Как вы уже неоднократно могли заметить, читая нашу колонку, Подмосковье очень богато на всякого рода тайны и загадки, легенды и предания. Есть тут и свой Бермудский треугольник, и осколки волшебного Алатырь-камня, и русалки озерах, и леший на горке в лесу, и даже любимые места посадки инопланетных кораблей, а также много всего другого, о чем мы уже писали и еще напишем. Но в списке пока не хватает местного Стоунхенджа — как это, в Англии есть, а в Подмосковье нет?! Однако на подмосковных просторах нашлась и такая легенда, которая поведала нам о существовании похожего на Стоунхендж мегалитического сооружения.

Ни для кого не секрет, что христианство пришло на Русь не в одночасье, а постепенно на протяжении нескольких веков замещало собой языческие верования славян, отголоски которых имеют место и в современном мире. Таким образом на месте старых капищ, где раньше стояли идолы и приносились различные жертвы, появились храмы и часовни, а про идолов со временем почти все забыли. Но из чертогов народной памяти редко что уходит совсем безвозвратно, так что во многих местах по всей России старожилы до сих пор знают, где в лесу за какой канавой «раньше лежал странный валун, пока его Петька не унес себе на фундамент для бани».


Вероятно, лет двести назад народная память была еще ярче, богаче и разнообразнее. Еще были живы верования в домового, пастухи и охотники не забывали задобрить лешего, а незамужние девушки никогда не сидели на подоконнике. Каждый день и событие в жизни, даже самое, на первый взгляд, незначительное, имело свой смысл и традиционную основу.  И все эти многочисленные древние поверия неплохо уживались вместе с вполне искренней христианской верой, чуть ли не дополняя друг друга.

В начале XIX века в Российской империи побывал польский этнограф, фольклорист и славяновед — Зориан Доленга-Ходаковский. В России он много ездил, бывал в городах, деревнях и селах, общался с крестьянами, собирал древние сказы и легенды, но больше всего интересовался культурой, бытом и народным творчеством славян в дохристианский период. В 1818 году в свет вышла его знаменитая книга «О славянщине до христианства», а позднее еще несколько интересных трудов. Работы Ходаковского считаются самым полным собранием славянского фольклора того времени.

Побывал Ходаковский, разумеется, и в Подмосковье, проехался по городам и весям, сделал интересные записи об увиденном и услышанном. Благодаря этим запискам до наших дней дошло множество древних легенд — настоящий клад для любителей неизведанного. Так, например, побывав в селе Радонеж, что неподалеку от Сергиева-Посада, исследователь сделал следующую запись:


Судя по записи Ходаковского, вокруг Радонежа располагалось сразу несколько древних языческих святилищ, которые ему показали местные жители. Одно из них называлось Белые Боги и, вероятно, было посвящено Белобогу (он же Белун) — своего рода «Зевсу» славянской мифологии, объединению всех добрых существ и высшему богу добра. Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, Белбог чаще всего представлялся нашим предкам, как высокий старец в белых одеждах, с длинной седой бородой и посохом в руке. К слову, в Радонеже с 1988 года стоит памятник Сергию Радонежскому, который очень напоминает вышеописанный образ.

Второе урочище, упомянутое Ходаковским, называлось Могильцы. Оно, вероятно, было посвящено главному антагонисту Белбога — Чернобогу. Этот персонаж славянской мифологии был главным злодеем — по сути дьяволом, но если христианство учит держаться подальше от каких-либо взаимоотношений с темными силами, то древние славяне предпочитали их иногда задабривать — на всякий случай. Вероятно, подобные обряды происходили как раз в вышеупомянутом урочище.

Но давайте вернемся к добру и урочищу Белые Боги. Наряду с Ходаковским, его также упоминает и знаменитый географ Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Все эти интересные записи не могли остаться незамеченными современными исследователями, и в конце XX века начался активный поиск урочища.


гласно архивам и рассказам местных жителей, Белые Боги представляли собой каменную полусферу, диаметром примерно шесть метров, а высотой три. Вокруг стояли высеченные из известняка каменные столбы, а неподалеку, в небольшом овражке, бежал ручей. Общая планировка всего комплекса напоминала известный на весь мир Стоунхендж. Энтузиасты прочесали все окрестные леса близ Радонежа, но полусферу так и не нашли — видимо, в какой-то момент ее все—таки разобрали.

Внимание привлекла и расположенная неподалеку деревня Рязанцы, о которой мы уже однажды писали. В окрестности Радонежа тогда стали стекаться толпы самых разных исследователей, от серьезных представителей объединения «Космопоиск», до просто тонких натур, чувствующих под каждым кустом повышенное магнитное поле и прочие аномалии. Многое тогда было задокументировано, но появилось и огромное количество всякого рода баек, сбивающих со следа серьезных исследователей. В итоге урочище Белые Боги так и не было найдено. Очевидно, что саму полусферу разобрали, как, вероятно, и вывезли из леса столбы. Однако есть и те, кто уверен, что не все так просто, и урочище еще явит свою силу.

Источник: mosregtoday.ru

Село Радонеж находится на берегу реки Пажи, притоке Вори. Мне встречались две версии происхождения названия этого места. Первое — по имени некого новгородца Радонега, который в XI веке основал тут поселение и назвал в свою честь. Вторая по названию славянского праздника Радуница, весеннее поминовение мёртвых, адаптированного РПЦ. Даты праздника плавающие и зависят от Пасхи, праздник приходится на конец апреля — начало мая.


Однако ещё до прихода славян, примерно с I века до XI века н.э. здесь жили меря. Об этом свидетельствуют многочисленные находки с археологических раскопок. Например, подвеска в форме медведя. Можно заметить связь между культом медведя, существовавшим у меря, и эпизодом из жития Сергия Радонежского, где он приручает медведя.

Появление славян-кривичей на этих землях произошло примерно в XI веке. В XII веке Радонеж входит в состав Ростово-Суздальского княжества. А в XIII веке в состав Владимирского. А во время татаро-монгольского нашествия на север стали расселяться славяне из московских земель.

И в XIV веке они основывают здесь поселение, которое входит уже в состав Московского княжества. Радонежское городище построено как раз в этот период князем Владимиром Андреевичем Серпуховским (Храбрым). Крепость представляет из себя треугольную площадку, окружённую валом. Периметр был окружён стенами с двумя башнями. Сейчас там кладбище и табличка, что это исторический памятник и захоронения запрещены.


В 1332 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл с женой и детьми. Оба сына приняли постриг, один ушёл в Москву, другой остался в Радонеже, уйдя в отшельничество, и стал известен как Сергий Радонежский. С Сергием Радонежским связано два предания, которые повествуют нам о языческом капище, находившемся в этих местах.

Согласно первому, он разрушил языческое капище, а на его месте поставил крест и решил основать монастырь. Согласно второму — он год простоял на камне, возможно на одном из поверженных камней святилища. В конце XVIII-начале XIX белорусский историк, этнограф и археолог, Адам Чарноцкий, проводит исследование в этих землях на предмет древнего славянского прошлого. В то время он считал, что городища и есть славянские святилища, а ближайшие топонимы должны сохранять память о языческих богах. Местные жители рассказали ему об урочище под названием "Белые Боги" и отвезли на место, где лежали камни.

Лет через 20 село посетили этнограф И.М. Снегирев и историк К.С. Аксаков. Пяти белых камней, которые были описаны местными жителями он не нашёл. По их словам они раньше стояли полукругом, потом были скинуты в овраг, а на их месте Сергий поставил крест. Затем Аксаков писал, что камни пошли на постройку. С тех пор камней никто не видел и точное место, где они были назвать сложно, однако, преображенская церковь в Радонеже построена как в 1836 году.


Находится она на холме напротив городища, там же были найдены находки мерян. Скорее всего капище как раз и располагалась на этом холме, а камни Белых Богов были использованы в фундаменте церкви, так как с того времени их никто не видел. Я думаю, что, как и в случае с Синь-камнем, святилище было мерянским, а не славянским. Хотя ранние исследователи связывают название урочища с "Белобогом".

Источник: samopoznanie.ru

Белые Боги, село Воздвиженское. Сергиево-Посадский район.

Это место, где сохранилось жутковатое скульптурное произведение. Представляет собой это изваяние существо с головой животного (предположительно льва) и телом человека. Уникальность этого монумента заключается в том, что эта скульптура – редкий свидетель эпохи язычества. Существо это — явно изображение бога, которому поклонялось местное население. Таких фигур на территории России и ближних стран почти не осталось. Связано это с тем, что после крещения Руси князь Владимир приказал насильно разрушить всех идолов, дабы не искушать народ и стереть все воспоминания о былых богах.
Путеводители по мистическим местам обещают в здешнем лесу русский Стоунхэндж: якобы стоит тут каменная глыба, 3 м высотой и 6 м длиной в диаметре, у подножия которой резали жертвенных барашков и девичьи глотки, воспевали неведомых богов древности и просили доброй охоты.


1042;идимо, истукана давно занесло песками времени: нет ни одной фотографии, ни одного достоверного описания жертвенника. Мистика — да и только!
 

Историческая справка:

"В древние далекие времена жили на этих землях племена Меря из угро-финского корня, да воинственные славяне-вятичи, потом пришли сюда удалые новогородские купцы, ища удобных торговых путей, да богатств сего края. Подымались по волжской Нерли и, ежели не входили прямо в Клещино (ныне Плещеево) озеро, откуда можно было по Трубежу и Киржачу достигнуть Клязьмы, то уклонялись правее, в речку Кубрь, в верху которой срубили на крутой горе Ждан-городок, а оттуда, лесными волоками и малыми реками, в истоках Сулоти и Дубны, путь шел на Ворю, в верховьях которой облюбовали себе гости новгородские высокий обрывистый мыс, насыпали вал, поставили частокол с рубленными башнями по насыпу, устроили пристань, поставили амбары и лабазы. Крепостцу от случайных набегов дикой мери или воинственных вятичей могла оборонить горсть ратных. Так и возник городок Радонеж, почти неприступный в те далекие патриархальные времена".
 


Недолго продержались новогородцы в сих местах -пришли на эти земли князья Киевские, первым князем в ростовской земле был Борис Владимирович — первый русский святой. А с 1132 года стал князем сих земель младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. А во времена Ивана Калиты начинается новый подъем города.

Здесь в Радонеже, прошли детские и юношеские годы преподобного Сергия — в миру Варфоломея Кириллова, отсюда он по смерти родителей (в 1337 году) ушел на гору Маковец приняв монашеский постриг и имя Сергия. Старший брат преподобного (тоже прославленный как святой) Стефан, пробыв с ним недолго, уйдет в Москву в Богоявленский монастырь, где станет игуменом и духовником великого князя Симеона Гордого.
В 1410 году Радонеж становиться столицей небольшого удельного княжества, принадлежавшего младшему сыну князя Владимира Храброго Андрею. Но уже к середине XV века вновь возвращается в московские владения. Постепенно город утрачивает прежнее значение, которое переходит к Сергиев-Посаду.

В Смутное время в 1610 году отряд польских интервентов штурмом берет радонежские укрепления и обращает городок в пепел. Со временем он возродился но уже как село, каковым и является по настоящее время.
От древнего Радонежа остались только высокие земляные валы, внутри же городища, где прежде были и наместничий двор и церковь Рождества Христова близь которой стоял двор Кирилловых


Белые боги сергиев посад фото

Святой источник:

 

Белые боги сергиев посад фото

Белые боги сергиев посад фото

 

Евгений Голенских  

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=226028.0

 

Белые Боги

 

"Белые Боги" — древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села Воздвиженского в Сергиев-Посадском районе, на северо-востоке Московской области, в местечке Белые Боги. Здесь в глухом лесу стоит сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, которое было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу.

 

 

Боги, которым посвящено капище

Один из них — Белбог, входивший в пантеон древнейших богов, он являлся персонификацией добра. Идола Белбога по некоторым данным волхвы устанавливали на возвышенности в июле и вымаливали у него защиту от его антагониста — Чернобога.


Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).

Предполагаемое месторасположение святилища отвечает определенным условиям для его основания. Этими необходимыми условиями можно считать наличие в непосредственной близости к поселениям излучин рек; определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов.

По берегам ручья, протекающего немного в стороне от Радонежа, находится множество ключей, благодаря которым он именовался Оржавцем. Именно здесь, на берегу, в середине XIX в., по свидетельству местных жителей, лежали "белые камни". Район на Оржавце — одно из немногих мест Радонежа, где в древности существовали источники при дубравах". Поэтому можно предположить, что в выборе данного места сказался славянский обычай почитать старые дубы, близ которых вытекают ключи.

Предположительно капище существовало на холме, чуть выше места, где установлен деревянный крест и купель (существуют два предания, одно из которых рассказывает о том, что сам Сергий Радонежский "крест положил" на одном из камней святилища "Белые Боги", другое — повествует о намерении Сергия основать первоначально монастырь именно на этом месте).

 

Источник: www.liveinternet.ru

betye-bogiВ самом сердце православия, в Сергиево-Посадском районе, среди величественных монастырей, позолоченных куполов, маковок церквей, расположен загадочный уголок природы, пропитанный духом язычества. Именно здесь находилось древнее славянское жертвенное капище, где наши предки еще до крещения Руси служили и поклонялись могущественному Белому Богу. Удивительно, что это место сохранило память об этом на протяжении веков и по сей день так и зовется «Белые Боги».

Белые боги – так называли старинное построение загадочного предназначения, расположенное неподалеку от села Радонежского в глухом лесу у излучины речки. Постройка была возведена из дикого белого камня без следов какой либо обработки и достигала трех метров в высоту. Ученые спорят были ли то остатки древнего памятника, статуи или это был языческий жертвенник в форме полусферы. Об этом месте знал еще знаменитый путешественник и писатель Тянь-Шанский, о чем сохранились его путевые заметки.

В древнерусских сказаниях Белбог почитается как один из высших славянских божеств, приносящий добро и удачу, здоровье и богатство, силу имудрость. Славяне представляли его как крепкого старика с белоснежными волосами, одетого в белые длинные одежды и опирающегося на магический посох, при помощи которого он мог разгонять тучи на небе. Так же в славянской мифологии существовал Чернобог, антипод БелБога, который ведал смертью и разрушениями и представлял собой темную природную сущность.betye-bogi 2

Белый Бог многократно упоминается в древних моноскриптумах, его культ описывали путешественники и очевидцы. Сохранился рассказ иезуита Гедьмольда, который путешествовал по России, о жертвоприношениях Белому Богу, чтобы получить удачу в охоте, в делах, в войне. Он пишет, что славяне не начинали ни одного ответственного дела, ее заручившись помощью богов.

В Европе сохранилось множество названий, несущих в себе память о Белбоге: Белобожье в Польше, Белобожница в Польше и Галиции, Белобожице в Чехии. В России в Костроме существует Троице-Белобожский монастырь. В данном случае весьма интересно, что православный монастырь носит имя языческого бога.

betye-bogi 5

Легенды о древнем языческом капище будоражили воображение исследователей. Сохранилось очень много письменных отчетов об их поисках. В конце концов, практически все в своих изысканиях по свидетельствам очевидцев остановились на овраге близ села Радонежского, где в 18 веке находился сложенный из белых камней большой полукруг. Исследователи предполагали, что это были остатки древнего жертвенника Белбогу. Камни, по словам местных жителей, растащили кладоискатели, которые и разобрали сооружение в поисках клада. По местной легенде православный святой Сергей Радонежский водрузил над этим языческим местом, где люди поклонялись камням, православный крест, чем и положил конец капищу. Сейчас на этом месте ничего нет, только журчит ручей, растет трава да поет иволга.

betye-bogi 7

На месте древних жертвенников, в местах поклонения языческим бога теперь стоят православные святыни. Забыты старые боги, никто не приносит им жертвы, не обращается в молитвах за помощью. Время не оставило буквально ни одного камня от их былого величия.

betye-bogi 1

Легенда о Белом Боге далеко не единственная, привлекающая в эти края современных язычников. Если верить древнему сказанию, то в этих местах существует родовое дерево, древний дуб, которому несколько сотен лет. В стародавние времена дуб являлся культовым деревом славян. Вокруг него столетиями совершались ритуальные пляски, возносились молитвы славянским богам, служили посвященные волхвы, совершая древние, теперь уже позабытые обряды. Дуб можно узнать по магическим символам, которыми испещрен его ствол и обрядовым украшениям на его ветвях. Существует этот дуб на самом деле или нет доподлинно не знает никто. Легенд, сказаний и слухов о нем много, но о его местонахождении знают только избранные. А они как раз не торопятся делиться своими знаниями с окружающими, потому что древний дуб является для них сакральным местом силы. По слухам они и теперь собираются под его сенью для проведения языческих обрядов.

Ольга Перминова

Источник: rusmystery.ru

БЕЛЫЕ БОГИ — древнее строение непонятного назначения, расположенное в урочище около села в местечке Белые Боги. Считается, что здесь в глухом лесу стоит (или стояло) сложенное из дикого камня правильной формы полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, которое было известно еще П. Семенову-Тян-Шанскому, выдающемуся путешественнику и географу. В XII-XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник, планировка которого напоминает план английского Стоунхенджа.
Описание капища Белые Боги исследователем Алексеем Борисовичем Липкиным:
«…. людская память доносит до нас весть и о древних языческих святилищах.
Одно из них, древнее капище "Белые Боги", располагалось недалеко от Радонежа, в прошлом древнейшего славянское поселения, от которого остались сегодня сельцо да городище. Точное местонахождение святилища сегодня забыто, но упоминание о нем мы встречаем в материалах польского археолога и этнографа Ходаковского, побывавшего в этом месте.

…В Дмитровском Уезде, бывши в селе Городок, которое прежде называлось Радонежью, узнал я весьма редкое название.
…Доброхотный тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному своему городку и рассказали все урочища вокруг себя. Не доставало только одного, которое имело бы в начале или в конце слог “Бог” или “Буг”. Долго собеседники мои не могли вспомнить. Напоследок один из них сказал: “есть название, похожее на бога; но это не в нашем владении, а может, и не пригодится Вам; оно смежно с нами и не дальше одной версты от этого городка”. Молодая женщина, которая за отсутствием мужиков привезла меня с большой дороги в соседний городок, знала также про "Белые боги" и завезла меня к ним.. Осмотрел я сие место; оно в прекрасном положении, близ раздолья или лощины, которое отделено от урочища, называемого Могильцы.»

По одной из версий это место получило своё название по имени языческого Белбога, входившего в пантеон древнейших богов, который являлся воплощением добра. Идола Белбога, по некоторым данным, волхвы устанавливали на возвышенности и вымаливали у него защиту от противоположного Чернобога.
Они (Белбог и Чернобог) вместе со своим отцом Свантевитом (богом богов) составляли образ Триглава (триединого божества), представляя тем самым образ славянской языческой системы мироздания, объединяя воедино мир горний (правь), мир людей (явь) и мир мертвых (навь).
Есть вероятность того, что здесь существовали и другие святилища — святилища Свантевита и Чернобога.
Если мы вспомним о названии "городка", вблизи которого и должны находиться "Белые Боги" — Радонеж, то столкнемся с еще одним из славянских богов. Это Радегаст — бог совета, оставивший в память о себе достаточно много следов на географической карте (в том числе и Радонеж). Некоторые исследователи языческих традиций славян делают предположение, что Свантевит и Радегаст — есть одно лицо, один бог.

Радонежье отвечает необходимым условиям для образовании капищ и жертвенников. Условиями этими можно считать расположение в непосредственной близости к поселениям излучин рек, определенные геофизические условия: наличие грунтовых вод, пересечения водяных жил, кольцевых структур и геологических разломов. Снимки из космоса, анализ точек расположения древних городищ, святилищ, церквей и монастырей, рассказы о местах, имеющих необычные, аномальные свойства, местная топонимика — подтверждают эти особенности.
Считается, что жертвенники могли находиться на месте нынешней церкви Преображения Господня. Замена языческих святилищ на православные церкви с приходом христианста происходило на Руси повсеместно. Согласно летописи, основу этому процессу положил князь Владимир (988 год) — «…приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».
Кроме легенды о «Белых Богах», существует предание, что на территории Радонежья до сих пор сохранилось культовое дерево — дуб с магическими символами и обрядовыми украшениями, возле которого в определенное время собираются посвященные — волхвы, несущие в памяти своей древние обычаи и заветы наших далеких предков. Место это никак не обозначено для непосвященных, более того, говорят, что на подходе к нему «недобрый заплутает, случайный пройдет мимо, не отметив ничего необычного, и только человеку с добрым сердцем и чистыми помыслами дерево откроется во всей своей сокровенности».
 

Источник: www.sergiev.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.