Среди первозданной природы в 620 км от Дели находится череда удивительных храмов. Они поражают воображение мастерством постройки и количеством статуй, покрывающих буквально каждый сантиметр внешних стен и внутренних помещений. Храмы Кхаджурахо в Индии внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО, привлекают огромное внимание ученых и туристов.

Храмы любви в Индии вызывают большое количество вопросов, не давая даже малейшей подсказки о том, где искать ответы на них. Прежде всего, возникает вопрос, почему постройки настолько обособлены, вокруг нет никаких признаков других зданий, включая дворцы или жилые кварталы.

Храмовый комплекс состоял из 85 зданий, соединенных между собой переходами или общими стенами. Потрясающие в своей красоте и реалистичности эротические сцены, воспроизведенные в камне с проработкой всех деталей стали настоящим гимном искусству любви. Считается, что «Камасутра» является описанием брачной церемонии и последующей недели свадьбы бога Шивы и Парвати.

Расположение храмов на карте Индии


История появления индийских храмов Кхаджурахо

Изначально было возведено 85 храмов, сохранилось 25. О том, что их было гораздо больше, поведали найденные руины.

Вызывает сомнение факт, что комплекс имел только религиозное значение, но других версий пока не существует.

Документальных подтверждений, эскизов, чертежей или описаний построек тоже не найдено. Все гипотезы о смысле, предназначении, сроках постройки сооружений строятся только на археологических данных, полученных в ходе раскопок.

Само название переводится как «финиковая пальма». Комплекс был окружен высокой стеной, внутрь вели 8 ворот, украшенных изображениями этих деревьев. Он занимал площадь в 14 кв.км.

Храмы любви в ИндииСуществует версия, по которой храмы были построены приблизительно в 950-1050 гг., на что косвенно указывает возраст самых древних построек. В это время неподалеку располагался город Калинжар, бывший столицей государства, где правила династия Чандела.


Достоверных фактов о процессе постройки, имен зодчих или правителя, при котором были возведены храмы любви в Каждурахо, история не сохранила. Их заменила романтичная история о прекрасной дочери священника-брахмана и боге Луны Чандре. По легенде, с небесной высоты увидел он, как купается в озере девица невиданной красоты и сошел к ней. Он их связи родился мальчик с божественной кровью, впоследствии ставший царем и построивший 85 храмов, в скульптурах которого запечатлел историю любви родителей. Ребенка звали Чандраварман, он стал основателем правящей династии.

В XII — XIV веках во время вторжения мусульман храмы были разграблены, некоторые уничтожены, а само место предано забвению, поскольку откровенностью скульптур оскорбляло их взоры. Джунгли быстро захватили покинутое место, покрыв зеленым ковром следы былого величия.

Возвращение из глубины веков

Кхаджурахо - знаменитые храмы любви в ИндииНеизвестно, как сложилась бы судьба храмов Кхаджурахо, если бы не произошло их повторное открытие британским военным инженером Томасом Бертом. В 1836 году он случайно обнаружил постройки и многочисленные руины, оставшиеся от остальных зданий. Работа по их реставрации, освобождению от растительного плена велась долго. В 1923 году стало доступно наследие веков, почти 600 лет спрятанное от людских взоров.

Храмы Кхаджурахо частично открыты для посещений, работают музеи археологии и народного искусства Адиварт.


Важно! При осмотре сооружений рекомендуется придерживаться движения правым плечом к ним, поскольку именно эта сторона считается осененной божественным касанием.

Особенности архитектуры храмов Кхаджурахо

Большинство их них посвящены Шиве, Парвати, Вишну. Второстепенные постройки, небольшие по размерам, были возведены в честь местных богов-хранителей или благосклонных к людям духов.

Они значительно отличаются от традиционных образцов индийской архитектуры. Подобно древним пирамидам, сооружения четко ориентированы по сторонам света, установлены на специальных постаментах, возведены без использования скрепляющего раствора. На основании располагается конструкция купольной формы, имитирующая горную цепь на которой, по легендам, обитают боги.

Храмы Каджурахо, ИндияКроме того, они отличаются компактностью, отсутствием стен вокруг основных построек, вытянутыми силуэтами, наличием открытых галерей, большим количеством скульптур и барельефов, расположенных в несколько рядов. Независимо от величины здания, они построены по одному плану:

  • вход;
  • галерея-вестибюль;
  • центральный зал;
  • святилище.

Как и для большинства культовых индийских построек, материалом послужил песчаник. Он достаточно податлив в обработке, но даже этот факт не объясняет, каким образом блоки в 20 тонн были подняты на высоту в 30 м. и филигранно установлены в специальные пазы.

Каджурахо - храмы любви в ИндииБольшинство барельефов и скульптурных групп носит отчетливый эротический характер, остальная часть относится к бытовым темам, демонстрирует сцены охоты, земледелия. Ряды скульптур четко выверены по горизонтали, масштабу. Создается впечатление, будто их создавали единым движением резца. Перемычки между барельефами тоже украшены каменной резьбой в более мелком масштабе. Несмотря на то, что некоторые части фигур сколоты, раскрошились от времени и воздействия ветра, большая часть уцелевших украшений поражает точностью и реалистичностью воспроизведения. Они наполнены жизнью, многие скульптуры запечатлели момент движения.


Храмовые постройки расположены 3 группами. Они возведены на расстоянии нескольких километров, что явно имеет сакральное значение, но его смысл тоже пока скрыт от исследователей.

Восточная группа

Она включает 3 индуистских храма и 4 джайнских. Хануман знаменит статуей бога-обезьяны, достигающей 2,5 м. в высоту и надписью, датированной 922 годом. Она считается одной из самых древних в храмовом комплексе.

Храм Брахмы тоже относится к самым старым, изображение над входом указывает на то, что изначально он был посвящен Вишну. Неплохо сохранились здания, посвященные Ваману и Джавари.

Южная группа

Храм Кхаджурахо в ИндииВ ее составе до нашего времени дошли всего 3 храма:

  • Дуладео, отличающийся введением деревянных элементов;
  • Чатурохуджа, где полностью отсутствуют статуи и барельефы эротического направления;
  •  Биджамандала, находящийся в процессе раскопки.

Западная группа

В ней находятся самые крупные, хорошо сохранившиеся сооружения. В их число входят храмы:

  • Вараха;
  • Лакшми;
  • Лакшмана;
  • Деви Джагадамба;
  • Читрагупта;
  • Парвати;
  • Вишванат;
  • Нанти.

Здания, находящиеся на внешней стороне ограждения, в большинстве представляют живописные руины.

Кандарья Махадева

Храм любви в Индии - история, фотоВход в западную группу считается самым крупным и хорошо сохранившимся. Его архитектура богата и довольно необычна, сочетая в себе элементы нескольких стилей. Украшением служат 900 скульптур, одиночных или объединенных в группы. Они изображают животных, музыкантов, танцовщиц, мифических персонажей, воспроизводят бытовые, батальные сцены. Доминирует эротическая составляющая, за что храм часто называют «Камасутрой в камне».

Входы во внутренние помещения, расположенные на западной и восточной сторонах, представляют собой миниатюрные крылечки, к которым ведут длинные лестницы. Шпиль вознесся на 31 метр над основанием. Его украшают 84 башенки, выполненные в виде миниатюрных копий храма.

Внутренние помещения

Устройство внутреннего пространства едино. Сразу от входа посетители попадают в мандалу, предварительное помещение. Его украшение составляют барельефы и несколько колонн или их имитаций, слегка выступающих из стен. Особенностью является круговая гирлянда из камня. Орнамент сплетен из растений, влюбленных пар, фигур мифических животных.

Оттуда нужно пройти в основной зал. В центре установлен постамент, где размещена скульптура или символическое изображение бога. Стены и частично своды купола покрыты барельефами, художественными изображениями. Потолок расписан геометрическими фигурами. В период расцвета многие детали интерьера были покрыты золотом, но после набегов захватчиков от них ничего не осталось, кроме скульптурных композиций, выполненных с удивительным мастерством. Без золотого облачения они смотрятся более реалистично.


Скульптуры храмов Кхаджурахо

Храм Каджурахо в ИндииДля удобства восприятия все фигуры можно разделить на 5 видов:

  • религиозные, установленные в строгом порядке;
  • боги и их окружение, выполненные в каноническом и свободном варианте;
  • апсары и сурасундари, женские воплощения полубогов и духов, танцующие или занимающиеся повседневными делами;
  • светские скульптуры, изображающие музыкантов, правителей, семейные пары, влюбленных;
  • животные, характерные для Индии и мифические, среди которых часто встречаются изображения слонов, обезьян, птиц, кабанов.

В сюжетах четко просматриваются 2 начала: мужское и женское. Согласно тантрическому принципу космос состоит из 2 типов энергии. Только в совокупности обретается гармония и целостность мира. Несмотря на реалистичность фигур, в них скрыт определенный символизм. Основным действующим лицом является женщина. Она изображена во множестве жизненных ситуаций: глядящая в зеркало, баюкающая ребенка, беседующая с подругами, погруженная в многочисленные заботы по дому.


Индийский храм Кхаджурахо - скульптурыВторой доминантой становятся выражения плотской любви. Красота обнаженного тела чтилась не только в Древней Греции. Соразмерность и гармония воспевались во многих культурах Древнего мира, включая Индию.

Сложные скульптурные композиции имели охранное значение. Воплощая в изображении сложные взаимоотношения людей, богов и демонических сущностей, они создавали своеобразные лабиринты, отгоняя врагов рода человеческого. Красота и гармоничность изображений создают материализованную в камне созидающую энергию любви.

Храмы Кхаджурахо представляют собой уникальный комплекс, сохранившийся, благодаря удивительному искусству мастеров прошлого. В его архитектуре воплощен принцип единства Вселенной, гармония души и тела. Скульптурные композиции, выполненные с высоким уровнем мастерства, иллюстрируют все аспекты жизни во всем их многообразии.

Для перемещения по храмовому комплексу удобнее всего арендовать велосипед, территория внушительная и пешие прогулки довольно утомительны. Для посещений комплекс открыт с 9 утра до 17 часов вечера.


Источник: vsya-planeta.ru

Индийский храм любви каджурахо фото

Городок Кхаджурахо (Khajuraho) является вторым местом по популярности среди туристов после Тадж-Махал. Название Кхаджурахо переводится как «финиковая пальма». Кхаджурахо известен своими храмами, которые датируются 9-11 веками, из 85 храмов, построенных в то время, уцелело 25. Храмы уничтожались мусульманами и причиной этому были очень откровенные скульптуры, украшавшие эти храмы.

Индийский храм любви каджурахо фото

Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

Индийский храм любви каджурахо фото

Храмы выполнены из больших гранитных плит и покрыты плитами песчанника(в некоторых местах Использованы плиты песчанника достигающие толщины 1,5 м) на которых и вырезаны скульптуры(колоссальность труда невозможно представить). Скульптуры разрушаются, песчанник очень мягкий камень. ЮНЕСКО выделило сумасшедшие деньги на их защиту путем напыления полимерной пленки. Работы уже начались.


Индийский храм любви каджурахо фото

Храмы в целях рекламы называют Храмами Любви.
На самом деле это не так. Из более чем 10 тысяч скульптурных групп(на этих 9 храмах) любви посвящено только 96, из которых 86 находяться высоко и их осмотр очень затруднен. Это скорее «Книга по домоводству». Скульптуры показывают как мыть голову и расчесывать длинные волосы, как сеять и пахать, как собирать плоды, как воевать и справлять свадьбу, как строить дома и делать мебель, как судить и виды наказаний, и так далее.

Индийский храм любви каджурахо фото

Храмы все действующие, во время службы Лингво Шивы поливают кокосовым молоком, символизирующим мужское семя. Очень много людей на рассвете и закате, днем тоже идут, но очереди нет. Каждый касается Лингво Шивы рукой. Мужчинам это дает силу и мужество, женщинам красоту и помощь в зачатии и родах. Кроме того можно попросить за близких родственников. Поэтому можно увидеть здесь и дряхлых стариков.
Внутри храмов очень тесно, сыро, темно.

Индийский храм любви каджурахо фото

По вечерам на территории храмового комплекса устраивают свето-музыкальное шоу. Зрелище потрясающее. После него в местном театре проходит представление с танцами храмовых танцоров.

Индийский храм любви каджурахо фото

Индийский храм любви каджурахо фото

Индийский храм любви каджурахо фото

Индийский храм любви каджурахо фото

Индийский храм любви каджурахо фото

Индийский храм любви каджурахо фото

Кхаджурахо. Любовные Игры Индийских Богов

интересные фото, много и рассказ

Источник: www.liveinternet.ru

Легенда о храме

Тех, кто попадает в эти места, потрясает очевидный контраст откровенными эротическими сценами на сценах храмов и обычной жизнью индийской деревни, которая находится совсем рядом. Тем не менее, не стоит удивляться, что местные жители не хихикают глупо, при виде этих скульптур, и не скабрезничают, а также не скрывают этих откровенных сцен от детей. Для того чтобы понять это, нужно разобраться в сущности индийской культуры.

Легенда об основании храма гласит о том, что бог луны Чандела влюбился в красивую девушку, которая купалась ночью в озере. Ради нее он покинул небо, чтобы проводить с ней страстные дни и ночи. Когда девушка забеременела, Чандела вернулся к своим обязанностям. Но когда она родила сына, он чудесным образом построил храм, иллюстрирующий их сильную страсть. Считается, что таким образом появился на свет основатель династии Чандела, которая владела этой местностью.

Что такое Кхаджурахо?

Кхаджурахо – это храмовый комплекс, изначально состоящий из 85 построек. Все они сверху донизу испещрены скульптурами, изображающими историю местности, правителей, войну и брак, божеств, растения и животных, музыку, танцы, молитвы, повседневную жизнь людей. Но самое главное, ради чего сюда устремляются тысячи туристов и что сделало Каджурахо не менее знаменитым символом Индии, чем Тадж Махал, – это эротические сцены во всем разнообразии подробностей.

В плену джунглей

Могущественная династия, которая приказала построить эти сооружения, правила в Кхаджурахо до начала XIV века. Затем люди покинули эти места, и храмы были поглощены джунглями. Историки полагают, что это даже пошло на пользу этим скульптурным сооружениям исключительной красоты. Ведь затем Индия пережила мусульманское завоевание, и скорее всего эти «неприличные», с точки зрения новых правителей, скульптуры были бы уничтожены.

Потрясенные британцы

Только в 1838 году британские военные инженеры обнаружили эти удивительные скульптуры в джунглях. Как настоящие англичане викторианской эпохи, ученые, которые открыли эти храмы, в своих записках для Королевского научного общества, слагали восторженные оды искусному мастерству древних резчиков, однако недоумевали, каким образом такие оскорбляющие всякое приличие изображения могли быть помещены на стены священных сооружений.

Дело дошло до того, что английские ученые даже стали писать о моральном разложении индийцев как нации. Но постепенно местность была расчищена от леса, а в двадцатом веке начались археологические раскопки и настоящие научные исследования храмов.

Комплекс Кхаджурахо

Сейчас из 85 храмовых сооружений Кхаджурахо для осмотра туристами сохранилось только 25. Но и их хватает, чтобы понять все величие этого комплекса. Он состоит из восточной, западной и южной частей. Как и многие средневековые сооружения, храмы строились без использования раствора, а с помощью подгонки камней друг к другу и специальных пазов, так чтобы сила тяжести удерживала все строение вместе. Эти сакральные здания были созданы из песчаника.

Скульптур многие тысячи, и они, словно кружево, покрывают храмы. Наиболее интересные для туристов сооружения с затейливыми эротическими сценами находятся на западе комплекса. Они состоят из восьми храмов. Считается, что эти храмы были построены в XI веке. Именно тогда могущество династии Чандела достигло своего апогея.

Почему так много эротики?

В чем тайна эротических сцен храмов Кхаджурахо? Для того чтобы приблизиться к ее разгадке, нужно понять две вещи. В современной Индии традиции таковы, что все, связанное с сексуальным воспитанием, — это своего рода табу. Даже невеста и жених, по идее, не должны встречаться до свадьбы. Не говоря уже об образовании на эту тему. Но, по-видимому, в XI веке все было иначе.

Исходя из скульптурных композиций на другие темы, повседневная жизнь людей в те годы была довольно зажиточной, и у них было много времени на развлечения и занятия любовью. А кроме того, эротические скульптуры не являются чем-то странным для индуистских и буддийских храмов. Вопрос в том, что именно в Кхаджурахо эти сцены представлены в наиболее разнообразных и многочисленных видах. Тем не менее, многие задают вопрос, какое отношение эти оргии имеют к сакральному?

Разгадка скульптур

Прежде всего, стоит заметить, что внутри всех храмов мы видим только изображения божеств, полубогов и духов, а также небесных танцовщиц – апсар. Они представлены как изящные люди с тонкими чертами, в богатых одеждах и драгоценностях. Разнообразные эротические сцены размещены на внешних сценах, на фризах. Ни одной из них нет в интерьере храмов. К тому же, в средневековой Индии были совершенно другие нравы, чем сегодня.

Сексуальная тема там не была табуирована, а раскованность местных женщин удивляла даже Афанасия Никитина, о чем он поведал в «Хождении за три моря». Некоторые индологи считают, что все дело в том, что храмовая архитектура того времени несет в себе иерархию смыслов и ценности. Боги и полубоги, весь «небесный мир» — это первый уровень. А эротические удовольствия – нижний уровень, и поэтому такие скульптуры размещены вне храма — с другой стороны, подобно горгульям готических соборов в Европе.

Филигранное искусство

Обращает также на себя внимание то, как позиционированы в искусстве храмов Кхаджурахо женщины. Они могут быть богинями и куртизанками, женами и любовницами, супругами правителей и крестьян. Но все они исполнены свободы и достоинства. А откровенные эротические сцены, несмотря на все сладострастные детали, все же изображены очень элегантно и красиво, безо всякой грубости.

При этом самые разнообразные, описанные в «Камасутре» позы высечены в камне безо всякого стеснения и даже с определенной долей невинности. Вызывает восхищение филигранность работы, передача мимики и чувств, а формы тела переданы просто потрясающе.

Единство религий

Интересно также, что храмы Кхаджурахо принадлежат разным религиям. Некоторые из них – джайнистские, есть посвященные Вишну и Шиве. А храм, посвященный богине Парвати, имеет три купола – один из них похож на мусульманский минарет, второй – на буддийскую пагоду, а третий — на башню индуистского храма.

Возможно, в этом свободном и толерантном мире, где не было ханжей, считалось, что и все религии равны между собой? Но общность архитектурного стиля все же говорит нам о том, что это единый комплекс. Как бы то ни было, эти барельефы можно смело включить в список лучшего наследия, которое Индия смогла дать человечеству.

Как добраться

Еще пару десятилетий назад Кхаджурахо был неприметным маленьким городком в джунглях. Но сегодня туда устремлен такой приток туристов, что их количество может сравниться с жаждущими осмотреть Тадж Махал и расслабиться на пляжах Гоа. Поэтому индийское правительство построило здесь аэропорт. Летают в Каджурахо местные авиалинии – из Варанаси, Мумбаи и Дели.

Опытные туристы советуют приезжать сюда весной, а еще лучше – в марте. Тогда в этих местах проводится фестиваль индийских танцев, и вы сможете полюбоваться не только изображенными на барельефах красавицами, но и вполне живыми. А из сувениров лучше всего привезти какие-нибудь созданные местными умельцами безделушки с репродукциями сцен со стен храма.Затейливая архитектура храмов Кхаджурахо, которые называют храмами Камасутры (фото)

Наш канал молодой и нуждается в Вашей поддержке:

ставьте лайк, подписывайтесь на канал, поделитесь с друзьями и оставляйте комментарии!

Источник: zen.yandex.ru

Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.

Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Источник: www.tourister.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.