В последнее время у нас было много фоторепортажей посвященных прекрасному полу: рейтинги, конкурсы красоты и прочее…

Сегодня мы решили переместить своё внимание на сильную половину человечества и подготовили рейтинг ТОП-30 самых красивых казахов (рейтинг составлен на основе открытого голосования на сайте top-antropos.com).

30-е место: Беркут – певец.

 29-е место: Дастан Оразбеков  — певец, актер.

 28-е место: Жанибек Акылбеков – актёр, модель.

27-е-место: Булат Абилов – политик, бизнесмен, меценат. (фото voxpopuli.kz)

26-е место: Арыстан Мырзагереев  – актёр, модель.


25-е место: Айкын Толепберген — певец.

24-е место: Ербол Каиров — журналист.

23-е место: Асанали Ашимов – актёр, режиссер, Народный артист СССР.

22-е место: Тунгышпай Жаманкулов – актёр, народный артист Казахстана.

21 место: Ануар Нурпеисов — актёр

20-е место: Маулен Исакул – модель.

19-е место: Артур Толепов — актёр, брат актера Асылхана Толепова.

18-е место: Кайрат Тунтеков  – певец.

17-е место: Алибек Днишев – оперный певец, народный артист Казахстана и СССР.

16-е место: Саят Исембаев  — актёр.

15-е место: Алишер Еликбаев  — журналист. (фото voxpopuli.kz)

14-е место: Куаныш Даутов — бизнесмен.


13-е место: Серик Сапиев — боксёр-любитель, чемпион мира 2005 и 2007 годов, олимпийский чемпион 2012 года. Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан. Обладатель Кубка Вэла Баркера 2012 года.

12-е место: Али Окапов — певец, сын знаменитой певицы Розы Рымбаевой.

11-е место: Нурлан Туреханов — дизайнер одежды. В мире широко известен как изобретатель технологии получения изображений при помощи зеркальных отражений. Эта технология называется «Алаайна» (Пестрое зеркало).

10-е место: Дастен Шакиров – актёр, модель.

9-е место: Диас Азимжанов (род. 1987, Аягуз, Восточно-Казахстанская область) — актёр, телеведущий, фотомодель.

8-е место: Кайрат Нуртас — казахский певец.

7-е место: Сакен Майгазиев — певец.

6-е место: Нурлан Алимжанов – актёр, композитор, певец.

5-е место: Берик Айтжанов  – актёр.

4-е место: Самат Смаков – футболист, в течение 6-ти лет (2003-2005, 2007-2009) признавался лучшим футболистом Казахстана.


3-е место: Санжар Мадиев (род. 4 Августа 1986г., г. Алматы) – актёр.

2-е место: Арман Давлетяров  – продюсер.

1-е место: Асылхан Толепов  – актёр, обладатель титула чемпиона по таэквондо, имеет черный пояс.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/showbiz/image/283949-top-30-samyh-krasivyh-kazahov-foto/

Источник: www.nur.kz

Одна из особенностей Человека, отличающего его от других животных и тем самым, выделяющая его из животного мира является память или хотя бы стремление к познанию жизни предыдущих поколений.

Для человека свойственно и естественно интересоваться вопросом о том, кто были его предки, как они жили, как выглядели.

В учебниках, научных трудах, кино и т.д. многое говорится о том как жили наши предки, как они выглядели…

В последнее время с развитием интернета довольно часто удается увидеть старые фото. Я не имею ввиду облики известных личностей — их полно в разных журналах, монументах, книгах и учебниках.

Я говорю о простых людях, обывателях, которые в обыденной жизни вели обычную жизнь, рождались, умирали, сплетничали, воевали, женились, кочевали…

у старых фотографий какая-то своя энергетика.

Ниже я привел фото, которые в той или иной степени меня заинтересовали, оказали впечатление.


Казахи фото

Это фотография казахского аула, сделана в 1871 или 1872 году. Самая старая фотография с казахами, которую я видел. Я, думаю, что аул собирается в кочевку. Если бы аул закончил кочевку, то есть прибыл к месту назначения — верблюды были бы свободны, а поклажа лежала на земле. Хотя могу и ошибаться.

Казахи фото

 

Казахи фото

Представительные дядьки, у многих лица вполне официально-серьезные.

Казахи фото

Фото невесты в 90-е годы 19 века (К.Де Лазари – начальник Лепсинского уезда)

Казахи фото

а на этом фото можно увидеть вместе казахскую, русскую и французскую семьи (конец 19 века)

 

Ниже две фото, являющиеся открытками. Казахский быт был экзотикой для Центральной России.

Казахи фото

Интересно насколько сейчас многодетны богатые казахские семьи? Хотя у главы этого семьи, возможно и не одна жена.


Казахи фото

Следующие две фотографии говорят о роли ислама в жизни казахов в конце 19 века

Казахи фото

Бата беру

Казахи фото

Молодые девушки, согласно мусульманским традициям скрывают волосы от посторонних мужчин (в данном случае от фотографа)

Казахи фото

Группа охотников-беркутчи. на переднем фоне — потенциальная добыча.

Казахи фото

Женщины на лошадях и мужчина на быке. В одном этнографическом обзоре сделанном в 1877 году описывался быт казахов и, между прочим, упоминалось, что казахи даже на близкие расстояния не ходят пешком и даже если нет лошади (по каким-либо причинам) могут сесть на корову или быка — лишь бы не идти пешком.

Казахи фото

Эта фотография напомнила мне о бесике, в котором я и сам лежал, а потом лежал мой сын, а когда-то лежал и мой отец с своими братьями и сестрами. Недавно видел этот бесик — его до сих пор используют по предназначению, качают мою двоюродную племянницу.


Казахи фото

Внук не зря «тусовался» возле бабушки, чем-то она его угостила.

Казахи фото

Казахи Алтайского округа, начало 20 века (С.И.Борисов). Раскрашено фото конечно позже.

Казахи фото

тоже Алтайский округ, начало 20-го века. Это и предыдущее фото из фонда алтайского краеведческого государственного музея.

Казахи фото

Примерно так и выглядел настоящий аул. Сейчас аулами называют оседлые поселения.

Казахи фото

Шествие казахов в Петрограде, март 1917 года. Транспорант держит М.Дулатов.

Казахи фото

Фотография времен коллективизации. Этого ребенка нашли в сене, его украли для употребления в пищу.

Казахи фото

В результате последствий коллективизации миллионы казахов покинули родные земли, многие оказались в Китае. Но и из Китая, послу установления там социализма многим пришлось уходить. Иммиграция казахов из Восточного Туркестана (Китай) в Турцию. 1940-1950 годы.


Казахи фото

Фото, свидетельствующее о противоречивом явлении. Казахи — солдаты Туркестанского легиона.

Казахи фото

А это солдат — победитель фашизма.

Снайпер Жуман Есиркеев. Белорусский фронт. 1944 год. Фотография из архива РИА Новости. Автор — А.Фридлянский.

Казахи фото

Желтоксан 1986 года.

 

Источник: yvision.kz

Чем жили и как выглядели казахи сто лет назад? Как одевались бедняки и какие наряды выбирали для себя более состоятельные люди? Конечно, существует много исторических документов, рассказывающих о быте наших предков, но порой фотографии могут быть красноречивее слов. Tengrinews.kz предлагает ознакомиться с архивными фото казахов в период с середины XIX и начала XX веков. Большинство первых снимков жителей нынешнего Казахстана были сделаны русскими историками и этнографами во время научных экспедиций. Многие уникальные исторические снимки хранятся в музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) в России. 


Казахи фото
Групповой портрет мужчины и женщины в традиционных костюмах. Семипалатинская обл. 1879 год. Поляков И. С. 

Многие ранние фотографии казахов были сделаны во время экспедиции Ивана Полякова — зоолога, антрополога и этнографа. 

Казахи фото
Поляков И. С. Групповой портрет учащихся. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 год

До начала XIX века значительная часть одежды казахов изготовлялась из сырья кочевого хозяйства: мех, кожа, домотканая армячина, войлок.

Казахи фото
Поляков И. С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах. Казахстан, Семипалатинская обл. 1879 год

По данным историка Галии Ахметовой, хлопчатобумажные и шелковые ткани приобретались в Средней Азии. Основным волокном для ткачества была шерсть.

Казахи фото

Одежда бедняков была невзрачной,  изготовлялась нередко из недорогих тканей (плиса, ситца, бязи, нанки).


Казахи фото
Де-Лазари Константин Николаевич. Портрет семьи казахов. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год

Наряду с одеждой из выделанных шкур животных небогатые казахи носили разнообразную стеганую верхнюю одежду с прокладкой из шерсти или ваты — чапаны, телогрейки.

Казахи фото
Казахские султаны с представителями русского чиновничества. Санкт-Петербург, вторая половина XIX в. Из коллекции Б. Л. Модзалевского

С середины XIX века казахи приобретали у русских купцов разнообразные товары, среди них льняное полотно, черный и красный плис, кумач, всевозможное сукно, ситцы, нанка, а также так называемая английская ткань (бумажная кисея), предназначенная для шитья дамских платьев и т.д.

Казахи фото
Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Казахстан, конец XIX — начало XX вв.

Один из очевидцев, посетивший степь в первой половине XIX века, писал, что «одежда западных киргизов состоит преимущественно из русских изделий».

Казахи фото
Богатая женщина в традиционном костюме, конец XIX — начало XX вв.

Традиционные элементы одежды казахи стали шить теперь из разноцветных ситцев, белой бязи, коленкора, плиса. Состоятельные и богатые казахи шили одежду из сукна, бархата, атласа, парчи, шелка. Особым спросом пользовались у них зеленый и малиновый бархат, яркие шелка, атлас, цветная парча.


Казахи фото
Богач в национальном костюме, конец XIX — начало XX вв. 

Казахи фото
Портрет семьи казахов. Казахстан, Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год

Казахи, служившие толмачами (переводчики), саудегеры (торговцы), алыпсатары (перекупщики), отдельные представители байства во второй половине XIX века усвоили некоторые элементы городской одежды русских и татар.

Казахи фото
Де-Лазари Константин Николаевич. Пожилая казахская пара. Казахстан, Акмолинская обл., Кокчетав (Акмолинская обл., Кокчетавский уезд). 1896 год

Бедняки в основном занимались земледелием и хлебопашеством. 

Казахи фото
Де-Лазари Константин Николаевич. Женщины в повседневной одежде. Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год

Из других промыслов также было рыболовство. Но рыба употреблялась бедняками для собственных потребностей и на рынке продавалась редко.

Казахи фото
Де-Лазари Константин Николаевич. Казахская девушка в свадебном костюме и головном уборе саукеле среди женщин. Семиреченская губ. (Семиреченская обл., Лепсинский уезд). 1898 год

Казахская женщина по достижении 25-30 лет или с появлением детей надевала головной убор замужней женщины — кимешек, который не снимала до старости. На большей части Казахстана замужние женщины носили кимешек, который плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи.

Казахи фото
Дудин С. М. Богатые жених и невеста. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

Одним из тех, кто увековечил казахов на своих фотографиях, был и Самуил Мартынович Дудин. 

Казахи фото
Дудин С. М. Девушка в свадебной верхней одежде и головном уборе саукеле (фас). Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

Он принимал участие во многих экспедициях по изучению памятников Туркестана и Средней Азии.

Казахи фото
Дудин С. М. Женщины в традиционных костюмах: справа — костюм женщины в первый год замужества. 1899 год

В последние годы жизни считался крупным специалистом по вопросам научной фотографии и выдающимся знатоком в области восточного искусства.

Казахи фото
Дудин С. М. Дуана (юродивый, предсказатель) на Куяндинской ярмарке. Казахстан. 1899 год

В 1899 году Дудин посетил с научной экспедицией Семипалатинскую область. 

Казахи фото
Дудин С. М. Нищий и вожатый. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

Казахи фото

Дудин С. М. Пряха. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

С деятельностью Дудина связана целая эпоха в истории формирования иллюстративных
коллекций музея по региону. 

Казахи фото
Дудин С. М. Богатая женщина с детьми. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

С одинаковым вниманием и интересом он собирал предметы культуры и быта, фотографировал жизнь казахов.

Казахи фото
Дудин С. М. Прическа девочки. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1899 год

Дудин обращал внимание на девичьи и подростковые прически. 

Казахи фото

На этом фото прическа девочки представляет собой длинную челку, пряди волос на макушке модели зачесаны вверх, чтобы была видна остальная часть бритой головы.

Казахи фото

На этом снимке Дудина девушка показана с челкой, короткими височными прядями, с косой на макушке и еще пятью, заплетенными низко у шеи, — девичьей прической, наиболее типичной для этого региона.

Казахи фото
Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

По итогам экспедиции  он передал обширную коллекцию фотографий (около 500) из кочевого быта казахов Семипалатинской области.

Казахи фото
Васильев В. Н . Портрет женщин: в традиционном головном уборе и вышитом платке. Казахстан, Семипалатинская обл. 1913 год

Казахи фото
Круковский М. А. Замужние женщины в традиционных костюмах и головных уборах на базаре. Казахстан. 1914 год

Казахи фото
Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

Казахи фото
Мальчик-торговец с рук. Казахи. Казахстан, Кызылординская обл. (Кызыл-Ординская волость Казахстана), первая треть ХХ в.

Казахи фото
Мелков А. Л. Женщины из бедных семей. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Следующие фотографии сделаны в 1920-е годы во время экспедиции коллекционера, художника и этнографа Александра Мелкова. Целью поездки было изучение быта  казахов, каракалпаков, туркмен, узбеков и уральских казаков.

Казахи фото
Мелков А. Л. Группа детей. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Он собрал более двух тысяч этнографических фотоснимков, характеризовавших типажи, одежду, жилище, занятия, искусство и быт этих народов. 

Казахи фото
Мелков А. Л. Группа женщин и детей в юрте. Казахи. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Мелков также собрал два альбома зарисовок, выполненных карандашом, тушью и гуашью.

Казахи фото
Мелков А. Л. Мальчики в повседневной одежде. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Один из альбомов состоит преимущественно из зарисовок предметов казахского прикладного искусства и одежды. Кроме этого, в фонде музея археологии и антропологии находятся планы усадеб и домов каракалпаков и казахов.

Казахи фото
Мелков А. Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казахи фото
Мелков А. Л. Мужчина рода Найман. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казахи фото
Мелков А. Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казахи фото

Мелков А. Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казахи фото
Мелков А. Л. Старик. Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

Казахи фото
Торговки на базаре. Казахстан, Карагандинская обл., г. Караганда. 1932 год

Казахи фото
Торговля на базаре. Казахстан, Карагандинская обл., г. Караганда. 1932 год

Казахи фото
Мужской портрет. Казахи. Казахстан. 1934 год

Источники: Архив музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера).

Портал National Digital History

Источник: tengrinews.kz

Казахи фото

Долгий рассказ о соседней стране я начинаю постом о её обитателях. Во-первых, чтоб было понятно, кто ходит по улицам тех городов и селений, которые я покажу далее, а во-вторых потому что действительно, любая страна — это в первую очередь люди. В России о Казахстане знают неестественно мало, в том числе и о том, кто его населяет.

Но сначала — небольшой дисклеймер, который я настоятельно прошу перечитать 10 раз подряд, и желательно проговаривая вслух. Так вот, в своих путешествия я давно убедился, что любой "менталитет" минимум на 50% определяется моим собственным поведением, в особенности такие категории как "дружелюбие", "отзывчивость", "агрессивность", "разгильдяйство" и т.д. Если я отдельно опишу, какими я увидел казахов в своих трёх поездках — можно будет решить, что речь о трёх разных народах. Другой человек, тем более живущий там, может увидеть всё совсем иначе. Поэтому рассказываю здесь о том, как увидел всё это лично я, и не более того.

Для начала, в целях развенчания штампов, несколько фотографий городской молодёжи. Например, вот эту девушку я сфотографировал в Каркаралинске на празднике Первомая. Каркаралинск — город с 5 тысячами населения, так что возможно, она живёт или учится в Караганде, но может быть и местная:

2.
Казахи фото

Эту девочку сфотографировал на карагандинском автовокзале, перед посадкой в автобус:

3.
Казахи фото

По-видимому, студентки педагогического университета в Аркалыке — полузаброшенном рудничном городе:

4.
Казахи фото

5.
Казахи фото

Ребята с национальным музыкальным инструментом кюй на главной площади города Сатпаев — опять же рудничного, но вполне зажиточного:

6.
Казахи фото

Весёлая компания в Жезказгане:

7.
Казахи фото

И в целом, казахстанская молодёжь (и казахи, и русские) оставляет приятное впечатление. Девушки в основном красивые и одеты со вкусом. Часто ловлю себя на мысли, что многие казахстанские типажи в Москве я бы принимал за японских туристов или китайских студентов. Но при этом в Казахстане почти полностью отсутствуют неформалы, по крайней мере заметные на улице. Вплоть до прибытия в Алма-Ату мне казалось, что я единственный мужчина с хаером на всей территории Республики. Хотя, вру — один раз видел из окна автобуса металлиста в Щучинске ("ворота" курорта Боровое).

8.
Казахи фото

Но при этом и идеализировать казахстанскую молодёжь тоже не стоит — гопников по городам (особенно крупным) бродит довольно много, и своим поведением они не слишком отличаются от наших. Правда, как мне показалось, в Казахстане, в отличие от России или Украины, в малых городах и аулах гопников гораздо меньше, чем в крупных. По статистике уровень преступности (в т.ч. убийств) в Казахстане чуть-чуть ниже, чем в России (но значительно выше, чем на Украине), и в отличие от славянских стран тут меньше развита бытовуха, а следовательно — больше развита именно уличная преступность.
Ну и да, ребят на фотографии ниже я скопом в гопники не записываю, а снята фотография была опять же на каркаралинском Первомае. Увы, настоящих гопников фотографировать гораздо сложнее, чем миловидных студенток с предыдущих кадров.

9.
Казахи фото

Совсем иначе народ выглядит в аулах (а аулом здесь называют любой сельский населённый пункт). Вот например по дороге из Каркаралинска в Кентские горы — таксист Есей (повернут спиной), который некогда работал воспитателем в интернате, встретил на степной дороге своего бывшего воспитанника и спрашивает, как лучше ехать:

10.
Казахи фото

А это уже непосредственно Кентских горах. Местный прикол — паренёк носит на ухе живую ящерицу как серьгу:

11.
Казахи фото

Там же — семья из аула Кент на пикнике:

12.
Казахи фото

13.
Казахи фото

Другая категория — пожилые люди, хоть в аулах, хоть в городах.

14.
Казахи фото

Казахстанские бабушки выглядят порой так же фольклорно, как наши — только это другой фольклор:

15.
Казахи фото

На вокзале в Караганде:

16.
Казахи фото

В каком-то селе в Алматинской области, по дороге из Жаркента в Сарыозек:

17.
Казахи фото

18.
Казахи фото

Аркалык:

19.
Казахи фото

Ну и отдельная тема — дети, а вернее школьники. Обратите внимание, что в Казахстане в ходу школьная форма:

20.
Казахи фото

21.
Казахи фото

22.
Казахи фото

Вообще же, хотя я слышал о казахах довольно много нелестных отзывов от других путешественников, позволю себе не согласиться. В первые поездки и начале этой мне и самому казахи показались недружелюбными… но углубляясь в их страну, я понял в какой-то момент, что просто у нас и у них несколько разное мышление, в которое я постепенно встроился — и уже день на пятый, наоборот, казахи стали казаться мне очень радушными и отзывчивыми. Это опять к вопросу о металитете.

23.
Казахи фото

В целом же, казахи — народ не ближневосточный, у них нет того, что у нас называют "южный темперамент": казах сдержан, немногословен, нетороплив, даже слегка отрешён. Из народов, с которыми мне доводилось общаться, ближе всего к казахам по характеру, пожалуй, корейцы — правда, и тех я знаю только обрусевших (ибо в самой Корее не бывал). Но при этом ещё одно свойство казахов — это вполне себе восточная расслабленность на грани пофигизма. Как мне показалось, с казахами бесполезно что-то решать теоретически: если позвонить заранее и спросить, можно ли у вас сделать то-то и то-то, в ответ скорее всего услышишь какие-нибудь общие слова — предпочтительнее договаривать на месте: "мне нужно доехать туда-то или сфотографировать то-то, возможно ли это и сколько будет стоить?". Отметил у казахов и ещё одну особенность, которая поначалу очень сильно затрудняла мои перемещения, а именно: казах не задумываясь говорит "ДА", которое на поверку оказывается не более чем междометием, как у нас "ага, угу, понятно". Скажем так: если русский скорее сначала скажет "нет", а потом всё-таки поможет, то казах скорее сначала скажет "да", а потом выяснится, что речь-то шла совсем не о том, что мне надо. В совокупности всё это выглядит примерно так:
-Здравствуйте, скажите, по каким дня работает миграционный отдел и какие нужны документы для регистрации?
-Каждый день работает, приходи с удостоверением, за 10 минут регистрацию сделаем!
(на самом деле — закрыт по выходным, помимо паспорта нужна справка из гостиницы, а готовая регистрацию будет только через сутки).
Опять же, оговорюсь — это мои субъективные впечатления, на истину я не претендую. Но в целом хорошо и то, что в Казахстане почти всё можно решить на месте.

24.
Казахи фото

Другой вопрос — языковый. Как известно, Казахстан — одна из немногих постсоветских стран, где государство пытается держать режим двуязычия. По крайней мере в тех краях, где в советское время жило много русских, русский язык в ходу и поныне. В больших городах на русском дублируются почти все вывески, особенно официальные. Казахи, не владеющий русским языком свободно, мне впервые встретились в аулах Алматинской области, а в северных областях и городах все казахи владеют двумя языками (по статистике, понимают русский 92% казахов, а читать и писать по-русски умеют 79%). Показательно и то, что русские в основном казахским языком почти не владеют (по статистике, понимают казахскую речь около 25% славян и немцев, а читать и писать по-казахски умеют и вовсе 6-8%), что при этом не слишком мешает им жить.

25.
Казахи фото

Отдельная тема — государственные люди. Государство в Казахстане всепроникающее и довольно навязчивое, даже Россия по возвращении воспринимается куда как свободнее. Здесь ещё больше, чем у нас, любят проверять документы, необходимо регистрироваться в 5-дневный срок, ещё больше запретов на фотосъёмку и подозрений в терроризме. В прошлые приезд мне пару раз указывали, что я наверное "вяхябыт", причём главным признаком ваххабизма почему-то считали мою бородку (ещё смешнее то, что в этот раз я бородку перед поездкой сбрил, и никаких подозрений в ваххабизме более не было).
При этом казахские полицейские в основной массе выглядят довольно подтянутыми, общаются вежливо, обращаясь на "вы", и как минимум вызывают уважение. Да и униформа у них, прямо скажем, поэстетичнее, чем у наших. Но и идеализировать местных копов я бы тоже не стал: те ребята, которые под предлогом проверки вытащили у меня 8000 тенге (около 1,5 тыс. рублей) в Караганде в декабрьский приезд, со стороны тоже выглядели подтянуто и интеллигентно. Я бы сказал так: полиция в Казахстане в основном цивилизованная, но при этом очень въедливая — однако и здесь "в семье не без урода". Ещё показательный момент: даже в преимущественно русскоязычных городах встретить копа-славянина огромная редкость.

26.
Казахи фото

Другая категория — военные. Не могу судить о боеспособности казахской армии, но и сами воинские части, и их обитатели со стороны выглядят достаточно внушительно. Этих военных мы встретили в Жаркенте 7 мая (а это в Казахстане как у нас 23 февраля). Один из офицеров заметил наши фотоаппараты, тут же спокойно, но настойчиво потребовал показать документы, и заметил, что есть такое понятие, как "информационная война", так что кто знает, в каком свете мы их фотографируем и как это представим… но однако на мои объяснения, что я пишу путеводитель и предъявленную визитку среагировал адекватно, и когда я затёр кадры — военные сами нам спозировали:

27.
Казахи фото

…на фоне Первого президента. Про культ личности я писал ещё в декабре, и сейчас остался при том же мнении. Елбасы ("лидер нации") в Казахстане повсюду, а публично ругать его здесь даже не столько опасно, сколько попросту неприлично. Назарбаева в Казахстане действительно любят и уважают, и 90% процентов голосов на выборах отдают вполне искренне. При этом других чиновников в народе ругают и высмеивают не меньше, чем у нас… но Елбасы — неприкосновенен. Помимо Первого Президента, Казахстан впечатляет ещё и обилием развешанных на улицах лозунгов в типично советском стиле: "Казахстан-2030!", "Решение елбасы — в жизнь!", "Для модернизации республики необходим вклад каждого!" и т.д. — разве что пишутся не жёлтыми буквами на красном фоне, а белыми на синем.
А вот чиновники Каркаралинского района на Первомае:

28.
Казахи фото

На самом деле тут всё достаточно сложно. Во-первых, многие реформы в Казахстане и России идут почти синхронно (скажем, на летнее время Казахстан перешёл на год раньше), но разница в том, что у нас любой законопроект будут подолгу обсуждать в Думе и прессе, где-то затягивать, где-то доводить до ума, а в Казахстане всё делается быстро и без вопросов. Например, пенсионный возраст здесь не так давно повысили на 3 года (63 и 58 лет соответственно). А ещё для меня было шоком узнать, что в Казахстане отсутствует бюджетное высшее образование — хотя достаточно развита система грантов (в т.ч. "болашак" — гранты на обучение за границей). В общем, хорошо это или плохо — возможность быстрого принятия решений и внедрения реформ — вопрос сложный.
Вот ещё одна довольно своеобразная категория казахов — оралманы:

29.
Казахи фото

Так здесь официально называют репатриантов. При Советах казахи активно селились и в Средней Азии, и в Монголии, и в западных ССР. Назарбаев развернул очень мощную программу возвращения оралманов на родину, причём в особенности — в те города, которые покинули русские. Оралманам предоставляют жильё, работу и довольно приличную сумму на первое время. Особенно активно оралманы возвращаются из Узбекистана, Киргизии и Монголии. Например, женщины с кадра выше — это "узбекские казахи" в посёлке Сары-Шаган. Коренные казахи оралманов недолюбливают, как мне рассказывала встречная учительница в Сары-Шагане из числа местных, прожив два-три поколения в Узбекистане, они во-первых стали в большей степени узбеками, чем казахами, а во-вторых привыкли к узбекистанской нищете и безработице, от чего в более зажиточный и трудоустроенный Казахстан им интегрироваться непросто.
Вот ещё люди в Алма-Ате — уж не знаю, оралманы ли, но от алматинской столичной публики внешне отличаются:

30.
Казахи фото

А вообще, Казахстан — страна многонациональная. Казахи здесь — 63% населения, ещё 23% — русские. В 1989 году казахов было около 40%, а русских около 30% — с распадом СССР из Казахстана разом уехало более 2 миллионов человек, то есть 1/8 часть населения, которое лишь сейчас достигло уровня 1989 года — 16 миллионов человек. Ещё здесь большие общины узбеков и уйгуров (из соседних стран), татар (которые ещё в 19 веке осваивали Казахстан вместе с русскими), чеченцев, немцев и корейцев (жертвы депортаций), украинцев (как переселенцы 19 века, так и депортанты). В эту поездку мне довелось поближе познакомиться с уйгурами (в Алматинской области) и казахскими чеченцами (в Жезказгане). Национальность многих неказахов тут сходу и не определишь:

31.
Казахи фото

Но русские здесь — другие. На мой взгляд, "казахстанцы" — такой же обособленный субэтнос, как сибиряки или поморы. Даже те, кто вернулись в Россию, чем-то неуловимо отличаются от других соотечественников. В первую очередь дело в характере — мне казахстанские русские показались более резкими и жесткими, чем в России, и даже не побоюсь этого слова — более пассионарными. Мало того, что они когда-то уехали жить в Великую Степь — они ещё и стали там меньшинством, и потому по крайней мере на меня производят впечатление постоянной готовности к обороне.

32.
Казахи фото

Другая особенность казахстанских русских — очень правильная речь, чем они и сами гордятся. Оторванные от корней, от деревни с её просторечиями, здесь русские действительно говорят на гораздо более литературном языке, чем в России. И матерятся, к слову, гораздо меньше и изящнее (более того, по мне так казахи русский мат тут употребляют чаще). Интересно и то, что большинство русских здесь белокурые и голубоглазые, и почти у всех от степного Солнца и пыльных ветров сужены зрачки.
Вот хорошие ребята — туристы из Караганды, которых я повстречал в горах Каркаралинска:

33.
Казахи фото

А вот, на берегу Балхаша, отец Олег, батюшка из Приозёрска, ранее полковой священник, а теперь настоятель храма в центре города. Он случайно увидел нас у вокзала в Сары-Шагане, сам нас окликнул, не в Приозёрск ли нам надо, и бесплатно довёз, накормил при своей церкви, покатал по городу. Вообще, атмосфера казахстанских церквей меня поразила ещё зимой — это чувство, что со всех сторон чужая земля, заставляет людей относиться друг к другу иначе.

34.
Казахи фото

Но в целом русско-казахские отношения складываются довольно мирно. Серьёзных конфликтов казахов с русскими не было за все 20 лет (зато бывали конфликты казахов с турками, курдами и уйгурами, а особенно — с чеченцами). Националисты тут, конечно, тоже попадаются, но в Алма-Ате мне это объяснили примерно так:
-Иногда тут можно в автобусе услышать и "Чемодан-вокзал-Россия!" и "Да без нас бы вы до сих пор в юртах жили!", но ни то, ни другое не находит поддержки у окружающих.
Что гораздо реальнее — так это закрытость многих жизненных сфер (политика, госуправление, безопасность и т.д.) для русских. Те, кто остались в Казахстане, приняли здешние правила игры. Но многие при этом мечтают уехать в Россию или сожалеют о том, что не уехали сразу. Есть понимание и того, что всё могло быть гораздо хуже, и русские в Казахстане благодарны Назарбаеву за то, что он не даёт развернуться националистам. Вообще, хорошо видно, что к моменту распада СССР русские в Казахстане привыкли считать эту землю своей, и многие не уезжают просто потому, что Казахстан для них — Родина. И это опять же вопрос без ответа.

35.
Казахи фото

Есть ещё такое явление, как шала-казахи, или "асфальтовые казахи" — обрусевшие казахские горожане, как правило с высшим образованием и космополитичными взглядами. Есть мнение, что именно им, а не "правильным" казахам и не русским, Казахстан обязан своим нынешнем благополучием в первую очередь. Другое местное словечко — мамбеты, синоним "быдла", как правило с националистическим уклоном.
Да и просто казахский народ очень разный. Различия между тремя жузами (Средний, Старшим и Младшим) видны невооружённым глазом, примерно как в России между Севером, Югом и Сибирью, а ведь каждый жуз делился на полтора-два десятка родов, и многие казахи помнят свою принадлежность к этим родам. В целом же три жуза живо напоминают мне США столетней давности: космополитичный промышленный Север (Средний жуз), патриархальный аграрный юг (Старший жуз) и Дикий Запад (Младший жуз). И так получилось, что лучше всего мне пока известен Средний жуз, который я за две поездки объехал где-то на 80%.

Напоследок ещё несколько кадров с Первомая в Каркаралинске:

36.
Казахи фото

37.
Казахи фото

38.
Казахи фото

39.
Казахи фото

40.
Казахи фото

41.
Казахи фото

Там же торговали пирожками, поэтому не лишним будет помянуть и казахскую кухню. А еда тут весьма специфическая.
Первое — почти вся немагазинная пища тут очень тяжёлая, и потому требует адаптации. Как шутят сами казахи, больше них мясо любят только волки, причём основное мясо здесь — баранина, на втором месте говядина, а вот более привычные россиянину свинина и курица довольно редки. В ходу как вполне известные у нас самса, плов, манты, шурпа и лагман, так и некоторые местные особенности. Казахский кумыс по вкусу сильно отличается от башкирского, и честно сказать, башкирский мне нравится больше. Зато здесь я открыл для себя шубат — кисломолочный напиток из верблюжьего молока, очень жирный (около 8%) и пенистый, но вкусный и явно целебный. Другая хорошая вещь — курт, очень сухой молодой сыр (т.е. ближе даже к засохшему творогу), которые продаётся маленькими шариками. При этом курт очень сытный, и был популярен у кочевников — бросил горсть в карман и питаешься ей весь день. Из той же области иримшак — сухой сладкий овечий сыр. Ещё ходовая вещь — баурсаки, маленькие пирожки без начинки, слегка напоминающие пончики. Из более серьёзных блюд ещё в декабре я запомнил куырдак — жареная баранина с бараньими же потрохами и луком. В общем, с национальной кухней там проблем нет, вот только общепит в основном отвратительный.
Зато магазинные продукты местного производства мне очень понравились, особенно соки и холодные чаи, и даже точнее — берёзовый сок в пластиковых бутылках. Еда в Казахстане, кстати, на удивление дешёвая, едва ли не дешевле, чем на Украине.

42.
Казахи фото

Ну а напоследок — всё-таки воздадим дань стереотипам. Вот такие вот странные объявления развешаны по всей Алма-Ате. Как пояснил мне уже в комментах vedmed1969, сайгачьи рога активно продают в Китай, а "старые" — потому что охота на сайгаков запрещена, то есть без оговорки про "старые" эти объявления бы значили противозаконную деятельность.

43.
Казахи фото

ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Северный Казахстан (Кустанайская и Акмолинская области).
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Аркалык.
Боровое (Бурабай)
Кокшетау.
Астана и Караганда. Возвращение.
Лирическое отступление №2. Казахский некрополь.
Астана. Осколки старых городов.
Караганда. Штрихи к портрету.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Сары-Арка (Карагандинская область).
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.

Источник: varandej.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.