Что было до здания Главного штаба

Восточное крыло здания Главного штаба и министерств занимает территорию, на которой с начала XVIII века сформировался ряд частных домовладений. Первое время их главный фасад выходил на РњРѕР№РєСѓ, тогда как РЅР° Адмиралтейский луг (будущую Дворцовую площадь) смотрели РёС… задние РґРІРѕСЂС‹. Рљ моменту постройки Зимнего дворца РЅР° него выходили уже лицевые РєРѕСЂРїСѓСЃР° РѕСЃРѕР±РЅСЏРєРѕРІ Рё доходных РґРѕРјРѕРІ.

Застройка восточной части Дворцовой площади конца XVIII века начиналась торцом здания экзерциргауза. Рядом с ним стоял дом скульптора Иоганна-Готлиба Шварца — главного изготовителя мраморных архитектурных элементов отделки парадных залов Зимнего дворца: Невской анфилады, Большого Тронного зала [4, с. 196]. По соседству с участком Шварца располагался дом баронессы Александры Борисовны Строгановой, урождённой княгини Голицыной, вдовы тайного советника барона Григория Николаевича Строганова.


За домом Строгановой находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Часть помещений супруги сдавали внаём. В 1802 году у них останавливался итальянский профессор Черни, планировавший полёт над городом на аэростате. Соседом с Буландтами с 1797 году был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.

Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина, пожалованный ему при восшествии на престол Павла I. Фасад именно этого дома был прорезан по центру въездными воротами высотой в два этажа. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. От него в 1821 году он перешёл в его жене. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса, съехавшего отсюда в конце 1796 года. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь «Трактир города Парижа». Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.


Участок Лерхе с юга ограничивал Водяный переулок, соединявший Дворцовую площадь с набережной реки Мойки. За этим переулком располагался дом золотошвея Моллера — последний из выходящих на Дворцовую площадь. Дальнейшая застройка выходила уже только на Луговую Миллионную улицу: дом купца Петелина, дом статского советника Фурсова, дом наследников переплётчика немецких книг Иоганна Генриха Миллера, дом фабрикантши вдовы Шеккельберовой, дом «пуговишного цеха мастера» Якима Штута. Все эти участки были впоследствии поглощены зданием Главного штаба [6, с. 201-205].

Участок, на котором находится западное крыло здания Главного штаба, был выделен под застройку в 1764 году согласно составленному архитектором А. В. Квасовым генерального плана города. Именно этот зодчий задал дугообразное направление застройки. В 1766 году на пересечении с Невским проспектом был возведён РґРѕРј Вольного экономического общества. На месте дома №1 по Большой РњРѕСЂСЃРєРѕР№ улице в том же году появился дом купца Трифона Познякова. В доме Познякова жил переплётчик Торно, продававший здесь книги. В 1773 году купец продал участок Александру Дмитриевичу Ланскому.

Окончательно западная часть дуги сформировалась в 1780-х годах, когда архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном здесь было построено три похожих друг на друга здания.


С домом Вольного экономического общества соседствовало владение графа Якова Александровича Брюса, внука сподвижника Петра I обер-коменданта Петербурга Романа Вилимовича Брюса. Граф до 1786 года был московским губернатором, после чего прибыл в Петербург. Тогда то ему и понадобилось столичное жильё, которое было построено рядом с царской резиденцией. Здесь он прожил вплоть до своей смерти в 1791 году.

Средний дом принадлежал фавориту Екатерины II Александру Дмитриевичу Ланскому, равно как и угловое здание, главный фасад которого выходил на Малую Миллионную улицу. Ланской умер в 1784 году в 26-летнем возрасте, после чего Екатерина II купила его владение в казну, а затем подарила жене действительного тайного советника Елизавете Дмитриевне Кушелевой, родной сестре Ланского. Соседний с угловым домом участок достался в приданное дочери Кушелевой Авдотье Ивановне, вышедшей замуж за статс-секретаря Александра I сенатора Александра Николаевича Молчанова. Их семья владела домом на Дворцовой площади до 1811 года, когда он был приобретён в казну для размещения в нём Главного штаба.

На заднем дворе дома Ланского размещался Новый (Кушелевский) театр, называемый также Немецким. В нём устраивал маскарады Луи Фильети, который в 1801 году получил на это исключительную привилегию от императора. Ф. В. Булгарин отмечал, что «на маскарадах в этом доме уютнее, чем в доме Энгельгардта на Невском проспекте» [3, с. 39]. Один из современников так описал театр:


Сохранилось описание дома, где жил Ланской, а затем Молчановы:

Кушелевский театр сгорел в 1804 году, после чего долгое время бездействовал. Только через четыре года Молчанов, не ремонтируя театр, сдал его в наём дирекции Императорских театров сроком на восемь лет. Как до так и после пожара здесь выступала немецкая труппа, представления которой пользовались успехом у обширной петербургской немецкой общины. Даже после того, как в доме Молчанова разместился Главный штаб, театр продолжал действовать, так как приносил хорошую прибыль. Главный штаб сдавал его всё той же дирекции до 1816 года.

Дом Брюса был продан его дочерью в 1807 году надворному советнику Кусовникову. При нём здесь работала гостиница «Европа» («Hotel de l’Europe»), которую содержал француз Тардиф [6, с. 214]. Этот отель славился роскошью и богатством интерьеров. Им пользовались многие дипломаты и богатые иностранцы, в нём постоянно жили баварский и шведский посланники. Незадолго до войны с Наполеоном в отеле «Европа» жил французский посол герцог Арман Огюст Луи де Коленкур. В 1812 году несколько месяцев здесь снимала номер французская писательница Анна Луиза Жермена де Сталь. Когда Наполеон подступал к Москве, де Сталь покинула Санкт-Петербург. В день отъезда (26 августа 1812 года) её посетил посланник Северо-Американских Соединённых Штатов Джон Куинси Адамс.

Перед войной с Францией Александр I провёл реорганизацию системы управления армией. Размещавшиеся по разным адресам учреждения Генерального штаба были объединены под одной крышей. 28 марта 1811 года высочайшим рескриптом Александра I дом Молчанова был выкуплен в казну и передан Генеральному штабу:


Следует помнить, что Главный и Генеральный штабы — органы управления российской армией, которые в разное время существовали параллельно друг другу. Главный штаб был создан в конце 1815 года для заведения всеми областями военного управления (кроме хозяйственной). В него вошли Инспекторский департамент и Квартирмейстерская часть, с 1816 года — Военно-топографическое депо, подчинённое до того Генеральному штабу.

Так, кроме всего прочего, здесь была создана библиотека Главного штаба. Вход в неё находится на Дворцовой площади — второй подъезд справа от арки. На создание библиотеки значительную сумму пожертвовал Александр I. Инициатор её создания генерал-фельдмаршал князь Пётр Михайлович Волконский подарил библиотеке около 500 книг. После окончания Отечественной войны 1812 года библиотека приобрела 3 000 томов лучших зарубежных книг по воинскому искусству.

6 мая 1816 года по инициативе Александра I дом Кусовникова был выкуплен в казну за 600 000 рублей ассигнациями и передан Главному штабу. Рядом с бывшим домом Кусовникова, ближе к Невскому проспекту, располагался дом «депо карт», которое всегда был в ведении военного ведомства. Здесь работали военные картографы и топографы. В 1819 году этот дом был передан штабу Гвардейского корпуса.


Строительство здания Главного штаба

Если до войны с Францией императору нужно было держать под боком в первую очередь военное ведомство, то после победы над Наполеоном для сохранения завоёванных внешнеполитических позиций рядом с Р—РёРјРЅРёРј дворцом потребовалось иметь и министерство иностранных дел.

Для Главного штаба было решено приобрести остаток «фельтеновской дуги». На приобретение домов у потомков Брюса и Ланского казной было потрачено 1 032 500 рублей. Из них 275 000 ушло в марте 1819 года на покупку дома у Елизаветы Дмитриевны Ланской.

С участками вдоль Мойки ситуация оказалась сложнее. Здесь стояли хоть и не столь богатые особняки, но их было так много, что приобретение в казну всей необходимой территории оказалось весьма дорогой затеей. Огромные траты на столь масштабную стройку в центре Петербурга в начале XIX века могли состояться только при личной заинтересованности в этом министре финансов Дмитрия Александровича Гурьева. Современники отмечали, что он мог годами задерживать зарплату придворным архитекторам и художникам, но оказывался безгранично щедр в делах, суливших лично ему определённые барыши. В данном случае, вероятно, большую роль сыграло решение разместить в новом здании ещё и министерство финансов. Это само собой усилило мотивацию Гурьева выделить средства на строительстве в центре столицы нового здания для собственного министерства с роскошной служебной квартирой. За министерство иностранных дел он хлопотал, помня о том, что министром этого ведомства был его же зять Карл Нессельроде. В результате на покупку территории было потрачено 1 480 000 рублей. В казну отошли участки Храповицкого, Фогта, Сегена, Котомина и Лерхе. Ещё за 1 500 000 были куплены участки Маркелова, Шарапова и Сен-При.


Объединить все здания под одним фасадом предложил император Александр I. Разработка планов и чертежей была поручена архитектору Карлу Р РѕСЃСЃРё. 16 марта 1819 года был принят соответствующий указ, а 15 марта 1820 года был создан специальный комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Временную строительную комиссию возглавил генерал-майор Сенявин. Перестройкой сохранённых на участке зданий управлял князь Волконский. В помощь Карлу Росси были назначены Ф. Руска, П. Жако и другие архитекторы и инженеры.

Великолепный анализ работы зодчего провёл краевед-архитектор М. Н. Микишатьев в книге «Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки». Архитектор повторил линию фасадов существующих ранее зданий. Параболическая форма основной части главного корпуса устранила монотонность фасада без ризалитов, так как в этом случае одни и те же архитектурные детали видны под разными углами. Плоские же боковые фасады снабжены центральными ризалитами с прислонёнными к стене колоннадами.
смотря на то, что крылья дома не равны по длине, они выглядят одинаковыми. Для устранения диспропорции Росси оформил фасады портиками: из 14 колонн на Главном штабе, из 12 — на корпусе министерств финансов и иностранных дел. Более пластично Росси оформил фасад со стороны Мойки, где набережная следует по гораздо более прямой линии. Как раз там выступами и углублениями в фасаде устранена монотонность 200-метровой стены.

Часть дома №1 по Большой Морской улице снесли, направление улицы изменили так, чтобы она выходила строго на центр Зимнего дворца. От домов Брюса и Ланского оставили лишь внешние стены и некоторые залы, украшенные по рисункам Кваренги. Заботу о труде итальянского архитектора проявил его ученик Карл Росси. До наших дней уцелела парадная мраморная лестница дома Ланского — сейчас это лестница библиотеки Главного штаба.

Торжественная закладка здания Главного штаба состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске значилось: «Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность».

1 февраля 1822 года в надворном флигеле бывшего дома Кусовникова была освящена церковь во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия [1, с. 100]. 23 апреля, в день первого храмового праздника, её посетил Александр I. Императором храму были подарены Евангелие в серебряном окладе и паникадило из Зимнего дворца. С тех пор все служащие Главного Штаба каждое 23 апреля освобождались ото всех служебных занятий.


В том же 1822 году в здании Главного Штаба был сформирован и размещён Корпус военных топографов, при нём расположилось Топографическое училище. Здесь служил автор топографического плана Санкт-Петербурга Ф. Ф. Шуберт. В 1822-1825 годах в Квартирмейстерской части и Гвардейском Генеральном штабе служили многие будущие декабристы: Н. М. Муравьёв, П. П. Коновницын, А. О. Корнилович, П. И. Колошин, И. Г. Бурцов, Д. А. Искрицкий, В. Д. Вольховский, А. А. Оленин, С. М. Палицын, А. А. Скалон. 14 декабря 1825 года здесь провёл большую часть дня диктатор восстания С. П. Трубецкой, так и не появившийся на Сенатской площади. После поражения «декабристов» на первом этаже здания Главного Штаба, в квартире генерал-квартирмейстера Толя, содержались под арестом некоторые из привлечённых к делу «о событиях 14 декабря». Среди них был А. С. Грибоедов.

«Зданием Главного штаба» всё строение называют лишь ради краткости, или из-за незнания того, что восточный корпус Главному штабу никогда не принадлежал. Здесь размещались Министерство финансов (дома №43, 45 и 47 по набережной реки Мойки) и Министерство иностранных дел (№39 и 41 по набережной реки Мойки). Вообще, правительство предлагало разместить напротив Зимнего дворца основной государственный административный центр. Кроме вышеперечисленных ведомств здесь могли разместиться также Сенат и Синод.


Строительство западного корпуса было завершено к 1823 году, после чего начали строить восточный корпус. Его завершили в основном к 1825 году, причём первым делом сооружали новый выходящий на Дворцовую площадь фасад. Фасад всего здания Главного штаба стал на тот момент самым длинным в Европе — около 580 метров. Угол здания у Мойки ради целостности композиции был сделан острым. За такую форму его прозвали "утюг".

В начале работ на возведение здания средств не жалелось, цоколь выходящего на Дворцовую площадь корпуса министерства иностранных дел был сложен из дорогого гранита. А после воцарения требовавшего строжайшей экономии Николая I в 1825 году со стороны Певческого моста цоколь укладывался уже из более дешёвого пудостского камня. По распоряжению Николая I фасад здания Главного штаба был окрашен в жёлтый цвет.

Ради окончательного освобождения Дворцовой площади от старых построек в 1827 году за 780 000 рублей был куплен для сноса соседствующий с министерским корпусом дом. Суммарная стоимость выкупа участков восточнее Малой Миллионной улицы обошлась более чем в три раза дороже, чем выкуп домов Ланского и Кусовникова.

В марте 1827 года был высочайше утверждён перечень образов для украшения церкви святого Александра Невского в здании министерства иностранных дел. В конкурсе на выполнение этого заказа участвовали академики В. К. Шебуев и А. Е. Егоров (вскоре отказался от участия), художники А. И. Иванов и Антонио Виги. Кабинет Его Императорского Величества 16 апреля определил в качестве исполнителя последнего, при условии его согласия на оплату работы в размере 19 000 рублей. Живописец дал своё согласие. Ко дню освящения церкви он выполнил образа «Рождество Христово» и «Положение во гроб» (6 000 рублей), запрестольный образ «Воскресение Христово» (3 000 рублей), иконы в Царские врата (1 000 рублей). Для иконостаса Виги исполнил иконы с изображениями Спасителя, Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила (4 000 рублей), Тайной вечери (1 500 рублей). В простенке при входе установили картины с изображениями святых Александра Невского, Владимира, Николая и апостола Андрея (4 000 рублей). Арки над карнизом заполнили Рождество Богородицы, Введение во храм, Успение (2 000 рублей). Все работы были сделаны на холсте масляными красками.

Кушелевский театр был закрыт, в театральном зале стал работать Общий архив Генерального штаба, с 1834 года ставший Государственным. Здесь Росси для уменьшения риска пожара использовал металлические перекрытия. Свод зала поддерживают восемь металлических дуг, опирающихся на двадцать две чугунные колонны. По стенам зала архитектор разместил чугунные галереи с подъёмными чугунными полками и железными шкафами. Зал Архива стал первым подобным в России. Его чугунные конструкции были созданы на Александровском чугунолитейном заводе.

Арка Главного штаба

После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них.

Разрыв между крыльями нового здания сначала он оформил двойной колоннадой, раскрывающей выход на Большую Морскую улицу. Такой вариант зодчий впоследствии переделал, вместо колоннады устроив широкую арку с проездом в центре и двумя проходами по бокам. Однако и этот вариант его не устроил, Росси расширил арку до ширины всего проезда, за ней поставил ещё одну. Таким образом архитектор пришёл к воплощённому им варианту, когда арки с поворотом укрывают от взора с площади поворот Большой Морской улицы. Арка была рассчитана как зрительный центр здания.

Арка Главного штаба возводилась последней вследствие того, что её своды поддерживают не только боковые устои, но и стены восточного и западного корпусов которые к моменту её сооружения успели осесть.

Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий её строгий классический облик. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы.

Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Кони, колесница и левый (если смотреть со стороны площади) воин были вычеканены по моделям В. И. Демут-Малиновского, а фигура богини Нике в колеснице и правый воин — по модели С. С. Пименова. Это была их первая совместная работа. Договор со скульпторами был заключён 28 апреля 1827 года. На изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им давалось всего два месяца.

Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугунолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Несмотря на это, вес нагрузки на арку всё равно вызвал опасения у чиновников и других архитекторов.

По одной из легенд коллеги Росси по архитектурному цеху (в основном иностранцы), а затем и Николай I, усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: "А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес". Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой». Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Эта легенда записана биографом Росси Паниным со слов внучки архитектора.

24 апреля 1828 года Матвей Кларк рапортовал императору:

Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.

После церемонии открытия была доделана работа по скульптурному украшению арки. В ноябре 1828 года по распоряжению Росси с неё сняли две фигуры воинов для внесения в них изменений. Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Всё строительство обошлось почти в 7 000 000 рублей. Из них на скульптурное оформление арки — 236 000 рублей.

Высота арки составляет 28 метров. Находящиеся на ней фигуры коней имеют высоту в три метра, а богиня Ника — 10 метров, при развороте по фронту почти в 16. Триумфальная арка здания Главного штаба состоит из трёх стоящих по углом друг другу отдельных арок. Таким их построением Росси скрыл новый плавный поворот Малой Миллионной улицы. Раньше она выходила к площади иначе. Арка стала главным, парадным входом на Дворцовую площадь. Она спроектирована так, что её центр находится на одной линии с центром парадного въезда во двор Зимнего дворца. Позже на этой невидимой линии появилась и Александровская колонна. Говорят, что арка поставлена точно по Пулковскому меридиану, и в полдень она не отбрасывает тень.

Иногда колесницу на арке Главного штаба называют квадригой, что не совсем верно. Квадрига — это колесница, запряжённая четырьмя лошадями. Если лошадей шесть, то название на слух для русского человека получится неблагозвучным. Наверное поэтому, уже давно любую подобную колесницу на триумфальной арке, вне зависимости от количества лошадей в упряжке, называют квадригой.

Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.

Здания Главного штаба и Министерств

Министерство финансов заняло корпус здания со стороны Мойки, министерство иностранных дел — со стороны площади. Внутри восточного корпуса существует пять внутренних дворов. В двух из них хорошо заметны полукруглые выступы — помещения бывших министерских нужников.

Второй этаж восточного корпуса заняла служебная квартира министра иностранных дел. Анфилада её комнат тянулась от среднего подъезда в направлении к Певческому мосту. Их отделка осуществлялась по проектам Росси художниками его мастерских: Джованни Баттистой, Скотти, Антонио Виги, братьями Дадоновыми.

Первым здесь поселился вошедший в историю своей «самоотверженной готовностью стушеваться» министр иностранных дел Карл Васильевич Нессельроде. Такая его особенность была чрезвычайно удобна как Александру I, так и Николаю I, при которых он занимал министерский пост. Квартира Нессельроде состояла из столовых, спальни, кабинета, будуара, приёмной, зала для танцев. Вместе с Карлом Васильевичем сюда переехала вся его семья — супруга Мария Дмитриевна, их дети Дмитрий, Елена и Мария. В квартире Нессельроде устраивались светские встречи и приёмы, на которых бывали многие дипломаты, чиновники, литераторы и артисты. Но сюда был заказан путь для А. С. Пушкина, так как Мария Дмитриевна (в девичестве Гурьева) не могла простить ему эпиграмму на своего отца: «Встарь Голицын мудрость весил, Гурьев грабил весь народ». При этом авторство Пушкину лишь приписывали.

В 1838 году в одном из окон здания Главного штаба были установлены часы, по которым многие петербуржцы сверяли свои хронометры. В 1864 году эти часы были снабжены электрическим приспособлением для передачи сигнала точного времени в приёмную комнату Главного штаба.

Из корпусов бывшего «депо карт» штаб Гвардейского корпуса выехал в 1842 году, когда на Дворцовой площади для него было построено отдельное здание. После этого дом был перестроен архитектором военного министерства генералом для нужд открывшегося здесь архива Военно-топографического депо. Именно тогда эта часть Главного штаба была перестроена в соответствии с планами Карла Росси. Здесь появились массивные обитые медью деревянные двери.

После отставки Карла Нессельроде его пост и служебную квартиру занял князь Александр Михайлович Горчаков.

В 1888 году многие помещения здания Главного Штаба были капитально отремонтированы. В мае 1889 года архитектором Модестом Ивановым была начала реконструкция Георгиевской церкви. Им были созданы беломраморные иконостас, святой престол и жертвенник. Над алтарём был устроен полукупол с пятью круглыми окнами. Парусный свод был расписан под звёздное небо. Расположение звёзд и их яркость стали соответствовать тому, как они располагались и светились во время крушения царского поезда у станции Борок 17 октября 1888 года. Из царской семьи тогда никто не пострадал, что и решили отметить в Георгиевской церкви таким образом. Звёзды были сделаны из гранёного хрусталя, всего их было 1200. Южную стену храма украсили картиной «Нагорная проповедь», где кроме Христа художник изобразил Александра III, его семью и приближённых. Георгиевскую церковь также украсили четыре мраморных доски, на которых были выбиты фамилии и имена офицеров «бывшей свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части Генерального штаба и Корпуса военных топографов, убитых и умерших от ран, полученных в сражении за время с 1807 года и кончая русско-турецкой войной 1877-1878 годов» [Цит. по: 6, с. 217]. Освящение обновлённого храма состоялось 10 февраля 1890 года.

Украшением лестницы библиотеки Главного штаба в 1891 году стали бюсты русских полководцев. На колоннах вдоль балюстрады разместили бюсты А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, Г. А. Потёмкина. В нишах по сторонам от дверей — статуи А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В большой средней нише — статую Петра I.

С 1892 по 1903 год на казённой министерской квартире жил министр финансов Сергей Юльевич Витте. Атмосферу здания хорошо передала его дочь в своих «Записках девочки», вышедших в Берлине в 1922 году. Судя по её воспоминаниям:

24 февраля 1900 в библиотеке Главного штаба произошёл пожар. Сгорел круглый зал и 12 000 книг. В 1905 году круглый зал был восстановлен, над ним возвели железо-стеклянный купол.

Революционные события 1917 года затронули и министерство финансов. В его стенах обсуждались вопросы о поставках продовольствия в Петроград, о введении твёрдых цен на хлеб. 25 февраля у всех правительственных зданий, в том числе у здания Главного штаба, были установлены военные караулы. Последним министром финансов, занимающим здесь помещения казённой квартиры, стал Пётр Львович Борок, бывший на этом посту с мая 1914 по март 1917 года. Он до конца оставался верен Николаю II, оставил министерское кресло только после отрешения монарха. Его примеру последовал и глава внешнеполитического ведомства Сергей Дмитриевич Сазонов. Прежние чиновники окончательно оставили министерские помещения в октябре, когда к власти пришли большевики.

В доме №43 по набережной Мойки, где до того работал корпус департамента государственного казначейства министерства финансов, разместился Народный комиссариат финансов. 14 декабря 1917 года его посетил Владимир Ильич Ленин [4, с. 407]. Здесь он провёл совещание по национализации банков. Утром следующего дня это было осуществлено, о чём напоминает памятная доска на фасаде здания.

16 января 1918 года приказом народного комиссара по военным делам Льва Троцкого Георгиевская церковь в здании Главного штаба была ликвидирована. Её иконостас был уничтожен, мраморные мемориальные доски разбиты. Церковь в министерстве иностранных дел закрыли за год до этого.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1920-х годах помещения министерства иностранных дел занимали различные милицейские службы. При них существовал музей криминалистики, размещавшийся в самом углу восточного корпуса, у Певческого моста. В коллекцию этого музея входили самые разные тематические экспонаты, включая заспиртованную голову знаменитого тогда бандита Лёньки Пантелеева.

За годы войны здание Главного штаба пострадало от бомбардировок и сложных условий эксплуатации. Его восстановлением занимались в 1948-1950-х годах.

Бывший архив Генерального штаба передал своё помещение архиву Военно-Морского флота в 1956 году. В доме №43 по набережной Мойки в советское время работал филиал Ленинградского института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации. Помещения дома №45 занимал НИИ типового и экспериментального проектирования. В доме №47 размещался «Оргэнергострой» — Ленинградский институт по проектированию энергетического строительства.

Очередная реставрация помещений корпуса министерства иностранных дел проходила в 1964-1969 годах. Тогда в 15 комнатах реставраторы закрепили и расчистили живопись, лепку, позолоту, искусственный мрамор, восполнили обнаруженные утраты. Старинные росписи на площади 400 кв. м. были восстановлены бригадой художников-реставраторов в составе А. Н. Ступина, Я. А. Казакова, М. В. Швабского и Б. А. Окорочкова.

В 1999 году, к 150-летию Сергея Юльевича Витте, поступило предложение увековечить память об этом видном государственном деятеле мемориальной доской. Но это сделано не было. В те же годы была восстановлена церковь в бывших помещениях министерства иностранных дел. Храм оборудовали новым иконостасом.

В 2000 году проводилась реставрация колесницы Славы на арке Главного штаба. При этом в газетах было указано на то, что толщина листовой меди, из которой выполнены фигуры, оказалась всего 1 миллиметр. Вместе с тем, в докладе Кларка была указана толстая медь, толщина которой должна была составить 3,17 миллиметра. Неужели исполнитель обманул заказчика, использовав более дешёвый материал? Честь Кларка была защищена подписанным им документом, где вес меди в колеснице честно указан — 4 тонны. А не 16, как было бы при использовании толстой меди. Вероятно, металл был заменен из-за того, что более тонкую медь оказалось проще и быстрее чеканить. Сроки в данном случае оказались важнее толщины, что Кларк ни от кого и не скрывал.

В ночь встречи нового 2001 года петардами был подожжён шатёр, который укрывал колесницу. Пожар повредил богиню Нике, которую пришлось восстанавливать заново.

В 2000-х годах началась передача восточного корпуса здания Главного штаба Государственному Эрмитажу. Перед началом масштабных работ по реконструкции здания рабочим пришлось три месяца вывозить из помещений бытовой мусор. В нём находили даже лапти. Первая очередь работ была завершена в декабре 2010 года.

Четвёртый этаж корпуса министерства иностранных дел строителями был превращён в первую в России систему световых ловушек. Бывшие квартиры чиновников стали конусообразными вертикальными шахтами, через которые свет проникает в выставочные залы. Это нужно для того, чтобы на картины не падали губительные для них прямые солнечные лучи. На третьем этаже восстановлена квартира графа Нессельроде, отремонтировано 26 печей. Отдельного упоминания заслуживает встроенная в детище Карла Росси громадная парадная лестница, ведущая к 14-метровым дубовым дверям. Они открываются специальными моторами за полторы минуты.

Реконструкцию помещений выполняет группа компаний «Интарсия» по проекту «Студии 44». Благодаря этим работам Государственный Эрмитаж уже получил для своих нужд 32 000 кв. м. новых помещений. Строительные работы планируется завершить к 2014 году. Только после этого залы будут наполнены предметами искусства.

Источник: walkspb.ru

История строительства

Возведение Главного штаба началось в 1820 году под руководством итальянского мастера Карла Росси. Строительство здания продолжалось в течение 10 лет. За это время были сконструированы два крыла, а также триумфальная арка, посвященная победе в военных сражениях 1812 года. В строительстве корпуса принимали участие и другие скульпторы: Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский.

До 1993 года построенные корпусы использовались для размещения государственного министерства и ведомства. В разные периоды владельцами сооружения были Александр Горчаков и Карл Нессельроде. Во время Отечественной войны весь комплекс был серьезно поврежден от обстрелов. Но к 1950 году его внешний облик восстановили.

Начиная с 2010 года, большую часть корпусов Главного штаба реконструировали, и к концу 2014 он принял свой современный вид.

Архитектура

Ансамбль штаба включает в себя два корпуса, которые соединяет арка. Протяженность всего строения занимает более 580 метров. Стилистика архитектурного комплекса относится к ампиру и отличается гармоничным сочетанием классики и современных направлений.

Ключевым элементом сооружения считается центральная арка, символизирующая триумф русского народа в Отечественной войне 1812 года. Она украшена скульптурами греческих божеств и героев. Вершина арки увенчана статуей богини победы Славы, окруженной воинами и упряжкой с лошадьми. В одной руке у нее можно увидеть лавровый венок, а в другой восседает двуглавый орел. Поддерживается барельеф тонкими мраморными колоннами.

Здание напротив эрмитажа

Еще одна архитектурная доминанта Генерального штаба – парадная лестница, которая встречает гостей. Ее массивные пролеты подчеркивают грандиозность и торжественность сооружения.

Главный штаб в музее Эрмитаж: основные залы

Помещения с экспозициями включают в себя 3 линии. Первая располагается вдоль Дворцовой площади, вторая простирается по Певческому проезду, третья локализируется вдоль набережной речки Мойка. В ансамбль Главного штаба также входят центральные внутренние дворики-атриумы. В залах ансамбля можно увидеть как постоянные экспозиции, так и временные выставки.

Данная часть музейного комплекса располагает 4 этажами, где размещаются картины зарубежных и русских художников. Первый этаж Главного штаба отведен для служебных помещений, магазинов, гардероба и лектория. На втором вы найдете выставку, посвященную Министерству финансов России, и несколько залов с предметами искусства народов Африки. Не забудьте заглянуть во внутренний двор, где выставлена интересная скульптура.

Здание напротив эрмитажа

Наибольший интерес представляют 3 и 4 этажи. Здесь находится экспозиция с европейской живописью 19 века, работает Музей Гвардии, размещена известная коллекция Фаберже. В отдельной части 3 этажа можно прогуляться по парадным залам министерства. На четвертом этаже вы найдете помещения с работами импрессионистов и постимпрессионистов, холлы, посвященные мировой живописи 20 века, а также художникам различных школ и направлений. Отдельного внимания заслуживают персональные выставки легендарных творцов: Ван Гога, Ренуара, Гогена, Моне, Пикассо, Кандинского.

Самые интересные залы Главного штаба: фото и описание

Выставка импрессионистов

Полотна известных живописцев выставлены на 4 этаже, в галерее «Щукина и братьев Морозовых». Ранее большая часть залов принадлежала Зимнему дворцу. В первом холле вы обнаружите работы Клода Моне. Здесь выставлено 8 известных работ художника. Следующий зал радует посетителей изображениями грациозных танцовщиц, принадлежащих Эдгару Дегу. Далее вы увидите собрание натюрмортов Анри Фантена-Латура, полотна Писсаро и Сислея.

Два зала постоянной экспозиции занимают портреты Огюста Ренуара, выполненные в лучших традициях импрессионизма. Рядом располагаются полотна Поля Сезанна, передающие легкий и выразительный стиль мастера. Среди многочисленных работ наиболее известными считаются натюрморты с яблоками, городские пейзажи и зарисовки зеленых улочек.

Отдельная часть выставки посвящена картинам Поля Гогена. В серии полотен вы найдете легендарные работы с таитянками и яркие пейзажи. Но все же наибольшим признанием у гостей Эрмитажа пользуются шедевры Ван Гога , Пабло Пикассо и Анри Матисса.

В целом, из самых известных работ экспозиция импрессионистов насчитывает 8 полотен Клода Моне, 6 работ Ренуара, 15 произведений Гогена, 4 картины Ван Гога, по 37 шедевров Пикассо и Матисса и 9 скульптур Родена.

Здание напротив эрмитажа

Огромный вклад в собрание картин сделали коллекционеры Иван Морозов и Сергей Щукин. Щукин часто путешествовал по Парижу, где приобретал картины известных творцов для своего особняка. После смерти он завещал городскому музею всю коллекцию, насчитывающую 225 произведений искусства французских художников. От Морозова в Эрмитаж перешло более 30 работ Боннара и серия картин Мориса Дени.

Залы, посвященные Карлу Фаберже

В 2015 году в здании Главного штаба открылась галерея в честь Фаберже, основателя легендарной ювелирной компании 19-20 века. В двух помещениях размещается 110 образцов прикладного искусства. В список самых ценных экспонатов входит копия Императорских регалий, огромные часы из серебра, которые были подарены на годовщину свадьбы Александра Третьего и Марии Федоровны, а также часы Ротшильда, выполненные в форме яйца.

В коллекции Фаберже вы увидите множество диковинных предметов: хрустальные блюдца, наборы сервизов, вазоны, портсигары, букеты цветов, изготовленные из разных металлических сплавов.

Зал русских художников

Богатством картин, выполненных в разнообразных стилях и жанрах, отличается зал русской живописи. Он включает более 3000 полотен, написанных живописцами 18-20 века. Большую часть галереи составляют портреты военных и церковных деятелей, чиновников, купцов, дворянских родов и помещиков. Собрание представлено как известными, так и малоизвестными художниками. Среди них вы найдете Ивана Никитина, Карла Брюллова, Дмитрия Левицкого, Андрея Матвеева, Алексея Егорова, Илью Репина, Леонида Пастернака.

В выставку также входят натюрморты, пейзажи, анималистическая и бытовая живопись, полотна, изображающие разные исторические события. Кроме русских художников, на стенах галереи можно найти работы живописцев из других стран, которые творили свои шедевры в России.

Музей Гвардии

Среди экспонатов выставки вы обнаружите самые разные предметы обмундирования, коллекцию оружия, ордена, знамена, портреты военачальников, императоров и офицеров. Объектом гордости Музея Гвардии считается серия батальных полотен, выполненная Петером Хессом по заказу Эрмитажа.

Здание напротив эрмитажа

Огромную часть экспозиции занимают мундиры полков, военные костюмы, головные уборы, декоративные предметы для военных церемоний. Отдельный интерес у посетителей вызывает зал, где хранятся драгоценные реликвии.

Экспозиция, посвященная Министерству финансов

Выставка была открыта в 1016 году и сегодня располагает тремя отреставрированными залами. В них размещается коллекция редких монет и медалей, бюсты политических деятелей, работы художника Батиста Скотти.

Обратите внимание. Первоначально Главный штаб строился для двух министерств России. В них проводились светские приемы и встречи с иностранными послами. После реставрации кабинеты решили превратить в постоянные экспозиции.

Кроме постоянных коллекций на территории Главного штаба в определенные дни можно посетить временные выставки с работами современных художников. Учтите, что во всех залах разрешено фотографироваться на фоне экспонатов.

Насладиться величием Главного штаба, а также других зданий Эрмитажа можно, заказав экскурсию с гидом по залам музея на портале «Спутник». На выбор представлены входные билеты без очередей, обзорные экскурсии по главным экспозициям, а также прогулки с гидом по залам, посвященным французскому импрессионизму и постимпрессионизму. Заказать билет можно прямо на сайте либо в офисах Санкт-Петербурга.

Если вам интересна история и достопримечательности всей Северной столицы, то рекомендуем перейти в наш раздел с экскурсиями по Петербургу.

Источник: www.Sputnik8.com

Здание Главного штаба формирует центральную Дворцовую площадь, описывая огромную дугу вдоль всей ее южной части перед Зимним дворцом, и составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Два корпуса здания соединяет триумфальная арка, увенчанная «Колесницей славы», которая одновременно является монументом в честь победы России в Отечественной войне 1812 года и парадным входом на площадь.

Историческая справка

До начала XIX века застройка Дворцовой площади перед Зимним дворцом не соответствовала статусному предназначению пространства. Различные по стилю и этажности дома теснились между Мойкой и Малой Миллионной улицей, — в них проживали купцы, чиновники, военные, ремесленники; здесь стояли торговые дворы немцев и англичан. Среди знатных владельцев недвижимости значились князь Куракин, баронесса Строганова, граф Брюс, потомки царского фаворита Ланского.

Идея преобразования главной площади столицы принадлежала Александру I. Считая необходимым расположить государственный административный центр на Дворцовой площади, приблизив его к императорской резиденции, 16 марта 1819 года император издал соответствующий указ.

Еще накануне войны с Наполеоном была проведена реорганизация Генерального штаба. Его учреждения, прежде разрозненные, поместили в одном здании на Дворцовой площади, выкупив для этого дом статс-секретаря Молчанова. После победы в войне возникла необходимость сохранить завоеванные внешнеполитические позиции, для чего потребовалось держать под боком также и дипломатический корпус.

На выделенные из казны деньги у частных владельцев были выкуплены участки под будущую застройку. Приобретение всей необходимой территории оказалось дорогостоящей затеей. Серьезной мотивацией для финансирования послужило решение переселить на Дворцовую площадь министерство финансов. Проект требовал больших денежных затрат, но министр финансов Дмитрий Александрович Гурьев выплаты не задерживал – уж очень ему хотелось получить апартаменты с видом на Зимний дворец.

Для выполнения высочайшего плана был приглашен архитектор Карл Иванович Росси, состоявший членом Комитета строений и гидравлических работ. В то время этот Комитет являлся основным градостроительным учреждением, осуществлял проектирование мостов и регулирование застройки улиц и площадей. Перед зодчим стояла непростая задача: при возведении новых зданий вдоль дугообразной траектории площади создать единый гармоничный ансамбль с Зимним дворцом, тем более что Александр I пожелал, чтобы эти новые здания объединял общий фасад.

Начало строительных работ датируется 1820 годом, — от закладки здания до полного завершения постройки потребовалось 10 лет. Как и планировалось, западное крыло занял Главный штаб, в восточное крыло въехали Министерства финансов и иностранных дел.

Сегодня западный корпус занимает Российский Западный военный округ во главе с его командованием. Восточный корпус за годы советской власти неоднократно менял хозяев. Вначале он был предоставлен Наркомату иностранных дел, позднее сюда переехало Управление милиции.

В 1993 году Восточное крыло здания передали Эрмитажу. С этого момента там стали размещать экспозиции и проводить выставки. К 2014 году завершили реставрационные работы и реконструкцию, экспозиционный корпус полностью открыли для посетителей.

Архитектура здания

Великому Карлу Росси удалось совместить несовместимое: в гармоничном ансамбле соединить Растреллиевский Зимний дворец — шедевр русского барокко, и здание Главного штаба в стиле ампир, сохранив при этом доминирующее значение императорского дворца.

Протяженность фасада здания 580 метров (самого длинного по тем временам в Европе).

Простота и классическая строгость его оформления подчеркивает масштабность императорской резиденции, ее пропорции и нарядную роскошь.

Триумфальная арка Главного штаба соединяет два корпуса здания и расположена точно напротив парадного въезда в Зимний дворец. Чтобы это осуществить, архитектору пришлось перестроить улицу, ведущую на площадь, и замаскировать образовавшийся поворот созданием не одной, а трех арок. В результате вся площадь развернулась к Зимнему дворцу.

При подготовке площадки под строительство согласно утвержденному проекту часть старых домов снесли, сохранив стены и частично интерьеры тех строений, которые представляли ценность. В частности, Росси – ученик Кваренги, проявил уважение к трудам своего наставника, оставив залы, украшенные росписью по его рисункам. До нас также дошла мраморная лестница из дома Ланского, она находится в библиотеке Главного штаба.

Сохранена была и великолепная дугообразная линия фасадов. Русский зодчий А. В. Квасов спроектировал криволинейное направление застройки площади еще во второй половине XVIII века. Это оказалось очень кстати, так как позволило избежать монотонности, ведь параболическая форма позволяет видеть одинаковые элементы под разным углом (и смотрятся они по-разному).

Архитектор применил еще одну «хитрость для обмана зрения». Крылья здания отличаются по длине, но это совершенно не заметно. Для визуального устранения диспропорции служат портики с разным числом колонн: на западном корпусе их 14, а на восточном – всего 12.

Совершенно оригинальным решением оказался острый угол здания, выходящий на речку Мойку и напоминающий нос большого корабля. Многих современников он приводил в недоумение и заслужил в свое время много критических замечаний, получив прозвище «утюг». Теперь, гуляя по городу, такие «утюги» можно встретить в разных местах. С легкой руки Росси они стали своеобразной достопримечательностью петербургской архитектуры, как, например, знаменитое здание с башней на Пяти углах.

Одним из раритетных элементов декора являются часы, висящие в проходе арки. Они оснащены электронным механизмом, подаренным швейцарской фирмой к 300-летию города, и всегда точны. Зато корпус и надпись «Главная палата. Точное время» достались им от старинных часов, которые были установлены в 1905 году и верно служили жителям Петербурга.

Изначальный цвет фасадов здания — серый с  белым декором, позднее сменился желтым. Скульптуры на арке поменяли цвет бронзы на черный окрас.

Не менее интересна внутренняя планировка строения. Одним из архитектурных секретов здания, придуманного Росси, являются световые фонари. Помещения, примыкающие к арке, были лишены дневного освещения. Избавиться от полной темноты, проливая немного света, позволило специальное устройство, проведенное через верхние этажи.

Внутри квартала, образованного корпусами здания, помещались не только сотни кабинетов, архивы и библиотека, но также квартиры служащих и домовые церкви. По периметру здания шли анфилады служебных помещений.

Функционирование учреждений обеспечивала система коммуникаций. Каждый департамент имел свой отдельный вход, куда с площади во внутренние дворы вели каретные проезды.

Личные апартаменты министров блистали великолепием. Особым убранством в стиле ампир отличались парадные залы в квартире министра иностранных дел. В салоне графа К. В. Нессельроде устраивались приемы для важных персон и велись беседы, затрагивающие темы государственной дипломатии.

Благодаря реставрационным работам эти интерьеры восстановлены и доступны для посещения. Через белую дверь в Желтой гостиной можно попасть в тот самый знаменитый острый угол, которым заканчивается фасад здания на набережной Мойки.

После того, как восточное крыло передали Эрмитажу, новым владельцам пришлось решать сложную задачу — восстановить памятник архитектуры и реконструировать его под современный музей. Реализация грандиозного проекта завершилась созданием уникального экспозиционного комплекса. На месте внутренних дворов появились застекленные атриумы, световые фонари, веерообразные мраморные лестницы.

Экспозиция Эрмитажа в Главном штабе

Внутренние дворы, перекрытые прозрачными потолками,  образуют высокие и светлые залы — атриумы, которые поражают обилием стеклянных вставок и мостиков из стекла, необычным дизайном и комфортны для посетителей. На первом этаже находятся лекторий, книжный магазин, зона отдыха и кафе. Посетителям предоставляется возможность обогатить свои знания по истории Эрмитажа при просмотре фильма с актером Константином Хабенским в роли гида.

Музейная экспозиция расположена на верхних этажах за громадными воротами. К ним ведет лестница из светлого камня, которая становится амфитеатром на время проведения концертов, с удобными сиденьями перед огромным современным экраном, составленным из множества панелей.

Поднявшись на второй этаж по парадной лестнице, или воспользовавшись лифтом, Вы попадаете в эпоху модерна. Небольшая экспозиция занимает всего три зала, где представлены графика и образцы декоративно-прикладного искусства. Здесь Вас ждут уникальные предметы из мастерской выдающегося французского художника Эмиля Галле – законодателя и реформатора искусства стекла в стиле модерн.

Неожиданно смотрится постоянно действующая выставка «Искусство народов Африки». Она создана на основе предметов из коллекции консула Гвинеи, подаренной музею. Своим агрессивным видом выделяется ритуальная фигурка танцора из воинственного племени салампасу.

Напоминанием о том периоде истории здания, когда в его стенах находилось министерство финансов России, служит тематическая выставка, представляющая обстановку Кабинета министра и приемную, оформленные в бело-зеленой гамме. Восстановлены росписи и цветной наборной пол. Здесь расположилась коллекция отдела нумизматики, особенным экспонатом которой является редчайший Константиновский рубль – пробная монета, выпущенная в 1825 году всего в 5 экземплярах.

Личные апартаменты министра иностранных дел можно осмотреть, поднявшись на третий этаж. В одном из залов экспонируется японский меч тати, привезенный будущим императором Николаем II из путешествия по странам Востока.

На третьем этаже заслуживают внимания экспозиции, посвященные европейскому искусству XIX века, где представлена живопись и скульптура французских, германских и голландских мастеров. В числе живописных шедевров нельзя не отметить портрет российского дипломата графа Н. Д. Гурьева, сына министра финансов. Картина выставлена в том зале, где когда-то был кабинет министерства, возглавляемого его отцом. Но главная ценность произведения даже не в этом. Автор портрета — знаменитый Жан Огюст Доминик Энгр. В собрании Эрмитажа – это единственная его работа, к тому же считается одним из лучших портретов, написанных художником.

Очень интересен маленький музей гвардии XVIII века, где можно увидеть офицерский мундир Преображенского полка, принадлежавший Петру I, в котором он победил в сражении под Полтавой.

Экспозиция «Под знаком орла. Искусство Ампира» познакомит с обстановкой роскоши Наполеоновской эпохи. В Большой гостиной выставлен мебельный гарнитур с подлинной обивкой из лионского шелка, принадлежавший графу А. А. Бобринскому, внуку Екатерины II.

Интересна и значительная коллекция предметов для украшения ампирного стола. В ней представлены зеркальные плато с бортиками и статуэтками из позолоченной бронзы – характерный предмет того времени для подачи угощений.

На третьем этаже также находятся залы памяти Карла Фаберже. Среди прочих предметов выставляется фигурка «Будда Онассиса», некогда принадлежавшая греческому миллиардеру. Богато инкрустированное драгоценными камнями, золотом и эмалью изделие – дань моде, занесенной в Европу из Китая еще в XVIII веке.

Наибольшей популярностью пользуется экспозиция четвертого этажа. Огромное число посетителей привлекают замечательные полотна импрессионистов и постимпрессионистов. Эрмитажная коллекция этого направления в живописи признана одной из лучших в мире, и после того, как выставку перевели в помещение Главного штаба, она стало более доступной заинтересованному зрителю.

Основу галереи составляет собрание выдающихся коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова, подаренное Эрмитажу. Открывают галерею работы Клода Моне, Эдгара Дега, пейзажи Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. Проследовав через соседние залы, где выставлено богатейшее собрание картин Огюста Ренуара, Вы попадаете в утонченный мир Поля Сезанна, а затем испытываете магию отчаянной жажды жизни Винсента Ван Гога и созерцаете сказочный Таити, оживающий под кистью Поля Гогена. Заключительный аккорд – залы Матисса и Пикассо. И почти каждая из представленных картин – признанный мировой шедевр!

Дополняют выставку четвертого этажа живописные полотна Макса Либермана, Ловиса Коринта и других немецких художников XX века, которые в Эрмитаже экспонируются впервые.

Посетители могут пользоваться аудио гидами или самостоятельно составить маршрут с помощью специального оборудования. Кроме постоянных экспозиций устраиваются временные выставки, посвященные современному искусству.

Источник: spbguidebook.ru

История Главного штаба в Санкт Петербурге

Главный штаб стал символом Российской империи, в нём располагались высшие государственные учреждения и министерства. В восточной части размещалось Министерство иностранных дел. После революции в помещениях здания размещались различные организации, комиссариат иностранных дел и даже отделение милиции.

Два центральных корпуса соединяет арка Главного штаба, построенная на завершающей стадии и ставшая главным украшением всей постройки. Обязательно необходимо сделать фото арки Главного штаба.

Арка Главный штаб Санкт Петербург
Арка Главного штаба

Как посвящение победе в Отечественной войне 1812 года вершину триумфальной арки венчает монумент летящей колесницы, с которой гордо взирает древняя богиня Слава с лавровым венком победителя в одной руке и штандартом с двуглавым орлом в другой. Воины в доспехах сдерживают шестерку великолепных коней, рвущихся вперёд.

Арочный свод украшают фигуры окрылённых богинь победы, горельефы воинских доспехов и оружия, статуи воителей-часовых и белоснежная колоннада. С Дворцовой площади открывается вид на всю архитектурно-скульптурную композицию, арка Главного штаба особо выделяется на фоне строгого фасада здания.

Главный штаб Санкт Петербург панорама
Вид панорамы Главный штаб  Санкт Петербург фото со стороны Эрмитажа

Панорама Главного штаба В СПб хорошо смотрится не только днём, но и в вечернее время. Когда на город опускается темнота, то включается фасадная подсветка и Главный штаб выглядит великолепно.

Фото Главный штаб вечером и ночью в Санкт Петербурге
Главный штаб вечером

Обязательно необходимо посетить Дворцовую площадь вечером. Тем более, что на Дворцовой площади очень часто проходят различные мероприятия, так что одни не будете.

Со стороны Большой Морской улицы через арку открывается прекрасный вид на панораму площади и на Эрмитаж, а Александрийская колонна оказывается точно на её середине. Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге была оснащена первыми уличными электрическими часами, которые были установлены под её сводом для Министерства финансов в 1905 году.

Музей Эрмитаж получил в свое распоряжение только восточную часть здания, остальная часть принадлежит Западному военному округу. С 2004 по 2014 год велась реконструкция внутренней части, целью которой стало превращение исторического здания в полноценный музейный комплекс.

Дворы-атриумы Главного штаба создают впечатление единого большого пространства с естественной системой светорассеяния.

Атриум Главный штаб Санкт Петербург
Дворы-атриумы Главного штаба
Атриум 2 Главный штаб Санкт Петербург

Современные просторные экспозиционные залы соединяются стеклянными «мостами»,

Главный штаб Санкт Петербург стеклянные мостки
Стеклянные мостки

посетителей встречает широкая парадная лестница из мрамора, авангардные решения изящно сочетаются с архитектурной классикой.

Главный штаб Санкт Петербург парадная лестница
Парадная лестница Главного штаба

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Музейный комплекс имеет четыре этажа. Основные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии — Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда), Речную (вдоль набережной Мойки) — и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов.

План схема размещения экспозиций Главного штаба СПб

Номер этажа Что размещено на этаже
1 этаж Вход и билетные кассы
Гардероб, магазин и кафе
Лекторий
2 этаж Искусство эпохи модерна
Искусство народов Африки
Итальянская скульптура ХХ века
Экспозиция, посвященная Министерству
финансов Российской империи
3 этаж Экспозиции «Под знаком орла. Искусство ампира»
Французская живопись и скульптура ХIХ века»
Западноевропейское искусство ХIХ века
Музей Российской гвардии
Залы памяти Карла Фаберже
Экспозиция, о Министерстве иностранных
дел Российской империи
4 этаж Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых
представлены произведения импрессионистов,
постимпрессионистов, художников группы Наби;

Французская живопись Салона и мастера
барбизонской школы;
Зал Огюста Родена, живопись ХХ века (Кандинский)

Для более подробного изучения и составления плана осмотра предлагаю скачать планы этажей Главного штаба в Санкт-Петербурге.

План 2 этажа Главного штаба в САнкт-Петербурге фото
Пример плана второго этажа

А для короткого обзора затронем основные знаковые экспозиции.

Знаменитые во всём мире полотна импрессионистов и постимпрессионистов представлены на четвёртом этаже комплекса в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых». Ранее зал французской живописи XIX века располагался в залах Зимнего дворца.

В первом зале импрессионизм представлен пейзажами Клода Моне, они наполнены воздухом и светом, одновременно яркие и невероятно нежные. В следующем зале — изображения прекрасных танцовщиц Эдгара Дега и знаменитый многофигурный портрет «Площадь согласия». Далее посетителям предстаёт коллекция натюрмортов Анри Фантена-Латура, пейзажи Писсаро и Сислея.

Целых два зала занимают портреты Огюста Ренуара, восхищающие своей простой и выразительностью, живые и солнечные, воспевающие импрессионизм. Совсем другие, но не менее запоминающиеся лица смотрят с портретов Поля Сезанна. Среди его картин можно увидеть и знаменитые натюрморты с яблоками, и пейзажи с зелеными улочками.

Главный штаб Санкт Петербург Морис Дени
История Психеи Морис Дени 1909г.

Продолжает постоянную экспозицию серия полотен Поля Гогена, не похожего в своей манере на остальных мастеров. Немного угловатые фигуры таитянок, островная дикая природа вдохновляли его на создание неповторимых шедевров. Необычной, страстной и экспрессивной манерой письма отличался и Винсент Ван Гог.

Главный штаб Санкт Петербург Винсент Ван Гог
Арльские дамы Винсент Ван Гог 1888г.

Его картины имеют самую большую популярность у посетителей музея, творческий гений художника позволил ему вложить в картину невероятные эмоции и переживания. Картины Ван Гога словно живые, яркие краски и смелые мазки создают ощущение движения, волнения и радости.
В новый комплекс переехали и незабываемые полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников начала XX века.

Главный штаб Санкт Петербург Анри Матисс
Танец Анри Матисс 1910г.

 

Главный штаб Санкт Петербург Пикассо
Молодая дама Пабло Пикассо 1909г.

Второй этаж отведён под экспозицию «Искусство эпохи модерна», где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами XIX- XX века.

Главный штаб Санкт Петербург зал

Главный штаб Санкт Петербург зал 2

Часть помещений рассказывает о работе МИДа Российской империи, который располагался в этой части здания.
На третьем этаже посетителям представлена живопись русских художников XIX – начала XX столетия: Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных мастеров.

На другой линии этажа расположились военные реликвии, оружие и форма времен русской гвардии XVIII века. Представлен настоящий мундир Петра 1 по форме офицера Лейб -Гвардии Преображенского полка.

Главный штаб Санкт Петербург мундир Петра 1
Мундир Петра 1

Третий этаж интересен также выставкой, посвященной ювелирному делу и искусству резки камня. Эти залы созданы в память знаменитого мастера Карла Фаберже.

Посетить Главный штаб Эрмитажа в отличие от многочисленных «летних» дворцов и парков Петербурга, можно в любое время года. Государственный Эрмитаж по праву считается одним из лучших музеев Европы, а обновлённое здание Главного штаба даёт возможность побывать в по-настоящему современном творческом пространстве, сочетающем шедевры мирового искусства с современными культурными новинками.

Здесь проводятся временные выставки различных направлений современного искусства, ежегодные международные биеннале, экспозиции современных художников со всего мира.

Увидеть великолепие Зимнего дворца, побывать в Эрмитаже, пройтись по Дворцовой и узнать, где находится арка Главного штаба в Санкт-Петербурге — это сохранить в своём сердце символы северной столицы и проникнуться её настроением. В Главном штабе Эрмитажа разрешает делать фото / фотографии, с небольшим ограничением без штативов и фотовспышек.

Как добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как Главный штаб расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская  в самом  начале Невского проспекта на Дворцовой площади. Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический театр-макет «Петровская Акватория».

Главный штаб Эрмитажа расположен по адресу: Санкт Петербург Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А

Вход в музей Главный штаб в Санкт Петербурге не примечательный и можно сразу не увидеть.  Находится он   не далеко от триумфальной арки  с левой  стороны на первом этаже здания, если смотреть с  Дворцовой площади. А если Вы идете от метро и проходите через эту арку , то вам необходимо повернуть на право и пройти метров тридцать.

Вход в Главный штаб Санкт Петербург
Вход в Главный штаб
Крупный план входа в Главный штаб Санкт Петербург
Крупный план входа

Режим работы и билеты в Главном штабе Эрмитажа Санкт Петербург в 2019 г.

Режим / время работы Главного штаба Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
  • среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
  • понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день

График работы и цены на билеты  в Эрмитаж по состоянию на март 2019 г.

Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь

Для взрослых посетителей 400 рублей

это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.

Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.

Можно посетить музей бесплатно, для этого необходимо прийти в специальный день.

Дни бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей (по бесплатным билетам*, экскурсии остаются платными):
– третий четверг каждого месяца;
– 8 марта;
– 18 мая;
– 7 декабря.

Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

*Бесплатный билет (кроме билетов для детей дошкольного и школьного возраста) выдается при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих право на него. Бесплатный входной билет необходимо получать в каждом музейном комплексе в часы работы касс.

Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 700 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.

Официальный сайт Главного штаба Эрмитажа : www.hermitagemuseum.org

Историческое здание внутри полностью отремонтировано и модернизировано. Были учтены ограниченные возможности инвалидов, в настоящее время на любую экспозицию на любой этаж можно добраться на коляске. Для это сделаны лифты и подъемники, которыми могут воспользоваться и мамочки с колясками.

Главный штаб Санкт Петербург лифт из гардероба
Лифт из гардероба
Главный штаб Санкт Петербург подъемник
Подъемник для колясок

В Главном штабе Санкт Петербург для комфортабельного отдыха имеется кафе на первом этаже.

Главный штаб Санкт Петербург кафе
Кафе в Главном штабе СПб

В декабре семнадцатого года в СПб открылся исторический парк.  Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней. Всем рекомендуем!

Источник: albinatour.ru


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.