Святой Пророк Божий Илия жил 3000 лет назад. Он родился примерно в 900 году до Рождества Христова в городе Фесвия Галаадская. Имя святого на иврите звучит как «Элийя», что означает «Бог — мой Господь», то есть самим именем с рождения пророк исповедовал веру и верность Ему. Житие, чудеса и знамения его описаны в Книге пророка Илии, принадлежащей к книгам Ветхого Завета: таким образом, полное житие святого есть в Библии.

Перед появлением Илии на свет его отцу по имени Совак было видение: рождающегося младенца закутывали в языки огня Ангелы и кормили как бы некой расплавленной лавой — огненным пламенем. Родители поняли, что младенец избран от рождения быть великим. Уже в юности святой стал подвизаться в пустыне, чтобы больше молиться, беседовать с Богом, трудиться в посте. Его почитают как первого человека, по сути основавшего монашество: он намеренно оставался девственником, посвятив всего себя Богу, постоянно воздерживался в пище и молился.

Господь сделал его пророком во время власти над израильским народом неверного, отступившего от Бога царя Ахава. Под влиянием своей жены царь стал идолопоклонником, начал поклоняться божеству Ваалу. Принужденный его угрозами и обещаниями стал делать то же и иудейский народ: каждый хотел быть в милости у царя.


После отступничестве большинства иудеев Господь воззвал к пророку Илии, велев ему предупредить Ахава: если он и народ не обратятся из язычества в веру истинную, страну постигнут большие беды: неурожай и голод. В среде иудейского народа пророки всегда почитались, их голос был авторитетен как голос Божией. Однако на сей раз Ахав и его люди не прислушались к словам пророка, и весь народ постиг гнев Божий: на землях иудейского народа настала засуха. Поля сгорели, люди голодали. Илия же пророк вновь вернулся в пустыню, где и жил рядом с чудесным водным потоком, бьющим посреди пустыни. Библия свидетельствует, что пищу ему приносил ворон.

По словам Библии, Сам Господь хотел спасти народ и послать дождь, но не сделал этого, чтобы люди не стали насмехаться над Илией, пророчество которого не сбылось бы. Пророк во время голода более трех лет приходил из пустыни и призывал людей к покаянию и почитанию Господа. А по прошествии этих лет поток иссяк и святой Илия понял, что нет более воли Божией ему оставаться в пустыне.

Библия рассказывает, что пророк пошел в город Сарепта Сидонская и здесь просил у людей немного пищи для пропитания. Одна бедная вдова отдала святому немного муки и масла для лепешки, несмотря на то, что сама с ребенком начинала голодать. За такое милосердие пророк Илия благословил ее и сотворил чудо: у нее более не заканчивались мука и масло. Добрая женщина пригласила пророка остаться у нее, в этот дом приходили люди, привлеченные проповедью святого Илии. Здесь же он воскресил внезапно погибшего от болезни человека.


Однако несмотря на чудеса и призывы пророка многие люди продолжали смеяться над ним. Мало кто внимал его зову к покаянию. Наконец, святой Илия вновь пришел к царю Ахаву. Он принародно обратился к нечестивому правителю, объявив, что почитаемый всеми Ваал — лишь идол. Более того, пророк предложил пари или соревнование: возложить на два жертвенника дрова, перед одним будут молиться Валу его жрецы, а перед другим — Богу Яхве (Богу-Отцу, Саваофу) сам пророк, и только то Божество можно будет считать Единым и Истинным, Которое пошлет огонь на свой жертвенник. Так и сделали. По преданию, около сотни жрецов молились более суток над жертвенником с зарезанным быком, но ничего не происходило. Когда же пророк Илия положил дрова, специально полив их водой, на Божий жертвенник, с неба сошло пламя, огонь которого сжег не только дрова и жертву, но даже воспламенил камни и иссушил воду вокруг него. Только после этого великого чуда царь Ахав и многие из людей вновь обратились к вере своих праотцов — к Богу Единому.

Господь охранил Своего пророка и от гнева царицы-язычницы Иезавели, и от мести лжепророков-жрецов. Илия ушел в Иудейское царство и печалился о невозможности уничтожить идолопоклонство во всем народе. Пророк даже просил у Бога смерти как избавления от печали: он казался себе негодным для исполнения Божией воли человеком. Однако пророку явился Божий Ангел, поддержав его и доведя по пустынной местности до горы Хорив, где явился ему Господь.


Это явление также очень важно для Церкви: Бог чаще являлся пророкам в славе, громе и молниях, а скорбящему пророку Илии Он предстал «в тихом ветре», показал Свое милосердие и бережную любовь к человеку. Бог сделал это, чтобы утешить Илью. Господь сказал, что семь тысяч израильтян все же не поклоняются Ваалу и что передать свое пророческое служение Илия может ученику Елисею, самого же пророка Бог берет к Себе.

Библия говорит нам лишь о троих людях за всю историю человечества., взятых Господом на Небо живыми: Иоанне Богослове, любимом ученике Иисуса Христа; пророке Энохе и пророке Илии. Ученик Илии, будущий пророк Елисей, своими глазами видел и описал «огненное восхождение» пророка: на охваченной огнем колеснице святой поднялся на Небо в окружении Ангельских сил. В руках Елисея осталась упавшая с неба милоть — шерстяная верхняя одежда Илии, зримая передача дара прорицания (как говорит Библия, он получил дар прозорливости и пророчества вдвое больший, чем Илия). Такая милость Божия дана была пророку Илии за его пламенную ревность в вере Божией, желание помочь людям уверовать в Истинного Бога.

Святой Илия явился людям и в Новом Завете: евангелисты пишут, что вместе с пророком Моисеем он беседовал с Господом Иисусом на горе Фавор во время Преображения. По Священному преданию, Илия придет на Землю вновь вместе с пророком Энохом перед Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа, Апокалипсисом, и нечестивые люди предадут их страшной смерти. Однако они воскреснут на следующий день, чтобы вместе со всеми верными радоваться и прославлять Бога в Царствии Его.


Источник: www.o-vere.ru

История иконы

Великий старец жил на земле за 9 столетий до рождения Мессии. Имя Илия означало «Угодный Господу». Святой проявил себя ревностным последователем истинной религии, его проповеди, вселявшие в сердца народа любовь к Господу, слушали с большим почтением. Он обладал духовным зрением и видел то, что другим было не под силу.

Илья пророк фото

Пророк Илия, являющийся вторым избранником Господа после Моисея, способен исцелять от тяжких недугов, прогонять злобу из людских сердец, а также посылать дожди в период засухи.

Святой стремился обратить заблудшие души к богопочитанию и покаянию. Пришло время, когда засуха высушила последний источник воды. Илья, как и все люди, голодал, но не отворачивался от веры и силы, ниспосланной ему Свыше. В один из самых тяжелых моментов святой попросил у бедной женщины приюта и еды. За доброту, в которой вдова не отказала, ее дом больше не знал голода.

В молитве Илья обращался к Богу, моля дать ему силы. Необъяснимое чудо воскрешения тоже восходит ко времени его жизни и считается одним из чудес, совершенных великим пророком.


Илья пророк фото

Но, несмотря на чудеса, он подвергся гонениям и скрывался от языческих преследований. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших.

В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик Елисей, которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.


Описание святого лика

В старину всех святых иконописцы изображали практически одинаково. У них были борода и длинные волосы, плащ и свиток в руках. Иногда на головах пророка можно было увидеть еще и шапочку.

Отличали, где и какой пророк изображен, только по надписи на табличке вверху или на свитке. Конечно, сегодня все образы несколько видоизменены, однако общий смысл и сюжеты все же сохранились. Данное утверждение касается и икон, на которых изображен Илья Пророк. Чаще всего встречается два тематических изображения, связанных с ним.

Илья пророк фото

Это пребывание святого в пустыне и икона «Огненное восхождение Ильи Пророка». На самом деле, конечно, сюжетов гораздо больше. Однако эти два изображения встречаются в храмах и в домах верующих чаще остальных.

Самый древний образ появился во времена существования Византии. На иконе святитель представлен как монах с грозным и хмурым взглядом, его одеянием служит красный шерстяной плащ, лик украшен длинными волосами и густой бородой, а головным убором выступает церковная шапочка.


На образах, созданных позднее, наблюдатель может заметить в руках преподобного старца кинжал, который является символом его неприязни ко всем иноверцам.

В некоторых монастырях хранится два варианта изображения Пророка в разные моменты его жизненного пути.

  1. На первом полотне святой сидит на камне посреди пустыни и глубоко размышляет о чем-то, рядом с ним находится пещера. Голова монаха повернута, а в правом углу полотна изображен тот самый прирученный ворон, которого посылал Господь, чтобы накормить преподобного старца. Легенда гласит, что этот сюжет затрагивает промежуток времени, когда святитель еще духовно не достиг Небесных сфер.
  2. Другой образ демонстрирует Пророка, возносящегося к Господу на огненной колеснице. Его взгляд направлен вниз на землю, от которой он постепенно и навсегда удаляется.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Крестьяне с давних времен привыкли обращаться к чудотворной иконе преподобного старца, чтобы предотвратить засуху и обогатить землю благодатной влагой. Иногда же люди обращаются к пророку, чтобы установить солнечную погоду.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси образ считался священным и находился практически у каждого христианина.

  • Многие верующие считают, что чудотворная икона способна очистить человеческую душу от скверны и ненависти к своим собратьям. Святой содействует удачному исходу доброго мероприятия.
  • Молитвы перед священным полотном помогают не терять веры, а также дарят благословение, защищают от бедности и болезней. С иконой Пророка в дом приходит процветание и мир.
  • В самом молитвенном прошении говорится о том, что святитель является человеколюбцем и верным служителем Бога. Христианин просит вознести его покаяние до Небесного Отца и получить заступничество от нескончаемых страстей и пороков, навеянных человеческим врагом. Верующий надеется, что преподобный укрепит веру в Господа, придаст характеру кротости, смирения, терпения и любви к ближним. Пророка, бывшего на земле и видевшего горести, восхваляют, а после славят Отца, Сына и Святого Духа.

Как молиться

Образ этого святого должен присутствовать в каждом доме. Перед ней нужно ставить свечи и молиться. Существует много случаев, когда, как считается, Илья Пророк обязательно помогает. Молитва, прочитанная перед его иконой, должна идти от души.

Илья пророк фото


Если человек преклоняет колени перед образом в храме, он должен соблюдать некоторые правила: отправляйтесь в божью обитель только с открытым сердцем и с благими намерениями. Перед входом следует подать нуждающимся.

Заходя в храм, нужно перекреститься и поклониться. После этого следует подойти к иконе Ильи Пророка и зажечь перед его образом свечку. Освободившись от всех посторонних мыслей, следует сконцентрироваться на своей просьбе. Если человек молится дома, тогда он должен поставить перед собой икону и зажечь рядом свечу.

Молитва перед иконой Пророка Ильи

«Святой пророк Господа Илья, обращаюсь к тебе, человеколюбцу и праведнику Божьему. Вознеси молитвы недостойных рабов (имя) до Отца нашего, да услышит Он наше покаяние, сокрушение о грехах постыдных. Да поможет нам заступничество небесное отойти от порока и ухищрений дьявольских. Укрепи веру нашу, даруй смирение и кротость, любовь к ближнему, терпение. Избавь, великий угодник, молитвой своей от гнева Создателя. Ты, в мире поживший и горести вкусивший, славим тебя, желая вечных благ в Царствии Господнем. Славу возносим Отцу нашему, милостивому Иисусу Христу и Святому Духу во веки веков. Аминь».

Дни празднования

Почитание иконы происходит в известный в народе православный праздник Ильин день. Верующие люди отдают дань почтения Божьему пророку Илье 2 августа. А огромное количество традиций, связанных с этим днем, делает празднество одним из любимых и почитаемых торжеств в России.


Илья пророк фото

Они поражают бесов и людей, которые не следуют Закону Божьему. Его образ повсюду несет собой гнев, ужас, смерть и разрушение. В этот день в народе запрещается купаться. Так как в это день очень часто случаются грозы. И во время купания могут погибнуть люди. Также согласно народным приметам, люди, которые купаются в этот день могут заболеть или утонуть.

Кроме того, если случалась гроза, то запрещалось в это время находится в воде, бегать по улицам, стрелять и петь. Бабушки в этот день учили своих детей и внуков плотно закрывать двери, задергивать занавеси на окнах и зажигать лампадку.

Только вера и соблюдение всех заповедей Господних подарит вам счастливую судьбу, любовь и благодать.

Где находятся иконы

Самый популярный образ святого старца на территории России хранится в соборе, освященном в его честь и построенном на Обыденском переулке. На 20 клеймах, которые украшают полотно, демонстрируются главные события из жизненного пути преподобного старца.

В этом же храме находится и другой образ, тоже чрезвычайно почитаемый православным народом. Он создавался в честь торжества по случаю 200-летия собора. На полотне старец представлен сидящим в пустынной местности.

Илья пророк фото

В храме Пророка, находящемся в Новгородской области, также хранятся две чудотворные иконы с изображением преподобного святителя. Одна создавалась 200 лет назад, её используют в ежегодном крестном шествии. Другому образу около двух десятков лет, но, несмотря на молодость этого творения, прихожане полюбили его.

Иконы, изображающие преподобного старца, продаются повсеместно в церковных лавках на территории монастырей. Перед образом ставят свечи, молитва произносится чистосердечно и сконцентрировано.

Икона в храме Ильи Пророка в Израиле

Уже несколько столетий паломники со всего мира прибывают на гору Кармил, чтобы лично прикоснуться к святыням, связанным с именем этого божьего проводника. Место для строительства храма выбрано не случайно. Согласно легенде, именно в одной из пещер в этой горе пророк Илья достаточно долгое время был вынужден прятаться от преследователей.

Илья пророк фото

Именно здесь ему удалось одержать победу над языческим жрецом. Храм построен непосредственно над этой пещерой и имеет форму креста. Расположенный во внутреннем дворике небольшой алтарь очень похож на тот, который в свое время создавал сам Илья.

Рядом с ним стоит аккуратная статуя этого пророка, занесшего руку с клинком над головой языческого жреца. Когда армия арабов воевала с евреями, то мусульмане, отрубив ее, посчитали, что тем самым уничтожили ту помощь, которую она оказывала христиан.

Храм построили относительно недавно: в день памяти Святого пророка Ильи в первой четверти двадцатого столетия. Ежегодно к нему стекаются тысячи верующих, чтобы помолиться перед иконой с его изображением и покрестить перед ней детей.

Источник: iconopisanie.ru

В каких храмах есть икона Святого пророка?

«Святой Илья Пророк» – икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы — «Святок пророк Илья в пустыне».

илья пророк икона значение

Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, – еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания — 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.

Храм Ильи Пророка на горе Кармель в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно — в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а княгиня Ольга распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно русским святым, понимающим проблемы и печали его народа. 

святой илья пророк икона

Ильин день, празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Как помогает икона «Илья Пророк»?

Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.

икона бисером илья пророк

Икона «Илья Пророк» помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона «Илья Пророк» была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с пронзительным взглядом карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант – это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю — Елисею. «Святой Илья Пророк» – икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Икона Ильи Пророка своими руками

В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером «Илья Пророк» – это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.

Источник: religiya.temaretik.com

16. Илья Пророк
(стр. 86–89, 156–157; илл. стр. 428)
ГТГ, инв. 12007.
Около середины XV в.
75 × 57.

Происхождение. Из собрания И. С. Остроухова. Поступила в ГТГ из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова в 1929 г.

Раскрыта до 1914 г. В изданиях, вышедших в этом году, икона воспроизводится уже раскрытой.

Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. По стыку досок узкая вставка (на верхнем поле она расширяется). Продольная большая вставка нового левкаса в центре левого поля. Вставки в левом нижнем углу и на нижнем поле. Пять вставок левкаса на фоне слева. Потертости красочного слоя и мелкие тонировки.

Описание.

Изображение фронтальное, по пояс. Жест правой руки Ильи похож на благословение, но может быть трактован и как ораторский. В левой руке Илья держит свернутый красный свиток. Плащ лилово-коричневый, хитон желтый, плат белый с черными полосками. Лик написан розовой охрой по светло-коричневому санкирю, с параллельными белильными «движками». Нимб золотой. Фон киноварный, поля желтые.

Надпись на фоне белилами:

Илья пророк фото

Иконография.

Поясное фронтальное изображение Ильи, с ораторским или благословляющим жестом правой руки, и свиток в левой, традиционно для новгородской иконописи XV в. Ср. кат. №№ 14, 69 — иконы из д. Пяльма в Петрозаводском музее, из с. Манихино в ГРМ. Об иконографии Ильи Пророка см. кат. № 14, «Иконография».

Датировка и атрибуция.

Начиная с первых публикаций, икона считалась одним из лучших произведений новгородской иконописи, вобравших древние художественные традиции — эллинистические, античные (П. П. Муратов [1914], Н. Н. Пунин [1914]). Икона датировалась XIV в., в соответствии с тогдашними представлениями о развитии новгородской иконописи: началом или первой половиной столетия (П. П. Муратов [б. г.], А. И. Некрасов [1924], Н. П. Кондаков [1928], I, [1931], III), затем концом XIV в. (Ф. Швайнфурт [1930]). Более точную дату — XV в. — впервые предложил М. В. Алпатов [1932]. Эта датировка с теми или иными вариациями удерживалась до последних лет: начало XV в. (А. И. Некрасов [1937], В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963], М. В. Алпатов [1974–1]), конец XIV — начало XV в. (В. Н. Лазарев [1947, 1954], М. В. Алпатов [1974–2]), первая половина XV в. (В. К. Лаурина [1954]). В 1969 г. В. Н. Лазарев вернулся к датировке иконы поздним XIV в., это повторил В. Феличетти-Либенфельс [1972]. В. К. Лаурина в каталоге выставки «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974] предлагает дату «середина — вторая половина XV в.». Характер силуэта делает маловероятным создание иконы в начале XV в. Однако образный строй не позволяет отнести «Илью Пророка» и к позднему XV в. Поэтому в настоящем издании принята датировка времени около середины столетия.

Внешнее сходство Ильи с центральной фигурой в «Отечестве» ГТГ (отметил К. Онаш [1961]) подтверждает датировку: «Отечество», скорее всего, исполнено в конце XIV — начале XV в. (см.: Э. С. Смирнова [1976], № 25, с. 235), а «Илья Пророк» в стилистическом отношении позже «Отечества».

М. В. Алпатов [1932] отнес «Илью Пророка» к северному искусству, против чего справедливо возразил В. Н. Лазарев ([1947], [1954]); впоследствии М. В. Алпатов ([1955] и далее) рассматривал икону уже как новгородскую. В. К. Лаурина (каталог выставки «Живопись древнего Новгорода», с. 14) отнесла икону к северной провинции Новгорода.

Выставки.

  • Токио — Киото, 1971 г. = Сто шедевров из музеев СССР. Токио, Киото, 1971 г
  • Живопись древнего Новгорода и его земель, 1971–1972 гг. = Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий. Ленинград, ГРМ, декабрь 1971 — апрель 1972 г

Литература.

  • П. П. Муратов [1914], фронтиспис, с. 13 = П. П. Муратов. Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова. М., 1914
  • П. П. Муратов [б. г.], с. 194, илл. с. 199 = Илья пророк фото П. П. Муратов. Русская живопись до середины XVII века. — «История русского искусства», VI. Под ред. И. Грабаря. М., [б. г.]
  • Н. Н. Пунин [1914], с. 184, 186, илл. с. 180 = Н. Н. Пунин. Эллинизм и Восток в иконописи. — «Русская икона», 3. Пг., 1914
  • Е. Н. Трубецкой [1916–1], с. 5 = Илья пророк фото Е. Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916
  • Е. Н. Трубецкой [1916–2], с. 21 = Илья пророк фото Е. Н. Трубецкой. Умозрение в красках. М., 1916
  • А. Грищенко [1917], с. 236 = Илья пророк фото А. Грищенко. Вопросы живописи, вып. 3. Русская икона как искусство живописи. М., 1917
  • L. Réau [1921], p. 182, pl. 30 = L. Réau. L’art russe, I. Des origines à Pierre le Grand. Paris, 1921
  • А. И. Некрасов [1924], с. 70, рис. 54 = А. И. Некрасов. Великий Новгород и его художественная жизнь. М., 1924
  • Н. П. Кондаков [1928], I, табл. II, с. VII; [1931], III, с. 151, 152 = Илья пророк фото Н. П. Кондаков. Русская икона, I. Прага, 1928; II. Прага, 1929; III. Прага, 1931; IV. Прага, 1933
  • Ph. Schweinfurth [1930], S. 244–246, Abb. 86 = Ph. Schweinfurth. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930
  • M. Alpatov, N. Brunov [1932], S. 346, Abb. 282 = M. Alpatov, N. Brunov. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg, 1932
  • А. И. Некрасов [1937], с. 169, рис. 112 = А. И. Некрасов. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937
  • В. Н. Лазарев [1947], с. 94, табл. 92 = В. Н. Лазарев. Искусство Новгорода. М.–Л., 1947
  • В. Н. Лазарев [1954], с. 220, илл. с. 219 = Илья пророк фото В. Н. Лазарев. Живопись и скульптура Новгорода,— «История русского искусства», II. М., 1954
  • G. H. Hamilton [1954], p. 89, 94, fig. 50-b = G. H. Hamilton. The Art and Architecture of Russia. Harmondsworth, 1954
  • В. К. Лаурина [1954], с. 167, 170 = В. К. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII — 70-х годов XIV века. Канд. дисс. Л., 1954
  • М. В. Алпатов [1955], с. 211, илл. 125 = Илья пророк фото М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, III. М., 1955
  • M. Alpatow [1958], S. 11, Abb. 9 = M. Alpatow. Altrussisches Ikonenmalerei. Dresden, 1958
  • «СССР. Древние русские иконы» [1958], с. 16, табл. VI = «СССР. Древние русские иконы». Предисловие И. Грабаря, вступ. статьи В. Лазарева и О. Демуса. Нью-Йорк, ЮНЕСКО, 1958
  • K. Onasch [1961], Taf. 28, S. 359 = K. Onasch. Ikonen. Berlin, 1961
  • В. И. Антонова, Н. Е. Мнева [1963], I, № 42, илл. 53 = Илья пророк фото В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. Опыт историко-художественной классификации, I, II. М., 1963
  • А. А. Тиц [1963], с. 28–29, илл. с. 29 = Илья пророк фото А. А. Тиц. Некоторые закономерности композиции икон Рублева и его школы. — «Древнерусское искусство XV — начала XVI веков». М., 1963
  • V. N. Lasarew [1968], Taf. XLIV, S. 310 = V. N. Lasarew. Russland. — «Byzanz und der christliche Osten» («Propyläen Kunst geschichte», Bd. III). Berlin, 1968
  • В. Н. Лазарев [1969], с. 22–23, табл. 25 = Илья пророк фото В. Н. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969
  • Г. И. Вздорнов [1970–1], с. 309, илл. с. 312 = Г. И. Вздорнов. Живопись. — «Очерки русской культуры XIII–XV веков», 2. Духовная культура. М., 1970
  • М. В. Алпатов [1971], с. 17–18, 26, 280, табл. 135 = М. В. Алпатов. Сокровища русского искусства XI–XVI веков (живопись). Л., 1971
  • W. Felicetti-Liebenfels [1972], Abb. 37, S. 33 = W. Felicetti-Liebenfels. Geschichte der russischen Ikonenmalerei, in der Grundzügen dargestellt. Graz, 1972
  • М. В. Алпатов [1974–1], табл. 57, с. 302 = Илья пророк фото М. В. Алпатов. Древнерусская иконопись. М., 1974
  • М. В. Алпатов [1974–2], табл. 15 = М. В. Алпатов. Краски древнерусской иконописи. М., 1974
  • «Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], № 39, с. 14 = Илья пророк фото «Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий». Каталог выставки. Гос. Русский музей. Вступ. статья и ред. В. К. Лауриной. Авторы-составители В. К. Лаурина, Г. Д. Петрова, Э. С. Смирнова. Л., 1974
  • Э. С. Смирнова [1976], с. 102, 118, 129, 147, 262 = Илья пророк фото Э. С. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976
  • Н. В. Перцев [1977], с. 89, № 19 = Илья пророк фото Н. В. Перцев. Древнерусские краснофонные иконы. — «Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции». М., 1977
  • Г. В. Попов [1979], с. 253 = Илья пророк фото Г. В. Попов. Иконопись. — Г. В. Попов, А. В. Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979
  • V. Laurina, V. Pushkariov [1980], pl. 76 = Илья пророк фото V. Laurina, V. Pushkariov. Novgorod Icons 12-th — 17-th Century. Preface by D. Lichachov. Leningrad, 1980

Источник: www.icon-art.info


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.