Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».


Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.


В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)


Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.


В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях — до двадцати.


Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» — обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.


Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено.


о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.


Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.


Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Феска


Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – «Победоносную армию Мухаммеда». Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой — феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.


Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.


С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.


Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.



На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.


Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Тагельмуст


Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

А вот какие они сами, кочевники туареги: синие люди Сахары, живущие при матриархате.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Где живут


Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.

Название

Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.

Фото узбеков мужские

История

Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».

На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний — в 20 веке.

Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:


  1. кырки
  2. минги
  3. юзы

Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.

Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.

Язык

Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.

В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:

  • северо-узбекская
  • южно-узбекская
  • огузская
  • кыпчакские говоры

Фото узбеков мужские

Религия

Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) — весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.

Еда

Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.


Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки — знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.

Фото узбеков мужские

На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.

Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов — «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.

Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.


Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда — сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями — курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.

Фото узбеков мужские

Характер

Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.

Внешность

Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.

Одежда

Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.

Костюм мужчин состоит из:

  1. различного фасона рубах
  2. халата
  3. камзола
  4. пояса
  5. штанов,
  6. кожаных сапог
  7. головного убора — тюбетейки или чалмы.

В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху — яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.

Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.

Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.

Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:

  1. халата
  2. платья
  3. шаровар
  4. паранджи или платка
  5. тюбетейки
  6. туфель.

Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.

Фото узбеков мужские

В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак — специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.

Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.

Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.

Фото узбеков мужские

Жизнь

Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.

Религия узбеков — ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.

В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.

Фото узбеков мужские

Жилище

Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.

В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину — ичкари — для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.

Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван — навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.

Фото узбеков мужские

Культура

В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:

  • узбекская национальная борьба кураш;
  • козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак;
  • вид конных скачек пойга (вид узбекского конного спорта).

Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • анекдоты
  • сказки
  • лирические песни

Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, борьбу со злом, патриотизм и ненависть к врагу. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.

Из музыкальных инструментов самые популярные:

  • дойра
  • рубаб
  • най
  • сато
  • сарнай
  • танбур
  • дутар
  • даф
  • кайрак
  • гиджак
  • карнай
  • чанг
  • кошнай
  • сетар
  • нагора
  • тар
  • балабан
Фото узбеков мужские

Традиции

Узбеки — народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя — означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).

Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.

Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом — дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.

Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо — плов.

Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.

Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа — это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.

Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.

Фото узбеков мужские

После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.

Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.

Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга — близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.

В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков — хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.

Фото узбеков мужские

В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.

Источник: travelask.ru

В конце мая на Первом канале состоялась премьера сериала режиссера Ольги Музалевой «А у нас во дворе». В центре сюжета нового телефильма — полицейский на пенсии по ранению Владимир Каленый (Сергей Пускепалис), скучающий по работе, и дворничиха из Узбекистана Мавлюда, которая ищет пропавшего мужа. Примечательно, что роль мигрантки исполнила популярная и востребованная актриса Равшана РљСѓСЂРєРѕРІР°, которая родилась и выросла в Ташкенте.

Мы вспомнили, кто еще из знаменитостей, родившихся в Средней Азии, популярен и любим в России.

Равшана Куркова: «Я никогда не стыдилась своих корней»

Фото узбеков мужские Равшана РљСѓСЂРєРѕРІР° Фото: Юрий Феклистов

Равшана РљСѓСЂРєРѕРІР° (в девичестве — Матчанова) родилась 22 августа 1980 года в Ташкенте в артистической семье. Ее отец — Бахрам Матчанов, актер ташкентского экспериментального театра-студии «Ильхом», а мать — Рано Кубаева, актриса и кинорежиссер.

Из-за постоянной ревности отца родители развелись, и девочка осталась жить с матерью. С самого детства будущая актриса проводила много времени на съемочных площадках, а уже в 12 лет дебютировала в кино, сыграв главную роль в картине Рашида Маликова «Тайна папоротников».

После окончания колледжа, являющегося Ташкентским филиалом Лондонского университета, Равшана перебралась в Москву, где поступила на филологический факультет Московского государственного педагогического университета. Параллельно с учебой девушка посещала кастинги и перепробовала многие профессии: от помощника гримера и ассистента по актерам до редактора на телевидении.

«Я никогда не стыдилась своих корней. Я родилась в Ташкенте, и, естественно, в моей внешности и характере присутствуют восточные черты»

В 2002 году, еще будучи студенткой, Куркова снялась в сериале «Воровка 2: Счастье напрокат», а спустя два года молодая артистка получила серьезную психологическую роль в короткометражном фильме «Медуза».

Успех и популярность пришли к Равшане в 2009-м благодаря роли «королевы школы» Анжелы Конкуловой в сериале «Барвиха». Всего в копилке талантливой актрисы, которую многие называют «Жемчужиной Востока», около 40 работ в фильмах и сериалах.

Наргиз Закирова: «Cреди ровесников я считалась белой вороной»

Фото узбеков мужские Наргиз Закирова Фото: Юрий Феклистов

Наргиз Закирова родилась 6 октября 1970 года в Ташкенте. Практически вся ее семья — потомственные артисты. Ее бабушка Шоиста работала в жанре лапар — исполняя песню, одновременно танцевала под звуки дойры, а иногда еще и выступала в роли клоунессы с миниатюрами, а дедушка — Карим Закиров — основал в Узбекистане оперу.

Родители Наргиз — Пулат Мордухаев и Луиза Закирова — также были очень успешными артистами. В доме Закировых всегда собирался творческий народ. Именно эти яркие личности и заложили фундамент будущей певческой карьеры Наргиз. Огромное влияние на девочку оказал и другой ее дядя — Фаррух Закиров.

Именно благодаря ему Закирова и попала на большую сцену. Фаррух написал музыку к снимающемуся в Узбекистане фильму «Невеста из Вуадиля», а его племяннице доверили читать в нем стихи к песне «Помни меня», которую для ленты сочинил . Так в 14 лет Наргиз начала карьеру исполнительницы. Вскоре одаренную девушку отобрали на фестиваль «Юрмала-86», выступление на котором сделало ее очень популярной.

«У нас и поэты в роду есть, и художники. Меня смущает, что когда говорят Закировы, первым делом вспоминают песню «Учкудук — три колодца» и ансамбль «Ялла». Это несправедливо, ведь в семье все началось не с дяди Фарруха Закирова, а гораздо раньше»

В середине 90-х Наргиз переехала в США, где начала выступать в ресторанах, подрабатывая продавцом в магазине. А всероссийская слава пришла к узбекской певице в 2013 году благодаря участию в музыкальном проекте Первого канала «Голос» (в команде Леонида Агутина), где она заняла второе место.

Наталья Аринбасарова: «Думала, что в кино могут сниматься только необыкновенные красавицы»

Фото узбеков мужские Наталья Аринбасарова Фото: Елена РЎСѓС…РѕРІР°

Наталья Аринбасарова родилась 24 сентября 1946 года в Москве, где познакомились ее родители. Отец — Утевле Туремуратович, военный, казах по национальности, во время рождения дочери учился в Москве в Военной академии имени Фрунзе, а мать — Мария Константиновна, была из семьи польских беженцев времен Первой мировой войны.

Желание стать балериной возникло у Натальи в раннем детстве после просмотра фильма, в котором показывался отрывок из балета «Лебединое озеро». Когда семья после нескольких переездов осела в Алма-Ате, будущая актриса поступила в местное хореографическое училище, а через год за успехи в балете была отправлена на дальнейшую учебу в Москву в Академическое хореографическое училище при Большом театре.

В 15 лет во время обследования перед операцией по удалению гланд ей был поставлен диагноз «порок сердца», и тогда она впервые задумалась об актерской карьере. В кино же Наталья попала благодаря случайности, когда ей едва исполнилось восемнадцать.

В 1964 году из-за ошибки режиссера Изи Ольшанецкого, который забыл имя и фамилию выбранной на пробах к фильму «Первый учитель» девочки и попросил воспитателей интерната, где жила Наташа, прислать ему для съемок «маленькую худенькую девочку из Казахстана»,  Аринбасарова была направлена на «Мосфильм». Там состоялось ее знакомство с будущим мужем — Андреем Кончаловским.

«Когда я туда пришла, Андрон очень испуганно на меня посмотрел, потому что понял, что я не та девочка, которую он выбрал. В то время я была очень зажатая, застенчивая. А с ним рядом почувствовала себя свободно»

Роль в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель», который стал советской классикой, не только прославила дебютантку, но и принесла ей Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую женскую роль. Впоследствии Наталья Аринбасарова сыграла в таких полюбившихся зрителям картинах, как «Транссибирский экспресс», «Улан», «В ночь лунного затмения», «Вкус хлеба», «Серебряный рог Ала-Тау», «Визит к Минотавру» и мн. др.

Джаник Файзиев: «С 14 лет был уверен, что мне надо заниматься режиссурой»

Фото узбеков мужские Джаник Файзиев Фото: Михаил Клюев

Джаник Файзиев родился 30 июля 1961 года в Ташкенте, в семье режиссера Хабиба Файзиева и актрисы Светланы Норбаевой. После развода родителей его мать вышла замуж за осетинского актера Бимболата Ватаева, который и воспитывал пасынка.

С самого детства будущий артист снимался в эпизодических ролях телевизионных фильмов. После школы Файзиев поступил во ВГИК на актерский факультет, в мастерскую Бориса Чиркова, а после его окончания — на режиссерский, в мастерскую Юрия Озерова.

Первой режиссерской работой Джаника стала драма 1991 года «Камми», а известность пришла к узбекскому режиссеру во второй половине 90-х после выхода на ОРТ музыкального фильма «Старые песни о главном 2».

«Я с 14 лет был уверен, что мне надо заниматься режиссурой. Но тогда в нашем геронтологическом обществе считалось, что режиссерами могут быть только аксакалы, и все вокруг, включая мою маму, говорили: «Сначала получи нормальную профессию. А потом пойдешь на режиссуру. Режиссура — это зрелость». Я послушался и не жалею»

Впоследствии Джаник Файзиев снял такие известные ленты, как «Остановка по требованию», «Турецкий гамбит», «Август. Восьмого» и др. Среди проектов, где Файзиев выступил как продюсер: «Ледниковый период», «Адмиралъ», «Мурка», «Охота на дьявола» и др.

Согдиана: «Я рыдала и на первых съемках пряталась в дальних рядах, чтобы не показывать свое зареванное лицо»

Фото узбеков мужские Согдиана Фото: Елена РЎСѓС…РѕРІР°

Согдиана (настоящее имя — Оксана Владимировна Нечитайло) родилась 17 февраля 1984 года в Ташкенте, в семье, не связанной с творчеством. Отец певицы — Владимир Нечитайло, работал замдиректора завода «Компрессор», а мать — Лариса Федоринская, по образованию медицинский работник, трудилась в больнице.

Девочка с детства бредила сценой, занималась рисованием, танцами и вокалом. Она делала большие успехи как пианистка, блестяще училась в спецшколе при консерватории, параллельно увлекаясь пением. Однако перед поступлением в консерваторию Оксана решительно заявила: хочу быть певицей, поэтому пойду на эстрадное отделение.

Девушка начала принимать активное участие во многих международных и республиканских конкурсах, где регулярно занимала… вторые места. Оксана долго думала, почему так происходит, как переломить ситуацию. Поразмыслив, решила начать с имени — взять псевдоним. Но ничего подходящего и звучного придумать не удавалось. Однажды, заполняя анкету на конкурс «Новая волна» в Юрмале, певица наткнулась на графу «Сценическое имя». Отступать было некуда!

«В этот момент мне на ум вдруг пришло слово «Согдиана». Это даже не имя, а название древней страны в Азии. Так я и записалась. И хотя в Юрмалу тогда я не поехала, с тех пор «дело пошло» — на следующем конкурсе в Италии я взяла сразу два первых приза, а потом попала на «Фабрику звезд-6»

В прорыв в карьере певицы произошел именно с участия в шестом сезоне талант-шоу «Фабрики звезд», музыкальным продюсером которого был Виктор Дробыш. Мэтру псевдоним певицы показался слишком необычным, трудно запоминающимся и он предложил ей вернуть свое настоящее имя.

Однако артистка стояла насмерть, и в итоге был найден компромисс — она появилась на экранах с девичьей фамилией мамы как Согдиана Федоринская. И, хотя, в тройку лидеров певица не попала, яркое выступление принесло ей любовь российских зрителей.

Азиза: «У меня многонациональные корни»

Фото узбеков мужские РђР·РёР·Р° Фото: Марк Штейнбок

РђР·РёР·Р° Мухамедова родилась 10 апреля 1964 года в Ташкенте в музыкальной семье. Мать певицы пела в Государственной академической хоровой капелле Узбекистана, а отец — Абдурахим Мухамедов — был известным композитором классической музыки.

«У меня многонациональные корни. Пять поколений семьи мамы-татарки служили в мечети, и она научила меня арабскому (хотя мы всегда говорили по-русски, носили модную одежду). Отец наполовину узбек, наполовину уйгур, из потомственной семьи пекарей. Он очень любил нас и маму»

После смерти отца Азиза поклялась, что сделает все, чтобы ее семья не нуждалась, и обязательно получит диплом пианистки, как хотел папа. В 16 лет девушка устроилась в «Узбекконцерт», в только что организованный эстрадный ансамбль «Садо», параллельно доучиваясь в школе. 

В 1988 году, окончив фортепианное отделение консерватории, певица выиграла всесоюзный конкурс в Юрмале, где завоевала и приз зрительских симпатий, и личный приз маэстро Раймонда Паулса «Мисс экстравагантность». На волне успеха Азиза перебралась в Москву, где начала сольную карьеру с композиции «Твоя улыбка», которая принесла ей всесоюзную славу.

Спустя год Азиза выпустила свой дебютный альбом «Aziza», который также стал очень успешным. Впоследствии артистка записала еще шесть дисков.

Байгали Серкебаев: «Музыка — это великая вещь, для нее не существует ни пола, ни возраста, ни национальности»

Фото узбеков мужские Байгали Серкебаев Фото: Юрий Феклистов

Байгали Серкебаев родился 27 июня 1958 года в Алма-Ате. Его отец — народный артист СССР, знаменитый оперный певец (баритон) Ермек Серкебаев. После окончания Алматинской консерватории по классу фортепиано артист устроился в коллектив «Арай», аккомпанирующий казахской певице Розе Рымбаевой.

Однако в 1982-м этот коллектив распался, и Байгали заново собрал и возглавил группу «Арай», когда спустя несколько лет была переименована сначала в «Алма-Ата-Студио», а затем — в A’Studio. Дебютный виниловый диск самостоятельного коллектива вышел в 1988 году и назывался «Путь без остановок». А уже следующий альбом — «Джулия», выпущенный в 1990-м, принес группе широкую известность.

За песней «Джулия» из одноименного альбома последовали ставшие хитами композиции «Белая река», «Стоп, ночь», «Солдат любви», «Нелюбимая» и другие, благодаря которым музыканты из Казахстана прославились и обосновались в Москве.

«Музыка — это великая вещь, для нее не существует ни пола, ни возраста, ни национальности. Самое главное в нашей работе — это чувство юмора…»

Состав и солисты группы в разные годы менялись. Сначала голосом группы был Батырхан Шукенов, спевший самые известные ее хиты. Ушедшего из коллектива в 2000 году Шукенова сменила Полина Гриффис, но и она вскоре покинула группу, выйдя замуж и начав сольную карьеру. С 2005 года вокалисткой A’Studio является певица Кети РўРѕРїСѓСЂРёСЏ.

Талгат Нигматулин

Звездным часом актера стала роль в боевике «Пираты ХХ века».

Фото узбеков мужские Талгат Нигматуллин

Талгат Нигматулин родился 5 марта 1949 года в городе Кызыл-Кыя в узбекско-татарской семье. Его отец был шахтером и трагически погиб, когда мальчику не было и двух лет, а мать отдала его в детдом. В подростковом возрасте будущий артист часто менял место жительства, а с ним и увлечения: занимался бальными танцами, легкой атлетикой, каратэ, а также играл в драмкружке.

В конце 60-х он отправился в Москву, где со второй попытки поступил в Институт кинематографии. В перерывах между попытками начинающий артист посещал Училище циркового и эстрадного искусства и снимался в массовке на «Мосфильме». В 1967 году Талгат дебютировал в кино, сыграв офицера в картине «Баллада о комиссаре». Затем последовали принесшие ему известность роли в лентах «Седьмая пуля, «Сказание о Сиявуше» и «Вооружён и очень опасен».

Звездный час Нигматулина пробил в 1979 году после выхода на экраны отечественного боевика «Пираты ХХ века». Блестяще сыгранная роль пирата Салеха прославила Талгата. Еще одним актерским успехом артиста, которого за мастерство в боевых искусствах (у актера был черной пояс по каратэ — Прим. ред.) и внешнее сходство называли «советским Брюсом Ли», стал фильм «Государственная граница. Фильм 3-й: Восточный рубеж».

Жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась 11 февраля 1985 года — за отказ участвовать в рэкете актер был зверски убит сектантами. На его теле было обнаружено 119 ран, 22 из которых пришлись в область головы.

Фархад Махмудов: «Актерская профессия — тяжкая, зависимая, неблагодарная, но ничего интереснее ее для меня не существует»

Фото узбеков мужские Фархад Махмудов Фото: Марк Штейнбок

Фархад Махмудов родился 9 мая 1972 года в Ташкенте. Мать будущего актера работала в Министерстве просвещения, организовывала городские спортивные соревнования, а отец — по специальности инженер связи. В мире кино оказался благодаря случаю.

Во время учебы в школе ему предложили сыграть в проекте, который снимала студия «Узбекфильм», и он согласился. Первая же главная роль в короткометражке «Волки», которую показывали во всех кинотеатрах города, принесла 14-летнему школьнику широкую известность.

Постепенно актерская профессия вытеснила остальные интересы, и Фархад практически забросил учебу, снявшись за три года в четырех фильмах. Все-таки получив среднее образование, юноша переехал в Москву и поступил во ВГИК. А по окончании вуза пошел работать в Театр имени Рубена Симонова

«Я — парень восточный, горячий, по молодости влюблялся с полуоборота. По натуре я цыган, мне без разницы, в каких условиях и где ночевать, но, когда появились свои стены, полюбил возвращаться домой»

Через год Махмудов случайно попал на репетицию к Роману Виктюку. В какой-то момент Роман Григорьевич неожиданно предложил сидевшему в зале Махмудову выйти на сцену, а затем пригласил в его к себе труппу. Махмудов сразу начал репетировать главные роли в спектаклях «Бабочка, бабочка» и «Философия в будуаре».

Популярность и слава пришли к актеру в 2002 году, когда на российские экраны вышел гангстерский сериал «Бригада», где Махмудов сыграл армейского товарища Саши Белого () Фархада Джураева. Затем актер блестяще воплотил образ Талгата Нигматулина в мелодраме «К вам пришел ангел». Всего в копилке популярного актера более 65 ролей в различных фильмах и сериалах. 

Илана Юрьева: «Я просто мечтала о сцене — мне было неважно, петь ли, танцевать, играть спектакль, юморить»

(в девичества Исакжанова) родилась 7 июля 1988 года в Бишкеке (Киргизия). Будущая звезда с детства занималась танцами, а с семи лет вела детскую передачу «Светлячок» на местном телевидении.

Когда девочке было 10 лет, семья перебралась в Санкт-Петербург, где Илана окончила среднюю школу, музыкальную школу по классу фортепиано, а затем факультет искусств, кафедра режиссуры и мастерства актера СПбГУКИ.

Популярность пришла к артистке в 2012 году благодаря участию в юмористическом шоу канала СТС «Уральские пельмени». Также Илана сыграла яркие роли в сериалах «Реальные пацаны» (2010—н.в.), «Универ. Новая общага» (сериал, 2011—н.в.), «Практика» (2014), «Одной левой» (2015) и др.

«Я просто мечтала о сцене — мне было неважно, петь ли, танцевать, играть спектакль, юморить… Могу сказать, что моя детская мечта сбылась»

Источник: 7days.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.