9 июля 2021 года

Фотопроект «Город на память». 665. За кулисами Театра Образцова

В 1931 году молодому артисту Сергею Образцову, известному по выступлениям с куклами на эстрадных площадках, предложили возглавить театральную труппу, в которой состояло всего несколько человек. Этот бродячий театр разъезжал по городу в фургоне и давал спектакли в парках, на площадях, в школах. Успех первых постановок «Джим и доллар», «Пузан», «Каштанка» оказался настолько заметен, что власти предоставили кукольникам здание бывшего Реалистического театра на площади Маяковского.


В новое здание на Садовой-Самотёчной улице театр переехал в 1970 году. Театральный комплекс оснащён сложной сценической машинерией, раздвижным занавесом, стенами-трансформерами и считается эталоном стационарного театра кукол. Фасад украшают часы, созданные инженером Вениамином Кальмансоном. В полдень и полночь из избушек должны показываться все 12 сказочных животных, впрочем, старый механизм даёт сбои и зверушки стали лениться покидать свои домики.

В мемориальном кабинете первого художественного руководителя театра Сергея Владимировича Образцова, занимавшего эту должность много лет, сохранены оригинальные интерьеры. Он обустроил кабинет в корпусе, где расположены цеха и нередко сам принимал участие в рождении новых кукол.


При театре открыт единственный в России музей кукол, располагающий коллекцией кукол всех времён и народов. Достойное место в экспозиции занимают куклы из старых спектаклей Театра Образцова. В хранилище создан особый микроклимат — там поддерживают определенную температуру и влажность, что позволяет обеспечить идеальные условия для хранения.

В 2021 году театр отмечает своё 90-летие новыми постановками — 12 мая состоялась долгожданная премьера спектакля «Чиполлино». Премьерный показ прошёл в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», который проводится уже два десятка лет и традиционно сопровождается высадкой молодых черешневых деревьев. В этом году основатель фестиваля Михаил Куснирович и сотрудники Театра Образцова высадили десять деревьев в Образцовпарке.


Сказка Джанни Родари про приключения мальчика-луковки была переведена на русский язык в 1955 году стараниями Златы Потаповой и Самуила Маршака, а уже спустя год Курский областной театр кукол поставил спектакль про Чиполлино. Эти самые первые кукольные образы литературных персонажей стали музейными экспонатами.

В Советском Союзе «Приключения Чиполлино» неоднократно переиздавалась, ведь в идеологически правильной сказке речь шла о классовой борьбе против эксплуататоров и победе революции. Хотя вряд ли Родари имел в виду именно Великую Октябрьскую революцию, скорее, речь шла о любой диктатуре — и фашиста Муссолини в Италии, и коммуниста Сталина в СССР, да и в наши дни правящие элиты по-прежнему «страшно далеки от народа».

Сказка итальянского писателя Джанни Родари словно создана для того, чтобы её рассказали куклы: Луковка, Вишенка, Редиска, кум Тыква, синьор Помидор, принц Лимон – прекрасная фруктово-овощная компания! Чиполлино – один из самых веселых и бесстрашных героев в детской литературе.


готов прийти на помощь любому, сражаться за справедливость и его не страшат никакие преграды. Вместе со своими верными друзьями он одержит победу над коварным синьором Помидором, вредными Лимончиками и освободит папу Чиполлоне. В спектакле работают более 60 разнообразных кукол – и перчаточные, и знаменитые образцовские тростевые. Автор сценической версии и режиссёр – постановщик Екатерина Образцова, художник Александра Павлова, композитор Александр Журбин, автор текстов песен Сергей Плотов.


ss="aentry-post__figure aentry-post__figure--wider" data-figure-type="image" data-image-type="wide">

24 марта 2021 года композитор Александр Зацепин, на днях отметивший своё 95-летие, пришёл в гости в Театр кукол имени Сергея Образцова. В этот вечер на сцене шёл спектакль «Барон Мюнхаузен», для которого маэстро написал музыку. Александр Зацепин сочинил музыку и песни для десятков кинофильмов и мультфильмов — «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ну, погоди!», «Тайна третьей планеты», написал песни, принёсшие популярность Алле Пугачёвой, продолжает сотрудничать с театрами. Актёры Театра кукол Образцова приготовили для юбиляра сюрприз, исполнив музыкальные композиции из комедий Гайдая.

Спектакль «Барон Мюнхаузен» поставлен в 2018 году режиссёром Екатериной Образцовой.
о создатели придумали несколько сценических воплощений главного героя, самого правдивого человека на свете. Высота самой большой куклы Мюнхаузена составляет полтора метра, а её шарнирная конструкция позволяет реалистично двигать руками и ногами. Этот Мюнхаузен исполняет роль рассказчика, а ещё три барона меньшего размера сделаны тростевыми куклами — они показывают эпизоды его похождений в Российской империи, на Северном полюсе, в Африке.

С театром много лет сотрудничал художник Сергей Алимов, недавно ушедший из жизни. Про него говорили, что он работает в жанре «фантастического реализма». Немного папье-маше, немного искусственного меха — и в его руках материалы оживали, превращаясь в героев кукольного спектакля с уникальной пластикой, при повороте головы у них даже менялось выражение лица. Среди последних работ мастера — куклы и декорации для «Трёх поросят» и «Дон Кихота».


В память о Сергее Алимове был показан спектакль «Дон Кихот». Режиссёр спектакля «Дон Кихот» Екатерина Образцова так говорит об этой постановке: «Мне захотелось воспроизвести то, что может театр кукол, – воплотить в куклах фантастический мир сумасшествия рыцаря Дон Кихота, сделать зримыми и осязаемыми всех чудищ, которые ему привиделись. Всё то, что ему чудилось, всё то, с чем он сражался: драконов, химер, злых карликов, всё-всё! И получилась кукольная поэма о Дон Кихоте в стиле испанских романсеро, — с одной стороны красивая, с другой – трагическая. История, в которой есть и комедия, и трагедия, и поэзия».

В театральных цехах мастера работают над созданием кукол и декораций для новых спектаклей, здесь реставрируются и куклы-ветераны.


Среди заметных премьер недавних лет — сказка «Щелкунчик», впервые опубликованная в 1816 году и за двести лет поставленная на театральных сценах всего мира.


А красивая арабская легенда о любви простого юноши Аладдина и царевны Будур идёт на сцене Театра Образцова уже 80 лет. За это время в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» сменилось несколько поколений актёров и сейчас на сцену вместе выходят и молодые, и опытные артисты, такие как Заслуженный артист РФ Владимир Беркун, Народный артист РФ Фёдор Виолин, Заслуженный артист РФ Владимир Дудкин.

Владимир Беркун: «Я играю в спектакле «Волшебная лампа Аладдина» почти тридцать лет. Театр старается максимально сохранить то, что сделал Сергей Образцов, и зрители принимают спектакль, как новенький. Старые куклы периодически реставрируются и нынешние зрители видят тех же кукол, которых видели их бабушки и дедушки».

Помимо актёров над спектаклем трудится большой коллектив, состоящий из монтировщиков, реквизиторов, осветителей. Каждый из этих незаметных, но очень важных сотрудников знает свой манёвр во время спектакля. Причём в некоторых эпизодах приходится работать на сцене практически в полной темноте.


Работа над новыми постановками не прекращалась во время эпидемии коронавируса и после снятия ограничений зрители увидели сразу несколько премьер, среди которых «Гадкий утёнок» по мотивам знаменитой сказки Ханса Кристиана Андерсена. Этот камерный спектакль Юлия Бобровская и Артур Арутюнов играют на Малой сцене.

1 июня ворота Образцовпарка стали воротами в сказку, в гости к ребятам приехал сказочник Андерсен, актёры театра и участники Детской театральной студии ГАЦТК имени С.В.Образцова показали сцены из любимых волшебных историй. Парк на внутренней территории был задуман Сергеем Образцовым в начале 70-х годов как пространство, предназначенное в первую очередь для детей. Он должен был стать еще одной неповторимой достопримечательностью столицы. Сейчас эту идею планируется воплотить в жизнь – сделать парк доступным для москвичей и гостей столицы, превратив в одну из привлекательных и востребованных площадок в центре Москвы.

Государственный академический центральный театр кукол имени С.В.Образцова: Садовая-Самотёчная улица, дом 3

Фотографии: Евгений Чесноков

Источник: evgechesnokov.livejournal.com

Театр кукол имени Сергея Образцова появился в столице 16 сентября 1931 года. Сначала это был передвижной уличный театр: небольшой коллектив Сергея Образцова колесил по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Собственное помещение на площади Маяковского появилось у театра шесть лет спустя — в 1937 году. В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце — в «дом на Самотеке». Архитектурный комплекс стал эталоном для всех стационарных театров кукол мира. Он имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах, а Музей театральных кукол — один из крупнейших в мире.

Куклы — полноценные сотрудники Театра имени Сергея Образцова. Мастера-кукольники создают неповторимые образы из гипса, бумаги, поролона или дерева. Актеры помогают кукле ожить.

Куклу Тяпу Сергей Образцов сделал еще 1928 году из папье-маше. Сергей Владимирович не расставался со своим Тяпой — кукла объехала с ним весь мир. Образцов называл его «самым старым живым ребенком в мире».

Очаровательный Эдуард Апломбов — конферансье, которого в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и Зиновий Гердт. Знаменитый шедевр мастера кукольных дел — сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт» — в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое известное в мире русское кукольное представление XX века.

Смешные перчаточные куклы и золотое смеющееся солнце из спектакля «По щучьему велению», премьера которого состоялась 13 ноября 1936 года, радуют не одно поколение зрителей.

Грациозные тростевые куклы — 75 лет на сцене театра. Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» — один из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений.

Адам и Ева и лирическо-ироническая трактовка известного библейского сюжета «Божественная комедия» в репертуаре театра с 1961 года.


Благодарим Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова за предоставленные фотографии.

Источник: www.culture.ru

Куклы театра образцова фото

Говорят, пока часы на фасаде московского Центрального Театра кукол не были закончены, Сергей Образцов отказывался открывать учреждение. А голос золотого петушка, голосящего каждый час, записан с натуры — декоративная птица жила у режиссера на даче.

30 лет назад, 8 мая 1992 года, этот удивительный человек, подаривший миллионам людей радость, покинул наш совсем не сказочный мир. Давайте вспомним самые интересные события из его биографии.

Мальчик, игравший в куклы

Мама купила пятилетнему Сереже дешевую игрушку — тряпичную куклу Би-ба-бо, надевавшуюся на руку. И во время прогулок мальчик развлекал прохожих забавными сценками.

В 17 лет студент ВХУТЕМАСа Сергей Образцов смастерил Негритенка — хотел продать. Не вышло. 1918-й, какие куклы! Негритенок остался с хозяином. Помог ему во время учебы в консерватории: Образцов стеснялся публики, так что пел сам, а эмоции передавала кукла. Позже выручил еще в одной неловкой ситуации: выяснить у понравившейся девушки, есть ли у той возлюбленный.

Куклы театра образцова фото
Музей Театра Кукол имени Образцова

Одна на всю жизнь

Девушку звали Софья Смыслова, она преподавала в детском доме, куда Сергей устроился учителем рисования. Летом всех вывезли на дачу. Образцову нравилась молодая учительница, но он подозревал, что влюблена она в руководителя драмкружка — писаного красавца. Спросить самому неудобно, вот и пришлось переложить миссию на куклу. Зато выяснилось: никаких чувств там нет. Той же осенью поженились.

Первым появился на свет сын Алеша, за ним — дочка Наташа. Родив ее, Соня через несколько дней умерла. Образцову 27, он вдовец с двумя детьми и считает, что жизнь на этом кончена.

Спустя три года он женится на Ольге Шагановой. Она найдет общий язык с детьми, проживет рядом всю жизнь, но ей придется смириться: муж до конца жизни не забудет свою Соню.

Гибель артистов

Самый известный спектакль Театра кукол — «Обыкновенный концерт». 10 тыс. показов по всему миру: достижение зарегистрировано в Книге рекордов Гиннесса.

В 1953-м труппа собиралась на очередные гастроли. Лететь должны были транспортным самолетом. В последний момент появилась возможность пересадить артистов в нормальный. Это их спасло: лайнер, перевозивший реквизит, разбился. Из кукол, разбросанных на месте падения, целыми остались лишь три частушечницы. Образцов сохранил их, убрав номер из спектакля.

Тотоша и Кокоша

Сергей Владимирович обожал животных. Собаки, кошки, 120 птиц на дачной голубятне. В театре поставил аквариум, куда въехали два маленьких крокодильчика, привезенных из Америки. Да не простые, а подарок сына Федора Шаляпина. Назвали зубастых Тотошей и Кокошей, но они так быстро выросли, что пришлось их переселить в огромный бассейн Дворца пионеров на Воробьевых горах. В аквариуме завели рыбок, на радость маленьким посетителям.

Между прочим, любители сиамских кошек обязаны их появлением в СССР Образцову. Когда-то он привез пару тайских котят из Европы, и с них началась популярность породы в стране.

Куклы театра образцова фото
Сергей Образцов завез в СССР сиамских кошек

Висящий Леня

В 1970-х вся Москва ломилась на спектакль «Таинственный Гиппопотам». Лишь ради того, чтобы услышать диалог главного героя и Ленивца:

— Висишь, Леня?
— Висю.
— Ленишься, Леня?
— Ленюсь.

Казалось бы, что такого. Но зрителям совпадение имени кукольного героя и Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева казалось неслыханной дерзостью.

Последний спектакль

Во время войны артисты Театра кукол организовали фронтовые бригады. Сергей Владимирович вспоминал: однажды в госпитале среди зрителей оказались два парня, у каждого из которых не хватало одной руки. Но аплодировали они чуть ли не громче других — просто один хлопал уцелевшей ладонью по руке другого.

А известной на весь Союз кукле Тяпе довелось выступить перед двумя смертельно раненными бойцами. Врач попросил артиста зайти в эту палату, пояснив: им это необходимо.

— Никогда в жизни я больше не выступал для двоих и никогда в жизни не чувствовал себя до такой степени нужным, — признавался Образцов.

Куклы театра образцова фото
Музей Театра Кукол имени Образцова

Слава настигла

Рассказывали: во время войны в Куйбышеве устроили столовую для иностранцев, где их кормили лучше, чем своих. Рина Зеленая и Сергей Владимирович решили прикинуться зарубежными гостями: разговаривая по-английски, прошли в заведение через милицейский пост. И вдруг услышали:

— Смотри, Рина Зеленая с Образцовым обедать пошли.

Кстати

Улица Образцова в Москве названа в честь отца кукольника — Владимира Николаевича, выдающегося ученого, преподавателя Московского института инженеров транспорта, который жил в этом районе. Старшего сына считал неудачником: дескать, ну что за профессия?! Младшим Борисом — ученым-зоологом — гордился.

Куклы театра образцова фото
Екатерина — внучка основателя театра — пошла по его стопам

Большая семья

Алексей Сергеевич Образцов стал архитектором, чем несказанно обрадовал деда-инженера. Наталья Сергеевна окончила ГИТИС, но папа брать ее в театр не захотел: дескать, еще поглядим, хорошая ли ты актриса. Опыта она набиралась в Московском кукольном театре на Спартаковской. И только когда ей стали доверять главные роли, отец пригласил на прослушивание. Это ее голосом говорила «Я готова» незабвенная Шехерезада Степановна в «Необыкновенном концерте». А еще Наталья Образцова управляла зайцем Тепой, предшественником Степашки в «Спокойной ночи, малыши!». Дочь Натальи — Екатерина — стала режиссером-постановщиком и работает в дедовом театре.

Куклы театра образцова фото

Линия жизни

05.07.1901. Родился в Москве.
1918. Окончил реальное училище и поступил во ВХУТЕМАС. Изучает живопись и графику.
1922 — 1930. Актер музыкальной студии Московского художественного театра (ныне — Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Начинает выступать с театральными куклами на эстраде.
1930 — 1936. Актер МХАТа 2-го (упразднен в 1938-м). Исполняет острохарактерные роли.
1931. Возглавляет созданный Центральный Театр кукол. Своего помещения нет, выступают на разных площадках.
1936. Театр получает здание на площади Маяковского.
1940. Премьера первого кукольного спектакля для взрослых «Волшебная лампа Аладдина». В нем использовали усовершенствованные тростевые куклы: палки крепились не только к локтям, но и к запястью — так персонаж показывал более выразительные жесты. Подобные куклы во всем мире стали называть «русскими».
1941 — 1945. После попадания бомбы в здание театра часть труппы эвакуируется в Новосибирск. Создано 16 концертных бригад, гастролирующих на фронте.
1946. Премьера «Необыкновенного концерта».
1955. Образцов становится членом-корреспондентом Берлинской академии искусств.
1970. Театр получает здание на Садовой-Самотечной. Худрук активно участвует в проектировании: таблички с петушком и курочкой для туалетов рисует своими руками, придумывает и заказывает те самые часы.
1976. Образцова избирают президентом Международного союза кукольников.
08.05.1992. Скончался в 90 лет. Незадолго до этого заявил: «Умирать надо в 60. Тогда на похоронах смогут сказать: “Он столько мог бы еще сделать!” А сейчас что тут сказать? Я все сделал…»

Прятались за ширмой

После ранения в ногу врачи сделали Зиновию Гердту 11 операций. Осталась сильная хромота. Актер с ума сходил, что не сможет вернуться в театр. И тут к ним в госпиталь приехала образцовская концертная бригада. Увидев ширму, Зиновий Ефимович понял — вот он, выход!

Гердт стал звездой Театра кукол. Но две яркие и талантливые личности уживались в коллективе с трудом. Отдав этой сцене 37 лет, Гердт все-таки ушел.

Куклы театра образцова фото
Зиновий Гердт

Кате Деревщиковой прочили большое кинобудущее: в 11 она снялась в «Тимуре и его команде», в 17 — в «Каменном цветке». А потом вышла замуж за киевлянина. Через 15 лет развелась. Но в Москве о ней уже забыли, мало ли в столице талантливых! Образцов позвал к себе.

— Ты уже не девочка, карьеры не сделаешь, а тут за ширмой будешь играть, и весь мир увидишь, — привел убойный аргумент. Екатерина проработала в театре до 2000-х.

Самый знаменитый «Хрюша» — Наталья Державина играла в образцовском театре с юных лет. Но потом на долгие годы «уползла» под стол к ведущим «Спокойной ночи, малыши!». Сергей Владимирович отпускать не хотел, и после ухода Натальи с телевидения принял обратно.

Куклы театра образцова фото
Валерий Гаркалин

Валерий Гаркалин был студентом Образцова. После окончания института с однокурсниками создал театр на колесах «Люди и куклы». По словам актера, Сергею Владимировичу почему-то не нравилась эта затея: мол, ревновал.

После распада коллектива Гаркалин пришел к Образцову, тем более что жена актера Екатерина трудилась в музее при театре. Проработал три года и не выдержал. Считал, что занимается не своим делом.

Куклы театра образцова фото
Михаил Богдасаров

Для москвича Михаила Богдасарова кукольный театр оказался единственной возможностью остаться после распределения в столице. Но выпускнику ГИТИСа не понравилось прятаться за ширмой. Продержавшись чуть больше года, актер повздорил с Образцовым из-за не оформленного по болезни больничного и швырнул на стол заявление об уходе.

Необыкновенный концерт. Театр кукол Сергея Образцова (1972)

См.также:

Неизвестный Зиновий Гердт: как хромой и маленький Зяма стал любимцем советских женщин

Пост памяти Валерия Гаркалина: О чём жалел талантливый и успешный актёр в конце жизни

Телепередачи, которые делали детство в СССР веселее

Чем запомнились 7 самых ярких современных телеведущих передачи «Спокойной ночи, малыши»

Как Хрюша налаживал отношения между СССР и Америкой. История одного телемоста

Источник: picturehistory.livejournal.com

Источник: my.mail.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.