Все любят просматривать старые фотографии родного города. Они тем и интересны, что показывают знакомые места в варианте десятилетней, а то и столетней давности.

Лучан и путешественников прошлого в город всегда влекло. Кто-то описывал его словесно, другие пытались создать видимый образ. Экспонировать Луцк сквозь линзы начали с 1860-х годов, и еще задолго до того многие брали в руки карандаш, чтобы запечатлеть его на бумаге.

Так как же выглядел Луцк, когда еще мир не придумал фотоаппарат?

ХУДОЖНИКИ ЛУЦКА БЫЛИ ПРОФЕССИОНАЛАМИ И ДОКУМЕНТАЛИСТАМИ

Старинные изображения города — это уже не просто фотографии и открытки с их документальной точностью. Это — прежде всего авторское видение, каким был Луцк 100, 200, 300 лет назад.

Художников, которые изображали город, было немало. Большинство из них — экзальтированные путешественники. Они достаточно искренне любили свое дело, чтобы путешествовать бескрайними просторами Российской империи, или бывшими землями Речи Посполитой (кто как это видел) и рисовать малоизвестные «уголки истории».


До сих сохранилось более полусотни старых изображений города авторства этих людей. Эти фантастические работы раскрывают нам хорошо известные и забытые, даже легендарные уголки Луцка.

О том, какая художественная стоимость всех этих работ, рассказала художница Галина Хаджиоглова. Она согласилась пересмотреть рисунки и прокомментировать их с профессиональной точки зрения. Галина Хаджиоглова окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной (ныне — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени Штиглица). Работала в Художественном училище в Кишиневе, а затем в Луцкой художественной школе.

Художница высоко оценила работы разных авторов. Она считает, что большинство из них — скорее, документалисты. Их главной задачей было задокументировать архитектуру. Хотя во многих случаях является активное использование средств выразительности.

«В работах, в большинстве случаев, главной задачей было задокументировать архитектуру. Возможно, некоторые работы выполняли архитекторы. Особенности, индивидуальности трудно проследить. Все характерно для материала, техник и манеры того периода. Конечно, авторы пытаются создать образ, используя при типичных средствах отдельные выразительные элементы: освещение, композицию, детали переднего плана и другое. Однако, формально подходя к анализу композиции, во многих случаях мы видим сознательное использование определенных приемов для выразительности, что свидетельствует о профессионализме», — отметила Хаджиоглова.


ВПЕРВЫЕ ЛУЦК РИСОВАЛ ИКОНОПИСЕЦ ДЛЯ КАТОЛИЧЕСКОГО ОРДЕНА

Грязь, городские бездомные и просители, покосившиеся ставни и закопченные корчмы — этого вы не найдете на иконах.

Пожалуй, самое раннее известное масштабное изображение Луцка — на иконе святого Каэтана (Игнатия).

1

Икона святого Игнатия (Каетана) из Музея волынской иконы

Исследователи предполагают, что ее рисовали для костела ордена тринитариев в Луцке в середине XVIII века. Барочный костел и монастырь, вероятно, проектировал Кацпер Бажанка — автор проекта верхушки вавельского кафедрального храма в Кракове. После строительства росписи интерьера делал Ян Прехтль. Вероятно, он является автором иконы, на которой тринитарский костел выписан детально и отдельно — справа от фигуры святого.


2

Костел и монастырь тринитариев на иконе святого Игнатия (Каетана) из Музея волынской иконы

3

Панорама города на иконе святого Игнатия (Каетана) из Музее волынской иконы

Икона хранится в Музее волынской иконы, ее можно и нужно увидеть собственными глазами.

«Попытки полихромного решения, но цвет условный. Архитектура города скорее не реальная, а вымышленная фигура святого с ребенком неплохо построена и приятно трактована. Впечатление незавершенности создает случайность цвета, странная трактовка неба », — отметила Хаджиоглова.

Еще одним автором этого века является Казимир Войняковский. В Луцк он попал в 25-летнем возрасте в 1797 году и сделал 3 рисунка города. На одном из них — вид замка от Глушецького моста.

4

Казимир Войняковский, вид замка


5

Это место теперь

Рисовал он и каплицу Скорбного Христа, которая размещалась на католическом кладбище на месте нынешнего Национального банка на Градном спуске.

6

Казимир Войняковский. Каплица Скорбного Христа. Изображение из книги Богдана Колоска «Римско-католические святыни Луцка»

Третье изображение — неплохая панорама городской жизни конца XVIII века, показывает старую улочку Луцка с полуразрушенными домами. Львовский археолог, исследователь Луцка Святослав Терский считает, что это нынешняя улица Драгоманова. Войняковский будто стоял у нынешней дирекции заповедника «Старый Луцк» и смотрел в сторону площади Рынок.

7

Казимир Войняковский. Улица Драгоманова в Луцке


8

Это место теперь

На улице видно скорее торговцев, которые пытаются продать свой товар. Какие-то женщины рассказывают очередные небылицы. Улица ведет на Рынок. В то время он еще активно функционировал. Справа кто-то пытается зайти внутрь здания.

Именно здесь находился игорный дом «Бильярд и кости», который в народе за злой характер прозвали «Адом». Здесь тратили время и средства владельцы окружающих имений, а обездоленные и бедные евреи из соседского района смотрели за тем всем и наводили свой бизнес. Здесь был и притон проституток, которые во время стука бильярдных шаров искали клиентов, а те им не отказывали.

Казимир Войняковский также известен тем, что рисовал портреты известных деятелей того времени — Тадеуша Костюшко, Станислава Понятовского, Изабеллы Чарторыйской. Его известное полутораметровое полотно «Постановление Конституции 3 мая 1791» сейчас украшает Национальный музей в Варшаве. Что же касается его рисунков Луцка, то по крайней мере, акварель с видом замка должна храниться в Научной библиотеке имени Василия Стефаника во Львове.

СЛЕД О ЛУЦКОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ — ВО ФРАНЦУЗКОМ ИЗДАНИИ


Жан-Жак Руссо почти дожил до Великой Французской революции. Но он четко ее предрек своими риторическими вопросами о Франции, которая тогда (как и позже) была «законодательницей мод» и отражала развитие европейской либеральной мысли: власть короля больше не абсолютная, а обществом правит дух неравенства.

Социальные последствия последнего и привели к «взрыву» ради идеи свободы. Как утверждали позже, гобсивський Левиафан в XIX веке воплотился в идею равенства. Стремление и поиск свободы в равенстве, убеждают историки, привел к широкому развитию и распространению искусства, которое делалось все более популярным.

Вероятно, первым изображением Луцка XIX века был рисунок с малоизвестной каплицей Скорбного Христа, которая стояла в настоящем центре города.

Как пишет автор книги «Луцк в старинной открытке, гравюре и фотографии» Виктор Литевчук в 1814 году путешественник Эдвард Рачинский путешествовал в Турцию вместе с художником Людвиком Фурманом. Последний сделал эскиз с замком и часовней Христа. Затем на этой основе рисунок сделала Анна Потоцкая, а затем — И. Вагнер. Наконец работа последнего увидела свет только в 1821 году.

9


Работа Вагнера по рисунку Потоцкой. Изображение с сайта Галереи искусств

«Тональное решение с преобладанием темных теней вносит определенный драматизм, что усиливается решением неба, темного сверху, и контрастных светлых облаков, которые являются фоном часовни. Треугольники темного и светлого неба, темные кусты с холмом слева будто разрезают картину, нагнетая мрачное настроение, фигуры в нижнем правом углу, одна из которых с лопатой, усиливают впечатление от гравюры », — отметила Галина Хаджиоглова.

Как писал историк архитектуры Богдан Колосок, каплицу построили в честь убитого монаха. История была бы простой до банальщины, если бы не появление евреев в ней. Случилось так, что они, возможно, нечаянно вызвали конфликт между луцкими католиками. Произошло столкновение, в ходе которого монаха Бернардинского монастыря убили. Справедливые судьи присудили виновникам построить каплицу в честь умершего. Ее построили на бернардинском кладбище.

Следующими давнюю луцкую каплицу увидели французы. В 1835 году в Париже начали выпускать тома труда Леонарда Ходзко La Pologne, historique, litteraire, monumentale et pittoresque. Там содержится гравюра Августа Франко Алеся. На ней изображено то же каплицу, но с другим передним фоном.

10


Август Франк Алес. Часовня. Изображение с La Pologne, historique, litteraire, monumentale et pittoresque

«Трактовка мотива романтическая. Тщательно все прорисовано. Настроение создает изображение освещения: лучи солнца, отражение в воде, дым из трубы, цветы, камни — все это подчеркивает настроение сюжета», — говорит художница.

«…ГОРА ЕЩЕ ДЕРЖАЛА НА СЕБЕ ЗАМОК ВИТОВТА…»

Интересно, когда сохранилась не только художественная работа мастера, но и его словесные впечатления о городе. В 1840-х годах Луцк посетил польский и волынский писатель и художник Юзеф Крашевский. Он тогда путешествовал по Волыни и по дороге не мог миновать Луцка. Здесь Крашевский по меньшей мере рисовал замок, тринитарский костел, а также луцкую караимку.

Занимался Юзеф Игнатий и общественной деятельностью. История сохранила факт: для сохранения луцкого костела ордена бонифратров он выкупил его в собственность. Крашевский был очень увлечен историей и много путешествовал. После его путешествий вышла книга «Воспоминания из Полесья, Волыни и Литвы».

«Интересуясь бывшым домом Витовта, я ехал в Луцк осмотреть тамошний замок и подумать об этом герое.


сподин Анатолий В …, мой товарищ по странствиях, всем, кто хотел его слушать, рассказывал по дороге, что едем с визитом к Витовту. После двухчасовой поездки с левой стороны почтовой дороги, по которой мы ехали, нам показался город, лежавший в долине над заводями Стыра, и гора, еще держала на себе замок. Издалека нам хорошо представилась кафедра и башни нескольких других костелов и церквей, и глаза мои с ненасытным интересом были обращены к полукруглым стенам замка с башней, которые темнели вдали на горе, — замка Витовта!

Мы пошли под замок; прежде он был мощный и выдержал не одну яростную осаду. Облитый вокруг водой Стыра и Глушца, стоит на высокой горе, которую вода подмывает, и, разливаясь весной, окружает его широкими излияниями, делает недоступным. Вид с замковой горы замечательный. Меня остановила хорошо сохранившаяся окольная стена, несколько башен, которые еще стоят, большая башня — этого всего не коснулся карб времени, хотя никто не заботится о сохранении этой памятки. Я с интересом осмотрел искусно выработанные фрамуги, бойницы, еще целые зубцы: они просили карандаша, настаивали на рисунке … », — писал Крашевский.

11

Юзеф Крашевский, замок в Луцке, 1843 год

Художнице Хаджиогловой рисунок Крашевского понравился больше всех других.


«Перед нами — живописная трактовка. Широкое писание архитектуры, неба и земли оказывают очень свежее впечатление. Хотя рисовалось сверху, башня все равно выглядит монументально. Благодаря тональным растяжки и контрастному переднему плану хорошо воспринимается пространство», — отметила она.

Очень интересный и ценный, с художественной и исторической точек зрения, рисунок польско- белорусско-литовского художника Михала Кулеши. Он происходит из благородного гродненского рода. В свое время Крашевский назвал Кулеша «лучшим из современных художников», который занимается настоящей творческой работой, а не ремеслом. Этот художник рисовал исторические места бывшего Великого княжества Литовского.

С этой целью Кулеша в 1852 году находился в Луцке — давней резиденции великого князя Литовского. Здесь Михал выполнил с натуры очень интересный рисунок. Он попал в альбом «Папка Михала Кулеши» наряду с рисунками белорусских и польских местностей.

12

Михал Кулеша. Руины замка в Луцьке. Изображение из Национальной библиотеки Польши

«Тщательно построены и прорисованы архитектурные сооружения. Хорошо организованно освещение и планы. Характер линий соответствует тому, что изображено. Деликатность в изображении неба, воды и задних планов компенсируют некоторое однообразие в передаче оконных проемов и других деталей. Кулеша показывает скорее собственное видение; так же и Крашевский», — считает художница.

ХУДОЖНИК ИЗ КАЛЕНДАРЯ ЮНЕСКО

С середины XIX века в Европе началась активная индустриализация: развитие заводов, автоматизация производства, копоть паровых двигателей — все это также привлекало художников. Однако большинство регионов — а в том числе и Волынь как окраина Российской империи — оставались тихим уголком, где можно было «полечить душу» от жизненных ритмов индустриальных центров и столиц. Здесь можно было лучше проникнуться духом истории и насладиться красотой руин древности. Для художников — рай.

В Луцк все больше стали приезжать охотники за «древностями».

В ризнице кафедрального собора Петра и Павла сохранились настенные росписи XIX века. Кто и когда именно их рисовал, неизвестно. Росписи содержатся в нишах стен. На них неизвестный автор изобразил некоторые костелы Луцка, которых уже нет, но на момент росписи, пожалуй, еще стояли. Это дает основание датировать рисунки серединой XIX века.

На них изображены 4 костелы орденов: бернардинцев, тринитариев, кармелитов и доминиканцев.

13

Костел бернардинцев. Ныне — кафедральный собор Святой Троицы. Роспись неизвестного автора из кафедрального костела Петра и Павла

14

Костел ордена тринитариев. Роспись неизвестного автора из кафедрального костела Петра и Павла

14

Руины костела ордена кармелитов. Роспись неизвестного автора из кафедрального костела Петра и Павла

15

Костел ордена Псов Господних. Роспись неизвестного автора из кафедрального костела Петра и Павла

«Это — полихромные росписи. Изображения архитектурных сооружений, ансамблей новых и немного разрушенных; подчеркнуто выявлены особенности архитектуры, каждое изображение имеет особую композицию, выразительное решение в формате, который характеризуется некоторой декоративностью. Автор находит точку зрения и решения четырех картин из самых выгодных ракурсов, достигая выразительности в каждом из случаев », — комментирует Хаджиоглова.

В 1872-1874 годах в Луцке находился белорусско-польский художник и музыкант с красноречивым именем Наполеон Орда. Он посетил Волынь в рамках своего путешествия Украиной. Подсчитали, что Орда сделал более 170 рисунков украинских земель, на части из которых изображена Волынь.

Биографы художника пишут, что он близко дружил с известными фигурами того времени: Тадеушем Костюшко, Ференцем Листом, Фредериком Шопеном, Оноре де Бальзаком, Стендалем, Адамом Мицкевичем, Иваном Тургенев.

Известно, по крайней мере, 5 рисунков Луцка Наполеона Орды. Есть среди них и акварели. Художнику по вкусу пришелся доминиканский костел. Он его рисовал 2 раза с разных ракурсов. Также на его работах — каплица Скорбного Христа с панорамой города на заднем плане, замок и бывший иезуитский костел.

16

Наполеон Орда.Доминиканский монастырь. Изображение из Краковского национального музея 

17

Наполеон Орда. Доминиканский монастырь, с сайта луцкой Галереи искусств

17

Наполеон Орда. Каплица Скорбного Христа, изображение с сайта wolhynia.pl

18

Наполеон Орда. Кафедральный костел. Изображение с луцкой Галереи искусств

19

Наполеон Орда. Изображение из книги «Луцк в старинной открытке, гравюре и фотографии» Виктора Литевчука

Наполеон Орда — не забытый художник прошлого. Празднование 200-летия со дня рождения Орды внесено в календарь памятных дат ЮНЕСКО. Его работы хранятся также и в Волынском краеведческом музее. По словам Галины Хаджиогловой, Орда хорошо владеет техникой акварели, его работы мастерски выполнены.

Загадочный художник, о котором мало что известно, — Ян Конопацкий — оставил по меньшей мере 4 рисунка с видом города 1879 года. На одном из них — панорама Луцка со стороны Красного. Виден мост над рекой и застройка нынешнего заповедника и части улицы Леси Украинки.

20

Ян Конопацкий, кафедральный костел в Луцке

21

Ян Конопацкий, доминиканский костел. Изображение с луцкой Галереи искусств

22

Ян Конопацкий, замок. Изображение с луцкой Галереи искусств

23

Ян Конопацкий. Вид из Красного

«Конопацкий действительно« суховат», но он — мастер. Точно берет пропорции, крепкий рисунок, организовывает рисунок профессионально. Автор точно изображает натуру, каждый раз свободно компонуя пейзаж с архитектурой. Его жанровые сценки переносят нас в те времена. Если сравнивать Конопацкого и Орду, то создается впечатление, что работы Орды — это этюды с натуры, а Конопацкого — завершены и организованы», — отметила художница.

ИСТОРИЧЕСКИЯ СУДЬБЫ ЮГО-ЗАПАДНАГО КРАЯ

XIX век в Европе был временем расцвета «народнических» идей. Друг за другом возникали кружки, течения, издания, интересовались историей и этнологией собственного народа. Фактически, идеи выделения нации среди других и получения независимости для нее стали активно развиваться именно в XIX столетии, а затем привели к распаду империй.

Рисорджименто в Италии, возрождение Речи Посполитой в поляков, национальные и народнические движения в украинцев — это лишь малая, но показательная часть тогдашних европейских тенденций к национализму, который получит острые формы только в веке ХХ.

Украинцы в то время были разделены двумя империями — Российской и Австро-Венгерской. Волынь была одной из западных губерний Российской империи. И сюда, кроме поляков, которые ностальгировали по прошлому, также зачастили те, кто считал себя собирателем «руського наследия». Были и другие путешественники, которые просто восхищались прошлым бескрайних простор империи.

Среди них — несколько авторов, написавших о Волыни целые труда. Конечно, они иллюстрировали свои книги разными рисунками. В то время вышли в свет работы с атмосферными, иногда даже довольно живописными названиями — «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края» или «Памятники старины въ западныхъ губернияхъ империы».

Последнюю книгу-альбом написал российский дворянин из Петербурга Помпей Батюшков. Ее выдали в 1868 году. Он путешествовал по империи и описывал различные исторические места. Книга иллюстрирована рисунками петербургского художника Петра Струкова. На некоторых рисунках изображено то, что не изобразил ни один другой художник. Историческая ценность их очень велика.

23

Руины Братской церкви. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

 24

Покровская церковь в XIX веке. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

24

Проект перестройки Бернардинского костела в православный собор. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

25

Руины Дмитровской церкви на нынешней улице Кафедральной. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

26

Место Пречистенского кладбища. Район улицы Кривой Вал. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

26

Панорама города. Рисунок Струкова. Изображение из книги «Памятники старины въз ападныхъ губернияхъ империы»

«Тщательно вырисовано панораму замка с костелом Петра и Павла и прилегающими к нему сооружениями. Лаконичный, обобщенный почти темным силуэтом замок с замковой горой отличается от мелких разнообразных деталей ансамбля с костелом. Все это красиво отражается в воде. На переднем плане — горка с плитами и подземным ходом, заросшие растениями. Здесь же — соломенные крыши домов с деревьями и парой людей на фоне воды. Тональная организация достигается с помощью искусной передачи воздушной перспективы. Классическое решение: горизонтали и вертикали на задних планах и наклоненные линии — на переднем; мелкие предметы на заднем и большие — на переднем. Картина завершена, интересная и декоративная. Пожалуй, лучшая из работ Струкова», — считает луцкая художница.

В 1888 году выдали фундаментальный труд Батюшкова — «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края». На нескольких сотнях страниц автор изобразил историю Волыни с российской точки зрения.

«Въ настоящее время къ числу важнѣйшихъ задачъ русскаго государства и общества въ отношении къ Волыни относится и и, чтоб представит въ ясном свѣтѣ коренные начала русской народности и православия, развивавшиеся на Волыни въ первый периодъ ея Истории, обозначить сторонния и наружные наслоения на коренной пластъ мѣстнаго русскаго населения, наложенный на него литовскимъ и особенно польскимъ владычествомъ, и ослабит ихъ дѣйствие, и, наконецъ, провести въ сознание различныхъ слоевъ мѣстнаго населения мысль о необходимости и неизбѣжносты полнѣйшаго объединения этой окраины Россш съ другими Коренным ея частями», — писал Батюшков о цели своего труда.

Эта книга содержит также рисунки с местностями Луцка и Волыни. Автор решил использовать в книге работы петербургских художников — хромолитографии и гравюры на дереве.

27

Руины Братской церкви автора Адта. Изображение из книги «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края»

28

Руины Братской церкви автора Адта. Изображение из книги «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края»

28

Замок и река Глушец. Автор — Веерман. Изображение из книги «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края»

29

Большая синагога Луцка. Автор — Веерман. Изображение из книги «Волынь. Историческия судьбы Юго-Западнаго края»

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛУЦКА — В ПОЛЬСКИХ ИЗДАНИЯХ

Пожалуй, еще больший интерес к истории проявляли польскоязычные журналы. Целый ряд изданий содержит немало информации о Волыни с различными изображениями. Лидером среди них является так называемый Tygodnik Illustrowany («Иллюстрированный еженедельник»), издававшийся в Варшаве с 1859 года.

Авторы журнала писали об актуальных общественных и политических событиях своего времени, биографии известных людей, печатали литературные произведения, очерки по истории и украшали это все интересными и высококачественными изображениями исторических местностей. Подсчитали, что среди городов, наиболее упоминаемых в еженедельнике, являются Варшава, Краков, Познань, Крыница, Закопане, Львов, Ровно и Дубно.

30

Въездная башня замка Любарта. Автор — Гораздовский. Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany

31

Стыровая башня замка Любарта. Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany

Есть ряд других изданий, писавших в в XIX веке о Волыни и Луцке в частности: Kłosy, Ziarno, Świat.

Очень интересный рисунок Большой синагоги Луцка выполнил Петр Диаментовський для журнала Kłosy. На нем, кроме, собственно, уже традиционно архитектуры, прорисованы евреи города.

32

Большая синагога Луцка. Петр Диаментовський. Из журнала Kłosy, 1872

«Изображение строится на ритмах архитектуры и светотени. Художник подчеркивает выразительность архитектуры разделением тона на плоскостях, избирательно «освещая» и «затемняя» их. Фигуры людей, то ближе то дальше находятся перед зданием, увеличивают глубину пространства в почти фронтальном изображении синагоги», — отметила художница Галина Хаджиоглова.

34

Дереворит Гораздовского с фотографии Козловского. Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany, 1867

«Скорее бытовая сцена на фоне замка; дает представление о быте того времени. Архитектура изображена точно, хорошо создана иллюзия пространства, детали любовно прорисованы, живописная трактовка фона, интересно нарисованы облака», — считает художница.

Большая панорама города, которую лучше рассматривать в большом формате — тогда видны мелкие детали.

34

Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany, 1865

«Вертикали и горизонтали, выполненные на контрасте тона, создают впечатление беспокойства. Это впечатление поддерживает изображение неба с облаками, рыхлыми и объемными, но обобщенными. Это помогает передать светотень. Контрастом вертикали зданий является изображение земли переднего плана: луг и вода, нарисованные горизонтальными плоскостями и линиями, что разбивается силуэтами животных и лодочника. Кусты переднего плана мелко прорисованы, что придает богатства фактуре. В целом рисунок хорошо организован, особенно пейзаж », — отметила Галина Хаджиоглова.

35

Дереворит Дранжкевича с рисунка Толинського. Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany, 1872

36

Бернардинский костел. Изображение с журнала Tygodnik Illustrowany, 1872

***

Конечно, это не все изображения Луцка. Начало ХХ века радует новыми авторами и неожиданными ракурсами. Во время Первой мировой войны в Луцке работали художник Леман и график Рихтер. Акварели первого размещали на почтовых открытках, которые солдаты австро-венгерской армии отправляли по Европе.

Осталась без внимания и определенная часть рисунков XIX века. А сколько еще их есть, неизвестных? Каждый из них, как элемент пазла, дополняет понимание города на длительной линии истории.

Статья и фото: Александр КОТЫС (ВолиньPost)

Источник: visitlutsk.com

Впервые в письменных источниках (а конкретнее в Ипатьевской летописи) Луцк упоминается под 1085 годом при довольно обычных для того времени обстоятельствах: очередных разборках между родственниками из-за различных объектов недвижимости. В случае с Луцком речь шла о том, что великий князь киевский Всеволод Ярославич послал на Волынь своего сына Владимира (также известного под кличкой «Мономах»), чтобы утихомирить собственного взбунтовавшегося племянника (и соответственно мономахова кузена) Ярополка Изяславича, державшего волынское и туровское княжение и крайне недовольного тем, что дядя Всеволод отдал Дорогобуж другому своему племяннику князю Давыду Игоревичу. Мономах великолепно справился с порученным ему делом: Ярополк «бежа в ляхи», да так быстро, что забыл взять с собой собственную мать и дружину. И мать, и дружина остались дожидаться мономаховых милостей в укрепленном городе, возникшем среди дремучих волынских лесов в излучине реки Стырь и потому скорее всего и получившем имя Луческ.

Луческ, Луческ-Великий-на-Стыри, Луцк в следующем столетии стал центром собственного удельного княжества, в 1320 году стараниями великого князя литовского Гедимина вошел в состав ВКЛ, и спустя 4 года был отдан в удел Гедиминову сыну Любарту, брату Ольгерда и Кейстута. Любарт построил здесь замок, ныне главную городскую достопримечательность и вероятно крупнейший сохранившийся до наших дней архитектурный памятник Великого княжества Литовского на украинской территории. С Луцком Трокам и Гродно любил изменять князь Витовт, именно здесь за год до его смерти состоялся знаменитый съезд европейских монархов, здесь есть и барочные костелы, и неоготические кирхи, и синагоги, и старосветская застройка XVIII-XIX вв. Здесь знакомая атмосфера, здесь привычный дух, Луцк — один из самых, если не самый, «литовский» город Украины.
Луцьк фото

В этой серии луцкий Старый город.

В старые добрые времена весь Луческ умещался на довольно узком полуострове, образованном изгибом Стыри, и район современной Театральной площади был глубокой городской окраиной. Тем не менее первая достопримечательность сохранилась именно тут. Здесь на землях Агнешки Пашинской, жены земского судьи, на деньги канцлера великого литовского Кароля Станислава Радзивилла (не знаменитого Пане Коханку, а его деда) и каштеляна житомирского Станислава Прушинского в 1720 году началось строительство монастыря бернардинцев с костелом Святого Креста. Костел возводился в 1737-1752 гг. по проекту архитектора-иезуита Павла Гижицкого (одну из его многочисленных волынских работ мы уже видели во Владимире-Волынском) и после окончания работ выглядел не совсем так, как сейчас. Колокольня над нартексом и большой купол над центральным нефом появились после реконструкции 1877-79 гг., когда костел переделывали под православную церковь. И эта его судьба, и внешний вид очень напомнили мне собор св. Николая в Новогрудке.

Обратите, кстати, внимание на монастырский корпус перед зданием костела. Здесь в 1921-39 гг. размещалась администрация Волынского воеводства II Речи Посполитой: Луцк, как и Брест, был своего рода столичным городом.
Луцьк фото

Сейчас собор (под титулом «Троицкий») является кафедральным для Волынской епархии Киевского Патриархата.
Луцьк фото

От Театральной площади к Старому городу ведет улица Леси Украинки. Это типичный пешеходный бульвар крупного города с магазинами, ресторанами и праздно фланирующей публикой.
Луцьк фото

Застройка надежно укрыта древесными кронами, и в целом ничего особенного из себя не представляет. После третьего раздела РП Луцк из воеводского центра превратился в обычный уездный городок, подчиненный Житомиру, губернской столице.
Луцьк фото

Это самое старое здание на улице — начала XIX века.
Луцьк фото

Указатели расстояний до городов-побратимов (Брест в нашем случае) на фоне жилого дома времен кресов всходних.
Луцьк фото

Здесь же сохранившиеся жилые корпуса монастыря тринитариев (1729 г.), в которых ныне размещается военный госпиталь.
Луцьк фото

Имеются и современные вставки.
Луцьк фото

Улица Леси Украинки в конце концов заканчивается на площади Братский Мост, и здесь проходит граница Старого Луцка. Впереди, в перспективе улицы Глушец виден символ города — замковая башня Любарта, справа заметен Петропавловский костел и начало улицы Данилы Галицкого, главной в Старом городе. За белым автобусом можно разглядеть символическую ограду собственно Братского Моста, несуществующего ныне. Мост пересекал речку Глушец (в честь которой названа сейчас одна из улиц здесь), которая впадая в Стырь, фактически превращала Луческ в остров.
Луцьк фото

Площадь Братский мост от Братского моста.
Луцьк фото

Реликтик в коллекцию.
Луцьк фото

Пройдем теперь по улице Данилы Галицкого. Справа, за деревьями, желтеет Покровская церковь, сейчас кафедральный собор УПЦ МП. С виду обычная муравьевка, в нынешнем виде построена она на фундаментах храма, фундатором которого был сам Витовт Великий.
Луцьк фото

Буколическая застройка, мимими. И опять почему тут вспомнилась другая столица воеводства в свое время, Новогрудок.
Луцьк фото

И еще Старый город Луцка напомнил мне Каменец-Подольский. Здесь также идут активные реконструкционные процессы, иногда вырождающиеся в фактическое строительство в исторической городской среде новоделов. Хорошо еще, что в ряде случаев, новоделы пытаются стилизовать под окружающую действительность.
Луцьк фото

В этом месте улицу Данилы Галицкого перпендикулярно пересекает Кафедральная. С одной стороны она логичным образом упирается в костел свв. Петра и Павла (кафедральный для Луцкого католического диоцеза, виден слева на заднем плане) и далее в замок…
Луцьк фото

… а с другого своего конца Кафедральная замыкается неоготической лютеранской кирхой, стоящей сейчас в окружении новодельных коттеджей.
Луцьк фото

Типичное для своего стиля здание, выделяющееся разве что стройными шпилями, было построено в 1906-07 гг. для евангельско-лютеранской общины Волыни на месте, которое когда-то занимал монастырь и костел кармелитов. Сейчас принадлежит баптистской общине города.
Луцьк фото

Окрестности кирхи выглядят примерно так.
Луцьк фото

Заканчивается улица Данилы Галицкого Хоральной синагогой, после чего она (улица) делает резкий поворот, пересекает реку Стырь, затем городской район под замечательным названием Гнидово меня поправили, Гнидава, и уходит в направлении Львова.
Луцьк фото

Большая Хоральная синагога была построена в 1626-29 гг. согласно специальному привилею Жыгимонта Вазы в центре еврейского предместья Луцка. Здание представляет собой массивный ренессансный куб с пристроенной к одному из углов башней — синагога, напомню, стоит как раз на самой излучине Стыри и к тому же прикрывает львовское направление — актуально конечно для XX века, хотя в XVII-м проблемы евреям скорее стоило ждать с противоположной стороны. Сейчас здесь размещен спортклуб «Динамо».
Луцьк фото

Мемориальный знак погибшим в луцком гетто.
Луцьк фото

Дошел я до Стыри, оказывавшейся не шире Свислочи, и решил в Гнидаву не ходить, а вернуться лучше в Старый город.
Луцьк фото

Слева костел свв. Петра и Павла, у правого же края снимка видна черная верхушка башни Чарторыйских, единственного уцелевшего фрагмента Нижнего (Окольного) замка XV века. Я, впечатлившись Верхним замком, совсем забыл к ней подойти поближе.
Луцьк фото

Улица Кафедральная, впереди костельная звонница. Здесь находится небольшая площадь с несколькими интересными зданиями.
Луцьк фото

В этом доме, например, жила семья Леси Украинки, и прошли ее детские годы.
Луцьк фото

Бывший Гостинный двор.
Луцьк фото

Новодельная застройка.
Луцьк фото

Фронтон одного из зданий украшен старым гербом Луцка (1998-2007), где помимо св. Николая есть еще и изображение Луцкого замка. Сейчас оставлен только св. Николай, к тому же без облака.
Луцьк фото

Общий вид площади. Такое впечатление, что на самом деле это пустырь на месте чего-то снесенного.
Луцьк фото

Окрестности кафедрального костела.
Луцьк фото

Луцьк фото

Луцьк фото

Обратите внимание на мощение улицы шестиугольной плиткой. Это дело межвоенного времени, очень типичное для Волыни, такое же я видел в Олыке, Ровно и других городах региона.
Луцьк фото

Наконец, непосредственный подход к Луцкому замку украшает костел свв. Петра и Павла, построенный в 1616-40 гг. для монастыря иезуитов на месте Въездной башни Нижнего замка по проекту итальянского архитектора (и тоже иезуита) Джакомо Бриано, автора аналогичного (иезуитского) костела во Львове.
Луцьк фото

Современный внешний вид — это результат реконструкции 1730 г., которой руководил все тот же Павел Гижицкий. На снимке это видно не очень хорошо, но башни у костела разные: левая — восьмиугольная, правая — четырех-.
Луцьк фото

Под костелом располагается крипта с большим количеством всяких атмосферных костей и черепов. Фотографировать, впрочем, там не разрешают.
Луцьк фото

Рядом памятник жертвам репрессий.
Луцьк фото

Кафедральная колокольня, а вдали уже виден Луцкий замок, о котором в следующей серии.
Луцьк фото

В предыдущих сериях:
1. Станция «Брест-Центральный».
2. Брест: административный центр.
3. Брест: исторический центр.
4. Брест: улица Советская.
5. Брест: проспект Машерова.
6. Брест: электромеханический завод.
7. Брест: улица Московская.

8. Украина: политическая агитация, сезон-2010.
9. Ковель.
10. Владимир-Волынский.

11. Луцк: Театральная площадь.

Источник: darriuss.livejournal.com

Из истории города

Первые упоминания в письменных источниках про Луческу (так в древности именовали Луцк) относятся еще к временам Киевской Руси. Основание города историки датируют 1000 годом. На протяжении всего существования Луцка его судьбу определяли разные страны и народы. В XIV веке город считался столицей Галицко-Волынского княжества, затем он перешел в подданство Литвы, а чуть позже – Речи Посполитой. Во времена революции 1917 года над Луцком впервые был поднят сине-желтый украинский флаг. Спустя несколько лет (по Рижскому договору) город перешел под власть Польши. В 1939 году эта территория стала частью СССР. Все это не могло не отразиться на архитектуре города. Современный Луцк, достопримечательности которого будут описаны в этой статье, представляет собой невероятно красивый ансамбль из разных архитектурных стилей и удивительных сооружений.

Замок Любарта

Это уникальное сооружение конца XIII – XIV века, главная достопримечательность города. Вместе с другими памятниками замок входит в состав заповедника «Старый Луцк». Сегодня это выдающееся сооружение является первым и главным пунктом в списке путешественников, осматривающих достопримечательности Луцка и области.

Каждый, кто попадает в замок Любарта, имеет уникальную возможность окунуться в атмосферу Средневековья. Здесь можно посетить музей колоколов (один из самых известных в мире), осмотреть башни, разнообразные сооружения, арки древних ворот, которые были оснащены подъемными мостами.

Замок Любарта – это не единственный памятник в городе, вызывающий восторг. Самое интересное про другие достопримечательности Луцка (фото и описания) далее в статье.

Культовые сооружения

  • Монастырь иезуитов был возведен в 17 в. Его составляющей частью является Петропавловский костел. По легенде, здесь существовали подземные ходы, соединяющие Луцк с соседними селами. Сегодня все желающие могут заказать экскурсию по этим таинственным лабиринтам. Также в подземелье находятся склеп и тюремный комплекс с камерой-одиночкой.
  • Лютеранская кирха – интересное здание, возведенное в 20 в. в неоготическом стиле.
  • Монастырь бригидок. Раньше на этом месте располагался дворец Радзивиллов. В средине 19 века в монастыре начался большой пожар, разрушивший частично город. После этого здесь была образована тюрьма. Сегодня в здании располагается мужской монастырь.

Луцк: достопримечательности, достойные внимания каждого

  • Памятник Св. Николаю, который считается покровителем Луцка. Монумент является главным украшением площади перед городской администрацией (на улице Б. Хмельницкого). Местная легенда гласит, что любое желание сбудется, если загадать его возле памятника, притронувшись к ноге чудотворца.
  • Замок молодых скульпторов – одно из самых необычных зданий в Луцке. Его также называют «домом с химерами». Замок был сооружен по просьбе скульптора Н. Голованя. Здание украшено множеством интересных фигур.
  • Памятник Лесе Украинке расположился недалеко от музыкально-драматического театра. Также в городе есть улица, названная в честь великой поэтессы, и дом, в котором она провела свое детство.
  • Дом Петра I – в свое время здесь проживал российский император.
  • Музей волынской иконы, в котором хранятся редчайшие произведения искусства.

Достопримечательности Волынской области

  • Замок Радзивиллов расположился в пгт. Олыка (недалеко от Луцка). Это первое фортификационное сооружение в стране, которое в плане представляет собой квадрат. За время своего существования замок всего один раз не выдержал осады. Он пал под натиском шведских войск во времена Северной войны.
  • Костел Св. Анны и Станислава – интересное сооружение 16 в. в с. Луков.
  • Озеро Свитязь – «украинский Байкал». Это любимое место отдыха всех волынян и приезжих.
  • Оконские источники в Волынской области – это уникальный природный объект. Вода бьет со дна небольшого озера в с. Оконск, которое не замерзает даже зимой. Недалеко от этого водоема расположились искусственные пруды, в которых разводят форель.

Источник: FB.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.