• Михайловский замок Василия Баженова. — Санкт-Петербургская панорама. — 1992. — С. 28—30.
  • Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л.: Стройиздат, 1976. — С. 138—143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184.
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л., 1928. — С. 210—212.
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1946. — Вып. июнь. — С. 25—29.
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР. — 1935. — № 9. — С. 63—70.
  • Кожин Н. А. Проект Михайловского замка В. И. Баженова // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. М., 1946. С. 49-54.

  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама. — 1988. — № 8. — С. 18—21.
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII—XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. — М., 1994. — С. 166—174.
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1950. — Вып. № 1. — С. 29—31.
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР. — 1940. — № 12. — С. 62—67.
  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. — СПб., 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800—1801 гг. — Русская старина. — 1883. — Т. 39. — С. 443—474.
  • Инженерный замок// Воскресный досуг. — 1863. — T.1. — N 13. — C. 197—198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца// Строитель. — 1899. — N 13-14. — C.509-525.
  • Коцебу А. Ф. Ф. фон. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 969—998.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка// Старые годы. — 1907. — N 7-9. — C. 446—450.

  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств// Русская художественная летопись. — 1911. — N 7. — C. 101—104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. — СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка// Зодчий. — 1876. — n 2-3. — C.24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии// Древняя и Новая Россия . — 1876. — T.II. — N 6. — C. 174—177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года// Русская старина. −1900.- T.104. — N 12. — C. 611—614.

Источник: ru.wikipedia.org

* Петроградский голос. 1917, № 70 (22 марта (4 апр.)): добавил: 

 

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитек¬турных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.


Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор — центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагав¬шаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.


Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее   интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы — чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры — позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.


Более строгий классический строй архитектурных элементов главного фасада был рассчитан на открытое пространство плац-парадной площади, а использование декоративной скульптуры в решении этого фасада способствовало лучшей композиционной связи замка  с конной  статуей  перед  ним.  Одновременно  конная  статуя помогала организации площади, непосредственно примыкающей замку, и обеспечивала более тесную глубинно-пространственную взаимосвязь всех составляющих частей ансамбля.

Боковые фасады — со стороны реки Фонтанки и церковный — более скромны и сходны между собой. Тот и другой в центральной части отмечены выступом, соответствующим в одном случае Овальному залу, а в другом — помещению церкви.

Источник: www.citywalls.ru

Михайловский или Инженерный замок находится в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Садовая, д. 2. Замок был построен по заказу императора Павла Первого в конце 18 — начале 19 веков. Некогда замок был императорским дворцом. Именно здесь и был убит Павел I. Название Михайловский замок носит из-за находящегося внутри храма Михаила Архангела. Замком его назвал сам Павел I, который все свои дворцы называл на европейский манер — замками. Позже Михайловский замок был переименован в Инженерный замок, благодаря тому, что с 1823 года здесь располагалось Главное Инженерное училище.


В 1991 году помещения замка были переданы Русскому музею. Сейчас здесь представлены экспозиции, вмещающие в себя картины, скульптуру, фотографии, предметы культуры и истории России. Вся коллекция Михайловского/Инженерного замка разделена на четыре экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Нельзя не упомянуть и о главной легенде этого места. Считается, что здесь до сих пор обитает призрак, призрак убитого Павла I, который так и не смог покинуть этого места и до сих пор гуляет по залам. Это явление изучала даже комиссия по аномальным явлениям и не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть легенды о призраке, так как существует очень много свидетелей аномальной активности — образов и теней, которые видят работники музея и которые фиксируются на фотоплёнку, а также загадочных звуков, которые слышат смотрители музея, ощущений тревоги и страха.

Хотите сделать забавный портрет для себя или в подарок? В этом вам сможет помочь лучший шаржист Москвы. Шаржи с натуры, по фотографии, на праздники и мероприятия.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: art-assorty.ru

октябрь 2018                 Достопримечательности и интересные места

     Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 2

Михайловский замок 1

Михайловский замок 2

http://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/history/

 

«…Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец —

И слышит Клии страшный глас
За сими страшными стенами,
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами,
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.


Молчит неверный часовой,
Опущен молча мост подъемный,
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной…
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары…
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.»

А.С. Пушкин, Ода «Вольность»

Михайловский замок 3

Михайловский замок 4

Михайловский замок 5

Михайловский замок 6

Михайловский замок 7


     На месте нынешнего Михайловского (Инженерного) замка был небольшой летний дом, который Пётр I построил для Екатерины. Вокруг был разбит сад, названный «Императрицыным». Постепенно сад увеличивался, был украшен клумбами, цветниками, прудами, лабиринтом. Екатерина редко посещала это место, и дом постепенно пришёл в упадок. Вступившая на престол Анна Иоанновна приказала разобрать летний дом и построить новый дворец, но переехать ей во дворец не довелось. Удалось это Елизавете Петровне в 1742 году, которая приказала убрать дворец роскошной мебелью, конфискованной у Миниха. Императрица полюбила дворец, построенный графом Растрелли, и часто жила в нём. Здесь и родился 20 сентября 1754 года император Павел I. Здесь проходили праздники и торжества. В этом же дворце Екатерина II принимала официальные поздравления дипломатического корпуса по вступлении на престол.
     Дворец вскоре императрица разлюбила, а Павел I приказал сломать его.
     А на месте, где находился деревянный летний дворец императрицы Елизаветы, Павел I в 1796 году приказал выстроить Михайловский замок.
Причину постройки нового дворца в Петербурге объяснили загадочным случаем. Известно, что император Павел принадлежал к масонству, он верил в сны и предзнаменования.
     Однажды солдату, стоявшему на карауле при Летнем дворце, явился в сиянии юноша и сказал оторопевшему часовому, что он, архангел Михаил, приказывает ему идти к императору и сказать, чтобы на месте этого старого Летнего дворца был построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат донёс о бывшем ему видении начальству, и когда об этом доложили императору, то он ответил, что уже знает о желании архангела Михаила, и, что воля его будет исполнена. Затем приказал построить новый дворец и церковь во имя архистратига Михаила, а дворец повелел назвать Михайловским замком.


Михайловский замок 8

Михайловский замок 9

Михайловский замок 10

Михайловский замок 11

Михайловский замок 12

Михайловский замок 13

Михайловский замок 14

Михайловский замок 15

     «28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.
     Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приёмы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъёмные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни великого прадеда Павла I.
      замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.
     В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, учёные И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
     На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
     В 1991 г. Михайловский замок вошёл в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.»

Михайловский замок 16

Михайловский замок 17

Михайловский замок 18

Михайловский замок 19

Михайловский замок 20

Михайловский замок 21

Михайловский замок 22

Михайловский замок 23

Михайловский замок 24

Михайловский замок 25

Михайловский замок 26

Михайловский замок 27

Михайловский замок 28

Михайловский замок 29

Михайловский замок 30

Михайловский замок 31

Михайловский замок 32

Михайловский замок 33

Михайловский замок 34

Михайловский замок 35

Михайловский замок 36

Михайловский замок 37

Михайловский замок 38

Михайловский замок 39

Михайловский замок 40

Михайловский замок 41

Михайловский замок 42

Михайловский замок 43

Михайловский замок 44

     Если Вам понравился фоторассказ, то подписывайтесь на рассылку (строго без спама) новых материалов

Источник: elvik-foto.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.