1. Здесь уж я железно как турист-отличник начну осмотр с Соборной площади, где кучкуются экскурсионные автобусы. В центре площади — монумент в честь 850-летия Владимира советской постройки. В народе — "три дурака". Один — богатырь — смотрит на Золотые ворота, второй — зодчий — любуется Успенским собором, а третий — рабочий — воет в сторону промзоны:
SAM_5173
SAM_5183

6. Когда представляешь, что видели эти стены, когда представляешь себя на месте простого хлебороба или кузнеца, видящего, как на их небольшой город надвигается огромная как туча толпа совершенно чуждых, агрессивных и вооружённых людей, когда представляешь себе город в огне, крики умирающих, небо чёрное от дыма, безжалостных завоевателей и белые стены храмов, возвышающиеся над стеной огня словно последняя надежда, становится страшно и холодно.


SAM_5198

7. Рядом с Успенским собором разбит парк. Прелесть его и всего города в целом, как я уже писал в первой части, — расположение на высоком берегу Клязьмы, с которого открываются фантастические виды на мещёрские леса. Одна из смотровых площадок в парке близ собора украшена стандартным конным памятником. Во Владимире он изображает Владимира Красное Солнышко — официального основателя города:
SAM_5190

8. С этой смотровой площадки, из-под копыт коня Владимира Святославовича, просматривается живописный автомобильный мост через Клязьму:
SAM_5204

9. Вечером, с подсветкой, комплекс выглядит не менее впечатляюще:
SAM_5327

10. Далее направляемся ко второму знаменитому собору — Дмитриевскому. Между ним и Успенским собором расположились палаты, они же — здание присутственных мест. Здание построено в 1785-1790 годах и предназначалось для губернской администрации. Чиновники заседали тут вплоть до лихих 90-х. Сегодня здание наполнено различными выставками, так или иначе связанных с историей древней Руси и Владимира. Мы ни одну из них не посетили, но, судя по отзывам, они достаточно интересны. Вообще, Владимир славен музеями. Про один из них будет чуть ниже.


SAM_5417

11. А вот и Дмитриевский собор. Он построен в 1191-1197 годах, т.е. это второй знаменитый памятник домонгольской Руси. Сегодня он работает как музей. Внутри небольшая экспозиция, вход — 50 рублей. Касса расположена в самом зале. Я зашёл, оглядел росписи стен и вышел. Билет не покупал. В конце концов, заходить стоит именно ради самого собора, а не экспонатов.
Стены храма украшает резьба по камню. На мой взгляд, в своих формах и убранстве Дмитриевский собор совершенен:
SAM_5412

12. От Соборной площади пора уйти и немного в город. Я его уже показывал в первой части, но здесь сознательно акцентирую внимание только на хорошем, на ухоженных и красивых местах. Мне понравилось здание, в котором расположен ТЦ "Владимир" и единственный в городе Mcdonald's. Не пойму, то ли здание старое, то ли стилизация удачная до невозможности. Радует, что фасад чистенький, без наружной рекламы, присущей торговым центрам:


SAM_5216

13. Здание Народного дома на улице Гагарина, в котором уже 40 лет размещается Театр кукол, на мой взгляд, — самое красивое мирское здание Владимира:
SAM_5478

14. На Большой Московской улице (так называется кусок основной городской магистрали в центральной части) — сохранился (а местами и восстановился) ансамбль каменных имперских домов. Они довольно-таки симпатичные и дают представление о застройке центра русского губернского города. Одно из наиболее приметных зданий тут — Электротеатр "Ампир" (1910) — второе слева, голубенькое с жёлтой вывеской. С 1930-х годов — это кинотеатр "Художественный". В настоящий момент ремонтируется. Когда откроется снова неизвестно:
SAM_5229

15. ТЦ "Галерея". Вроде бы здание старинное, но информации найти не смог:
SAM_5227

16. Если не доходя до Золотых ворот свернуть на Спасскую улицу и пройти по ней метров сто до упора, мы выйдем к Спасской церкви. Она построена в 1778-м году на месте сгоревшей предшественницы, построенной Андреем Боголюбским в 1164-м году. От той древней церкви остался фундамент и частично нижние ряды кладки стен. При строительстве новой пытались воссоздать облик сгоревшей церкви, но не досконально — добавились штрихи архитектуры того времени:


SAM_5224

17. Вообще, когда я вижу вблизи кладку древних построек, особенно церквей, в голову приходит мысль о том, что раньше строили гораздо лучше. Стены выглядят настолько крепкими и нерушимыми, что кажется будто им всё нипочём, кроме принудительного сноса.
Возвращаемся на Большую Московскую и доходим-таки до Золотых ворот. Сбоку от них ещё одно заметное здание — модерновое реальное училище 1908-го года, фасад которого оформлен с использованием глазурованного кирпича. Оно не утратило образовательных функций — сейчас тут размещается Владимирский государственный гуманитарный университет, логотип которого украшает силуэт здания:
SAM_5232

18. Золотые ворота — третий из знаменитых владимирских памятников домонгольского зодчества. Но оригинального в них мало — только арка и боевая площадка над ней. Всё остальное достраивалось позже. Помимо Золотых, во Владимире было ещё шесть ворот, не дошедших до наших дней:
SAM_5353


19. Золотыми они названы, очевидно, потому что в прошлом они были покрыты листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце. Мне трудно представить, как это выглядело тогда, но после прочтения описания в голове всплывает какой-то вырвиглаз, типа как когда какую-нибудь иномарку с толстенным глушителем красят зеркально-золотым. Может и хорошо, что золотистые пластины до нас не дошли.
Вплотную к воротам примыкали огромные насыпные валы с деревянной оградой сверху и глубокими рвами по бокам. Крепость должна была быть внушительной и мощной. Ещё бы! Остатки Козлова вала, что на фото используется как горка для катания, — это примерно две трети изначальной высоты:
SAM_5254

20. По соседству с Золотыми воротами — кирпичная церковь Троицы Живоначальной, купола и аркатура которой отдалённо напоминают румынские православные церкви. Была построена в 1913-1916 годах для старообрядцев, к 300-летию дома Романовых. Церковью успела побыть только 12 лет и стала последним культовым сооружением Владимира до Революции. В советское время едва не была снесена, но стараниями общественности сохранилась. С 1974-го и поныне — музей хрусталя и лаковой миниатюры:
SAM_5237


21. Вышеописанная старообрядческая церковь находится на Театральной площади, примыкающей с запада к Золотым воротам. Театральная площадь во Владимире вообще удивительно богата любопытными постройками. Например тут же, в двух шагах от Золотых ворот, — самый настоящий готический католический костёл. Назван он в честь Святого Розария пречистой Девы Марии (это праздник такой), а построен в 1891-м на средства и для солдат польско-литовского полка, сосланного во Владимир царским правительством. В 1930-м был закрыт советской властью, а настоятель сослан на Соловки и расстрелян. Зато в 1993-м году освящён и вновь открыт для прихожан. Получается, царская Россия католиков высылала в провинцию, коммунисты не церемонясь расстреливали, а вот современная РФ — поддерживает. Есть над чем задуматься…
SAM_5243

22. Собственно, сам Владимирский драматический театр им. Луначарского, давший название площади. Здание 1971-го года — типовое для советских театров, но не без изюминки:
SAM_5239

23. Находится всё это действительно рядом. На фото ниже, справа от церкви — театр, а за ним и костёл:
SAM_5462

24. Здесь же, но спрятанный капельку в стороне от основной магистрали, в тупике Октябрьского проспекта, находится один из корпусов Владимирского госуниверситета, который почему-то делит адрес с управлением федерального казначейства. Здесь уже — вполне стандартное советское здание, с элементами попыток как-то его развеселить:


SAM_5221

25. Как я говорил в первой части, красивой деревянной архитектурой Владимир не богат. Это в принципе в равной степени относится и к каменной. Всё более-менее интересное здесь расположено вдоль главной улицы. В этом городе вообще возникает ощущение, что здесь нет самобытной, интересной самой по себе застройки, только отдельные, пусть и уникальные и очень интересные объекты. За это я и люблю, например, далеко не идеальную Рязань гораздо больше, чем Владимир, и приезжаю туда уже третью весну подряд — там на любой занюханной улице можно найти что-нибудь интересное, какой-нибудь терем или палаты; в любой приезд можно увидеть что-то новое.
Заметить же во Владимире что-то привлекающее внимание за пределами центральной улицы — большое событие. Вот купеческий особнячок на улице Летне-Перевозинской (название-то какое, а?) — в окрестностях всё тех же Золотых ворот:
SAM_5251

26. А за Козловым валом расположилась старая водонапорная башня 1912-го года. Башня интересна сама по себе — её формы и декор гораздо ярче и необычнее большинства российских водонапорок. Но самое вкусное тут внутри. "Старый Владимир" — один из самых интересных музеев, которые я видел.


SAM_5434

27. Всего три этажа с экспозициями, каждый объединяет более-менее одну эпоху, каждая отдельная экспозиция — на свою тему. Очень много фотографий старого Владимира, "живых" предметов старины, интересных документов и выписок из новостей и хозяйственных отчётов дореволюционного Владимира. Последний этаж — смотровая площадка, с которой хорошо просматриваются уже не только мещёрские леса, но и сам город:
SAM_5431

28. Вообще, это уметь надо — на трёх небольших этажах разместить и сбалансировать столько интересных вещей, которые и просто радуют, и дают пищу для ума. Документы и новости тех лет дают предельно честную и правдоподобную картину Владимира царских времён. Здесь не канонизируется святая Русь, "которую мы потеряли" и которую разрушили проклятые большевики. В городе много пьют, читают мало — в основном дешёвую беллетристику; народ малообразован и чрезмерно религиозен.


новничий аппарат раздут до предела, промышленность слабенькая, основные обороты  — производство мелких товаров повседневного спроса и перепродажа всего и вся. Дороги разбиты и грязны, население ездит на заработки в Москву. Промелькнула фраза — "кое-где видны остатки былого величия, но в целом город уже не тот, что был в древности; обычный провинциальный город, заметный за счёт своего губернского статуса". Это всё не про сейчас, это тексты чиновников и журналистов XIX-го века. Кажется, что несмотря на два раза сменившийся строй, войны и научно-техническую революцию, принципиально не изменилось ничего.
SAM_5428

29. Много раз проходил и проезжал по Большой Московской, но так и не подошёл к приметной Троицкой церкви 1740-го года с довольно оригинальной колокольней со шпилем:
SAM_5325

30. А вот так выглядит Большая Московская в восточном от соборов направлении. Дома стоят "стена к стене", что на первый взгляд создаёт впечатление чего-то интересного и старинного. На самом деле, здания достаточно скучны и однообразны:
SAM_5290

31. Зато напротив них, через дорогу, — один из древнейших в России Богородице-Рождественский монастырь (основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо). Был центром монашеской жизни на Руси до основания Троице-Сергиевой лавры, отсюда исходит Лаврентьевская летопись, здесь погребён Александр Невский. На этих стенах отметился некто Радужный, моё предположение об ориентации которого вызвало наиболее острые вопросы к моей первой статье про Владимир:


SAM_5278

32. Если пойти вдоль стен монастыря, мы окажемся на верхотуре, над улицей Урицкого. Отсюда тоже открываются неплохие виды на Клязьму, Мещёру и вокзал. Очень приятный бонус — в тяжёлую морозную погоду с пронизывающим ветром, здесь был штиль и можно было передохнуть. Одна романтичная девушка даже сидела на снегу у стен монастыря, прислонившись к дереву и созерцая виды. Может быть даже писала стихи на имевшемся планшетнике — место вполне располагающее:
SAM_5282

33. Ещё одно скопление точек интереса расположено на два квартала севернее Золотых ворот — в районе пересечения Никитской и Княгининской улиц. В конце уютного сквера возвышается достаточно красивая барочная Никитская церковь. Построена в 1762-1765 годах на средства местного купца, названа — в честь местного блаженного. Церковь стоит на возвышении, за ней начинается живописный спуск через частный сектор и овраг в спальные районы. С советских времён и до сих пор в ней располагается Владимирская экспериментальная реставрационная мастерская:
SAM_5365

34. В двух шагах от Никитской церкви находится Успенский Княгинин монастырь. Он куда менее известен, чем вышеописанный Рождественский, но при это основан всего на 8 лет позже, всё тем же Всеволодом Большое Гнездо, и также является одним из древнейших монастырей России.
Этот монастырь был заложен Всеволодом Юрьевичем по настоянию своей жены, в честь которой и назван. Предполагалось, что он будет выполнять роль усыпальницы княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. В советские годы в нём размещался атеистический музей.
Сегодня монастырь производит ощущение приятного, благостного места. Отношение к посетителям мне показалось очень дружелюбным, можно спокойно зайти и просто пофотографировать, да и общая атмосфера неагрессивная. Отреставрированы постройки монастыря очень удачно — красиво, но не приторно, без излишнего лоска. Не то, что Свято-Успенский монастырь в Старице Тверской области, разве что сайдингом не облицованный.
SAM_5377

35. По дороге от монастыря к главному проспекту, на пересечении 2-й Никольской и Девической улицы обнаружили ещё один красивый старый дом в хорошем состоянии. Судя по всему, состоянием он обязан счастливому факту сдачи его под офисы:
SAM_5384

36. На этом, какие-то кучки сосредоточения вызывающих любопытство мест во Владимире закончились. Теперь — отдельные точки. На Большой Нижегородской, почти на краю центра города, можно увидеть деревянный особняк с обилием резьбы, балконов и крылец. Здесь, в купеческом доме XIX-го века, расположился так называемый Эрлангенский дом — штаб фонда "Эрлангенский дом партнёрских связей городов Владимир-Эрланген". Эрланген — это город-побратим Владимира в Германии. В 1995-м году немцы восстановили разваливающийся особняк и начали партнёрскую деятельность. Помимо бизнеса это и взаимные поездки жителей двух городов в гости друг к другу. Потом к функциям этого домика добавились курсы немецкого и несколько гостиничных номеров.
Гостиничный сервис тут простой и без изысков, но очень домашний и уютный, в стиле европейских частных отелей. А вот цены закручены вполне по-нашему. Я, пожалуй, готов переплатить в благодарность за сам факт сохранения старого дома и возможность в нём пожить, но, допустим, в Костроме мы жили в очень похожем отеле (не связанном, вроде бы, с иностранцами), а цены были ниже на порядок:
SAM_5159

36а. А вот так выглядел этот дом до реставрации немцами, если верить официальному сайту организации:
http://www.erlangen.ru/history/
Фото старого владимира

37. В двух шагах от Эрлангенского дома, через дорогу, — старообрядческая Богородице-Успенская церковь. Я уже упоминал её в первой части и показывал территорию около неё, больше похожую на двор в глухих трущобах. Что касается самой церкви — мы видим её не самое лучшее состояние и строительные леса. Похожая картина наблюдалась в знаменитых старообрядческих церквях в Коровниках в Ярославле. Вроде бы собором занимаются, ведётся какой-то ремонт, но уж больно вяло и незаметно. Очевидно, не хватает финансов:
SAM_5472

38. Пожалуй, последняя интересная точка Владимира — пересечение улиц Дворянской и Студёная Гора. Во-первых, здесь расположена приятная глазу Михайло-Архангельская церковь. Построена по инициативе и на средства отставного капитана Фёдора Григорьевича. Неплохо так отставные капитаны жили…
Считается необычной для Владимира церковью, т.к. построена сравнительно недавно — в конце XIX-го века — и из-за этого внешне несколько отличается: стены из красного кирпича, округлые формы, отсылки к византийскому стилю для города не характерны.
SAM_5441

39. Во-вторых, тут находится земское ремесленное училище им. Мальцева — красивая кирпичная постройка в псевдорусском стиле, помещения которой ныне заняты авиамеханическим колледжем:
SAM_5444

40. Ну наконец можно пройтись по улице Мира. На ней расположился, на мой взгляд, наиболее цельный и красивый ансамбль сталинских зданий во Владимире. Масштаб сталинской застройки тут весьма скромен — сравним скорее с провинциальными городами, нежели с региональными центрами. Сталианс может служить неплохой лакмусовой бумажкой, определяющей значимость города в первой половине XX-го века — объёмы и масштаб типовой и парадной застройки тех лет строго соответствовали ценности города для страны либо перспективам его развития.
SAM_5310

На этом про Владимир всё. Старался быть честным, надеюсь, местных жителей не задел.
От посещения города осталось ощущение какой-то пустоты, недосказанности. Видимо, ждал от Владимира гораздо большего, приготовился для более ярких впечатлений…

Источник: ts58.livejournal.com

В 1911 г. Прокудин-Горский по заказу Комитета для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых.активно снимает исторические города северо-восточной Руси, среди которых был и Владимир.
Посмотрим, как изменилась одна из бывших русских столиц за последние 100 лет.

Общий вид на город с низкого берега реки Клязьмы в 1911 и 2009 гг.:
Фото старого владимира
Посмотрите в оригинальном разрешении!
Точка съемки сейчас весьма труднодоступна, так как находится фактически за пределами города. Сюда заглядывают только рыбаки. Протока на переднем плане старого снимка давно засыпана и заросла лесом, так что пришлось снимать с нынешнего берега Клязьмы, ближе к холму. Главное изменение — огромный железобетонный мост-эстакада, воздвигнутый в 1958 г.
Роскошное деревянное здание купеческого клуба на холме давно уже сгинуло. Зато на обоих снимков хорошо виден небольшой ж.д. мостик через ручей.

Общее положение города по Клязьме:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Здесь также основное изменение за 100 лет — появление высокого моста (вместо наплавной переправы).

Сравнение фрагмента показывает типичную для всей России картину изменений — всё сильно заросло:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение

Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Древний Успенский собор, свидетель домонгольской эпохи, является одним из главных архитектурных символов города. Я застал его в лесах. Справа — здание бывших Присутственных мест. Недавно перед ним вырубили заросли из деревьев, открыв исторический вид.

Вид Успенского собора с другой стороны:
Фото старого владимира
Колокольня с элементами псевдоготики построена в 19 веке вместо снесённой за ветхостью более старой.

Вид от Успенского собора в направлении ж.д. вокзала:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Это владимирский Подол, где среди густых зарослей ещё сохраняется отчасти историческая застройка, хотя процесс её деградации зашёл уже весьма далеко.
У меня возникли проблемы с определением точного ракурса, поэтому вот альтернативный:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение

Продолжение вправо предыдущего снимка, вид с городского холма на вокзал:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Опять-таки всё заросло! Зато в качестве ориентира есть крыша домика в нижнем правом углу снимков.

Дмитриевский собор во Владимире:

Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Этот собор является вторым домонгольским памятником Владимира, построен в 1194-1197 г. Всеволодом Большое Гнездо на Княжеском дворе. Это один из главных шедевров Владимирско-Суздальской школы, отличительной чертой которой является орнаментальная белокаменная резьба.
Нынешний стройный облик собора сформировался в результате грубейшей ошибки первых реставраторов (1830-е гг.), уничтоживших домонгольскую галерею вокруг храма (её ошибочно посчитали "новоделом").
Ради интереса я решил посчитать, что здесь изменилось за 100 лет:
1) купол и крест храма позолотили;
2) кровлю сделали строго позакомарной;
3) со стен храма сняли побелку;
4) на храм поставили водосточные трубы;
5) на фасаде храма появились жестяные карнизы;
6) исчезли кованные фонари у портала храма;
7) изменились двери храма;
8) исчез забор вокруг храма;
9) площадку у здания бывших Присутственных мест заасфальтировали;
10) здание бывших Присутственных покрасили в желто-белый цвет, характерный для классицистической рхитектуры;
11) полностью поменялось кованное крыльцо у здания бывших Присутственных мест.

Белокаменную резьбу Прокудин-Горский запечатлел особо:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Вид собора с востока:
Фото старого владимира

Оригинальное разрешение

Алтарная сторона Дмитриевского собора:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение

Владимир с Пушкинского бульвара:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Продолжение вида с Пушкинского бульвара вправо:
Фото старого владимира
Оригинальное разрешение
Снова заросли закрывают весь вид.

Для всех остается большой загадкой, почему Прокудин-Горский не снял Золотые ворота.

Несмотря на большие утраты и неуклонную деградацию исторической застройки, Владимир остаётся одним из наиболее красивых, живописных городов России, в которые хочется не только приезжать, но и возвращаться.

Источник: foto-history.livejournal.com

В личном архиве жительницы столицы Владимирской области Софьи Яковлевны Цветковой хранятся уникальные фотографии с видами Владимира и его окрестностей. Снимки сделаны в начале 1920-х годов. Фотографии той эпохи чрезвычайно редки и представляют большой интерес для истории.

Снимки предназначались для стереоскопа — каждое изображение снималось два раза с двух точек на минимальном расстоянии друг от друга. Получившуюся пару позитивов (стереопару) крепили на одну картонку. При рассматривании снимков через линзы стереоскопа достигался эффект объемного изображения.

Софья Цветкова — правнучка по прямой линии известного владимирского издателя дореволюционного времени Исайи Самуиловича Коиля. Владелец большой частной типографии города Владимира родился в Польше в середине 19 века, после шляхетского восстания начала 1860-х оказался в России, а в начале 1880-х попал во Владимир, где организовал печатное заведение и переплетную мастерскую. В 1914 году за Золотыми воротами Коиль построил красивое двухэтажное здание, в котором с середины 1990-х располагается Дом работников искусств Владимирской области. На втором этаже ОДРИ, где сейчас находится гостиная и концертный зал, жила семья Коиля. А на первом этаже Областного дома работников искусств, где сейчас располагаются кабинеты, гардероб и магазин, находилась скоропечатня, наборная, контора и подсобные помещения. В подвале, где сейчас функционирует заведение общепита, при Коиле располагалась сама типография. В ней печатались книги, брошюры, газеты, рекламы, объявления.

После Октябрьской революции семья издателя вынуждена была оставить особняк на Дворянской улице. В здании еще долго работали печатные станки. Так, владимирская газета «Призыв» в 1928 году сообщала, что газета печатается «за Золотыми воротами, в красном кирпичном помещении», которое называлось «Типография №2».

Софья Яковлевна точно не знает, кто из ее предков увлекался фотографированием для стереоскопа. Скорее всего, это был сын Исайи Коиля Абрам, или кто-то из семи детей Абрама. Все снимки были сделаны, согласно надписям на обороте, с 1920 по 1925 годы.

Пять снимков сделаны в дальней части Козлова Вала, нависающей над Клязьмой. В настоящее время в этом месте — заросли деревьев, одинокий дом №2-А по улице Козлов Вал, а за забором заканчивается строительство учебного корпуса Патриаршего сада. 100 лет назад в этом месте, судя по фотографиям, была прогулочная зона с видовой площадкой, с которой владимирцы могли любоваться Клязьмой и заклязьминскими просторами.

На одном снимке двое мужчин и мальчик прислонились к деревьям на Козловом Валу, за которыми виден бывший Архиерейский сад, застройка Георгиевской улицы и Владимирского спуска, Георгиевская и Пятницкая церкви, Успенский собор. Снята фотография в сентябре 1923 года. Снимок позволяет ознакомиться с деталями мужской одежды владимирцев того периода.

На другой фотографии молодой человек позирует рядом со старым деревом. Справа и сзади от него видны Клязьма и купола Успенского собора. На карточке хорошо просматривается рельеф этой части Козлова вала.

На двух изображениях запечатлено весеннее половодье на Клязьме, снятое с Козлова вала. Река на одном из снимков разлилась вплоть до самого уступа, на котором теперь стоит микрорайон Коммунар. Над водой виднеется только дамба, построенная еще в конце 19 века, и небольшой островок с каменным двухэтажным домом, очевидно, оставшимся от бывших лесных складов купцов Арзамасовых. На снимке видна линия Московско-Нижегородской железной дороги с несколькими товарными вагонами, деревянные дома по Нижней Николо-Галейской улице и по Грабиловке.

Вторую фотографию с половодьем, которая датируется 23 апрелем 1920 года, снимали ближе к бывшему Архиерейскому саду. На ней разлив такой же большой, но на незатопленном островке у дамбы построек уже больше нет. Видны деревья, растущие на Козловом валу и лавочки для отдыха горожан.

Еще одно изображение из коллекции Коилей сделано с другой стороны Клязьмы. На снимке зафиксирована южная панорама города Владимира с еще не сгоревшим городским клубом, стоявшим на смотровой площадке у Успенского собора. Просматривается неатрибутируемая постройка на так называемой Детской площадки, срезанной в конце 1950-х годов при строительстве моста через Клязьму. На снимке можно рассмотреть застройку улицы Подсоборной ( современная улица Урицкого). На переднем плане в реке позирует пловец.

Три фотографии сделаны в селе Устье (ныне Собинский район Владимирской области), где река Колокша впадает в Клязьму. В этом месте до революции были дачные поселки жителей Владимира. Самый интересный снимок сделан в 1925 году с колокольни местной Никольской церкви. На нем видна старая крестьянская застройка населенного пункта, кладбищенская ограда, редкие надгробья и поля.

На втором снимке запечатлена Клязьма около Устья с сидящей на ее берегу девушкой с косами. Еще одна карточка запечатлела пеструю толпу отдыхающих горожан в самых разнообразных нарядах, расположившихся на узком деревянном мостике, очевидно, тоже в районе Клязьмы. Эти изображения также были сделаны в 1925 году.

Представления, как отдыхали владимирцы в начале 1920-х годов, дают и другие снимки из коллекции Софьи Цветковой. Но к сожалению, эти карточки не подписаны.

Источник: zebra-tv.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.