Туризм и отдых  »  Рассказы о поездках и экскурсиях  »  Путешествия по России

Хохловка – это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область


Музей Хохловка, Пермская область

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

Музей Хохловка, Пермская область

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Хохловка фото

Музей Хохловка, Пермская область

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.


Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.


Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Музей Хохловка, Пермская область

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.


Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Пожарное депо 1930-х годов.

Музей Хохловка, Пермская область

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Музей Хохловка, Пермская область

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является — спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

Музей Хохловка, Пермская область

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.


Музей Хохловка, Пермская область

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк — соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Далее рассол отстаивался несколько дней в соляном ларе, чтобы осели инородные тела.

Музей Хохловка, Пермская область

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.


Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

И последний «цех» соляного завода – амбар, куда соль переносили огромными мешками.

Музей Хохловка, Пермская область

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

Музей Хохловка, Пермская область

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 – начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года – из южного района Пермского края.

Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».


Музей Хохловка, Пермская область

Музей Хохловка, Пермская область

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Музей Хохловка, Пермская область Музей Хохловка, Пермская область

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

27.04.16,
Марина Цурикова,
Новсибирск

Источник: dom.sibmama.ru

Не сидится мне дома, купила экскурсию и вчера ездила в Хохловку. Я уже несколько раз была там в разное время года, но решила ещё раз побывать в этом удивительном месте.

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» — первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Место для него выбрали на высоком берегу Камского моря на Хохловском полуострове в 47 километрах от Перми около села Хохловка. Музейный комплекс раскинулся на площади в 42 гектара. С трёх сторон музейного комплекса вода (Камское море, Хохловский залив, река Хохловка).


Сейчас Музей «Хохловка» объединяет 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.
По проекту предполагается перевезти и установить ещё 30 объектов. Композиционным центром является церковь.

Церковь Преображения. Село Янидор Чердынского района 1707 год.

IMG_0163 (700x525, 84Kb)


Церковь вознесена на высокий подклет — хозяйственный этаж, в котором по рассказам старожилов, ещё в прошлом веке хранили пушнину. Церковь Преображения — тип клетского храма «кораблем», т. е. все три части ее вытянуты в одну линию.

В центре-четверик. Совершенно необычно завершается центральная часть памятника: на клинчатой кровле — крещатая бочка с главой — единственный пример в русской деревянной архитектуре, сохранившийся до нашего времени. Это чрезвычайно сложная конструкция, требовавшая от мастеров необыкновенно точной разметки. С востока прирублен алтарь, с запада -трапезная.



IMG_0164 (700x525, 74Kb)

Брёвна тщательно пригнаны друг к другу, поэтому ни мох, ни другой утеплитель не требовались. Огромные, в обхват толщиной стволы переплетены чисто и тонко. Лёгкие части постройки — главы, бочки — покрыты деревянной чешуёй — лемехом. Материалом для лемеха служила свежесрубленная осина. Со временем, высушенный солнцем и ветром, лемех приобретал серебристый оттенок.
Церковь срублена без единого гвоздя, всё держится при помощи пазов и врубок.

Церковь Богородицкая. Село Тохарёво Суксунского района 1694 год.

IMG_0213 (700x525, 118Kb)


Замечательный образец строительного искусства, редкий памятник русского деревянного зодчества конца XVII в. Жемчужина прикамского деревянного зодчества.

IMG_0216 (700x525, 148Kb)

По типу церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам, имеет алтарь, трапезную и паперть. Пятистенный алтарь перекрыт бочкой, над которой размещается главка. Главы (центральная и алтарная) и бочка крыты деревянной черепицей-лемехом.


IMG_0218 (700x525, 128Kb)

Церковь двухэтажная. Подклет весьма вместительный — высота его более трех метров — служил для хранения зерна, сельскохозяйственных орудий труда, даров церкви. На втором этаже проходила служба.

Шатровая колокольня. Деревня Сыра Суксунского района 1781 г.

IMG_0220 (700x525, 105Kb)


Единственная сохранившаяся на территории Пермского края деревянная шатровая колокольня. Рублена способом «в лапу» восьмериком прямо от земли. Над восьмериком — звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, крутой, высокий, с резными полицами, наверху — барабан и луковичная главка, крытая серебристыми лемешинками.

Сторожевая башня. Село Торговище Суксунского района XVII в.

IMG_0298 (700x525, 136Kb)


Рубленный в 60-е годы XVII в., острожек служил опорным пунктом против набегов местных племён. Острожек был окопан рвом и обнесён частоколом с восемью сторожевыми башнями. Центральная проезжая башня имела ворота. В народе эта башня была прозвана «пугачевской» — один из пугачёвских отрядов осадил острожек и сжег его, но проезжая башня уцелела.

Ветряная мельница из деревни Шихари Очёрского района XIX в.

IMG_0291 (700x525, 87Kb)
Шатровая мельница с вращающимся оголовьем.
Размеры наибольшей грани в основании 3,35 м, высота сруба 8,5 м.

Солепромышленный комплекс.

IMG_0264 (700x525, 144Kb)


Постройки комплекса являются одной технологической ячейкой солеваренного завода (г.Соликамск старинное название г.Соль Камская), построенного в 1882-1888г.
Комплекс состоит из рассолоподъемной башни — фото, соляного ларя, варницы и соляного амбара.

Соленосы (дерево).

IMG_0287 (700x525, 190Kb)

Хозяин тайги (медведь) и охотник (дерево).

pic (580x435, 81Kb)

IMG_0198 (700x525, 184Kb)

«Хохловка» удивляет не только памятниками деревянной архитектуры.
Главный секрет — в гармонии зодчества и природы.

Река Хохловка

IMG_0203 (700x525, 115Kb)

Хохловский залив

IMG_0276 (700x525, 99Kb)

Камское море.

IMG_0279 (700x525, 60Kb)

IMG_0318 (700x525, 110Kb)

На берегу Хохловского залива.

IMG_0284 (700x525, 140Kb)
Фотография на память:
Я здесь была и всё это сфотографировала.


Это только часть экспонатов музея. Я много фотографировала, но в одну запись все фотографии не вместить. Поставила некоторые, чтобы Вы знали, что есть в Пермском крае под открытым небом такой музей «Хохловка» .

(700x428, 105Kb)
Художник: Любовь Малышева. Хохловка весной.

Недавно я была на острове Кижи.
Для сравнения:
Кижский погост:
Преображенская церковь (1714 г.), Покровская церковь (1764 г.), шатровая колокольня (1863 г.)

Хохловка:
Церковь Преображения (1707 г.), Богородицкая церковь (1694 г.), шатровая колокольня (1781 г.).

Пермские памятники народного зодчества более древние, но в Кижах на Преображенской церкви 22 главки, а на пермских церквях только по две главки.

Хохловка фото
Хохловка фото Хохловка фото

Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений «путешествия по Пермскому краю»:
Часть 1 — Кунгурская ледяная пещера, Пермский край.
Часть 2 — Хороша ложка к обеду. Единственный в мире музей: "Ложки" в городе Нытва Пермский край.

Часть 4 — Земляничная красота.
Часть 5 — Поездка в Чусовские монастыри.
Часть 6 — Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Хохловка". Мои фото.
Часть 7 — Курорт «Усть-Качка». Мои фотографии.
Часть 8 — Закат на Каме, курорт "Усть-Качка". Стихи.

Часть 27 — Поездка по следам Преподобного Трифона Вятского. Село Нижние Муллы и Гляденовская гора. Мои фото.
Часть 28 — Поездка в город Киров. "По следам Преподобного Трифона Вятского". Мои фото.
Часть 29 — Поездка в город Киров. Мои фото.

Источник: www.liveinternet.ru

Как правильно потеряться на Китай-городе

От метро «Китай-город» до Хохловки примерно 500 метров. Проделывая этот небольшой путь, вы буквально пройдете по страницам истории. А в этом случае даже заблудиться не страшно. Главное правильно выбрать направление – Солянка и улица Забелина – и смотреть по сторонам.

На выходе из метро вас встретит церковь Всех Святых на Кулишках – «Пизанская башня» Москвы с покосившейся колокольней. Храм на этом месте стоял еще при Дмитрии Донском, а нынешний вид он получил в XVII веке. Поднимитесь до Ивановского монастыря, основанного в XV веке и давшего название горке, по которой вы идете – Ивановская. Параллельно можно проверить свою внимательность, отыскав в сквере на Забелина бюст Мандельштама – памятник, который можно назвать одним из самых печальных и неприметных в городе.

Обходим церковь Святого Владимира в Старых Садех, основанную еще сыном Дмитрия Донского Василием I, и попадаем в Хохловский переулок. Легко заметить, что переулок в одном месте образует низину. Этот «прогиб» – тоже часть истории. До середины XVIII века здесь протекала река Рачка. Убранная в коллектор, она иногда все-таки напоминает о себе, затопляя в сезон дождей всю улицу.

Для начала можно посидеть в Морозовском садике, принадлежавшем когда-то известной семье фабрикантов и меценатов. Оттуда открывается прекрасный вид, а если вы обойдете садик кругом, увидите бывший особняк Морозовых. Рядом красивая церковь Живоначальной Троицы в Хохлах, но вам стоит вернуться чуть-чуть назад и пройти сквозь неприметные железные ворота дома номер 7. Это и есть вход в Хохловку.

От дома дипломата через архив к арт-кварталу

Историю этого квартала можно отсчитывать с середины – второй половины XVII века, когда здесь обосновался думный дьяк, талантливый дипломат Емельян Украинцев. Как пишет Игорь Белый в своей книге «История места. Заметки по истории дома № 7 по Хохловскому переулку», недвижимостью Украинцев владел добротной: «Дом выстроен «глаголем» – буквой «Г», в два этажа, из двух половин – женской и мужской… Толщина стен – до полутора метров. Крутизна, в общем, беспримерная». После думного дьяка зданием владели Голицыны, а с 1770-х годов здесь находился Московский архив коллегии иностранных дел. Для его нужд в 1802 году к бывшим палатам были построены директорский дом и канцелярский флигель. Архив помнит многих известных посетителей. Например, здесь собирал материалы Николай Карамзин, сюда же приходил Александр Пушкин, работая над своими историческими произведениями.

Конечно, время внесло коррективы во внешний облик здания. В глаза сразу бросаются нарисованные простой краской наличники и некоторая ветхость, да и внутренняя планировка сильно поменялась. Сегодня в конторском флигеле две жилые квартиры, остальная часть занята арендаторами разной степени креативности. Начнем знакомство с самой яркой части – дворика перед книжным магазином «Гиперион» и самого магазина.

Гиперион: пазл для интеллектуалов с волшебным кирпичом и чаем

Стрит-арт на стенах, беседка с навесом, сваренный из труб желтый велосипед (атрибут соседствующего с книжным магазином турагенства «Чиптрип»), деревья в разноцветных ленточках, цветной деревянный заборчик, яркие флюгеры, стенд «Мосгорсправка», чучело вороны, макет домика… Кажется, сюда принесены и сложены кусочки разных пазлов. И над всем этим возвышается знаменитый «Гиперионский кирпич» – безошибочное средство узнать погоду. Инструкция к кирпичу прилагается – она на стене.

Клуб-магазин «Гиперион» был создан в 2010 году, с 2012 он прописался на Хохловке. Кроме качественных книг на самые разные темы здесь можно купить «цацки» (открытки, значки, закладки и другие), выпить чай с вареньем, послушать концерт, лекцию. Анонсы мероприятий есть на сайте. Атмосфера небольшого интеллектуального книжного заставляет остаться подольше, полистать что-нибудь или просто поразглядывать сувениры, макеты, сладости, корешки изданий и все, что попадется на глаза. Кстати упоминавшаяся книга «История места» принадлежит перу хозяина «Гипериона».

Магазин свитков, или от любви до ненависти – один пергамент

Идем в средний тупичок. Среди раскрашенных стен и выложенных из стекла пазлов висят свитки и грамоты. Если зайдете внутрь, увидите предбанник с велосипедами, мастерской художника и местными котами, которые обожают здесь сидеть на трубах, а дальше – дверь в саму мастерскую свитков. Бросаются в глаза массивные сводчатые потолки, под которыми за работой сидят несколько сотрудников. Один из них, Александр, поделился, что самые популярные заказы – родословные и свитки с признаниями в любви.

А еще, как ни странно, грамоты на расставание: «Я, мол, тебя любила, помнишь, сколько хорошего было, а ты вот так поступил, ну да небо тебе судья…» – примерно в таком духе», – объясняет мастер. И добавляет, что почти все обитатели Хохловки так или иначе увлекаются историей этого места: «Мы тоже начали собирать материалы для книги, но «Гиперион» нас опередил». И еще отсюда очень сложно уйти – атмосфера затягивает.

Хроники нотопечатни: Чайковский, «Госмузиздат» и Герман Виноградов в качестве сторожа

В 1875 году здания в Хохловском переулке покупает Петр Юргенсон для будущей нотной печатни. Его дело, до этого ограничивавшееся одним ручным станком и маленьким магазином, постепенно вырастет в самую крупную в стране нотную типографию. В 1895 не будет хватать места, и в переулке появится новое просторное здание в кирпичном стиле. Рядом со своим детищем жил и сам Юргенсон с семьей, а с 1884 года к зданиям пристраивается маленький флигель для Петра Чайковского. Юргенсон был хорошим другом и монопольным издателем композитора. А по сути, и его меценатом.

В советские годы нотопечатню преобразовали в «Госмузиздат», а потом в обычную типографию. Сторожем здесь успел поработать будущий известный художник Герман Виноградов. «Мы тогда все были «поколением дворников и сторожей», как пел Гребенщиков. Я жил в районе Китай-города и сторожил здесь несколько зданий, в том числе эту типографию. Ее территория тогда была закрытой. Я, когда шел на смену, брал с собой гитару, запирался и играл там. Было много свободного времени, и за тунеядство не сажали – что и было нужно для творчества. Через некоторое время напротив этой типографии, на территории пустующего детского сада мы создали первый московский сквот. Там перебывали все авангардисты Москвы и Питера. Да и просто самые разные звезды, от Жанны Агузаровой до артистов Большого театра. А еще, когда стали появляться скейтборды, мы катались на них от Хохловки до самого метро «Китай-город», здесь ведь все под уклон», – вспоминает Виноградов.

Внутри типографии: необычный мед, танцы и коворкинг

Кирпичный корпус типографии и прилегающий подъезд – самая «гастрономическая» часть Хохловки. Поднимаемся по лестнице с деревянными балясинами и прислоненным к стене деревянным же барельефом в виде дерева на второй этаж. Коридор немного напоминает неформальную галерею: старое пианино, статуэтки, картины.

Здесь можно заглянуть в чайный магазинчик «Главчай» или купить мед в магазине Cocco Bello. История этого продукта очень трогательна – создатель проекта решила «оживить» отцовскую пасеку в далекой деревне Малый Турыш. В итоге трудоустроила пол-деревни и придумала необычный продукт – крем-мед с добавлением ягод.

На первом этаже здания – шоурум, танцевальная студия Planetango и коворкинг социальных предпринимателей Impact Hub. Последний появился здесь по неслучайной случайности. Одна из его соосновательниц пришла покупать мед и узнала, что владелец местного кафе собирается закрываться. Девушка посмотрела на помещение и решила, что оно отлично подойдет для коворкинга.

«Это кафе было темным, с кожаными креслами, качелями… Наши будущие резиденты-дизайнеры переделали все под нас. Получился светлый лофт с историческими колоннами, полом и окнами. Они красивые, но доставляют массу неудобств, если честно, – говорит куратор Дарья Кудрявцева. – Часть мероприятий Impact Hub – только для резидентов, но есть много открытых встреч, семинаров, лекций и других событий».

Кофейня-академия и готическая собака

Любой житель мегаполиса знает, что место, где наливают кофе, обречено стать центром притяжения. Так случилось с небольшим пространством Академии «Спешиалти кофе». Пять лет назад оно открылось как точка обучения бариста, но постепенно обросло клиентами из местных арендаторов. Место отличается приятным антуражем и общительными продавцами. Они и про каждую картинку на стене расскажут, и про способы заварки кофе, и про историю Хохловки.

Вполне возможно, что за милой беседой вы заметите маленького черного пса, гуляющего по коридору. Это символ и талисман соседнего магазина BlackStore. Переступив его порог, вы увидите стены с черепами животных, черную одежду на вешалках и украшения из металла.

«Ой, а вы не сатанисты?» – спрашивают хозяев наиболее впечатлительные посетители. «Нет, мы просто любим черный цвет, я считаю его самым выразительным и ярким, – объясняет дизайнер Лиза Бродская. – А черепа у нас покупают для подарков, для украшения интерьера и даже как атрибуты на свадебные фотосессии». Собаку зовут Персик, Лиза периодически берет его с собой на работу. Общительный лохматый пес поднимает проходим настроение, а магазину –продажи. К слову, шоурум здесь есть в каждом подъезде. Порой это заставляет людей долго изучать квартал в поисках одного конкретного.

Тайны хохловского двора, или проверка на краеведа

«Здесь такая атмосфера, что ты просто выходишь покурить, и начинаешь спонтанно с кем-то общаться, знакомиться… У нас с друзьями даже появилась традиция праздновать во дворе Хохловки дни рождения, – рассказывает фотограф Мария Кунина, – Как-то раз одновременно с днем рождения моего друга тут проходила индийская свадьба. Молодых обсыпали лепестками роз, были гулянья, все буквально стояло на ушах. И на следующий день весь двор был в этих лепестках и конфетти. Конечно, здесь не каждый вечер такие праздники, бывает очень спокойно. Но все равно сюда постоянно возвращаются».

«Есть в нашем дворе такое место, где по взгляду на человека можно легко определить, краевед он или нет», – подмечает Игорь Белый в конце своей книги. Дело в том, что на одном из сараев висит табличка с названием Подколпачный переулок. Но такого переулка не было в этих краях, более того – его вообще нет в городе. Указатель не давал работникам магазина покоя, а они не давали покоя знакомым москвоведам. В итоге разгадка нашлась в кинематографе – этот короб, скорее всего, оставили киношники после съемок фильма Сергея Гинзбурга «Убить Сталина». Хохловка в нем использовалась как декорации старой Москвы.

Так что здесь, как в маленькой волшебной шкатулке, даже нашлось место для вымышленной улицы. Хотя куда ей поместиться в узких тупиках между зданиями?. Что лишь добавляет головоломок посетителям квартала, которые пришли сюда по своим делам и, по традиции, заблудились. Остается лишь пожелать им, чтобы эти блуждания приводили к открытиям.

Источник: www.m24.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.