Эрмитаж – грандиозный музей мирового масштаба. Он стоит в одном ряду с такими грандами, как французский Лувр, американский Метрополитен и Британский музей в Лондоне.

Изначально, французское слово ermitage означало «место уединения». Однако история распорядилась так, что это слово приобрело совершенно иное значение и теперь оно понятно без перевода любому жителю планеты.

Эрмитаж

История Эрмитажа

Комфорт — это все, что хотела получить Екатерина II, когда приказала выстроить рядом с Зимним дворцом небольшой особняк, где она могла бы уединиться от многочисленных придворных.

В 1764 г. началось строительство дворца по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота. Когда в 1775 г. он был построен, в нем часто устраивались чаепития, театральные представления и поэтические вечера. Екатерина II называла эти развлечения «малыми эрмитажными собраниями», поэтому и особняк стали называть Эрмитажем.


В 1764 г. императрица приобретает у немецкого купца И.Э. Гоцковского первую коллекцию живописи из 225 полотен известных фламандских, голландских и итальянских художников (точнее, немецкий купец предложил их в счет уплаты своего долга российской казне).

Идея создания музея

Когда картины развесили на стенах, императрица, увидев их великолепие, решила создать лучший выставочный комплекс изобразительного искусства в Европе. Она издала указ о покупке художественных шедевров мирового значения и специально обученные люди отправились на поиски ценностей искусства и культуры для пополнения сокровищ.

Новое значение слова

Выполнение указа вскоре стало приносить ощутимые плоды – в Россию начали поступать художественные произведения исключительной ценности. Например, в 1769 г. в Дрездене была выкуплена богатая подборка полотен. Она насчитывала свыше 600 полотен европейских живописцев, в их числе были полотна Тициана и Белотто. Эрмитаж Екатерины II перестал быть уединенным местом.

Знаковое значение имело приобретение великолепной коллекции барона Кроза — свыше 400 полотен, среди которых работы таких мастеров 16-18 вв. Рафаэль, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Дейк.

Рекорд! Эрмитаж является самой большой картинной галереей в мире.


Развитие императорской коллекции

В дальнейшем скупались не только картины, но и скульптуры, античные древности и редкая нумизматика. Каталог картин насчитывал к тому времени 2080 полотен. Дворец больше не вмещал все это великолепие, и императрица приказала строить здание для достойной презентации всех шедевров.

Интересно! Сейчас общая протяженность залов составляет 24 километра.

Архитектор Ю.М. Фельтен в 1771 г. взялся за это почетное поручение. Поскольку новый особняк был больших размеров, логичным стало и его название – Большой Эрмитаж.

В 1787 г., когда строительство завершилось — художественные сокровища получили великолепную шкатулку для своего содержания. Здание органично вписалось в архитектурный ансамбль Дворцовой площади и само по себе стало шедевром русского зодчества в стиле классицизма 18 века.

Папское благословение

Екатерина II всегда хотела иметь в своей сокровищнице самые лучшие произведения искусства. К ним, несомненно, относились знаменитые лоджии Рафаэля в папском дворце в Ватикане.

Императрица была очарована их красотой и решила создать достойную копию в России. С папского благословения русские живописцы отправились в Ватикан. Они создали точнейшие копии всех фресок и смогли создать росписи, практически не отличимые от оригинала.


Сделано было, что называется, «один в один» и теперь в России есть свои лоджии Рафаэля. Находится эта красота в зале 227 Большого Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж

Создание частной императорской коллекции приобрело масштабы государственного проекта. Начал формироваться целый музейный комплекс.

В 1783 г. Екатерина II приказала построить Эрмитажный театр, и к 1787 г. он был построен. Между и Большим Эрмитажем был сделан арочный переход.

В этот период были приобретены полотна Рембрандта и Рубенса, а также статуи, созданные Кановой – «Психея и Амур», «Геба», «Танцовщица».

Когда же все строения оказались заполнены музейным ассортиментом, вновь поступающие шедевры стали размещать в загородных резиденциях.

Выход на новый уровень

К середине 19 века количество картин, скульптур, художественных сокровищ и артефактов достигло критической массы. Экспонаты музея перестали быть частной царской собственностью и стали национальным богатством и достоянием всего государства.

В итоге было решено сделать произведения искусства доступными для всех представителей общества, а для размещения экспозиций и выставок к 1851 г. был построен Новый Эрмитаж.

В 1852 г. Николай 1 издал указ о создании публичного Императорского музея Эрмитаж. В этом же году состоялось торжественное открытие, которое сопровождалось банкетом на 600 персон и театрализованным представлением в Эрмитажном театре.


Современный выставочный комплекс

В Новом Эрмитаже музей просуществовал до 1925 г. После Октябрьской революции произошла национализация всех частных художественных сокровищ, в результате чего количество эрмитажных ценностей увеличилось в четыре раза.

Государственный Эрмитаж сейчас – это сложнейший музейно-выставочный комплекс. Количество эрмитажных экспонатов превышает 3 000 000 единиц.

Структура музейного комплекса

Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:


Название

посторйки

Стиль Составитель проекта/

архитектор

Кто основал Строительство примечания
Зимний дворец барокко Ф.Растрелли Императрица Елизавета 1754—1762 гг. Эта постройка дворца — пятая по счету
Эрмитажный театр классицизм Джакомо Кваренги Екатерина II 1783—1787 гг. Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели
Большой Эрмитаж (Старый) классицизм Ю.М. Фельтен Екатерина II 1771—1787 гг. В нем планировалось размещать только художественные коллекции
Малый Эрмитаж классицизм Ж.Б. Валлен-Деламот,

Ю.М. Фельтен

Екатерина II 1764—1775 гг. В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов
Новый Эрмитаж

 

неогрек Лео фон Кленце/

В.П. Стасов

 Николай I 1842—1851 гг. Знаменит: портиком и фигурами атлантов
Запасной дом Зимнего дворца

 

классицизм Н.Ф. Беккер

Д. Трезини

Феодосей Скляев/ инициатор перестройки —

Великий князь Алексей Александрович

1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте.

Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея

Название филиала Место нахождения Режим работы
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) Дворцовая площадь, 6/8 с 10.30 до 18.00
музей Императорского фарфорового завода просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4
Меншиковский дворец Университетская наб., 15 с 10.30 до 17.00
РХЦ «Старая деревня» ул. Заусадебная, 37 с 10.30 до 19.00

Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.

Малый Эрмитаж


Это здание в стиле классицизма представляет собой часть императорского дворцового ансамбля. Оно было спроектировано зодчими Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном в 1764 г. и строилось до 1775 г..

Малый Эрмитаж

В результате получился любопытный симбиоз строгого классицизма и помпезного барокко. Два противоположных фасада – как две стороны одной медали. Один, выходящий на набережную Невы, провозглашает незыблемость принципов кондового классицизма, а другой — на линии фасадов Зимнего дворца вторит им барочными мотивами.

Интересно! В Малом Эрмитаже появилась первая художественная презентация картин и предметов искусства.

В Романовской галерее выставлены предметы средневековья, украшенные эмалями, есть выставка фаянсовой посуды. Из этой галереи можно пройти к экспозициям голландской и фламандской школы рисунка.

В Петровской галерее восхищают немецкие полотна и скульптуры 15-18 веков. Обязательным для ознакомления является Павильонный зал. Его великолепный интерьер заставит задержаться здесь надолго. В этом пространстве можно увидеть замечательные часы Павлин. Их мелодичная музыка звучит каждую среду в 19 часов.

Все помещения имеют определенную тематику и отведены для:

  • экспонатов Античного мира – Римские мозаики и Римский рельеф;
  • работ живописцев Германии, Голландии, Фландрии и Нидерландов 15-18 вв.;
  • Романовской галереи с отделами Европейского средневековья и живописи Нидерландов 15 в.

По арочному переходу второго этажа можно перейти в следующий корпус.

Большой Эрмитаж

Это величественное здание в духе раннего классицизма построено в 1771–1787 гг. Главный фасад продолжает одну линию достопримечательностей Дворцовой набережной. После того, как был возведен Новый Эрмитаж, название Большого изменилось, теперь это — Старый Эрмитаж.

Большой Эрмитаж

Архитектор Ю.М. Фельтен выдержал дизайн сооружения в строгом и лаконичном духе кондового классицизма с целью подчеркнуть пышность и значимость Зимнего дворца, как основного сооружения дворцового ансамбля.

На втором этаже Старого Эрмитажа располагается самая значительная и, пожалуй, самая ценная часть сокровищ. Здесь, в Двусветном зале, выставлены такие знаменитые шедевры, как «Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем» Леонардо да Винчи.


До второй половины 19 в. считалось, что в фондах находятся 24 творения Леонардо да Винчи. Однако с развитием искусствоведения тест на подлинность прошли только эти две красавицы. Остальные оказались написаны учениками и последователями гениального мастера. Их стали называть леонардесками. Яркий пример этих подражаний – известная «Донна Нуда», лицо которой — чистая Мона Лиза.

Надворная анфилада богата презентациями итальянской акварели. В зале Тициана представлены «Даная», «Кающаяся Мария Магдалена» и «Святой Себастьян». Это одни из главных работ автора и они, по праву, являются гордостью фондов.

В павильоне искусства Италии 16 в. можно полюбоваться холстами венецианских живописцев этого периода – Якола Пальма, Лоренцо Лото, Джованни Батиста Чима де Конельяно. Но, самым значительным шедевром здесь считается, несомненно, произведение «Юдифь» Джорджоне – одно из немногих подлинных полотен автора.

Таким образом, залы Большого Эрмитажа отведены под:

  • италийские вазы периода расцвета;
  • творчество Италии и Венеции эпохи Возрождения 13-16 вв.;
  • шедевры Леонардо да Винчи;
  • леонардески;
  • работы Тициана.

Новый Эрмитаж

Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.


Новый Эрмитаж

Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.

Этаж I

Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.

Этаж II

Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):

  • «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
  • «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
  • «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.

Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:

  • Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.

Интересный факт! «Мадонна Конестабиле» — это женщина, представляющая собой собирательный образ прекрасных современниц автора. Но, впоследствии, Рафаэль встретил в своей жизни реальную женщину с такими чертами, и она стала его единственной музой, чей лик красуется на всех его последующих работах.

  • Ван Дейк. Собрание работ этого выдающегося автора насчитывает 24 полотна. Здесь, среди прочих, демонстрируются «Мужской портрет», «Автопортрет» и «Портрет Уильяма Чалонера».

Интересно! Среди этих творений есть полотно, выделяющееся не только гениальным исполнением, но и ошибкой великого художника. Это – «Портрет Карла Первого», где у короля обе перчатки правые.

  • Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
  • Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».

Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:

  • живописью и фресками Рафаэля;
  • Итальянским и Испанским кабинетами;
  • Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
  • европейской скульптурой 19 века;
  • голландской живописью 17 века;
  • отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.

Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.

Зимний дворец

Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.

Зимний дворец

Интересный факт! Изящные статуи на крыше скрывают… печные дымоходы.

Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.

Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.

Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.

Эрмитажный театр

Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.

Эрмитажный театр

Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.

Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.

Меншиковский дворец

Это первое каменное здание города, возведенное в 1714 г. в духе петровского барокко. Музею дворец передан в 1981 г. и в ходе восстановительных работ было решено воссоздать в нем интерьеры начала 18 века. Это, прежде всего, парадные залы и Ореховый кабинет.

Меншиковский дворец

Сейчас во дворце размещена экспозиция «Культура России первой трети 18 века». На ней представлены произведения живописи, скульптуры и предметы прикладного творчества этого периода. Из интерьеров особенно выделяются изразцовые комнаты, отделанные кафелем в голландском духе. Таких цельных образцов подобного жанра не существует даже в Европе.

Для знакомства с этим филиалом лучше подойти к строению со стороны стрелки Васильевского острова. С этого ракурса оно выглядит во всей красе.

Здание Главного штаба

Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.

Центральным звеном постройки выступает Триумфальная арка, олицетворяющая победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.

Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.

На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.

Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.

Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.

В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.

РХЦ «Старая деревня»

Это современный музейный комплекс, где при осмотре тематически подобранных экспонатов Фондового корпуса можно изучить историю русской культуры и Востока, ознакомиться с западноевропейским творчеством и археологическими находками Восточной Европы и Сибири.

Однако экспонаты Эрмитажа, представленные в реставрационно-хранительском центре, на этом не заканчиваются. Здесь размещен необычный театр шпалер, где демонстрируются экземпляры конных экипажей и старинных гобеленов, а также линейка царских, дворянских и почтовых карет.

Увидеть все это возможно недалеко от станции метро «Старая Деревня», по ул. Заусадебная, 37А.

Музей Императорский фарфоровый завод

Музей функционирует с 1844 г., когда Николай I решил собрать коллекцию образцов русского фарфора. За это время в нем скопилось больше 30 000 экземпляров фарфора не только из России, но и из Японии и Китая. Среди них есть предметы, не имеющие аналогов во всем мире.

Выставочный комплекс располагается на проспекте Обуховской обороны, 151 (территория завода).

Эрмитажные коты

В штате сотрудников Эрмитажа есть особенная должность – должность эрмитажного кота. Да, именно так — по Эрмитажу важно расхаживают сотни пушистых служителей музея.

История их появления берет свое начало в середине 18 века. Тогда только строился Зимний дворец, но уже было очевидно, что его сожрут мыши и крысы еще до окончания строительства.

Стены представляли собой дуршлаг в результате мышиного господства. И тогда императрице Елизавете Петровне рассказали историю о казанских котах, избавивших город от мышей. Императрица тут же приказала привезти 30 котов из Казани для борьбы с Петербургскими грызунами.

Коты очистили Зимний от мышей и по ходу строительства филиалов постепенно завладели всеми его зданиями. Теперь они официально находятся в штате и пользуются всеми привилегиями ценных сотрудников.

Для любознательных. Ежегодно 1 апреля для Эрмитажных крысоловов устраивается настоящий пир, который работники музея называют «Днем мартовского кота».

Государственный Эрмитаж – жемчужина в коллекции шедевров России, является местом притяжения миллионов посетителей. Он радушно встречает гостей из разных стран и совершенно точно не служит «местом уединения», в соответствии с первоначальным значением этого слова.

Источник: bezistorii.ru

Всем привет!
Ну вот я наконец то дошёл до Эрмитажа.Первое посещение его у нас было аж 2015 году.Тогда я опустил эту публикацию на неопределённый срок.Сейчас пришло время походить по залам и увидеть шедевры.Конечно же кому интересно.Много публиковать снимков не буду, это не реально.Только то, что привлекло моё внимание и то выборочно. Побережем психику некоторых подписчиков))).А кому интересно, пойдём посмотрим.Прежде чем начать описание Эрмитажа, стоит вкратце познакомиться с его историей. Огромнейшая в наши дни коллекция, которая размещается во многих залах разных зданий, когда-то началась с личного собрания картин Екатерины Великой.

Государственный Эрмитаж — гордость России, крупнейший в стране культурно-исторический музей, занимающий 6 исторический зданий, главным среди которых остается величественный Зимний дворец. Сегодня в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники.

В 1764 году Екатерина Великая получила его в счет долга Йоханна Гоцковского российскому князю Владимиру Долгорукому. Коллекция включала в себя более трех сотен картин, доставленных из Берлина. Общая стоимость полотен колеблется в пределах ста восьмидесяти тысяч немецких талеров восемнадцатого века. Таким образом, история Эрмитажа, что в переводе с французского означает «место уединения», началась с произведений Бабюрена, ван Дейка, Балена, Рембрандта, Рубенса, Йорданса и остальных нидерландских и фламандских живописцев. Из первоначального перечня картин сегодня в сохранности осталось девяносто шесть шедевров.

Первоначально помещения для коллекции отводились в залах Зимнего дворца. Позже было построено здание, которое сегодня известно как Малый Эрмитаж (фото располагается ниже). Но в процессе существования музея Екатерина Великая следила за увеличением числа экспонатов. Постепенно места стало не хватать, и за шестнадцать лет был построен архитектором Фельтеном Большой (или Старый) Эрмитаж.
За восемнадцатый век коллекция пополнилась многими тысячами произведений искусства. Были приобретены собрания саксонского министра, графа Генриха фон Брюля, коллекции французского барона Пьера Кроза, а также ряд шедевров из собрания премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола. В девятнадцатом столетии дело императрицы Екатерины Великой продолжили Александр I и Николай I.

Они закупали уже не просто целые коллекции у разных знатных европейцев, а дополняли собрания эпох, стилей и отдельных художников. Так были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли. Большую роль в популяризации Эрмитажа сыграл Николай I. В 1852 году он открывает экспозицию для всеобщего обзора. До этого времени шедеврами могли полюбоваться только избранные лица из высших слоев общества. После открытия коллекции для публики в Новом Эрмитаже посещаемость достигла пятидесяти тысяч человек в первый год. Значительной фигурой в искусствоведении второй половины девятнадцатого века был Андрей Сомов, который был смотрителем музея в течение двадцати двух лет. Он составил несколько каталогов произведений итальянского и испанского искусства, которые экспонировались в залах Эрмитажа. Ситуация резко изменилась после отречения Николая II от престола и прихода к власти большевиков.

Для посетителей музей открылся в 1852 г., и уже тогда в нем были накоплены богатейшие собрания произведений искусства. Сегодня гости Эрмитажа могут любоваться такими шедеврами, как «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа») Леонардо да Винчи, «Святой Себастьян» Тициана, «Святое Семейство» Рафаэля, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Апостолы Петр и Павел» Эль Греко. Посещение Эрмитажа, безусловно, — обязательный пункт программы визита в Санкт-Петербург.

В двадцатых годах двадцатого века история Эрмитажа претерпевает некоторые изменения. Коллекция пополняется из многих собраний имперской знати. Например, из залов Зимнего дворца была перенесена большая часть предметов интерьера, сокровища Великих Моголов.

В коллекцию вливались части расформированных собраний из Музея нового западного искусства (работы европейских импрессионистов и полотна Щукина, Морозова). Но галерея Эрмитаж несла и потери. Так, Бриллиантовая комната Зимнего дворца переехала в Московский Кремль, а основные работы художников семнадцатого века оказались в Музее изобразительных искусств. Переломным моментом стала распродажа шедевров в течение пяти лет (с 1929 по 1934 года). Это было неожиданным ударом по коллекции. За это время более сорока полотен потерял Эрмитаж. Например, «Благовещение» Яна ван Эйка сегодня хранится в музее Вашингтона.

Один из знаменитейших музеев мира. В него выстраиваются километровые очереди, независимо от погоды на улице. Он имеет много филиалов, свой театр, оркестр и необычных котов.О них позже.

Следующим испытанием стала Великая Отечественная война. Удивительный факт, но ни один экземпляр из двух миллионов эвакуированных на Урал экспонатов не был утерян. После возвращения лишь несколько из них нуждались в реставрации. В 1945 году Эрмитаж значительно пополнил коллекцию за счет берлинских трофеев. Были перевезены Пергамский алтарь и часть вещей из Египта. Но в 1958 году правительство Советского Союза возвращает их в Германскую Демократическую республику. После перестройки и падения советского государства Эрмитаж одним из первых объявил о хранящихся в его запасниках произведениях, которые для всего мира считались утраченными. Кроме этого, с помощью специально созданного фонда постепенно заполняются пробелы в экспонатах двадцатого века. Так, были приобретены произведения Сутина, Руо, Утрилло и других художников. Появляется проект «Эрмитаж 2021», в ходе которого планируются покупки и показ работ современных авторов. В 2006 году была небольшая конфузия с пропажей двухсот мелких экспонатов (ювелирных изделий, столового серебра, икон и пр.). Но следствие быстро установило виновников краж, и большинство вещей удалось вернуть.

Залы Большого Эрмитажа.
Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений. Итак, Государственный Эрмитаж, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились. Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири.

Также в двух галереях представлена богатейшая коллекция драгоценностей. На втором этаже посетители насладятся не только шикарным собранием оружия, но и полотнами западноевропейских мастеров. Здесь есть работы фландрийских, голландских, итальянских, английских, германских, испанских и французских художников. Существует и современная галерея. Эрмитаж ей отвел часть помещений на третьем этаже. В этих залах экскурсанты смогут увидеть не только картины западноевропейских авторов девятнадцатого и двадцатого века. Также здесь представлены предметы искусства и культуры Византийской империи, стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

Здания.
В Санкт-Петербурге здания Эрмитажа составляют целостную архитектурную композицию. В нее входит пять главных объектов, два служебных и четыре отдельных помещения. Основу ансамбля составляют постройки на Дворцовой площади северной столицы. Здесь находятся Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр.
С советского времени Зимний дворец отдан музею для размещения экспозиции. Этот дом являлся некогда главнейшим императорским зданием в Российском государстве. Он был построен в середине восемнадцатого века знаменитым архитектором Растрелли. До отречения Николая II это была основная зимняя резиденция правящей династии Романовых. Но главные залы Эрмитажа располагаются не здесь. Большинство предметов экспонируются в трех специальных зданиях – Большом, Малом и Новом Эрмитаже. Первое было построено Фельтеном в конце восемнадцатого века. Оно располагается на набережной и предназначалось для показа художественных собраний. Малый Эрмитаж состоит из Висячего сада, а также двух павильонов – Северного и Южного. Он возведен немного раньше Большого и является связующим звеном между классическими Эрмитажами и Зимним дворцом в стиле барокко. Новый Эрмитаж построен в неогреке. Он создавался специально для размещения в нем художественной коллекции «для публичного осмотра». Также здания Эрмитажа включают в себя гараж из шлакоблоков и запасной дом Зимнего дворца. Эти постройки считаются вспомогательными и служебными. Вне ансамбля Дворцовой площади в распоряжении музея находятся фондохранилище «Старая Деревня», Восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и музей фарфорового завода.

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье — с 10:30 до 18:00, среда, пятница — с 10:30 до 21:00, выходной день — понедельник.
Как добраться: на метро до ст. «Адмиралтейская», «Невский проспект», «Гостиный Двор».
Цена билета для взрослых в Главный комплекс и все остальные филиалы — 700 RUB, в один из филиалов — 300 RUB. Для детей, студентов, пенсионеров РФ вход бесплатный. 7 декабря и первый четверг каждого месяца вход для всех бесплатный. Цены на странице указаны на ноябрь 2017 г.
На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Источник: www.drive2.ru

История

Началом строительства Зимнего дворца, в котором размещена основная экспозиция Эрмитажа, считается 1754 год. В этот период императрица Елизавета Петровна издала Указ, в котором повелела построить на берегу Невы Зимний дворец.

Выбранное ею место для постройки резиденции пришлось выкупать за деньги государственной казны, так как оно было занято другими строениями.

Новый дворец, по замыслу Елизаветы, должен был иметь внушительные размеры. Императрица хотела создать величавое строение, указывающее на мощь управляемой ею страны. Здание стало пятой по счёту зимней резиденцией российских императоров, построенной в Санкт-Петербурге с момента основания города. К созданию проекта привлекли Бартоломео Франческо Растрелли.

1754 — 1800 гг.

На возведение зимней резиденции выделили 900 тысяч рублей. Растрелли лично контролировал ход строительства. Начатый Елизаветой проект в 1761 году, после смерти императрицы, перешёл под надзор Петра III. Но и ему не пришлось дожить до окончания строительства: царь был задушен заговорщиками в своей постели.

Завершала строительство дворца Екатерина II. Она заняла место на российском престоле после смерти своего супруга Петра III. Именно с периода её правления начинается история Эрмитажа. Официальная дата основания музея — 1764 год. Его открытие произошло в день святой Екатерины.

Первыми экспонатами музея стала купленная Екатериной II за 183 тысячи талеров у немецкого купца Гоцковского коллекция картин. Следом за ней царский двор приобрёл коллекции резного камня, медалей, монет, скульптур, и других произведений искусства.

Имеющие художественную ценность предметы наполняли дворец так быстро, что несмотря на внушительные размеры здания Зимнего дворца, очень скоро в нём стало не хватать места для их размещения.

В период с 1764 по 1767 гг., по приказу Екатерины II, рядом с парадной Зимнего дворца начали возводить двухэтажное здание Малого Эрмитажа. Над его проектом работал Ю.М.Фельтин. Он славился своей способностью создавать причудливые архитектурные формы. В придуманном им облике строения прослеживаются черты уходящего барокко и зарождающего классицизма. В 1775 году по его же проекту было простроено здание Большого Эрмитажа.

Архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот стал автором проекта небольшого павильона, который вошёл в комплекс зимнего дворца. В нём есть несколько гостиных и большая оранжерея. Эта постройка выполнена в стиле раннего классицизма.

Летом 1769 года коллекция Эрмитажа пополнилась сразу 600 полотнами, которые были приобритены у наследников графа Брюля. Среди этих картин оказались такие шедевры, как «Портрет учёного» и «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1772 году происходит ещё одно важное для Эрмитажа приобретение. К его коллекции добавляются полотна знаменитой галереи Антуана Кроза. Эта коллекция считается самой ценной за всю историю существования Эрмитажа. В числе купленных полотен оказываются:

  • «Святое семейство» Рафаэля,
  • «Юдифь» Джорджоне,
  • «Даная» Тициана,
  • «Святое семейство» Рембрандта.

В 1783 к ансамблю Зимнего дворца добавляется построенное по проекту Джакомо Кваренги здание Эрмитажного театра. До конца XVIII века экспонаты музея прирастают новыми коллекциями картин и скульптур:

  • сэра Роберта Уолпола (1779 г.),
  • графа Бодуэна (1781 г.)
  • Лайд Брауна (1787 г.).

В 1795 году в Зимнем дворце появляется Георгиевский зал.

XIX век

Трагическим для Эрмитажа событием в XIX стал пожар. Случился он в 1837 году. После него пришлось строить Новый Эрмитаж, который возводился его по проекту архитектора Лео фон Кленце. Интерьеры Большого Эрмитажа и Зимнего дворца восстанавливались Андреем Штакеншнейдером, а Петровский и Фельдмаршальские залы реставрировал Стасов.

Обновленный музей стал принимать более 50 тысяч посетителей в год, а нижние залы Эрмитажа стали любимым местом прогулок императора Николая Первого.

XX век

В начале века в Эрмитаже выставлялась личная коллекция автомобилей Николая II. Для размещения 50 автомобилей специально был построен гараж между Зимнем дворцом и Малым Эрмитажем

Во время февральской революции Эрмитаж выполнял роль госпиталя. Позже, в Зимнем дворце было арестовано заседавшее в нём Временное правительство.

Сразу после Октябрьской революции Эрмитажу было присвоен статус Государственного музея, и его экспонаты стали пополняться национализированными у частных коллекционеров предметами, представляющими художественную ценность. Так, в музее появились коллекции произведений искусств Шереметьевых, Строгоновых, Юсуповых и других знатных аристократических родов.

В годы блокады Ленинграда экспонаты музея были эвакуированы в Свердловск и вернулись в город в 1945 году. Во второй половине XX века часть экспонатов Эрмитажа была перенесена в дворец Меньшикова.

XXI век

Знаковыми для Эрмитажа событиями первой половины XXI века стало создание представительств в других государствах. Музей открыл свои выставочные залы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Лондоне. Внутри страны представительства музея открылись в Казани и Выборге.

Примеры экспозиций

Экспонаты основной коллекции музея выставлены в пяти зданиях и все они находятся в центре Санкт-Петербурга в районе набережной Невы. Главным зданием музейного комплекса является Зимний дворец. Экспозиции в нём размещены в 350 залах. На первом этаже здания находятся экспонаты, найденные в ходе археологических раскопок. На втором этаже размещена картинная галерея, где представлены работы английских и французских живописцев XVI-XVIII вв.

В постоянно действующей экспозиции музея можно увидеть работы мастеров, творивших в различных направлениях искусства. Отдельный зал Зимнего дворца посвящён Рембрандту. В нём выставлено 24 работы художника. Эта экспозиция вызывает повышенный интерес у посетителей. Можно смело сказать, что это музей в музее. Среди других значимых постоянно действующих экспозиций Эрмитажа:

  • Искусство эпохи Возрождения. В коллекции представлены работы мастеров Венецианской школы периода XV-XVI вв. Она занимает 2 зала музея. Среди экспонатов коллекции работы Чимы да Канельяно, Себастьяно дель Пьомбо и удивительные портреты кисти Пальмы Старшего.
  • Заподноевропейское оружие XV-XVII вв. Коллекция насчитывает более 15 тысяч экспонатов, но только часть её можно увидеть в Рыцарском зале музея.
  • Живопись. Представлена полотнами мастеров различных школ и эпох. Некоторые картины этих коллекций приобретались музеем на аукционах.

Экспозиции музея разбиты не только по странам, но и различным историческим периодам от Древнего мира до наших дней. В 2001 году собрания музея пополнились изделиями Ломоносовского фарфорового завода. В коллекции музея есть уникальные графические работы, редкие книги и представляющие исторический интерес документы.

Современное искусство представлено 1500 экспонатами. Значительно расширить свое представление о мастерах нашего времени можно посещая временные выставки, которые регулярно проводятся в музейном комплексе.

В здание Малого Эрмитажа расположена постоянно действующая экспозиция мозаики Древнего мира. В оформлении его залов использовано много хрусталя и позолоты. Среди основных экспонатов музея:

  • копии Бахчисарайского фонтана и
  • бронзовые часы в форме павлина.

Считается, что эти часы были подарены Екатерине II князем Потёмкиным. Удивительно, но они прекрасно ходят и в наши дни. Здание Большого Эрмитажа славится своей Советской лестницей.

Название этого архитектурного элемента не имеет связи с определённой эпохой в истории страны: длительное время в здании Большого Эрмитажа заседал Государственный совет, который и дал название лестнице.

Особую ценность в экспозиции Большого Эрмитажа представляют изделия из фаянса и фарфора. Здесь же представлены знаменитые яйца Фаберже. Не менее ценны фрески Фра Беато Анджелико и картина «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. В числе любопытных артефактов музея:

  • Серьга, изготовленная из розового кварца. Она принадлежала знаменитому пирату Фрэнсису Дрейку. Подарила серьгу пирату Елизавета I.
  • Табакерка, о которую ударился виском император Павел I.

Интересные факты

Об Эрмитаже сложено большое количество легенд и любопытных историй. Одна из них связана с кошками, проживающими в музее. Каждая из них имеет свой номерной паспорт, а содержат животных в музее специально для ловли крыс и мышей в подвалах зданий.

Они также помогают музейным работникам сохранять экспонаты, хранящиеся в запасниках. В годы блокады количество кошек в музее значительно сократилось. Сразу после войны их стали целенаправленно разводить.

Общая площадь помещений зданий Эрмитажа более 233 тысяч кв.м. Экспозиции размещены на 66,8 тысячах кв.м. Для того, чтобы осмотреть все залы музея нужно потратить несколько лет, и многие жители Санкт-Петербурга посещают Эрмитаж на протяжении всей своей жизни.

Эрмитаж находится по адресу: Дворцовая набережная, 34. Добраться до него можно на метро до станций «Невский проспект», «Гостинный двор» или «Адмиралтейская».

Музей работает: с 10.30 до 18.00.

Выходной день — понедельник.

Граждане РФ имеют скидки на билеты.

Источник: museumguru.ru

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты  кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое  в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты) 

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце,  В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Источник: www.rosimperija.info


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.