Таксист в Эчмиадзин опоздал, сославшись на то, что мы неправильно запомнили время отъезда. В Армении на такую наглость не обижаются. Мы допили утренний кофе, и погрузились в такси. Что-то китайского производства, ядовито синее снаружи и с фальшивой отделкой под древесину внутри. Ремень безопасности был заброшен за сидением водителя сзади. В случае, если милиция окажется поблизости, ремень быстро перебрасывается через плечо, создавая эффект, будто водитель был пристёгнут всю дорогу. Арик, Павел, Серёжа – мы познакомились, теперь можно ехать в армянский Ватикан, монастырь Эчмиадзин с тысячелетней историей.
Эчмиадзин фото
Французские туристы осматривают церковь святой Гайане в Эчмиадзине, в то время как дети спешат тренировать хоровое пение в церкви святой Гаяне.


Я провёл в Армении в общей сложности пять дней, из них четыре дня я стационировался в Ереване. Армения – маленькая страна. Многие знаковые достопримечательности можно посетить в формате однодневных поездок с возвращением в Ереван. По площади Армения составляет меньше половины Баварии. Так я посетил древний языческий храм Гарни с коринфскими колоннами как в добротном учебники по эллинистической архитектуре, и монастырь Гехард, спрятанный в горном ущелье и видный издалека лишь за счёт ярких палаток, под которыми продавцы суджука и кураги скрываются от дождя перед входом в монастырь. Я также посетил монастырь Хор Вирап, где сфотографировал самую главную достопримечательность Армении – гору Арарат по турецкую сторону границы, а также провёл несколько часов в монастыре Эчмиадзин, святом городе и патриаршем престоле Армянской православной церкви.Эчмиадзин фотоАлтарь под открытым небом является одновременно воротами у входа в Эчмиадзинский монастырь.
Монастырь Эчмиадзин в 20 километрах к западу от Еревана – один из свидетелей самых древних событий истории Армении. Монастырь был основан в 303 году, главный собор был построен в 7 веке, внутреннее оформление храма относится к 17-18 векам. Как один из древнейших монастырей мира, Эчмиадзин входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Эчмиадзин фото
Монастырь Эчмиадзин.
Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. Э, это произошло в 301 году нашей эры. В 325 году к христианству примкнули картлы, предки современных грузин. С тех пор христианство играет в жизни армян особую роль. Принятие христианства позволило немногочисленному горному народу обрести независимую идентичность в свете постоянной войны с Персией на востоке и Римской империей на западе. Армяне настолько крепко прониклись своей новой идентичностью, что спустя лишь 20 лет после принятия новой религии гордый народ стоял на смерть против превосходящих сил персидской армии на защите новой веры.
Эчмиадзин фото
В армянских церквях, несмотря на их принадлежность к восточному христианству, внутри храмов разрешено фотографировать. Делают это не только туристы, но и мамаши, которые хотят запомнить момент, когда они привели своих мальчика и девочку в церковь. При этом без лишней скромности фиксируется любой момент: от установки свечи до поцелуя чудотворной иконы. Благодаря любви армян к фотографированию в церкви никто не мешает любопытным иностранцам снимать на «никоны» церковнослужителей, мальчиков из церковного хора, да и тех же целующих чудотворные иконы армянских детей.

Эчмиадзин фото
Армянское православие отличается от русского или болгарского, отличаются традиции, архитектура и даже календарь праздников. Армянская апостольская церковь относится к древнеправославным церквям, что отделяет её от Русской православной церкви. Внутри храмы такие же мрачные, какими мы их знаем из детства, стены обильно украшены фресками, в оформлении часто присутствует золото. Армянские церкви часто даже оказываются мрачнее мрачного, как, к примеру, монастырь Гехард, вырезанный в скале, освещённый лишь парой узких отверстий в куполах и морем свечей, света от которых, однако, не хватает даже на 3200 ISO.
Эчмиадзин фото
В отличие от католической церкви, армянская апостольская церковь не имеет единого лидера. Лидер армянской церкви – католикос – является духовным, а не иерархическим лидером церкви, поэтому разными армянскими епархиями одновременно могут управлять несколько католикосов. История знает примеры одновременного правления пяти католикосов в эмиграции.

йчас в Армянской церкви есть два лидера: Католикос Всех Армян со столицей в Эчмиадзине и Киликийский Католикос с центром где-то в Ливане. Если я правильно понимаю всю иерархию мирского православия, часть православных церквей подчиняются патриарху константинопольскому, в то время как более древние церкви относятся напрямую к иерусалимского патриархату. Во избежание недоразумений и для поддержания светской беседы на следующей дискотеке, этот вопрос мне предстоит ещё раз внимательно изучить.
Эчмиадзин фото
Парадная аллея Эчмиадзинского монастыря. Главный собор находится на реконструкции.
Монастырь Эчмиадзин – главный строительный объект Армении, а армянская православная церковь – главный подрядчик страны. Изредка в Армении можно увидеть строящееся светское здание, школу или больницу (в 95% случаев – в столице), зато во многих неожиданных местах в полной, казалось бы, глуши попадаются строящаяся церковь или реставрируемая монастырская ограда. Нигде в Армении не найти более ухоженного газона и более чистых скамеек, чем в монастыре Эчмиадзин. На этой древней святыне сконцентрированы финансовые усилия всей бедной, но гордой страны.
Эчмиадзин фото
Современная церковь в Эчмиадзине.
На территории Эчмиадзинского монастыря расставлено несколько чрезвычайно вычурных образцов хачкаров — средневековых могильных камней.

Эчмиадзин фотоЭчмиадзин фото
Эчмиадзин фото
Эчмиадзин фотоЭчмиадзин фото
Особенно сильно в Армении действует взаимосвязь армии и церкви. По территории Эчмиадзина разгуливало несколько парней в камуфляжной форме и фуражках. Позже солдаты зашли в собор и хором поклонились иконе. Потом схватили фотоаппарат и стали фотографировать друг друга на фоне цветных ковров, которыми в Армении принято украшать алтарь.
Эчмиадзин фото
Интерьер Эчмиадзинского собора.
Часть монастыря закрыта от прихожан высоким забором.
есь проживает сам патриарх армянской церкви. Как любой другой человек, он не хочет, чтобы ему мешали всякие верующие, поэтому приближаться к двухэтажной постройке в стиле классицизма запрещено, а чтобы ни у кого не возникало подобного желания, на солидном отдалении от здания по периметру установлен фигурный чугунный забор с колючками. На входе стоит охранник/вахтёр, который, если с ним договориться, пропускает прогуляться по территории патриарха. К тому же, в самом доме патриарха есть закрытый музей. Закрытый, значит, доступ не для всех, но если попросить, то можно пройти.
Эчмиадзин фотоРезиденция Католикоса Всех Армян.
Весь Эчмиадзинский монастырь охраняется ЮНЕСКО по причине своей древности и сохранности. Тем не менее, Эчмиадзин не ограничивается одним лишь древним зодчеством. Кроме тысячелетнего собора, в Эчмиадзине есть и образцы современной архитектуры. Например, церковь Святого Вартана, построенная, судя по кладке, совсем недавно, или ворота у входа в монастырский комплекс, законченные в 2001 году.Эчмиадзин фото
Вход в современную церковь святого Вартана.
Вокруг древнего монастыря со временем развился небольшой одноимённый город.
отличие от церкви, городу достаётся гораздо меньше внимания со стороны властей и частных инвесторов. В панораме города доминируют забитые досками магазины сети «госкоопторг», ямы на дорогах и перегоревшие вывески с отвалившимися армянскими буквами. Откровенно говоря, Эчмиадзин выглядит нищим, но так я думал лишь, пока не увидел другие провинциальные армянские города, в особенности, город Севан, но об этом – в другом репортаже.
Эчмиадзин фото
Эчмиадзин фото
Эчмиадзин фото
Уличные сцены города Эчмиадзина.
В городе Эчмиадзине, помимо монастыря, можно посмотреть ещё две древние церкви. Церковь Святой Рипсиме невозможно не заметить, если ехать по дороге из Еревана. Церковь святой Гайаны спрятана в стороне от туристического пути. Если пройти через Эчмиадзинский монастырь вдоль разрушенного стадиона, где дети гоняют мяч и пыль, из-за деревьев на фоне горы Арарат покажется скромная церковь 7 века. В крипте этой церкви спрятаны мощи Святой Гайаны. Вместе с Эчмиадзинским монастырём, обе древние церкви, чей облик практически не изменился с 7 века, находятся под защитой ЮНЕСКО.
Эчмиадзин фото
Эчмиадзин фотоЦерковь святой Гаяне.Эчмиадзин фото
Пожилые армяне встретились на территории Эчмиадзинского монастыря.

После осмотра Эчмиадзина распогодилось: тучи разошлись, стало жарко. Воздух всё ещё был недостаточно прозрачным, чтобы увидеть из Эчмиадзина легенду Армении, гору Арарат. В надежде, что после обеда воздух станет чище (какая глупость!), мы уселись в наше голубое такси и во главе с хмурым Ариком, от которого мы за весь день в дороге не дождались ни единого армянского анекдота, кроме грубых русских ругательств, мы поспешили в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья недоступной горы Арарат.

Оригинал записи. Больше репортажей об Армении и отдельных городах по маршруту моего транскавказского путешествия — по ссылкам!

Источник: ru-travel.livejournal.com

Эчмиадзин как добраться из Еревана


Как доехать до Эчмиадзина из Еревана? Эчмиадзин находится чуть западнее Еревана. Расстояние Ереван Эчмиадзин всего 15 км, и вы легко сможете до него добраться. Можно сесть, к примеру, на автобусы №202 и №302, они едут до городка Вагаршапат (Эчмиадзин) — именно там и находится Эчмиадзинский храм. Просто попросите водителя остановить возле храма, все местные отлично знают это место, так что проблем не будет.

echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor-armeniya

Автобусы в Эчмиадзин останавливаются на проспекте Маштоца или на пересечении проспекта Маштоца и ул. Сарьяна. Кроме того, сесть на автобус или маршрутку до Эчмиадзинского монастыря можно с центрального автовокзала Еревана Киликия (автовокзал находится на проспекте Исакова).

Стоимость проезда: 100-300 драм.

Также, можно доехать на такси. Такси с частником обойдется примерно в 6000 драм туда обратно. За эту стоимость водитель вас отвезет не только в церковь Эчмиадзин, но и в соседний храм Звартноц. Таксист подождет, пока вы осматриваете храмы, а потом отвезет обратно в город. Мы как раз ездили на такси в Звартноц и Эчмиадзин, поскольку в тот день поздно вернулись из Хор Вирапа и уже не успевали на автобусы, а посмотреть храмы очень хотелось.

GPS-координаты: 40.161821; 44.291035).


echmiadzinskiy-kafedralnyy-sobor

Стоимость посещения

Вход в Эчмиадзинский собор бесплатный.

Вход в музей (сокровищницу) платный – 1 000 драм с человека.

Купить входной билет можно в кассе рядом с Эчмиадзинским собором

Время работы

Собор открыт с 07.00 до 20.00 каждый день, а музей на территории работает с 10.30 до 17.00 каждый день кроме понедельника. В воскресенье музей работает с 14.00 после завершения богослужений.

Эчмиадзин достопримечательности

Что посмотреть в Святом Эчмиадзине? Раньше я считала, что Эчмиадзинский собор – это какой-то отдельно стоящий храм, но я ошибалась. Вообще, Эчмиадзин – это целый монастырский комплекс, занимающий довольно внушительную территорию, так что за 10 минут вы его точно не успеете осмотреть. Главный вход на монастырскую территорию отчетливо виден с дороги (большие ворота) и тут всегда много машин и людей, так что не ошибетесь.

echmiadzin-kak-dobratsya-iz-yerevana

Попадая внутрь, мы видим несколько разветвлений дороги. В левой стороне от входа находится старинная типография 18 века, а в правой части —  кельи монахов. Если же идти по центральной аллее, то увидим, как раз непосредственно Святой Эчмиадзин. А рядом с собором расположена резиденция Патриарха Армении.

В саму резиденцию вход запрещен, вы можете только посмотреть издалека на её красоту и изысканность через железные ворота. Тут же рядом находится пост охраны, и даже если вы попытаетесь туда зайти, охранник вас сразу развернет обратно.

Возле резиденции находится очень красивые ворота – «ворота Трдата». Это единственный сохранившейся до наших дней элемент дворца армянских царей. Конечно ворота реконструировались, но в их основании сохранились старинные каменные блоки, поэтому считается что именно в этом месте когда-то стоял дворец армянских царей.

echmiadzin-tserkov

Если говорить о самом кафедральном соборе Эчмиадзина, то название храма в переводе с древнеармянского переводится как «место сошествия единородного». Внутри Эчмиадзинского собора сохранились фрески, настенные росписи, иконы святых, иконы с библейскими сюжетами. Здесь хранится интересная икона, на ней изображено много армян — жертв геноцида 1915–1923 гг, впоследствии причисленных к лику святых. А особенность храма в том, что помимо главного алтаря в восточной стороне, здесь находятся еще 3 алтаря.

Сбоку от храма расположена сокровищница (имеет статус музея). Тут можно посмотреть на красивые реликвии, отделанные драгоценными камнями, старинные одеяния служителей церкви, древние рукописи, церковную утварь, предметы мебели и прочие ценности. В сокровищнице Святого Эчмиадзина хранится главная святыня армянской церкви — наконечник Святого копья, с помощью которого, по преданию, распятого Иисуса избавили от его мучений. Раньше эта реликвия хранилась в монастыре Гегард, но затем её доставили в Эчмиадзин. Также в сокровищнице хранятся мощи святых, частица Животворящего Креста и частица Ноева ковчега.

echmiadzin-dostoprimechatelnosti

На территории монастырского комплекса находится духовная семинария Эчмиадзина – это самое крупное высшее учебное заведение армянской церкви, студенты здесь не только учатся, но и живут. Также на территории относительно недавно была построена церковь Святых Архангелов.

Сама территория монастырского комплекса произвела на меня очень приятное впечатление. Несмотря на большое количество туристов, здесь тихо, спокойно, много зелени. Приятно просто пройтись вдоль клумб и красивых деревьев или посидеть отдохнуть на лавочке. Ощущение – будто попал в уютный парк.

svyatoy-echmiadzin

На территории есть питьевые фонтанчики, вот так интересно выглядит один из них:

echmiadzin-territoriya-kompleksa

Источник: only2weeks.ru

Древние легенды

Церковь Эчмиадзин в Армении считается первым христианским собором. Она была построена на руинах языческого храма, что символизировало собой обращение всей страны в новую религию. Имея столь почтенный возраст, место обросло легендами и преданиями, свойственными всем древним строениям.

Великий царь и первый католикос всех армян

Возведение собора ознаменовало собой ключевое событие в религиозной жизни армян. С этого момента христианство раз и навсегда стало официальным вероисповеданием.

История становления христианства берет свое начало со времен Хорсова II и наполнена мифологизированными событиями.

В III в., когда царем Армении был Хосров II (отец Трдата III) внешняя политика заключалась в противостоянии с соседней Персией. В 252 г. царь стал жертвой этого конфликта. По приказу персидского шахиншаха Шапура I правитель был убит наемником Анаком Парфянским. По горячим следам убийца был схвачен царскими воеводами и умерщвлен вместе с семьей. Волею судьбы в живых остались дети убитых: единственный наследник престола — царский сын младенец Трдат и младший сын Анака — будущий католикос Григорий.

Трдат был спешно увезен в Рим, где вырос и получил образование. Он высоко чтил Римское право, стал выдающимся специалистом в военном деле и хорошо знал языки. В 287 г. римский император Диоклетиан (известный как отъявленный гонитель христиан) признает Трдата царем Армении и помогает вернуться на родину, чтобы вступить на престол.

В то же самое время, другой выживший ребенок вместе с кормилицей проживает в Кесарии Каппадокийской, где воспитывается в строгом христианстве и при помазании получает имя Григорий Лусаворич. Неудачный брак подтолкнул Григория к решению отправиться в Рим на службу к Трдату, поскольку он желал загладить вину своего отца перед царской семьей.

Сочинения армянских историков повествуют о том, что когда Трдат III вернулся в Армению в сопровождении римских легионов, Григорий уже состоял в числе его сподвижников. Во время обряда жертвоприношения в капище языческой богини плодородия и любви Анаит Григорий отказывается принимать участие в церемонии и проповедует учение Иисуса Христа. За этот поступок и, как выяснилось позднее, родственные связи с убийцей Хосрова II его заключили в казематы для смертников Хор Вирап, где он провел в заточении 13 лет. С освобождением Лусаворича и связана первая легенда.

эчмиадзинский кафедральный собор в армении

Святая Рипсимэ и божественное исцеление царя

По преданию, в те времена вблизи Вагаршапата нашли прибежище тридцать три беглые римские монахини, которые скрывались от преследований императора Диоклетиана. В одну из них, девушку по имени Рипсимия, безответно влюбился Трдат III. После отказа выйти за него замуж и обратиться в язычество, непокорную беженку и всех ее подруг по приказу царя предали мученической смерти. Есть источники исторической хроники, в которых сообщается, что одной из монахинь все-таки удалось бежать. Ею оказалась Святая Нина — христианская просветительница Грузии, почитаемая там в лике равноапостольных.

После казни монахинь царь испытал сильное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. Он потерял рассудок, и ни один лекарь не мог его вылечить. В тоже время его сестре Хосровадухт неоднократно снится один и тот же сон, в котором она видит человека, способного помочь царю избавиться от недуга. И этим человеком оказался заключенный Григорий. От безысходности и желания вернуться к полноценной жизни Трдат соглашается освободить пленника.

Первым делом Григорий оплакал убитых царем дев-мучениц и провел похороны (позднее на этом месте был возведен храм) по христианскому обычаю, а затем с помощью проповедей и молитв исцелил царя. Тот, в свою очередь, покаялся в совершенных им языческих бесчинствах, признал единого Бога, принял крещение и объявил христианство официальным вероисповеданием. Теперь гонению подвергались язычники.

В честь ознаменования новой религии в стране царь Трдат III и Григорий Просветитель организовали строительство собора Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». А почему первый христианский храм Армении получил такое название, расскажет следующая легенда.

эчмиадзинский кафедральный собор в армении

Огненный молот и ивовая ветвь

При выборе места для расположения храма Григорий Просветитель долго не мог определиться, постоянно возникали причины для нового поиска. Однако впоследствии ему было видение: сам Иисус Христос сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на языческий храм, недалеко от царского дворца. Капище разрушили, и на его руинах развернулось новое строительство.

Местность оказалось заболоченной, процесс строительства шел медленно и проблематично. Тогда Единородный (божий сын Иисус Христос) явился католикосу во второй раз уже с золотой ивовой веткой и поведал о том, что место проклято нечистью, которую он должен разогнать. Григорий совершил обряд изгнания с помощью сорванной ветки ивы, и уже ничто не мешало дальнейшему возведению главного городского собора. Благодаря его видениям выбор названия случился сам собой.

Верующие приходят сюда испить исцеляющей чудодейственной воды. Более того, подземные воды храма использованы древними строителями, как защита стен сооружения от частых землетрясений. Камни в основании установлены таким образом, что даже при сильных подземных толчках не дают святыне рухнуть.

Интересным остается факт, что уровень воды в колодце никогда не меняется вне зависимости от погодных условий и количества потребляемой воды.

эчмиадзинский кафедральный собор в армении

История реконструкций и дальнейшая судьба

Возведение первого христианского храма в Армении произошло в начале IV в. Он стал патриаршим престолом, и остается им по сей день. Но так было не всегда. За всю свою многовековую историю стены храма претерпевали значительные изменения.

V в. перенос резиденции католикосата

Свой современный облик собор принял не сразу. Изначально это была прямоугольная деревянная базилика. Даже купола не было, что типично для первых христианских построек. Спустя не один десяток лет, во времена правления князя Вардана Мамиконяна, храм приобрел крестообразную форму с куполом в центре. При этом же князе армянский Патриарший престол из Эчмиадзина (или Вагаршапата, как он назывался в то время) был перенесен в город Двин. После народно-освободительных войн с персами в 484 г. новая столица становится крупным экономическим и культурным центром государства. Но несмотря на это, Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении превращается в богатый монастырский комплекс.

В дальнейшем духовный центр переходил из рук в руки, пока в 1441 г. не вернулся на свое историческое место. Тот период XIV-XV вв. знаменуется как эпоха кризиса Армянской апостольской церкви.

VII в. каменные фасады

В VII в., при католикосе Комитасе, храм капитально перестроили. Появились новые перекрытия, арки и новый купол — все каменное. Таким образом, были заложены очертания здания, близкие к тем, которые мы видим сегодня. Археологический анализ и изучение сводов и стен собора помогли выявить разницу строительной техники на фасадах, содержащих кладку от V до XVII вв. Ученые выделяют значительную часть, а именно, всю нижнюю зону внешней кладки до уровня 2/3 высоты, которую относят к реконструкции собора, датируемой VII в.

Святой Эчмиадзин — это не только Кафедральный собор.

Строительство этих храмов также относится к VII в., кроме последнего, его возведение датируется XVII в.

церковь эчмиадзин в армении

XVII-XVIII вв. новое масштабное строительство

Многие нынешние формы эчмиадзинского Кафедрального собора ученые единогласно относят к периоду XVII-XVIII вв. В это время комплекс находится в центре внимания, становится объектом постоянной заботы. Его восстанавливают и обустраивают.

XIX в. и новейшее время: Кавказская война и ее последствия

Во время Кавказской войны (в период русско-персидской 1804—1813 гг.) сильно пострадали окрестности Эчмиадзина. К концу XVII в. армянские общины Северного Причерноморья уже входили в состав Российской Империи. Епархии, которые находились на персидской территории, стремились избавиться от власти Персии и получить поддержку христианской православной России.

Созданные добровольческие армянские отряды сыграли немалую роль в победах русских войск в Закавказье. В 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, и в результате Армянская Апостольская церковь, благодаря своей конфессиональной особенности, занимала особое положение в государстве при поддержке императора Николая I.

Вначале XX в. случилось знаковое событие в жизни Армянской Апостольской церкви. 12 июня 1903 г. был издан указ о конфискации церковного имущества в пользу государства. Однако католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и в 1905 г. добился отмены грабительского указа.

Что касается строительных работ, то сюда относят появление на территории комплекса школы, ризницы (хранилище церковной утвари и священных реликвий) и каменного пруда.

Средства на реставрацию были пожертвованы президентом Армянского всеобщего благотворительного союза Алеком Манукяном. Этот человек прославился как влиятельный и богатейший бизнесмен своего времени.

С 2000 г. комплекс входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

эчмиадзинский кафедральный собор в армении

Современное положение

В настоящее время первопрестольный Эчмиадзинский Кафедральный собор остается духовным и административным центром Армянской Апостольской церкви. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян сейчас является Гарегин II.

Территория комплекса огромна. Здесь проходят церковные службы, обзорные экскурсии, обучение будущих армянских священников. Место является главной святыней страны, и очень популярно не только среди армян, но иностранных туристов со всего мира.

Уникальное место — Духовная Академия (Духовная семинария Геворгян). Это высшее учебное заведение для желающих посвятить себя служению армянской церкви. В течение пяти лет здесь изучают языки, всемирную историю, психологию и философию. Поступившие обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием, медицинской помощью и письменными принадлежностями. Подробности можно уточнить на сайте armenianchurch.ru.

эчмиадзинский кафедральный собор

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

эчмиадзинский кафедральный собор в армении

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

эчмиадзинский кафедральный собор

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

святой эчмиадзин

Практические советы посетителям

Современное название города, где расположен монастырский комплекс — Вагаршапат (с 1992 г.), но в обиходе и на дорожных указателях может быть использовано предыдущее название Эчмиадзин. Это четвертый по величине город в стране. Из Еревана сюда можно доехать на автобусе №203 с автовокзала «Киликия». Время в пути без пробок примерно 25 мин. Автобусы ходят с раннего утра до позднего вечера. Если добираться на автомобиле, то нужно ехать по междугородной трассе М5 в сторону Araratyan Street. Координаты для GPS: 40.161821; 44.291035.

Поскольку это действующий храм, вход на территорию свободный. А вот для посещения музея требуется купить билет.

Источник: proreligiu.club

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса,  духовная семинария,  зимняя и летняя  трапезные, гостиница,  музей.Эчмиадзин в Армении

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили  шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во  второй половине XVIII ст. ее  дополнил внук Натана  —  Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян  дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.Эчмиадзин

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.Эчмиадзин

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.Эчмиадзин фото

Эчмиадзин фото

Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!Эчмиадзин фото

В музее хранятся святые реликвии,  церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом,  посохи и кресты католикосов,  многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла  католикосов, декорированные перламутром  и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине  хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие  рукописи, и миниатюры, которые  позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.Эчмиадзин фото

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.святой Эчмиадзин

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.святой Эчмиадзин

Открытый алтарь

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина — так называемый «Открытый алтарь». Эта современная постройка, одна из последних на территории комплекса. Появился этот алтарь в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, расположен перед входом во двор комплекса. Во время открытия на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Дорога к этой арке украшена древними хачкарами — стелами с резным изображением креста, собранными со всех уголков Армении.Эчмиадзин фото

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян.  У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.Эчмиадзин

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. Эчмиадзин фотоИз одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была  погребена  Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций.  Строгое  и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон. ЭчмиадзинПомещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году  он был  капитально обновлен, а в 1683 году  к  нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру,  называемую «купольной залы». ЭчмиадзинВ церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до Эчмиадзина очень легко. В Ереване вам нужно попасть на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца. Справа от проспекта увидите скопление таксистов и маршруток. Вот они и отправляются прямо в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

маршрутка: 200-300 драм;

такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить водителя на 1000 драм.

Учитывайте, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет.

автобус: можно выехать в Эчмиадзин с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Источник: mygeografi.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.