Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.


Фото минина и пожарского на красной площади

1. Минин. Одежда представителя народа не стилизована под античную: туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нём порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

Фото минина и пожарского на красной площади

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

Фото минина и пожарского на красной площади

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, ещё не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своём имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.


Фото минина и пожарского на красной площади

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

Фото минина и пожарского на красной площади

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Её текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.


Фото минина и пожарского на красной площади

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

Фото минина и пожарского на красной площади

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

Фото минина и пожарского на красной площади

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Фото минина и пожарского на красной площади Иван Петрович Мартос
1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Источник


Фото минина и пожарского на красной площади
Верхние Торговые Ряды в середине 1850-х гг. Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа. 1850-е гг.

Источник: the-morning-spb.livejournal.com

Идея композиции

В 1803 году участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств предложили возвести в Нижнем Новгороде памятник к 200-летию победы русских над иностранными интервентами в 1612 году. Центральными фигурами композиции они предлагали князя Дмитрия Пожарского и земского старосту Кузьму Минина.

Место и герои были выбраны неслучайно: в Смутное время Минин и Пожарский собрали в Нижнем Новгороде Второе ополчение против шведских и польско-литовских интервентов. В 1612 году русское войско разбило армии захватчиков и полностью освободило столицу.

Работа над памятником

Автором проекта стал скульптор Иван Мартос. В 1812 году под его руководством мастера начали работу над монументом, спустя 4 года литейщик Василий Екимов отлил скульптуру целиком. На памятник ушло 18 тонн латуни и меди. Впервые в европейской истории такой крупный монумент отлили за один раз.


Пьедестал для памятника изготовил каменотес Самсон Суханов из трех кусков гранита — их специально привезли из Финляндии. Иван Мартос украсил пьедестал двумя горельефами. На переднем горельефе «Нижегородские граждане» скульптор изобразил людей, которые жертвуют богатства на защиту Родины. Среди фигур — сам Мартос и двое его сыновей, которые отправляются на войну. На заднем горельефе «Изгнание поляков» Иван Мартос изобразил князя Пожарского, который гонит захватчиков из Москвы.

Фигуры Минина и Пожарского были выполнены в классическом стиле и напоминали античные статуи. Однако в скульптурной композиции были и традиционно русские элементы: одежда Минина напоминала русскую рубашку, на щите Пожарского был изображен Спас Нерукотворный, а на одном из горельефов — икона Казанской Божией Матери.

Открытие памятника

Изначально памятник хотели установить в Нижнем Новгороде. Но Иван Мартос настаивал, что его место — в Москве на Красной площади перед Верхними торговыми рядами (сегодня здание ГУМа). Памятник Минину и Пожарскому установили в 1818 году.

С 1818 года облик Красной площади неоднократно менялся: на месте торговых рядов в 1893 году открылся ГУМ, а в 1930 году построили Мавзолей. Памятник мешал проводить масштабные парады и демонстрации. В 1931 году его перенесли к собору Василия Блаженного, где он располагается и сейчас.


Сегодня памятник Минину и Пожарскому — одна из главных достопримечательностей и Красной площади, и столицы в целом. Зимой возле памятника, как и в конце XIX столетия, заливают каток.

Источник: www.culture.ru

Одна из интереснейших достопримечательностей столицы — это, конечно же, монумент в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, руководивших вторым народным ополчением в годы польской интервенции. Скульптурная композиция, отлитая из сплава меди с латунью, находится прямо на главной площади Москвы, сразу перед храмом Покрова Пресвятой Богородицы.Фото минина и пожарского на красной площади

Открытие скульптурной композиции, на котором побывал сам император Александр Первый со своим семейством, прошло в феврале 1818 г. Этот зимний день превратился в самый настоящий всенародный праздник. По случаю установки скульптуры Минину и Пожарскому по площади прошел парад гвардейцев, а общее количество москвичей, собравшихся на этом событии, было поистине огромным.

Согласно задумке автора памятник, выполненный в популярном на то время стиле ампир, обращен к Кремлю. В это вложен определенный смысловой посыл, ведь скульптор И. Мартос хотел показать, что два лидера освободительного фронта, взирая на Кремль, захваченный вражескими солдатами, как бы призывают народ подняться с колен и освободить свою страну от вражеских поработителей.


Памятник Минину и Пожарскому в полной мере воплотил в себе все идеалы высокой личной сознательности, патриотизма, гражданственности и сыновнего долга перед родной страной, которые сподвигли героев на совершение своего величайшего подвига. Кузьма Минин выполнен во весь рост. Он откинул руку в сторону, призывая таким энергичным жестом отстоять Москву от польских солдат. Дмитрий Пожарский, наоборот, изображен в сидячем положении. Боевой собрат вручает ему меч, призывая полководца стать во главе народного ополчения. Пьедестал, на котором стоит памятник, украшен барельефами, на которых можно хорошо рассмотреть сцены военного похода 1612 года и сбора пожертвований на нужды ополчения. Кроме этого там имеется еще и надпись. Она гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия».

Источник: www.msmap.ru

Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и литейного искусства.

Где находится памятник Минину и Пожарскому

Главный памятник Минину и Пожарскому находится в Москве, на Красной площади, перед собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). На горельефах пьедестала изображены: прогоняющий поляков из Москвы князь Пожарский; на втором (переднем) горельефе — граждане, жертвующие имущество и себя Родине.


Первая и наиболее масштабная копия скульптуры находится в Нижнем Новгороде, где под началом народных героев и удалось собрать ополчение для борьбы с интервентами. Нижегородский памятник стоит в центре города, на площади Народного единства, являясь ее смысловой доминантой. Он на 5 см ниже московского оригинала, изготовлен Зурабом Церетели и официально открыт в 2005 году.

Малая модель оригинального памятника хранится в Художественном музея города Таганрог.

Кроме того, памятник в миниатюре был воспроизведен бронзе с позолотой в каминных часах П.-Ф. Томира. Реплики таких часов хранятся в Эрмитаже и музее Петергофа.

История памятника Минину и Пожарскому в Москве

Идея создания грандиозного памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому была выдвинута с организацией сбора средств в 1803 году. Инициативу поддержал император Александр I.

Автор памятника Минину и Пожарскому и его создатель — скульптор Иван Петрович Мартос, также участвовавший в скульптурном оформлении петербургского Казанского собора, Павловского парка и являющийся скульптором памятников царственных особ и других исторических деятелей. И. П. Мартос представил публике гравюру будущего памятника народным освободителям еще в 1807 году, его проект был одобрен лишь после победы в общем конкурсе в ноябре 1808 года.


В ходе работ было решено установить скульптурную группу не в Нижнем Новгороде, который исторически является местом сбора ополчения, а в центре Москвы, чтобы подчеркнуть значимость этого исторического события и посвященного ему памятника.

Малую и большую модели памятника скульптор Мартос продемонстрировал в 1812 и 1813 году. В бронзе скульптура отлита мастером-литейщиком В. П. Екимовым в 1816 году. К тому времени была проделана колоссальная работа: монумент стал самым крупным из единовременно отлитых памятников в Европе.

Пьедестал для памятника выполнен из трех кусков гранита мастером С. К. Сухановым в Петербурге, доставлен в Москву водным транспортом.

Памятник на Красной площади официально открыт в 1818 году; на момент открытия его поставили на наиболее почетном месте в центре площади, напротив нынешнего здания ГУМа.

Тем не менее, в 1931 году скульптура, изображающая национальных героев и возвышавшаяся посреди площади, оказалась помехой: не вписывалась в концепцию просторной парадной площади, на которой регулярно проводились торжественные шествия и демонстрации. В связи с этим монумент перенесли к храму Василия Блаженного.


Как добраться до памятника Минину и Пожарскому в Москве

Памятник возвышается в южной части Красной площади, чтобы дойти до него, можно ориентироваться на заметный издалека собор Василия Блаженного. Увидеть памятник, в отличие от монументов на территории Кремля, можно бесплатно — вход на Красную площадь в обычные дни свободный. Также знаменитый памятник, как правило, включается в большинство маршрутов пешеходных экскурсий по историческому центру Москвы.

На метро добираться нужно до станции «Охотный Ряд» или расположенных на одном транспортном узле с ней станций «Театральная», «Площадь Революции». Затем нужно пройти мимо красного здания Государственного исторического музея почти 600 метров через всю Красную площадь. Почти такое же расстояние и от метро «Китай-город», в этом случае нужно спуститься к южной части Красной площади по улице Ильинка.

На наземном общественном транспорте добираться удобно до остановки «Красная площадь» со стороны Васильевского спуска по улице Варварка. Пешком останется пройти совсем немного до собора Василия Блаженного, а затем обойти его до главного входа. Автобусы по маршруту — № 158, м5. От остановки у Васильевского Спуска идти до монумента ближе, чем от метро.

Панорама площади перед памятником от Google Maps

Видео

Источник: www.tourister.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.