Московский академический драматический театр сатиры входит в десятку лучших театров столицы. Он ведет свою историю с 1924 года, идея о его создании возникла у творческой группы, в которую входили режиссеры, актеры и сатирики из нескольких московских театров и журналов. Тогда же было придумано и название учреждения.

Первые годы Театр сатиры располагался в подвальном помещении в Большом Гнездниковском переулке, его репертуар состоял из пародий на политические и бытовые темы. После переезда в здание на Садово-Триумфальной площади добавились водевили и классические пьесы. Впоследствии театр еще несколько раз менял адрес и в 1964 году занял помещение на Триумфальной площади. К этому времени программа заведения наполнилась такими произведениями, как «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и др.

Здание Театра Сатиры на панораме:


Одним из лучших режиссеров Театра Сатиры считается Валентин Плучек, отдавший работе здесь более 50 лет. Талантливый мастер собрал труппу из актеров, которые стали легендами — Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Ольга Аросева, Валентина Токарская, Георгий Менглет и другие известные артисты сделали театр настолько востребованным, что попасть в него было очень сложно, билеты раскупали за месяцы. При Плучеке были поставлены спектакли, ставшие основой репертуара.

После смерти Валентина Николаевича пост художественного руководителя Театра Сатиры занял актер и режиссер, народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт.

Афиша Театра сатиры на Март 2020

С афишей на ближайшие месяцы можно познакомиться на сайте театра. При выборе спектакля обращайте внимание на значок возрастной категории — есть постановки для зрителей старше 18 лет.

Онлайн-трансляции

В разделе Афиша некоторые спектакли отмечены значком «Онлайн». Это значит, что данные постановки транслируются в интернете. Это отличный вариант для тех, кто по каким-либо причинам не может посетить театр. Кроме того, онлайн-трансляция стоит значительно дешевле, чем билет, всего 300 рублей.

Стоимость билетов


Цены на спектакли Основной сцены начинаются от 200 рублей на дальние ряды амфитеатра. Лучшие места в партере обойдутся в 1500–5000 рублей. Места на «Чердаке Сатиры» стоят от 500–1000 до 2000–3000 рублей.

Спектакли Театра сатиры

Сегодня на сцене театра можно увидеть постановки, которые срывали овации еще в 60-х годах, что является прямым подтверждением того, что классика никогда не устаревает. «Ревизор» Гоголя, «Платонов» Чехова, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»​ Линдгрен не сходят с подмосток Основной сцены Театра сатиры уже многие годы и до сих пор остаются популярными.

Постановки текущего репертуара — фантасмагория «Где мы?∞!…», ​мюзикл «Дороги, которые нас выбирают»​, комедии «Слишком женатый таксист» и «Опера нищих» — относятся к современной драматургии, основанной на известных произведениях отечественной и зарубежной литературы.

Актеры Театра сатиры

Труппа постоянно получает восторженные отзывы благодарных зрителей. Актерский состав по праву можно назвать звездным — Александр Ширвиндт, Максим Аверин, Олег Вавилов, Вера Васильева, Игорь Лагутин, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Федор Добронравов и другие артисты Театра сатиры известны отличной актерской игрой, умением сыграть самые сложные роли.

Залы


Основная сцена Театра сатиры и сцена «Чердак Сатиры» располагаются в одном здании. Зал на «Чердаке» небольшой — всего на 150 мест. Основная сцена способна вместить больше 1000 зрителей.

Схемы залов можно посмотреть при покупке билета (открывается для выбора места), а также на официальном сайте театра, в информационном разделе (ссылки находятся внизу страницы).

Источник: www.tourister.ru

Несмотря на обилие всевозможной цензуры, искусство сатиры всегда считалось передовым направлением отечественной драматургии. Неудивительно, что существуют театры Москвы, практически полностью составляющие свой репертуар из сатирических произведений. Самым старшим из них является Московский академический театр Сатиры, открытый в 1924 году.

Первоначально репертуар театра составляли не комедии в традиционном понимании этого слова, а блоки миниатюр, по стилю напоминающие выступления агитбригад, эстрадные обозрения. Этот период длился недолго: с развитием советской драматургии возникла естественная потребность в постановке создаваемых комедий. Начиная с 30-х годов, комедия становится основным жанром театра и продолжает оставаться таковым до сих пор.


По-настоящему широкую известность театру принесли постановки пьес Маяковского. «Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф», поставленные уже после войны, вызвали не меньший ажиотаж, чем версии 1920-х годов. Этими спектаклями Театр Сатиры поставил себе высокую планку, которой и старается соответствовать все последующие годы.

Самые известные актеры Театра Сатиры – это личности, состоявшиеся и в кино. Не один десяток лет отдали театру Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер. А такие знаменитые актеры, как Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Ольга Аросева, остаются премьерами и по сей день. Многие зрители решают купить билет в театр Сатиры именно для того, чтобы полюбоваться на своих кумиров и убедиться, что они гениальны не только на экране, но и на сцене.

Кроме сатирических произведений (Маяковский, Шварц, Арканов, Горин) в репертуаре театра присутствуют и классические произведения, и пьесы для детей. Один из самых известных спектаклей – «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» ставится и по сей день.

Критики отмечают, что театр Сатиры, сохранив блестящую труппу артистов, несколько застыл в своем развитии. Зрители старшего поколения продолжат восхищаться Ширвиндтом, Державиным и Аросевой, а вот подросткам спектакли театра Сатиры могут показаться устаревшими. Приведенное утверждение весьма спорно. Театр Сатиры давно и прочно занял свою нишу, в которой и существует, оставляя эксперименты и авангард другим сценам. Введение в труппу новых лиц также происходит постоянно – так, в настоящее время одним из основных актеров театра является Фёдор Добронравов – наверное, самый колоритный современный российский комедийный актер (сериалы «Кадетство», «Сваты», фильм «День радио»).


Источник: www.bileti-v-teatr.ru

А что потом?..

Уже в тридцатые годы новоиспеченный театр перебрался в другое помещение, которое располагалось на Садово-Триумфальной улице. Раньше здесь было варьете, а чуть позже обосновался другой московский театр — «Современник».

И ни о какой схеме зала Театра сатиры в то время и речи быть не могло. Поскольку залы были очень просты и скромны по своей вместительности. Главным было то, что было место, где можно проводить репетиции и играть спектакли — пусть не перед многочисленной, но публикой!

Но когда театр в 1965 году перебрался в новое помещение, в котором некогда находился цирк Никитиных, с огромной сценой и залом вместимостью 1250 человек – вот тогда он зажил поистине новой жизнью!

По схеме зала Театра сатиры видно, что это просторное театральное помещение с амфитеатром, партером, ложами.

Под куполом помещения расположился «Чердак сатиры», на который ведут очень крутые лестницы.

Немного истории…


В самой первой постановке – «Москва с точки зрения» — играли молодые писатели, драматурги:

— Ардов Виктор Ефимович;

— Волин Борис Михайлович;

— Эрдман Николай Робертович;

— Никулин Лев Вениаминович и другие.

Художественным руководителем театра на тот момент был Гутман Давид Григорьевич.

Поначалу в репертуаре Театра сатиры (его еще называли «Теревсат») ставились небольшие пьески агитационного характера и обозреватели («Москва с точки зрения»). Темы этих постановок, как правило, касались насущных проблем политики, жизни народа, города. На сцене их можно было увидеть с другой стороны, под другим углом.

Руководитель театра Гутман Д. Г. был очень талантливым режиссером, который умел найти подход к каждому актеру, расшевелить, вдохновить, раскрыть любую творческую идею, подкидываемую ему молодежью, доведя ее до сценки-миниатюры, которую потом и показывали на сцене театра.

Новая эпоха

Широкую популярность Театру сатиры принесли пьесы Маяковского «Баня», «Мистерия Буфф», «Клоп» и другие, которые ставились уже в послевоенные годы. Именно этими постановками Театр по-настоящему заявил о себе как о серьезном комедийном.

Эпохальным событием стал приход в 1957 году нового режиссера — Валентина Плучека. Именно при нем создалась самая колоритная и популярная театральная труппа: А. Миронов, А. Папанов, Т. Пельтцер, В. Васильева, О. Аросева, М. Державин, А. Ширвиндт и другие.

Самые известные постановки нового режиссера: «А был ли Иван Иванович?», «Дамоклов меч», «Теркин на том свете».

Театр сегодня


«Нам все еще смешно» — слоган театра в настоящее время! И это правда, он все такой же комедийно-сатирический до сих пор. Тем более, что с 2000 года его художественным руководителем стал Ширвиндт Александр Анатольевич.

Схема залов Театра сатиры в настоящее время видна на фото, помещенных ниже.

1. «Чердак сатиры» на 150 человек.

2. «Большой зал» на 1250 человек.

Как схема Театра сатиры, так и его жизнь изменилась за последние 93 года! Пришло много новых молодых комедийных актеров, на сцене появились новые спектакли.

В репертуаре Большой сцены такие постановки: «Двенадцатая ночь», «Дороги, которые нас выбирают», «Кошмар на улице Лурсин», «Никогда не поздно», «Орнифль», «Свадьба в Малиновке», «Слишком женатый таксист», «Собака на сене» и другие.

Камерная сцена «Чердак сатиры» в своем репертуаре имеет следующие спектакли: «Бешеные деньги», «…И море», «Муж и жена снимут комнату», «Невидимые миру слезы», «Родненькие мои» и другие.


Но что-то осталось неизменным: качество игры, великолепный юмор, первоклассные актеры!

Источник: FB.ru

В 1970 году Александр Ширвиндт пришел на роль графа Альмавивы в легендарный спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Первоначально графа играл Валентин Гафт. И как вспоминают очевидцы, их дуэт с Андреем Мироновым-Фигаро был восхитительным. Но просуществовал недолго из-за скандала между режиссером спектакля Валентином Плучеком и Гафтом. «Вы никакой не граф, — орал Плучек. — По сцене ходит шпана!».

ИГРАЛ АНТИ-ГАФТА

— Валя, конечно, не был шпаной. Но он в любой своей роли искал социальную подоплеку, — рассказывает мне Александр Ширвиндт. — Так было принято в «Современнике». Тогда вся жизнь левой интеллигенции состояла в том, чтобы между строк, в подтексте, полунамёком показать свое скрытое несогласие с властью. Мол, если в открытую сказать ничего нельзя, будем держать фигу в кармане.

Когда Валя ушел из спектакля, триумвират, состоящий из моих ближайших друзей — Андрюши Миронова, Марка Захарова, Миша Державина, уговорили Плучека (главного режиссера театра Сатиры – Ред.) переманить меня из другого театра. Я тогда работал на Малой Бронной. Мой ввод в этот мощный спектакль, да еще на место Гафта проходил катастрофически. Было всего три репетиции. Я играл как в тумане. Но со временем опсовел, поменял рисунок роли, стал играть анти-Гафта. У меня социальная тема была полностью исключена, осталась только эротически-половая.


— Потом у вас были яркие роли Министра-администратора в «Обыкновенном чуде», Добчинского в «Ревизоре», Молчалина в «Горе от ума», Несчастливцева в спектакле «Счастливцев-Несчастливцев»… Было много и других спектаклей-шедевров, но в то же время выходили довольно странные постановки, вроде «Бремя решений» про Карибский кризис по пьесе Федора Бурлацкого…

— Ты все-таки не забывай, это были 70-80-е советские годы. Валентин Плучек решил, что театру Сатиры нужно острое политическое произведение. Андрей Миронов играл президента Джона Кеннеди. Рая Этуш – его жену Жаклин. Алена Яковлева – Мэрилин Монро, Александр Диденко – Фрэнка Синатру — мы ни в чем себе не отказывали… Державин, как это ни смешно, был министром обороны США Робертом Макнамарой. Я — пресс-секретарем Кеннеди Пьером Сэлинджером. А Спартак Мишулин — начальником Объединённых штабов армии генералом Тейлором. Кроме Державина и Мишулина, играло множество и других участников «Кабачка 13 стульев», что, конечно, злило Плучека.

Во время спектакля зал шептал: «О! Пан Ведущий!» – на Державина. Потом появлялся Мишулин – генерал Тейлор, – а зал: «О-о-о! Пан Директор!».
сле премьеры вышла статья в газете со смешным заголовком — «В театре Сатиры силами «Кабачка 13 стульев» был решен Карибский кризис». Но то, что происходило на сцене, было еще смешнее. Идет заседание в Овальном кабинете Белого дома. Кеннеди-Миронов спрашивает, на какое число назначена бомбардировка Кубы? Мишулин ему докладывает: «Господин президент, борбан… бонбар…». Бомбардировка он выговорить не мог. На следующем спектакле мы ждали только этого момента. Но и Спартак готовился. Принес тетрадку в клеточку, в которой большими буквами написал «бомбардировка». Так и заходил с советской школьной тетрадкой в Овальный кабинет. Наступает ответственный момент: «На 9 июня назначена бом… бом… бом…» Пока он бился со словом бомбардировка, мы, давясь смехом, уползали со сцены. А как закончилось, знаешь? На следующем спектакле, когда мы внутренне были готовы к ответу Спартака, он вдруг сказал: «Господин президент, на 9 июня назначен… бомбовый удар по Кубе». От неожиданности – опять все ушли.

МЕДИЙНЫЙ ЦЕНЗ ТАЛАНТА

— Сегодня собрать звездный состав в одном спектакле, как раньше, наверное, невозможно. Актеры заняты в кино, на телевидении.

— Во-первых, раньше не было никаких «звезд». Были интриги, любимцы или любовницы главного режиссера. Были артисты-гении и середнячки. Но «звезд» не было. Никому, даже великим, в голову не могло прийти о себе такое сказать. Скромнее человека, чем Анатолий Дмитриевич Папанов, в театре не было. Он на машине к театру не подъезжал. Оставлял ее в переулках и шел пешком, надвинув кепку на брови, надев дешевые пластмассовые темные очки. Лишь бы не узнали.

Во-вторых, ни одна киностудия не могла заключить с нами договор без разрешения театра. Со студий приходили письма: просим в свободное (!) от репетиций и спектаклей время отпустить актера N на съемки. Кому из молодых актеров сегодня это расскажи, они будут ржать. Артисты тогда все-таки больше думали о творчестве, чем о размере гонорара. И это, поверь, не старческое брюзжание.

Понятие «звезда» появилось с приходом медийного ценза таланта. Сидит в телевизоре длинноногая дива и рассуждает: «Нам, «звездам», бывает очень трудно». Это паранойя дает страшный крен, искаженную проекцию на театр, на спектакли, на творчество. Поневоле начинаешь думать о том, что зритель хочет прийти на «звезду», а не на спектакль. Слава Богу, у нас в театре так называемые медийные лица совершенно не звездоподобные в плане поведения.

СНАРЯДЫ РВУТСЯ НА КАЖДОМ ШАГУ

— Недавно по Сети пронеслась новость о вашем скором уходе с поста худрука театра Сатиры…

— Все правильно. Мне все-таки 86-й год пошел. Практически все мое окружение, с которым я начинал, с которым прожил лучшие годы, ушло не только из театра – из жизни. Снаряды рвутся на каждом шагу. Слава Богу, меня пока никто не гонит. Да и я никуда не бегу, но прикидываться молодым не хочется. Я все-таки помню, что когда-то был похож на мужчину.

— Ну не кокетничайте. Вы и сейчас интересный мужчина…

— Отдаленно его напоминаю. Есть два момента, которые я категорически не могу себе позволить, — дождаться, когда стану вызывать сострадание или усмешку.

— Вы помните, как уходил из театра 90-летний Валентин Плучек…

— Это был край. Вот он вызывал и сострадание, и усмешку. Досиживать до этого ни в коем случае нельзя… Я как-то посчитал, что тринадцать московских худруков, которым между 80 до 90 годами, суммарно старше города Москвы. Скажи — впечатляющая цифра.

— Впечатляющая. Но почти все они свое кресло занимают до конца. Хотя среди руководителей театров дураков нет, они о себе все правильно понимают. Но не уходят…

— По разным причинам. Мудрейшая Галочка (Галина Волчек. — Ред.)— вот кто пример служения театра. Ради «Современнику» она порушила себя как актрису. В одном из последних интервью она проговорилась: мол, в инвалидном кресле, но до конца. Единственная проблема — трудно каждый день приезжать в театре. Поэтому нужно найти кого-то, кто бы сидел вместо нее в ее кабинете. Такая была у нее маниакальная заряженность «Современником». То же с Марком Захаровым. Я про «Ленком» знаю все. Сам туда пришел актером в 1957-м году. Так вот — судьба этого театра в то время напоминала кардиограмму инфарктника. После Ивана Берсенева сменилось куча главных режиссеров — Софья Гиацинтова, Сергей Майоров, Борис Толмазов, Анатолий Эфрос, Владимир Монахов. Наконец появился Марк Захаров и у театра закончилась мерцательная аритмия. Шикарный 40-летний худрук создал потрясающий театр. Как и Татьяна Доронина, замечательная актриса и очень упертый человек, создала МХАТ им.Горького. Я не говорю про качество ее спектаклей. Но если ты создал театр, как собственное дитя, ты его не можешь бросить, не можешь уйти. Что касается меня, я в кресле худрука возник в общем-то случайно. По требованию коллектива два дня меня окучивали в мэрии, в кабинете Людмилы Швецовой (вице-мэр в правительстве Юрия Лужкова. — Ред.), мол, посиди пока не найдем кого-нибудь путного. С этой идеей — посиди-подберем —сижу вот уже 20 лет.

— Сколько раз за это время вам хотелось уйти?

— Я и сейчас хочу каждую секунду.

— Слухи о Сергее Газарове в качестве вашего преемника обоснованы?

— Газарова я пригласил поставить у нас спектакль. Я посмотрел «Ревизора» в Табакерке. Это спектакль Газарова. Мне понравился. Стилистически — это наш режиссер. Так мне показалось.

— Как итог — эти 50 лет в театре Сатиры были для вас счастливыми?

— Разными они были. Но одно могу сказать: пролетели как миг. И чем дальше, тем быстрее.

Источник: www.kp.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.