Друзья!

     В наше время в интернете фрагментарно присутствует очень интересная, но крайне противоречивая информация о Храме Василия Блаженного, как о модели Солнечной Системы. Чаще всего авторы рассказывают заведомо непроверяемые истории о событиях совершенно разных эпох и природы (от сверхвозможностей  наших предков до циничного новодела  19 века).

       У разных авторов купола(церкви) храма соответствуют разным планетам ввиду, в большинстве своем, совершенно произвольного или поверхностного их сопоставления (единственно общее — наличие Солнца в центре храма и количество небесных тел).

      В виду такой многовариантности, очевидно, что большая часть — это заблуждения или сознательный обман.


      В этой статье предложено объяснение соответствия планет и куполов, которое может проверить любой желающий во время прогулки по Красной Площади или изучая легкодоступные материалы, соответствующие современной Общепринятой Истории (ОИ).

        Главный плюс этой версии — непротиворечивость как  ОИ, так и ряду концепций альтернативных историков.

Приятного Вам чтения!

Для любителей всё смотреть и слушать есть 20ти минутная видеоверсия — ссылка на ролик на YouTube в конце статьи.

***

         Самым необычным культовым сооружением России по мнению огромного количества людей является Храм Василия Блаженного. Но в чем его главная необычность: в местоположении и конфигурации или в ореоле загадочности и легендах о строительстве? Все это – и многое большее – можно найти и во многих других памятниках архитектуры: основная загадка и отличие от прочих древних сооружений – это цветная раскраска куполов.

Храм василия блаженного вид сверху фото

     И действительно, бросающийся в глаза при первом осмотре несвойственный для подавляющего большинства православных храмов цвет стен – красный – это просто цвет строительного материала, кирпича из которого храм построен, и, если бы стены были в традиционном стиле оштукатурены и покрашены или побелены, то только архитектор заметил бы в стенах отличия от стен прочих храмов.


кажущаяся несимметричность (а, точнее, нерегулярность) храма тоже обманчива – в основе его планировки лежит традиционный для православных храмов квадрат – в этом его строители полностью соблюли традицию.

Храм василия блаженного вид сверху фото

     С другой стороны, из дошедшей до нас истории строительства храма (если верить экскурсоводам и путеводителям), мы знаем, что он был построен в 16 веке в память о Казанском походе Ивана Грозного в виде единого комплекса из девяти церквей на одном основании, из которых у пяти церквей престолы освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань: поэтому столь «важные» для русской истории персонажи вроде «Киприана и Иустины» или «Григория Армянского» оказались в названиях отдельных церквей храма и имеют к загадкам храма, как и к  Казани, весьма отдаленное отношение. И кроме того, названия церквей за 5 веков изменялись (если говорить современным языком) из-за переименований в честь спонсоров ремонтных работ и переноса церковного инвентаря при демонтаже соседних церквей.


Гильфердинг

      Наглядно можно в этом убедиться рассматривая широко известные изображения храма 1780х гг (Гильфердинг) и начала 19 в (Алексеев) – это период, когда находящуюся рядом с церковью Василия Блаженного церковь Святой Феодосии Девы  перестроили в подсобное помещение храма. 
      Хотя некий скрытый смысл в названиях церквей, при желании, можно найти – остается радоваться, что Иван Грозный брал Казань осенью в праздник Покрова Богородицы, а не, скажем, весной – 22 мая – тогда центральную церковь пришлось бы называть в честь святого Христофора (псоглавца), что в наше время породило бы массу версий и толкований о тайнах храма Василия Блаженного.

Алексеев

      В целом, храм несколько раз подвергался реконструкциям и реставрациям, а многие наиболее красочные элементы внутреннего убранства появились аж на рубеже 19-20вв – например, в Церкви святого Василия Блаженного иконостас  выполнен в 1895 г по проекту хранителя Оружейной палаты, архитектора А. М. Павлинова, а к 350-летию начала строительства собора  – в 1905 г – проведена масляная роспись внутренних стен. Соответственно, если какие-то тайны и загадки при этом и возникли, то они явно к замыслам строителей отношения не имеют.


Храм василия блаженного вид сверху фото

     Более того, даже некоторые элементы стен, вроде бы более надежных свидетелей постройки храма, чем элементы декора, так же изменялись: к основному строению 16 века на протяжении 2 столетий пристраивали и сносили церкви,  была построена шатровая колокольня, а с наружных стен снята побелка и нарисованы растительные орнаменты, добавлены крыльца, украшенные шатрами – в общем, придали храму дошедшие до нас игривые черты лубочного княжеского терема, в этом «ребрендинге», вероятно, не последнее место сыграла специфическая раскраска куполов – под нее, похоже, подогнали общий стиль храма.

Храм василия блаженного вид сверху фото

Итак, кроме необычной расцветки куполов, ничего таинственного, вроде бы и нет, но необходимо отметить два момента:
     1.    Храм Василия Блаженного традиционно называется по имени небольшой пристройки (придела) к нему, возведенной через четверть века после строительства самого храма.


лностью собор не отапливался, поэтому службы в нем шли только в теплое время года, но придел Василия Блаженного был теплым и богослужения проходили ежедневно. О важности данной пристройки свидетельствует сила традиции, с которой, несмотря на официальное название «Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву», данное по имени центральной церкви, люди уже больше четырех столетий называют строение по имени Василия Блаженного. Хотя совершенно естественно называть здание по самой большой и высокой церкви, а никак не по небольшому приделу.
      2.    Храм состоит из двух этажей или ярусов (в нем нет подвала) – причем первый состоит из специального технического подпольного пространства под храмом, называемым подклет, на котором стоит все основное строение храма и уже упомянутой церкви Василия Блаженного. А на втором находятся все остальные церкви храма. Т.е. придел Василия Блаженного как бы является основанием всего храма, что на мой взгляд является архитектурной аллегорией, подчеркивающей какое-то более важное значение небольшого придела Василия Блаженного перед намного превосходящими по высоте прочими церквями комплекса.

     Посмотрим на храм сверху, очевидно, что одной из первых ассоциаций у любого человека, хотя бы изредка посещавшего уроки астрономии будет гелиоцентрический макет солнечной системы: Солнце, 4 газовых гиганта и 4 планеты земной группы.


Храм василия блаженного вид сверху фото

     Вообще говоря, это не удивительно, поскольку практически любой православный и не только храм под таким ракурсом будет чем-то похож на ту или иную звездно-планетарную систему, поскольку всегда 4 купола в вершинах квадрата, лежащего в основании построения храма можно соотнести с известными с древности планетами (или, например, с 4 евангелистами – как это объясняют образованные служители православной церкви, когда их удается разговорить на тему планировки храмов). 

Храм Христа Спасителя (Москва)

     Попробуем сопоставить планеты и церкви: очевидно, что центральной церкви с золотым куполом будет соответствовать Солнце, тем более, что золото во многих культурах связано с Солнцем.

     Необходимо учесть, что гелиоцентрическая модель сравнительно молодая, долгие столетия Земля считалась неподвижным центром мироздания, вокруг которого двигались небесные светила. Поэтому важность Земли, ее превосходство над остальными планетами не могло не отразиться на планировке храма.


т возникает еще одна очевидная ассоциация: если храм упорно называют по имени одного из приделов, тогда вероятно Земля соответствует церкви Василия Блаженного, рядом с ней находится церковь Трех патриархов, которая совершенно естественно ассоциируется с Луной. Эти ассоциации довольно интересны, но, разумеется, для доказательства этого мало.
      Теперь обратим внимание на широко известные в русском зодчестве и прикладном искусстве так называемые «солярные символы», которые вплоть до 20 века можно встретить на многих предметах, окружавших русских людей в быту. По солярным символам есть большое количество литературы, откуда нам известно, что одним из наиболее распространенных символов был многолепестковый закрученный символ, который отображал движение. Вполне естественно, что направление закручивания означало или направление движения, или направление, противоположное движению.

Храм василия блаженного вид сверху фото

     Тогда купола храма Василия Блаженного можно попробовать рассмотреть с учетом подобной символики и попытаться сопоставить 4м планетам земной группы – 4 малых церкви, а 4м газовым гигантам – 4 больших церкви.    


      Из элементарной астрономии нам известно, что если смотреть на солнечную систему со стороны северного полюса Солнца, то все планеты, вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки и в свою очередь, кроме Венеры и Урана, вращаются вокруг своей оси в том же направлении.  Купола церквей Василия Блаженного (Земля) и Трех патриархов (Луна), закручены в одном направлении – и соответствуют естественному для жителей северного полушария стремлению мысленно смотреть на солнечную систему со стороны северного полюса Солнца. Далее рассуждения становятся совсем стройными: при обходе храма против часовой стрелки, перед церковью Василия Блаженного находится церковь Александра Свирского, чей купол закручен в противоположном направлении – это очень похоже на планету Венера, которая вращается вокруг своей оси в полностью противоположном направлении, чем остальные планеты (кроме Урана, который вращается лежа на боку, т.е. под углом 90 градусов).

     Тут сразу же забежим вперед, поскольку единственным куполом, не содержащим признаков движения, является равномерно полосатый купол большой церкви Киприана и Иустины  – то естественно связать эту церковь с Ураном. Более того, направление полос единственное в своем роде, очень остроумно указывает на сильную аномальность вращения, особенно если сравнить ее с рисунком, соответствующим сверхбыстрому вращению Юпитера (который мы рассмотрим дальше), а цвет точно соответствует как естественному цвету планеты, при наблюдении в телескоп, так и «звездному» цвету – благодаря которому эту последнюю еле видимую с Земли невооруженным глазом планету принимали за слабую звезду.


Храм василия блаженного вид сверху фото

     Возвращаясь к малым церквям, мы видим, что церкви Александра Свирского предшествует церковь Варлаама Хутынского, купол которой сделан в виде мелких выступов, с чередованием желтых и зеленых цветов, что, по-видимому, символизирует очень быстрые движения по небу самой быстровращающейся вокруг Солнца планеты солнечной системы – Меркурия, который не случайно из–за его подвижности получил свое название (Mercury — в честь ртути, ну или ртуть в честь Меркурия, что для нас совершенно не важно).

     Оставшуюся планету земной группы — Марс, очевидно, следует соотнести с церковью Григория Армянского: символизм его купола мне не до конца понятен, а поскольку он визуально явно похож на купол церкви Варлаама Хутынского, как будто один купол превращается в другой, возможно имеется в виду какая-то алхимическая связь планеты Марс, отвечающей за железо (металл) с Меркурием, планетой-ртутью, ведь многие алхимики считали возможным выделить ртуть из любого металла, благодаря двойственной природе ртути (металл, проявляющийся и как жидкость). К тому же, хотя Марс и называют «красной планетой», но если смотреть на его современные фотографии, то поверхность Марса оранжевого цвета со слегка красноватым оттенком неизмеримо больше похожа на цвет купола церкви Григория Армянского, чем на просто красный цвет.


     Остались 4 газовых гиганта, причем Уран мы уже сопоставили с церковью Киприана и Иустины, логично предположить, что поскольку последовательность малых церквей соответствуют порядку расположения планет земной группы в направлении их вращения вокруг Солнца, то и для больших церквей и газовых гигантов будет выполнен тот же порядок. Тогда Юпитеру будет соответствовать церковь Николы Великорецкого, Сатурну – церковь Святой Троицы, а Нептуну – церковь Входа Господня в Иерусалим.
     Купола будут вполне соответствовать планетам, с учетом принципа: чем она дальше от Земли, тем меньше о ней известно. Соответственно, внешний вид Юпитера идеально соответствует красно-белым параллельным полосам на куполе церкви Николы Великорецкого, к тому же Юпитер вращается вокруг своей оси быстрее всех планет солнечной системы – менее, чем за 10 часов, и, с точки зрения земного наблюдателя, полоски на куполе очень точно это показывают.

     В более-менее нормальные телескопы Сатурн видится слабожелтым или слегка коричневым, но в астрологии издавна Сатурну приписывался зеленый цвет (по-видимому из неких соображений астрологического характера). В сочетании с нанесенным на купол церкви Святой Троицы зелено-белым символом вращательного движения в правильном направлении мы видим отличное соответствие уровню знаний о Сатурне начала 17в – тем более его изучал в специально сконструированный им телескоп сам Галилео Галилей.

Храм василия блаженного вид сверху фото

     Галилей же, по данным историков науки в 1612-13гг, так же изучал и Нептун, но не сообщил об открытии новой планеты (считается, что, вероятно, из-за удаленности и особенностей движения Нептуна Галилей не понял, что это планета). Поэтому существование Нептуна еще долго оставалась официально неизвестным и, считается, Нептун был открыт в 19в  на основе вычислений, но, возможно, именно особенность Нептуна периодически совершать кажущееся ретроградное движение, рисуя для наблюдателя с Земли  воображаемые петли на фоне звёзд отразилась в рисунке на куполе церкви Входа Господня в Иерусалим в виде отличного от прочих куполов внешнего вида: символ вращения закручен в обратную сторону, резко отличающиеся цвета и шипастая поверхность (как у купола церкви Варлаама Хутынского, соответствующего Меркурию, что, возможно, означает некую непредсказуемость или нестабильность  поведения).

Храм василия блаженного вид сверху фото

Итак, мы получили соответствие куполов и, возможно, церквей планетам:

 

НЕБЕСНОЕ ТЕЛО КУПОЛ ЦЕРКВИ
Солнце       Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская)
Меркурий      Варлаама Хутынского
Венера    Александра Свирского
Земля    Василия Блаженного
Луна    Трех патриархов (Иоанна Милостивого)
Марс    Григория Армянского
Юпитер    Николы Великорецкого (Николая Чудотворца)
Сатурн Святой Троицы (Троицкая)
Уран    Киприана и Иустины (Адриана и Наталии)
Нептун    Входа Господня в Иерусалим

Храм василия блаженного вид сверху фото

     В данном списке все небесные тела, кроме Урана и Нептуна, достаточно легко видны с Земли невооруженным глазом и с древности используются в астрологии. Уран считается открытым Уильямом Гершелем в 1781г, а Нептун, как известно, был открыт на основании расчетов в 1846 году, причем споры о первооткрывателе идут до сих спор. При этом установлено, что Галилей наблюдал Нептун почти за 2,5 века до его официального открытия, а ведь Нептун находится дальше от Земли чем Уран, и в отличие от Урана, не виден невооруженным глазом. Очевидно, что Галилей имел техническую возможность наблюдать в телескоп видимый с Земли Уран, поскольку он изучал невидимый без телескопа Нептун.

из труда Галилея

       Галилей не считается первооткрывателем Нептуна, потому что он не рекламировал свое открытие (якобы он не понял, что нашел новую планету), но мы знаем из истории, что в 1616 г католическая церковь запретила гелиоцентрическую модель Коперника (которую Галилей пропагандировал), а о сложных взаимоотношениях Галилея с инквизицией, хотя бы на уровне «а всё-таки она вертится» известно сейчас даже дошкольникам: поэтому публичные обсуждения существования новых планет тогда были не вопросами науки, а религии со всеми вытекающими опасностями для ученых.

Галилей перед судом инквизиции

     В свою очередь Коперник опубликовал свой труд о гелиоцентрической модели за 12 лет до начала строительства Храма Василия Блаженного. В предисловии к своему труду Коперник рассуждал, что не лучше ли бы ему было по примеру древних мистических обществ распространять свои идеи только в близком кругу единомышленников. И, скорее всего, он так и делал, по крайней мере, какое-то время.

Коперник разговор с богом

     В подтверждение моей версии разгадки тайны куполов Храма Василия Блаженного дополнительно свидетельствуют еще несколько моментов:

     Маловероятно, что архитекторы при постройке храма изначально закладывали гелиоцентрическую модель размещения церквей и расцветку куполов в соответствии с вращением планет с учетом того, что подобные знания должны были сначала стать достоянием астрономов. Весьма вероятно, что символика соответствия была заложена во время реконструкций 1680-х (когда храм стал «краснеть» — через 70 лет после исследований Галилеем Сатурна и Нептуна т.е. его исследования в астрономии могли дойти до архитекторов) или даже 1780х – когда была демонтирована последняя из пристроенных церквей – церковь Святой Феодосии Девы (это дало соответствие кол-ва зданий и небесных тел, а гелиоцентрическая модель уже была довольно широко известна).
     Хотя храм считается построенным в 1555-1560гг, цветные купола на нем появились позже: не ранее, чем после пожара в конце 16в т.е. к задумке архитекторов они вряд ли имели отношение.

     Кроме того, еще с древних времен было известно соответствие дней недели планетам, эти названия из латинского языка перешли в современные европейские языки: от понедельника – дня Луны, до воскресенья – для Солнца. Начнем последовательно соединять отрезками соответствующие планетам-дням недели церкви Покровского Собора.

Гептограмма дней недели

     И что же мы видим? Мы получили семиугольник с клином в сторону центральной церкви Покрова Богородицы, это похоже на еще одну систему – но клин явно лишний. Но тут уместно вспомнить о существовании рядом с церковью Василия Блаженного еще одного придела – Рождества Богородицы. Зачем в одном соборе два строения связанных с Богородицей?

     Вот и ответ: придел Рождества Богородицы скорее всего сделан для того, чтобы в него перенести вершину семиугольника. Дело в том, что правильный семиугольник часто используется мистиками с древних времен в виде гептаграммы дней недели – семиконечной звезды, на противолежащих вершинах которой находятся астрологические символы планет, более редкий и менее красочный вариант гептаграммы предполагает последовательное размещение дней недели в вершинах правильного семиугольника.

Правильный семиугольник

   Почему использована простая форма, а не звезда, становится понятным, если вспомнить, что божественными геометрическими инструментами считались линейка без делений и циркуль (это породило знаменитейшую неразрешимую проблему квадратуры круга), а правильный семиугольник, как и круг, равновеликий квадрату, невозможно построить только «божественными инструментами». Вот это «несовершенство материального мира», я думаю, сознательно и отражено в виде искаженной гептаграммы дней недели в виде церквей собора.

    Так же в куполах и, в особенности, в больших церквях можно легко увидеть «Квадрат противоположностей» Аристотеля – схему взаимодействия четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха.

Квадрат Аристотеля

    А в формах элементов куполов 4-х малых церквей и 1-й большой – церкви Входа в Иерусалим – знаменитые пять Платоновых тел — правильные многогранники которые великий философ сопоставлял со свойствами пяти стихий — Огня, Воды, Земли, Воздуха и Логоса.

Поверхность куполов

     При желании можно найти те же Платоновы тела в виде элементов – но это уже потребует работы в системах 3d проектирования, хотя даже просто ориентируясь на двумерную развертку Платоновых тел при некотором навыке наблюдатель найдет много интересного в зданиях и куполах Храма Василия Блаженного.

платоновы тела (развертка)

     Секрет раскраски куполов Храма Василия Блаженного автор разгадал еще в конце 90х гг 20 века, но, к сожалению, эти исследования не заинтересовали серьезные издания, а публикации на фриковых ресурсах только дискредитировали бы это открытие… К счастью, с появлением ютьюба и большого количества графического материала в интернете у автора появилась возможность выложить результаты в удобном для массового восприятия формате с использованием большого количества изображений. Согласно Google, аналогичных развернутых исследований еще никто не публиковал, хотя совершенно очевидная идея с планетарным сопоставлением куполов уже давно витает в воздухе интернета, но дальше уровня элементарных и частичных предположений (по мнению автора статьи) пока никто не додумался. Поскольку приведенные результаты самоочевидны и при некоторой настойчивости их мог получить практически любой исследователь, автор не претендует на приоритет (и не принимает подобных претензий), а просто делится информацией. 

       Автор приносит извинения за возможные неточности и ошибки, которые по мере сил исправляет. Так же автор периодически совершенствует статью и вносит дополнительные материалы и поэтому просит при копировании или репосте указывать ссылку на исходную статью.

         Оригинал статьи находится ]]>по ссылке на   сайте https://Excellentricks.ru]]>.   Видеоверсию (20 минут) можно посмотреть на youtube-канале по ссылке ]]>Excellentricks: искусство аналитики.]]>

Благодарю за внимание, до свидания!

© 2017 ]]>https://Excellentricks.ru]]>

Источник: www.kramola.info

Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. Но мне кажется, что мало кто бывал внутри и знает, что это не один храм, а целых 11 церквей! Официально собор называется «Собор Покрова Пресвятой Божией Матери, что на рву» или просто Покровский собор, но все мы его зовем по имени одного юродивого — Василия Блаженного. До экскурсии в храме я наивно полагала, что юродивые — это сумасшедшие, но «век живи — век учись», на самом деле это блаженные — это пророки,  странствующие монахи — «божьи люди». В XIV-XVI веках на Руси очень чтили «блаженных», а главным местом их обитания стал район около Красной Площади. В те давние времена рядом с площадью был  базар поэтому она именовалась Торгом или Пожаром (из-за пожара в 1493 году, после которого и расчистили участок рядом со стенами Кремля), а при Иване IV — Большой, неудивительно, что блаженные обитали именно здесь. 

Почему же Покровский собор мы называем именем святого Василия Блаженного?

Василий Блаженный — самый известный юродивый Москвы и ее покровитель. Всю жизнь ходил голым, от чего и получил свое прозвище Нагой. Блаженный обладал даром предвидения; ему приписывают множество чудес, как при жизни, так и после смерти. К мнению Василия прислушивался даже Иван Грозный. С 1555 по 1561 год строится Покровский собор, а в 1557 году умирает Василий. По завещанию его захоронили у стен Покровского собора. После канонизации в 1588 году решено пристроить предел в честь Василия Блаженного, для этого просто разобрали часть подклета. Кстати, это единственный храм, глава которого сейчас исполнена в трех цветах. 

Василий не единственный Блаженный захороненный в соборе. В 1589 году умирает Иоанн «Большой колпак» или «Московский», юродивый носивший всю жизнь вериги и венец. Снимать и показывать вериги нельзя, поэтому венец он прятал в шерстяном колпаке, оттуда и прозвище. Иоанн был похоронен по его просьбе рядом с Василием. 

В XVII веке на Красной площади находилось много деревянных церквей. И когда задумались об благоустройстве этой территории, то престолы этих храмов перенесли к Покровскому собору. Поэтому собор буквально обрастает церквями. Так появляется и храм над мощами Иоанна. Тогда это была церковь в честь Богородицы, вначале «Положение ризы Пресвятой Богородицы», а потом «Рождества Пресвятой Богородицы». Последнее название сохраняется до XX века. Сейчас у церкви во имя Иоанна Блаженного нет купола, но когда-то он был.

Стены Покровского собора украшают две огромные фасадные иконы. «Богоматерь Знамение со святыми на полях» — самая первая настенная икона. Обратите внимание что по углам внизу можно увидеть Василия и Иоанна Блаженного. Икона конца XVII века написана в стиле фрески Тимофеем Архиповым. 

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» на колокольне собора. Подлинная икона конца XVIII века, написанная специально для Покровского собора и ее оклад сейчас хранится внутри храма. Размеры впечатляют 2,5 на 3,5 метра, в барочной раме под красивым металлическим зонтом. В 2007 году после нескольких реставраций подлинник было решено убрать, чтобы спасти от воздействия солнечных лучей, перепада температур и осадков. В 2011 году в честь 450 летия собора прямо на стене выполнили список с подлинной иконы и освятили.  

Зайдем внутрь. Перед нами небольшая церковь Василия Блаженного. Все своды в очень красивой росписи, конец XIX века восстановленные в 1997 году.  Удивительно, но долгие годы вся эта красота была скрыта от глаз. Проход в церковь в советское время закрыли фанерой и на этом месте была касса. 

Первое, что бросается в глаза это резные Царские врата. Этот иконостас тоже конец XIX века, выполненный в стиле ярославской школы иконописи.

Часто в новый иконостас включали иконы из старого иконостаса. Так здесь можно увидеть «Богоматерь Смоленская» XVI века. 

Икона «Василия Блаженного» XVIII века. Все остальные иконы написаны Осипом Чириковым специально для этого иконостаса. Иконостас заворотный и тут подчеркнута связь между блаженными. Они будто смотрят друг на друга. 

Под резным балдахином стоит рака, под которой глубоко в земле захоронен Василий Блаженный. На раке лежит икона Василия Блаженного. До 1929 года в церкви проводились богослужения. 

Благодаря тому, что церковь была закрыта сохранилась рака, балдахин, росписи, иконостас. С 1997 года в храме Василия Блаженного проходят службы каждое воскресенье. 

За ракой мы видим икону написанную на металле. Здесь висит с 90х годов, принадлежала Покровскому собору, но находилась в других помещениях. А раньше на этом месте была арка и проход, соединяющий церкви Василия и Иоанна Блаженного. 

Выставка рассказывающая о Блаженных. Самая древняя икона с изображением Василия Блаженного конец XVII века. Обратите внимание здесь он нагой, а на иконостасе препоясан. Просто в XVIII веке считалось не правильно изображать голым. 

«Богоматерь Знамение» — икона висела над входом в собор XVIII века. Снята при реставрации и восстановления храма до состояния XVI-XVII веков, долгое время хранилась в фондах. 

Главная драгоценность Покровского собора — покров на раку Василия Блаженного 1589г создан в мастерской царицы Ирины Годуновой. До 1910 годов весь контур фигуры был обшит жемчугом, а нимб украшен семью драгоценными камнями и жемчугом. В 1922 году жемчуг и драгоценности сняты при сборе помощи голодающим Поволжья. На покрове было 3700 жемчужин. Редко когда Василий изображался лицом, в основном боком. Есть легенда, что швеи видели живого Василия Блаженного, поэтому лицо изображено очень подробно. 

Вышит золотыми и серебряными нитями. 

До 2011 года этот проход был закрыт. 

В общей сложности еще три помещения. 

За этой стеной рака Василия Блаженного и вместо этой «норки» был проход в виде арки. То есть поклонившись мощам Василия Блаженного верующие переходили в церковь Иоанна Блаженного, это было единое богослужебное пространство, теплые церкви до 1929 года. Сохранилась фотография где видно от одной раки другую. 

Изначально ниши создавались для сбережения ценностей от пожара и облегчения стен. 

Росписи XIX века открыты в 2008 году, святые канонизированные в грозненское время. 

Фрагмент клеевой росписи XVIII века единственно сохранившийся. 

Отсюда можно увидеть окошко в церковь Иоанна Блаженного. 

Переходим в церковь Иоанна Блаженного, сейчас проход возможен только через улицу. Холл рядом с храмом Василия Блаженного.

«Игрушечный» Покровский храм 

Чугунные полы 1846 года орнамент солнце. Так как нет тамбура и посетители храма сразу попадают в помещение, то наносится много снега с реагентами, поэтому от влажности страдают росписи. Скорее всего в скором времени пол могут убрать(

Заходим во дворик 

За этим окошком храм Иоанна Блаженного. 

Храм очень маленький особенно для нашей группы. Здесь находятся мощи святого Иоанна Блаженного также глубоко под землей. Место захоронения обозначено ракой. Переосвящение в честь Иоанна провели в 1916 года. Это единственная церковь посвященная святому. Раньше она была расписана сценами из жизни святого, но они не сохранились. Во время реставрации в 30-е годы реставраторов не интересовали масляные росписи конца XIX века, поэтому их сбили. Сохранилась надгробная икона и надпись. Знайте, что все верующие могут пройти и поклониться мощам как Василия, так и Иоанна Блаженных без билета.  Реставрация церкви осуществлена при поддержки РПЦ и Благотворительного фонда «Транссоюз» РЖД.

В фондах Исторического музея были найдены накладки на раку. 

Иконостас поражает своим золотом. Это новодел, некоторые части сохранились верхняя часть, она представлена в витрине, врата XVIII века и несколько икон. 

Церковь пока не освящена, поэтому мы можем зайти в алтарную часть. 

Здесь нашли фрагмент росписи XVII века. 

А вот расшифровать чей кирпич не смогла. 

В витрине также можно увидеть вериги, которые носил Иоанн Блаженный согласно преданию, не сохранился только венец потерян в 1812 году. Весят 2 пуда или 32 кг. 

Крест XVII века из иконостаса. 

Хоругви двухсторонние парные конца XIX века подлинные, раньше стояли при входе в церковь. С оборотной стороны Рождество Богородицы и Рождество Христово. 

Оклад той самой иконы «Покров Пресвятой Богородицы» настенной, которая висит на колокольне.

За подробную экскурсию благодарю Татьяну Григорьевну Сарачеву, кандидата исторических наук и заведующую Покровским собором (филиалом Государственного Исторического музея). 

Очень рекомендую посетить Покровский собор с экскурсией в любое время года. Я постаралась рассказать максимально подробно, но поверьте это нужно видеть своими глазами. Проводятся сборные экскурсии и специальные программы для детей. 

В дни весенних каникул в музее «Покровский собор»

Конкурс «Юный репортер Покровского собора» работы принимаются до 24 марта!

Официальный сайт Покровского собора

Источник: annastorm.livejournal.com

Храм василия блаженного вид сверху фото

Улица Большая Орды́нка — улица в Центральном административном округе города Москвы. Проходит от Малого Москворецкого моста до Серпуховской площади. Это центральная и древнейшая улица исторического Замоскворечья. О возникновении названия Большой Ордынки было высказано несколько версий (вела дорога в Орду, здесь останавливались ханские послы), возможно, тут жили «ордынцы» — тяглые люди, главной обязанностью которых являлась перевозка и отправка собранной с русских княжеств дани в Орду. Но Э.М. Мурзаев всё-таки объясняет название тем, что отсюда начиналась дорога на Орду. По сведениям, собранным краеведом П.В. Сытиным, Ордынская дорога проходила прямо из Кремля в сторону Орды, а жившие по улице «ордынцы», были не тяглыми сборщиками дани, а командированными военными и чиновниками непосредственно из Золотой Орды. Кроме ордынцев по улице были поселены русские дворцовые слуги, возившие в Орду грамоты от великого князя.

Храм василия блаженного вид сверху фото

В сентябре 1612 года во время Московской битвы на Большой Ордынке стоял Климентьевский острог (у церкви св. Климента), оборона которого стала одним из главных событий битвы. Согласно принятому в 1935 году Генеральному плану реконструкции Москвы, Большая Ордынка должна была стать головным участком нового транспортного луча, соединяющего Красную и Добрынинскую площади и далее уходящего на юг. Улицу планировали спрямить и увеличить её ширину до 60 метров. В рамках реализации идеи прокладки южного луча в конце 1930-х годов была частично снесена застройка начала улицы, построены Большой и Малый Москворецкие мосты (трасса старого Москворецкого моста вела прежде через Чугунный мост на Пятницкую улицу). Однако от полной реализации задуманного в дальнейшем отказались.

О Соборе Василия Блаженного можно прочитать у меня вот этом подробном и иллюстрированном материале в трех частях

Источник: vladimirdar.livejournal.com

На второй этаж собора с северной и южной стороны ведут две белокаменные лестницы в три пролета. В древности северная лестница являлась главным входом в храм.

Первоначально лестницы были открытые. В 1680–е гг. над ними возвели своды на так называемых "ползучих" (дугообразных, наклонных) арках. Арки расположены в два яруса, причем верхние соответствуют по форме нижним.

Изящные боковые арки органично сочетаются со сдвоенными висячими арками верха крылец. Разнообразие арочных форм придает легкость, ажурность, сказочность храму.

Внутри крыльца перекрыты коробовыми сводами, а снаружи завершаются двойными малыми шатрами, которые играют декоративную роль. По форме они повторяют в миниатюре шатер центральной церкви Покрова Богоматери.

Сразу же после возведения крылец их расписали цветочно–травным орнаментом. Они выделили зрительно западный фасад, обращенный в сторону Кремля, подчеркнув особую значимость этой части храма в духовной жизни средневековой Москвы.

Начиная со второй половины ХVI в. в Вербное воскресенье совершался торжественный крестный ход — "шествие на осляти" — из Успенского собора Московского Кремля в Покровский собор.

Участники шествия во главе с царем и патриархом (митрополитом) по нарядному северному крыльцу поднимались в западную церковь Входа Господня в Иерусалим, где совершали богослужение.

На верхней площадке северного крыльца сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.

Внутри на площадки крылец собора можно попасть, пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи. Их своды представляют собой "цветочные ковры", хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

Источник: shm.ru

Храм василия блаженного вид сверху фото

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

А ведь изначально храм выглядел не так как сейчас ! Вот смотрите …

Храм василия блаженного вид сверху фото

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Храм василия блаженного вид сверху фото

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.
Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма — имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Храм василия блаженного вид сверху фото

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Храм василия блаженного вид сверху фото

Приставка "на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

Храм василия блаженного вид сверху фото

В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Храм василия блаженного вид сверху фото

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Храм василия блаженного вид сверху фото

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

Храм василия блаженного вид сверху фото

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Храм василия блаженного вид сверху фото

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль…

[источники]источники https://russian7.ru/post/sobor-vasiliya-blazhennogo-khaos-ili-kos/ http://ria.ru/spravka/20110712/392044436.html

Еще несколько интересных соборов: вот посмотрите, это Самая голливудская церковь в мире и самое большое сооружение из стекла, а вот знаменитая Хатльгримскиркья и Церковь Грундтвига. Посмотрите на Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) и знаменитый Ульмский собор (Ulmer Münster)

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=32090.

Источник: masterok.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.