Я никогда раньше не была в Калмыкии. И уж точно плохо представляла себе, что такое степь. Только на картинках! Должна сказать, что увиденное сильно отличается от того, как я себе это представляла, глядя на фотографии. Сфотографировать степь, сохранив ее величие и душу, невозможно. А вот передать красоту калмыков — можно. Оказавшись на Фестивале тюльпанов, я внезапно поняла, что не могу оторваться от созерцания этих людей — таких непохожих, таких ярких, таких самобытных! Сегодня я покажу вам этот праздник:)

Калмык фото

То, что я увидела, когда приехала. Кибитки, утопающие в нежно-голубом небе с облаками. Небо всегда разное, и в Калмыкии я видела много оттенков. Это — утреннее:)

Калмык фото

Праздник скоро начнется.
дут песни и народные танцы, будут улыбки и поздравления. Организаторы отдают последние распоряжения. Вообще, должна сказать, что организован фестиваль был на высшем уровне. К месту праздника людей доставляли маршрутки, заранее было известно, откуда они отправялся. Полиция, представители МЧС, фудкорт на открытом воздухе, даже туалеты (что немаловажно — согласитесь). И, конечно, костюмированное шоу. ЗАбегая вперед, скажу, что на празднике мы провели несколько часов, и не устали:)

Калмык фото

Вокруг — радостные лица.

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

"Девушка с фотоаппаратом, меня сфотографируйте!" — кричит добродушная дама, которая продает сувениры. На празднике можно найти множество оберегов, украшений и буддийской литературы.

Калмык фото

Порадовали Мегафоновцы. Вайфай в степи! Нереально, но факт! Для гостей и правда был организован бесплатный вайфай!

Калмык фото

Звери… Любимые:) На них катали:)


Калмык фото

А на быков и коров можно было просто посмотреть)
Калмык фото

Тюльпаны… тут — самое начало. На самом деле, зрелище совершенно потрясающее: чем дальше углубляешься в поле, тем больше повсюду этих алых точек. Вперед, вперед, еще вперед… Во время фестиваля гости потихоньку разбредаются по степи — тюльпаны кружат их в своем хороводе, увлекая все дальше и дальше….

Калмык фото

Немного крупных планов. Еще и с ирисами.

Калмык фото

А вообще самый полный фоторассказ — у Ксении Калмык фотоapi_ano Загляните к ней — не пожалеете!:))

А я перехожу к портретам. Тут слов будет немного. Просто посмотрите, какие красивые учатники праздника!

Калмык фото

Калмык фото


Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмык фото

Калмыкия является единственным регионом в России, где тюльпаны растут в естественных условиях. Степные тюльпаны, кстати. занесены в Красную книгу. Штраф за уничтожение — от 2 500 до 5 000 рублей. Ну и правильно — тех, кто уничтожает красоту, нужно наказывать!

А еще у калмыков есть легенда, что в степи можно отыскать черный тюльпан, цветущий всего лишь один раз в девять лет. По легенде встреча с ним принесет человеку счастье…

Калмык фото

И еще немного праздника:) Это — танцоры:)


Калмык фото

Яркие, эмоциональные, невероятные! Калмыцкие танцы прекрасны, это настоящее искусство! Ни ветер, ни усталость не могли согнать меня с места — я все смотрела, смотрела, смотрела…. А Калмык фотоnefer тем временем все снимала на видео:) Почитав ее репортаж, я решила, что обязательно дам на него ссылку. Сходите, посмотрите, не пожалеете!

Калмык фото

Это — цветочная мАндала. Размер этой цветочной композиции — 2 на 2 метра, для изготовления понадобилось 1500 цветов!

Мандала (др. инд. “mandala” – круг, диск, круглый и т. п.), один из основных сакральных символов в буддийской мифологии. Ритуальный предмет, символ цельности, гармонии и преобразования. Мы обошли вокруг нее и загадали желание….

Калмык фото

Организатором фестиваля тюльпанов является Министерство культуры и туризма Республики Калмыкия. Фестиваль проводится каждый год. Но с точной датой обычно определиться сложно: погода непредсказуема. Это событие — из тех, которые остаются в памяти навсегда. Я очень благодарна нашему сообществу Travel Russia за то, что мы собрались и поехали туда!

Калмык фото

Ссылка на еще один репортаж оттуда, мне он очень нравится)
http://zhzhitel.livejournal.com/523544.html

Напоследок — видео.


Коротко, но передает атмосферу:)))

А вот скажите, друзья, про какие фестивали на территории России вы слышали и хотели бы там побывать?

Тут можно подписаться на обновления моего блога:)

А тут — добавить меня в друзья!:)

Источник: silver-slider.livejournal.com

9-е место: Александра Буратаева (род. 30 марта 1965, Элиста, Калмыкия) — телеведущая. Вела программы «Время» и «Новости» на канале ОРТ, передачу «Отчаянные домохозяки» на канале Россия, «Новости Содружества» на канале «Мир», а также программы «Латвийское время», «Новости Эстонии» и «Литовское время» на Первом Балтийском канале. Лауреат национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства в 2007 году. Официальный сайт Александры Буратаевой — http://burataeva.com


Александра Буратаева фото

 Александра Буратаева и американский актер Ричард Гир. Оба являются приверженцами буддизма.

 Александра Буратаева и американский актер Ричард Гир

 

8-е место: Ноган Манджиева (род. 28 апреля 1985, поселок Южный, Калмыкия) — калмыцкая певица, поэтесса, композитор. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id26261681

калмыцкая певица Ноган Манджиева фото

7-е место: Элистина Бурвяшова— калмыцкая певица, автор песен. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id17881120


калмыцкая девушка Элистина Бурвяшова фото

6-е место: Султанна Французова (род. 9 января 1975, Элиста) — модельер. В 2005 году стала женщиной-дизайнером года по мнению российского издания журнала Glamour. Фамилия «Французова» — не псевдоним, а настоящая калмыцкая фамилия, возникшая, когда калмыки, служившие в русской армии во время войны с Наполеоном, привозили домой жен-француженок. Потомки таких браков получали фамилию «Французовы».

Султанна Французова модельер. фото

5-е место: Сувсана Барикова — Мисс Джунгария 2009 (интернет-конкурс, проводимый калмыцкими землячествами России). Страница Сувсаны «ВКонтакте» — http://vk.com/suvsana

4-е место: Гиляна Бембеева — калмыцкая певица. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id113268664


3-е место: Яна Ченкураева — представительница Калмыкии на конкурсе «Мисс Азия Москва 2012», где она победила в номинации «Мисс Дружба». Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id89602503

2-е место: Дельгира Церенова— первая представительница Калмыкии на всероссийских конкурсах красоты. В 1995 году Дельгира стала Первой вице-Мисс на конкурсе Мисс Россия. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id14940330

Дельгира Церенова в 1995 году:

 

 Дельгира Церенова в 2012 году:

Дельгира Церенова (Калмыкия) Первая Вице-Мисс Россия 1995 фото

 

1-е место: Ирина Туманова — представительница Калмыкии на конкурсе «Мисс Россия 2013», где она стала Второй вице-Мисс и победила в номинации «Народный выбор». Рост Ирины Тумановой 177 см, параметры фигуры  83-62-92. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id31671589

Источник: top-antropos.com

Калмык фото


Нынешние калмыки — это в общем маленький народ (189 тысяч человек) с огромным прошлым. Единственный буддийский народ в географической Европе — и пожалуй самые кочевые кочевники, чья география — от Лхасы до Парижа.

О калмыках я не раз писал в контексте Казахстана — только там они назывались джунгары. Общее название — ойраты, или просто западные монголы. От "обычных" монголов они были обособлены всегда, даже сейчас числятся отдельным народом (640 тыс. человек, по трети в Китае, Монголии и России), к тому же в ойратский союз входили и тюркские племена — их потомками стали алтайцы и тувинцы. Но может именно поэтому к концу 16 века, когда от былого величия монголов осталась лишь смутная память, у ойратов случился классический (по Гумилёву) "пассионарный взрыв", начавшийся в 1578 году с войны против халха-монголов и обособления от последних. К 1640-м годам ойраты создали три ханства — Джунгарское (где сейчас Турфан и Урумчи), Кукунорское, или Хошеутское (в предгорьях Куньлуня) и Калмыцкое — в нескольких тысячах километров западнее, на Волге.
Вот (по клику ссылка на оригинал) карта ойратских переселений, переснятая в элистинском музее:

Калмык фото

А родина ойратов выглядела примерно так — это ещё не она сама, а её казахстанское преддверье: высокий мрачный хребет Джунгарского Алатау как большой остров в степи, да пыльная буря над степью.

2.

Калмык фото

Переселения части ойратов на запад началось где-то в конце 16 века, и в основе его были племена торгоутов и хошеутов. Особенно интересны вторые — их нойоны возводили свою родословную к командирам, как сказали бы сейчас, элитного спецподразделения "Хошеут" ("Клин") — авангард личной гвардии Чингисхана, куда отбирали лучших из лучших. Однако большинство хошеутов, как уже говорилось, создали своё ханство вокруг высокогорного озера Кукунор, поэтому в основе калмыцкого исхода были именно не столь прославленные торгоуты. Знаковое место — Джунгарские ворота, узкий (около 40 километров) проход между горных хребтов, которым из монгольской степи на запад выходили и гунны, и Чингисхан, и джунгары.

3.
Калмык фото

Дальше калмыки (а этим словом всех ойратов прозвали мусульмане) отправились на север, возможно надеясь поселиться на руинах Сибирского ханства, и пару десятков лет кочевали в западно-сибирских лесостепях, периодически беспокоя русские остроги, в первую очередь Тару (на севере нынешней Омской области).

4.
Калмык фото

В 1608 году торгоутский тайша Хо-Урлюк прибыл в Тарский острог для переговоров, и в следующем году русские заключили с калмыками мир и предложили им занять степи в низовьях Волги и Яика. Вообще, переселение калмыков сложно назвать походом — кочевая жизнь была для них естественна, просто периодически их кочевья смещались на один сезонный переход западнее. К 1613 году калмыки достигли Яика:

5.
Калмык фото

Где, думаю, быстро поняли, почему хитрые русские предложили им переселиться именно туда: у прикаспийских степей был хозяин — одряхлевшая Ногайская Орда, осколок Золотой Орды, и возможный предок Младшего жуза Казахстана. Около 20 лет длилась война калмыков с ногайцами, и к 1630 году Хо-Урлюк захватил Нижнее Поволжье… вернее, не саму Волгу, которая оставалась русским владением, а окрестные степи.

6.
Калмык фото

Однако, калмыком здесь явно понравилось, что немудрено после гиблых степей Джунгарии и морозной Сибири — относительно мягкий климат, близость огромной реки. Если считать Великую Степь сухим океаном, то юго-восток Европы от Дуная до Волги всегда был для кочевников чем-то вроде Америки. Калмыки нашли здесь даже священную гору — Большое Богдо (171м), что над озером Баскунчак — на её вершине, по калмыцкому поверью, жил Цаган-Аав, или Белый Старец — покровитель всего живого, а по одной из легенд калмыки принесли эту гору сюда на своих плечах, но чуть-чуть не донесли до Волги, так как один из каравана поддался греховной мысли и был задавлен враз отяжелевшей горой.

7.
Калмык фото

Не теряли времени и джунгары, оставшиеся на прежнем месте, где тайша племени чоросов Хара-Хула объединил другие племена (подробную историю см. здесь), а его сын Хото-Хоцин в 1635 году провозгласил Джунгарское ханство (дословно — "ханство Левой руки", то есть Западное ханство). Калмыцкое ханство было провозглашено даже чуть раньше (хотя первые его правители носили титул тайши), в 1630-м году, а в 1640-м Хо-Урлюк уехал в Джунгарию на курултай всех ойратских племён трёх ханств, по сути образовавших конфедерацию. На курултае был принят общий для них свод законов Степное Уложение, утверждён религией ойратов тибетский буддизм и принят алфавит "тодо-бичиг" ("ясное письмо"), разработанный опять же тибетским монахом Зая-Пандида. Социальное устройство ойратских государств можно изучить на этой схеме из элистинского музея (по клику — ссылка на оригинал):

Калмык фото

Дальше судьбы трёх государств сложились по-разному. О Хошеутском ханстве ничего толком не нашёл, а вот Джунгария показала себя достойной наследницей гуннов и чингизидов — последующие сто лет ни Китай, ни Туркестан, ни русская Сибирь не могли спать спокойно: джунгары брали Лхасу и Ташкент и сибирские остроги, пленённый в одном из которых 1717 году шведский инженер Густав-Юхан Ренат наладил кочевникам производство огнестрельного оружия. Джунгары удерживали Кузнецкую котловину, поэтому имели вдосталь железа. Впрочем, России это всё было скорее на руку: джунгаро-казахские войны, шедшие с попеременным успехом, толкнули Младший и Средний казахские жузы на сближение с Белым царём. Памятник тех времён — руины джунгарского дацана в Карагандинской области (в его контексте я подробно рассказывал и историю Джунгарского ханства), ещё один дацан Аблайкит раскопан под Усть-Каменногорском, да и "семь палат" Семипалатинска — руины буддийских храмов джунгарского города Доржинкита.

8.
Калмык фото

Калмыкам же воевать было осбенно некуда. Их кочевья простирались от Дона до Яика, от Самарской Луки до Терека, им хватало земли — торгоуты жили на правом берегу Волги, хошеуты — на левом. Хо-Урлюк в 1644 году попытался покорить Кавказ и там погиб. С Крымским ханством калмыки воевать не решались, разве только в союзе с донскими казаками, и в общем начали потихоньку интегрироваться в Россию, в 1649 году Дайчин (сын Хо-Урлюка) заключил с ней первый союзный договор. Вообще, вопреки расхожему мнению, придти и всех тупо завоевать — не наш метод, чаще всего в состав России новые территории входили через медленное, растянутое на сотню-полторы лет приручение, когда каждое следующее поколение имеет не критически меньше независимости, чем предыдущее: из союзника — в сателлиты, из сателлита — в протекторат, из протектората — в прямое владение, а дальше лишь ассимиляция. Расцвет Калмыцкого ханства пришёлся на эпоху правления хана Аюки (1690-1724), чья ставка располагалась напротив Саратова, где сейчас город Энгельс.

9.
Калмык фото

При этом двуединое ханство постоянно взаимодействовало между собой. В 1701 году из-за династических конфликтов один из сыновей Аюки бежал в Джунгарию, и его потомки стали там важной политической силой (а Джунгария, надо сказать, после смерти каждого хана на несколько лет вновь распадалась, и за это время потрёпанные набегами казахи успевали собраться с силами и отыграть все джунгарские завоевания обратно). В 1731 году в Калмыкию ушёл со своими людьми нойон Лозон-Цэрэн, зять хана Галдан-Цэрэна — это существенно подорвало военную мощь Джунгарии, вдобавок стоял Лозон на важном ташкентском направлении. В 1750-е, когда Джунгарское ханство уничтожил наконец Китай, и на Волгу потянулись беженцы, в первую очередь племя дербетов, западнее торгоутских кочевий.

9а.
Калмык фото

В 1761 году к власти пришёл восьмой по счёту правитель хан Убаши, которому бросил вызов другой потомок Аюки Цебек-Доржи. Первого поддержали русские войска, второй бежал на Кубань, которую тогда ещё удерживала Османская империя. Для предупреждения следующих смут русская администрация учредила "зарго" — народный совет, обладавший едва ли не большими полномочиями, чем хан. Возмущённый таким раскладом Убаши помирился с Цебек-Доржи, и понимая, что война с Россией безнадёжна, решил поступить как дальние предки — уйти и основать новое ханство. Зимой 1770-71 годов начался грандиозный исход — с места снялось 2/3 калмыцких кибиток (в том числе большая часть левобережных хошеутов) и отправилась обратно в Джунгарию через казахскую степь, сметая по дороге казачьи станицы и угоняя с собой их обитателей:

10.
Калмык фото

Однако это была не перекочёвка, а именно исход — бросок по голодным степям, населённым вдобавок казахами, ещё не забывшими джунгарских войн. От голода, холода и стычек с казахами погибо не менее половины ушедших, но к концу лета Убаши и выжившие калмыки достигли бывшей Джунгарии, которая теперь называлась Синьцзян, и приняли китайское подданство — но ничего особенного этим не добились: ханский титул, как и под Россией, остался в Китае формальностью.

11.
Калмык фото

Калмыцкое ханство же после этого было упразднено и включено в Астраханскую губернию как особое образование Калмыцкая степь, разбитая на 9 улусов, каждым из которых руководил тандем калмыцкого тайши и русского чиновника — этот порядок не менялся вплоть до 1917 года. Часть калмыков, жившая за Манычем, вошла в состав Донского казачества (где появились как буддийские калмыцкие станицы, так и бузавы — крещённые калмыки с русскими именами, ныне весьма заметный в жизни республики), остальные также стали чем-то вроде казачьего войска — калмыцкая конница участвовала во многих российских войнах, в том числе в походе на Париж.

12.
Калмык фото

Вообще, калмыки в дореволюционных текстах упоминаются очень часто, куда чаще, чем киргизы (казахи) или башкиры, не говоря уж про каких-нибудь бурят. Всё ж таки остров монгольской степи, со всех сторон окружённый русскими землями с городами, сёлами и казачьими станицами, сложно было не заметить, а кибитки служилых калмыков порой удивляли прохожих и в Петербурге. От былого калмыцкого колорита осталось в ХХ веке немногое, но он неплохо задокументирован в музеях. Кибитки (то есть юрты), как и в Казахстане, тут чаще всего служат кафе национальной кухни:

13.
Калмык фото

Калмыцкая кибитка — это юрта монгольской конструкции, то есть её купол образован прямыми, а не изогнутыми (как в тюркский юртах) жердями. В остальном юрточная культура едина для всей Великой Степи — мужская и женская стороны, цветастые украшения, очаг под шаныраком (или не знаю, как это окно в потолке называется у калмыков), типичная утварь вроде расписных сундуков, ступы для взбивания кумыса или хитроумного самогонного аппарата.

14.
Калмык фото

Калмыцкким "фирменным знаком" была улан-зала — красная кисть, украшавшая головые уборы. Также читал, что калмыки носили серьгу в правом ухе и длинную косу (в том числе мужчины). Вот женские костюмы из того же музея. Слева — подаренное музею одеяние дальней наследницы Убаши (имя её я забыл), которая до сих пор остаётся уважаемым человеком в Китае и несколько лет назад приезжала на родину предков. Справа костюм замужней женщины из двух платьев — нижнего "терлг" и верхнего безрукавного "цегдг", и шапки халвнг с красной бахромой. Слева сверху вниз девичьи шапки камчатка, тамша и джатг, а также всякие украшения.

15.
Калмык фото

Мужская одежда — скорее казачья, чем монгольская, не считая всё тех же красных кистей: бешмет (бюшмюд), шапка махла, пояс бюс с кинжалом утх. Посредине — шапка-хаджилга да всякие мужские атрибуты от чаши для молочной водки (привет самогонному аппарату в кибитке!) до щипчиков для усов.

16.
Калмык фото

Украшения от девичьих серёжек до навершия знамени:

17.
Калмык фото

Вторая калмыцкая "визитка" после красной кисточки — гравированные металлические бюсы (пояса). Здесь же мужская серьга синк, плётка и амулетница с каким-нибудь буддийским заступником:

18.
Калмык фото

Курительные трубки (вот явно казаки научили!) гааз и музыкальные инструменты от степняцкой домбры до русской гармошки. Фольклор у калмыков был не то чтобы богат, но интересен, включал например благожелания йорял (часто исполнялись на праздниках как тосты) и проклятия харал (для чтения которых натирали язык чёрным, поэтому заклинание для их нейтрализации называли "молитва чёрного языка"). Или гурвн — шутливые четверостишия из вопроса и трёх ответов. Самый, пожалуй, экзотический жанр — кемялген, стихи-импровизации с "наглядным пособием" из последнего позвонка овцы (он был устроен крайне сложно, и каждая деталь имела своё название — Серая гора, Лоб богатыря и другие).

19.
Калмык фото

Был у калмыков и эпос "Джангар", повествующий о райской стране Бумба и её защитниках (что, кстати, весьма неожиданно, учитывая "наступательную" политику ойратов). Считается, что старообрядческая легенда о Беловодье возникла именно на периферии бывшего Джунгарского ханства, в предпгорьях Алтая, куда бежали многие староверы — и не была ли прототипом Беловодья именно Бумба? Как и киргизский "Манас", "Джангар" исполняла особая каста сказителей-джангарчи, многие из которых стали живыми легендами, в первую очередь Ээлян Овла, со слов которого в 1908 году эпос и был записан.

20.
Калмык фото

А вместе с буддизмом среди джунгар распространился и "Гэсэр", связь которого с "Джангаром", говорят, довольно прозрачная. Гэсэр изображался и на калмыцких знамёнах, в том числе тех, под которыми они входили в Париж… и ведь получается, что это был самый западный город, знавший поступь степняков. Доспехи справа, впрочем — реплика куда как более старых:

21.
Калмык фото

Ещё интересна и вполне себе популярна калмыцкая кухня. Кайнары (пирожки, хотя вроде как "калмыцкими" они стали лишь в ХХ веке) и борцоки (пышки) встречаются во многих забегаловках, реже попадаются бёреки (пельмени), дотур (тушёные мелко нарезанные внутренности), хюрсн (типа лагмана), а в ресторанах на заказ подают кюр — баранина, запечанные в бараньем желудке (!) в земле. Впрочем, "визитная карточка" местной кухни — джомбо, калмыцкий чай с молоком, маслом, солью, а иногда ещё лавровым листом, мускатным орехом и жарённой мукой. Но у меня, к великому сожалению, не задалось: в забегаловках я всем этим пренебрёг, рассчитывая серьёзно отведать национальной кухни в ресторане… однако как оказалось, все подобные заведения в Элисте работают до 18 часов, а после остаются лишь пошлые кабаки да пиццерии, и я не успел.

21а.
Калмык фото

Но (кроме кухни) всё это в прошлом — советская власть к калмыкам оказалась безжалостна как мало к какому другому народу. В принципе кочевое прошлое стало размываться ещё в середине 19 века, когда в степи появилось множество русских сёл (в том числе Элиста) и система лесополос. Калмыки отличились в гражданской войне — в основном они воевали за белых вместе с донскими казаками и после ушли в Югославию, но были и красные — в первую очередь военачальник Ока Городовиков. В 1920 Калмыцкая степь превратилась в Калмыцкую автономную область в центром (как и до революции) в Астрахани. В 1928 центром стала Элиста, а в 1935 автономную область повысили до АССР. Для калмыков это было время радикальных перемен — как положительных (ликбез, создание современной медицины), так и отрицательных — коллективизация (а кочевники переживали её едва ли не хуже пахарей), тотальное (и это не гипербола) уничтожение буддийских храмов. Однако самое страшное началось в 1943 году:

22.
Калмык фото

Депортация… здесь это слово звучит очень страшно. В войну немцы заняли большую часть Калмыкии и подошли на сотню километров к Астрахани, и установили временную национальную администрацию, которую возглавили калмыцкие белоэмигранты. И хотя среди калмыков были и Герои Советского Союза, и военачальники (например, Басанг Городовиков, племянник Оки), после войны они попали в список народов, обвинённых в пособничества фашистам и в ходе так называемой операции "Улусы" депортированы. В Казахстан их депортировать не стали — всё же родная стихия, и потому раскидали по Уралу и Сибири — крупнейшие общины (около 20 тыс. человек каждая) оказались в Краяноярском и Алтайском краях, Омской и Новосибирской областях. Депортировали их зимой, в почти не отапливаемых вагонах, многим давали на сборы по полчаса — в первые месяцы депортаций погибло около четверти калмыков (из 97 тысяч). На новом месте им тоже не всегда были рады — например, девушка-гид в музее рассказывал, что там, куда сослали её бабушку, накануне прошёл слух, якобы калмыки — людоеды, и как к ним относились поначалу, представить нетрудно. Когда в 1956 году Хрущёв реабилитировал депортантов, в живых оставалось 77 тысяч калмыков, многие из которых к тому же не стали возвращаться на родину. Но чтобы понять масштаб беды — депортации подвергли всех калмыков: сначала — в самой Калмыкии (которая упразднялась в 1944-57 годах), затем — в других регионах вплоть до столиц, затем — в смешанных браках. То есть, нет такого калмыка, чьих предков не задела эта катастрофа…

23.
Калмык фото

И в общем, прямо сказать, вид современных калмыков печален. Во-первых, почти не услышать живую калмыцкую речь — в депортации выросло целое русскоязычное поколение, ходившее в русские школы по месту жительства. Во-вторых, в рассуждениях интеллигентных калмыков чувствуется та же национал-виктимность, что у прибалтийцев или украинцев, да опасение "нас скоро не станет". У тех, кто попроще — осознание бедности и неустроенности в своей республике: таксист в Элисте сравнивал Калмыкию с Киргизией, очень завидовал Казахстану, но при этом считал, что без России регион скатится в окончательный и бесповоротный бардак..Ещё калмыки очень не любят, когда их валят в одну кучу с Кавказом, обижаются на утверждения, якобы у них там притесняют русских, и сильно недовольны, что в Москве на них реагируют как на тех же гастрбайтеров. В общем, какое-то чувство сломленности… хотя это всё мои личные впечатления за пару дней, на глубину ни в коем случае не претендую.

24.
Калмык фото

Но хватит теории! Из Астрахани в Элисту я ехал на стареньком, но просторном автобусе, который идёт по степной дороге 4,5 часа. Калмыцкая степь по сравнению с казахской куда как теплее и плодороднее, я бы сказал, в сравнении она кажется маленькой и домашней. И очень, к тому же, богатой жизнью — помимо бесконечных стад я видел и журавлей, и чуть ли не дрофу (по крайней мере здоровенная нелетающая птица пялилась на нас из травы), а на кочках у дороги кое-где россыпи красных тюльпанов.

25.
Калмык фото

Местами — солёные озёра:

26.
Калмык фото

Местами — пресные ильмени:

27.
Калмык фото

Кое-где — одинокие песчаные гряды, причём если справа от дороги (где сидел я) они в основном довольно далеко, слева попадаются прямо у шоссе, так что из окна автобуса прекрасна видна текстура жёлтого песка.

28.
Калмык фото

Въезд в Калмыкию — я почему-то ожидал увидеть буддийскую арку… Кстати, в Калмыкии парламент называет Народный Хурал, конституция — Степное Уложение, а Глава Республики — не президент, а просто Глава Республики. Был тут и свой хан в 1990-е Кирсан Илюмжинов — но славы Назарбаева он не достиг и народную память о себе оставил примерно как Ельцин — брезгливую (хотя сделал Калмыкию интересной туристу именно он!).

29.
Калмык фото

Первый собственно калмыцкий посёлок Хулхута:

30.
Калмык фото

За которым над степью возвышается воинский мемориал, а мелкие памятники попадаются вдоль дороги добрый десяток километров. Примерно досюда, оккупировав 5 улусов целиком и 3 частично, дошёл в 1942-43 годах вермахт.  Чуть ближе к Астрахани сохранились (я, впрочем, не заметил) противотанковые рвы недостроенного укрепрайона, надобность в котором к великому счастью отпала.

31.
Калмык фото

Кладбище в степи, кажется у следующего посёлка Утта (где есть свой Поющий бархан — с этим явлением доводилось встречаться в Казахстане). Справа христианские кресты, а слева кирпичные и кованные надгробия — первые популярны у казахов, вторые у киргизов, то есть буддисты-калмыки позаимствовали это у соседей по Степи.

31а.
Калмык фото

Юго-запад Калмыкии занимает опять же единственная в Европе пустыня Чёрные Земли, возникшая вроде как от перевыпаса. В основном она южнее трассы, но кое-где "захлёстывает" и сюда:

32.
Калмык фото

Основной скот у дороги — коровы, а коз, овец и даже лошадей я видел существенно меньше. Кое-где из земли торчат едва заметные прямые палки — видимо, коновязи.

33.
Калмык фото

Попадаются в Калмыкии и верблюды — но редко, с Южным Казахстаном не сравнить:

34.
Калмык фото

А вообще, гордость калмыцкой степи наряду с тюльпаном — сайгак, здесь единственная их популяция в Европе. Да и та почти что уничтожена браконьерами, и сейчас этих чудных антилоп разводят несколько сайгачьих питомников.

35. из ставропольского музея.
Калмык фото

По дороге из Астрахани в Элисту пейзаж медленно меняется — плоский Прикаспий уступает место холмистым Ергеням, исчезают пески и солёные озёра, трава становитчя выше, а местами даже появляются деревья… но общее безлюдие остаётся.

36.
Калмык фото

Ещё одна особенность Калмыцкой степи, которая не даёт спутать её с Казахстаном — всякие буддийские атрибуты:

37.
Калмык фото

Нечто похожее на сетку для большого тенниса — скорее всего, на ней висели буддийские флаги:

38.
Калмык фото

А калмыцкие сёла удручающе невзрачны, как впрочем и у всех кочевников, привязанных к земле в ХХ веке. Неприметные домики за высокими заборами, чаще всего из вертикальной доски — как например райцентр Яшкуль, где у нас была получасовая остановка на трассе.

39.
Калмык фото

Или село Приютное, бывший Амтя-Нур ("Сладкое озеро", так как правда стоит на озере с известковой водой), у выезда на Ставрополь — тут нормальные атрибуты райцентра типа управы с мозаикой на стене или непонятной инсталляции на площади. Жалею, что не сумел заснять ни один из сельских хурулов и ступ, коих теперь по Калмыкии построено немало. Помимо Элисты в Калмыкии два города — Городовиковск за Манычем и Лагань близ Каспия, а ещё одно стратегическое место — село Цаган-Аман на Волге, которая течёт по Калмыкии около 20 километров, но слышал, что именно на этом участке самое наглое икряное браконьерство. Впрочем, самыми неспокойными местами Калмыкии считается юг у границы с Дагестаном — там много пастухов из чеченцев и даргинцев, и говорят, практикуется рабство… Но всё это в стороне от моего пути.

40.
Калмык фото

А за Приютным — Маныч-Гудило, которое я проезжал без остановок в маршрутке с тонированными стёклами, поэтому сделал лишь несколько кадров ужасного качества. Большое (с треть Москвы), длинное (около 150км, то есть больше похоже на широкую реку), солёное (17-29%, то есть как Азовское море) мелководное (в среднем менее 1м), до постройки водохранилищ пересыхавшее к концу лета озеро — на самом деле одно из интереснейших мест мировой географии. Дело в том, что вместе со множеством (более 170) солёных и пресных озёр Кумо-Манычской впадины он является остатком древнего Манычского пролива, соединявшего Азовское море с Каспийским: ведь последнее — не озеро, а "оторвавшийся" кусочек Мирового океана. Чёрное и Каспийское море обособились друг от друга около 10 миллионов лет назад, после чего пролив постепенно сужался, и окончательно исчез уже на памяти людей, порядка 12 тысяч лет назад — к тому времени он напоминал гигантскую реку длиной 500 километров и шириной от 2 до 40. Причём он не "закрылся" — просто Каспий, доходивший в те времена до нынешнего Саратова и сообщавшийся с Аралом, обмелел на нынешний уровень, и вода ушла из пролива. Осталась лишь его горловина в виде Азовского моря да озёр Кумо-Манычской впадины — карты см. здесь. Однако именно это, а не кавказские горы — граница Европы и Азии на юге:

41.
Калмык фото

Что же до Маныч-Гудила (местные говорят с ударением на первый слог — Маныч), то ныне он больше славится девственными степями на берегах и островах. Там цветут тюльпаны, там обилие птиц, там пасутся мустанги, а через неделю после моего приезда проходил фестиваль национальной культуры "Гимн Тюльпану". В общем, я жалею, что не нашёл подходящего способа увидеть Маныч вблизи…. хотя сами по себе его берега не слишком впечатляют.

41а.
Калмык фото

А напоследок — просто портерты калмыков, снятые без спросу на улицах Элисты:

42.
Калмык фото

43.
Калмык фото

44.
Калмык фото

45.
Калмык фото

46.
Калмык фото

47.
Калмык фото

48.
Калмык фото

49.
Калмык фото

О своём общении с калмыками ничего определённого сказать не могу — впечатление от них осталось ровное и нейтральное. Говорят, калмыки в нетрезвом виде звереют, как такая light-версия тувинцев, но я не замечал и вообще пьяных видел мало. Ещё говорят, что у многих калмыков врождённые способности к математике, и приводят в пример якобы высказывание Садовничего — "если образование оставить целиком бесплатным, у нас в вузах скоро одни евреи и калмыки останутся" (сильно сомневаюсь. что это не легенда). Встречавшиеся мне калмыки — дружелюбные, открытые, скромные, но — другие.

50.
Калмык фото

И в целом, я так и не разобрался, что в Калмыкии, кроме Элисты, заслуживает поездки в моём формате — города и веси или невзрачны и однообразны, или требуют более журналистского, чем путешественнического, подхода — скажем, сделать репортаж о сайгачьем питомнике в Яшкуле. Однако если бы не "воинствующий атеизм", в Калмыкии можно было бы задержаться на несколько дней — ведь сто лет назад тут были десятки красивейших буддийских храмов. О которых, а также о последнем уцелевшем из них в Астраханской области — в следующей части.

ЮЖНАЯ РОССИЯ-2014
Обзор и оглавление.
Сарай-Бату и село Селитренное.
Астрахань.
Астраханский кремль.
Город Народов. Три двора, казаки и калмыки.
Город Народов. От немцев до дагестанцев.
Волга и её дары.
Дворы и трущобы.
Центр. Советская улица и Братский сад.
Центр. От Белого города до Больших Исад.
Коса. Между кремлём и Волгой.
Вокруг центра по набережным.
Махалля. Южные слободы.
Селение. Северные слободы.
Правобережье.
Калмыкия.
Калмыцкая степь. Пейзажи и селения.
Речное (Астраханская область) и калмыцкие хурулы.
Элиста. Два хурула и вокзал.
Элиста. Центр.
Элиста. Сити-Чесс и мемориал "Исход и Возвращение".
Ставрополь.
Кавказские Минеральные Воды.

Источник: varandej.livejournal.com

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре. Казаки, зная калмыков как «…добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных», старались привлечь их в свое сословие.

Калмыцкие поселения на Дону возникли во второй половине XVII в. и росли в течение всего XVIII в. за счет притока калмыцких групп. Калмыцкая знать постоянно обращалась к российскому правительству с просьбами запретить калмыкам селиться на Дону, однако это не остановило притока калмыков на Дон.
Донские калмыки, включенные в состав казачьего Войска Донского, продолжали заниматься традиционным для них видом деятельности – скотоводством.

Со второй половины XVIII в. небольшая часть донских калмыков стала заниматься земледелием. Жизнь донских калмыков вплоть до XIX в. строилась традиционно по национальным законам.
С середины XVIII в. донская администрация делила своих подопечных на три улуса и несколько сотен, при этом улусного предводителя именовали атаманом, а сотенного – сотником. Донские калмыки, в зависимости от общевойсковой мобилизации, обязаны были комплектовать отдельные сотни во главе со своими владельцами (атаманами) и пополнять состав казачьих полков и команд.

Чугуевские калмыки.
В 60-е годы XVII в. небольшая группа волжских калмыков во главе с зайсангом Алексеем Кобиновым поступила на службу в Белгородский полк. В 1679 г. эта группа, приняв православную веру, по указанию российского правительства поселилась в пригородной слободе Осиповка г. Чугуева. Поселенные в Чугуеве калмыки вместе с украинскими казаками явились основателями Чугуевской казачьей команды, призванной защищать левобережную Украину от нападений крымских татар. В середине 30-х гг. XVIII в. команда была преобразована в Чугуевский казачий полк.
В 1803 г. жителей г. Чугуева исключили из состава полка, причем казаков-украинцев обратили в податное сословие, а основную часть калмыков перевели в состав Войска Донского для продолжения казачьей службы.

Ставропольское калмыцкое войско, оренбургские и яицкие калмыки. Ставропольское (на Волге) поселение калмыков возникло в 1737 г. и было одним из самых многочисленных среди калмыцких групп вне пределов калмыцкой степи.

В 1737 году было создано специальное поселение для крещеных калмыков в урочище Кунья Воложка, расположенном на месте впадения реки Воложки в Волгу, которое в 1739 году переименовали в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Крещеным калмыкам отвели землю, построили дома и церковь. В 1744 году Ставропольская крепость была подчинена Оренбургской губернии.
Сенат своим решением от 19 ноября 1745 г. узаконил здесь систему казачьего управления. С этого времени поселение крещеных калмыков получило официальное название – Ставропольское калмыцкое войско, включавшее в себя 8 рот (в гражданском отношении – улусов). Значительная реорганизация в войске была проведена в мае 1760 г. В связи с этим создаются еще 3 роты из числа прибывших сюда калмыков из Джунгарии.

Таким образом, всего стало 11 рот, а войско переименовали в Ставропольский калмыцкий корпус тысячного состава с подчинением Оренбургскому казачьему войску. Позже на его базе был сформирован Ставропольский калмыцкий полк.
Оренбургское калмыцкое поселение возникло с конца 40-х гг. XVIII в., когда правительство Российской империи решило организовать отдельный казачий корпус. В Оренбургское казачье войско калмыков приняли в 1755 г. В 60- е годы XVIII в. корпусом командовал калмык Андрей Анчуков, получивший казачий чин полковника, позднее – армейское звание секунд-майора. В дальнейшем число служилых калмыков в корпусе возросло за счет притока выходцев из Джунгарии и соотечественников из Калмыцкого ханства. В основном калмыки несли кордонную службу.
На Яике калмыки поселились в 20-х гг. XVIII в. Калмыки наравне с яицкими казаками несли здесь кордонную службу.

В 1727 г. из крещеных калмыков, кочевавших под Астраханью, была скомплектована команда из трехсот человек для охраны пограничной линии Астрахань – Царицын. В 1787 г. команду преобразовали в пятисотенный казачий полк, в котором наряду с калмыками служили астраханские и черноярские казаки и татары. Постепенно побережье Волги от Астрахани до Черного Яра стало застраиваться станицами, в которых вместе с казаками селились калмыки. К 70-м годам XVIII в. число калмыков в составе полка увеличилось до 600 человек.
После Азовского похода 1698г. в Приазовье был скомплектован Николаевский казачий полк для охраны вновь построенных здесь пограничных городков. В конце 20-х годов из войска Донского перевели к Азову 1000 калмыков на службу в этом полку. В 1777 г. полк был упразднен. Служивших в нем калмыков, учитывая их высокую воинскую выучку, перевели на Новую Днепровскую линию для продолжения службы.

В конце 70-х годов XVIII в. возник вопрос о создании Новой Днепровской линии, в районе которой проходила дорога, связывавшая Центральную Россию с Кубанью, Крымом и северным Кавказом. Из калмыков (855 чело- век), переведенных сюда из Николаевского казачьего полка, у местечка Токмак-Могила был создан форпост «весьма в небезнужном и совсем необитаемом месте».
В 1777 г. на землях Терского казачества возникло еще одно калмыцкое поселение. Переселение калмыков в этот район было вызывано необходимостью укрепить южные границы государства на Северном Кавказе крепостями, и обеспечением их дополнительным контингентом казаков. Поскольку калмыки были прирожденными воинами, то российская администрация старалась привлечь их в казачье сословие с дальнейшим использованием на пограничной и военной службе.

Калмыки в составе Донского казачества
Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами.
Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.
В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.
В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС – 63766 и овец 62297 голов.

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.
В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.
В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов.

После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.
После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе «О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года» отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.

29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение «О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа». По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.
Не посрамили честь и воинскую доблесть предков их потомки калмыки-казаки в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. На всех фронтах от Балтийского до Чёрного морей героически сражались с врагом десятки тысяч сынов и дочерей степной Республики Калмыкия. За мужество и храбрость, проявленные на полях сражений, 23 уроженца Калмыкии удостоились высокого звания Героя Советского Союза.

Летом 1942 г. на водных рубежах Тихого Дона в составе 51-й армии держала оборону 110-я отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия (ОККД) под командованием полковника В. П. Панина — активного участника Гражданской войны и бывшего преподавателя Военной Академии им. М. В. Фрунзе, а также его заместителя героя Гражданской войны и монгольской революции, советского дипломата, донского казака полковника В. А. Хомутникова.
Здесь на донских рубежах совершил свой бессмертный подвиг командир расчета противотанкового ружья 273-го кавалерийского полка 110-й ОККД сержант Эрдни Деликов, которому посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
9 марта 1944 года в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа Калмыцкий район был упразднён, и его территории отошли к Ростовской области и Ставропольскому краю. В 1957 году была восстановлена Калмыцкая автономная республика.

Источник: foto-history.livejournal.com

Калмык фото
Казаки-калмыки Сальского округа Области Войска Донского в 1-ю мировую войну.

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.
Калмык фото
В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.
Калмык фото
Корнет Лейб-гвардии Казачьего полка Очир-Гаря Шарапов, 1861 г.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.
Калмык фото
Корнет Токи Дакугинов. 1912 год. Станица Платовская

В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС — 63766 и овец 62297 голов.
Калмык фото
Корнет Токи Дакугинов. Станица Платовская

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.
Калмык фото
В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.
Калмык фото
Астраханский губернатор И.Н. Соколовский с калмыцкой знатью. 1909 год

В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.
Калмык фото
Калмык фото
Калмык фото
Подъесаул Церен Дживинов — полный Георгиевский кавалер. Казачья сотня под его командованием захватила в плен 800 австрийцев во время Первой мировой войны.
Калмык фото
Казак Потаповской станицы Всевеликого войска Донского Бадма Мартушкин
Калмык фото
Калмык фото
Калмык фото
Полковник Батор Мангатов, командир 19-го Донского казачьего полка.
Калмык фото
Калмык фото
Полковник, князь Данзан Тундутов-Дондуков, атаман Астраханского казачьего войска.
Калмык фото
Офицеры Белой Добровольческой армии: полковник Гавриил Тепкин, Уланов, князь Тундутов.
Калмык фото
Калмык фото
Калмык фото
Казаки 80-го Джунгарского полка под Ростовом. 1918 год.
Калмык фото
Калмык фото
Наран Уланов. Станица Ново-Алексеевская. Область Войска Донского
Калмык фото
Имкенов ??
Калмык фото
Калмык фото
Атаман донских казаков, генерал Багаевский инспектирует разрушенный большевиками калмыцкий хурул на дону. 1918 год
Калмык фото
Казак Мушка Кутинов
Калмык фото
Донские калмыки. 1922 год
Калмык фото
Калмык фото
Атаман донских казаков, генерал Багаевский на аудиенции у ламы донских калмыков. 1918 год
Калмык фото
Атаман донских казаков генерал Багаевский на пороге калмыцкого хурула. 1918 год
Калмык фото
Калмык фото
Калмык фото
Донские казаки и калмыки сходят на берег. Начало эмиграции. Остров Лемнос. Греция
Калмык фото
Калмык фото
Калмык фото
В Турции с Британской армией. 1921 год Д. Уланов
Калмык фото
Лагерь Кабакджа. Турция. 1921 год
Калмык фото
В эмиграции.
Калмык фото
Санжа Балданов (слева), Санжа Таргиров (справа) В эмиграции.
Калмык фото
Константинополь. Турция. Российские белоэмигранты.
Калмык фото
Донские калмычки в эмиграции. Турция. Снимок преположительно сделан в 1921-1923 гг.
Калмык фото
Офицеры Белой армии в Галлиполи. Турция
Калмык фото
Эвакуированные донские калмыки и их потомки 35 лет спустя, в DP Dom, Нью-Джерси, США

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению оставшихся калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.
29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.
После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.

Текст взят с сайта БумбинОрн

Источник: dambiev.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.