Петербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Готторпский глобус


Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.


Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Палеолитическая Венера


Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.


Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.


Астролябия Арсениуса


Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.


Гейша О-Мацу

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу.


С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Источник: www.culture.ru

История

Официальной датой появления Кунсткамеры считается 1714 год, когда Петр I собрал все имеющиеся экспонаты в «кабинет редкостей». Но если говорить о самом начале этой истории, она уходит корнями в конец 17-го века — время первой длительной поездки Петра за границу.

В Голландии и в Англии император живо интересовался частными коллекциями и научными выставками, скупая необычное оружие, редкие инструменты, чучела животных и птиц. В числе таких редкостей была привезена в Россию и коллекция профессора Фредерика Рюйша — анатомические препараты и заспиртованные тела младенцев с аномалиями развития.  Интересно, что доктор никому не хотел продавать свою коллекцию, и согласился лишь на предложение Петра.

Одновременно экспозицию старались пополнить отечественными «редкостями» — в 1704 году появился указ, согласно которому всем предлагалось доставлять необычные находки в Московскую аптеку Арескина.


лгое время собрание хранилось в Москве, но в 1714 году оно переехало в Санкт-Петербург — в Летний дворец. Спустя 5 лет выросшая коллекция Кунсткамеры «сменила прописку» и стала доступна для осмотра посетителями. Ее разместили в конфискованных палатах Александра Кикина, попавшего в опалу. Одновременно началось строительство и отдельного здания под музей на Васильевском острове.

В новое место экспозиция переехала в 1727 году, хотя музейный комплекс достраивался вплоть до 1735 года. Чертежи этого изящного здания в стиле барокко создал архитектор Г. Маттарнови, но он не дожил до окончания строительства. После его смерти руководил процессом Н. Гербель, затем во главе стал Гаэтано Киавери, а завершал дело М. Земцов. Каждый мастер добавлял в проект что-то свое, и в результате здание оказалось не слишком похожим на первоначальный замысел.

В 1747 году Кунсткамера потребовала капитального ремонта — весомую часть постройки уничтожил пожар. Судьбу здания решала комиссия под руководством знаменитого Растрелли. В результате музейный комплекс восстановили, хотя и в урезанном виде, прежний облик он получил только при реконструкции в 1948-1949 годах.

Как добраться до Кунсткамеры

Знаменитая петровская Кунсткамера находится на восточном краю Васильевского острова, неподалеку от Дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, где все туристы стремятся побывать в первую очередь, поэтому прогулку по музею легко совместить с осмотром других достопримечательностей.


Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. через мост).

Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Автобус:от площади Восстания рядом с вокзалом ехать маршрутом № 7 или №24 до Университетской набережной (9 минут).

    Пешком:пройти 100 м.

  • Вариант 2

    Пешком:пройти 500 м. до станции метро Маяковская.

    Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

    Пешком:пройти 2 км.

  • Вариант 3

    Пешком:пройти около 4 км. через Невский проспект и Дворцовый мост.

Как добраться от Эрмитажа:

  • Вариант 1

    Пешком:пройти 900 м. через Дворцовый мост.

Кунсткамера на карте

Что посмотреть

Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел. Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д. В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.

Экспозиции Кунсткамеры

Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.

Зал М. Ломоносова и Петербургской академии наук — в эту коллекцию вошли личные вещи первого российского академика, а также книги, инструменты и приборы 18-го века, препараты из химической лаборатории, мебель и скульптуры. Здесь можно почувствовать атмосферу той самой петровской Академии наук, которую император основал, вернувшись из своих странствий по Европе.


Первая русская обсерватория — на верхнем этаже башни Кунсткамеры ученые 18-го века вели наблюдения за звездами в то время, когда здание известной Пулковской обсерватории было еще в проекте. С тех пор здесь сохранились телескопы, астролябии и подзорные трубы, среди которых есть и личные инструменты Ломоносова.

Большой Академический глобус — этот впечатляющий по своим размерам экспонат диаметром более 3 метров занимает целый зал! Он был создан еще в середине 17-го века на территории современной Германии, в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн-Готторп (поэтому его также называют Готторпским). Спустя почти полвека глобус с картой мира снаружи и картой звездного неба внутри был подарен Петру I, а тот привез его в Северную столицу.

История строительства Кунсткамеры — этот зал рассказывает о том, как появилось здание, о его основателях и архитекторах. Посетители могут увидеть макет постройки и даже оценить его устройство изнутри. Один же из самых необычных экспонатов — кусок сосны, на месте которой, согласно легенде, Петр Первый решил возвести музей.

Коллекции «Кабинета натуралий» — в зале можно увидеть знаменитую анатомическую коллекцию Фредерика Рюйша, а также другое важное приобретение Петра I, чучела животных и рептилий аптекаря Альберта Себы. Препараты человеческих органов и тела эмбрионов, привезенные Петром, в свое время стали мощным толчком для развития анатомии и медицины.


Огромную часть Кунсткамеры занимают залы Северной и Латинской Америк, Африки, Индии, Индонезии, Японии, Китая, Кореи, Монголии и стран Востока. В каждом из них можно увидеть манекены в человеческий рост, одетые в соответствии с традициями той или иной страны, старинное оружие, украшения и предметы быта. Здесь есть ритуальные костюмы шаманов Аляски и головные уборы индейцев, африканские статуэтки, маски тайских актеров, индийская вышивка надкрыльями жуков и китайские расписные веера… Все многообразие мира собрано в залах этого дворца.

Самые яркие экспонаты:

  • Несколько тел сиамских близнецов и скелет ребенка с двумя головами — жемчужины коллекции Ф. Рюйша.
  • Китайская механическая игрушка «Небесная ладья», созданная в начале 18-го века и привезенная в Россию послом Л. Измайловым.
  • Палеолитическая Венера — статуэтка из бивня мамонта возрастом около 21-23 тысяч лет.
  • Астролябия фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса 16-го века; всего сохранился лишь 21 инструмент руки Арсениуса, и в России хранится только этот экземпляр.

  • Скульптура гейши О-Мацу — привезенная Николаем II кукла в человеческий рост, изображающая реальную гейшу, с которой был знаком император.

Кроме экскурсионной деятельности Кунсткамера и сегодня ведет большую научно-исследовательскую работу. Здесь регулярно проводятся конференции и семинары, работают научные отделы, проходят защиты диссертаций и выпускается свой научный журнал.

Часы работы и стоимость билетов

Кунсткамера работает:

  • Со вторника по воскресенье — с 10:00 до 18:00.

Последний вход возможен в 17:00.

Есть дни бесплатного посещения, и о них можно узнать на сайте музея.

Большую часть экспозиции можно осмотреть как в ходе экскурсии, так и самостоятельно, но в некоторые отделы разрешен вход только с гидом — это зал Большого Академического глобуса и Обсерватория (их посещение оплачивается отдельно как индивидуальная экскурсия).

Стоимость билетов:

  • Для взрослых — 300 руб.;
  • Для школьников, студентов и пенсионеров — 100 руб.

Электронные билеты, приобретенные через сайт, стоят 300 рублей для всех категорий посетителей.

Индивидуальные экскурсии в мини-группах до 4 человек с посещением залов в башне стоят от 2 700 руб.

Интересные факты

  • Есть легенда, что Петр I решил построить музей для своей коллекции «диковин» во время прогулки, когда случайно увидел необычную сосну с ветками, сросшимися в виде кольца. Правда это или нет — теперь уже сложно проверить, но часть сосны и сегодня можно увидеть среди экспонатов.
  • Некоторое время после открытия Кунсткамеры ее посещение было бесплатным, более того — Петр I приказал угощать посетителей кофе, вином и закусками. Этот ход быстро привлек к музею максимум внимания.
  • Первое время кроме анатомической коллекции в качестве музейных экспонатов выступали и живые люди с генетическими аномалиями: сиамские близнецы, карлики и т.д. Они практически жили здесь, а после смерти их тела доставались Академии наук.
  • В одной из своих поездок Петр I встретил мужчину необычно высокого роста (более 226 см.) и предложил ему уехать в Россию. Тот согласился, некоторое время служил гайдуком у императора, но после умер от инсульта. Его голова и скелет были выставлены в Кунсткамере, однако после пожара 1747 года череп оказался утерян (его заменили другим). С тех пор появилась легенда о призраке великана, который бродит по музейным залам в поисках своей головы.

Полезные советы

  • Ввиду огромной территории музея и большого количества залов стоит выделить на визит минимум 2-3 часа, причем это время придется провести на ногах (стулья для отдыха есть, но их мало).
  • Для тех, кто решил посетить Кунсткамеру самостоятельно (без экскурсовода), есть мобильный гид — его можно скачать на сайте музейного комплекса.
  • Во всех залах разрешена любительская фотосъемка — лучше захватить с собой фотокамеру. Но почти все экспонаты находятся в стеклянных витринах, поэтому на снимках могут быть блики.
  • В анатомический отдел не стоит идти с маленькими детьми, также его экспонаты могут произвести слишком сильное впечатление на беременных женщин.
Панорама Кунсткамеры
Кунсткамера на видео

О Кунсткамере можно услышать самые разные мнения, и до сих пор ее часто ассоциируют исключительно с «телами в банках». Но анатомические препараты — лишь малая часть экспозиции, большинство же залов посвящено вовсе не этому, а этнографии, антропологии, изучению разных культур. Пройтись по трем этажам, доступным по обычному билету, — это почти совершить кругосветное путешествие во времена 17-го или 18-го века. Но, конечно, это лишь малая часть того, что предлагает Васильевский остров. После музея можно отправиться вдоль Университетской набережной к Манежу или Дворцу Меньшикова или же пойти в другую сторону — к знаменитой Стрелке и зданию Биржи.

Источник: theplacement.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.