Фотографии Антона и Владимира Дергачевых  (кроме отмеченных гиперссылками)
image001.jpg
http://www.nice-places.com/data/articles/gallery/806/14285.jpg

Кёльнский римско-католический готический собор (Kölner Dom)  Пресвятой Богородицы и Святого Петра является визитной карточкой города на Рейне.  Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Храм чудом уцелел во время  Второй мировой войны, выдержав прямое попадание трех бомб.

Еще в римскую эпоху, место, на котором сегодня находится собор, являлось религиозным центром проживавших здесь христиан. В  течение последующих  столетий было возведено несколько храмов,  каждый из которых превосходил по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей «священного Кёльна».
Первый камень в основании христианского шедевра готической архитектуры был заложен в 1248 году. Строительство храма велось в два приёма — в 1248 —1437  и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.


В 1164 году канцлер императора Фридриха Барбароссы (1159—1167), одержав победу над городом-государством Миланом, вывез из него мощи Трёх Королей (в православном богословии — Трёх Волхвов). Это неимоверно возвысило город в христианском мире. Как следствие, город не принял лютеранства и остался оплотом католицизма в Северной Германии. После того, как в Кёльн были перемещены мощи трёх волхвов, старый собор уже не мог вмещать толпы паломников со всего света, вследствие чего было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам пятинефного собора. Его Главная реликвия и святыня собора —  золотой саркофаг (ковчег), в котором находятся мощи трех волхвов.
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе и впоследствии около 1290 года создано дошедшее до наших дней изображение «Миланской Мадонны», ставшее одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.

В течение нескольких веков собор стоял в незавершённом виде.


нако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе возникло стремление довести его строительство до конца. В эпоху романтизма  в 1815 году великий немецкий поэт и государственный деятель Иоганн Вольфганг фон Гёте поднял вопрос о достройке собора. В 1842 году строительство  было возобновлено по указу прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Расходы на строительные работы поделили между собой прусский король и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. В 1863 году обе башни храма были доведены до высоты 157,37 метров. 15 октября 1880 года в торжественной обстановке  и присутствии кайзера Вильгельма I строительство собора, продлившееся в общей сложности 632 года, завершилось .

image003.png

image005.jpg

image007.png

Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон — витражи. Для порталов отлили огромные бронзовые ворота. Собор превратился в один из величайших шедевров неоготики.


Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. Местные жители говорят, что британские летчики использовали  собор как географический ориентир. После войны были  устранены повреждения, но реставрационная контора продолжает стоять на площадке у собора. Непогода и загрязнение окружающей среды вынуждают постоянно принимать охранительные меры.  На реконструкцию собора  уходит почти половины суммы от лотереи, которую организует   общественное объединение Zentral-Dombau-Verein.

Внешний вид и внутреннее убранство собора поражают суровым величием и духом Средневековья. Культурные ценности, включая многочисленные фрески, мозаики, алтари, статуи апостолов, витражи составляют неповторимое собрание творений немецкого зодчества.  В шестигранном здании («палата святынь»), стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий.

В соборе находятся захоронения кёльнских архиепископов (не всех). Здесь стоит саркофаг скончавшегося в 1371 году графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, возвышающаяся над саркофагом решетка была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что граф завещал свои угодья  монастырю кёльнского архиепископа. По настоящее время в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

Ежегодно в знаменитом готическом храме на Рейне бывает около шести миллионов туристов со всего мира. Он является самой посещаемой достопримечательностью Германии и при этом остается действующей католической церковью.


image009.jpg

image011.jpg
http://bezdec.com/wp-content/uploads/2015/01/14735_orig-800×600.jpg

Ларь (рака) трёх царей-волхвов. Это самое большое в Западной Европе  вместилище (реликварий) для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Ларь изготовлен в 1181—1225 гг. для хранения в Кёльнском соборе мощей трёх царей, которые, по преданию, приходили с дарами поклониться младенцу Христу.

Рогир ван дер Вейден «Поклонение волхвов», 1450, Нидерланды
image013.jpg

В 344 г. епископ Евсторгий привёз из Константинополя в Милан мощи трёх царей.  Через восемь столетий в 1164 году Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар кёльнскому архиепископу. С тех пор мощи считаются главной христианской  святыней города. Дар  имел не только духовное, но и коммерческое значение. Паломничество сопровождалось денежными потоками.


Знаменитый золотых дел мастер Николай Верденский в 1181 году создал огромный реликвариум с тремя царскими саркофагами. Передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. По стенкам саркофага рассажены 74 рельефные фигуры из позолоченного серебра, изображающие пророков (внизу) и апостолов (сверху), а также сцены из жизни Христа. Для украшения реликвария была использована тысяча драгоценных каменьев и жемчужин.
image015.jpg

Ежегодно 6 января, в день чествования трёх волхвов, трапециевидная передняя сторона ларя снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Короны трёх волхвов украшают городской герб.

Триптих немецкого живописца Штефана Кёльнского (Лохнера) «Поклонение волхвов» известен во всем христианском мире. Знаменитый алтарный складень находится в Кёльнском соборе с изображением поклонения волхвов  на средней доске и сцен из жизни святого Гереона и святой Урсулы на боковых створках (написан после 1426 года).
image017.jpg

«Распятье Геро». Двухметровый дубовый крест подарен собору около 975 года архиепископом Геро, после его возвращения из поездки в Византию. Чудотворный крест был выполнен по его заказу и является древнейшим из монументальных распятий в Европе. Подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были широко известны. Именно это распятье послужило прообразом для множества других изображений распятого Христа.


Особенность распятия заключается в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком установлен в 1683 году.
image019.jpg

Витражи собора
image021.jpg

image023.jpg

image025.png

Фрагмент мозаичного пола собора
image027.jpg

Соборный орган


image029.jpg

image031.jpg

Фигуры, украшающие фасад собора, на реставрации
image033.jpg

С западной стороны собора у главного портала на площадь уличные актеры в образе «живых скульптур»  часами позируют в гриме, масках и старинных костюмах. Каждый раз после звона брошенных прохожими монеток отвешивают благодарно-медлительные поклоны со своих невысоких пьедесталов.

На площади перед собором установлена скульптура  Kreuzblume — декоративная  копия одного из наконечников кёльнского храма (Южного Креста), выполненная в бетоне в масштабе оригинала (высота 15 метров, вес — 35 тонн). Копия установлена на площади в 1991 году. На нижней части скульптуры установлены  доски с записями на 15 языках, вокруг разбит цветник.

image037.jpg
http://www.esosedi.ru/fiber/198901/fit/1400×1000/skulptura_kreuzblume.png

С северной стороны собора находится Центральный железнодорожный вокзал (Hauptbahnhof) c огромным количеством самых разных магазинов, закусочных, пивных и кафе.


От северной оконечности собора мимо Музея Людвига, обладающего одним из наиболее значительных собраний современного искусства в Европе, в сторону Рейна  и моста Гогенцоллернов проложена пешеходная дорожка.
Между собором и железнодорожным мостом расположена площадь, носящая имя знаменитого  уроженца Кельна — писателя Генриха Бёлля, лауреата Нобелевской премии. Площадь регулярно закрывают для прохода, так как под ней находится концертный зал Кельнской филармонии, в котором во время концертов слышны шаги проходящих вверху людей.
На площади имени Бёлля установлен монумент в форме ступеней, к которому по земле ведет старый железнодорожный рельс. Монумент посвящен памяти погибшим, прежде всего евреев, в городском концентрационном лагере, организованным нацистами на противоположной собору стороне Рейна. Там тоже установлен небольшой памятник погибшим.

Вид на башни  сбора со стороны Рейнской набережной
image039.jpg

image041.jpg

Источник: dergachev-va.livejournal.com

История[править | править код]


Церкви-предшественницы[править | править код]

Места, на которых сегодня находится собор, являлись, по всей видимости, ещё в римский период истории Кёльна религиозным центром проживавших здесь христиан. В северной части города в течение столетий было возведено несколько поколений церквей, каждая из которых превосходила по размерам все предыдущие. Эти церкви находились внутри кольца монастырей и монастырских церквей «священного Кёльна».

Остатки этих церквей можно увидеть в нижней части сегодняшнего собора в месте проведения раскопок, которыми охвачена территория более чем в 4000 квадратных метров. От самых древних из них сохранилось совсем немного. Обнаружены фрагменты полов и участки стен, которые, хотя и подтверждают факт существования этих церквей, но тем не менее не позволяют реконструировать их форму. Около 500 года н. э. над старым, простеньким бассейном был сооружён восьмиугольный баптистерий со сторонами изогнутой формы, на которых был закреплён балдахин. Баптистерий находился внутри крестообразного строения, внутренние стены которого были украшены мозаикой. Около 540 года здесь были похоронены женщина и восьмилетний мальчик. Дорогие предметы, обнаруженные в могиле, позволяют предположить, что умершие были членами семьи короля Теодеберта из династии Меровингов.

Уже спустя несколько лет на этом месте развернулось строительство новой, более крупной церкви. Перед её алтарём находилась выложенная из камня кафедра в форме замочной скважины диаметром более 5,7 м.


восточном Средиземноморье такие сооружения использовались не только для чтения проповедей, но и для проведения торжественных церемоний, например, коронаций и посвящений в сан. В конце VIII века к церкви в её западной части были пристроены ещё одни хоры, обнесённые кольцеобразным атрием. Аналогичные архитектурные черты имеет возникшая примерно в 800 году так называемая Монастырская площадь в Санкт-Галлене — монастырский комплекс периода раннего Средневековья. Предположительно в середине IX века эта церковь настолько пострадала от пожара, что на её месте была возведена новая. Освящённый 27 сентября 870 года Старый собор был одним из крупнейших церковных сооружений и стал впоследствии резиденцией кёльнских архиепископов. Его средний неф достигал 12 м в ширину. К нему примыкали боковые нефы шириной около 6 м. Аркады, соединявшие между собой все три нефа, покоились на мощных прямоугольных пилястрах. На восточной и западной сторонах к нефам примыкали низкие поперечные пристройки, в восточной части которых находились небольшие боковые хоры. Эти хоры завершались полукруглыми приделами. Восточные хоры были посвящены Деве Марии, а западные — апостолу Петру. По бокам последних располагались две круглые башни. Перед ними находился большой внутренний двор, окружённый богослужебными пристройками. На середине двора стоял колодец, стены которого до сих пор сохранились в подземном гараже перед собором. Во время раскопок удалось обнаружить и порог западного входа в северную поперечную пристройку. Его поверхность сильно обносилась под ногами многих тысяч верующих, побывавших в соборе за истёкшие столетия. Эта каролингская церковь была богато украшена и расписана, её пол был покрыт тонкими пластинами мрамора. В X веке к зданию были пристроены ещё два боковых нефа, в результате чего их число увеличилось до пяти. По приказу архиепископа Гериберта (999—1021 годы) в восточной части поперечной пристройки была возведена двухэтажная часовня. Останки её стен по сей день стоят во дворе собора. Сведения о форме и размерах Старого собора известны нам не только благодаря проведённым раскопкам, но и по рисункам из дошедшей до нас рукописи 1025 года — так называемого «Кодекса Гиллиниуса».

Кёльнский собор в XIII—XVIII веках[править | править код]

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов Священной Римской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — реликварий трёх царей, шедевр мозанского искусства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Формы фундамента, заложенного в 1248 году, были позаимствованы у новых соборных комплексов, появившихся во Франции. Для того чтобы во внутренние помещения проникало больше света, вместо массивных стен были возведены стройные пилястры. А для того, чтобы стены были в состоянии выдержать огромный вес высоких сводов, была применена система внешних пилястр и арок — так называемая арочно-контрфорсная система. При этом арки имели не полукруглую форму, а были заострены в середине, что позволяло равномерно перекрыть ими всю поверхность здания и подчеркнуть устремлённость всей конструкции ввысь к небу. Эта гигантская архитектурная конструкция должна была вызывать у людей благоговение перед Царствием небесным.

Строительство собора началось с его восточной части. Спустя примерно 70 лет сооружение и отделка хоров были завершены. Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора Герхарда фон Риле. Вокруг внутренних хоров, в которых расположен главный алтарь из чёрного мрамора, проходит галерея с примыкающим к ней венцом часовен. Пилястры состоят из множества круглых стоек, а своды подпираются изящными нервюрами. Внутреннее пространство украшено капителями с позолоченными натуралистическими листьями. Большие оконные проёмы отделаны орнаментом по камню, который именуется «ажурным». Таким же орнаментом, состоящим из колец и полуколец, украшены и все внутренние архитектурные украшения по сравнению с противоположной северной стороной.

Над кругом хоровых часовен, создающим впечатление цоколя, возвышаются отдельные контрфорсы, переходящие вверху в арочный свод с множеством вершин. Между ними хорошо просматриваются окна главных хоров с изящным ажурным орнаментом и богато украшенными фронтонами. Крутые подсводные стены переходят в коньки с позолоченными концами и увенчаны на восточной стороне золотым крестом, возвышающимся на этом месте над городом и Рейном уже более 700 лет.

Только после завершения строительства хоров и их внутренней отделки и сооружения стены на северной стороне была снесена простоявшая до тех пор западная часть каролингского собора, использовавшаяся для богослужений. В XIV веке были возведены южные нефы собора и второй этаж Южной башни. Зал её первого этажа значительно отличается от прочих частей здания подчёркнутой утончённостью своих архитектурных элементов. В XV веке было завершено строительство третьего этажа Южной башни, на которой были установлены отлитые в 1448/1449 году колокола «Претитоза» и «Специоза». Только после этого началось возведение северных боковых нефов собора. В начале XVI века весь комплекс работ по сооружению среднего нефа был завершён установкой кровли собора в северной части на высоте боковых нефов. На этом заканчивается средневековый период в истории строительства собора[1].

Кёльнский собор в XIX веке[править | править код]

В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена. Однако после того, как революционные французские войска изгнали из собора духовенство, превратив его в фуражный склад, в народе с новой силой возникло стремление довести его строительство до конца. Расходы на строительные работы, возобновлённые в 1842 году, поделили между собой прусский король Фридрих Вильгельм IV и основанное жителями Кёльна Центральное общество по строительству собора, которое и по сей день финансирует основную часть затрат на ремонт и реставрацию собора. После тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства. 15 октября 1880 года, когда на вершине Южной башни был уложен последний камень, сооружение собора, продлившееся в общей сложности 632 года, было полностью завершено.

Обе башни достраивались по средневековым чертежам, составленным в период возведения собора около 1300 года. Завершение строительства фасадов поперечных пристроек, оригинальные чертежи которых не сохранились, осуществлялось по проекту известного немецкого мастера церковной архитектуры Эрнста Фридриха Цвирнера (1802—1861). Во всех деталях он старался как можно точнее придерживаться идей средневековых зодчих, поэтому сегодня собор имеет столь совершенный внешний вид. В то же время в ходе достройки использовалась самая современная строительная технология. Примером тому служит стропильная форма крыши, которая является одной из первых в истории крупногабаритных конструкций из чугунного литья.

Для украшения фасада, башен и порталов были изготовлены сотни скульптур, а для остекления окон потребовались многие квадратные метры витражей. Кроме того, для порталов были отлиты огромные бронзовые ворота. Расширилось и внутреннее убранство собора. Высочайшее качество всех работ, осуществлённых в XIX веке, превратило собор в один из величайших шедевров неоготики.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесённых бомбардировками во время Второй мировой войны. Тем не менее временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.

Захоронения в соборе[править | править код]

Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976). Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инкрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 годом. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 году св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.

На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта II (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 года хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведённом в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптура, созданная в 1665 году Герибертом Нейсом. На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX веке. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринуждённо облокотившегося на руку. Кроме того, эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.

Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238—1261), заложивший в 1248 году фундамент готического собора, был захоронен в только что возведённой в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна. На возведённом в 1845 году саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII века. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.

Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 году, то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.

Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры — участники изображённой сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа. Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 году графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решётка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущённых родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сей день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.

Реликвии и сокровища[править | править код]

Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 году Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделённом в XVI веке междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.

В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.

Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 году были помещены мощи умершего в 1225 году архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV века, дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.

Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII—XIX векам. Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями и вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.

Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 года. В этих могилах примерно в 540 году были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов. В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты так называемых «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 году он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.

Рака трёх волхвов[править | править код]

В 1164 году император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принёс в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

В период с 1190 по 1220 год Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причём третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота. Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы. Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.

На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.

Трапециевидная передняя сторона ларя — съёмная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бордовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.

В истёкшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. И сегодня он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.

Миланская мадонна[править | править код]

Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привёз из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 году. Впоследствии около 1290 года было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской Мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX веке статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведённом специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.

Миланская Мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX веком, её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура Мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской Мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Крест Геро[править | править код]

Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976), доверенным и посланником императора Оттона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.

Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперёд, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей. Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 году его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.

Цифры и факты[править | править код]

Общая длина (снаружи) 144,58 м
Общая ширина (снаружи) 86,25 м
Ширина фасада поперечного нефа 39,95 м
Внутренняя ширина продольного нефа 45,19 м
Ширина западного фасада 61,54 м
Высота северной башни 157,18 м
Высота южной башни 157,14 м
Ступеней до шпиля 509 (97,25 м = 152,5 м над уровнем моря)
Колоколов 11 (8 колоколов в южной башне, 3 — в центральной башне (на коньке крыши)), самый большой колокол — «Decke Pitter[de]»
Высота фасада поперечного нефа 69,95 м
Высота центральной башни (на коньке крыши) 109,00 м
Высота конька крыши 61,10 м
Внутренняя высота среднего нефа 43,35 м
Внутренняя высота боковых нефов 19,83 м
Площадь собора, приблизительно 7 914 м²
Площадь окон, приблизительно 10 000 м²
Площадь крыши, приблизительно 12 000 м²
Объём собора без учёта контрфорсов и аркбутанов 407 000 м³
Наибольшая площадь западного фасада 7 000 м²
Масса использованного камня, приблизительно 300 000 т
Ежегодно тратится на содержание 10 млн. €
Адрес Domkloster 4, 50667 Köln
  • Масса фундамента (подземной части) приблизительно равна массе здания.
  • Стёкла в витраже с северной стороны собора сделаны по принципу линзы. Благодаря этому находящимся внутри кажется, что этот витраж светится. По факту так оно и есть: за счёт линзы дневной свет собирается в более концентрированный пучок.

Письменное упоминание о закладке собора[править | править код]

В Кёльнской королевской хронике приводятся сведения о закладке нового собора в 1248 году[2]:

Архиепископ Конрад созвал церковных прелатов, дворян земли и своих министериалов и, в то время как огромная толпа народа внимала увещеваниям проповедников после завершения праздничной мессы в день Вознесения блаженной Девы Марии, он заложил первый камень, а затем, на основании полномочий господина Папы и своих собственных, а также властью легата и всех викарных епископов кёльнской церкви объявил верующим неслыханное до сих пор отпущение грехов тем, кто внесёт или пришлёт свой вклад в строительство церкви. Именно с этого времени с большими затратами начинается возведение новой церкви Св. Петра, — Кёльнского собора, невероятной высоты и длины.

Легенды Кёльнского собора[править | править код]

  • Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Литературная обработка одного из вариантов легенды — стихотворение П. А. Кускова «Кёльнский собор» (1863).
  • Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.
  • Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор сохраняли как важный географический ориентир.

Источник: ru.wikipedia.org

Самая интересная и значимая архитектурная достопримечательность города Кельна в Германии — Римско-католический собор Святых Петра и Святой Марии. Это официальное название религиозного сооружения, а более распространенное — просто Кельнский собор.

Краткая История Храма

Самый величественный собор Кельна расположен в месте, которое еще во времена Римской империи было религиозным центром проживавших здесь христиан. На протяжении веков здесь было построено несколько храмов, каждый из которых превосходил предыдущие по размеру. На нижнем уровне современного собора, где сейчас ведутся раскопки, можно увидеть, что уцелело от этих древних святынь.

Можно утверждать, что история Кельнского собора в Германии началась в 1164 году. Именно в это время архиепископ Рейнальд фон Дассель привез в Кельн мощи трех Святых волхвов.

В христианстве эти реликвии считались почитаемыми. Такая важная религиозная реликвия требовала достойного помещения. Идея создать красивый собор в Германии, превосходящий всемирно известные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену. Новая церковь в Кельне строилась в два очень длинных этапа.

Как все начиналось

Герхард фон Риле — именно этот человек сделал чертежи, по которым велось строительство грандиозного сооружения. Символический краеугольный камень Кельнского собора заложил Конрад фон Гохштаден в 1248 году. Сначала была построена восточная сторона храма: алтарь, хор, окруженный галереей (освящена в 1322 г.).

В XIV и XV веках работы шли медленными темпами: достроили только нефы в южной части здания и возвели три уровня южной башни. В 1448 году на колокольне в башне установили два колокола весом 10,5 тонн.

Год, когда строительство было остановлено, в разных источниках указывается разный: 1473, 1520 и 1560. На протяжении веков Кельнский собор оставался недостроенным, на южной башне все время стоял высокий подъемный кран (56 м).

Второй этап строительных работ

В девятнадцатом веке король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал достроить собор, и поднятые хоры уже нуждались в реставрации. В те годы готическая архитектура была на очередном пике популярности, поэтому было решено достроить храм, придерживаясь ранее выбранного готического стиля. Этому способствовало то, что в 1814 году чудом были обнаружены давно утерянные чертежи проекта, сделанные Герхардом фон Риллем.

Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер переработали старый проект, и в 1842 году начался второй этап строительства. Его начал сам Фридрих Вильгельм IV, заложив еще один «первый камень» в фундамент.

В 1880 году был завершен один из самых длинных строительных проектов в истории Европы, который даже отмечался в Германии как национальное событие. Если учесть, сколько времени строился Кельнский собор, получается, что 632 года. Но даже после официального торжества религиозную святыню не переставали ремонтировать и достраивать: меняли стекла, продолжали внутреннюю отделку, укладывали полы. А в 1906 году обрушилась одна из башен над центральным фасадом, и поврежденную стену пришлось ремонтировать.

Годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

Во время Второй мировой войны Кельн, как и многие другие города Германии, был сильно разрушен бомбардировками. Интересен тот факт, что собор в Кельне чудом уцелел среди сплошных руин, как будто он был создан из другого мира.

По словам военных стратегов, высокие башни здания служили ориентирами для летчиков, поэтому они не бомбили его. Однако авиабомбы всё же поразили собор 14 раз, хотя серьезных повреждений он не получил, новые реставрационные работы всё же потребовались.

К 1948 году хор в Кельнском соборе был перестроен, после чего начались богослужения. Реставрация остальной части интерьера продолжалась до 1956 года. Тогда же была построена винтовая лестница, ведущая на место одной из башен, на высоте 98 м.

Из-за сильного загрязнения окружающей среды и плохих погодных условий большой собор в Кельне сильно поврежден, что может привести к его разрушению. Офис временной реставрации по-прежнему находится рядом со зданием и постоянно ремонтируется. В общем, строительство собора в Кельне (Германия) вряд ли вообще будет завершено.

С 1996 года Кельнский собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас этот храм является одним из важнейших архитектурных памятников Германии. Кроме того, по задумке Церкви много веков назад, в нем хранятся важнейшие для христиан реликвии.

Особенности архитектуры

Собор Святых Петра и Марии в Кельне — выразительный образец поздней готики в Германии. В частности, это стиль северной французской готики, прототипом которого послужил Амьенский собор. Кельнский собор отличается рядом замечательных архитектурных украшений, обилием красивых узоров каменного кружева.

Огромное здание имеет форму латинского креста, 144,5 метра в длину и 86 метров в ширину. Вместе с двумя великолепными башнями он занимает площадь 7000 м², что является мировым рекордом для религиозного сооружения. Высота южной башни 157,3 м, северной на несколько метров ниже.

Ощущение объема пространства внутри здания также формируется за счет разницы в высоте: центральный неф в 2 раза больше боковых. Высокие арки поддерживаются тонкими колоннами, высота которых составляет 44 метра. Луки сделаны остроконечными, что служит символом вечного устремления людей вверх к Богу.

По периметру просторного главного зала храма расположены многочисленные часовни. Одна из них стала местом захоронения основателя этого самого монументального собора Германии — епископа Конрада фон Гохштадена.

Кельнский собор часто называют «стеклянным» из-за того, что площадь его окон больше площади самого здания. И это не просто окна — это уникальные витражи, созданные в разные эпохи и различающиеся по стилю. Самые старые витражи 1304–1321 годов — это «библейские окна» на соответствующую тему, в 1848 году было установлено 5 «баварских витражей» в новом готическом стиле, а в 2007 году — было установлено большое окно в постмодернистом стиле, собранное в хаотическом порядке из осколков цветного стекла.

Сокровища Кельнского Собора

В храме в Кельне хранится множество важных произведений средневекового искусства, таких как фрески с идолами, резные готические скамейки в хоре. Видное место занимает главный алтарь длиной 4,6 метра, сделанный из массивной плиты черного мрамора. На его лицевой и боковых поверхностях присутствуют ниши из белого мрамора, украшенные рельефной скульптурой на тему коронации Богородицы.

Однако самой главной достопримечательностью Кельнского собора является святилище с мощами трех Святых волхвов, установленное рядом с главным алтарем. Опытный мастер Николай Верденский создал деревянный ящик размером 2,2×1,1×1,53 м, а затем покрыл его со всех сторон позолоченными пластинами. Тема жизни Иисуса Христа выгравирована со всех сторон саркофага. Для украшения мастер использовал 1000 жемчужин и драгоценных камней, которые в то время считались самыми ценными. Фасад святилища снимается ежегодно 6 января, чтобы все верующие могли поклониться мощам трех святых волхвов — это 3 черепа в золотых коронах.

Еще одна ценная реликвия — деревянная скульптура Миланской Мадонны. Эта очень редкая картина улыбающейся, а не грустной Богородицы была создана в 1290 году и признана самым красивым шедевром эпохи зрелой готики.

Следующим уникальным артефактом является Крест Геро, созданный в 965-976 годах для архиепископа Геро. Особенность двухметрового дубового креста с распятием заключается в невероятной реалистичности изображения. Иисус Христос изображен в момент смерти. Его голова наклонена с закрытыми глазами, на теле очень хорошо видны кости, мышцы и сухожилия.

Наиболее важные артефакты, которые нельзя оценить, помещаются в сокровищницу. Она занимает очень большое помещение, состоящее из нескольких этажей. Каждый этаж представляет собой отдельную выставку, различные экспонаты которой размещены на специально освещенных полках.

Среди наиболее ценных артефактов в первом зале — жезл и меч архиепископов Кельна, готический крест для церемоний, каркас оригинальной реликвии мощей Святых и многочисленные рукописи. На нижнем уровне находится лапидарий и богатая коллекция парчовых церковных облачений. Отверстия под арками выстланы полками с предметами, найденными в могилах Франкони при раскопках под фундаментом здания. В этом же зале находятся оригинальные скульптуры, стоявшие на портале Святого Петра в средние века.

Источник: zen.yandex.ru

Я уже очень давно мечтала оказаться в немецком Кёльне, а главным притяжением в этом городе для меня был, конечно же, знаменитый Кёльнский собор. И вот моя мечта сбылась: я выхожу из здания главного железнодорожного вокзала Кёльна и вот он, Собор с большой буквы. Не заметить его просто невозможно, он огромный, ты видишь его везде, в какую бы сторону ни была повернута твоя голова. Он просто обрушивается на тебя всей своей мощью, и ты уже никогда не забудешь свои первые впечатления от увиденного.
Кёльнский собор фото

Итак, осматриваем Кёльнский собор…

Кёльнский собор (Kolner Dom, Hohe Domkirche St. Peter und Maria)посвящен апостолу Петру и Деве Марии. Собор является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
История его строительства, как водится, уходит в очень давние времена.
В 1248г. архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в фундамент нового собора.
Собор должен был своими масштабами превзойти все храмы Европы, чтобы стать достойной оправой для величайшей Христианской святыни: мощей Трех королей-волхвов. Готический стиль в архитектуре был тогда новым для Германии:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

К середине 1260-х гг. в храме уже шли богослужения: были завершены венец капелл и обход хора, а к 1300г. – хор. Но только в 1360г. началось строительство южной башни, и к 1410г. ее довели лишь до второго яруса (55м). А в 1560г. работы были остановлены:
Кёльнский собор фото

В 1842г. прусский король Фридрих Вильгельм IV распорядился возобновить работы по строительству собора. В 1863г. северная башня достигла высоты южной и их вместе довели до высоты 157,37м. А 15 октября 1880г. в присутствии кайзера Вильгельма I строительство было торжественно завершено установкой последнего камня в крестоцвете южной башни. Но и после этого продолжались работы над отделкой:
Кёльнский собор фото

Но в 1906г. одна из 24 малых декоративных башен рухнула; позже понемногу обламывались и другие. В январе 2006г., когда в Германии бушевал ураган «Кирилл», обломившаяся часть лесов разбила окно Римско-германского музея. Поврежденные места каменной кладки нужно снова и снова приводить в порядок. В общем, как это часто бывает, Кёльнский собор будет строиться вечно))) :
Кёльнский собор фото

А теперь осмотрим собор снаружи и зайдем внутрь:
Кёльнский собор фото

Три портала западного фасада богато украшены скульптурой, но только фигуры апостолов у правого фасада Св. Петра относятся к первому этапу строительства (1375), а остальные были выполнены в 19 веке. Собор украшают снаружи около 1200 скульптур; чтобы подробно разглядеть их, нужно иметь бинокль:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Северную и южную башни на высоте около 150м венчают крестоцветы:
Кёльнский собор фото

Через Центральный портал в собор входят для осмотра:
Кёльнский собор фото

Центральный неф при внутренней длине 120м и сравнительно малой ширине в 12,5м имеет высоту более 43м. Он производит впечатление легкости благодаря изяществу колонн и обилию витражей:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Витраж «Детские окна», 1965г. Во время празднования 700-летнего юбилея собора в 1948г. дети пожертвовали деньги для установки окна из цветного стекла. Окно было изготовлено Бернардом Клоссом в 1960-1965гг. На нем показаны сцены с участием детей из Ветхого и Нового Завета и из церковной жизни:
Кёльнский собор фото

В северном поперечном нефе внимание привлекает Мадонна Милостивая – драгоценные бусы и другие украшения ей принесли верующие в благодарность за услышанные молитвы:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Тихо идем дальше и не спеша осматриваем все вокруг:
Кёльнский собор фото

А вокруг красота:
Кёльнский собор фото

А это скульптуры покровителей Кёльнского собора – Девы Марии и апостола Петра. Выполнены они почти в натуральную величину из коричневого с прожилками мрамора. Дева Мария держит на руках младенца Христа:
Кёльнский собор фото

Фрески на потолке:
Кёльнский собор фото

На столбе в северном проходе хора фигура Марии, изготовлена в голландском городе Утрехт:
Кёльнский собор фото

«Распятие Геро», выполненное по заказу архиепископа Геро, — древнейшее из монументальных распятий в Европе. Датируется приблизительно 975 годом:
Кёльнский собор фото

Оно послужило прообразом для бесчисленных более поздних изображений Спасителя на кресте и признано чудотворным:
Кёльнский собор фото

Фреска рядом со входом в ризницу датируется концом 15-го века. На переднем плане – скульптура лежащего Св. Энгельберта. Изготовлена в 1665г. из коричневого с прожилками мрамора:
Кёльнский собор фото

Гробница архиепископа Вильгельма фон Геннепа:
Кёльнский собор фото

Алтарь Св. Георга (Агилольфа) в южном поперечном нефе. Был изготовлен в Антверпене в 1520г. Алтарь показывает шесть сцен из детства Христа, а его основание украшено бюстами Христа и его апостолов:
Кёльнский собор фото

И ещё один алтарь:
Кёльнский собор фото

Групповое распятие 16-го века:
Кёльнский собор фото

Величайшая святыня собора – мощи Трех королей-волхвов – хранится в саркофаге, выполненном мастером Николаем из Вердена (1182 – около 1220). Этот золотой саркофаг (длина 2,2м, высота 1,53м, ширина 1,1м, вес 600кг) — самый большой из подобных ему в Европе, имеет форму трехнефной базилики:
Кёльнский собор фото

На фронтальной стороне изображены поклонение королей-волхвов, крещение в Иордане, Христос – судия мира. В нижнем ярусе представлены ветхозаветные пророки и цари, в верхнем ярусе – апостолы и сцены из Нового Завета; на задней стороне можно различить фигуру архиепископа Райнальда фон Дасселя, в 1164г. доставившего мощи из Милана в Кёльн:
Кёльнский собор фото

Скульптура Святого Йозефа. Ее создал в 1935г. дюссельдорфский скульптор Отто Буссманн. Эта позолоченная деревянная фигура стоит на южном входе в хор. У ног Йозефа виден макет фасада собора, и Святой поднял правую руку, как бы защищая собор:
Кёльнский собор фото

В Кёльнском соборе около 10 тыс.кв.м (!) витражей.
Вот этот, например, посвящен апостолу Павлу. Был реконструирован в 1994 году:
Кёльнский собор фото

Витраж апостола Петра. Изготовлен в Мюнхене в 1870г. Основное изображение с Петром в центре показывает Совет апостолов в Иерусалиме. В нижней части витража – четыре выдающихся представителя монашеских орденов:
Кёльнский собор фото

Витраж Св. Стефана, 1848г. В центре показана жуткая сцена забивания камнями Св. Стефана. В двух верхних круглых рисунках изображены сцены из жизни святого:
Кёльнский собор фото

Если ноги устали от долгой ходьбы, можно присесть на скамейки и сидя любоваться всей этой красотой:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Отдохнули и идем дальше:
Кёльнский собор фото

Витраж «Пятидесятница», 1848г. Средний рисунок показывает сошествие Святого Духа на «день Пятидесятницы»:
Кёльнский собор фото

Витраж «Плач» показывает оплакивание мертвого Христа. Был установлен в 1848 году к 600-летнему юбилею Кёльнского собора. В верхней части витража изображена тайная вечеря Христа со своими учениками. Ниже в двух небольших полукружьях описаны встречи с воскресшим Христом: в левом – Христос является Марии Магдалине, в правом – апостолу Фоме. В нижней части витража изображены четверо евангелистов – Матфей, Марк, Лука и Иоанн:
Кёльнский собор фото

В 1998г. в соборе был установлен новый орган (3956 труб). Можно попасть на концерты органной музыки:
Кёльнский собор фото

Кёльнский собор фото

Витраж «Поклонение волхвов», датируется 1846 годом:
Кёльнский собор фото

Композиция под названием «Плач». Показывает оплакивание Христа:
Кёльнский собор фото

Положение Христа во гроб:
Кёльнский собор фото

А мы выходим из собора, чтобы продолжить свою прогулку по славному городу Кёльну:
Кёльнский собор фото

Не престаем удивляться красоте в каждой мельчайшей детали:
Кёльнский собор фото

Взгляд напоследок:
Кёльнский собор фото

И немного практической информации.
Собор открыт: нояб.-апр. 6.00-19.30, май-окт. 6.00-21.00, но обойти и осмотреть его самостоятельно во время богослужения нельзя. Внутренний хор осматривают только с экскурсией.

Расписание концертов органной музыки: Бюро обслуживания туристов, Domforum, проспекты при входе в собор. Летом – цикл бесплатных концертов (по вторникам в 20.00).

Постоянный адрес полного фотоотчета о поездке здесь.

дружить журналами

Источник: muranochka.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.