Дед Мороз или по-фински Йоулупукки (Joulupukki) – главный герой финских зимних праздников. Чуть ли не все знают, что он живет в северной Финляндии и помогает донести радость Рождества всему миру.

Корватунтури, гора в финской Лапландии, где обосновался Санта-Клаус, расположена в 1000 км к северу от столицы страны, Хельсинки. Там живет Йоулупукки с женой и сотнями гномов. С вершины Корватунтури они могут слышать рождественские желания детей со всего мира.

Для финских детей отсчет наступления Рождества начинается с началом Рождественского поста, когда на улицах появляются праздничные украшения.

Дети, как и взрослые, получают удовольствие от открытия окошек Рождественского календаря, по одному окошку в день вплоть до Сочельника. Обычно за окошками скрываются забавные картинки, а иногда шоколад или другие маленькие подарки.

В предрождественский период, а также в другое время года, Санта успевает появиться и произнести Рождественское приветствие в городах Финляндии и за ее пределами. Люди часто спрашивают его о гномах, с которыми он работает, а жителей теплых стран интересуют северные олени и снег.

Отблеск снега и холода


В финской Лапландии снег лежит с ноября до поздней весны – иногда даже до мая. Как Йоулупукки отвечает на вопросы о снеге? Он делает всё от него зависящее, чтобы описать снег и холод. Снег – белое, хлопьевидное вещество, состоящее из кристаллов. Вы можете вылепить из него снеговиков, снежные крепости, снежки и скульптуры. А когда снежинки мечтательно летят к земле, – это прекрасный зимний день.

Температура может опускаться до минус  30 градусов, так, что снег хрустит под вашими ногами при ходьбе, и к нему присоединяется скрип бревенчатых домов. Но что удивительно, по сравнению с южной Финляндией, в Лапландии не так холодно. Замерзшее море с юга и снежные сопки на севере по-разному передают ощущение холода.

Снег помогает Йоулупукки легко переправлять подарки. Он с легкостью скользит по снегу в санях, запряженных гарцующими северными оленями с Рудольфом во главе.

Наши друзья северные олени

Самый известный северный олень финского Деда Мороза, конечно, красноносый Рудольф. Но Йоулупукки не может совершить путешествие в каждый дом только на одном северном олене, поэтому Рудольф один из многих.

Рабочие северные олени весят около 100 кг каждый. Они достаточно сильные, чтобы везти Деда Мороза и тащить сани, полные подарков, на дальние расстояния. Присутствие Рудольфа особенно важно, так как его красный нос светится темными рождественскими вечерами, когда Йоулупукки собирается в путь.


Оленята рождаются в конце весны и весят около пяти килограмм. Они растут очень быстро, питаясь лишайником. Осенью они едят вкусные грибы, которые растут на северных финских сопках.

Туристы, которые приезжают в Лапландию, могут прокатиться в санях, запряженных ездовыми северными оленями. Это очень здорово, когда олени везут вас, а вокруг кружится снег.

Дом с гномами

Когда Йоулупукки не развозит подарки и не выступает на публике, он тихо живет дома, Он, Йоулумуори (финская Снегурочка) и гномы едят много лосося, кашу и вкусные местные ягоды.

Йоулупукки и Йоулуимуори не единственные, кто на протяжении многих лет получает помощь от гномов. Традиция домашних гномов восходит к древнейшим временам, более чем к 2 тысячам лет назад. Домашний гном всегда был духом-покровителем, который защищал дом скрытно и без лишнего шума.

В Финляндии такие гномы всегда защищали жителей страны и помогали им по хозяйству. Они топили сауну, присматривали за детьми, заботились о зерне, крупном рогатом скоте и лошадях в конюшне. Они были лучшими друзьями кошек и собак. Также гномы были очень привязаны к старым домам, в которых жили.

Люди ценят гномов и в обмен на их услуги дают им еду. Во многих домах в Сочельник специально в углу оставляют чашку с рисовой кашей, и как это ни странно, на утро она всегда оказывается пустой.


Текст: Синикка Салокорпи

Источник: finland.fi

Источник: begin-journey.ru

И это всё о нём…

Bush_ziza_57

Мало кто знает, но добрый рождественский дед Санта-Клаус, который живет в Лапландии, на самом деле является одним из самых страшных существ в древней мифологии.
«Йоулупукки в переводе с финского означает «Йольский козёл».

Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль — праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется — теперь он разносит подарки на Рождество.К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя «Йоулупукки» остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.

1db0b772dc0b

Тесно связан с этими верованиями скандинавский обычай изображения ряжеными Йольского козла (англ. Yule-buck) – козлиной головы на па палке, которую носит из дома в дом молодой парень в меховой накидке и при этом всячески дурачится. Его приход мог означать добрую или дурную удачу, но во многих общинах его встречали с пением и танцами. Тем не менее, Йольский козёл был фигурой скорее устрашающей, чем забавной, одна быличка в Дании рассказывает о девушке, которая осмелилась танцевать с ним в амбаре в полночь, когда он ожил и стал бить её палкой, пока она не умерла. (Симпсон, “Скандинавские народные истории”, стр.80-81 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 80-81)).

ec5w5mif-ac

В Норвегии и Швеции, где также были ряженые, Йольский козёл тоже кажется полностью сверхъестественным существом, лишенный костей и крови, с волосами, достаточно длинными, что бы спрятать его ноги. В прежние дни он прятался в кухонном подполе и должен был получать на Йоль пиво, шнапс (водку) и кашу, чем его удерживали от разрушений в доме. В Сондморе (Søndmøre, Норвегия) его называют могильным (или курганным) козлом (англ. Howe-buck) и, как считается, он обитает в могильных курганах. В Швеции во внезапных недомоганиях во время Йоля обвиняют именно этого козла (Фейльберг, Йоль (Fejlberg, Jul)). Также иногда говорят, что “Новогодний козёл” заберёт того, у кого не будет новой одежды в это время.

19tajqxd7q

Йольский козел может быть связан с козлами Тора (и как мы помним, в Германии “Санта-Клаус” иногда правит повозкой, запряженной двумя козлами), либо же он может входить в круг понятий той же дикой мощи смерти и плодородия, которую мы наблюдаем в Дикой Охоте. В святочном представлении в Оланде (Øland, Швеция) участвуют двое людей, “отец” и “сын” вместе с “козлом”, которые попеременно поют, заключая сделку на жизнь “козла” и рог. В конце третьей строфы в “козла” “стреляют”, он падает и лежит как мертвый. Затем его покрывают красным и белым плащом, последний стих сообщает, что “козёл” встаёт. трясёт бородой и скачет, одновременно ряженый, его изображающий, поступает как описано. В другой версии красным плащом накрывают козла перед убийством, затем – синим плащом (поскольку козёл был серым), затем белым (поскольку он был мертвым), затем золотым, потому что Йоль близко, и прежде чем его утащат прочь солить, он встаёт и трясёт бородой (Фейльберг, Йоль, II.стр.231-32 (Fejlberg, Jul, II, pp. 231-32)). Это подозрительно близко к легендарному описанию козлов Тора, которых можно было зарезать и съесть, а затем вернуть к жизни взмахом божественного Молота.
Хотя Последний Сноп был обычаем праздника Урожая (или, как вариант – Зимней Ночи (прим.ред)), специальные связки так же выставлялись во время Йоля “для птиц” – иногда на вершинах фруктовых деревьев.

liangf63b80

Этот обычай бытовал в Норвегии, Швабии, и на крайнем юге Германии (Фейльберг, Йоль, I, 143 (Fejlberg, Jul, I, 143)).Так как Последний Сноп особо связан с духами мёртвых, как и практика вывешивания даров на деревьях, возможно, что эти вязанки – “Снопы Йоля” сперва служили дарами богам/богиням и духам, которые могли являться принять их в форме птиц (особенно ворон и воронов?).»
Образ добряка-весельчака в красном одеянии появился сравнительно недавно. В XIX веке Санта представляли в виде злобного существа с козлиной шкурой и рогами. Его главной целью было — пробраться в дом хозяев, напиться и напугать детишек. Детишек, которые плохо вели себя в течении года, он живем варил в котле, о новогодних оленей съедал, когда кушать было нечего.
Но данная легенда показалась жителям слишком уж жестокой, и старый «демон-козел» превратился в главного рекламного героя «кока-колы» Санта-Клауса, которого мы все привыкли видеть.

ea73add61884678b98feff10428af090

Источник http://4stor.ru/strashno-interesno/65642-youlupukki-rozhdestvenskiy-kozel.html

Источник: denegnerad.livejournal.com


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.