Цитата сообщения liudmila_leto «С рукою простертой летишь на коне»

235 лет Медному всаднику

петр 11 (688x392, 135Kb)

18 августа 1782 года,в день 100-летия вступления Петра I на русский престол, на Сенатской площади Петербурга состоялось торжественное открытие памятника.
На церемонии присутствовал весь цвет столичного общества во главе с самой императрицей.
Надпись на постаменте «Петру Первому Екатерина Вторая» подчеркивал замысел государыни – установить линию преемственности между реформами своего великого предшественника и собственной деятельностью.
Под именем «Медного всадника» его обессмертил в своей поэме Александр Сергеевич Пушкин.

петр 11 (688x392, 135Kb)


Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. Корысти не знает», – писал философ о Фальконе. Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.

Фальконе решил представить Петра I как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны». «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побежденных им трудностей».

Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II браковала ее. В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня – символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна – выполнил русский скульптор Федор Гордеев.


Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн. Транспортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.

Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев.

portfolio-img37 (700x525, 78Kb)

Алексей Мельников.
Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Гравюра 1782 года

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге


Первое стихотворение о памятнике было написано спустя год после его открытия, и с тех пор монументальный образ появляется в литературе. Вспоминаем «медного Петра» и его воплощения в русской поэзии.

ЕРМИЛ КОСТРОВ И «ПОЛУБОГ» НА КАМЕННОЙ ТВЕРДЫНЕ

Кто сей, превознесен на каменной твердыне,
Седящий на коне, простерший длань к пучине,
Претящ до облаков крутым волнам скакать
И вихрям бурным понт дыханьем колебать? —
То Петр. Его умом Россия обновленна,
И громких дел его исполненна вселенна.
Он, видя чресл своих предзнаменитый плод,
Соплещет радостно с превыспренних высот.
И медь, что вид его на бреге представляет,
Чувствительной себя к веселию являет;
И гордый конь его, подъемля легкость ног,
Желает, чтоб на нем седящий полубог
Порфирородную летел лобзать девицу,
Поздравить россам вновь востекшую денницу.

Из стихотворения «Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны», 1783

portfolio-img37 (700x525, 78Kb)
Сенатская (Петровская) площадь и памятник Петру I.
Б. Патерсен. 1799 г

Ермил Костров — русский поэт XVIII века. По воспоминаниям Александра Пушкина, он служил стихотворцем при Московском университете: писал официальные стихотворения по торжественным случаям. Ермил Костров первым в России перевел шедевры античной литературы — «Илиаду» Гомера и «Золотого осла» Апулея.


«Эклога. Три грации. На день рождения Ея Высочества Великия Княжны Александры Павловны» Костров написал, когда у Павла I родилась старшая дочь Александра. Стихотворение, созданное в античных традициях, построено как беседа трех граций (богинь красоты и радости): Евфросины, Талии и Аглаи. О памятнике Петру I и самом царе в эклоге говорит Аглая. С произведения Кострова началась литературная традиция изображать медного Петра как покровителя города, способного уберечь его от бед. Образ «гордого коня» из эклоги позже появится в «Медном всаднике» Александра Пушкина.

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

АЛЕКСАНДР ПУШКИН И МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Медный всадник
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
<…>
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

1833


portfolio-img37 (700x525, 78Kb)
Александр Бенуа.
Медный всадник. 1903

Некоторые исследователи считают автором метафоры «медный всадник» поэта-декабриста Александра Одоевского. В его стихотворении «Сен-Бернар» 1831 года есть такая строка: «В полночной мгле, в снегах, есть конь и всадник медной». Однако устойчивым это выражение стало после выхода одноименной пушкинской поэмы. Произведение о Евгении, потерявшем после наводнения 1824 года свою возлюбленную, поэт написал во время Болдинской осени 1833 года. В 1834 году вышла лишь ее первая часть — с цензурными правками Николая I. А целиком поэма была опубликована только спустя три года, уже после смерти Александра Пушкина. Для печати в «Современнике» текст подготовил Василий Жуковский.

«Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий — строителем самого города».
Николай Анциферов, советский историк и культуролог

На сюжет «Медного всадника» композитор Рейнгольд Глиэр написал балет. Его фрагмент — «Гимн Великому городу» — стал гимном Санкт-Петербурга.(см.ниже)

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ.
«С РУКОЮ ПРОСТЕРТОЙ ЛЕТИШЬ НА КОНЕ»


К Медному всаднику
В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженной высится Петр.
И люди проходят в дневном полумраке,
Как будто пред ним выступая
на смотр.
Ты так же стоял здесь, обрызган
и в пене,
Над темной равниной взмутившихся волн;
И тщетно грозил тебе бедный
Евгений,
Охвачен безумием, яростью полн.
Стоял ты, когда между криков и гула
Покинутой рати ложились тела,
Чья кровь на снегах продымилась, блеснула
И полюс земной растопить не могла!
Сменяясь, шумели вокруг поколенья,
Вставали дома, как посевы твои…
Твой конь попирал с беспощадностью звенья
Бессильно под ним изогнутой змеи.
Но северный город — как призрак туманный,
Мы, люди, проходим, как тени во сне.
Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,
С рукою простертой летишь на коне.

1906

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге
Александр Беггров.
Медный всадник. XIX век

Валерий Брюсов одним из первых в русской литературе начал писать стихотворения на урбанистические сюжеты. В начале ХХ века облик обеих столиц менялся: на смену классической архитектуре и барокко пришли модерн и псевдорусский стиль. Вырастали новые жилые кварталы, вокруг городов появлялись заводы и фабрики. Валерий Брюсов писал об этих переменах как о приметах времени в городской культуре Петербурга.


В январе 1906 года поэт написал стихотворение «К Медному всаднику». Памятник Петру у Брюсова — единственное, что остается неизменным в Северной столице. Здесь случаются природные бедствия (вторая строфа — аллегория на поэму Пушкина), происходят перевороты (строки о «покинутой рати» — напоминание о неудавшемся восстании декабристов) и сменяются поколения. Однако Медный всадник остается ядром Петербурга, вокруг которого вырастает новый город.

Стихотворение «К Медному всаднику» вошло в цикл стихов-приветствий вместе с другими «архитектурными» произведениями: «Карл XII. Памятник в Стокгольме», «К собору Кемпэра», «Опять в Венеции». Они были опубликованы в сборнике «Все напевы» в 1909 году.

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

АННА АХМАТОВА И «НЕДОВОЛЬНЫЙ ГОСУДАРЬ»

I
Вновь Исакий в облаченьи
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпеньи
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь…
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.
II
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, —
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий.
Вся любовь утолена,
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.

1913


portfolio-img37 (700x525, 78Kb)
Семен Гесин.
Медный всадник. XX век

Детские годы Анны Ахматовой прошли в Павловске и Царском Селе. В ее ранней лирике присутствовал образ пушкинского Петербурга. Поэтесса вспоминала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

«Стихи о Петербурге» Анна Ахматова написала в 1913 году. Медный всадник для нее — граница, у которой встретились строгая имперская столица ее детства и молодой фабричный город. Он становится свидетелем волнительных эпизодов в жизни петербуржцев. О тесной, порой мистической, взаимосвязи города и судеб его жителей Ахматова писала во многих стихотворениях о Петербурге.

«У Анны Ахматовой Петербург, как и у Блока, выступает в глубине поэтического образа, чаще всего как проникновенный свидетель поэм любви. Петербург как фон, на котором скользят тени любящих».
Николай Анциферов, советский историк и культуролог


Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ.
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК И ГРАНИТ»

…Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег.
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь — Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?
Слышу с крепости сигналы,
Замечаю, как тепло.
Выстрел пушечный в подвалы,
Вероятно, донесло.
И гораздо глубже бреда
Воспаленной головы —
Звезды, трезвая беседа,
Ветер западный с Невы.

1913

portfolio-img37 (700x525, 78Kb)
Василий Суриков. Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870

Стихотворение Осипа Мандельштама, написанное в 1913 году, в первой публикации называлось «В душном баре иностранец…». Оно было напечатано в сборнике «Камень», куда вошли произведения о многих городах России и Европы.

Стихотворение начиналось со строфы:

В душном баре иностранец,
Я нередко, в час глухой,
Уходя от тусклых пьяниц,
Становлюсь самим собой.

В следующих публикациях поэт отказался от этого четверостишия, а произведение стало называться по новой первой строке — «Дев полуночных отвага…». Некоторые исследователи считали первую строфу аллегорией на «Незнакомку» Блока с ее «духами и туманами», а отказ от строфы — уходом Мандельштама от эстетики символизма. Годом ранее поэт вошел в группу акмеистов после знакомства с Анной Ахматовой и Николаем Гумилевым.


С именем Осипа Мандельштама в Петербурге связывают около 15 петербургских адресов: это квартиры, в которых в разное время проживал поэт. Многие его произведения созданы в жанре городской лирики. Об архитектуре Петербурга поэт писал как о рукотворной пятой стихии: «Нам четырех стихий приязненно господство, / Но создал пятую свободный человек» («Адмиралтейство»).

portfolio-img37 (700x525, 78Kb)
Памятник Петру Великому.
Фото нач. XX в.

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

Фото памятника медный всадник в санкт петербургеВнимание Рейнгольда Морицевича Глиэра привлекло одно из самых сложных, самых потрясающих созданий Пушкина — поэма «Медный всадник». Композитор не только вчитывался в пушкинские строки, стараясь постичь музыку пушкинского стиха, но и внимательно знакомился с исследованиями пушкинистов. «Высокая идея, музыкальный язык прекрасной поэмы Пушкина не могли не захватить меня», — вспоминал он. Судя по черновым наброскам (а их в архиве композитора несколько папок), работать над воплощением в музыке образов поэмы Глиэр начал до войны, еще не имея либретто. В 1941 году Петр Федорович Аболимов закончил писать сценарную основу балета «Медный всадник». 18 июня он прочитал либретто балетной труппе Ленинградского театра имени С. М. Кирова. Оно было одобрено, но… через три дня началась Великая Отечественная война. Театр вскоре был эвакуирован на Урал. Творческие планы кировцев и планы Глиэра в соответствии с обстановкой сильно изменились.

Правда, написав торжественно-героическую увертюру «Победа», Рейнгольд Морицевич на какое — то время дал свободу не оставлявшим его мыслям о «Медном всаднике» и осенью 1944 года в порыве вдохновения сочинил почти весь тематический материал будущего произведения. Однако продолжить работу не смог — у него не было ни либретто, ни сценарной разработки. Пришлось нотные листы сложить и спрятать — до лучших времен.

Лишь в 1946 году Рейнгольд Морицевич получил от Ленинградского театра оперы и балета окончательно отделанное либретто Аболимова и официальное предложение написать музыку. Это его очень обрадовало, ибо отвечало его давнишним побуждениям. А то, что предложение исходило от ленинградцев — больших патриотов своего города, приятно было вдвойне, — «Медный всадник», конечно же, прежде всего повествование о городе на Неве и его великом основателе.

Обращение Глиэра к Пушкину, этому неиссякаемому источнику вдохновения, помогло уже немолодому композитору подняться на новую высоту.
Балет «Медный Всадник» — вершина творчества Глиэра.
Это лучший «пушкинский» балет, когда-либо созданный.

Сюита No 1 из балета «Медный Всадник», соч. 89а

01. Вступление («На берегу пустынных волн») — На Сенатской площади — Танец на площади
02. Евгений — Параша — Лирическая сцена
03. Танцевальная сцена

Сюита No 2 из балета «Медный Всадник», соч. 89б

04. Гадание. — Хоровод
05. Свидание
06. Вальс
07. Предчувствие (Начало бури)
08. Гимн Великому городу

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

portfolio-img37 (700x525, 78Kb)

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Александр Пушкин

Фото памятника медный всадник в санкт петербурге

http://www.jandro.ws/obrashhenie-gliera-k-pushkinu/
https://www.culture.ru/materials/129765/5-mednih-vsadnikov

Серия сообщений «Скульптура»:

Серия сообщений «Историческая живопись»:

Источник: www.liveinternet.ru

История

Идея установки масштабного памятника Петру I принадлежала известному дипломату 18-го века Дмитрию Голицыну и самой императрице Екатерине II. Вдохновил же их на это не кто иной, как французский философ Дидро, с которым императрица состояла в переписке. Для воплощения замысла в 1766 году из Парижа пригласили скульптора Этьена Фальконе, хоть и не имевшего прежде дела с высокими монументами, но прославившегося рядом живых небанальных работ.

Под мастерскую для создания макета Медного всадника выделили помещения Зимнего дворца, а помощником французскому мастеру стал архитектор Юрий Фельтен, до того уже работавший с другой знаменитостью — Растрелли. Курировал проект руководитель Академии художеств Андрей Бецкий, хотя Фальконе все вопросы предпочитал решать непосредственно с императрицей. В этом и лежал корень будущих проблем — считается, что Бецкий с самого начала почувствовал себя ущемленным из-за того, что автор статуи отказался обсуждать с ним свою работу.

Впрочем, у Бецкого была своя не менее сложная задача: доставить в Санкт-Петербург огромную гранитную глыбу, найденную в селе Конная Лахта примерно в 15 км. от места установки Медного всадника. Ее транспортировка заняла почти год и потребовала строительства специального судна, которое доставило будущий постамент по реке.

В 1769 году Фальконе представил Екатерине II гипсовую модель скульптуры. И пусть она мало походила на то, что хотела видеть императрица, мастер все же приступил к отливке. Однако с этим возникла проблема: скульптор не решился сам отливать памятник, а опытные литейщики отказались от столь сложной задачи. Ведь чтобы сохранить равновесие, нужно было сделать переднюю часть монумента предельно тонкой и легкой. В результате Фальконе помогал русский мастер-пушечник Емельян Хайлов, который не только освоил технику литья, но как-то раз даже спас незавершенную статую во время пожара.

К моменту окончания работ отношения Фальконе и директора Академии художеств А. Бецкого окончательно испортились, и в их противостоянии императорский двор принял сторону последнего. Оскорбленный скульптор уехал во Францию, так и не увидев свое творение во всей красе. Установил же монумент российский архитектор Федор Гордеев, который занимался и лепкой змеи под ногами Медного всадника.

Торжественное открытие состоялось в августе 1782 года. С тех пор скульптура пережила две реставрации в 1906 и 1976 годах и две мировые войны.

Интересно: Фальконе трижды пытался вылепить голову Петра I, но каждый слепок не встречал одобрения императрицы. В результате эту часть статуи создала юная ученица мастера — 17-летняя  Мари-Анн Колло. Считается, что в своей работе она руководствовалась посмертной маской Петра.

Как добраться до памятника Медный всадник

Монумент, ставший одним из главных символов города, находится на Сенатской площади в историческом центре. Это место, через которое проходят все экскурсии, но в тоже время здесь легко самостоятельно организовать интересную прогулку.

Точный адрес: Сенатская пл., Санкт-Петербург, 190000

Как добраться от аэропорта Пулково:

  • Вариант 1

    Автобус:маршрутом №39 или 39Э ехать до ст. метро Московской около 30 минут.

    Автобус:пересесть на маршрут №3 и ехать до Конногвардейского бульвара 55 минут.

    Пешком:300 метров.

Как добраться от Московского вокзала:

  • Вариант 1

    Метро:по красной ветке 1 ехать от ст. Площадь Восстания до Пушкинской две остановки.

    Метро:на ст. Пушкинская пересесть на фиолетовую ветку 5 и ехать до ст. Адмиралтейской две остановки.

    Пешком:через Александровский сад 900 м.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом №3 ехать от площади Восстания рядом с вокзалом до Конногвардейского бульвара, дорога займет 15 минут.

    Пешком:300 метров.

  • Вариант 3

    Автобус:маршрутами №5 или №22 с площади Восстания добраться до Почтамтского переулка. В пути 10 минут.

    Пешком:500 метров.

Медный всадник на карте

Что посмотреть

Конная статуя высотой 5,35 м. на каменном 5-метровом постаменте по замыслу Фальконе обращена лицом к Неве. Интересно, что императрица видела памятник несколько иначе — она хотела установить его в центре площади, а саму фигуру Петра I изобразить торжественно и важно, с царским скипетром в руке. Философ Дидро, подавший идею памятника, и вовсе предлагал поместить скульптуру в большой фонтан, окружив ее фигурами-аллегориями.

Но Фальконе решил иначе, настояв на своей точке зрения. По собственному утверждению скульптора, Петр изображен не как император или полководец, а прежде всего как личность. Именно поэтому Медный всадник на вздыбленном коне с самого края скалы простирает руку над появившейся из болот столицей — это символизирует преодоление трудностей, неукротимую волю и победу человеческого разума над дикой природой. Символично и расположение у Адмиралтейства лицом к Неве, ведь именно Петр стал родоначальником российского флота.

На постаменте можно увидеть надпись, оставленную по указу императрицы: «Петру Первому Екатерина Вторая». Таким образом Екатерина хотела подчеркнуть не только особое уважение к предшественнику на престоле, но и преемственность царской власти. О Фальконе же не оставили упоминаний, но он сам отметил свое авторство на памятнике в виде надписи на складке плаща Петра.

Интересно: на самом деле Медный всадник имеет мало отношения к меди, ведь он сделан из другого материала — бронзы. Но это народное название появилось  благодаря А.С. Пушкину, который написал одноименную поэму, после чего новое имя статуи стало общепринятым.

Одной из особенностей монумента является тот факт, что огромная тяжелая статуя (общий вес около 8 тонн) балансирует всего на двух точках опоры, причем расположенных далеко не в центре. Долгое время считалось, что таких точек три — задние ноги и длинный хвост коня. Однако при исследовании гамма-лучами в 1976 году оказалось, что хвост не несет никакой нагрузки, равно как и змея под копытами лошади. Эти элементы были созданы лишь для того, чтобы снизить парусность и сделать композицию более устойчивой под порывами ветра.

Особенности Медного всадника:

  • Если увеличить фото монумента и рассмотреть глаза Петра 1, легко заметить, что его зрачки имеют очертания сердец. По этому поводу есть две версии. Возможно, Мари-Анн Колло хотела таким образом подчеркнуть, что император смотрит на Россию и на Санкт-Петербург любящим взором. Но, быть может, она попросту хотела признаться в собственной любви к Фальконе (считается, что Мари-Анн была его любовницей).
  • Петр сидит на коне без стремян и без седла, вместо которого использована звериная шкура. Более того, на российском императоре — древнеримская тога и сандалии, а вместо традиционной в 18-м веке шпаги либо сабли у него на поясе меч. Все эти детали дали повод к многочисленным легендам, одна из которых гласит, что скульптура и вовсе является античной, найденной при раскопках и слегка переделанной Фальконе.
  • Рука царя указывает в направлении Швеции — извечного противника России в ту эпоху. Считается, что это не случайность. Забавно, но в Стокгольме есть своего рода «ответ» в виде памятника Карлу XII, который простирает руку в сторону России.

Медный всадник гармонично вписывается в архитектуру Сенатской площади с классическими зданиями Сената (Конституционного Суда РФ) и Синода (Президентской библиотеки). Позади статуи виднеется купол Исаакиевского собора над верхушками деревьев Александровского сада. Впереди же Адмиралтейская набережная и гладь Невы.

Вокруг памятника сегодня есть небольшая природная ограда из кустарника, и она также является частью истории. Дело в том, что Фальконе был решительно против каких-либо оград — по его мнению, это противоречило бурному необузданному нраву Петра. Но Екатерина II имела другую точку зрения и ограждение все-таки появилось. Позже оно было снесено, однако для защиты от вандалов, которые то и дело стремятся написать что-нибудь на постаменте, символический «заборчик» было решено вернуть.

Интересные факты

  • Фигура на вздыбленном коне в древнеримских одеяниях есть не только в Санкт-Петербурге. Несколькими годами ранее похожая статуя появилась в Дрездене и стала известна как «Золотой всадник». Это памятник курфюрсту Саксонии Августу II, созданный Людвигом Видеманном. Возможно, он был известен Этьену Фальконе.
  • На ранних изображениях Медного всадника (картины В. Сурикова и Н. Воробьева) постамент почему-то выполнен без надписи. Каменная глыба  чиста, на ней не написано ровным счетом ничего. Как и одежда статуи, это дало повод к многочисленным слухам о фальсификации истории памятника и о его античных корнях.
  • Во время войны 1812 года из Санкт-Петербурга были вывезены многие ценности, чтобы избежать их захвата французами. Такое решение хотели принять и относительно статуи Петра Великого, хотя переправить ее в безопасное место — непростая задача. Но в это время некий майор Батурин рассказал князю Голицыну о своем видении: майору несколько раз снился оживший монумент, который утверждал, что пока он на месте — городу ничего не грозит. И скульптуру решили оставить.
  • Считается, что Петр I приходил в виде призрака и к сыну императрицы Екатерины — Павлу Петровичу, будущему царю. Причем это случилось еще до того, как в Петербурге появился Медный всадник. Якобы однажды вечером Павел заметил, что рядом с ним идет таинственная темная фигура, хотя окружающие ее не видели. Призрак обогнал будущего императора, как бы ведя за собой до Сенатской площади. Там Петр указал на место установки памятника и заявил, что в следующий раз его увидят здесь. Об этой истории есть упоминание в мемуарах современницы Павла Петровича, баронессы фон Оберкирх.
  • Каменная глыба, которая выступает в роли постамента для Медного всадника, имеет собственное название — Гром-камень. Считается, что этот кусок скалы был в незапамятные времена отколот молнией, отсюда и появилось такое имя. Интересно, что после его извлечения для транспортировки в Петербург на том месте образовалась впадина, быстро заполнившаяся водой. Водоем назвали Петровским прудом, и сегодня он относится к охраняемым законом историческим объектам.

Полезные советы

  • Самые интересные фото монумента можно получить, если делать снимок снизу вверх на фоне заката или просто облачного, пасмурного неба. В таком случае конная статуя выглядит особенно грозно.
  • Неподалеку на Адмиралтейской набережной есть еще одна интересная фигура Петра — «Царь-плотник». На самом деле это копия скульптуры, установленной в голландском городе Заандам. Но самое интересное, что голландская статуя является в свою очередь копией уже утраченного российского памятника.
  • Вблизи монумента, как и во многих других туристических местах Санкт-Петербурга, стоит опасаться мошенников и назойливых аниматоров в исторических костюмах или в виде ростовых кукол. Как правило, они предлагают туристам сфотографироваться, а после начинают вымогать за фотосъемку неоправданно высокую сумму.
Панорама Медного всадника в Санкт-Петербурге
Медный всадник в Санкт-Петербурге на видео

От Медного всадника всего за 15-20 минут можно пешком дойти к другим «петровским» местам — на Васильевский остров к его красивейшей Стрелке, древней Петропавловской крепости и Кунсткамере. Эти объекты буквально пропитаны духом Петра. Намного ближе находится Адмиралтейство и Александровский сад с роскошным фонтаном — хорошее место для прогулок, отдыха от экскурсий и обеда, ведь сразу за Адмиралтейским проспектом есть множество кафе. В самом же саду можно найти бюсты Гоголя, Лермонтова, Жуковского, ученого-естествоиспытателя Пржевальского и др. Кстати, у бюста Пржевальского есть большая фигура верблюда, которая особенно интересна для детей.

Источник: theplacement.ru

Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I. Название свое он получил благодаря одноименной поэме Пушкина. На самом деле всадник не медный, а бронзовый.

Медный всадник (Сенатская площадь)
1782, скульптор Этьен Фальконе
(фото — Ольга Феофанова)

Медный всадник — первый установленный Петру I памятник. Хотя выполнен он был вторым. Самый первый памятник (история которого началась еще при жизни Петра I) не понравился Екатерине II. Поэтому был установлен гораздо позже Медного всадника, после смерти Екатерины. Вот такая запутанная история.

Скульптор Этьен Фальконе отдал памятнику 12 лет жизни. Голову Петра лепила его ученица, Мари Анн Колло. Кстати, в Русском музее можно заглянуть в глаза Медному всаднику — и увидеть, с какой любовью царь Петр смотрит на свой город.

Петр I, скульптурный портрет Мари Анн Колло (Русский музей)
(фото — Ольга Феофанова)

Стоит конная статуя на знаменитом Гром-камне. Огромный камень для постамента обнаружили в окрестностях Конной Лахты. В том месте, где его извлекли из земли, образовался пруд, который назвали Петровским. С Лахтой, кстати, Петра I связывает не только Гром-камень и Петровский пруд, но и история о спасении утопающих.

Чтобы дотащить валун весом 1800 тонн до пристани, понадобилось почти пять месяцев, четыреста человек и специальная «шаровая машина». Эта машина представляла собой медные сани, катившиеся на медных шарах по медным желобам. На месте медных желобов теперь проходит Конно-Лахтинский проспект. В честь успешной доставки камня в Петербург была выбита медаль с надписью «Дерзновению подобно».

Транспортировка «Гром-камня»
1770, гравюра Якоба Шлея по рисунку Ю. М. Фельтена

Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Это событие очень любопытно описано в путеводителе 1838 года «Прогулка съ дѣтьми по С. Петербургу и его окрестностямъ». Один из первых путеводителей по Петербургу написал Виктор Бурьянов (настоящее имя — Владимир Петрович Бурнашев), первый профессиональный петербургский журналист.

Памятник Петра имел на всех столь необычайное влияние,.. что пробудил даже пиитический талант в известном стихотворце Рубане, который всегда на все случаи писал неудачные, по большей части, вирши, а в этот раз истинное вдохновение посетило его, и он описал это так…

Колосс Родосский, днесь смири свой гордый вид!
И Нильски здания высоких пирамид,
Престаньте более считаться чудесами!
Вы смертных бренными соделаны руками.
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины,
И пала под стопы Великаго Петра.

Открытие монумента Петру Великому
1782, гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова

Самое необычное изображение Медного всадника можно найти в японской рукописи 1807 года «Канкай ибун» — «Удивительные сведения об окружающих морях». Рукопись появилась благодаря японским морякам, попавшим в Россию после кораблекрушения в 1794 году. Вернувшись в Японию, они рассказали о своих странствиях и жизни в России, в том числе о посещении Петербурга в 1803 году.

Медный всадник глазами японских моряков
11-й свиток «Канкай ибун»

Есть минутка? Почитайте о самом первом памятнике Петру I или посмотрите ТОП-10 памятников Петру в Петербурге.

Больше информации и еженедельный календарь событий на выходные — в ВК-группе.

Источник: zen.yandex.ru

История памятника

Автором первого памятника был Франческо Растрелли. К сожалению, статуя императрице не понравилась и её поставили в амбаре города. Потом в течение 12 лет над созданием памятника трудился Морис Фальконе. Однако и ему пришлось покинуть Россию, не найдя одобрения императрицы, до завершения своего создания.

История памятника

Императрица и её ближайшее окружение видели монумент другим. Государыня мечтала о статуе императора со скипетром в руке и в римской тунике. Но скульптор видел образ Петра другим.

Завершал работу над объектом Ю.М. Фельтен. Он же выполнял роль профессионала-архитектора, который был нужен, чтобы следить за установкой монумента.

Установка

Для отливки монумента скульптор пригласил Емельяна Хайлова, имевшего опыт по отливке пушек. Требовалось так установить памятник всего на три точки опоры, чтобы он был расположен устойчиво. Удачным решением считается введение в скульптуру змею, которая придавала добавочную точку опоры и символизировала победу над злом.

Змей на памятнике

В работе над памятником Фальконе помогала его ученица Мари-Анна Колло, вылепившую голову и лицо императора. Она вылепила её, вероятно, стараясь копировать, посмертную маску императора, снятую Растрелли. Над созданием змеи трудился Федор Гордеев.

Голова и лицо императора

Гром-камень

Описывая монумент нельзя не вспомнить про гранитный постамент. Его роль выполняет огромный гранитный камень. Фальконе хотел, чтобы очертания камня напоминали подымающую волну.

Гранитную глыбу транспортировали в столицу по земле и воде. Во время доставки камень продолжали обтёсывать мастера. За необычной доставкой будущего постамента наблюдали россияне и европейцы. В память завершения транспортировки камня императрица приказала выпустить медаль.

Гром-камень

В начале осени 1770 года гранитная глыба была доставлена на Сенатскую площадь. Императрица решила установить скульптуру в середине площади, но скульптор передвинул её ближе к реке, куда смотрит Пётр. Но и сегодня не утихают споры, куда смотрит император? Есть мнение, что взгляд императора обращён на Швецию, с которой сражался. Некоторые предполагают, что царь глядит на море, за выход к которому он воевал. Однако бытует мнение, что создатель Санкт-Петербурга обозревал свой город.

Источник: karta-turizma.ru

Описание памятника

Памятник на Сенатской площади в Санкт-Петербурге изображает Петра I, сидящего на вздыбленном коне. Он стоит на вершине постамента-скалы, а у ног лошади лежит поверженная змея. Все это символизирует преодоленные императором трудности и враждебные силы.

Змея служит одной из точек опор для императорского скакуна, что является довольно оригинальным решением для придания скульптуре устойчивости.

Змея придает устойчивость

Взгляд Петра направлен вперед. По словам автора скульптуры «он простирает свою благодетельную десницу» на все территории, где проезжает. При этом у самодержца нет в руках символов государственной власти и он одет не в военные доспехи, а в простую одежду. В скульптуре Петр I предстает не полководцем, а законодателем, просветителем, созидателем и благодетелем.

Однако намек на государственность и победы самодержца в памятнике все же есть. Голову Петра I украшает лавровый венок, а на поясе висит меч.

Голову Петра I украшает лавровый венок

На постаменте есть надпись на русском и латинском языках — «Екатерина II Петру I Лета 1782». Она увековечивает имя императрицы и подчеркивает ее приверженность петровским реформам.

Памятник Медный всадник окружен невысоким забором, вдоль которого высажены кустарники и цветы.

Почему памятник называют Медным всадником

Вопрос о Медном всаднике особенно актуален в свете того, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге отлит из бронзы. Но ответ на него довольно прост.

Памятник отлит из бронзы

Памятник стал «медным» из-за одноименного произведения Пушкина, в котором император на своем коне соскакивает с памятника и мчится за чиновником Евгением, потерявшем любимую во время наводнения.

Интересный факт! Образ Петра на коне использовали в своих произведениях Ф. Достоевский и А. Белый. Отсылка ведет именно к памятнику на Сенатской площади.

Авторы памятника

Почему-то многие считают Этьена Фальконе — французского скульптора — единственным автором памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге. На самом деле это не совсем верно, хотя и он выполнил большой объем работ.

Достаточно ответственную их часть взяла на себя ученица французского мастера — Мари Анн Колло. Она вылепила голову скульптуры. Работу доверили Мари после того, как Екатерина II трижды забраковала варианты Э. Фальконе. Эскиз его ученицы, наоборот, пришелся по душе императрице, которая в итоге назначила девушке пожизненную пенсию и приняла в Российскую Академию художеств.

Памятник Медный всадник, вид сзади

Змею у ног коня вылепил Ф. Гордеев, отливкой основной части статуи руководил Екимов В., а архитектурно-планировочным решением занимался Ю. Фельтен.

История создания Медного всадника

История создания Медного всадника полна противоречий и даже конфликтов. И если бы не Э. Фальконе, Сенатскую площадь могла бы украсить совсем другая скульптура.

Работа над проектом

Видные умы российских академий долго не могли определиться с видом памятника. Екатерина II хотела видеть его величественным и на коне, Бельский — без коня, Дидро предлагал сделать памятник Петру I в Петербурге в виде фонтана. Штелин и вовсе видел императора не одного, а среди павших к его ногам человеческих пороков, воплощенных в металле.

Фальконе решительно отказался от оригинальных идей и создал эскиз такого памятника, которым он предстает сейчас.

Интересный факт! Чтобы создать динамичную скульптуру, Фальконе делал зарисовки с движущегося коня. Для этого гвардейские офицеры поднимали лошадь на дыбы и удерживали в таком положении или взмывали на ней по помосту.

Постамент «Гром-камень»

Скульптура Петра I стоит на внушительном постаменте — обтесанной каменной глыбе. Ее искали по всем окрестностям Петербурга, а в местной газете даже напечатали объявление с просьбой к гражданам помочь в поисках.

Весил Гром-камень 1 600 тонн

В результате подходящую глыбу нашел крестьянин С. Г. Вишняков, за что получил премию в размере 100 рублей. Гранитную глыбу, расколотую ударом молнии, в народе назвали «Гром-камнем».

Весил «Гром-камень» 1 600 тонн, был почти на 4 м заглублен в землю и покрыт мхом. Когда его извлекли, на этом месте образовался большой котлован, быстро заполнившийся водой. Этот водоем сохранился до сегодняшнего дня и носит название «Петровский пруд».

Особую сложность представляла собой транспортировка такого камня. Чтобы доставить его до Финского залива, пришлось на всем пути соорудить желоба и поместить в них большие медные шары. По ним и перемещали глыбу. Работы проводили зимой, чтобы замерзший грунт мог выдержать большую нагрузку. В заливе камень ждала специально построенная баржа.

Надпись на постаменте

Транспортировка глыбы потребовала усилий более 1 000 человек и около полугода времени. На Сенатскую площадь камень прибыл 26 сентября 1770 года. За его разгрузкой наблюдало огромное количество людей.

Перед установкой камень хорошо обтесали, и он растерял большую часть своих габаритов и великолепия.

Литье и установка памятника

Литье памятника Петру I в Санкт-Петербурге вызвало немало проблем у Фальконе. Сам он никогда не выполнял такие работы, а в городе не нашлось ни одной мастерской, где могли бы отлить монумент в таких размерах. Никто не мог гарантировать успех предприятия и обещать нужный результат.

Для отливки скульптуры был приглашен французский специалист Б. Эрсман. Он приехал с помощниками и даже всеми необходимыми материалами. Но плодотворного сотрудничества с российскими скульпторами и художниками не получилось. Эрсман был уволен по настоянию Ю. Фельтена.

Памятник Петру, 19 век

Его место занял Е. Хайлов, занимавшийся раньше отливкой пушек. Ему пришлось подобрать для литья новый состав, чтобы памятник устоял всего на трех точках опоры, получился прочным, но легким.

Первый опыт литья оказался неудачным. Труба, по которой в форму подавалась бронза, лопнула. Едва не погибнув, Хайлов смог предотвратить пожар в деревянной мастерской. Успехом увенчалась вторая попытка литья, которая последовала лишь через 3 года.

В разгар работ отношения скульптора Фальконе и Екатерины II стремительно ухудшаются и в 1778 году он был вынужден уехать из России. С собой мастер забрал все чертежи, эскизы, а также свою талантливую помощницу Мари Анн Колло. В связи с этим дальнейшими работами по завершению скульптуры и ее установке руководил Ю. Фельтен.

Укрытие во время войны

Памятник Петру I или Медного всадника установили на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1782 году. В честь этого был проведен военный парад под руководством Д. А. Голицына.

Интересные факты о Медном всаднике

  • «Гром-камень» извлекали из земли почти год.
  • Жеребцов, с которых Фальконе делал эскиз, звали Бриллиант и Каприз.
  • За работу над скульптурой Фальконе было обещано 200 000 ливров.
  • В честь открытия скульптуры были выпущены памятные серебряные монеты. Для причастных к ее созданию выпустили три золотых монеты, одну из которых Екатерина II отправила Фальконе. Однако на открытие памятника его не пригласили.
  • На плаще Петра I есть надпись о том, что над скульптурой работал Этьен Фальконе.
  • Во время Второй Мировой войны памятник заколотили досками и укрыли мешками с песком, чтобы защитить от разрушения.
  • Во время реставрации памятника в 1976 году внутрь него была заложена капсула с документом о реставрации и газетой от 3 сентября этого же года.
  • Высота монумента составляет около 5 м.

Медный всадник со своей богатой историей и величественным видом уже давно стал одним из символов Санкт-Петербурга. На его фоне с удовольствием фотографируются как туристы, так и жители города. Вставший на дыбы конь со столь значимым для истории России наездником интересен и взрослым, и детям.

Источник: ArchitectureGuru.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.