В современном мире греческая богиня правосудия Фемида не утратила своего символического значения. Другое её имя тоже известно практически всем — в древнеримской мифологии Фемида приобрела новое имя Юстиция.

6febbf6d5fcc.jpg
Mathias Blumenthals (Norwegian, 1719–1763) Iustitia Majestata.

В современном мире Юстиция утратила звание богини и стала аллегорическим олицетворением моральных сил в юридической системе, теперь юстиция- это система судебных учреждений; политических ведомств…
Некогда Юстиция имела только одного жреца, сейчас не счесть её работников — слуг закона. Но все работники Юстиции продолжают служить Фемиде, потому как Фемида сохранила своё звание Богини правосудия. Следует выделить, именно правосудия, а не справедливости.
В качестве основы правопорядка Фемида(Θέμις) — богиня права и законного порядка хранит основы государства, т.к. именно ему она служит. В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) даже встречалось в названиях местностей, имя богини употребляется также для обозначения отвлеченного понятия правовых норм (θέμιστες), регулирующих человеческую жизнь.


allegory-justice.jpg
Джулио Романо (Giulio Romano) «Юстиция Ivstitia (Фреска)»

Фемида – олицетворение закона, справедливого, карающего, единого для всех и беспристрастного. Это выражают атрибуты, с которыми Фемида изображается и ассоциируется – повязка на глазах, меч и весы. Однако такой способ изображать Фемиду пришел уже из Древнего Рима.

eed709d353c993df6a19444e3c0d8b17.jpg
Триумф Правосудия, Габриель Метсю

Весы, атрибут Фемиды — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.
Рог изобилия в руке Фемиды — символ воздаяния или не воздаяния представшему перед её судом.

11480.jpg
Хендрик Ван Бален аллегория

Римляне вложили в её руку вместо рога изобилия карающий меч и надели Фемиде повязку на глаза, так она стала беспристрастной, а точнее слепой.


img.jpg
Julius Stahl (1802-1861):

Изображения богини, держащей меч острием вверх указывает на божественную волю небес.

1442661521_20_normal.jpg
Аллегория Юстиции» Гаэтано Гандольфи (1760)

ECqP1Y9XUAIJ4WH.jpg
Stanze di Raffaello, букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza — комната) — помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана.

Allegoria-della-giustizia.jpg
Giovanni Andrea de Ferrari (Italian, 1598–1669) Allegory of Justice. Palazzo Bianco, Musei di Strada Nuova, Genoa, Italy

Позднее, Фемида все чаще стала изображаться с мечом, опущенным острием вниз. Такое положение трактуется как опора на силу.

Gabriel_Metsu_008.jpg
Триумф Правосудия, Габриель Метсю

constitutional-law-the-quick-guide-3.png
«Iustitia» художника «ван Хемскерк Марте


2019-10-15_00-34-46.png

Фемида — дочь Урана и Геи, была второй женой Зевса (до Геры). Её дочери тоже очень положительны и строги- это богини судьбы, правды, законопорядка, справедливости и мира. Среди сыновей выделяется Прометей.

b177991.jpg
Lady Justice sits with her sword, holding up her scales

ФЕМИДЕ

Дочь благородная Геи с Ураном – Фемида!
Ликом подобна соцветью душистых цветов,
Тайны Оракула в Дельфах изъяла из снов,
Волю богов возвещая словами пиита.

Фебу дарила искусство святых предсказаний,
Чтимая всеми царица, впервые явила
Смертным обряды из таинств и нас обучила
Чтить посвящения, внемля глубоким познаньям.

К мистам сойди, о, благая, спаси нас советом,
Ибо к тебе устремляем мы взоры надежды,
Разумом ярким наполни сосуды невежды,
И освети ум пытливый блистательным светом.

DZORDANO-LUKA-FRESKI-IZ-GALEREI-PALATTO-MEDICI-RIKKARDI-FLORENTIY.-PRAVOSUDIE.jpg
Джордано Лука — Dzhordano Luka : Фрески из галереи Палаццо Медичи-Риккарди (Флоренция). Правосудие 1686 . Барокко . 1686


Фемида была мудрой богиней, обладающей даром прорицаний. Ее называли второй после Геи покровительницей Дельфийского оракула, который впоследствии был передан Аполлону. Фемида предупредила Зевса, что тот не должен вступать в брак с Фетидой, поскольку от этого брака родится сын, который будет сильнее своего отца. Именно Фемида посоветовала Пирре и Девкалиону, как нужно возродить человеческий род, после того, как громовержец наслал на людей всемирный потоп. Кроме того, она предупредила Атланта, что однажды один из сыновей Зевса решит похитить у его дочерей гесперид золотые яблоки.

691309.jpg
Netherlandish School, 16th Century, An allegory of Justice.

allegorz.jpg
LAGRENЙE, Louis-Jean-Franзois Justice and Clemency 1765

Оры и Мойры (Эдвард Джон Пойнтер)

Оры, о дщери богини Фемиды и Зевса-владыки!
Вы, Евномия и Дика с Эйреной, счастливые много!
Вешние и луговые, святые, в цветах бесконечных,
Благоухаете, пестрые, вы ароматом цветочным,
Ходите кругом, прелестные ликом и юные вечно,
Соткан из множества разных цветов ваш пеплос росистый.
Вы с Персефоной святой играете вместе в ту пору,
Как возвращают богиню на свет Хариты и Мойры,
Пляску ведя круговую свою Зевсу в радость.


1e2d067edd95fc090bc925dac200c975--tre-grace-omalley.jpg

Nornir.jpg
Johan Ludwig Lund (1777–1867),

Одна из Ор — богиня правды Дике, которая в качестве атрибута, как и мать, использует весы. Дике наблюдает за миром людей, где подмечает все проявления несправедливости и лжи и спешит сообщить об этом Зевсу, своему отцу. По одной из версий мифа, богиня Дике во время Золотого века жила среди людей, но потом вознеслась на небо, а ее весы превратились в созвездие Весов.

fd82cf1dc467704702e66e3275d0120e--flower-paintings-art-paintings.jpg
Ханс Зацка(Hans Zatzka)

Еще одна Ора – богиня времен года Карпо – стала спутницей богини любви Афродиты. Карпо изображают в виде юной красавицы, которая украшена плодами. Похоже изображалась богиня цветения Фалло, тоже Ора. В искусстве эта богиня часто представала пленительной юной девушкой с наполненным цветами передником.

2019-10-15_00-24-37.png
Марко Биджо «Мойры»

Мойры, богини судьбы, – тоже дочери Фемиды. Древнегреческий драматург Эсхил также пишет, что Фемида – мать Прометея, мятежного титана, который защищал людей от произвола богов.


1319504921_2e2227dc52aa19afd83d753b5dd4910a-www.nevsepic.com.ua.jpg
The Unity and Justice by Theodoor van Thulden.

Фемида и Немезида
Две богини древнегреческого пантеона схожи между собой и дополняют друг друга. Власть Фемиды заключается в том, чтобы рассудить тех, кто в споре, оправдать невиновных и восстановить справедливость. Немезида у греков олицетворялась с конкретно карой или возмездием, обрушивающимся на головы нарушителей и беззаконников. Немезида имела схожую с Фемидой атрибутику меч и весы, иногда изображалась с плетью – как символ быстроты удара (наказания) и уздечкой, смиряющей нрав высокомерных и непокорных.

68583_900.jpg
An Allegory of Justice Combatting Injustice Jean Marc Nattier, c. 1737 (аллегория правосудия и несправедливости)

https://womanadvice.ru/femida-boginya-pravosudiya-v-drevney-grecii
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фемида
https://www.liveinternet.ru/users/npotalunku/post460607096/

Источник: lovers-of-art.livejournal.com

А давайте посмотрим на картины, которые, в той или иной мере, затрагивают юриспуденцию.


Юриспруденция в красках

Лукас Кранах «Суд Париса», 1540

Никакой, конечно не суд — это, скорее конкурс красоты. Но со времен античности называют судом, так что нам подходит вполне. Организацией мероприятия занималась богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не позвали на корпоратив свадебный пир. Из трех красавиц надо было выбрать лучшую, ей полагалось вручить яблоко с надписью «Прекраснейшей». Даже Зевс оказался быть судьей, ведь одной из участниц была его жена Гера, второй — дочь Афина, а третью, Афродиту, он побаивался и очень уважал, поэтому в судьи выбрали человека нейтрального, сына Троянского царя, Париса. Все богини наперебой предлагали судье взятку — одна власть, другая — деньги, а Афродита предложила любовь Елены Прекрасной, на что молодой дурак судья и согласился. В результате разыгралась Троянская война, и все умерли.

Рубенс Суд ПарисаПравда у Рубенса картина по этому поводу посимпатичнее)))) 1605. Музей Прадо, Мадрид.

Картин по этому сюжету — масса, так же как и по сюжету о царе Соломоне, представленному ниже.
Юриспруденция в красках
«Страшный суд» Ханс Мемлинг, 1460-70-е


Немножко вот таких вам судов. Смотрите вот и думайте, кто себя и как ведет. Если вы думаете, что сплетничать, лениться, кричать на близких и подлизываться к начальству — это не такой уж грех, то я вас разочарую — судить нас всех будем не мы сами. Наши души взвесит на весах суровый архангел Михаил, хороших (как, например, Томмазо Портинари, он сидит в левой чашечке, смирненький такой), отправят по хрустальным ступенечкам в рай вместе с остальными красивыми и приятными людьми, плохие же будут томиться в аду, страдая от повышенных температур и чудовищного нарушения индивидуального пространства.
Юриспруденция в красках
«Суд Осириса». Древний Египет

Принцип почти тот же. Тут у нас суд присяжных из сонма богов, а прокурор — зеленоликий Осирис. Если в этом случае вы окажетесь плохим, вас просто съест чудовище — вот этот обаятельный полу-крокодильчик справа…
Юриспруденция в красках
Жан Рау «Суд Соломона», 1710

Ну вот и подобрадись к суду царя Соломона, как и обещала выше. К царю Соломону привели двух дам и принесли двух младенцев — одного мертвого, второго живого. Обе дамы утверждали, что живой ребенок — именно ее чадо. Соломон долго слушал галдеж, а когда ему надоело, он предложил разрубить младенца пополам и отдать матерям по половинке. Настоящая мать тут же вскричала: «Нет!!! Пусть она его забирает!» И все сразу поняли, что к чему. Особенно удивился своей «мудрости» Соломон — он то предложил свое решение, просто потому, что его все достало.


Юриспруденция в краскахН. Пуссен. Суд Соломона. 1649 г. Лувр, Париж

А если серьезно, то на картине Никола Пуссена «Суд Соломона» изо­бражены две женщины, охваченные сильнейшим вол­нением. Их лица искажены, движения резки и поры­висты. Но как различны их чувства! В позе и жесте одной, бросающейся на колени перед царём и прости­рающей к нему руки, — отчаяние и мольба о помощи. В позе другой — гнев, ненависть и злость. Движением руки, протянутой к воину, уже выхватывающему из ножен меч, почти признание: «Руби!» Дав ей в руки мёртвого ребёнка, художник объяснил истинную при­чину её ожесточения и злобы. «Моё дитя мертво, так пусть же и её погибнет!»Юриспруденция в краскахВот еще одно полотно о суде. «Сусанна перед судом и пророк Даниил» Автор Риччи Себастьяно.Юриспруденция в красках
«Суд Траяна». Гобелен по картине Рогира ван дер Вейдена из Зала судей Брюссельской ратуши, 1436-39
Сама картина погибла, а гобелен сохранился. Император Траян считался одним из пяти «хороших императоров» наряду с Марком Аурелием и Адрианом, прославился своими справедливыми судейскими решениями. Картина — своего рода комикс, повествующий сразу о нескольких судах, которые возглавлял Траян.


Юриспруденция в красках
«Суд Пилата» Мастер Бертрам из Миндена, 1415
Это вы должны знать. Пилату, похоже, было лениво не хотелось брать на себя ответственность и самому судить Христа, он вывел его на балкон и спросил обезумевшую толпу, что с ним делать, и сами соотечественники подсудимого заорали тысячами глоток: «Распни его!». Спорить Пилат не стал. С тех пор он — символ лицемерия и безответственности.
Юриспруденция в красках
Н.Бодаревский «Апостол Павел в Кесарии» (Ужгородская картинная галерея)

Апостола Павла судил Кесарийский правитель Феликс за то что он привел в Иерусалимский храм неиудеев. Павла продержали 2 года в темнице, в подвалах дворца Ирода, пока Феликс не умер. Тогда апостол подал апелляцию и добился нового суда в Риме. Там его, правда, в конечном итоге убили.
Юриспруденция в красках
Эту картину вы знаете — «Суд Оттона». Дирк Боутс, 1468-75.
И вообще это диптих, который выглядит так:Юриспруденция в красках
Жена императора Оттона влюбилась в некого графа и грязно к нему приставала. Когда он отказался от предложенных прелестей, она публично обвинила его в изнасиловании. Оттон, не долго думая, приказал графа обезглавить. Вдова графа согласилась пройти испытание каленым железом (вот она держит его в руке), чтобы обелить память казненного супруга. Графа посмертно оправдали (голову, правда, обратно пришить не удалось), а вероломную жену Оттона сожгли на костре.
Юриспруденция в красках
«Суд Камбиса», Герард Давид, 1498

Второе название — «Сдирание кожи с продажного судьи» — очень назидательно! К слову, писалась все для той же ратуши в Брюгге, только позже.

Слева мы видим царя Камбиса, который на пальцах перечисляет случаи мздоимства, в которых был уличен судья Сисамн, самого Сисамна держат солдаты — это как раз момент ареста. Справа с Сисамна живьем сдирают кожу. Кожей потом обтянули кресло, на котором потом сидели следующие судьи — вон оно, справа вдалеке. Вроде, даже самого Сисамна сын, тоже судья, на нем сидел.
Может, сейчас что-то такое ввести?
Юриспруденция в красках
«Суд над Констанс де Беверли» Т.Э.Розенталь, 1880
Судят беглую монахиню, героиню поэмы Вальтера Скотта «Мармион»
Юриспруденция в красках
«Суд над Галлилеем» Ж.Н.Робер-Флери
Это вы знаете.
Юриспруденция в красках
«Суд над Сером Уильямом Уоллесом» В.Б. Скотт, 19 век
Судят борца за независимость Шотландии 13 века. Казнили его зверски — повесили, выпотрошили и четвертовали. В кино его сыграл Мел Гибсон, который был и режиссером фильма («Храброе сердце»).
Юриспруденция в красках
«Суд в Салеме»Томпкинс Харрисон Маттесон, 1855 г.
26 жителей селения Салем были казнены по обвинению в колдовстве (в основном, женщины), началось преследование после доноса малолетних девочек. Например, Джорджа Якобса обвинила собственная внучка, и он был казнен (суд над ним мы как раз и видим). Видать, как-то дедушка не очень качественно внучечку баловал!
Юриспруденция в красках
«Суд на Виклифом», Ф.М.Браун и Ф.Шилдс, 1878.
Суд этот случился в 14 веке, священника Джона Виклифа судили за резкие призывы избавиться от зависимости английской церкви от папы. Король поддержал его, и подсудимый избежал наказания.Юриспруденция в краскахШандор Бихари. «Перед судом». 1886 г.И. Билибин. Суд во времена Русской ПравдыИ. Билибин. Суд во времена Русской Правды

Время, к которому относится сцена, изображенная на картине, принято называть киевским периодом нашей истории. В этом периоде создавалась Русская земля, и в жизни ее вырабатывались те правила жизни, которыми обусловливается отношение людей друг к другу, всех к каждому и каждого ко всем на основе общей пользы и выгоды ради всеобщего мира и тишины; создавалось, другими словами, право страны, которое прежде всего и больше всего выражается в суде, разбирающем те столкновения отдельных лиц друг с другом, которые эти лица не в силах помирить своими средствами и обращаются к силе, власть и значение которой признают. Пока государства не было и люди жили отдельными родами и племенами, судьей всех споров и разногласий, карателем всех преступлений и проступков был: в роде — старейшина рода, в племени — старейшина племени — один или сообща с наиболее старейшими главами отдельных семей. Этот суд творился на виду у всех и сводился к тому, что устанавливал вину преступившего обычаи человека и отдавал его в распоряжение того, кто потерпел от обиды. Обычай установил и степень взыскания с виновного. Если виновный нанес кому-либо материальный ущерб, то должен был возместить сделанную им кражу, потраву, порчу скота или оружия равноценным из своего запаса; если виновный был убийцей, то сам платил жизнью, падая от руки родственников убитого. Таким образом, в суде древних времен участвовали и лица, всеми признаваемые за судей, и сами судившиеся, потерпевшие, получавшие от суда право взыскать свой ущерб с обидчика. На картине изображен княжой двор в тот момент, когда внутри его крепкой ограды происходит суд. Судятся люди давних времен, XI — самого начала XII века, как это видно по одеждам и обстановке.
Юриспруденция в красках
«Суд Пугачева» Перов В.Г., 1879
Это вы знаете.Юриспруденция в краскахАдриан Волков. «В суде».

Редкий для русской жанровой живописи сюжет картины «В суде», возможно, взят из непосредственных наблюдений художника в судебных присутствиях, где Адриан Волков набирал материал для сатирических зарисовок. Он был выпускником класса живописи народных сцен Академии художеств в 1860 году.Юриспруденция в краскахМихаил Иванович Зощенко (1857-1907). Волостной суд. 1888 год. Холст, масло. Третьяковская галерея, Москва.(кстати, это отец нашего знаменитого писателя). Ну тут сами все видите.
Юриспруденция в красках
«Господа присяжные» Джон Морган 1864
Характер картины явно сатирический: «А судьи кто?!»
Юриспруденция в красках
«Нюрнбергский процесс», Лора Найт, 1946
Юриспруденция в красках
«Суд над Джоном Скоупсом» Дж.Вильям Майерс
Фреска в здании Судейской школы в Нешвиле

Суд, проходивший в 1926-27 годах в Теннесси, США; обвинялся школьный учитель, рассказывавший ученикам на своих уроках Теорию Дарвина. В то время в штате запрещалось опровергать божественную природу происхождения человека. Приговорили парня к штрафу в 100 долларов, но потом, вроде, приговор отменили в результате юридической же путаницы.
И эти люди теперь пытаются учить нас жить!!!Юриспруденция в красках«Сусанна и пророк Даниил»
В то время как Сусанна обнажённая купалась в своём саду, за ней подглядывали два старика — уважаемые старейшины, которые евреями были избраны судьями, а затем, угрожая обвинить её в прелюбодеянии, пытались добиться от неё совокупления. Сусанна отказалась удовлетворить желание старейшин, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно, была спасена. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены. Надо же. Справедливость иногда торжествует. И то, благодаря пророку.Юриспруденция в краскахН.Н.Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»,1871.

Думаю комментарии излишни.Юриспруденция в краскахБ.В.Иогансон – Советский суд. 1928.

«Самый гуманный в мире» — цитата)))Юриспруденция в краскахТот же художник. Не совсем суд, но той же серии: Допрос коммунистов. 1933Юриспруденция в краскахНа картине С. В. Иванова изображена сцена уголовного суда, ведавшего преступлениями против церкви, государства и государя, порядка управления («воровство»: восстание, «скоп и заговор», смута, фальшивомонетничество и т. п.), долж­ностными преступлениями, убийством, увечьем, разбоем, во­ровством («татьбой»), сводничеством и так далее.Юриспруденция в краскахНиколай Касаткин. Жанровые картины — В коридоре окружного суда, 1897

И это весьма незначительная часть картин, посвященных юриспуденции..

Источник: zhiznteatr.mirtesen.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.