Петербург — это не просто город белых ночей и трех революций, где безостановочно разводят мосты и пьют винишко на крышах. Настоящих ценителей изящной культуры Питер радушно встречает обилием музеев и выставочных залов, где полной грудью можно надышаться красотами. Благо имеется повод, чтобы лишний раз припасть к высокому искусству.

31 января 1714 года, 304 года назад, по указу Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Государев кабинет», более известный как Кунсткамера. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, где на одном квадратном метре собрано максимальное количество удивительной дичи и поражающих воображение экспонатов со всего мира.

В честь этого знаменательного события, Отвратительные мужики собрали для вас топ-7 интересных диковинок, которые вам точно стоит увидеть. Помимо заспиртованных мутантов, разумеется.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры


лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Саму игрушку русские послы приобрели в 1720 году в Пекине. После пожара 1747 года считалось, что экспонатов петровской эпохи в Кунсткамере практически нет, однако эту ладью все же удалось откопать из закромов, отреставрировать и теперь она радует глаз гостей музея.

Астролябия Г. Арсениуса
Работа гениального механика

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.


Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин. Изготавливалась из бедренной человеческой кости, обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой


лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men


Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы. Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.

Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии. Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри — небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.


лучшие экспонаты кунсткамеры отвратительные мужики disgusting men

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере. Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!

Источник: disgustingmen.com

Первая коллекция знаменитой «Кунсткамеры», собранная благодаря трудам императора Петра I, стала началом развития естественных наук в России. Петр знаком нам по урокам истории как царь-плотник, царь-матрос, но не как царь-исследователь. Покупка экспонатов для «Кунсткамеры» обычно представляется царской прихотью, будто император тащил в Петербург все подряд, что было модно в Европе.


Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Анатомический театр 17 века в Амстердаме, где интересующиеся могли увидеть вскрытие человеческого тела. Препарирование сопровождалось лекцией доктора и продолжалось несколько дней. После процедуры вскрытия покойника хоронили по-христианским канонам. Судя по гравюре, знатные дамы тоже интересовались анатомией.

Во время путешествия по Европе изучение точных наук стало для молодого царя Петра не менее важным, чем строительство кораблей. Петр любил учиться и желал, чтобы научное просвещение подданных распространилось в России.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Молодой царь Петр (справа) в домашнем музее Якоба де Вильде. Гравюра работы Марией де Вильде, дочери коллекционера. Во время первой поездки в Амстердам Петру было 25 лет.

Коллекции гербариев, насекомых, скелетов животных и людей, анатомических рисунков собирались европейскими учеными для своих научных исследований. Создать анатомический препарат, который сохранялся для работы годами, пытались многие ученые.

Доктор Фредерик Рюйш разработал свою методику сохранения частей мертвого человеческого тела в специальном растворе.


Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

Анатомические экспонаты-препараты использовались для изучения строения человеческого тела.
«Любой человек мог по ним учиться, без необходимости [выполнения] омерзительных действий, грязной работы и отвратительной вони».

«Обладатель препаратов может развлекаться, или сам учиться, или использовать препараты в высшей школе, обучая молодежь, демонстрируя ей истинное устройство частей тела. На этих уроках нет надобности основываться на одних лишь словах или строить догадки, но можно верить своим глазам» — писал Рюйш.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Для придания препаратам эстетики Рюйш украшал их кружевами и подписывал философскими цитатами о жизни и смерти — «так украсить ужасное зрелище разрезанных или отсеченных частей тела с помощью декоративных элементов, чтобы оно не было неприятным для глаз, не вызывало страха и отвращения <…> Чтобы эти произведения просуществовали как можно дольше, я обработал их с помощью моего искусства бальзамирования таком образом, что части тел будут оставаться в сохранности не каких-нибудь пятьдесят лет, а несколько веков»


В своем домашнем музее Рюйш расставлял препараты не по тематике, а вперемешку.
«Все вперемешку, чтобы зрелище было приятно для глаз: а то мне не удалось бы заполнить один кабинет только человеческими сердцами, препарированными различным образом, а другой — младенцами, и еще один — детскими головками и т.п. К тому же такая расстановка была бы менее приятна для глаз» — пояснял ученый.

Современного человека часто шокируют лица мертвых детей в стеклянных банках, которых немало в коллекции доктора. Рюйш обучал акушерок и знал обо всех случаях детской смерти в городе. В Амстердаме был принят закон, что акушерка не могла приступить к работе, если не сдала экзамен доктору Рюйшу.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Часто люди той эпохи желали сохранить облик умершего дитя, и доктор выполнял их заказ. Благодаря уникальной методике Рюйша, мертвецы в колбах выглядели как живые.

«Я увидел 50 уже много лет нетленных тел младенцев в спирту. Я видел мальчиков и девочек четырех лет, явно полнокровных, с открытыми глазами и мягкими телами, и они даже не находились в спирте…» — писал современник.

Рюйш читал лекции и проводил вскрытие в анатомических театрах. Он беседовал с умирающими людьми, которые давали ему согласие на вскрытие. Информация о симптомах болезни помогала для развития медицины.


Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Урок анатомии Фредерика Рюйша. Со скелетом в руках изображен сын доктора — Хендрик, который стал медиком. Дело отца продолжала и младшая дочь Рюйша — Элизабет. Современники отмечали, что она «была весьма умела в искусствах отца обращаться с растениями и мертвыми телами, а также в области знания частей человеческого тела». Старшая дочь — Рахель проявила себя в живописи, была придворной художницей.

Свои исследования Рюйш старался увековечить в гравюрах, результаты вскрытия зарисовывали художники.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

«Мозг, препарированный благодаря нашему искусству, мы тотчас отдаем граверу, который с тщательным прилежанием и внимательными глазами, не пугаясь из-за разложения и вони, вырезает его на медной пластине, скрупулезно создавая изображение, точно соответствующее оригиналу».

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

В 1697 году в книге гостей Рюйша царь оставил свою запись: «Я нижеименованной в прилучие езды видения Европы вящею частию был здесь в Амстердаме ради предних мне потрепъ искусства. Потом же проходя смотрения вещей межъ которыми яко непоследняя сия искусства анатомии господина Рюйса виделъ и по обычею сего дому подписал моею рукою. Петръ».


Равнодушие Петра к художественным коллекциям объяснима, его отец часто получал из Европы предметы искусства в подарок, а экспонатов для изучения медицины в России не было.

Молодой царь учился естественным наукам у Федерика Рюйша. Вернувшись в Россию, Петр вел с доктором переписку и обменивался предметами зоологических коллекций.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Во время первого визита в Голландию царь Петр гостил у бургомистра Амстердама Николааса Витсена, который в 1660е годы путешествовал по России и был знаком с царем Алексеем Михайловичем — отцом Петра.

Фредерик Рюйш был увлечен не только человеческой анатомией, но и изучением животного мира.
«После этого, если останется время, я могу еще показать четвероногих животных, рыб, рога, раковины, бабочек, птиц и множество морских обитателей, преимущественно из Вест- и Ост-Индии. Их такое большое количество, что я собрал их в 1500 сосудов, кроме тех, что высушены и хранятся в коробках и шкатулках. Это занимает много времени, и я буду показывать это по одному часу в день с 12 до часу или полвторого. Человеческое тело, сохраняемое в 16 кабинетах, я покажу таким образом за четыре или пять недель»

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Так выглядел царь Петр во время своего первого путешествия по Европе

Ученый в письмах благодарил царя за ценные экземпляры насекомых. Например, Рюйш писал, спасибо, дорогой государь, что прислали мне жучков из России, в моей коллекции нет подобных жучков с такими пятнышками.
Путешествуя по Европе, царь Петр как ученый-исследователь собирал гербарии, делая записи, где и когда цветы были сорваны.

В Голландию с продолжительным визитом Петр вернулся спустя двадцать лет. Узнав о желании Рюйша продать свою коллекцию, которая насчитывала более 2000 экспонатов-препаратов, Петр приступил к долгим переговорам.

В электронной библиотеке «Кунстамеры» опубликована книга голландского историка Дриссен-ван хет Реве, которая ссылаясь на переписку Петра и его приближенных, рассказывает о том, как приобретались экспонаты. Процесс переговоров длился долго, сопровождался спорами и разногласиями.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

«… покупка коллекций ни в коем случае не была бездумным подражанием: это был тщательно продуманный импорт культуры. Петр действовал не в порыве чувств, он совершал продуманную покупку. Находясь в Амстердаме в 1697–1698 гг., он под руководством Николааса Витсена основательно познакомился с богатыми амстердамскими коллекциями. Если до поездки в Амстердам он коллекционировал только разные виды оружия, то в Амстердаме у него проснулся интерес практически ко всем предметам, собранным в амстердамских кунсткамерах. Покупая препараты млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, раковины, минералы и анатомические образцы, он руководствовался целью приобретения знаний. Он считал, что, знакомясь с ними, можно будет приобрести «в натуральной истории систематическое понятие» — утверждает историк.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Петр в Голландии

Коллекция Рюйша была куплена Петром за 30 000 золотых гульденов, Рюйш также согласился открыть Петру секрет своей методики создания анатомических препаратов. «Рюйш передаст покупателям редкости и секрет их изготовления, то есть данные о том, как следует препарировать и консервировать редкости» — гласит договор.

Согласно условиям договора Рюйш обязался никому больше свой секрет не раскрывать, даже своим наследникам. «Рюйш возьмет на себя обязательство никому более эти секреты не передавать» — требовали условия.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
План здания «Кунсткамеры» начала 18 века. В центре в башне располагался анатомический театр для обучения подданных

Дриссен-ван хет Реве пишет, что представитель Петра – Роберт Арескин вручил Альберту Себе – представителю Рюйша вексель на 30 000 гульденов. Когда Себа предъявил вексель банкиру, тот сообщил, что еще срок оплаты не наступил, а досрочно он платить не намерен. Переговоры о сроках оплаты продолжились. Наконец, договорились — 25 000 гульденов должны выплатить спустя шесть недель после передачи коллекции, а 5000 после получения всех редкостей.

При получении денег по векселю возникли трудности с банкиром, который придумывал отговорки и не платил, а потом и вовсе сбежал из города. Однако банкира отыскали и ему пришлось заплатить.
«Первые 10 000 гульденов я передал Рюйшу, а также вексель на 5000 гульденов, после чего я получил заклеенный конверт с секретом» — писал Себа.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Кунсткамера эпохи Петра

Для религиозных подданных в России духовенство пояснило важность покупки царя для благого дела.
«Что есть бы не иную кую давано пользу, точию самое толь многих вещей познание, и сия была бы не малая корысть, наипаче мужу породы и чести высокия, которым ведение лучше всякого сокровища стажется» — писал проповедник Феофан, церковный сподвижник Петра.

Другой крупной покупкой для «Кунсткамеры» стала коллекция Альберта Себы. Как утверждает историк Дриссен-ван хет Реве, Себа сам предложил царю купить его коллекцию. Собрание Себы включало в себя не только зоологические экспонаты, но и предметы быта народов Японии и Китая.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием
Аптекарь Альберт Себа давно сотрудничал с Россией. Он поставлял лекарства на сумму сопоставимую с ценой коллекции Рюйша. Оплату заказа он получал постепенно.

Себа долго убеждал царя о важности своей коллекции для русской науки.
«…аптекарю потребовался почти год, чтобы убедить царя купить ее. Это становится ясно из переписки между Амстердамом и Петербургом. Царь купил коллекцию в январе 1716 г., почти за год до того, как познакомился с Себой лично, что произошло в декабре 1716 г. В отличие от информации, содержащейся в большинстве исследований, коллекции Себы и Рюйша не были куплены одновременно. Себа предложил царю купить его кабинет натуралий (naturalia) и диковин (curiosa) 7 июня 1715 г.

Он сделал это по собственной инициативе после благополучного завершения эпопеи с его первой поставкой медикаментов в придворные аптеки. Коллекция Себы была куплена 10 января 1716 г. и прибыла в Петербург 19 августа того же года, задолго до того, как царь собрался посетить Голландию во второй раз. Петр начал приготовления к поездке в октябре, а прибыл в Амстердам в декабре 1716 г. Что же касается коллекции Рюйша, то пробные образцы из его коллекции Себа купил для царя еще 24 апреля 1716 г., более чем за полгода до приезда Петра в Амстердам.

При покупке коллекции Рюйша ситуация была существенно иной, чем при покупке коллекции Себы. Царь подробно осмотрел ее еще в сентябре 1697 г»

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

Голландский историк пишет, что благодаря покупке коллекции Рюйша, царь Петр стал членом Французской академии наук. Французские академики надеялись получить в подарок предметы из коллекции Рюйша. Судя по переписке Роберта Арескина с представителями французской академии, экспонаты Рюйша остались в России. Арескин на вопросы французов отвечал уклончиво.

По правилам французской академии, установлено определенное число академиков – 40 человек, новый академик может быть принят только после смерти одного из них. В 1717 году после смерти одного из академиков Петру предложили вступить в академию.

Экспонаты кунсткамеры фото с описанием

Благодаря коллекциям «Кунсткамеры» в России также началась эпоха этнографических исследований. Собрания музея пополнялись новыми экспонатами. «Мы уже не так ленивы, как вы полагаете. Вскоре вы узнаете из наших работ, что мы используем все средства для исследования природы. Для этого мы послали мсьё Шобера в Казань и Астрахань, как вы узнаете из копии прилагаемого письма. Почти каждый день нам доставляют прекрасные редкости, выполняя указ царя под страхом смерти сдавать все то, что кажется курьезным [curieux] или что рождается уродливым [monstrueux]. Не буду рассказывать вам о произведенных здесь изменениях правил престолонаследия. Газеты сообщают вам об этом не хуже меня» — писал Роберт Арескин французскому корреспонденту.

Спасибо историку Наталье Копаневой за лекцию о создании коллекции «Кунсткамеры» и предоставленную информацию. Наталья Копанева, научные труды которой высоко оценены европейскими коллегами, была награждена орденом Ораниен-Нассау, который вручают в королевстве Нидерланды за особые заслуги.

Об истории «Кунсткамеры» и экспонатов можно почитать в он-лаин библиотеке музея:
http://kunstkamera.ru/lib/

Оглавление блога
Экспонаты кунсткамеры фото с описанием Мой паблик вконтакте
Экспонаты кунсткамеры фото с описанием Мой facebook, Экспонаты кунсткамеры фото с описанием Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Источник: lenarudenko.livejournal.com

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.


Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.


Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Палеолитическая Венера

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.


Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.


Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.


Гейша О-Мацу

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу.

С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Источник: www.culture.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.