Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Кострома. Золотое Кольцо России.
Всего 14 фото

Ипатьевский монастырь в Костроме занимает особое место в истории нашей страны. Даже само упоминание «Ипатьевский монастырь» вызывает бессознательное волнение и трепет… Ипатьевский монастырь относится к числу наиболее известных и значимых монастырей России. Он не отделим от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связан с царскими династиями Годуновых и Романовы и издавна является одним из главных символов Костромы. Достаточно также сказать, что именно здесь была найдена знаменитая Ипатьевская летопись… В ней сохранилась самая древняя история Руси, там в том числе говорится и о том, «откуда есть пошла Русская земля».

Здесь мы с Вами и побываем.


первой части моего рассказа мы уделим некторое внимание истории монастыря, а во второй — внимательно осмотримся и попытаемся "припасть к истокам" русской истории впитывая восхитительные образы православной архитектуры Ипатьевского монастыря. Если захочется пропустить исторический экскурс и прогуляться "в натуре" по этому святому месту — переходите сразу ко второй части этого поста.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году и по одной из версий историков был основан в 1330 г. татарским мурзой – ордынским военачальником по имени Чет. По этой основной общепринятой версии он и стал родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Чет бежал из Золотой Орды к Ивану Калите и принял в Москве крещение под именем Захария. В Костроме ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало исцеление Чета от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте им и был основан Ипатьевский монастырь. По некоторым косвенным сведениям можно предположить, что «Ипатьевская летопись» была привезена из Киева в эти места как раз Четом, как основателем монастыря. Есть, однако, предположение, что обитель возникла еще раньше, в XIII веке.
02.
Явление Богоматери с предст. апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету
Палехская иконописная мастерская «Лик». 2008 год.


Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Кострома. Золотое Кольцо России.

Призвание на царство Михаила Фёдоровича
Призвание на царство Михаила Фёдоровича. Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор. Источник

14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.
13.
Романов Михаил Федорович

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году в монастыре был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.


Это первая часть моего рассказа об Ипатьевском монастыре. Во второй части будет больше реальных фото строений монастыря и рассказ о его исторических архитектурных жемчужинах.

Источники:

Википедия
Николай Зонтиков (Кострома). Статья Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь? Краеведческий альманах "КОСТРОМСКАЯ ЗЕМЛЯ" (Выпуск 6).

Источник: vladimirdar.livejournal.com

История Ипатьевской обители

Исследователи склоняются к мнению, что обитель создали в 1330 году на деньги, выделенные богатым татарским чиновником Четом, который через костромские земли направлялся в Москву в услужение князю Ивану I (Калите).

Ипатьевский монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с высоты птичьего полёта

Существует предание, что на отдыхе, возле места, где Волга принимает воды Костромы, татарскому мурзе привиделись Богоматерь, апостол Филипп и священномученик Ипатий. И Чет повелел построить на речном берегу монастырь, а позже сам принял христианство под именем Захарий.


Чет-Захарий стал прародителем двух влиятельнейших российских фамилий – Сабуровых и Годуновых. Известно, что потомки основателя обители были набожны и перед кончиной приезжали в монастырь, чтобы постричься в монахи и провести здесь свои последние дни. В монастырских стенах погребены оба родителя Бориса Годунова. И если бы Борис не стал русским государем, скорее всего, местом его упокоения также был бы Ипатьевский монастырь. Но прошло очень много лет, и сегодня на территории монастыря уцелела лишь одна из трех почитаемых усыпальниц.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на постройки Свято-Троицкий Ипатьевский монастыря

Летописи свидетельствуют, что в XIV и XV веках об обители на берегу Костромы еще мало кто знал. Возвышение ее произошло во времена роста влияния рода Годунова при царском дворе. За пять десятков лет, с середины XVI века здесь провели большие работы по обустройству территории, а многие монастырские постройки возвели в камне. По обычаям тех времен обитель создавали как крепость, способную отражать набеги неприятеля. Для этого всю территорию опоясали надежной каменной оградой.


Годуновы делали монастырю богатейшие подношения. Они дарили ему драгоценные рукописные книги, имеющие серебряные и позолоченные оклады, а также жертвовали серебряную и золотую богослужебную утварь: блюда для панихид, потиры, дискосы, водосвятные чаши и звездицы. Сегодня часть этих ценностей можно увидеть в столице – в Оружейной палате, Третьяковской галерее и Историческом музее, а некоторые хранятся в музейной коллекции — на территории самой обители.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы

Смутные времена стали для монастыря суровым испытанием. Первое наступление польско-литовских войск Лжедмитрия II, благодаря ополченцам из Галича, удалось отбить. Но в 1609 году, когда неприятелей вторично выбивали из монастыря, взорвали одну из его стен. И от мощного взрыва сильно пострадали собор Живоначальной Троицы и два надвратных храма.

1612 год стал знаковым не только для самого монастыря, но и для в всего государства. Именно в этом году возле стен обители посольство из столицы вручило грамоту об избрании царем 16-летнему Михаилу Романову. Несколько последующих десятилетий, до самого конца XVII века, монастырь перестраивался и процветал. А работы по его обновлению проводились по распоряжению и на деньги царской фамилии. Новые монастырские храмы и здания возводили каменных дел мастера, жившие в Богословской и Ипатьевской слободах.


Ипатьевский монастырь в Костроме

Слева направо: Домовая церковь Хрисанфа и Дарии, Троицкий собор, колокольня

Монастырская братия постоянно создавала рукописные книги религиозного характера – евангелии, жития святых и синодики. Здесь же хранились ценные рукописи, привезенные из разных мест России и из-за рубежа. В 1814 году известному русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину удалось разыскать в библиотеке обители ценнейшую рукопись XV века, созданную в Пскове, и позже названную Ипатьевской летописью. В ней описывается история становления Руси с начала XII по конец XIII века.

С конца XVII по середину XVIII века монастырь пережил полувековой период упадка. Из него в столицу для военных нужд вывезли несколько больших колоколов. Власти урезали денежное содержание для монахов, а саму обитель впервые стали использовать как место ссылки. Но в 1744 году обитель вновь ожила. На ее территории разместилась резиденция костромского архиерея, а через некоторое время здесь даже открыли Духовную семинарию.


Ипатьевский монастырь в Костроме

Собор Троицы Живоначальной

Потом в монастырь стали наезжать представители царской фамилии. Первые визиты в костромскую обитель нанесла Екатерина II. А в XIX веке монастырская братия принимала всех правящих российских государей. Император Николай II бывал в монастыре неоднократно и последний раз заехал в обитель с семьей во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, которые отмечали во всей Империи в 1913 году.

С 1919 году, при советской власти, монастырь закрыли, всю братию изгнали из его стен, а имущество национализировали. Часть монастырских помещений отдали под музейные нужды, а в других поселили жителей костромской окраины.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Домовая церковь Хрисанфа и Дарии

В начале 1920-х годов, когда государство экспроприировало церковные ценности из всех российских храмов, из обители забрали все серебряные и золотые изделия, а это свыше 14 кг золота и 200 кг серебра. К середине 30-х годов прошлого века на монастырской территории проживало уже около семисот человек, и часть древних храмов была разрушена.

Но с середины 1940-х годов отношение к древней русской обители поменялось. Ее, наконец, стали воспринимать как культурную и историческую ценность. Сюда перевезли уникальную деревянную церковь из села Спас-Вежи, которое подлежало затоплению новым Горьковским водохранилищем. А потом в монастыре создали музей-заповедник и начали постепенно выселять проживавших в нем людей.


Ипатьевский монастырь в Костроме

Звонница Ипатьевского монастыря

Процесс возрождения православной обители начался в конце 1980-х годов. В 1989 году в Троицком соборе прошла первая служба, а спустя два года монастырь официально открылся. Освящение всей восстановленной территории произошло в 2002 году. Кроме того, в монастырских стенах возродили уникальный церковный музей.

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный Троицкий собор считается главным храмом на монастырской территории. Каменному зданию, которое появилось в 60-е годы XVI века, предшествовала деревянная Троицкая церковь – одна из самых первых монастырских построек. Но и первый каменный собор неумолимое время не пощадило. От взрыва при осаде в Смутные времена он сильно пострадал, и было принято решение о строительстве нового кирпичного храма.


Ипатьевский монастырь в Костроме

Екатерининские ворота Ипатьевского монастыря

Собор, который мы можем увидеть сегодня, возвели в середине XVII века. Эта пятиглавая крестовокупольная церковь имеет подклет и окружена живописной галереей. Ее крыльцо выходит на север со стороны богато декорированного фасада.

После строительства внутренние помещения храма стали расписывать. Но спустя два года по Костроме прошла большая эпидемия моровой язвы, и роспись прервали почти на три десятилетия. Заканчивала изографические работы в соборе знаменитая артель мастеров под руководством Гурия Никитина – известнейшего монументалиста того времени. Фрески распределены в четыре яруса, и их отличает манера письма, характерная для костромских иконописцев.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Палаты бояр Романовых

В монастыре также можно увидеть храм Хрисанфа и Дарии (1852-1863 гг.). Эта домовая церковь имеет стройное шатровое завершение. Совсем недавно палехскими мастерами были закончены масштабные работы по ее росписи. И основными сюжетами фресок стали приход послов из Москвы к юному Романову и ввод русских войск в Париж в 1814 году.


В обители также сохранились звонница, построенная в XVII веке, Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.), Архиерейский корпус (XVII в.), и несколько башен на монастырской ограде, возведенных в середине XVII века. А Церковь Рождества Богородицы, утраченная в годы борьбы советской власти с религией, была отстроена заново в 2013 году.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Зеленая башня Ипатьевского монастыря

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Памятная колонна

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Рейтинг достопримечательности:



Ипатьевский монастырь на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

Источник: putidorogi-nn.ru

1) Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь и расположенный в 500 м от него уже увиденный нами музей деревянного зодчества под открытым небом вместе с возможностью неспешной прогулки по набережной на месте слияния Волги и реки Костромы представляют собой своеобразный «город в городе»,отделённый одноимённой рекой от основного города. Там с лёгкостью можно провести полдня, практически находясь на природе с созерцанием левитановских пейзажей.
IMG_9566.JPG

2) Костромской Ипатьевский монастырь тесно связан с российской историей: его развивали ещё предки Бориса Годунова; именно здесь был избран на царство в 1613 году Михаил Романов, ознаменовав этим завершение Смуты и положив начало новой правящей династии в России; в честь монастыря названа найдённая там Ипатьевская летопись, один из важнейших документальных источников по истории древней Руси, Обитель фигурировала и в кинематографе — в фильме «Очи чёрные» Никиты Михалкова и «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.
IMG_9562.JPG

3) Это полностью открыточный вид монастыря, такой же ракурс будет везде в сети, чем-то напоминающий Аграбу из мультсериала «Аладдин», который был сформирован в ходе последней реконструкции обители под руководством Константина Тона в 1837-1863 гг.
IMG_9579.JPG

4) Посмотрим обитель более подробно. Прямо перед нами- угловая Пороховая башня 1586-1590 гг.. за ней — в виде мощной башни церковь Хрисанфа и Дарии авторства архитекторов К. Тона и Н. Григорьева 1852-1863 гг. возведения и вдали другая угловая Водяная башня 1586-1590-х гг. С жёлтыми куполами- собор Троицы Живоначальной ( мы ещё поподробнее посмотрим).
IMG_9561.JPG

5) Ипатьевский монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году. принято считать (хотя достоверность этого мнения окончательно не подтверждена), обитель основал выходец из Золотой Орды и один из предков Бориса Годунова — татарский мурза Чет, поступивший на службу к князю Ивану Калите, и принявший при этом православие и имя Захарий. Обитель сыграла значительную роль в истории нашей страны. В конце XVI века, благодаря покровительству тех же Годуновых, это был один из главных монастырей России, по своему значению не уступавший Троице-Сергиевой лавре. В 1613 году именно отсюда началась история царствования Романовых, так как будущий царь Михаил Фёдорович на тот момент уже год как жил в стенах монастыря вместе с матерью. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, а на следующий день, 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся обряд призвания на царство Михаила Романова.
На фото — Воскобойная 1586-1590 гг. возведения и Квасная башни 1586-1590 гг. постройки.
IMG_9560.JPG

6) Юго-западная башня 1642-1645 гг. постройки.
IMG_9563.JPG

7) Затем въездная Зелёная с Юго-западной башнями таких же годов постройки, как и Юго-западная.
IMG_9564.JPG

8)
IMG_9565.JPG

9) А теперь погуляем внутри монастыря. Перед нами — Домовая церковь мучеников Хрисанфа и Дарии, с противоположной стороны напоминающая белоцветную версию Спасской башни Московского кремля. Кстати, таких имён в названиях храмов мне не доводилось слышать, что только заинтересовало. Хрисанф был родом из Александрии, вместе с отцом-язычником переселился в Рим, где обучался в философской школе. Во время обучения прочитал Новозаветные книги и решил стать христианином. Он нашёл скрывавшегося от гонений священника Карпофора, который несколько месяцев наставлял Хрисанфа в вере, а затем крестил, и Хрисанф стал открыто проповедовать христианство.
Отец Хрисанфа, желая вернуть его к язычеству, женил юношу на Дарии, жрице Афины Паллады, но Хрисанф обратил свою жену в христианство. Супруги были приведены на суд, где их подвергли истязаниям, требуя принести жертвы языческим богам. После безуспешных попыток склонить их к отречению от Христа супруги были казнены — их живых опустили в ров и засыпали камнями и землёй предположительно в 283 году н.э.
IMG_9572.JPG

10) Канонический вид- слева Троицкий Собор 1650-1652 гг. В центре — восстановленная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 2013 года (удивитесь) постройки , а справа- звонница 1604-1646 гг. возведения
IMG_9567.JPG

11) Сохранившееся надгробия семьи Бориса Годунова.
IMG_9568.JPG

12) Есть пример Касимова у меня в журнале в 4 частях, где удалось пролезть в заброшенную усыпальницу последних правителей Касимовского ханства Афган-Мухаммед султана с супругой Алтын ханым и сфотографировать их захоронения.
IMG_9573.JPG

13)
IMG_9569.JPG

14) Архиерейский корпус XVII века.
IMG_9570.JPG

15)
IMG_9574.JPG

16) Нравятся подобное оформление входа, нечто похожее и в Каире видел (надо собраться и написать большой пост о Старом исламском городе египетской столицы, благо, даже экскурсии водил для сокурсниц по РУДН и даже знакомых татарских студентов, которые учились в Каирском университете).
IMG_9575.JPG

17)
IMG_9571.JPG

18) теперь мы покинем пределы монастырских стен и посетим слободскую церковь Иоанна Богослова 1687 года постройки. Изначально здесь и появился отдельных район, население которого снабжало монахов провиантом.
IMG_9577.JPG

19) Часовня Царская Голгофа с общим видом Ипатьевского монастыря и за ним музеем деревянного зодчества. Сама часовня 2009-2013 гг. постройки имеет символическое значение- в Ипатьевском монастыря начиналась династия Романовых, в 1918 году в Ипатьевском доме под Екатеринбургом царская семья будет расстреляна.
IMG_9576.JPG

20) В следующем репортаже продолжим знакомство с Костромой.
IMG_9578.JPG

Источник: kirill-moiseev.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.