Петербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Готторпский глобус


Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.


Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Палеолитическая Венера


Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.


Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.


Астролябия Арсениуса


Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.


Гейша О-Мацу

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу.


С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Источник: www.culture.ru

Фотоколлекция из архива Кунсткамеры – это уникальное фотографическое наследие, в котором зафиксировались уходящие традиции повседневной деревенской и городской жизни, безвозвратно изменённые индустриализацией и коллективизацией. Календарные обряды, обменные ярмарки, убранство изб, свадебные церемонии, ремесленники за работой, шаманы с бубнами – в фотографиях из онлайн-каталогов Музея антропологии и этнографии.

Музей основал Пётр I в 1714 году. Его цель была в том, чтобы исследовать раритеты, созданные природой и руками человека, просвещать и обучать людей, искоренять предрассудки и страхи. Царь занялся обустройством Кунсткамеры, возвратившись из путешествия по преуспевающим городам Голландии и Англии, где впечатлился заморскими «кунштами», кабинетами редкостей и чудес. Особый интерес у него вызвало собрание анатомических редкостей и аномалий Фредерика Рюйша, профессора анатомии в Амстердаме. В 1717 году Пётр I приобрёл его экспонаты. Эта коллекция по сей день остаётся одним из самых знаменитых собраний музея. За три века своего существования Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого пополнялся раритетами со всего мира. Сегодня в его фондах более миллиона экспонатов, знакомящих с материальной и духовной культурой народов.


Оцифрованные экспонаты музея распределили в онлайн-каталоги. «Фотоколлекция» предлагает к обозрению через экраны компьютеров и смартфонов около 50 тысяч изображений, которые можно сортировать по датировке, алфавиту, этнической принадлежности (русские, узбеки, украинцы, казахи, таджики, монголы, чукчи, эвены, туркмены, десятки других народов) и автору. Также есть возможность применить фильтр по тематическим рубрикам, охватывающим широкое поле каких угодно занятий и предметов: христианство, животноводство, земледелие, женская одежда, рыболовство, головной убор, танец, праздники жизненного цикла, ремёсла, постройки жилища и предметы интерьера.

В электронных хранилищах Кунсткамеры можно найти работы фотографов-этнографов, вписавших свои имена в краеведческую и мировой историю. Среди них:

  • Альбом с тысячей снимков фотографа и исследователя Александра Антоновича Беликова (1883–1941). В 1920-е годы он участвовал в научных этнографо-антропологических экспедициях, запечатлевал традиционную народную культуру и пропагандировал использование фотографии как способа фиксации повседневной жизни в краеведческих исследованиях.

  • Работы Дмитрия Ивановича Ермакова, начавшего свою профессиональную деятельность в Тифлисе в 1860-е годы. В его снимках горожане за привычной для себя деятельностью, групповые портреты, пейзажи и достопримечательности Закавказья, бережно запечатлённые в конце XIX – начале XX веков.
  • Более пяти сотен фотографий из экспедиции Варвары Григорьевны Кузнецовой на Чукотку в 1948 – 1951 годы.
  • Собрание фотокарточек Вильяма (Василия) Андреевича Каррика. Он первым открыл в 1859 году фотоателье в России. Снимал в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, а затем и по деревням губернии. Каррик стал первым этнографом-фотографом страны, запечатлев сцены из повседневной жизни крестьян, и создал серию «Русские типы», для которой портретировал представителей различного вида деятельности (дворник, ямщик, продавщица селёдки, странник).
  • Около семи сотен фотографий Самуила Мартыновича Дудина, этнографа, фотографа и путешественника, стоявший у истоков Этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Источник: cameralabs.org

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men


Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Астролябия Г. Арсениуса
Работа гениального механика

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.


Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин. Изготавливалась из бедренной человеческой кости, обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой


лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы. Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.


Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии. Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере. Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Источник: disgustingmen.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.