил о дате смерти у старца, который до того стал известен из-за точного предсказания кончины Екатерины II. Иеромонах ответил, что Павел проживет столько же лет, сколько букв в надписи на его дворце. И действительно, царь был убит на 47 году жизни. Есть и другая версия этой легенды, согласно которой роковое пророчество сделала известная святая Ксения Петербуржская.


Интерьеры замка-музея

Внутри Михайловский замок полон мрамора, изысканной лепнины, скульптур и картин. Говорят, что при переезде императорской семьи наспех построенный дворец был слишком сырым и неблагоустроенным, поэтому Павел пытался компенсировать отсутствие комфорта роскошью. Впрочем, одна благоустроенная комната все же была и в те времена — обшитая деревом спальня императора. К сожалению, ее отделка не сохранилась. Сейчас на этом месте находится церковь Петра и Павла, устроенная Александром II.

Самыми интересными из отреставрированных залов являются Тронный, Овальный, спальня Марии Федоровны, Антик и галерея Рафаэля. Отдельного внимания стоит и парадная лестница — настоящее произведение искусства. В ее центральной нише можно увидеть копию статуи умирающей Клеопатры (оригинал сегодня хранится в Эрмитаже), которую Павел установил как символ неправедной царицы, имея в виду свою мать Екатерину II. Внизу же у северного входа есть еще две великолепные скульптуры — Флоры и Геркулеса.

Интересно: на парадной лестнице сохранился герб Российской империи с одной  необычной деталью — восьмиконечным мальтийским крестом. Этот символ был включен в герб после того, как император стал предводителем Мальтийского ордена.

Интересные залы:

  • Галерея Рафаэля — апартаменты жены Павла I, где когда-то красовались гобелены с сюжетами картин Рафаэля (сегодня они находятся в Эрмитаже). Однако со времен 18-го века сохранилась плафонная роспись, поэтому все самое интересное можно увидеть на потолке. Стены же украшают современные копии известных полотен эпохи Ренессанса.

  • Тронный зал — одно из главных помещений Михайловского замка с троном императрицы Марии Федоровны и роскошным мраморным камином. В настоящее время здесь восстановлена арочная ниша под камин, обрамленная двумя кариатидами, а также фрагменты богатой лепнины.
  • Овальный зал — часть парадных царских покоев, где спустя века остались в целостности несколько кариатид и барельефов под самым потолком. Внизу же можно увидеть слепок с посмертной маски и портреты Петра I. Среди других интересных объектов — старинная сабля и трость 18-го века.
  • Антик — зал, названный так из-за множества античных статуй, некогда расставленных в нишах и проемах. Однако они, как и другие элементы былого убранства, до наших дней не сохранились. От оригинального интерьера осталась только отделка серым мрамором у входов, но зато здесь можно увидеть целую галерею портретов семьи Романовых.

  • Спальня Марии Федоровны — торжественный мраморный зал, с виду мало похожий на спальные покои. Тем не менее, эти холодные интерьеры считаются подлинными, а точнее, искусно воссозданными в полном соответствии с оригиналом. Мебель, увы, давно утрачена, но в витринах есть несколько медальонов жены Павла I и других царственных особ.

Пышным убранством также отличаются Большой Столовый и Мраморный залы, в последнем обычно проводятся выставки. Организованные экскурсионные группы заходят и в церковь Святого Михаила, куда свободный доступ пока закрыт. Маленькая часовня имеет необычный для православного храма интерьер с темными мраморными колоннами и знаменитым масонским символом — Всевидящим оком на потолке.

Некоторые помещения Инженерного замка и вовсе не сохранились, например, существовавший в юго-восточной части театр. Он успел дать лишь одно представление, а после убийства царя был расформирован.

Интересно: долгое время Михайловский замок-музей был кирпично-красного цвета. Но во время реставрации ученые смогли найти и восстановить его подлинный оттенок — розовато-оранжевый. Есть версия, что этот сложный цвет был выбран императором в тон перчаток Анны Лопухиной, в которую Павел был одно время влюблен.

Часы работы и стоимость билетов

Инженерный замок открыт:

  • Ежедневно, кроме вторника и четверга — с 10:00 до 18:00;
  • По четвергам — с 13:00 до 21:00.

По понедельникам посещение замка-музея возможно до 20:00.

Кассы работают до 17:30, вторник — выходной.

Актуальный график есть на сайте Русского музея.

В лектории замка регулярно проходят игровые тренинги и лекции,  расписание мероприятий меняется каждый месяц.

Стоимость билетов:

  • Входной билет в замок-музей — 400 руб.;
  • Билет в замок-музей и комплекс Бенуа — 700 руб.

Для льготных категорий есть скидка 50% от стоимости билета.

Билет с экскурсией стоит 1 000 руб. для всех категорий.

Важно: дети до 18 лет могут пройти бесплатно один раз в месяц — 18 числа.

Для желающих самостоятельно ознакомиться с экспозицией замка-музея есть аудиогид, его можно скачать на сайте. Там же представлены аудиогиды для знакомства с другими архитектурными шедеврами Русского музея.

Интересные факты

  • Считается, что цифра 4 играла особую роль в судьбе Павла I. Его резиденция строилась 4 года, но прожить в ней императорской семьи удалось только 40 дней. Само царствование от восшествия на престол до смерти также длилось 4 года, 4 месяца и ровно 4 дня.
  • С давних времен ходят слухи, что ночью в Михайловском замке часто сами собой открываются и хлопают двери, а иногда слышен звук маленькой флейты-флажолеты, на которой любил играть Павел. Более того, один из портретов царя время от времени «оживает» и может даже подмигнуть посетителям.

  • Особой мистической атмосферой окутан день смерти императора. Якобы в эту ночь его призрак стоит у окна и забирает душу каждого 48-го прохожего. Если же привидение вдруг возникнет в коридорах дворца, нужно пожелать Его Величеству спокойной ночи, и тогда призрак не причинит вреда.
  • В советскую эпоху в замок была направлена комиссия ученых, которая по одной версии искала сокровища Мальтийского ордена, по другой же — была призвана раз и навсегда разобраться в его тайнах. Отчет о работе засекретили, но считается, что комиссия действительно нашла несколько необъяснимых с точки зрения современной науки фактов.
  • При реставрации Инженерного замка был найден один из плафонов 18-го века, который попросту лежал в свернутом виде под грудой хлама. Это удивительная находка, ведь во дворце, что все время был занят разными учреждениями, много раз проводились инвентаризации и ремонты.
  • О замке-музее, а точнее, о строивших его архитекторах, есть исторический роман Ольги Форш «Одеты камнем». Он затрагивает жизнь и творчество трех поколений знаменитых русских зодчих.

Полезные советы

  • В Михайловском замке можно свободно фотографировать —  любительская фото- и видеосъемка разрешены (правда, без вспышки).  В Летнем саду можно использовать штатив, но за это уже придется заплатить 550 руб.

  • При наличии входных билетов в интерьерах замка-музея можно провести красивую свадебную фотосессию. Услуга платная — стоимость 5 500 рублей (со своим фотографом). И есть условие: в кадр не должны попадать экспонаты.
  • Электронные билеты необходимо распечатать перед визитом — тогда можно пройти без очереди. Иначе придется менять их на обычные в музейной кассе (и тогда очереди не избежать).
  • Для лиц с ограниченными возможностями доступна в основном экспозиция на 1м этаже, пандус есть справа от центрального входа.
Панорама Михайловского замка
Михайловский замок на видео

Сам по себе Михайловский замок не потребует много времени на экскурсию. Но на его территории есть экран, где демонстрируются фильмы о царской семье и других исторических личностях — можно чередовать просмотр с прогулками по залам. Также здесь заслуживают внимания памятник Павлу I, изящный павильон Росси на берегу Мойки, а буквально в нескольких шагах находится храм Спас на Крови, откуда можно вдоль канала Грибоедова выйти на Невский проспект. Есть и несколько интересных музейных комплексов: Всероссийский музей Пушкина, музеи-квартиры И. Бродского и Н. Некрасова, а также музеи, посвященные матрешке, эмоциям, предметам гигиены, творчеству Фаберже.

Источник: theplacement.ru

Летний дворец Елизаветы Петровны

Прежде на месте Михайловского замка стоял Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, возведенный архитектором Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) в 1741-1744 годах. Здесь 20 сентября 1754 родился будущий император Павел. Со временем Елизавета стала реже бывать в Летнем дворце, отдавая предпочтение Царскому Селу. Дворец постепенно ветшал. Сначала он был передан Григорию Орлову, потом Григорию Потемкину.

Легенда о начале строительства Михайловского замка

В 1796 году Летний дворец был сломан и на его месте началось строительство замка. Существует несколько легенд, почему было выбрано именно это место. Согласно одной из них, император, будучи человеком мистически настроенным и обладавшим определенным даром предвидения, пожелал умереть там, где был рожден. Согласно другой легенде, солдату, стоящему на карауле, явился архангел Михаил. М.И.Пыляев в своем сочинении «Старый Петербург» так описывает это явление (орфография сохранена):

Однажды солдату, стоявшему в карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донес о бывшем ему видении по начальству, и когда об этом доложили императору, он ответил: «Мне уже известно желание архангела Михаила; воля его будет исполнена». Вслед за этим он распорядился о постройке нового дворца, при котором должна быть построена и церковь во имя архистратига Михаила, и самый дворец было приказано называть Михайловским замком.

28 ноября 1796 года, в первый месяц своего восшествия на престол, император Павел издал указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Руководил строительством Винченцо Бренна (1745-1820), архитектором был Василий Иванович Баженов (1737 или 1738 – 1799). Павел набросал несколько рисунков будущего дворца.

Строительство Михайловского замка

Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. На закладном камне была высечена надпись: «В лето 1797-е, месяца февраля в 26 день, в начале царствования государя императора и всея России самодержца Павла Перваго, положено основание зданию Михайловского замка его императорским величеством и супругою его государынею императрицею Мариею Феодоровною».

Строительство велось с большой поспешностью, с тем, чтобы вчерне замок был готов в этом же, 1797 году. Работы не прекращались ни днем, ни ночью. В темное время суток строительная площадка освещалась светом факелов и костров. Ежедневно на строительстве было занято от 2500 до 6000 человек, не считая надзирателей и мастеров. Было выделено 791.200 рублей единовременно и по 1.173.871,10 рублей в течение трех лет.

Ощущалась нехватка строительных материалов. Были разобраны каменные галереи дворца в Пелле. Кроме того, мрамор и камни строящегося в то время Исаакиевского собора также пошли на возведение Михайловского замка. По этому поводу известный в то время автор острот А.Д.Копьев написал об Исаакии:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.

Облик Михайловского замка

Освящение Михайловского замка и церкви при нем состоялось 8 ноября 1800 года. Замок отличался великолепием. Он напоминал палаццо эпохи Возрождения. Его окружали рвы с перекинутыми через них подъемными мостами. Фасады были украшены мраморными статуями, позже перенесенными в Зимний дворец. В плане замок был четырехугольным, внутри было три двора: главный – восьмиугольный, выходящий к Фонтанке – пятиугольный, в сторону Царицына луга (Марсова поля) – треугольный. В главный двор через Воскресенские ворота дозволялось въезжать лишь членам императорской фамилии и посланникам.

Все фасады Михайловского замка разные. По преданию, красноватый цвет, в который выкрашены стены, выбран неслучайно. На одном из балов фрейлина, будущая фаворитка Анна Гагарина (Лопухина) выронила перчатку такого цвета, император поднял ее и, восхитившись колером, отправил составителю красок для образца. Кстати сказать, многие петербуржцы стали красить свои дома в такой же цвет. По другой версии, это цвет Мальтийского ордена (Павел был Великим магистром Мальтийского ордена, подробнее об этом можно прочитать в посте Приоратский дворец в Гатчине: землебитный замок для Великого магистра Мальтийского ордена).

На главном карнизе выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». По легенде, императору было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Так оно и случилось – император погиб на 47-м году жизни.

Памятник Петру I

Прежде Михайловский замок окружала стена. Со стороны Большой Садовой улицы к замку вели три липовые и березовые аллеи, посаженные еще при жизни Анны Иоанновны. Перед замком был разбит большой плац — Коннетабльский. Здесь же, у Михайловского замка был установлен памятник Петру Первому. Внизу подпись: «Прадеду правнук 1800 г.».

У этого памятника долгая история. Первоначальная его идея принадлежала Анне Иоанновне. Предполагалось поставить его на Васильевском острове, в том месте, где сейчас находится университет. Отлит он был литейщиком Мартилли по проекту Растрелли в царствование Елизаветы Петровны. Во времена Екатерины Великой памятник находился под навесом на берегу Невы у Исаакиевского моста.

Если внимательно присмотреться к памятнику, то можно увидеть странность – одна из ног лошади, если смотреть на неё под определенным углом, немного напоминает человеческую. Барельефы на постаменте затерты до блеска — считается, что это приносит удачу.

Сырость в Михайловском замке. Гибель императора Павла

Отделка парадных покоев была великолепна, однако, по свидетельству современников, в замке было множество переходов, лестниц, проходов, что создавало большие неудобства. Кроме того, ввиду той поспешности, с которой велись работы, в Михайловском замке ощущалась сильная сырость. Так, Пыляев отмечает:

По рассказам современников, следы разрушающей сырости в большой зале, в которой висели картины, не смотря на постоянный огонь в каминах, виднелись в виде полос льда сверху до низу по углам и потолку. Настолько был сыр дворец, что в первый раз, когда император дал в нем бал, в комнатах стоял такой туман от зажженных восковых свечей, что везде была густая мгла, и тысячи свечей мерцали, как тусклые фонари на улице. Гостей можно было с большим трудом различить в конце каждой из зал; они как тени двигались в потемках. Все дамские наряды и уборы отсырели, и в полутьме казались одного цвета. Дворец для всех был крайне неудобен, беспрестанно было нужно проходить по коридорам, в которых дул сквозной ветер.

Павел буквально влюбился в свой замок. Когда императрица Мария Федоровна преподнесла ему в дар сервиз с видами Михайловского замка, он прослезился. Однако император прожил здесь совсем недолго – всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками, в своей спальне в Михайловском замке.

Замок после смерти Павла и в наше время

После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).

В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.

Источник: anashina.com

Предыстория дворца

Михаил Павлович (1798—1849) был четвёртым сыном, самым младшим и последним из 10-ти детей императора Павла I и Марии Фёдоровны. Великий князь — единственный порфирородный из сыновей императора, то есть родившийся в период правления последнего.

Увы, великому князю Михаилу Павловичу поцарствовать не довелось, как его братьям Александру и Николаю. Зато, именно ему августейший отец решил построить дворец. Для этих целей в 1798 году Павел I приказал откладывать деньги, по несколько сот тысяч рублей в год.

Однако любящему отцу не суждено было увидеть воплощение своей идеи. В 1801 году он погиб в результате дворцового переворота. Но волю монарха исполнил император Александр I, который занимался возведением дворца для великого князя Михаила Павловича.

Строительство Михайловского дворца

В 1817 году архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца. Проект предусматривал не просто перестройку существующих зданий, но и создание нового городского архитектурного ансамбля. Архитектор спланировал дворец, а также площадь перед ним и две новые улицы — Инженерную и Михайловскую, соединившую дворец с Невским проспектом.

Начали возводить дворец в 1819 году, когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год. Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а 26 июля приступили к работам. За 1819 — 1820 годы был возведён главный корпус. В 1821 году к дворцу пристроили два флигеля. В 1822 году завершились общестроительные работы, которыми руководил знаменитый «каменных дел мастер» Фома Леонтьевич (Томмазо) Адамини, с ним вместе трудился — его сын Дементий Фомич (Доменико) Адамини, состоявший в комиссиях по сооружению Михайловского дворца.

В 1823 году для проведения отделочных работ Строительная Комиссия на конкурсной основе отбирала лучших декораторов, скульпторов, живописцев, лепных мастеров и резчиков. Обивка мебели, обои и ковры выписывались из Парижа от Картье. Изделия из чугуна заказывали на Литейном заводе у мастера Баумана. Решётку, которая выходит на Мойку, парадную лестницу, чугунных львов и маленький мостик в саду отливали именно на этом заводе.

Со стороны Марсова поля появился сад при дворце, названный также — Михайловским. Реконструкцию сада производил мастер земляных работ и садово-паркового искусства Адам Адамович Менелас. Строительство было закончено 30 августа 1825 года. За работу Карл Иванович Росси был удостоен ордена Владимира 3-ей степени и бриллиантового перстня. Возведённый дворец был освящён 11 сентября 1825 года и назван в честь великого князя.

Центр светской и культурной жизни Петербурга

По окончании строительства дворца в нём поселились великий князь Михаил Павлович и его супруга, урождённая принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, принявшая в православии имя — Елена Павловна (1807—1873). Дворец буквально сразу стал центром светской и культурной жизни Петербурга.

Хотя брак Михаила и Елены, узаконенный 8 февраля 1824 года, никак нельзя было назвать счастливым, супруги устраивали блестящие балы. Иностранцы приходили в восторг от великолепного убранства и головокружительных танцев, изысканного угощения и неподражаемого музыкального сопровождения, высокого общения и численности гостей.

Всё было на высочайшем уровне. Лишь в вопросах организации грандиозных балов супруги сходились во мнениях. А в жизни они были очень разными людьми, и по характеру, и по интересам. С годами теплее их отношения не становились. Елена Павловна была высокообразованной женщиной с широким кругом знаний, великий князь же всего себя посвятил делам армии.

Прусская принцесса, получившая образование в Париже, с юности была окружена учёными и философами, музыкантами и писателями. Михаил Павлович любил военные парады и холостяцкое офицерское общество. Во дворце проводились светские приёмы и аудиенции по случаю вступления в должность, а также полковые праздники.

Однако супруги нередко устраивали литературные и театральные вечера. Резиденцию посещали творческие и знаменитые люди, такие как Александр Пушкин, Фёдор Тютчев, Василий Жуковский, Николай Миклухо-Маклай, Карл Брюллов, Иван Айвазовский и многие другие. Порядок во дворце обеспечивали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Елена Павловна, владевшая салоном в Петербурге, где по обычаю того времени говорили по-французски, получила прозвище — «мадам Мишель». На знаменитые «четверги мадам Мишель» собирались учёные, писатели, юристы и художники. Она славилась размахом и красотой устраиваемых в Михайловском дворце праздников. Сюда императорская чета приглашала гостей, которые не были официально представлены ко двору, а значит, не могли посещать светские рауты в Зимнем дворце.

Перестройки в Михайловском дворце

Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.

После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века. По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

Русский музей Александра III

В 1895 году внуки великого князя Михаила Павловича продали дворец в государственную казну. В том же году 25 апреля вышел Именной Высочайший Указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

По этому случаю Михайловский дворец в 1895—1898 годах был перестроен архитектором Василием Фёдоровичем Свиньиным под музей. И уже 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всём согласными с целями музея. Его коллекция берёт своё начало с произведений, которые поступили к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях.

Несколько десятков картин портретной живописи поступили от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой и других. К открытию Русского музея собрание уже состояло из 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунков, гравюр и акварели, а также около 5000 памятников старины — икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

Русский музей Александра III был торжественно открыт — 19 марта 1898 года. Здесь находятся творения знаменитых русских художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала, и многих, многих других. Сегодня общая площадь музея составляет — 24173 квадратных метров.

  • Все подробности в аудиогиде о Русском музее в Санкт-Петербурге

Источник: peterburg.center


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.