Храмы Греции

Прошедшие сквозь века, храмы этой страны напоминают человечеству о величии древнегреческой цивилизации. Талантливые архитекторы строили храмы и памятники, которыми восхищаются и сегодня, спустя тысячелетия после их возведения.

Античные храмы в Древней Греции

Эти впечатляющие сооружения служили домами для отдельного бога или богини, которая защищала и поддерживала общину. Боги управляли силами природы – солнцем и дождем, которые питали их посевы, ветрами, которые водили их корабли. Поэтому их дома должны были быть самыми лучшими, оснащенными персоналом слуг, чтобы позаботиться обо всех их нуждах.

Бог или богиня была представлена культовым изображением – обычно сидящей или стоящей статуей, которая занимала центральное место в храме. Первое время они создавались из дерева, но с годами предпочтение отдавалось более долговечным и дорогостоящим материалам – камню или литой бронзе.


Античные храмы Древней Греции

Самые известные храмы Древней Греции

Построенные в период с VI века до н.э. до II столетия н.э. древние храмы Греции являются одними из лучших свидетельств античной архитектуры. Хотя многие из них сейчас находятся в руинах, есть еще несколько древних сооружений, которые непременно перенесут посетителей в другую эпоху. Вот самые красивые храмы, которые вы увидите в Греции:

  1. Храм Зевса Олимпийского. Известный как самый большой в Греции, Храм Зевса Олимпийского, или Олимпейон, был основан Писистратом Молодым в VI веке до н.э., но из-за различных событий и обстоятельств его строительство заняло сотни лет. Храм, включавший 104 мраморные колонны, 16 из которых всё еще стоят сегодня, расположен примерно в 500 м от Акрополя в центре столицы Греции.
  2. Храм Зевса Олимпийского, Афины

  3. Храм Посейдона. Возведенный на оконечности полуострова Аттика на мысе Сунион, храм Посейдона в Греции – великолепная ода Богу моря. Он построен во времена Перикла, около 440 г. до н.э., и состоял из 34 грандиозных колонн из белого мрамора в дорическом стиле, 15 из которых сохранились.

  4. Храм Посейдона, мыс Сунион

  5. Храм Артемиды Браурон. Расположенный на восточной стороне Аттики в Греции, храм Артемиды во Вравроне (20 км от Афин) был одним из наиболее важных священных мест в древние времена. Здесь поклонялись Артемиде как защитнице природы и женщин. Сегодня на этом месте посетители могут увидеть остатки храма, святилища Ифигении, гимназии и других зданий.
  6. Храм Артемиды в Вравроне

  7. Храм Афродиты. Расположенный в Греции в центре города Салоники на площади Антигонидон, уникальный храм Афродиты был воздвигнут в VI веке до н.э. царем Айнеем. Он был обнаружен во время раскопок в 1936 году, но был потерян на годы в результате разрушения города во время Второй мировой войны и последующего послевоенного развития.
  8. Раскопки храма Афродиты в Салониках


  9. Парфенон. Самый знаменитый из древних храмов, Парфенон, посвященный богине Афине и расположенный на вершине Акрополя в Афинах, является одной из главных достопримечательностей в Греции. Построенный во время золотого века Перикла, Парфенон вмещал впечатляющую статую богини Афины, которая была вывезена в Константинополь и там разрушена. Каждый турист, побывав в Афинах, запечатлел на фото этот главный храм архаики в Греции.
  10. Парфенон

  11. Святилище Дельфы. У подножия горы Парнас, между двумя скалами Федриад, расположено пан-эллинское святилище Дельфы. Здесь находился самый известный оракул древней Греции и 2 дельфийских храма, посвященных Афине и Аполлону, а также здания, в основном предназначенные для занятий спортом. Святилище Дельфы на протяжении столетий было религиозным и культурным центром греческого мира. К сожалению, от этого священного места в Греции и храма Аполлона в Дельфах остались только руины.
  12. Святилище Дельфы

  13. Храм Аида. Некромантейон был древним храмом в Греции, посвященным богу подземного мира Аиду и его супруге, богине Персефоне. Согласно древнегреческим верованиям, души умерших освобождались и путешествовали в Подземный мир через трещины в земле. Считалось, что они обладали способностями предсказывать будущее. Поэтому храмы были воздвигнуты в местах, которые считались входами в Подземный мир для общения с мертвыми. Некромантейон в Эпире был наиболее известным из них.

  14. Храм Аида, Эпир

  15. Храм Геры. Также известный как Герайон, храм Геры в Олимпии является отличным примером древней архаичной архитектуры Греции. Посвященный королеве богов, он подвергся значительным разрушениям во время землетрясения, но сегодня именно здесь каждые 4 года зажигается факел Олимпийского огня.
  16. Храм Геры в Олимпии

  17. Асклепионы. Так в Греции назывались храмы исцеления, посвященные Асклепию, Богу Змей. В то же время они были первыми известными больницами в истории западной цивилизации. Одним из самых известных храмов, основанным на учении Гиппократа, был Асклепион на острове Кос. Относительно хорошо сохранившиеся руины древнего больничного комплекса расположены на 3 уровнях и включают несколько храмов, римских бань, ворота и банкетный зал.

Асклепион, Кос

Источник: womanadvice.ru

Архаичный период


В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. — 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры («Базилика») в Пестуме, Афины («Деметры»). Храм Геры («Базилика») создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Древнегреческие храмы фото

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Древнегреческие храмы фото

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период


Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры – ранне — классический (590гг. до н.э. – 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции — более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн – 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке — Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15.


ми колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата — ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Древнегреческие храмы фото

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) — произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза – подвиги Геракла.

Древнегреческие храмы фото

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период


Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец — храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Древнегреческие храмы фото


Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Источник: www.facade-project.ru

Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.

Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.

Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые незаметные, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.

Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.

Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.


Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.

В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.

Дорический стиль был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.

Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто воспринимают олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.

Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.

Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.

Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.

А вы знаете, как связаны греческое оливковое масло, самый известный храм античной Греции и ЮНЕСКО?

Главный храм на Афинском Акрополе называется Парфенон. В честь неё — Афины. Αθηνά Παρθένα — Афина-девственница.

Когда туристы в Греции покупают самое вкусное и полезное оливковое масло, они ищут на упаковке слово παρθένο ελαιόλαδο. Это значит — первый, холодный отжим. Масло первого отжима — «девственное» масло.

Всё просто, как видите.

Парфенон многие тысячи лет остается эталоном в архитектуре. Более того, организация, которая в специальном представлении вряд ли нуждается, именно его очертания использовала на своём флаге. Узнаёте?

Чем больше я узнавала, сколько секретов таится в устройстве Парфенона, тем большее восхищение испытывала. Перед человеческим талантом, перед огромным трудом, с каким был построен этот храм.

Сроки строительства тоже впечатляют: всего 15 лет. Учитывая, что храм Олимпейон, посвященный Зевсу Олимпийскому, греки за 600 лет так и не смогли достроить сами и заканчивали строительство уже на деньги Римской империи, при императоре Адриане. Это один из самых значимых храмов древности, при этом его часто называют античным долгостроем. Строительство его было начато в VI в до н. э., а завершено лишь во II в н. э.

Так вот, несмотря на то, что храм Зевса оставался недостроенным, афиняне напрягли силы и в невероятно короткий срок возвели Парфенон! Это гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения её хрисоэлефантинной статуи. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до н. э. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н. э. и было завершено в 438 г. до н. э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н. э. Заметим в скобках, что реставрация Парфенона, которая финансируется правительством Греции и Европейского Союза, продолжается уже 42 года. Древним афинянам понадобилось гораздо меньше времени, чтобы построить Парфенон, чем современным на реставрацию.

В скульптуре, украшающей восточный фронтон Парфенона, отображена самая популярная версия рождения Афины. Она широко растиражирована и считается основной.

Напомню в двух словах.

У Зевса была законная супруга — Гера. Богиня брака и покровительница женщин.

Но наличие законной жены не мешало Зевсу отдавать дань чарам других богинь, молоденьких нимф и, просто, земных женщин.

Однажды он был очарован красотой богини мудрости — Метиды. Гера, узнав о неверности мужа, решила убить Метиду. Пришлось Зевсу спасать возлюбленную, которая к тому времени была беременна. Куда он её только не прятал! Но Гера везде её обнаруживала. Зевс не придумал ничего лучше, как… проглотить Метиду. Беременность развивалась своим чередом, и пришло время рожать. У Зевса дико разболелась голова, именно так пишут компетентные источники. Он призвал Гефеста и велел рубить себе голову топором. Гефест немного ошалел от необычного приказа, но — как ослушаться Зевса? Ничем иным унять головную боль не получалось.

Гефест ударил Зевса топором по голове, «не причинив ему вреда» — обожаю этот момент — и прямо из головы Зевса с победным кличем выскочила Афина. В шлеме и с копьём, со щитом в руке и кожаной накладкой на груди, которая называется эгида.

Мы и сегодня говорим: «Находится под эгидой!» Под защитой.

Мы все говорим по-гречески!

Вот так любимая дочка Зевса появилась на свет.

Но есть и другая версия появления Афины.

Мне она даже больше нравится.

Посудите сами.

Любовная связь с Метидой — это первое любовное приключение Зевса. До Геры и прочих. Первая. Эмоции, захлестнувшие юношу, представили?

И Метиду в этой версии представляют, как Осторожность. «А у тебя много мужчин было до меня?» — спрашивает пылкий Зевс. «Не забывай, я Осторожность!» — слышит в ответ. И в пылу страсти Метида снова и снова повторяет Зевсу: «Думай о дочери! Тебе рано рожать сыновей. Тебе еще предстоит свергнуть отца, захватить и удержать власть. Сын может свергнуть тебя. Думай о дочери! Думай о дочери! Думай о дочери!» Он её придумал! Он думал о ней в момент зачатия, она и родилась. Гораздо тоньше, на мой вкус, чем сюжет с топором и разрубанием головы Зевса.

Сова, змея — символы мудрости Афины — всегда изображаются рядом с ней. Она ведь дочь не только Зевса, но и богини Мудрости. Кстати, греки убеждены, что решения Зевса после рождения Афины стали гораздо более мудрыми, взвешенными.

Метида влияет?

Источник: diletant.media


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.