Согласно современным краеведческим изысканиям, первым астраханским фотографом считается некто А. Селянинов прибывший в город, по сообщению «Астраханских губернских ведомостей», в июне 1858 года.

Однако старейшие известные на сегодня снимки Астрахани были сделаны в 1866 году Степаном Михайловичем Вишневским, который ещё в 1861 г. открыл в городе первый «светописный» кабинет.
С 1866 г. его ателье располагалось на набережной Варвациевского канала в доме № 83 между Полицейским (ныне Варвациевским) и Пешеходным (Мечниковским) мостами. С.М. Вишневский был не только прекрасным портретистом, но и стал родоначальником видового жанра в Астрахани.
Специально для Всероссийской этнографической выставке в Москве, открывшейся в мае 1867 г., мастер подготовил «Фотографический альбом видов и типов Астраханской губернии».

Фото старой астрахани

Эти фотографии в виде "гравюр" и "рисунков" потом ещё многие годы будут гулять по страницам столичных журналов и иных изданий.


Астрахань

Астрахань с юга . Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

17 мая 1872 года Вишневский берет узаконенное свидетельство на давно существующую фотографию.

Астраханский рейд 1890-е

С.М. Вишневский окончил Казанскую фельдшерскую школу, на службе состоял с 1853 года, в должности — с 1864 года, был женат, имел профессию дантиста. С.М. Вишневский имел чин сначала коллежского регистратора, позднее коллежского секретаря, был зубным врачом при больнице Приказа общественного призрения, попечителем при Совете Губернской больницы.

Варварциев канал в Астрахани . Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

На протяжении жизни Вишневский успешно совмещал стоматологическую и фотографическую практику, так как рецептура и технологии материалов для этих занятий имели много общего. Очевидно, на начальном этапе своей деятельности Степан Михайлович сам готовил фотореактивы, что снимало издержки и давало преимущество в конкурентной борьбе.


Вид Астрахани с Волги (Светопись Вишневского 1870)

С.М. Вишневский понимал, что четко выстроенная рекламная кампания — составная часть успеха в любом деле. Поэтому на протяжении всех сорока лет, что он владел фотографией, в различных газетах постоянно печатались его рекламные объявления: «Имею честь уведомить астраханское общество, что мною приглашен для фотографирования по современной методе лучший фотограф из Московской фотографии г. Дьяговченко, а также художник для исполнения художественных портретов в изящном виде, фантастических декораций при характерных костюмах»1. В этом объявлении речь идет об Иване Григорьевиче Дьяговченко — лучшем фотографе-портретисте Москвы. Дьяговченко занимался фотографией с 1858 по 1887 год. Участвовал во Всероссийской выставке 1872 года, где был удостоен серебряной медали. Стал «фотографом Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Императорских театров».

Заячья воложка близ Астрахани. 1890

К услугам мастера обращались известные русские писатели, поэты, художники.


Астрахань. Кран и пристань в порту. Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х.

Ни один астраханский фотограф не уделял рекламе так много времени и внимания, как С.М. Вишневский. Иногда объявления были курьезны, так как объединяли обе профессии: «Искусственные зубы, пломбы, лучшие фотографические портреты и рамки можно получить по возвращении из Петербурга у зубного врача Вишневского»2. Но в основном это серьезные, всегда с новыми предложениями объявления. Степан Михайлович был хорошим врачом, старался применять передовые достижения в стоматологии: «Зубы на каучуке по новой методе, способствующие жеванию и выговору, вставляет зубной врач Вишневский»

Перекочевка калмыков. Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

Вишневский пристально следил за всеми новинками в фотографии и старался сразу же использовать их в своем ателье: «Фотограф Вишневский заявляет, что в его ателье производятся фотографические работы, астраханцам еще не известные, как-то: будуарные, променадные, американские и большие, в полную натуральную величину портреты, что можно видеть на выставке у его фотографии»4.


ранные и малопонятные слова из этого объявления — названия паспарту для наклейки фотографий утвердившихся стандартных размеров. Так «будуарный» — 13,5 х 22,0 см, «променадный» — 10,5 х 21,0 см, «американский» — 8,5 х 16,5 см. Самыми популярными были форматы «кабинет» и «визит» — 11,0 х 17,0 см и 6,5 х 10,5 см соответственно, для которых выпускались фотоальбомы.

Астрахань. Успенский кафедральный собор. Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

Визитная фотографическая карточка — «визитка» была изобретена в 1858 году парижским фотографом Адольфом Дисдери, что немедленно вызвало небывалый спрос на фотографии этого очень удачного формата.

Астрахань. Шарапова коса. Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

Чтобы привлечь публику, действовала целая система скидок: «Удовлетворяя желание большинства публики иметь фотографии по доступным ценам, я назначаю карточки 3 рубля, «кабинетные» 6 рублей за дюжину, а также и на все крупные заказы цены будут дешевле». В ателье постоянно работал помощник-ретушер.


В начале 1867 года Астрахань деятельно готовилась к участию во Всероссийской этнографической выставке в Москве. «Наша губерния по своему разнохарактерному народонаселению больше других должна принять участие в выставке, которая особенно в России должна иметь важное значение, так как характеризует наше Отечество», — писал «Астраханский листок» 10 февраля 1867 года.

Верблюд и киргиз . Ателье «Светопись Вишневского». - Начало 1870-х

Управляющий государственными имуществами К.И. Костенков подготовил полную коллекцию калмыцкой национальной одежды, Я.А. Глотов — рисунки национальной одежды татар, а фотограф С.М. Вишневский — «Фотографический альбом видов и типов Астраханской губернии».

Калмыцкий хорул близ Астрахани. 1890.

Источник фотографий у уважаемого Хумуса.

Источник: visualhistory.livejournal.com


     В предреволюционное десятилетие фотографическая жизнь в Астраханской губернии не затихает, продолжают работать старые ателье, открываются новые.

     В 1911 году в Астрахани появляется первая электрическая фотография «Юпитер». Она находится на Полицейской улице в доме Агамжанова рядом с главпочтамтом (ныне сквер имени С.М. Кирова). Владелец фотографии дербентский мещанин Арон Лазаревич Лошаков приехал в город в конце XIX века, в разные годы владел скоропечатней, типографией, магазином канцелярских принадлежностей. Известен тем, что занимался выпуском открытых писем с оригинальными видами Астрахани. Фотографии «Юпитера» редки. Музей хранит пять снимков фотографии «Юпитер».

Фото старой астрахани

     В 1910 году рекордное количество фотографов — одиннадцать -открывают свое дело.

     В Царевском уезде начинают работать сразу три новые фото-графин, одну в слободе Капустин Яр открывает крестьянин Алексей Иванович Боровиков. Две других в слободе Николаевской — крестьянин Саратовской губернии Алексей Иванович Духнов и крестьянин Астраханской губернии Григорий Феофилович Красноюрченко. Последний «в 1907 году был принят на военную службу, служил три года в г. Варшаве, корпостной артиллерист». В декабре 1909 года окончил службу и прибыл в слободу Николаевскую.


Ф.И. Соколов. Члены комиссии землеустройству казенных земель Астраханской губернии. 1915
2. Ф.И. Соколов. Члены комиссии землеустройству казенных земель Астраханской губернии. 1915

     В губернии желают работать воронежский крестьянин, проживающий в селе Киселевка Черноярского уезда, Григорий Ефимович Бельмасов, саратовский крестьянин Иван Петрович Олейников, астраханская дворянка Варвара Ивановна Клаич, самарский крестьянин Михаил Петрович Вызов (его родной брат Иван работал фотографом в Астраханской губернии еще в 1904 году), астраханская мещанка Александра Федоровна Лунякова, астраханский крестьянин Е. Г. Евдошенко. Егор Григорьевич Евдошенко оставил о себе память. Он, единственный из всех фотографов, к заявлению приложил свою фотографию, и она, к счастью, не затерялась

Е.Г. Евдошенко. Автопортрет. 1910. Из фонда ГААО
3. Е.Г. Евдошенко. Автопортрет. 1910. Из фонда ГААО

     В коллекции М.Ю. Катруцы находятся две интересные фотографии, напечатанные на паспарту Ф. Евдошенко в 1918 году. Фотограф работал в Красном Яру, имел свое ателье, снимки печатал на собственном паспарту, имел свой владельческий оттиск. Кто эти фотографы с одинаковыми фамилиями? Родственники? Однофамильцы? Предстоит еще узнать.


А.Л. Лошаков. Портрет мужчины. 23.11.1911
4. А.Л. Лошаков. Портрет мужчины. 23.11.1911

     Берет разрешение на право производства фотографических снимков в Астрахани и пределах Астраханской губернии иеромонах Чуркинского монастыря отец Татион.

М.Ф. Пылаев. Учащиеся Красноярского начального училища. 1911
5. М.Ф. Пылаев. Учащиеся Красноярского начального училища. 1911

     Потомственный дворянин Симбирской губернии Михаил Филиппович Пылаев работает учителем министерской школы в селе Увары Астраханского уезда с 1903 года. В прошении пишет, что хочет «открыть фотографию в Астраханской губернии. О моей благонадежности можно справиться у Его Превосходительства господина директора народных училищ Астраханской губернии». Михаил Филиппович открывает фотографию в Красном Яру. В музее хранится фото М.Ф. Пылаева, на нем изображены учащиеся Красноярского начального училища, во втором ряду вторая справа — Л. Ветлугина, будущий преподаватель. Дети расположились на поляне среди деревьев. На оборотной стороне — витиеватый знак-виньетка фотографа.


Автор неизвестен. Портрет матери с сыновьями. Август, 1915
6. Автор неизвестен. Портрет матери с сыновьями. Август, 1915

     Казак Донской области Тимофей Андреевич Першин в прошении пишет: «.. .с разрешения его Превосходительства наказного атамана Войска Донского я провожу фотографические работы в пределах Донской области, но т.к. Астраханская губерния прилегает к границам Донской области, то, безусловно, придется производить таковые работы в пределах Астраханской губернии…». У Першина имеется свидетельство от Донского атамана.

А.П. Коняхин. Портрет семьи Новиковых. 27.5.1915. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
7. А.П. Коняхин. Портрет семьи Новиковых. 27.5.1915. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     Крестьянин Самарской губернии Федор Семенович Остроумов, проживающий по Соборной (ныне Тредиаковского) улице в фотографии Остроумова, желает «открыть фотографию во 2 участке по Соборной улице, близ крепостной стены».


Автор неизвестен. А.И. Литвинов с велосипедом. 30.9.1913
8. Автор неизвестен. А.И. Литвинов с велосипедом. 30.9.1913

     В 1912 году работает фотография А. А. Халоупка (А. А. Халоуп-ко) на Канаве возле Земляного (Таможенного) моста в доме Белуги-ной (бывший Косовой). Фотограф получил «Геверт-диплом» по группе Д (работы начинающих фотографов-любителей) в Антверпене, где фирмою Л. Геверт в 1912 году был объявлен международный конкурс на лучшие отпечатки на бумаге «Геверт».

А.А. Халоупка. Ратники с военнопленным Австро-Венгерской армии. 1916. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
9. А.А. Халоупка. Ратники с военнопленным Австро-Венгерской армии. 1916. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     В музее хранятся семь фотографий этого ателье, в основном, это портреты. Фотограф использовал бланки фотооткрыток, допечатывая на обороте чернильными штампами свои выходные данные. На одном из них написано: «Художественное портретное ателье А.А. Халоуп-ко. Ателье удостоено дипломов на последней Всемирной выставке».

Ф. Евдошенко. Семейный портрет. 1918. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
10. Ф. Евдошенко. Семейный портрет. 1918. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     Интересен портрет Олимпиады Шадриной, будущей жены астраханского красного командира Михаила Аладьина. На оборотной стороне трогательная надпись: «На память другу Мише от Липы. 23 мая 1917 года». На редком снимке 1916 года изображены ратники (русские ополченцы первой мировой войны) с военнопленным Австро-Венгерской армии.

А.А. Халоупка. Портрет О. Шадриной. 23.5.1917. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
11. А.А. Халоупка. Портрет О. Шадриной. 23.5.1917. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     В 1913 году открывает ателье Александр Иванович Чудновский на Казанской (ныне Чехова) улице в доме Бирюковой рядом с Казанской церковью. Покане удалось найти ни одной его фотографии.

     Фотограф из города Петровска Дагестанской области М. Рейтман в 1913 году снимает архитектурные памятники города. В музее находятся пять его снимков. Эти фотографии он использует, занимаясь в дальнейшем изданием открыток.

     В Енотаевске в 1914г. начинает работать фотограф А.В. Кашин.

"Светопись". Солдаты Мартынов и Купецков. 1915. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
12. "Светопись". Солдаты Мартынов и Купецков. 1915. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     В 1914 г. в городе на Большой Демидовской в доме Николаева снимает И.Ермаков. Возможно, последний купил ателье у A.M. Беме. Портрет импозантного мужчины украшает музейную коллекцию.

     Электрическая фотография «Рембрандт» в полукруге губернаторского дома против Губернаторского сада открывается в 1914 году. У ателье были свое фирменное паспарту и чернильный штамп-надпечатка. В книге представлена фотография семьи Ремизовых, в которой в 1911 году останавливался И.И. Мечников во время поездки по Калмыцкой степи.

А.И. Восвенек. Друзья. 1916. Из коллекции М.Ю. Картуцы.
13. А.И. Восвенек. Друзья. 1916. Из коллекции М.Ю. Картуцы.

     В слободе Николаевской в 1915 году работает фотограф Ф.И. Соколов, в музее находятся несколько его фотографий, среди них -групповой портрет членов комиссии по землеустройству казенных земель Астраханской губернии.

     В этом же году в Астрахани открывается «Новая фотография» А.П. Коняхина.

     Фотограф Евгений Иосифович Савицкий оставил нам два снимка с видом Шареного (Жареного) бугра, культурно-археологического объекта Астраханской губернии. На фотографии, сделанной в 1914 году, представлен вид со стороны Волги осыпавшейся части Шареного бугра.

А.А. Халоупка. Ольга Карташевич. 1915
14. А.А. Халоупка. Ольга Карташевич. 1915

     В 1916 году вновь открывается фотография художника А.И. Восвенек в 1-м участке на Никольской улице в доме Агамжанова напротив казенных весов (сейчас в этом здании находится художественная школа № 1). Туда же переведено «Художественное ателье», где производится увеличение портретов.

И. Ермаков. Мужчина с тростью. 1914
15. И. Ермаков. Мужчина с тростью. 1914

     В 1918 году начинает работать ателье Николая Дмитриевича Коновалова. Это имя нам знакомо — в 1906 году он работал фотографом в ателье С.И. Климашевской, а позже проходил по делу Р.Ф. Баденмюллера. Музей хранит пять его дореволюционных фотографий. Полагаем, Н.Д. Коновалов приобрел одну из фотографий у Ф. Роговенко (мл.). На снимках видны старые фоны прежнего ателье.

Фотография "Модерн". Кинорежиссер Г.Н. Васильев. 1918
16. Фотография "Модерн". Кинорежиссер Г.Н. Васильев. 1918

     В предреволюционные годы в Астрахани начинает работать фотография «Светопись».

     Продолжают работать несколько известных старых городских фотоателье. Официально в последний раз имена фотографов упоминаются в «Памятной книжке Астраханской губернии» в 1915 году. Это Рудольф Федорович Баденмюллер, Александра Михайловна Беме, Иван Митрофанович Бочкарев, Станислава Ивановна Климашевская, Арон Лазарьевич Лошаков и Александр Иванович Чудновский.

Автор неизвестен. Сестра милосердия. А.А. Ермакова. 20.5.1919
17. Автор неизвестен. Сестра милосердия. А.А. Ермакова. 20.5.1919

     Наступает время больших перемен. Изменяется весь жизненный уклад, исчезают целые социальные слои. В каждодневном выживании теперь уже не до таких приятных и важных (как оказалось) визитов к фотографу. Время индивидуальности человека на фотографии прошло, настало время групповых снимков, где трудно выделить чье-то лицо -все одинаковы и слились в одном революционном порыве. Фотография становится утилитарной, многоцветный фотографический мир Астрахани уходит в прошлое.

Фото старой астрахани
18.

     В Государственном архиве Астраханской области хранится дело: «Переписка с профсоюзом фотографов по вопросу увеличения заработной платы» за 1917 год. В августе 1917 года сотрудники астраханских фотографий объединились в союз фотографических работников. Председателем был избран Иван Никитович Луняков. Адрес союза — фотография «Рембрандт» (в полукруге против бывшего Губернаторского сада). Союз провел собрание, на котором постановил: «Войти с предложением к владельцам фотографий об увеличении содержания всем сотрудникам, не получавшим прибавки к 1 августа в размере 25 рублей». Владельцы фотографий были извещены, некоторые из них — Б.Г. Кругляк, Н.В. Румянцев, И.М. Бочкарев — согласились с требованиями союза. Владельцы Ф. Роговенш, А.А. Халоупка, А.И. Восвенек «от удовлетворения отказались». С.И. Климашевская и А.Л. Лошаков были в отъезде.

Электрическая фотография "Рембрандт". Семья Ремизовых. 14.7.1915
19. Электрическая фотография "Рембрандт". Семья Ремизовых. 14.7.1915

    В ноябре союз провел еще одно собрание с повесткой «О повышении заработной платы» и «чтобы цены на фотографическое производство без совместного обсуждения с представителями от фотографического союза не повышались». Очевидно, не все владельцы фотографий согласились с требованиями союза, поэтому была проведена забастовка.

Автор неизвестен. Встреча Нового года в доме Шелеховых. 1.1.1914
20. Автор неизвестен. Встреча Нового года в доме Шелеховых. 1.1.1914

     К концу 1917 года в Астрахани работало девять фотографических заведений: С.И. Климашевской, И.М. Бочкарева, Н.В. Румянцева, А.А. Халоупка, Ф. Роговенко, А.И. Восвенек, «Рембрандт» Б.Г. Кругляка (в полукруге Губернаторского сада), «Модерн» Геймина на углу Католической (Бабушкина) и Полицейской (Кирова) и «Юпитер» А.Л. Лошакова на Полицейской рядом с главпочтампом.

Автор неизвестен. Портрет семьи Веймар. 1910-е годы.
21. Автор неизвестен. Портрет семьи Веймар. 1910-е годы.

     Фотографий 1918-1920 годов сохранилось немного. Большинство — на безымянных паспарту или открыточных бланках. Эти фотодокументы периода гражданской войны и военного коммунизма требуют специального исследования.

Фото старой астрахани
22.

     Новая власть начала реквизировать помещения фотографических ателье. В 1918 году в столице Всероссийским союзом фотографов были приняты меры по недопущению уничтожения частных фотографических заведений. Появилось распоряжение наркома просвещения А.В. Луначарского: «Освобождаются от вселения мастерские фотографов (павильоны, лаборатории — темные и светлые)… освобождается от реквизиции все имущество, а именно: фотографические аппараты, объективы и другие оптические приборы, фоны, находящиеся в павильонах и служащие для съемки, мебель… негативы, ретушивальные станки, всякого рода осветительные приборы и прочее…». В Астрахани это распоряжение мало что изменило. Одна за другой закрываются старые известные фотографии.

Фото старой астрахани
23.

     И наконец последний документ, которым мы располагаем. В 1920 году новая власть обязала домкомы сдать в городскую милицию списки домов по районам. В них среди прочих строений указаны здания, в которых находились фотоателье. Их осталось всего пять: фотография И.М. Бочкарева на Католической улице в доме № 7, рядом в доме № 17 по улице Католической, угол Братской (Кирова) расположилась фотография «Модерн». На Белогородской (Ленина) улице в районе драматического театра в доме № 60 находилась фотография «Интернационал». В начале Спасской (Молодой гвардии) улицы — фотография «Модерн» и на улице Братской — «Рембрандт».

Автор неизвестен. Молебен. Астрахань. Май, 1917
24. Автор неизвестен. Молебен. Астрахань. Май, 1917

     На этом завершается наш рассказ. Большой и сложный путь прошла астраханская фотография с середины XIX до начала XX века. Не все было просто и однозначно. Фотографические заведения рождались, проходили предназначенный им путь, умирали. Срок жизни некоторых был чрезвычайно коротким. Одни оставили о себе память, прошедшую через века, другие — нет. Высветились фотографы-личности — Степан Михайлович Вишневский, Станислава Ивановна Климашевская, Иван Митрофанович Бочкарев. Отдаем дань глубокого уважения всем дореволюционным астраханским фотографам, чьи трудолюбие и мастерство позволили сохранить для нас целый пласт культуры и истории. Очень жаль, что не на все вопросы найдены ответы. Мало сохранилось фотографий с изображением самих фотографов, не исполнилась заветная мечта — найти фотографию с изображением Станиславы Ивановны Климашевской.

Автор неизвестен. Курорт Тинаки. Оркестр под управлением Приходченко. 1914
25. Автор неизвестен. Курорт Тинаки. Оркестр под управлением Приходченко. 1914

     Автору посчастливилось прикоснуться к этой интересной и малоизученной теме, открыть целый мир, с которым трудно расстаться. Надо остановиться и поставить точку, осмыслить написанное. Но жизнь в 1920-е годы не закончилась. Начался ее новый этап, в котором тоже была фотография, не столь эффектная и разнообразная, но по-своему интересная. И это тема для другого повествования…

С.И. Климашевская. Члены Петровского общества среди чиновников. Слева на право Н.Я. Шмидт (1), В.Э. Эйхельман (4), князь В.А. Кудашев (5). Конец ХIХ - начало ХХ века.
26. С.И. Климашевская. Члены Петровского общества среди чиновников. Слева на право Н.Я. Шмидт (1), В.Э. Эйхельман (4), князь В.А. Кудашев (5). Конец ХIХ — начало ХХ века.

Фотография "Юпитер". Скорая помощь. 1917
27. Фотография "Юпитер". Скорая помощь. 1917

Фотография "Юпитер". Швейная мастерская астраханского городского комитета по устройству беженцев. 1917
28. Фотография "Юпитер". Швейная мастерская астраханского городского комитета по устройству беженцев. 1917

Автор неизвестен. Астраханский ипподром. Аэроплан Уточкина. 1910
29. Автор неизвестен. Астраханский ипподром. Аэроплан Уточкина. 1910

Автор неизвестен. Буксир "Финн" "Товарищества братьев Нобель". 1912
30. Автор неизвестен. Буксир "Финн" "Товарищества братьев Нобель". 1912

Фото старой астрахани
31.

Фото старой астрахани
32.

Фото старой астрахани
33.

Автор неизвестен. Рыбный рынок на реке Кутум. 1912.
34. Автор неизвестен. Рыбный рынок на реке Кутум. 1912.

Е.О. Савицкий. Экскурсия на Шареный бугор. 1914
35. Е.О. Савицкий. Экскурсия на Шареный бугор. 1914

Н.Д. Коновалов. Астраханские красногвардейцы. 1918
36. Н.Д. Коновалов. Астраханские красногвардейцы. 1918

По материалам ФОТОГРАФИЯ В АСТРАХАНИ 1861-1920 С.И. Нагайкина
Очерки по истории губернской фотографии Астрахань 2011 тираж. 1000

Источник: astrahanfoto.livejournal.com

Фото старой астрахани
Старые окраины города

Астрахань – город южный и торговый, как Одесса; растянутый и раскиданный по разным берегам реки, как Пермь. Ее деревянные дома с лестницами-галереями заставляют вспомнить Саратов или Самару; общее распиздяйство — Тулу; новые девятиэтажки на окраинах – Курск; обилие милиции – Москву; восточный колорит – Казань.

Лично на меня Астрахань произвела очень противоречивое впечатление. С одной стороны, это один из самых необычных российских городов, виденных мною. С другой стороны, от него почему-то осталось какое-то чувство пресыщения — нет желания возвращаться туда снова.

Фото старой астрахани
Волга во время грозы

Сойдя утром с московского поезда, мы с Фото старой астраханиguimontv сразу почувствовали суровый южный климат: в 6.48 утра было 28 градусов жары, причем влажной, как в парнике.
Подобно Неве в Петербурге Волга рассекает Астрахань на несколько частей-островов.
В центре города есть набережные, на окраинах – обычные речные откосы, песчаные или заросшие высоченной травой.

Фото старой астрахани
Пристань «Новолесное»

Центр города типичен для дореволюционных губернских городов, прошедших закалку советской властью: ампирные особняки и купеческие дома, предреволюционный модерн и деревянные домики, островки сталинской застройки и пятна брежневок.

Фото старой астрахани
Деревянный особняк XIX века в центре города

Ближе к окраинам – небогатые зеленью деревянные улицы, кварталы послевоенных двухэтажек и хрущевок. Совсем по краям города – старые поселки при заводах, многоэтажные кварталы и так называемый «частный сектор».

Фото старой астрахани
Улица Фиолетова после грозы. Один из двух трамвайных путей залило водой

Визитная карта центра города – это возведенный в XVI веке Кремль. Его я с детства видел на настенных календарях, о нем я читал в путеводителях, про него говорили милиционеры, задержавшие нас на вокзале.

Фото старой астрахани

Действительно, его стены, собор и колокольня производят впечатление и способны украсить любой город. Особенно он красив рано утром, когда там еще нет туристов – только занятые благоустройством женщины и скучающая охрана.

Фото старой астрахани
В Кремле рано утром

Фото старой астрахани
Там же вечером

В центре города есть несколько замечательных зданий в стиле модерн: Азово-Донской банк (арх. Ф. Лидваль, 1910), бывшая биржа (а впоследствии, по иронии судьбы, ЗАГС) и городская электростанция (1916).

Фото старой астрахани
Городская электростанция на берегу Кутума

Фото старой астрахани
Бывшая биржа на стрелке Городского рукава и Кутума

Счастлив, что посетил Астраханскую картинную галерею, расположенную в одном из трехэтажных предреволюционных особняков: собрание поистине великолепно. Прекрасные картины Поленова, Крымова и Головина, утонченные пейзажи С.Ю. Жуковского и К.А. Сомова, неожиданные полотна Горюшкина-Сорокопудова.
Увы, мне сейчас редко доводится бывать в музеях, поэтому этот визит был для меня настоящим глотком свежего воздуха. А Фото старой астраханиguimontv так расчувствовался, что утащил с собой гардеробный номерок – пришлось потом возвращаться 🙂

Фото старой астрахани
Католический костел (1762-1768). Возможно, именно через него в Россию попала «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.

Основной ансамбль сталинских зданий расположен на улицах Ленина и Желябова (с южной стороны Кремля). Это весьма монументальные желто-белые дома с башенками, эркерами и лепниной. Вдоль парадного фасада ансамбля идет улица со стильными фонарями 50-х годов и сквером на противоположной стороне. Во дворах же тесно – там почти сразу же начинаются какие-то заборы и домики более старой постройки.

Фото старой астрахани
Улица Ленина. Говновозка проезжает мимо крупнейшего сталинского ансамбля города.

Фото старой астрахани
Улица Желябова. Западный фасад ансамбля

Фото старой астрахани
Дворовый фасад. Над подъездами домов обнаружены даты: 1955 и 1956.

Фото старой астрахани
Башенка

Кроме того, в Астрахани есть еще несколько любопытных советских зданий: конструктивистский городок начала 1930-х годов прямо напротив входа в Кремль, необычные довоенные и стильные послевоенные дома в окрестностях центральных улиц: Коммунистической, Советской и Свердлова. Вот некоторые из находок:

Фото старой астрахани
Конструктивистский квартал у Кремля. Боковой фасад с надписью «1933 года»

Фото старой астрахани
Фрагмент с окном лестницы

Фото старой астрахани
Очень нетипичный кооперативный дом 1928-30 гг. в окрестностях улицы Свердлова

Фото старой астрахани
Его боковой фасад

Фото старой астрахани
Аладьина, 8. Прекрасный дом с угловыми балконами. 1935, архитектор Василий Иванович Таратенко (1891-1947).
Огромное спасибо Фото старой астраханиbruegel за информацию!

Фото старой астрахани
Барельеф с качками-разрядниками на Октябрьской площади

Сильнейшее впечатление на меня произвели и окраинные районы, которые мы успели посетить: южная часть улицы Кирова, окрестности судоверфи имени Кирова, а также поселки Карантинный и Новолесное, виденные с борта речного трамвая.

Фото старой астрахани
Бакинская (?) улица на пересечении с улицей Кирова: старые трамвайные пути, деревянные дома и множество прекрасных фонарей начала 1950-х годов (прямо как в Подольске!). Мне кажется, что именно здесь Алексей Герман снимал заключительные кадры фильма «Мой друг Иван Лапшин».

Фото старой астрахани
Улица космонавта Комарова в первом десятилетии XXI века (еще одно фото я уже публиковал)

Фото старой астрахани
Фонарь 1930-х годов на улице космонавта Комарова (фрагмент предвоенного благоустройства поселка судоверфи имени Кирова)

Фото старой астрахани
Еще одна находка из числа шедевров: типично позднесталинские двухэтажки в районе пристани Новолесное, построенные в 1976 году.

В итоговой части стоит рассказать об астраханском транспорте. Локомотивный парк железных дорог в основном представлен тепловозами 1970-х годов (один из них я выложил в этой подборке: http://www.livejournal.com/community/ru_railway/73106.html).
Речной флот богат и разнообразен: дальние пассажирские теплоходы, грузовые суда (видел даже иранское), речные трамваи «Москва», военные катера со скорострельными пушками и ракетными остановками, а также многочисленные катера, яхты и лодки.
Главный городской транспорт – это быстрые и удобные маршрутки марки «Газель», с ветерком гоняющие по немного разбитым улицам. Автобусов гораздо меньше, хотя, что радует, иногда попадались наши любимые старые ЛиАЗы-677 и «круглые» ПАЗ-672.
Электротранспорт – это вполне типичные для российских городов троллейбусы «ЗиУ» и трамваи КТМ-5М, о которых стоит рассказать подробнее. Трамвайное движение открылось в Астрахани в 1900 году, с тех пор трамвайная сеть неоднократно расширялась и ныне пришла в совершенный упадок.

Фото старой астрахани
Трамвай КТМ-5

Трамваи ходят очень редко, состояние путей плачевное, в многие из линий из двухпутных (видимо для большей стильности) переделаны в однопутные. Судя по нынешнему состоянию линий, астраханский трамвай может повторить судьбу архангельского – за деградацией последует его ликвидация.

Фото старой астрахани

См. также виды Саратова из окна поезда, локомотивы Приволжской дороги и астраханские рассветы.

30 photos of old Russian town Astrakhan. You can see river Volga; fortress, built in XVI century; some soviet buildings and old tram lines.

Источник: zabyg17.livejournal.com

Фото старой астрахани

Когда некоторое время назад на горизонте возникла командировка в Астрахань, я очень обрадовалась. Возможность поездить по России, да еще с хорошей организацией — это всегда хорошо. А сама отпуск или выходные там я вряд ли запланирую. И совершенно не пожалела! Город произвел на меня поразительное, совершенно неожиданное, хотя и неоднозначное впечатление.

На этом — что неоднозначное — кстати, сошлись все, с кем мы обсуждали эту тему. Он, город, ведь очень красивый: умыть, "причесать" — и будет конфетка. Но в то же время нет ощущения, что он в заботливых хозяйственных руках. А хуже даже — у меня не возникло ощущения, что нынешним жителям в большинстве своем есть до всей этой красоты и истории дело. Словно они не воспринимают ее, как свою, не чувствуют с ней связи. Может, ошибаюсь — я не знаток астраханских реалий.

Осторожно, дальше много фото!

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

В деталях этот колоритный особнячок выглядит вот так. О состоянии домов фото говорят сами за себя.

Фото старой астрахани

Отправившись как-то на прогулку после возвращение из степи, я просто утонула в этой пластике фасадов, богатой, живой, в этом скульптурном декоре, в этих мансардах, вазонах и прочих затейливых надстройках на крышах . Обошла, собственно, всего несколько улиц в центре, но и этого хватило для сотен фото. Фантастика — хочется рассматривать каждую деталь, каждое окно и все это скорее документировать. Хоть, как в старину, альбом образцов выпускай. Пластика как правило везде сохранилась, пусть и с утратами, хотя с отделкой беда. Какие-то дома стоят пустыми и заброшенными — и разрушаются, естественно, быстрее. По тексту получается очень мрачная картина, но на самом деле это не совсем так, о чем скажу ниже.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

А вот это мой любимец. Этот модерн, вдруг возникший посреди астраханской улицы, поразил меня настолько, что прямо на месте полезла смотреть, что за диво такое. Интернет говорит: доходный дом Плотниковых, часть большого некогда владения. Начало 20 в.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

По ощущениям, архитектор, стремясь показать все возможности стиля, немножко ошибся с пропорциями и масштабом — всем этим роскошным по форме окнам тесновато на фасадах небольшого трехэтажного дома. Но в этом есть свое очарование.

Судя по всему, это не был обычный вкус — модерна, особенно в таком чистом виде и именно такой, строгой, его вариации, мне в городе попалось немного. Цвет астраханского купечества (а тут в основном строились они, надо полагать) предпочитал по-русски богаты историзм с вариациями. Но очевидно, были и люди совсем передовых вкусов. Возможно, подсмотревшие их в каком-то из путешествий.

Иногда вдруг возникает и вовсе прибалтийский такой вариант модерна. Дом, конечно, не в лучшем состоянии, по посмотрите на проемы на первом этаже. В Хельсинки такие сплошь и рядом.

Фото старой астрахани

Хотя встречается и такой вариант, ближе франко-бельгийскому

Фото старой астрахани

Сначала не хотела выкладывать общих видов улиц, потому что никакой цельной картины городской старины там, конечно, нет. Вывески невпопад, провода, хаотичные ремонтные работы и т.п. Но один все же дам — чтобы все таки можно было представить, как все эти жемчужины выглядят в общей картине города.

Фото старой астрахани

Мрачновато, да и фасады очень нуждаются в чистке.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Это фрагмент отреставрированного и отремонтированного банковского здания. Называется, можем, когда хотим. Хотя в общем оно мне не очень понравилось — то ли с цветом намудрили, то ли реставрация слишком "новой" получилась.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Масса прекрасных деревянных деталей: дома, столярное заполнение, которое непостижимым образом сохранилось в  и т.д.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Теперь о том, что это на самом деле не мрачно-трагический пост. Очевидно, что состояние исторической застройки в большинстве своем — катастрофическое. Но за всем этим лично мне увиделась прежняя Астрахань: богатый, красивый город, умеющий и любящий жить красиво и ярко. Другие люди этого бы не построили.

Улыбнулась, увидев рядом с Кремлем эту вывеску.

Фото старой астрахани

В ней для меня — суть города. Здесь от всего подлинного, здешнего ждешь такого же ухарского размаха. Чтобы самое большое в мире, самое лучшее, самое диковинное. Из-за этого запущенного фасада, если  включить воображение, прет такое умение жить, такая к этому любовь, что ой-ой-ой. Другой вопрос, что те, кто это строил, здесь давно уже не живут. Трагедия многих-многих городов, переживших социальные катаклизмы.

Чтобы понять, а что же это были за люди, построившие тот, старый, город, пошла в местный краеведческий музей. На выставку, посвященную Астрахани рубежа веков. Небольшая, сделанная по мере возможностей, фактически на 2 зала, но в целом подтвердившая мои предположения. Просто посмотрите фото.

Фото старой астрахани

Мне любезно разрешили поснимать так, хотя здесь почему-то принято фотографироваться только на фоне экспонатов — даже на билете, как оказалось, так написано.

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

Фото старой астрахани

А какое платье!

Фото старой астрахани

Очень надеюсь, что кто-то все же дошел до конца поста и получил удовольствие:)

Источник: ru-travel.livejournal.com

К 300-летию Астраханской губернии

Пункт-А продолжает знакомить своих читателей с фотографиями старой Астрахани из фотопроекта  Руководителя ГКУ АО «Астраханский региональный ресурсный центр» Вадима Манькова «Астрахань в прошлом и настоящем».

Фото старой астрахани

Комсомольская набережная в 2016 и 1977 гг. Слева плавучий ресторан «Рыбак», справа – пристань речных трамвайчиков «Стадион».

Фото старой астрахани

Стрелка Волги и Кутума сейчас и в первые послевоенные годы.

Фото старой астрахани

Кафе на Лебедином озере, 60-е годы.

Фото старой астрахани

Ещё совсем недавно… А теперь…

Фото старой астрахани

Улица Желябова в 1960-м году. За Крымской башней кремля виден кусочек воссоздаваемой башни Красные ворота. Заметно, что новая башня ещё не покрашена и не сделана шатровая крыша.

Фото старой астрахани

Довоенная фотография будущего Лебединого озера.

Фото старой астрахани

Лебединое озеро позапрошлой осенью и во второй половине 50-х.

Фото старой астрахани

Эти два снимка Ленинской площади разделяют ровно 57 лет. Одна фотография сделана 24 июля 2017 года, другая – 24 июля 1960 года. 

Фото старой астрахани

Памятник Александру II в Губернаторском саду до революции и памятник на братской могиле в Братском саду сейчас. И хотя оба памятника стоят практически на одном постаменте, места установки разные. Император «стоял» несколько ближе к музею Боевой славы (метров на 10) и «смотрел» в другую сторону.

Фото старой астрахани

На верхнем фото: в большом зале резиденции губернатора Астраханской области 5 марта 2015 года проходит пленум областной ветеранской организации и торжественное вручение юбилейной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». На нижнем фото: в том же зале собрание Георгиевских кавалеров 7 октября 1916 года.

Фото старой астрахани

Улица Дарвина (на пересечении с Бакинской) с разницей в 100 лет. На фото изображена группа военнопленных на строительстве канализации. В 1915 году была предпринята попытка построить первую астраханскую канализацию. На её постройке трудились сотни военнопленных. Но затянувшаяся Первая мировая война и последующие революционные события не позволили успешно завершить строительство. В следующий раз попытку предприняли уже в 1930-е годы. Много военнопленных работало и на модернизации городской электростанции. Регулярно привлекались пленные для работ по укреплению береговых валов, устройству новых и ремонту старых мостовых, обслуживанию ассенизационного обоза (вывоз нечистот). Массово привлекались пленные и для сельскохозяйственных работ.

Фото старой астрахани

Главный дом усадьбы семьи Вейнеров по ул. Бэра с разницей в 100 лет. Изначально дом был двухэтажным с мезонином. Уже в советское время был надстроен третий этаж. Семья промышленников Вейнеров владела в Астрахани, в основном, пивоваренными заводами.

Фото старой астрахани

Фотография конца 19 века сделана вдоль Ахматовской улицы. На переднем плане дом Шапошникова (построен в 60-е годы 19 века). На старой фотографии дом двухэтажный, на новой – трёхэтажный; после войны дом был надстроен. Здание Войскового правления Астраханского казачьего войска ещё не построено (сейчас – Музей боевой славы).

Фото старой астрахани

Ровно 117 лет назад — 24 июня 1900 года — на улицы Астрахани вышли первые трамваи. Движение было открыто сразу по 4 маршрутам. Всего было построено 9,25 км пути, которые обслуживались 15 моторными вагонами.

Фото старой астрахани

Сретенская церковь до революции и Иоанно-Предтеченская сейчас.

Фото старой астрахани

Территория Иоанно-Предтеченского монастыря до революции и сейчас. На старой фотографии видны все три монастырских храма. Справа Сретенский храм (теперь его называют Иоанно-Предтеченским), из-за него выглядывает купол Иоанно-Предтеченского монастырского собора. Слева располагалась колокольня с церковью Иоанна Воина. Две последние церкви были снесены в конце 20-х годов. Уцелевший Сретенский храм был закрыт в начале 30-х годов. И далее помещение церкви использовалось в качестве склада. В 1989 году бывший Сретенский храм возвращён РПЦ (и после этого был переименован в Иоанно-Предтеченский). На переднем плане настоятельский корпус с башенкой с завершением в виде трубящего ангела.

Фото старой астрахани

На дореволюционной фотографии изображена товарная пристань общества «Кавказ и Меркурий». На берегу видны трубы бывшего казённого механического завода. Правее располагалась пассажирская пристань этого же общества (теперь мы называем этот район «17-й пристанью»). Ранее здесь располагался военный морской порт, который был переведён из Астрахани в Баку. Имущество порта по высочайшему указу было передано обществу «Кавказ и Меркурий». Общество «Кавказ и Меркурий» – одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге и Каспии. Осуществляло пассажирские и грузовые перевозки по Волге, её притокам и Каспийскому морю. Было образовано в середине 19 века, а после революции национализировано.

Фото старой астрахани

Вид с Пречистенской колокольни кремля, 2016 год и середина 70-х годов прошлого века.

Фото старой астрахани

На верхнем фото – Сабантуй-2017 на центральном стадионе. На нижнем – праздничное мероприятие к 60-летию пионерской организации в 1982 году.

Фото старой астрахани

Вид с кремлёвской колокольни в сторону Никольской улицы. В прошлом году и в конце 19 века. На переднем плане здание детской музыкальной школы. Ранее – дом для квартир старшего соборного духовенства.

Фото старой астрахани

Площадь Ленина сейчас и во второй половине 70-х годов.

Продолжение следует.

Предыдущие материалы:

Упоминания об Астрахани: восторженные и не очень…
Упоминания об Астрахани: восторженные и не очень… Часть 2
Тарас Шевченко. «Ай да Астрахань! Ай да порт–город. Ухи не сыщешь»
«Разбалуй-город»: Астрахань глазами Ивана Аксакова. Часть 1
«Разбалуй-город»: Астрахань глазами Ивана Аксакова. Часть 2
Немирович-Данченко. По Волге: очерки и впечатления летней поездки. Часть 1
Немирович-Данченко. По Волге: очерки и впечатления летней поездки. Часть 2
Немирович-Данченко. По Волге: очерки и впечатления летней поездки. Часть 3
Немирович-Данченко. По Волге: очерки и впечатления летней поездки. Часть 4
Художники братья Чернецовы. Астрахань II половины XIX века
Астраханская губерния XIX в. на уникальных фотографиях C. Вишневского
Старинные фотографии С.И. Климашевской. Первый астраханский трамвай
Первые открытки с видами Астраханского края В.А. Сергеева. Конец XIX в
Золотой фонд астраханской фотографии. Михаил Алексеевич Козлов
Фотографии Астрахани в прошлом и настоящем. К 300-летию Астраханской губернии

Источник: punkt-a.info


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.