Крым издавна был любимым местом отдыха не только простых смертных, но и сильных мира сего. На сезон сюда приезжали графы, князья и императоры. Но российская верхушка не только наслаждалась солнцем и морскими купаниями, она обогатила полуостров многими шедеврами архитектуры и ландшафтного строительства. Так случилось, что больше всего подобных подарков получила его туристическая столица – Ялта. Ливадийский парк, окружающий летний дворец последних российских императоров – одна из таких крымских драгоценностей.

СОДЕРЖАНИЕ


  • Где находится парковая зона в Крыму?
  • Имение магнатов и царей
  • Описание Ливадийского парка
  • Чем еще интересен парк в Ливадии?
  • Как добраться до ландшафтного парка?

Где находится парковая зона в Крыму?

Ливадийский парк расположен в курортном поселке Ливадия, недалеко от Ялты. Территория является заповедником – Ливадийским дворцово-парковым комплексом, а сам ландшафтный участок признан памятником паркового искусства. С его территории начинается императорская Царская тропа, длина которой почти 7 км.

Парк на карте Крыма


Имение магнатов и царей

Хотя Ливадия известна как царская резиденция, «отцом-основателем» здешнего парка является польский магнат Л. Потоцкий. Род Потоцких, надо сказать, тяготел к высокому искусству ландшафтного дизайна – достаточно вспомнить, что еще одному представителю этой семьи Украина обязана существованием легендарного дендропарка «Софиевка».Ливадийский парк и дворец Лев стремился создать нечто подобное в Крыму – и в 1834 г. на территории особняка началось строительство, причем сразу сооружались и дом, и парковая зона. Первым садовником, заложившим основы будущего великолепия, стал Делингер.

В 1860 г. наследники умершего Льва Потоцкого продали имение – его покупательницей стала жена царя Александра II. Царская семья начала проводить тут лето – у всех высочайших персон были в этом уголке природы свои любимые места. Императорские садовники внесли свой вклад в совершенствование дизайна достопримечательности Ялты.


Советская власть сохранила дверец как историческую ценность, но он немало пострадал во время Великой Отечественной войны и оккупации Крыма. Восстанавливать его начали сразу же после освобождения – весной 1945 г. по его тропинкам уже прогуливались Сталин, Черчилль и Рузвельт, отдыхая от напряженных переговоров Ялтинской конференции. Сегодня Ливадийский парк в Крыму – заповедный памятник, соединяющий в себе элементы ландшафтного и регулярного сада. Называя достопримечательности ЮБК, его упоминают обязательно!

Описание Ливадийского парка

Уникальность архитектуры Ливадийского парка состоит в том, что каждый тутошний поворот дорожки предоставляет взгляду новую картину. И это при том условии,Ливадийский парк фото что в центральной части, которая ближе всего к дворцу, зона отдыха более всего похожа на регулярный сквер. Дорожки здесь в основном прямые, а растения высажены с намеренной декоративностью и подстрижены.

Но чуть далее прямолинейность утрачивается, а природа обретает более естественный вид. В этом и состоит секрет ландшафтных парков – натуральные виды в них лишь немного «облагорожены» и украшены целенаправленными насаждениями, а любые строения органично входят в общую картину.

В Ливадии встречается около 400 видов растений, в том числе заморская секвойя («мамонтовое дерево») атласский кедр и колонновидный тис. Хвойные деревья прекрасно уживаются и великолепно сочетаются с дубами и буками, а также с розами, составляющими здешнюю гордость. Вьющаяся флора составляет и своеобразные зеленые строения. Так, 8-метровая галерея из роз и винограда ведет к площадке с фонтаном, откуда можно видеть Ялту, море и окрестные горы.


Здесь вашему вниманию ТОП-10 достопримечательностей жемчужины Крыма.

Чем еще интересен парк в Ливадии?

Ливадийский парк фото 1Органично вписываются в пейзаж уютные беседки, каждая из них имеет свое название – Царская, Розовая и др. Немаловажное значение имеет и водная стихия – фонтаны и искусственные (но весьма натурального вида) озерца и ручьи, создающие причудливые каскады в необычном рельефе парка. Красота уникальной достопримечательности сделала ее очень популярной у фотографов.

Фото Ливадийского парка украшают как альбомы туристов, так и художественные календари, плакаты профессионалов. Отзывы туристов, как и воспоминания вельмож, которым довелось быть гостями царской резиденции, отмечают необычайный уют и спокойствие этого места, соединившего в себе красоту и естественность. Цены на посещение нельзя назвать низкими, но туристам следует понимать, что содержание сада и сохранение его прелести требует немало и средств, и усилий.

Как добраться до ландшафтного парка?


Добраться до Ливадии из Ялты нетрудно. Так, от Ялтинского автовокзала регулярно отходят автобусы №№5, 11, 47а. Прибыв в поселок, до дворца придется пройти немного пешком – порядка 600-700 м, а потом чуток до самого парка.

На машине доехать до Ливадийского парка также несложно, от центра Ялты расстояние составляет 6 км:

Источник: krymania.ru

Годы царствования Александра III (1881-1894) совпали по времени с невиданным доселе в России курортным бумом в Крыму, а частые Августейшие визиты в свою летнюю резиденцию в Ливадии стимулировали интерес публики к строительству новых усадеб и имений на Южном берегу Крыма.

Современный вид Ливадийского дворца, но ранее на его месте был построен другой дворец, о нем (и даже о двух дворцах)  и о парке и пойдет речь:

Ливадийский парк фото

Дальнейшее   развитие в эти годы на полуострове получили виноградарство, виноделие, плодоводство, преобразились сады и парки,  были построены к тому времени царские дворцы в Ливадии. Образцом южнобережного "райского сада" для новых и старых хозяев крымских владений стал Ливадийский парк, в переустройстве которого большую  роль сыграла супруга Александра III, императрица Мария Федоровна,  в девичестве датская принцесса Мария Дагмара  (преобразования в свое время начала ее свекровь, императрица Мария Александровна) .


Любимыми цветами Марии Федоровны были розы  и на Южном берегу Крыма "царица цветов" во всем  многообразии форм и расцветок удовлетворяла цветочные пристрастия императрицы.

Большой Ливадийский дворец Сверху литография 1868 г., а под ней фотография, очевидно, что сделаны они в разное время, можно найти много различий:

Ливадийский парк фото

Большой Ливадийский дворец, 1897 г.:

Ливадийский парк фото

Вид части внутреннего  Арабского дворика Большого Императорского дворца; слева — фонтан "Мария":

Ливадийский парк фото

Вид открытой террасы Большого Императорского дворца (со стороны северного фасада):


Ливадийский парк фото

Большой Императорский дворец: декоративное оформление лестницы, соединявшей покои второго этажа с парком:

Ливадийский парк фото

Дом графа  Потоцкого в Ливадии. Акварель Л. Премацци. 1860 г.:

Ливадийский парк фото

Вначале коротко о Ливадии.

В 1860 г. по распоряжению Александра II имение Ливадия, что в переводе с греческого обозначает "лужайка" или "луг",  было приобретено у дочерей известного российского дипломата графа Л. C. Потоцкого, получивших его в наследство.  А граф Потоцкий в свое время приобрел имение у командира прославленного в истории русской армии Балаклавского греческого батальона Ф. Д. Ревелиоти в 1834 году.
Дочери графа не особенно стремились  продать имение, но Государю отказать не смогли. Имение было приобретено для императрицы Марии Александровны. К 37-ми годам у нее появились все признаки самой беспощадной болезни XIX в. – чахотки.

Купленное имение в Ливадии было подарено Императором Марии Александровне. Церемония дарения  была организована очень оригинально: на ветках ярко освещенной рождественской елки в 1860 г. были развешаны все документы, связанные с приобретением Ливадии, – акты покупки, планы имения, описания построек и т. д. Надо сказать, что на территории имения уже имелись жилые и хозяйственные постройки, кроме того, оно было окружено красивым  парком, который занимал 40 десятин земли.


Раскинувшийся  парк и три оранжереи были предметом особой заботы и гордости  бывшего владельца имения. Любопытно описание парка французом Бланшаром: "Я увидел тут растения из глубин Востока, из Америки, Новой Голландии, Японии, а также растения, известные нам в Европе, но тут они много крупнее — магнолии, например, в 2,5 сажени высоты (более 5 метров)".

При этом автор упоминает о ливанских и гималайских кедрах, земляничниках, клематисах, и, конечно, о вечнозеленых кипарисах и лаврах, встречавшихся на каждом шагу. Все они произрастали среди представителей местной флоры — могучих дубов и ясеней. Но, пожалуй, еще более ценно следующее наблюдение Бланшара:
"То, что каждый путешественник может оценить и чем может восхититься — это здоровый смысл и вкус, с которыми здесь отобраны и размещены деревья для создания зеленых куртин, лужаек, цветочных композиций разнообразных тонов и оттенков. Для всего этого понадобились годы, в течение которых владельцы, обладающие безукоризненным вкусом и достаточным состоянием, могли осуществить свою мечту как ценители прекрасного в природе".


Планировка и украшение парка, подбор декоративных растений, выполненные садовниками Э. Делингером и И. Ташером, оказались столь удачными, что впоследствии, если в них и вносились какие-либо изменения, то только в связи с расширением строительства в Ливадии или желанием ее новых хозяев увеличить количество редких красивоцветущих видов и хвойных деревьев.

К концу 50-х годов XIX века Ливадия Потоцкого представляла собой прекрасно обустроенную усадьбу с Большим и Малым двухэтажными жилыми домами. В первом было 30 комнат, в основном личные покои и салоны, обставленные со свойственным владельцам имения тонким вкусом; во флигеле дома располагалась католическая часовня, а вдоль его стен устроены галереи для отдыха. Зимний сад украшал фонтан "в стиле Альгамбры" из белого каррарского мрамора.

Путешественники, посещавшие тогда Южный берег Крыма, отмечали, что Ливадия Потоцкого походила на маленький античный музей: парк украшали подлинные, прекрасно сохранившиеся мраморные скульптуры и саркофаг раннехристианского периода, весь покрытый барельефами, а в доме, построенном архитектором Ф. Эльсоном, в одном из кабинетов хранилась коллекция древностей из Помпеи   (граф Потоцкий служил  в качестве дипломата в Италии и оттуда привез эти древности).
Среди хозяйственных построек выделялись винодельня с винподвалом (сохранилась до нашего времени, принадлежит винодельческому  объединению Массандра), в котором хранились высококачественные вина собственного изготовления. За счет приобретения земельных участков, соседствовавших с Ливадией, Потоцкий ежегодно увеличивал площади виноградников и фруктовых садов, приносивших ему неплохой доход.


Вернемся к теме благостройства поместья, когда его владелицей стала  императрица Мария Александровна.
В последующие два года по проекту архитектора Высочайшего двора Ипполита Антоновича Монигетти были возведены Малый дворец (назывался  первоначально дворец Великих Князей, а позднее – дворец Наследника или Малый дворец), дом садовника, дом управляющего, кухня, казарма для рабочих, свитский и фрейлинский дома, новая оранжерея, теплицы, купальни на берегу моря.

Впоследствии в отчетах о строительных работах Ипполит Антонович постоянно подчеркивал, что большинство зданий выполнено им в "татарском вкусе" или "во вкусе татарской избы".
Действительно, ни одно из них не было похоже на какие-либо западные образцы стилизованных под "восточные мотивы" построек. Не повторился в них и первый опыт обращения Монигетти к архитектуре Востока — построенного в 1852 году в Царскосельском парке  под Санкт-Петербургом  павильона "Турецкая баня". В Ливадии он проявил себя как талантливый интерпретатор мотивов архитектуры народов Крыма, Закавказья, Востока. В его постройках  сочетались элементы самобытных крымскотатарских домов и орнаменты Ближнего Востока.

Проект же дворцовой Крестовоздвиженской церкви основывался на синтезе архитектуры культовых сооружений Закавказья и Византии.
Монигетти предоставлялась большая свобода действий; единственное ограничение, поставленное архитектору владелицей имения, — расходы на строительство не должны были превышать сумму примерно в 260 тыс.


блей (впоследствии  эту сумму  пришлось  увеличить  вдвое), ведь Ливадия предназначалась  в большей степени для лечения императрицы и семейного отдыха, а не для официальных   приемов  иностранных гостей на государственном уровне.

Затем был выстроен и Большой дворец, он был построен на основе  реконструкции  и расширения дома графа Потоцкого.
Главным украшением всех построек были резные элементы из дерева: стрехи крыш ("сталактиты"), карнизы и подпирающие их кронштейны, колонки балконов, решетки.
На их фоне ослепительной белизной сверкал дворцовый храм, возведенный из инкерманского камня (название камня — мшанковый известняк,  белого цвета, легко  поддается обработке; Инкерман — место в Крыму, недалеко от Севастополя), с византийскими  резными орнаментами  по этому камню и резными вставками из гаспринского.

Одновременно со строительством зданий происходила  реконструкция парка и прилегающей территории. Расширялись и прокладывались пешеходные аллеи, новые дороги для проезда конных экипажей и верховой езды. Питомник от дворца перенесли и расширили, а на его месте разбили газон с вечнозелеными растениями. Руководил парком и садовыми работами  старший садовый мастер Л. Гейслер (бывший садовник  графа Потоцкого) и его старший помощник Вильгельм Гуф; заведовал виноградниками и виноделием Константин  Лютц.

Австрийский живописец Рудольф Альт, приглашенный Марией Александровной в Крым в 1863 году для создания акварелей   готовых построек, запечатлел на 20 работах наиболее живописные уголки имения.

Р. Альт. Оранжерея в Ливадии, акварель 1863 г.:

Ливадийский парк фото

Р. Альт. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь, акварель 1863 г., церковь прекрасно сохранилась до нашего времени:

Ливадийский парк фото

Часовня между Большим и Малым дворцом (справа), слева — Крестовоздвиженская церковь 1897 г.:

Ливадийский парк фото

На этом фото часовни еще нет, 1886 г.:

Ливадийский парк фото

Внутреннее убранство  Крестовоздвиженской церкви того времени, 1886 г. :

Ливадийский парк фото

Императрица Мария Александровна и ее невестка, будущая императрица Мария Федоровна:

Ливадийский парк фото

Р. Альт. Фонтан, акварель 1863 г.:

Ливадийский парк фото

Фонтан "Ливадия": сохранился от прежнего владельца имения, графа Потоцкого, у которого он стоял в зимнем саду Большого дома. С небольшими дополнениями — новыми навершием и основанием, также из каррарского мрамора, — он был впоследствии перенесен Монигетти на площадку возле Крестовоздвиженской церкви. В верхней части фонтана арабской вязью высечено название имения — "Ливадия." Вода в нем вытекала непрерывной струйкой изо рта бронзового барашка.

Ливадийский парк фото

Фрагмент каменного орнамента фонтана:

Ливадийский парк фото

Беседка и фонтан в парке:

Ливадийский парк фото

Примерно такой и увидели впервые Ливадию будущий император Александр III и Мария Федоровна, приехав  в имение 10 июня  1869 года в составе всей императорской семьи во главе с императором Александром II и императрицей Марией Александровной. Родители поселились в  Большом дворце, а Их Высочества стали жить  во вновь построенном специально для наследника дворце, который ему очень понравился и на долгие годы оставался одним из любимых мест отдыха.

Р. Альт. Малый дворец, акварель 1863 г.:

Ливадийский парк фото

Малый дворец, литография  1868 г.:

Ливадийский парк фото

Открытка:

Ливадийский парк фото

Малый дворец в Ливадии. Западный фасад. Фото конца XIX в.:

Ливадийский парк фото

Здесь впервые наследник и Мария Федоровна увидели розы Ливадии. Одна только розовая пергола чего стоила! О ней следует сказать особо. По желанию императрицы Марии Александровны в первые годы преобразований в Ливадии было решено установить металлическую перголу, но выписывать ее пришлось из Франции, поскольку на месте не нашлось достаточного количества чугунных труб. Пергола была обсажена плетистыми розами, в основном дикорастущими китайскими видами. Удивительно, но пергола и часть роз посадок 1866 года сохранились до сегодняшнего дня, так что в  2016 году  исполнилось ровно 150 лет первым розам Ливадии, которые каждую весну благоухают на радость посетителям.

Пергола  для роз в Ливадии  в наше время:

Ливадийский парк фото

Дом садовника, акварель Р. фон Альта. Архитектор Монигетти. 1864 г. Предназначался для постоянного проживания главного садовника имения.  Экстерьер этого дома, сохранившийся до наших дней, пример архитектурного стиля, в котором Монигетти возводил многие здания в Ливадии:

Побывала чета наследника и в соседней Ялте. Такое знаменательное событие не могло пройти мимо городских властей. Им устроили пышный прием, на котором Александр и его брат Алексей пожертвовали по 300 рублей только что учрежденному Ялтинскому Благотворительному Обществу.
Кстати, в том же году было основано "Собрание виноделов, садоводов и сельских хозяев Ялтинского уезда", целью которого было "усовершенствование местного садоводства и виноделия". Впоследствии "Ялтинское общество садоводов и виноделов", как оно стало называться с 1874 года, сыграло важную роль в развитии виноградарства на Южном берегу Крыма, что входило в круг первостепенных интересов будущего императора Александра Александровича.

До весны 1881 года наследник неоднократно бывал в Ливадии, в основном с отцом,  решая вопросы управления государством.
Согласно завещанию Марии Александровны (а юридически ей принадлежало имение)  Ливадия после ее смерти должна была перейти в пожизненное распоряжение и владение Александру II (мужу), а в случае его кончины – наследнику цесаревичу. Таким образом, весной 1881 года, когда император Александр II погиб от рук террористов (а его жена, императрица Мария Александровна, умерла раньше, за год до этого события), новым владельцем Ливадии стал Александр III  и вскоре в имении начались  существенные перемены.

С 1 июля 1882 года  был назначен  главным садовником  Вильгельм Гуф (в русском написании Василий), служивший в императорском имении с 1861 года. По личному указанию Марии Федоровны он в первую очередь занялся розами. Документы свидетельствуют, что весной 1884 года в парке и возле дворца было высажено 2000 кустов, осенью того же года – еще 500 кустов. В следующем, 1885 году – 300 экземпляров, а, начиная с 1886-го, каждый год высаживалось по 1000 кустов в розовом саду, в парке и вокруг дворцов.

Главный садовник Гуф был озабочен не одними лишь розами. В 1880-х годах  были проведены значительные работы по изменению видового состава пейзажных картин в парке, немало пришлось потрудиться и по наполнению питомников. В Ливадии их было три: при оранжереях, у кладбищенской церкви и плодовый питомник при огороде. За несколько лет количество молодых саженцев хвойных и лиственных декоративных деревьев и кустарников увеличилось настолько, что имение стало  даже продавать посадочный материал на сторону. Сначала это были кипарисы, туи, орехи, затем фруктовые саженцы.

Ливадийский парк. Фото 1890-х гг.:

Ливадийский парк фото

За 30 лет со времени приобретения имения в царскую собственность в парке было произведено огромное  количество посадок, композиционных переустройств, изменений в ассортименте растений. Если бы бывший владелец  граф Потоцкий появился в Ливадии в 1890-х годах, он  совсем не узнал бы свой парк. Пейзажные картины из лиственных и хвойных пород сменяли одна другую, цветочные клумбы и партеры блистали разноцветием, воздух был напоен благоуханием тысяч ароматных роз.

Приезды Августейшей семьи происходили почти каждый год и всегда сопровождались всевозможными иллюминациями и фейерверками. Для этого в имении находился большой запас  оборудования  – более 200 фонарей из цветной бумаги, почти 300 разноцветных стеклянных шаров (красных, зеленых, синих, белых и оранжевых), около 10 тысяч стаканов из цветного стекла. В Ялте закупались стеариновые свечи, баранье сало, нитки и вата для факелов.

Семья Александра III в Ливадии. 1893 г.:

Ливадийский парк фото

Городские власти Ялты такое дорогостоящее удовольствие себе позволить не могли, но праздничные торжества проводили.
Император и императрица непременно бывали в городе, причем прибывали из Ливадии, как правило, на яхте. В порту к их приезду развешивалось столько цветочных гирлянд и венков, что городское хозяйство не могло обеспечить требуемое количество растений, и приходилось обращаться за помощью в другие садовые хозяйства.

Главной достопримечательностью Ливадии при императоре Александре III стали не только дворцы и иные постройки, но  красавец-парк.
Здание Большого дворца  в последствии  было полностью снесено, а в 1910 г. на его месте было возведено новое здание под руководством архитектора Николая  Петровича  Краснова, а здание Малого дворца, особенно любимое членами Императорской фамилии, на месте которого до недавнего времени находились теннисные корты, сгорело в 1941 г. во время паники, охватившей жителей Ливадии при известии, что на ЮБК уже наступает 11-ая армия Э. Фон Манштейна.

На территории Ливадийского парка, тем не менее, сохранился "дом садовника", также возведенный Монигетти, который может дать представление о том, как были украшены созданные Монигетти в том же стиле Большой и Малый дворцы.

Вновь отстроенный  Ливадийский дворец  по проекту архитектора   Краснова:

Ливадийский парк фото

Современные виды парка и дворца, 4 фото; а также 2  фото 1926 г. трудящихся на отдыхе в санатории "Ливадия":

Ливадийский парк фото

Ливадийский парк фото

Ливадийский парк фото

Ливадийский парк фото

Ливадийский парк фото

_______________

Использованы инф. источники:

1.Статья,  опубликованная   в сборнике: Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. — Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. — С. 16-26. Юта Арбатская
2. Книга  Колесников А.И. "Архитектура парков Кавказа и Крыма" 1949 г.
3. Путеводитель 1902 г. Одесса  "Ялта в кармане"
4.  Статья "Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых, эпоха Александра II и Марии Александровны"
5. Литографии: отсюда,  отсюда, открытки отсюда,  фотографии отсюда, отсюда и отсюда,  и из др. открытых источников, есть свои
6.  Книга Н. Калинин, М. Земляниченко. "Романовы и  Крым"

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

Ливадийский парк – памятник садово-паркового искусства, окружает и украшает собой одноименный дворец. Находится на территории Ливадии, на склоне горы Могаби.

Прекрасное место для отдыха, которые любят не только простые смертные, но и царские особы в прошлом. Российская верхушка обогатила полуостров шедеврами архитектуры и ландшафтного строительства.

  • Как добраться:

Поселок Ливадия, ул. Батурина, д. 44а

На автобусе из Ялты можно доехать на автобусах No5 и 11. После чего придется пройтись пешком около 500—700 метров.

На машине. Расстояние от Ялты около 6 км, парковка уличная, мы припарковались рядом с парком на платной стоянке.

  • Экскурсия и цены:

Вход свободный. К моменту посещения парка и дворца мы уже были довольно уставшие, передвигаться было затруднительно, а посмотреть все вокруг очень хотелось. Мы взяли экскурсию на электрокаре – 500 рублей с человека.

Экскурсовод Константин – крутейший парень, с любовь рассказывал о местах, по которым нас катал.

Пожалуй, это был лучший экскурсовод за все экскурсии, которые мы посетили в Крыму. Рассказывал бодро, по просьбе останавливал или притормаживал для памятных фотографий.

Ливадийский парк в Ялте — сам по себе одна большая фотозона. О том, что мы взяли обзорную экскурсию ни разу не пожалела.

  • Территория:

Ливадийский парк – удачно подобранный ансамбль из растений и строений, является заповедным местом.

Участок огромный, охватывает больше сорока гектар, пешком гулять можно несколько часов. Множество дорожек и тропок открывают новые пейзажи и виды. Территорию населяют местные аборигены — дуб, тис, бук, можжевельник, сосна.

Здесь начинается «Царская тропа» ее длина почти 7 км тянется до поселка Ореанда, там, среди пихт любил прогуливаться Николай второй со своей семьей. Она идет в основном по тенистой и ровной местности.

К сожалению, мы не успели пройтись по ней, но думаю в следующий наш визит, мы обязательно это исправим. Прогулка по этой тропке дает мощнейший оздоровительный эффект.

В парке есть несколько точек общепита, туалет и лавочки. Стоимость мороженого ~ 100 рублей, цена актуальна 2020 год.

На осмотр парка и экскурсию по дворцу у нас ушло около 3-4 часов. За это время я успела представить себя одной из знатных особ, которой довелось быть гостьей в царской резиденции. После чего я провела прекрасно время в компании сильных мира сего, хохотала и чуть не получила солнечный удар на коленях у одного из этих красавчиков.

Красивые снимки получаются практически в любой точке парка. Место просто создан для неспешных прогулок и любованием красотой южнобережной природы.

Здесь много террас, смотровых площадок, с которых открываются великолепные виды. В парке можно переждать полуденный зной, ландшафт с перепадами, поэтому стоит это учитывать при посещении. Весь парк пересечён хорошо асфальтированными дорожками, что дает возможность прокатиться по территории на велосипедах.

Южный берег Крыма — это завораживающие панорамы моря, живописные горы и роскошные дворцы, восхитительные ландшафтные парки, без которых и Крым не Крым! Приехать и осмотреть самостоятельно рекомендую.

Источник: irecommend.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.