Источник: my.mail.ru

Где находится

Выставка размещается в 2-х залах Оружейной палаты, на территории легендарного Кремля, в Москве.

История

Алмазный фонд россии фото

Петр Великий первый задумался о создании сокровищницы. До 1914 года русские императоры хранили династические реликвии в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. С началом мирового вооруженного конфликта ценности отправились в хранилище Оружейной палаты Московского Кремля, где они находятся по сей день.

Петербургский период

Петр I в 1719 году издал указ об учреждении Камер-коллегии для обеспечения сохранности предметов для коронации и уникальных династических украшений.

В Зимнем дворце выделили помещение (рентерия) для постоянного хранения государственных символов власти, ювелирных украшений царской семьи. Рентерия, что в переводе с немецкого означает «казначейство», стала основой для создания Российского Госфонда драгметаллов и камней.

Рентерия закрывалась на 3 замка. Открыть сокровищницу по личному указанию императора могли камер-президент, камер-советник, рентмейстер. У каждого из них хранилось по ключу от одного из замков. Только одновременное присутствие всех 3 ответственных лиц давало возможность попасть в камеру хранения.


Алмазный фонд россии фото

По окончании торжественной или праздничной церемонии драгоценности возвращались в рентерию. Позднее хранилище стали называть Алмазной Бриллиантовой комнатой. Собрание ценностей пополнялось за счет приобретений казны и подарков монархам.

Наиболее значимое количество уникальных изделий было получено в период правления Екатерины II. Став императрицей, она приказала переоборудовать под Бриллиантовую комнату свою спальню и соседние с ней покои. Все ценности двора прошли маркировку, обмер и вписаны в реестр.

После кончины Екатерины комната стала частью индивидуальных апартаментов самой Марии Федоровны, супруги Павла I. При Николае I спецхран опять перевели в разряд служебных. Возникло различие между личной коллекционной собственностью императора и государственной.

Московский период

С началом международной конфронтации ценности Бриллиантовой комнаты вывезли на хранение в Москву. Несмотря на срочную эвакуацию, к каждому ящику прилагалась опись от 1898г. Спустя 6 лет царские сокровища передались в Гохран — обозначает хранилище ценностей, согласно предписанию Ленина.


Алмазный фонд россии фото

В 1922г. учрежденная комиссия, составила опись предметов, вывезенных из Зимнего дворца в начале войны, и определившая их значимость для дальнейшего хранения. На этом основании началась распродажа уникальных предметов, как ничего не значащих для истории нового государства.

В 1925г. в Гохране числилось 773 предмета. С 1925 по 1936годы значительная часть собрания драгоценностей была продана по правительственному решению или раскрадена. В 1936 году Сталин наложил запрет на изъятие сокровищ. Экспозиция на регулярной основе началась с конца 60-х годов XX века.

Современность

Алмазный фонд владеет в своем собрании 114 предметов, имеющих не только художественную, но и историческую ценность. Все музейные экспонаты являются неделимой государственной собственностью, не подлежат передаче любым лицам и государствам. Используются в научных и просветительных целях, в пределах Московского Кремля. Решение об исключении из коллекции принимается по указу Президента. Ответственность за сохранность сокровищ возложена на Минфин РФ.

Самые ценные экспонаты

Самые значимые предметы ювелирного искусства относятся к периоду XVIII-XIX веков.

Екатерина II славилась большой любительницей и тонкой ценительницей драгоценностей. Основа экспозиции в Кремле – эксклюзивные ювелирные изделия, изготовленные по ее заказу.

Семь ценных камней

В выставке презентуются уникальные драгоценные камни, часть которых использована для регалий в торжественных случаях:

  1. В 1774 году Екатерина II приказала вставить в Императорский скипетр ограненный алмаз под названием «Орлов». Его приобрел граф Орлов в Амстердаме для императрицы за баснословную сумму: 400 тысяч рублей.

Родина алмаза – индийские копи, о чем свидетельствует зеленоватый оттенок кристалла. В течение 100 лет он переходил из рук в руки, в результате смены правителей на Востоке, воровства из буддийского храма, перепродаж в Европе, пока не стал реликвией династии Романовых. Камень в 180 граней, по форме напоминает индийскую розу. Вес – 190 карат.

  1. Солитер «Шах» был преподнесен Николаю I в 1829 году, как часть контрибуции, наложенной на Персию после русско-персидской войны 1826-1828 года.

Характеристика кристалла:

  • природный восьмигранник неправильной формы;
  • 88 карат;
  • желтоватого оттенка;
  • прозрачный;
  • без огранки;
  • с искусственной полировкой;
  • гравировкой имен 3 правителей Индии, Персии;
  • найден в Индии, в середине XV века.

Свое название «Шах» получил в 1922 году. До этого периода фигурировал в описи, как «Хозрев-Мирза», по имени персидского шаха, передавшего его российскому императору.


  1. Уникальный по размерам, прозрачности Портретный алмаз плоской формы, является частью золотого браслета. Пластина в 7,5 квадратных сантиметра прикрывает миниатюрный портрет Александра I.
  2. Самая большая в мире (399 карат) рубиновая шпинель попала в Россию из Китая. В 1676 году русский дипломат приобрел камень у императора Канси для императрицы Елизаветы.

Спустя 100 лет Екатерина II заказала Большую Императорскую корону для своего восхождения на престол. Главным украшением готового венца стала алая шпинель на вершине дуги между ажурными полусферами.

  1. Изумрудная пластина в бриллиантовом окружении – неповторимое, оригинальное изделие, попавшее в Россию в начале прошлого столетия. По сочетанию физических характеристик объему, прозрачности, насыщенности цвета не знает равных в мире. История камня начинается с храма ацтеков, откуда кристалл вывезли в Индию, затем в Европу.
  2. Огромный сапфир в 260 каратов, в золотой оправе с бриллиантами, имеет длинную, но малоизвестную историю. Родина прозрачных синих камней, уступающих по твердости только алмазу, – Цейлон. Судя по огранке, кристалл прошел ювелирную обработку у индийских мастеров. Из Индии – в Персию – на Кавказ – в Европу. Александр II приобрел его на Лондонской выставке, для императрицы.

  3. Хризолиты попадали на Восток и в Европу с берегов Красного моря. Экспонат размером в 192 карата, прозрачный зеленый оттенок с золотистым переливом, четырехугольные грани. До появления Большой Императорской короны служил украшением предыдущей коронационной регалии.

Драгоценные минералы, не имеющие аналогов в мире, вызывают интерес и восхищение у посетителей выставки.

Коронационные регалии

Исключительные права монархов на власть выражаются в особых символах: короне, скипетре и державе.

В музейной выставке представлена Шапка Мономаха, в которой венчались на княжение/царство, начиная с Ивана Калиты (XIV век), до царя Федора Романова (сводного брата Петра I, XVI век). Головной венец Ивану Калите презентовал хан Золотой Орды, когда тот просил ярлык на княжество.

По его подобию изготавливались все последующие царственные венцы: Астраханский, Алтабасный, Алмазный. Основные элементы украшения: золотая чеканка, инкрустация драгоценными камнями, жемчугом. Низ шапок отделан соболем.

Корона Анны Иоанновны изготовлена русскими ювелирами в 1730 году. Венец из позолоченного серебра в виде полусфер инкрустирован 2,5 тысячью алмазов, рубинами и турмалинами. Срединный обруч под крестом украшает 100-каратный турмалин. Коронование Николая I в Царстве Польском проходило в этом венце.

Большая Императорская корона – определяющий знак властных полномочий русских самодержцев с екатерининских времен до революции. Коронная ценность была изготовлена к вступлению в права императрицы Екатерины II ювелирных дел мастерами Экартом и Позье.

Форма венца традиционна и имеет объяснение:


  • полушария в виде ажурной сетки – восточная и западная части империи под властью монарха;
  • обруч в виде лаврового венка – славные победы;
  • центральная дуга-гирлянда из дубовых листьев и желудей – символ незыблемости власти.

Изнутри в регалии бархатный чехол алого цвета.

На изготовление нее ушло:

  • около 800 карат жемчуга;
  • почти 3000 карат ограненных алмазов;
  • 0,45 килограммов золота;
  • 0,9 килограммов серебра.

Все последующие монархи венчались на престол в екатерининской короне. Изображение изящных полусфер вошло в герб Российской империи. В 2000 году коронационная регалия возвращена в герб Российской Федерации. Регалия надевалась не только на коронацию, но и в особенных торжественных ситуациях. Последний раз убор был на голове монарха в 1906 году.

В 1856г., по подобию Большой Императорской короны, был сотворен Малый венец, для коронации самой Марии Александровны, супруги императора Александра II. В этом же уборе короновалась императрица Мария Федоровна, жена Павла I. При полном сходстве по форме венец миниатюрного размера и веса: 13 сантиметров в высоту, диаметр обода – 12 сантиметров, вес – меньше 400 граммов. На прическе она удерживалась при помощи шпилек.


Императорский скипетр – это стилизованный посох, второй по значению символ власти монарха. Образец специально сотворили к коронации Екатерины II, ювелиром Пфистерером. Длина жезла – 60 сантиметров. Вес – 600 граммов.

Изделие из золота состоит из 4 частей: рукоятки с бриллиантовыми полосами, две центральных, надвершие с двуглавым орлом. В 1774 году в скипетр вставили алмаз «Орлов» между надвершием и вторым сегментом. Все последующие коронации проходили с этой регалией.

Держава, третья коронационная регалия, – это полированный полый золотой шар на постаменте. Ювелирное изделие изготовил ювелир Экарт, к вступлению на престол Екатерины II. Символ власти украшен бриллиантовыми ободом и полуободом с крестом. При Павле I основанием для креста стал 200-каратный сапфир в бриллиантовой оправе; на пересечении ободов был помещен 47-каратный диамант.

Ордена

Среди наград в экспозиции привлекают внимание регалии Андрея Первозванного, Александра Невского, «Золотое руно».

Нагрудный знак АП состоит из геральдического двуглавого орла с изображением в центе распятого на кресте святого и восьмилучевой звезды с медальоном в центре. Орден полагалось носить на голубой ленте, через правое плечо, или на цепи. Звезда крепилась с левой стороны мундира.


Орденский знак АН – двухсоставной: из цветка и креста. Цветок, диаметром 6 сантиметров, изготовлен из серебра с бриллиантовой инкрустацией. Центральная часть креста – эмалевый медальон с Георгием Победоносцем. Крылья креста выполнены из красного стекла. Между крыльями – двуглавые орлы из бриллиантов.

Звезда святого АН имеет 8 лучей. Изготовлена из золота, серебра, бриллиантов, страз. Размер – 10,3 х 10,2 сантиметров. Вес – 114 граммов.

Орденский знак «Золотое руно». Средневековая награда, актуальная до настоящего времени. Правом награждать наделен испанский король. Изготовлена из золота, бриллиантов, с инкрустацией бразильскими топазами.

Из современных наград здесь хранится орден Победы, учрежденный после Великой Отечественной войны.

Ювелирные украшения

Изысканность вкуса, уникальность по исполнению характеризуют драгоценные украшения для торжественных церемоний:

  1. «Большой букет». Брошь прикреплялась на лиф парадного платья Елизаветы Петровны. В «букете» собраны нарциссы, незабудки, ирисы, розы шиповника, выполненные из золота, цельных драгоценных камней.

  2. Пряжка-аграф коронационного наряда двух императриц Елизаветы и Екатерины Великой в виде банта для скрепления мантии. На изготовление ушло 0,3 килограмма серебра, 0,02 килограмма золота, более 800 бриллиантов весом около 500 карат.
  3. Диадема Марии Федоровны в виде кокошника из золота, серебра, бриллиантов. Главный акцент украшения – нежно-розовый бриллиант.Утраченные в 20-х-30-х годах исторические драгоценности были частично восстановлены российскими ювелирами.

 

Драгоценности XX века

Алмазный фонд россии фото

Экспозиция фонда в 80-90-х годах прошлого столетия пополнилась историческими шедеврами, воссозданными по сохранившимся описаниям российскими ювелирами.

Головные женские украшения в виде венца, бандо были выполнены из платины, золота, бриллиантов, рубинов, жемчуга.

В середине прошлого века в хранилище поступил 9-ти килограммовый самородок, напоминающий верблюда. С 1952 года якутские алмазы свыше 50 карат хранятся здесь же.

К 400-летию дома царей Романовых была изготовлена копия Большой Императорской короны из белого золота, якутских алмазов, жемчуга, турмалина. Впервые имитация была показана в Москве в 2012 году.

Лучшее время посещения


Большой приток туристов летом, в период школьных каникул, затрудняет посещение Алмазного фонда Кремля. Конец февраля-начало марта – межсезонье, когда проще попасть на экскурсию.

Как попасть

Алмазный фонд россии фото

На территорию Кремля пропускают при наличии билета в Алмазный фонд. Продают их в кассе №4 и 5, в Александровском саду, у кремлевской стены. Дальнейший маршрут определяется по указателям – до Боровицких ворот (маленький проход).

На входе предъявляется разрешение, проверяется содержимое сумок, а большие по объему оставляют в камере хранения, проходят металлоискатель. За кремлевскими стенами надо двигаться по указателю «Оружейная палата». В конце здания Оружейной палаты расположен вход в музей Алмазного фонда, о чем свидетельствует вывеска.

Расписание экскурсий

График работы выставки: с 10ч.  до18.15; перерыв – с 13ч. до 14ч. Экскурсии проводятся через каждые 20 минут: с 10 до 12.20, с 14.20 до 17.20ч.. Посетители могут зайти внутрь в составе группы в 20 человек. Продолжительность экскурсии – 40мин. Любительская фото-, видеосъемка при посещении выставочных залов запрещена. Дети младше 6 лет к экскурсии не допускаются.

Режим работы

Кассы работают с 9 до 16.30ч. Перерыв – с 12ч. до 13ч. Выходные дни – четверг, праздничные дни, вторая половина января. В утренние часы билеты продаются на сеансы до обеда. На экскурсии после обеда — приобретаются после 13ч.

Как купить

В кассе №4 приобретаются билеты для индивидуальных посетителей.

Разрешения на организованные посещения по письменной заявке продаются в кассе №5.

Предварительное бронирование до 4-х билетов предусмотрено на сайте Алмазного фонда Гохрана. Выкупить тикеты в кассе выставки необходимо не позднее, чем за 1 час до начала экскурсии.

Цена

Стоимость входного билета – 500руб., льготная цена для студентов, школьников, пенсионеров – 100руб.

Официальный сайт телефон для справок

Информация об Алмазном фонде размещена на сайте Гохрана — http://www.gokhran.ru

Справочный телефон: +7 (495) 629 20 36. Работает ежедневно, кроме субботы-воскресенья, с 8.00 до 16.30.

Источник: GoZakordon.com

Посещая коллекцию Алмазного фонда Оружейной палаты, я невольно чувствую себя тайным посвященным в святая святых. Замирает сердце от ослепительного блеска представленных здесь драгоценностей, хранящихся за 10 сантиметровым бронированным стеклом. Восторг от уникальных произведений ювелирного искусства нарастает с каждым увиденным экспонатом. Думаю, что каждому россиянину стоит хотя бы раз в жизни посетить эту сокровищницу, которая хранит великую историю нашей страны.

А смотреть тут не пересмотреть. Итак, чем же так гордится Алмазный фонд России?
• Большая корона Российской империи — главная регалия при коронации монархов.
На момент изготовления этой короны только камни стоили 2 млн. рублей, годовой экспорт зерна России тех времен, сейчас стоимость этого ювелирного изделия не поддается оценке, представляете корону никогда не вывозят за пределы Кремля. Заказ для Екатерины II сроком в 60 дней поручили в 1762 году Иеремию Позье и Георгу-Фридриху Экарту.  Николай II в 1906 году на открытии Дореволюционной Думы имел удовольствие одеть ее в последний раз. На изготовление венца пошло 75 крупных жемчужин, 5 тысяч бриллиантов, ограненных индийскими мастерами, 410 г золота, 8 кг серебра и редчайшая ярко-красная шпинель. Корона имеет вид двух полусфер, соединенных между собой — символ единения востока и запада Российской империи. Головным убором служит красная бархатная подкладка, которая подгонялась индивидуально для каждой коронации.

• Императорский скипетр-символ светской власти. Екатерина II получила его в 1770 году после коронации. Первоначально это был гладкий золотой жезл весом 400 г с добавлением серебра длиной 60 см, обвязанный 2 сотнями бриллиантов. Вершина скипетра была украшена только двуглавым орлом. А вот сегодняшний вид скипетр приобрел благодаря графу Орлову Г.Г., он преподнес своей императрице алмаз редкой чистоты, который только добавил величия царской регалии.

• Императорская держава-олицетворяет власть над землей.

Необычайно красиво смотрелась в руках царицы. Перед коронацией Екатерины II о державе неожиданно вспомнили придворные, до этого она пылилась в царских закромах в разобранном виде и решили срочно сделать новую. На гладкий шар прикрепили нашивки от бальных платьев императрицы. Вид регалии постоянно менялся и наконец при Павле I принял современный облик. Под крестом появился огромный сапфир, а в центре алмаз. Весит такое произведение искусства 860 г. Личной собственностью императриц эти шедевры не являлись, они имели право только их носить, потому как  изготовлялись все украшения на казенные деньги. В заключении хотелось бы отметить, что историй, связанных с украшениями царской династии великое множество, по моему мнению, лучше все увидеть своими глазами.

P.S Экспонаты о которых я написала выше, это безусловно одни из главных образцов в коллекции Кремля, но так же там можно увидеть и необработанные, одни из самых крупных алмазов и золотых слитков, ордена и предметы одежды из драгоценных металлов и камней, а так же другие ювелирные шедевры в том числе и изготовленными советскими мастерами.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"

Рекомендую почитать:

Скипетр с алмазом Орлов

Карл Фаберже: драгоценные цветы

Источник: zen.yandex.ru

История Алмазного фонда

Экспозиция сокровищ работает с 1967 года, занимая два небольших зала в Оружейной палате. Однако сам фонд в России основан намного раньше, в эпоху правления Петра I. В 1731 царь-реформатор распорядился выделить в Петербурге место под хранилище ценностей, принадлежащих российскому государству. В сокровищнице нашлось место для орденских знаков, украшений, регалий, которые монархи надевали в исключительных случаях. Постепенно коллекция Романовых расширялась, пополнялась удивительными по красоте и ценности экспонатами.

Алмазный фонд россии фото
Сокровища оружейной палаты

В XVIII веке собрание переправили в Зимний дворец, где в 1856 для публичного осмотра открылась Галерея драгоценностей (165 предметов). К началу Первой мировой войны проведена масштабная проверка ценностей коллекции, а в 1914 году они были отправлены в Москву. Их приняли в Оружейной палате без описи и поместили в подвалы.

Большевики приступили к осмотру сокровищ лишь в послереволюционном 1922 году. Многие из ценностей по личному распоряжению вождей были реализованы на скандальных зарубежных торгах в 1926-1938 годах. После Великой Отечественной войны начался новый этап в жизни сокровищницы. Ее коллекцию пополнили самородки из Якутии, где было освоено несколько кимберлитовых трубок.

С момента открытия здесь побывало более четырех миллионов человек. Появилась лаборатория, специалисты которой занимались воссозданием утраченных ценностей. Не раз Алмазному фонду поступали предложения о продаже уникальных экземпляров, однако совершенных сделок документально не зафиксировано.

Экспозиция музея

Полюбоваться роскошными экспонатами музея, узнать об их истории и роли в судьбе исторических персонажей могут жители и гости Первопрестольной. В первом зале представлены уникальные самородки, плоские камни и гиганты, найденные на территории России и в других уголках планеты. Здесь же можно полюбоваться ювелирными изделиями, выполненными советскими и российскими мастерами из камней, найденных в кимберлитовых трубках Якутии. На обозрение выставлен золотой самородок весом 36 кг и карта РФ, выложенная бриллиантами.

Алмазный фонд россии фото
Бриллиантовая карта России

Второй зал знакомит с императорским наследием. Здесь представлены работы знаменитых ювелиров XVIII и XIX века и предметы, которые имеют историческое значение. Среди них — символы власти, ордена, диадемы, царские вещи. С графиком посещения экспозиции можно ознакомиться в интернете, на сайте фонда.

Самые ценные экспонаты Алмазного фонда

Каждый экспонат, принадлежащий Алмазному фонду России, по-своему удивителен. Однако есть украшения, которые представляют собой наибольшую материальную и историческую ценность. К ним относят императорские короны, скипетр, державу. Эти символы царской власти выполнены из драгоценных металлов, инкрустированы ограненными самородками исключительной чистоты. Полумрак, который поддерживается в залах экспозиции, позволяет насладиться игрой света на гранях камней.

Алмазный фонд россии фото
Бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны

Большую ценность представляет бриллиантовая диадема Елизаветы Алексеевны. Ее изюминка — крупный розовый бриллиант княгинь Романовых и россыпь небольших бриллиантов, которые излучают радужное сияние. Не менее важны знаки ордена Андрея Первозванного, Святой Екатерины, Золотого Руна. Удивительно красивы броши-букеты из самоцветов и украшения, которые принадлежали императрицам.

Выставка позволяет осмотреть редкие по красоте и весу алмазы, найденные на территории Якутии. Среди них – «50 лет СССР», «Большая Медведица», «Звезда Якутии». Крупнейший в собрании — алмаз «XXVI съезд КПСС» на 342,57 карат. Многие якутские самоцветы заслуженно попали в каталог бриллиантовой корпорации De Beers.

Источник: MoyKamen.com

История

Алмазный фонд Московского Кремля

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена правления Петра Великого, когда на основании указа от 1719 года начала работу государственная организация, отвечающая за сохранность императорских драгоценностей и монарших реликвий. Камер-коллегия обладала полным списком орденов, всевозможных украшений, подарков царским особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Санкт-Петербурге.

По сути, своим указом Петр I признал и юридически определил казначейство или, иными словами, Императорскую Рентерию, как хранилище наиболее значимых ценностей императорского двора, принадлежащих многим поколениям царских семей. Во время правления каждого последующего монарха казна постоянно обогащалась, но более существенным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во временя их властвования, русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II сокровищница пополнилась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей опочивальне императрицы для сохранности достояния была построена отдельная палата, получившая имя «Бриллиантовая комната», где и обитали долгое время бесценные экспонаты.

Алмазный фонд Московского Кремля

В начале Первой мировой войны содержимое сокровищницы было спешно транспортировано в Москву и размещено в Оружейной палате Кремля. Немного позднее была произведена полная опись имеющихся в коллекции предметов, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 году казна была обозначена как Алмазный фонд страны и передана под опеку Государственного хранилища ценностей.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр Великий издал указ о создании Бриллиантовой комнаты. Здесь должны были содержаться драгоценности, принадлежащие императорской короне. Созданная специально Камер-коллегия провела инвентаризацию уже имеющихся ценностей – символов царской власти – и определила порядок и место хранения. Чуть позже эти требования распространились и на остальные монаршие драгоценности. Каждое последующее правление вносило корректировки в составленные правила.

  • 35 лучших музеев Москвы
  • Достопримечательности Москвы
  • Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади

Вторая половина XVIII-XIX век


Для хранения коронных драгоценностей выделялась специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такое помещение стало называться Бриллиантовой или Алмазной комнатой. Во времена женского правления коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, соответствующего драгоценностям, пригласили знаменитого архитектора Фельтена.

Первая половина XX века




Алмазный фонд Московского Кремля

В начале ХХ века фронт оказался довольно близко от столицы империи. Поэтому было принято решение об эвакуации Алмазной комнаты в Москву. Несмотря на спешность, мероприятие проводилось с особой аккуратностью и вниманием к раритетам. Была даже сохранена опись 1898 года, впоследствии послужившая основой для дальнейших исследований.

В это время к коронным ценностям добавились документы:

  • родословная книга правящей династии
  • завещания членов семьи

Ценности переехали в Оружейную палату (в коронный зал) Кремля.

  • Оружейная палата Московского Кремля

Вторая половина XX века – начало XXI века


До 1967 года коронные ценности не выставлялись для публики. Только в ноябре 1967 года к юбилею революции правительство приняло решение об организации временной экспозиции. Ее показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут выставляться год, а затем вернутся на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярна. Поэтому правительство решило организовать постоянную экспозицию.

К этому времени коллекция Гохрана получила новые единицы хранения:

  • алмазы, найденные в новых месторождениях Мир и Зарница
  • работы талантливых ювелиров Нового времени
  • самородки золота и платины

Наряду с коронными драгоценностями публике для осмотра доступна уникальная Минералогическая коллекция, которую собрала Екатерина Великая.

  • 20 лучших экскурсий для школьников в Москве
  • 23 лучших музея Москвы для детей
  • 30 лучших развлечений в Москве для детей

Алмазный фонд сегодня

Алмазный фонд Московского Кремля

Двери залов были открыты в 1967 году. И хотя изначально показ экспонатов предполагал временный характер, событие стало крупнейшим явлением в культурной жизни не только страны, но и всего мира. Поэтому Постановлением правительства было решено преобразовать экспозицию в действующую регулярно выставку, открытую для посещения всех желающих.

Сегодня уникальная экспозиция расположена в двух помещениях. В первом можно увидеть следующие экспонаты:

  • редкие экземпляры драгоценных камней
  • образцы самоцветов со всех регионов страны
  • шедевры ювелирного мастерства, созданные современниками
  • единственные в своем роде самородки драгметаллов и алмазы-гиганты
  • карта СССР из подборки драгоценных камней

Во втором зале расположены экспонаты преимущественно исторического значения, включая символы власти и прочие реликвии. Здесь же можно найти работы мастеров ювелирного дела XVIII – XIX века.

Собрание выставки

Коллекция – собрание уникальных предметов, которые имеют не только материальную, научную и художественную, но и историческую ценность.

Здесь можно увидеть:

  • ювелирные изделия
  • коллекцию драгоценных камней
  • собрание удивительных самородков
  • ордена

Фонд – часть Гохрана. Это не только интересная выставка. Здесь ведется исследовательская работа. Поэтому экскурсии, проводимые сотрудниками, чрезвычайно интересны.

  • Что посмотреть в Москве в первую очередь – 16 самых интересных мест
  • 25 лучших экскурсий по Москве

Коронационные регалии

Большая Императорская корона

Коронационные регалии – раритеты, которые, в свое время, показывали богатство и значимость империи. Их знают во всем мире. В коллекции хранятся:

  • Большая Императорская корона. Ее изготовили ювелиры в рекордные сроки – всего за 2 месяца. Это образец изящества и богатства. В короне около 5 000 бриллиантов, жемчужины, привезенные из Индии и шпинель массой около 400 каратов. Над убором работали Экарт и Позье.
  • Держава. Ее тоже изготовил Экарт для Екатерины Великой. Это скромный, на первый взгляд, шар, который окружен цепочкой бриллиантов.
  • Малая Императорская корона.
  • Скипетр.
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (звезда и цепь).
  • Пряжка-аграф.

Эти предметы можно увидеть во время посещения экспозиции.

Середина XVIII века

Брошь «Большой букет», Алмазный Фонд

Специалисты без труда отличают произведения ювелиров этого исторического периода. Изделия передают радость и свет, им свойственны асимметрия и тщательное выполнение. Жемчужина выставки – букет императрицы Елизаветы Петровны. Это цветы из драгоценных металлов и камней – ирисы, незабудки, нарциссы и шиповник.

Стебли столь тонкие, что при малейшем движении дрожат и склоняются, как и в букете из живых цветов. Для того, чтобы наполнить изделие цветом, мастер под каждый бриллиант подложил тонкие листы яркой фольги.
У бутон ириса вставлен бледно-сиреневый бриллиант. Это редкий природный минерал. Его масса почти 16 каратов.

Вторая половина XVIII века

Портбукет, Алмазный Фонд
Фото: Прянечников Сергей

В это время мастерство ювелиров достигло апогея. Они умело обращались с огранкой, подчеркивали природную красоту драгоценный камней и игру света. Историки называют вторую половину 18 века веком бриллианта. Гости не проходят мимо портбукета. Он выполнен из золота с напылением эмали зеленого цвета.

Роль нитки выполняет пояс бриллиантов. Пояс так изящен, что создается иллюзия мягкой ткани. Вся композиция предназначена для ношения живых цветов. Внутренняя полость заполнялась водой, которая питала настоящие растения. Портбукет снабжен застежкой, которая надежно удерживала изделие на вечернем туалете.

Первая треть XIX века

Венчальная диадема Романовых, Алмазный Фонд

В этот период в Российской империи вошли в моду диадемы. Они имели треугольную форму, будто повторяя традиционный кокошник. Именно в это время стали популярны изделия домов Бушерон и Картье. Традиции сохранились до начала ХХ века. Они настолько вошли в жизнь высшего общества страны, что получили название русские тиары.

В экспозиции выделяется диадема Марии Федоровны, жены императора Павла Петровича. Тиара полностью соответствует русскому треугольному кокошнику. Алмазы имеют форму капли, они подвижны. Когда императрица поворачивала голову, бриллианты мерцали ярким светом. Главная особенность изделия – розовый алмаз. Его масса более 13 каратов. Драгоценный камень расположен в самом центре тиары.

Исторические камни

Колумбийский изумруд, Алмазный фонд

Выставка представляет 7 бриллиантов, которые известны всему миру. Среди них 4 самоцвета и 3 алмаза. Самый популярный экспонат – бриллиант Орлов, венчающий коронационную драгоценность – скипетр, выполненный для императрицы Екатерины.

Второй по популярности раритет – редчайший изумруд короны Великой княгини, жены Великого князя Константина. Он имеет смешанный зелено-голубой цвет. Изумруд вставлен в брошь. Он окружен гирляндой листьев винограда с бриллиантовыми вставками. Предположительно, драгоценный камень был найден в Колумбии в 15-16 веке. В Европу он был перевезен конкистадорами.

  • 22 лучших парка Москвы для прогулок
  • 20 самых красивых мест Москвы
  • 20 самых интересных мест Подмосковья

Самоцветы

Турмалин, Алмазный фонд

Собрание фонда имеет богатую экспозицию самоцветов. Минералы могут похвастаться не только уникальностью и изяществом, но и сложной историей. Малиновый турмалин, похожий на гроздь винограда, последовательно принадлежал разным королевским домам. Исследователи предполагают, что родина раритета – Бирма. Затем начались путешествия минерала:

  • Изначально (после перемещения в Европу) он был собственностью жены короля Франции Карла 9.
  • После смерти владелицы минерал перешел к наследнику, королю Богемии Рудольфу.
  • Во время шведской войны турмалин стал военной добычей, а его новой владелицей – королева Кристина.
  • После смерти монархини минерал остался собственностью короны Швеции.
  • Во время визита в Санкт-Петербург король Густав подарил турмалин императрице Екатерине Великой.

Алмазы

Алмазы, Алмазный фонд

Широко известно правило присваивать собственные имена найденным минералам, чья масса более 20 каратов. Обычно алмазы получают названия в честь какой-нибудь исторической даты, памятного события или имени знаменитого человека. Собрание имеет не только материальную, но и художественную ценность.

Найденные на территории России в разное время минералы позволяют ученым максимально точно установить условия их образования. Интересен алмаз ХХVI съезд КПСС, который нашли в 1980 году в открытой кимберлитовой трубке Мир. Раритет назвали в честь будущего ХХV1 съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Ордена


Орден Святого Апостола Андрея Первозванного, Алмазный фонд

В царской России особым почетом пользовались ордена, которыми награждали членов императорской фамилии. Над изделиями работали самые лучшие ювелиры, в работу брали уникальные драгоценности и чистейшие металлы. Поэтому такие ордена значительно отличаются от аналогичных. Наиболее известным среди артефактов является орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

Награду учредил Петр Великий, и до самого октябрьского переворота она имела высшее достоинство. Апостол Андрей первым пришел в земли, на которых жили предки россиян, с крестом. Его изображение помещено на гербе Российской империи. Орден Андрея Первозванного стал не только высшей наградой, но и одним из символов власти династии Романовых.

Самородки


Самородки, Алмазный фонд

С ХIХ века Россия – крупнейшая страна в области золотодобычи. Но найденные самородки редко сохраняются в неизменном виде: их отправляют в плавильню. Исключение составляют крупнейшие: они пополняют собрание раритетов.

Но важно понимать: самородки имеют не только материальную, но и научную ценность. Сотрудники фонда изучают их состав, делают выводы о ценности того или иного месторождения. В их распоряжении находится 101 экспонат. Посетителей привлекает самородок Верблюд. Его масса более 9 кг. Он действительно напоминает одногорбого верблюда. Раритет обнаружен на Колыме в 40-е годы прошлого века.

Главные экспонаты

Алмазный фонд Московского Кремля

В перечень основных и наиболее впечатляющих экспонатов Алмазного фонда включены коронационные регалии:

  1. Большая императорская корона. Подготовлена к венчанию Екатерины II в 1762 году. Авторами являются придворные мастера Позье и Экарт, сумевшие создать шедевр всего лишь за 2 месяца. Корона считалась основным символом власти вплоть до 1917 года. Каждый новый монарх короновался именно ей
  2. Малая императорская корона. Создана по образу Большой короны в 1801 году для второй половины Александра I – Елизаветы Алексеевны
  3. Императорский скипетр. Выполнен в начале 1770-х годов по приказу Екатерины II
  4. Императорская держава. Создана совместно с Большой царской короной по указанию Екатерины II. Дополнительное название регалии – «Царское яблоко»
  5. Знак и звезда ордена Апостола Андрея Первозванного. Награда считается высшим проявлением благодарности за какие-либо заслуги в России

Помимо символов власти отдельного внимания заслуживают семь камней, чье историческое значение не подвергается сомнению. В перечень входят:

  • алмаз Шах свыше 88 карат, не имеющий огранки и обладающий надписями трех прежних владельцев
  • алмаз плоского типа 25 карат, расположенный в браслете с образом Александра I
  • красная шпинель 399 карата, венчающая Большую корону
  • зеленовато-голубого отлива алмаз Орлов 190 карат, украшающий монарший скипетр
  • изумруд «Зеленая королева» 136 карат, помещенный в брошь княгини Александры Иосифовны
  • сапфир-гигант с острова Цейлон 260 карат, признанный самым крупным на планете
  • гигантский хризолит оливково-зеленоватого оттенка 192,6 карат

Уже в наши дни коллекция фонда пополнилась алмазами, найденными на якутских рудниках. Основными из них считаются алмаз «Великий почин», «Большая медведица», «Прогресс», «50 лет СССР» и другие.

Интересные факты

Алмазный фонд Московского Кремля

Во времена Петра Великого тоже соблюдались меры безопасности. Открыть рентерию (комнату для хранения коронных ценностей) могли только по указанию императора. Одновременно должны были присутствовать 3 человека: рентмейстер, камер-советник и камер-президент.

Первая инвентаризация была проведена во времена Екатерины Великой. Коронные ценности описали, измерили и внесли в реестр.

Алмазная комната была частью личных покоев монарших особ. Николай 1 перевел ее в разряд служебных помещений.

После октябрьского переворота коронные ценности по приказу Ленина передали в Гохран. Для инвентаризации использовали опись 1898 года.

В 1922 году в Гохране работала специальная комиссия. Ценности описали заново. Некоторые объявили неважными для государства. Начались хищения и бездарная распродажа раритетов. Только в 1936 году по приказу Сталина прекратились варварские действия.

Экскурсии


Алмазный фонд Московского Кремля

Посетить экспозицию можно только в составе организованной группы численностью 20 человек. Продолжительность мероприятия – 45 минут. За это время опытный гид проведет по залам, расскажет о реликвиях, находящихся на хранении. Самостоятельно изучить выставку для граждан России невозможно.

Правила посещения

Посетители, пришедшие ознакомиться с экспозицией, обязаны соблюдать установленные администрацией правила:

  • верхняя одежда сдается в гардероб, ручная кладь или багаж – в камеру хранения, оружие – в комендатуру Кремля
  • осмотр происходит только в составе экскурсии (группа 20 человек), иностранные посетители могут знакомиться с выставкой самостоятельно при помощи аудиогида
  • вход осуществляется по билету
  • билет с исправлениями или подчистками признается недействительным
  • посетителям запрещается во время осмотра шуметь, бегать, распивать напитки, курить, принимать пищу;
  • телефоны рекомендуется перевести в беззвучный режим
  • запрещается проводить видео и фото съемку, зарисовывать экспонаты, записывать текст экскурсии (в том числе на диктофон)
  • запрещается проводить собственную экскурсию
  • запрещается сорить на территории экспозиции
  • запрещается проносить горючие и взрывчатые вещества, а также предметы, которые могут нанести ущерб выставке или посетителям

Граждане, пренебрегающие установленными правилами, подлежат удалению с территории экспозиции.
Билеты рекомендуется приобретать в кассах Московского Кремля. Администрация не гарантирует посещение выставки по билетам, купленным на сторонних площадках.

Как добраться

Экспозиция находится на территории Московского Кремля. Добраться сюда можно пешком от станций метрополитена «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина». Вход в Кремль через Боровицкие ворота. На выставку не допускаются дети младше 6 лет. Здесь запрещена фото и видеосъемка. Также рекомендовано выключать мобильные телефоны перед началом экскурсии.

Часы работы выставки – с 10.00 до 17.20, кроме четверга. Сеансы проводятся с интервалом в 20 минут. С 13.00 до 14.00 перерыв на обед. Стоимость билетов 500 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров, при предъявлении подтверждающих документов, – 100 рублей.

Выставка «Алмазный фонд» поистине считается сокровищницей России. Здесь представлены уникальные и поражающие великолепием ювелирные изделия, драгоценные камни, царские регалии, собранные во времена власти российских монархов, начиная с Петра Великого. Экспозиция продолжает увеличиваться по сей день, пополняясь работами ювелиров-современников и уникальными камнями, добытыми на территории страны.

Источник: GuruTurizma.ru


Categories: Фото

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.