Храм с древних времен является великокняжеской и царской усыпальницей. Расположен в юго-восточной части Соборной площади, почти над кромкой Кремлевского холма. В 1333 г. каменный храм во имя архангела Михаила выстроил великий князь московский Иван Данилович Калита. Иван Калита и был первым похоронен в новой усыпальнице в 1340 г. В соборе хоронили членов великокняжеского дома, и устраивались мемориальные приделы. Когда накопилось двадцать пять гробниц, а приделов пять, стала замечаться теснота, и великий князь Иван III в 1505 г. заложил нынешнее здание. Строил собор итальянский зодчий Алевиз, прозванный Новым. Он был сооружен в архитектурных формах, пришедших из Византии и распространенных как на Руси, так и на севере Италии. Зная крестово-купольную систему своей родины, Алевизу легко было построить храм, архитектура которого выглядит традиционно русской с пятью главами и закомарами, но в его конструкции специалисты видят много черт, родственных венецианским храмам. В декоративном убранстве его фасадов зодчий применил декор в стиле венецианского Возрождения.


ены разделены двумя карнизами, один из которых делит здание как бы на два этажа; а другой отделяет полукружья закомар, украшенные раковинами. На фасадах поставлены по два пилястра, один над другим, как бы поддерживающие карнизы. В нижнем ярусе на стенах между пилястрами сделаны узоры в виде плоских арок. Северный и западный входы в собор обрамляют типично итальянские резные белокаменные порталы, расписанные красками и золотом. В центре западного фасада устроено широкое углубление – лоджия. Пышное оформление фасада резко отличает Архангельский собор от других храмов Кремля. Этот декор был уникален в русской архитектуре XVI века, но часто стал повторяться в постройках как церковных, так и светских в XVII веке.

Закончилось строительство Архангельского собора уже при преемнике Ивана III – великом князе Василии III, и его освятили 8 ноября 1508 г. Между 1552 и 1555 годами пристраивают Покровский придел (у северной апсиды), с 1848 г. ставший приделом святого Уара. Во второй половине XVI столетия появляется придел Зачатия Иоанна Предтечи (у южной апсиды). В 1581 г. в южной апсиде по распоряжению Ивана Грозного был похоронен царевич Иван и создан там престол Иоанна Лествичника Собор неоднократно горел. Особенно сильно выгорел он в пожаре 1737 г. Следствием этого, быть может, была разборка галерей с северной и западной сторон и переделка центральной главы. В 1773 г., во время закладки по проекту В.И.


женова Большого Кремлевского дворца, собор дал трещины, после чего с южной стороны его были подведены два мощных контрфорса. В конце XVIII века по проекту архитектора М.Ф. Казакова к северному порталу собора было пристроено крыльцо-притвор, разобранное в 1920-х годах как искажающее облик древнего здания. Внутреннее убранство очень нарядно. Своды покоятся на шести столбах, четыре из которых находятся в центре храма, а два – в алтаре. Освещается храм узкими щелевидными окнами, расположенными в два яруса. Стены и своды покрыты росписью. Как предполагают, первая роспись была произведена в год окончания постройки собора. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича старую роспись удалили, после чего собор расписали вновь, повторив композиции прежних фресок. В нижнем ярусе, напротив надгробий, были помещены изображения покойных князей. С западной стены, где расположено наибольшее количество захоронений и места для изображений не хватило, они были перенесены на южную. Кроме князей, похороненных в соборе, на стенах и столбах храма были изображены древнерусские правители. Все князья, включая и тех, кто боролся с установлением московского самодержавия (Юрий Звенигородский и Галицкий, Василий Косой) изображены с нимбами, над каждым из князей помещено изображенияе его святого патрона. Эти росписи свидетельствуют о том, что, по крайней мере, к XVII в., а, возможно, и ранее, при Иване Грозном, складывается представление об Архангельском соборе как о месте захоронения «святопочивших» государей.

ерть, по представлениям авторов и заказчиков стенописи, примиряет между собой и в отношении к потомкам, а род московских государей представляется единой династией, находящейся под особым покровительством Господа. Работа продолжалась с перерывами в течение ряда лет (1652, 1660, 1666 гг.). Роспись выполнялась большой группой иконописцев, вызванных в Кремль из многих русских городов – Ярославля, Вологды, Костромы, Новгорода, Углича, Калуги. Руководили работами лучшие иконописцы Оружейной палаты. Стенопись XVII века несколько раз обновлялась.

Те государи, которые скончались после 1564 г., не получили изображений на стенах собора, но в память о них изготавливались надгробные портреты – парсуны, – которые ставились при гробницах. Известны парсуны царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, князя М.В. Скопина-Шуйского, царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (написан в 1677 г.), Федора Алексеевича, а также царицы Натальи Кирилловны и царевны Марии Ивановны.

Иконостас собора выполнен из золоченого дерева и покрыт резьбой. Он сооружен в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми при обновлении собора после осквернения его французами в 1812 г. Тогда были сделаны и новые Царские врата. Иконы Архангельского собора в основном написаны в XVII веке художником Дорофеем Ермолаевым. Самой замечательной и древнейшей является храмовая икона архангела Михаила с восемнадцатью клеймами, написанная, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги Димитрия Донского.


нако по особенностям живописи ее относят к началу XV века. Также чтима икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится в иконостасе. Этот чудотворный образ находился ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софьей, когда она стала супругой московского князя Василия Дмитриевича.

Архангельский собор был усыпальницей русских князей. Самая древняя гробница в нем – Ивана Калиты. Рядом похоронен его сын – князь Симеон Гордый. Гробница великого князя Дмитрия Донского находится во втором ряду, у южной стены. Около иконостаса стоят гробницы великих князей Василия Темного, Ивана III и Василия III. За иконостасом, в дьяконнике, похоронены царь Иван IV и его сыновья – Иван Иванович и Федор Иванович. Примечательной особенностью формирования великокняжеской усыпальницы является ее ориентация по сторонам света. Захоронения великих князей совершались на южной стороне, удельных князей – на западной; опальных князей – на северной. Усыпальница Ивана Грозного и его сыновей, созданию которой сам царь уделял большое внимание, расположена в южном предалтарье собора, то есть в юго-восточном углу. Умершие в опале князья Юрий Иванович Дмитровский, Андрей Иванович, Владимир Андреевич и Василий Владимирович Старицкие были похоронены в северо-западном углу собора, там, «где опалные князи кладутца».


В соборе был похоронен и царь Борис Годунов, но после свержения с трона его сына Федора Борисовича гробницу с его прахом царя выбросили из собора. Впоследствии прах Бориса Годунова был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. В приделе Иоанна Предтечи стоит гробница военачальника М.В. Скопина-Шуйского. В центральной части собора, около северо-западного столпа, похоронен царь Василий Шуйский, который умер в польском плену. В 1635 г. после длительных переговоров его останки были перевезены из Польши в Москву. Гробницы царей и царевичей династии Романовых расположены у юго-восточного столпа. В жертвеннике собора находится рака с мощами князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г. Кроме того, в соборе похоронены казанский царь Александр, казанский царевич Петр и император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от черной оспы. Всего в соборе 46 грониц (в некоторых из них – два и три захоронения) и две надгробные плиты. Особый статус некрополя Архангельского собора выражался в существовании архангельской архиепископии (1599–1765 гг.), архиереи которой совершали отпевания и панихиды по умершим царям, а также в обряде класть челобитные на имя царя на надгробия его предков. В церемониал венчания на царство входило и торжественное поклонение государя могилам предков. Также государи посещали семейную усыпальницу и перед выходом в дальние походы.


В 1636–1637 гг. русские мастера сделали дошедшие до нашего времени каменные надгробия, стоящие в соборе. В 1905 г. были проведены реставрационные работы, после чего все надгробия заключили в бронзовые остекленные футляры, на которых написали имена погребенных и даты их захоронения. В торжественные дни гробницы накрывались богатыми бархатными или парчовыми покровами, которые сейчас находятся в Оружейной палате. Особое место занимает рака с мощами святого царевича Димитрия – сына Ивана Грозного. Она установлена у юго-восточного столпа. Останки царевича Димитрия были перенесены из Углича в Архангельский собор в 1606 г., в период царствования Василия Шуйского. В 1638 г. над ракой установили резную белокаменную сень. В 1834 г. сень укрепили и покрасили, но резной орнамент при этом был поврежден и частично уничтожен. Во время реставрации собора в 1953 г. сень восстановили в первоначальном виде.

Собор был закрыт в 1918 г. В 1920-е гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы, в частности разобрали поздние притворы. При сносе в 1929–1930 гг. собора Вознесенского монастыря усыпальницы цариц и великих княжон, их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора. В 1953–1955 гг. проводилась реставрация собора, после чего он был открыт как музей. Во время реставрационных работ в 1963 г. были вскрыты и исследованы захоронения Ивана Грозного и его сыновей; по результатам этих исследований М.М. Герасимов создал пластическую реконструкцию внешнего облика грозного царя и его сына Федора Ивановича. С 1991 г. в соборе совершаются богослужения на престольный праздник, на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи), а также по благословению патриарха. В остальное время он продолжает работать как музей.

Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни»

Источник: sobory.ru


Как добраться до собора

  1. Сделать это можно на такси или собственном автомобиле.
  2. Также достаточно удобно добираться до собора на метро. Для этого необходимо доехать до одной из ближайших станций – Библиотеки имени Ленина, Боровицкой, Александровского сада.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.
  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров.
    Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.Архангельский собор московского кремля и его архитектура
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.Архангельский собор и его фасад

  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.Убранство внутри Архангельского собора
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.Архангельский собор и его фрески и роспись
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.Архангельский собор и его усыпальница где похоронены Иван Грозный, Александр Невский и другие

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

В соборе хранятся:

Фото Архангельского собора московского Кремля

  • Благодаря асимметричному расположению куполов собор выглядит просторным и не громоздким. Архитектурные особенности архангельского собора, где просматриваются и византийские черты
  • На сегодняшний день службы здесь проходят несколько раз в год. Службы в Архангельском соборе проходят несколько раз в год
  • На стенах над саркофагами размещены условные портреты правителей. На стенах над саркофагами в Архангельском соборе размещены условные портреты правителей

 Тайны Архангельского Собора

Архангельский собор Кремля – это один из его величественных храмов, который поражает своей монументальностью. Это первая усыпальница московских и удельных князей, где нашли последний покой многие представители Романовых и Рюриковичей.

Источник: www.lifejourney.club

История собора

На территории нынешнего собора в середине XIII века был построен деревянный храм имени Архангела Михаила. А в 1333 году по указанию Ивана I Калиты на его месте возвели церковь из камня – Архангельскую. Здесь же располагалась усыпальница великих князей. Росписью занимался известный на Руси иконописец Феофан Грек вместе с учениками.

В начале XVI века здание пришло в полное расстройство, и Иван III приказал разобрать его. Было решено построить новый собор, для чего из Италии приглашены архитекторы во главе с Алевизом Фрязиным («Новым»).

Этот зодчий был легендарной личностью – до сих пор не установлено его настоящее имя. Часть историков склонна предполагать, что при рождении Алевиз носил имя Алоизио Ламберти да Монтиньяна, но прямых доказательств этому найти не удалось. Во время переезда итальянское посольство задержали крымские татары – иностранцы были вынуждены несколько лет заниматься строительством Бахчисарайского дворца.

Хан остался весьма доволен работой итальянца, сохранилось упоминание о его письме Ивану III, где Менгли-Гирей называет Алевиза «вельми великим мастером».

По прибытии в Москву (примерно в 1505–1506 годах) итальянец приступил к руководству строительством собора. Работы были закончены уже при сыне Ивана III – Василии III.

В середине XVI века храм горел. Несколько лет понадобилось новгородским и псковским иконописцам для восстановления живописи. При Алексеевиче Михайловиче Романове, русском царе, было решено обновить стенопись (фрески) собора. С этой целью были собраны лучшие мастера. Но из-за длительных войн, которые вела страна, казна опустела, а реставрация затянулась почти на 16 лет.

Храм еще не раз страдал от пожаров, но неизменно восстанавливался. При Екатерине II собор начал разрушаться после попытки возведения Кремлевского дворца, появившиеся трещины вовремя заметили, и строительство прекратили.

В 1812 году Архангельский собор вновь пострадал – ценности были вывезены, пострадала роспись и иконостас. В XIX веке храм несколько раз реставрировали, обновили купола, кресты обтянули латунным листом, сделали хозяйственные постройки для служителей.

В октябре 1917 года при обстреле Кремля в Архангельский собор попал снаряд, но серьезного ущерба не причинил. А в 1918 году храм закрыли и начали капитально реставрировать. Из-за двух войн (гражданской и Великой Отечественной) процесс затянулся до 1955 года.

В 60-х годах XX века на территории собора проводились локальные раскопки. В результате, советским антропологам (под руководством М. М. Герасимова) удалось воссоздать внешний облик нескольких русских царей по их останкам.

В 1991 году в Архангельском соборе возобновились богослужения.

Архитектура

По своему стилю храм относится к крестово-купольным соборам, распространенным в Византии в V–XII веках. Этот архитектурный тип стал основным при строительстве церквей на Руси.

Внешний вид

Архангельский собор выстроен из белого камня, его высота – 21 метр. Фундамент храма прямоугольный, вытянут с востока на запад. Стены собора выложены из кирпича, проемы окон продолговатые (щелевидные), группа из пяти куполов смещена к востоку. Фасад, разделенный пилястрами, разделяется двумя карнизами. Внешне может показаться, что здание разбито на две части. Нижняя – высокая и массивная – оборудована декоративными арками, верхняя – более легкая и изящная.

При возведении здания Алевиз применял итальянские мотивы зодчества – это видно по использованию декоративных элементов: по сочетанию окон разной формы и размеров (характерно для венецианского стиля), по многопрофильным объемным карнизам, ордерным пилястрам (выступ в стене, изображающий колонну) с растительными капителями (верхняя часть пилястры).

Иконостас

Рама иконостаса высотой 13 метров украшена многоцветной резьбой, делится на 4 части по горизонтали и на 3 – по вертикали.

Состоит из четырех частей:

  • пророческой – здесь представлены изображения пророков из Ветхого Завета. В их руках грамоты, в которых содержатся тексты предсказаний о принятии Христом образа человека, а в центральной части – Дева Мария с сыном на троне
  • деисусной – наполнена ликами Богоматери и апостолов (образ «Спас в силах»)
  • праздничной – присутствуют изображения ключевых событий Нового Завета
  • местной – тут располагаются иконы святых, которые были ангелами-хранителями великих князей, царей и императоров правящих династий.

Интересный факт: самая древняя икона была создана по просьбе вдовы великого князя Дмитрия Донского – Евдокии Дмитриевны (конец XIV – начало XV в.).

Усыпальница собора

В 1508 году Василий III приказал подготовить в Архангельском соборе царскую усыпальницу и перенести туда останки «прародителей своих». Первым был похоронен его отец – Иван Калита. Всего в храме 46 гробниц и 54 захоронения. В начале XX века надгробия решили покрыть бронзовыми футлярами. Последний самодержец, захороненный в усыпальнице, – император Петр II (в 1739 году).

Интересно расположение погребений в некрополе Архангельского собора: вдоль западной стены находятся останки родственников великих князей, вдоль северной – представители знати, впавшие в немилость и убитые. Возле северо-западного и юго-западного столпов лежат останки представителей монгольских знатных родов, которые приняли крещение. Романовы погребены у юго-восточного и северо-восточного столпов.

Полезная информация для посетителей

Комплекс Архангельского собора расположен в столице – на территории Московского Кремля.

Точный официальный адрес – Москва, Россия, 103073 (координаты для навигатора — 55.750210, 37.617834).

Главная касса располагается в Александровском саду.

Идем пешком:

  • От станций метро «Александровский сад» (затем пешком – 11 минут) или «Библиотека имени Ленина» (от нее 9 минут ходьбы).
  • Пользуясь указателями в пешеходных переходах, можно пройти по кратчайшему маршруту.

На автомобиле:

  • ближайшая парковка находится на улице Ильинка возле магазина «Пятерочка»
  • автомобиль можно оставить на улице Воздвиженка, д. 4/7, строение 1 – возле «Библиотеки имени Ленина».

Стоимость входа на территорию комплекса с правом самостоятельного посещения музеев:

  • для взрослых – 350 рублей
  • для детей (школьников или студентов) и пенсионеров предусмотрены льготные билеты, их стоимость – 100 рублей.

Важно, что некоторые категории граждан России также имеют право на льготное посещение:

  • участники ВОВ
  • инвалиды I группы
  • священники, если они имеют российское гражданство
  • военнослужащие-срочники.

Режим работы музея:

  • с 10 до 17 часов
  • касса работает с 9:30 до 16. Выходной – четверг
  • экскурсионное бюро – с 9 до 17. Без выходных.

При музее работает магазин, где можно приобрести:

  • искусствоведческую литературу, красочные путеводители, а также CD и DVD-диски
  • сувениры, посуду из керамики
  • украшения
  • развивающие наборы для детей.

Кроме Архангельского собора рекомендуется посетить другие комплексы Московского Кремля — Благовещенский и Успенский соборы, Оружейную палату и Алмазный фонд.

Правила посещения:

  1. Запрещено проносить крупные сумки и чемоданы (есть камера хранения у Кутафьей башни)
  2. Нельзя проводить домашних животных
  3. Не рекомендуется проносить с собой острые предметы, баллончики под давлением и прочие опасные вещи.

Туалетные комнаты расположены в Александровском саду, а также напротив Патриаршего дворца.

Заключение

Архангельский собор Московского Кремля, который построил итальянский зодчий для русского царя, считается культурным достоянием России.

Ежегодно тысячи туристов и верующих из разных стран посещают этот храм. На территории исторического комплекса регулярно проводятся культурные мероприятия: выставки, конференции, музыкальные концерты. Сотрудники музеев активно участвуют в научной деятельности, в том числе – популяризации истории России.

Источник: museumguru.ru

Несколько фотографий некрополя кремлевского Архангельского собора, где как известно хоронили всех московских царей. Фото взяты из статьи Рогозиной М.Г. Ремонтно-реставрационные работы 1905 года в Архангельском соборе в фотографиях К. Фишера (из коллекции Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева).
Комментарии к фотографиям тоже Рогозиной М.Г., я их выделил курсивом.

Фотографии эти опубликованы уже давно, но я как-то не обращал внимание на их "загадочность", а она там явно есть.
Фактически, только эти фотографии Фишера и Барщевского демонстрируют состояние интерьеров и некрополя Архангельского собора Кремля в конце 19 — начале 20 века.
Прежде всего обращает внимание отображенный на фото хаос, ведь, не забываем, что речь идет об одном из главных соборов России — усыпальнице всех московских царей.

Архангельский собор. Общий вид с севера. Фото И.Ф. Барщевского. 1889 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2032.
Архангельский собор московского кремля фото

Ниже самое старое фото Барщевского 1895 г., на нем мы видим надгробие кн. Андрея Радонежского до реставрации 1905 г., еще со старыми чугунными полами, их потом заменили на гранитные. Видно, что надгробие "вросло" в пол, также можно отметить невероятный аскетизм обстановки, откровенную грязь и дикую неравномерную окраску надгробия. Не забываем еще раз — Архангельский собор важнейший храм в России.

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.
Архангельский собор московского кремля фото

Ниже, тоже самое надгробие после снятия пола. Заметно, что белокаменная плита боковой стенки стоит на каких-то кирпичах, т.е. располагается существенно выше поверхности пола. А пол, надо полагать, земляной. Никакого особого криминала тут нет, как известно, полы в церквях нарастали с каждым столетием. Видимо, в 1905 г., когда сняли чугунные плиты (а установили их, скорее всего, в 18 веке — тогда это было модно), срыли и часть подсыпки, на которой эти плиты и лежали.

Вид на боковые стороны надгробий кн. Андрея Владимировича Радонежского (после 1372-1426) и Андрея Васильевича Углицкого (1446-ок.1494). Надгробия расположены у северной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-30, 31.
Архангельский собор московского кремля фото

Нужно конечно обрисовать то, что из себя представляли сами надгробия. Это были кирпичные коробы, с боков они облицовывались белокаменными резными плитами. Сами захоронения находились под полом в склепах (правда, непонятно как глубоко). Надгробия же в большинстве случаев все поздние — их начали создавать только с 17 века, в то время как сам собор возвели в 1505-1508 гг.

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царя Алексея Михайловича (1629-1676), царевича Алексея Алексеевича (1654-1670), царя Михаила Федоровича (1596-1645), царевичей-младенцев Василия и Ивана Михайловичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-27, 55.
Архангельский собор московского кремля фото

Заметно, что надгробия "стоят" очень высоко относительно старого пола, его мы обнаружим на фото далее.
Проблема заключается в том, что исходя из этих фотографий никоим образом не заметны наслоения древних полов, виден только слой земли. Если предполагать, что полы покрывали надгробия с запасом, как на втором фото здесь (Барщевского 1895 г.), то слой земли в соборе может доходить до полуметра и более. А это как-то подозрительно много для простой подсыпки под снятые чугунные плиты 18 века.

Архангельский собор. Вид на боковую сторону надгробия кн. Георгия Ивановича Дмитровского (1483-1509). Надгробие расположено у северной стены у лопатки. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-60, 61.
Архангельский собор московского кремля фото

Лично я не смог найти какие-либо упоминания о древних полах Архангельского собора, кроме тех, что видны на фотографиях Фишера и Барщевского, и тех, что существуют сейчас.
На фото 1905 г., что ниже, виден некий старый каменный пол, засыпанный толстым слоем грунта. Возможно слой земли был еще толще, если судить по другим фотографиям. На нем лежали чугунные плиты, их полностью убрали, поэтому на фото этих плит нет.

Но, главное, не видно никаких "промежуточных" полов. Возможно, плиточный каменный пол — это полы собора 1505 г., а далее идет толстый слой земли, на котором лежал чугунный пол 18 века — и это все.
Лично мне непонятно, зачем нужно было наваливать полметра земли на старый пол? Если нужно было подсыпать грунт под чугунные плиты, можно было ограничиться и слоем в 5-10 см. Но полметра зачем?

Архангельский собор. «Вид древнего убранства стен и плиточного каменного пола, засыпанных землею в приходе из Алтаря в дьяконик». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-38, 69.
Архангельский собор московского кремля фото

Напрашивается невероятно дикий вывод — грунт не подсыпался, он рос сам по себе, как культурный слой, потому что полы не мыли и не убирали. И это в Кремле — в главной усыпальнице всех московских царей!! А потом на эти кучи земли положили чугунный пол в 18 веке. Как вариант — землей в 18 веке хотели скрыть страшный ад и Израиль, который творился в нижнем ярусе собора, т.е. не чинить, не исправлять, а взять все и засыпать землей:)

В данном случае, я руководствуюсь только тем, что вижу на фото, никаких исследований на эту тему мне неизвестно.
Но, косвенно этот вывод может подтверждаться ужасным состояние всего собора.
Внизу, интересная дырка в надгробии Петра II, видимо кому-то было очень интересно, что же там внутри)

Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-21.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Склеп у юго-западного столба с северной стороны, где похоронен Казанский царевич, во св. крещении Александр Сафасиреевич. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-34.
Архангельский собор московского кремля фото

Особый художественный жанр — это покраска надгробий чем-то темным. Я уже упомянул здесь неравномерную окраску надгробия на втором фото здесь (Барщевского 1895 г.) Может показаться, что краска просто облупилась со временем, но фото ниже доказывает, что это не так. Видно, что кто-то пытался сделать два широких мазка — один горизонтальный, а другой вертикальный (справа). Все вместе, это живописное творчество напоминает сон пьяного маляра) Не забываем опять, что это главный некрополь гос-ва — могилы Иван III и Василия III, величайших правителей России, в правление которых и строился Архангельский собор. И дело происходит не в богомерзкие советские времена, а в православной Российской империи, и не в каком-то далеком монастыре, а в центре московского Кремля.

Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866- 65, 66.
Архангельский собор московского кремля фото

Тоже совершенно аляповатая раскраска надгробий и полная разруха.
В общем, ясно, что Архангельский собор московского Кремля был чрезвычайно загадочным местом)

Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-62, 63.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Перспектива нижних частей торцов надгробий Вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) и кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок.1481-1521). Надгробия во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-16, 17, 18.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Продольная сторона надгробия кн. Дмитрия Ивановича Жилка Углицкого (ок. 1481-1521). Крайнее надгробие во 2-ом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-04, 05.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий царей Федора (1661-1682) и Ивана (1666-1696) Алексеевичей. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. «в). Каменные плиты, перекрывающие склеп, находящийся под кирпичными надгробиями». Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-12, 32.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Перспектива торцов надгробий Вел. кн. Василия I Дмитриевича (1371-1425), кн. Ивана Ивановича Молодого (до 1473-1490) и кн. Дмитрия Ивановича (1483-1509). Надгробия в 3-ем ряду у южной стены. «б). Верхняя часть каменного гроба, находящаяся под кирпичным надгробием в уровень ныне существующего пола». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-71, 72, 73.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КП-оф 4866-20, 56.
Архангельский собор московского кремля фото

Архангельский собор. «База пилястры, находящаяся у северной двери Собора». Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер КПоф 4866-39, 67.
Архангельский собор московского кремля фото

Источник: maximus101.livejournal.com

  • Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников. — СПб, 2000. — С. 38—40, 47—48.
  • Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Маясовой Н. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
  • «Архангельский собор», музей Архангельский собор / под ред. Маясовой Н. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
  • Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
  • Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
  • Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
  • Кавельмахер В. О приделах Архангельского собора. — М., 2002. — С. 123—160.
  • Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
  • Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов: Гос. музей-заповедник «Ростовский кремль», 2000. — Вып. 10. — С. 193—251.
  • Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
  • Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. Лебедева А. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
  • Мясников В. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
  • Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
  • Панова Т. Некрополи Московского Кремля. — ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003. — 71 с.
  • Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
  • Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
  • Святые Архангелы Михаил и Гавриил / под ред. Марковой А. — М.: Благовест, 2012. — 288 с.
  • Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. Паламарчука П. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М, 1917.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
  • Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.

Источник: ru.wikipedia.org


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.