Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший историко-художественный музей в России, который обладает одним из лучших мировых собраний культурных ценностей человечества от эпохи древнейших цивилизаций до наших дней. Экспозиционный комплекс занимает несколько зданий, включая Зимний дворец, и насчитывает более трех миллионов экспонатов.

Ежегодно достопримечательности Эрмитажа привлекают более пяти миллионов посетителей, которые преодолевают 24-х километровый путь его залов и галерей, чтобы соприкоснуться с непреходящей красотой вещей и интерьеров, окруженных ореолом тайн и загадок…

Эрмитаж: историческая справка

В день святой Екатерины 7 декабря Эрмитаж отмечает дату рождения.

В 1764 году Екатерина II получила коллекцию картин фламандской и голландской живописи в счет уплаты долга прусского монарха, что послужило началом создания музея, основательницей которого она считается. Размещались эти и последующие приобретения, пополнявшие собрание, в специально построенных дворцовых павильонах. Флигель Малый Эрмитаж предназначался для общения с избранными персонами. Подразумевалось, что здесь они могут побыть наедине с искусством, что и отразилось в названии, в переводе с французского ermitage — это «место уединения».


Действительно, до середины девятнадцатого века только узкий круг приближенных пользовался привилегией бывать здесь. Даже Александр Сергеевич Пушкин получил пропуск лишь по протекции В. А. Жуковского, который выполнял в то время обязанности наставника наследника престола и пользовался особым расположением императорской семьи.

Открытие музея для публичного посещения состоялось в 1852 году при Николае I в здании Нового Эрмитажа. К этому времени небольшая коллекция картин превратилась в богатое собрание культурных артефактов Древнего Египта, Востока, античной и средневековой Европы, Азии и народов России.

Существенные преобразования произошли после революции. Музей пополнился экспонатами национализированных частных коллекций. Однако бриллиантовая комната из Зимнего дворца была перевезена в московский Алмазный фонд, часть живописи передана Музею изобразительных искусств, отдельные уникальные произведения проданы за границу.

Годы Великой Отечественной войны сокровища провели в эвакуации и без потерь были возвращены музею, пополнили его хранилища и трофейные раритеты.

К 250-летнему юбилею в 2014 году Эрмитаж переходит в подчинение федеральному правительству России вместо Министерства культуры, что повысило его статус как государственного учреждения.


Экспозиция Эрмитажа

«О, Эрмитаж, красив и вечен! В нем всех времен творенья есть…»

Немногие музеи мира могут поспорить с Эрмитажем величиной, роскошью архитектуры и разнообразием коллекций. Основная экспозиция размещена в 365 залах, внутреннее убранство которых является одной из его самых привлекательных особенностей. Богатые интерьеры помещений, декор и старинная обстановка воспринимаются как самостоятельная ценность. В целом музей выглядит как исторически сложившийся комплекс, а его великолепная архитектура служит обрамлением для прекрасного содержимого залов.

Здания связаны между собой и расположены вдоль Невы:

Зимний дворец (1754-1762), архитектор Ф. — Б. Растрелли;
Малый Эрмитаж (1764-1769), архитекторы Ю. М. Фельтен, Жан – Батист Валлен-Деламот;
Старый (Большой) Эрмитаж (1771-1787), архитектор Ю. М. Фельтен;
Эрмитажный театр (1783–1787), архитектор Джакомо Кваренги;
Новый Эрмитаж (1842–1851), архитекторы: проект Л. фон Кленце, строительство под руководством В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.

Маршрут начинается с мраморной, в стиле барокко, белой с золотом величественной Иорданской лестницы Зимнего дворца. По ней входили во дворец именитые гости императоров и послы иностранных держав, поэтому ее также называют Посольской.

В верхней части путь раздваивается: уходит вдаль анфилада парадных комнат, налево – Фельдмаршальский зал.


ши стен зала украшают парадные портреты Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, других знаменитых фельдмаршалов России и сцены сражений. Здесь представлены изделия императорского фарфорового завода. Далее следуют парадные покои царской резиденции: Петровский (Малый Тронный), Гербовый, Георгиевский (Большой тронный) зал. Поражает своими размерами (1103 кв. м) Николаевский зал, предназначавшийся для балов и официальных церемоний. В Александровском зале представлена коллекция западноевропейского серебра.

За парадными идут жилые комнаты, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX — начала ХХ веков».

Своеобразным переходом к личным апартаментам служила Малахитовая гостиная. Подчеркнутая контрастность яркого зеленого малахита с белым мрамором и позолотой делает интерьер запоминающимся и эффектным. В этой гостиной происходило официальное представление дам императрице, после чего они могли являться на придворные балы. В 1842 году здесь выступал композитор и виртуозный пианист Ференц Лист, удостоенный приглашения после знакомства на немецком бальнеологическом курорте Бад-Эмсе с Александрой Федоровной, женой императора Николая I.

На втором этаже Зимнего дворца, в его юго-восточной части, находится Собор Спаса Нерукотворного или Большая церковь Зимнего дворца. В своё время посторонние практически не допускались сюда, и церковь посещали только члены императорской семьи.

Неизменный интерес вызывает военная галерея 1812 года, портретный ряд дома Романовых, лоджии Рафаэля (копия перехода во дворце Папы Римского в Ватикане) и, конечно же, Рыцарский зал в здании Нового Эрмитажа, где можно увидеть вооруженных всадников в доспехах, арбалеты, мечи, аркебузы, относящиеся к 15-16 векам.


Настоящей жемчужиной Эрмитажа является Павильонный зал, который находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа. В этом потрясающем, наполненном светом, зале гармонично соединены мотивы античности, ренессанса и востока.

К шедеврам всемирно известной картинной галереи относятся полотна знаменитых живописцев Европы от средневековья до двадцатого столетия. Музей обладает богатыми коллекциями Рубенса, Рембрандта, Тициана, Ван Дейка и других именитых мастеров.

В России только Эрмитаж владеет картинами Леонардо да Винчи, это — «Мадонна с цветком» (она же «Мадонна Бенуа») и «Мадонна Литта». Среди жемчужин собрания обязательно нужно увидеть произведения мирового значения:

  • Робер Кампен «Татищевский диптрих»;
  • Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»;
  • Джорджоне «Юдифь»;
  • Корреджо «Женский портрет»;
  • Тициан «Святой Себастьян»;
  • Караваджо «Лютнист»;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына»;
  • Гейнсборо «Дама в голубом».

Собрание скульптуры Эрмитажа от античности до наших дней — крупнейшее в России. Одним из главных достояний является «Скорчившийся мальчик» Микеланджело — единственная работа великого мастера в России. Время творения относят к 1530-1534 годам. Приобретен шедевр мирового искусства Екатериной II в 1785 году.


Эрмитаж по праву гордится экспозицией французских импрессионистов «от Моне до Пикассо». Собранная не царями, а промышленниками Щукиным и Морозовым, едва не погибшая в непростые военные времена, она находится на 3 этаже Зимнего дворца. Здесь представлены около 250 замечательных полотен, среди которых работы Клода Моне, Писсаро, Сислея, Дега. Есть картины Сезанна, Гогена и Винсента Ван Гога. «Танец» Анри Матисса и рядом полотна Пабло Пикассо, среди них ранняя работа «Любительница абсента» и более поздняя «Женщина с веером».

К импрессионистам относят и скульптора Огюста Родена. Самая известная его работа в коллекции Эрмитажа — мраморная композиция «Вечная весна».

Икону нового безбожного времени «Черный квадрат» Малевича, один из самых скандально известных шедевров, также можно найти в Эрмитаже. Представленный здесь экземпляр является четвертым и самым последним вариантом «Черного квадрата», который был написан в 1932 году.

Проходя по третьему этажу, из современной Европы можно переместиться на Восток и увидеть настенные фрески буддистских храмов, обнаруженные вдоль Великого Шелкового пути. Они представляют утонченное искусство росписи, их возраст насчитывает несколько сотен лет.

Спускаясь на первый этаж, путешествуем по Древнему миру. Здесь представлены предметы искусства скифов, найденные при раскопках Пазырыкского кургана. Вещи, датированные VI-III вв. до н. э. , прекрасно сохранились благодаря особым климатическим условиям. Вокруг кургана образовалось ледяное покрытие, и предметы оказались в природном «холодильнике». Гордость коллекции – ковер, на котором изображен цветок, всадник и божество в образе женщины.


Диковинная Колыванская ваза – «царица ваз» – была установлена в главном вестибюле Нового Эрмитажа в 1849 году. Произведение русских камнерезов из зеленой яшмы весит 19 тонн, высота его превышает 2,5 м, а диаметр 5 м. Это — самая большая ваза в мире. Она является символом Алтая, изображена на гербе и флаге края.

Овеяны мифами и легендами экспонаты римских, греческих и египетских залов. Одна из неразгаданных загадок — «гробница Гомера» — находится в зале Юпитера.

Среди саркофагов и причудливых фигур богов Египта выделяется зловещая статуя богини войны Мут-Сохмет. Ходят слухи, что в полнолуние на коленях этого старейшего памятника появляются кровавые лужи, исчезающие на рассвете.

Самая популярная байка об оживших экспонатах относится к восковой фигуре Петра I, который, якобы, встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Действительно, встроенные шарниры позволяют менять позу куклы, усаживать ее в кресло или ставить на ноги. «Проживает» она в здании Эрмитажного театра, в трех комнатах которого приютилась замечательная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого».

А начинался музей с Малого Эрмитажа, центром притяжения которого является нарядный Павильонный зал со знаменитыми часами.


к только они начинают звонить, композиция «оживает»: удивительной красоты павлин распускает хвост, кукарекает петух, а сова поворачивается вокруг оси. Часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса, подаренные князем Григорием Потемкиным императрице Екатерине II, были доставлены в Петербург в разобранном виде, собрать их не смогли. Оживить эффектный подарок сумел мастер величайшего класса Иван Кулибин, механизм заработал и до сих пор — в отличном состоянии.

Самая оригинальная достопримечательность – коты Эрмитажа. По приказу Елизаветы Петровны для защиты от крыс, которые портили стены дворца, завезли котов из Казани, а Екатерина II присвоили четвероногим статус «охранников картинных галерей». И поныне в учреждении состоят в штате более пятидесяти мышеловов. Живут они в подвалах музея, кормятся и лечатся за казенный счет. С 2005 года ежегодно проводится праздник, посвященный пушистым «эрмикам» – кошкам музея.

Раньше (до середины 1920-х годов) вход в музей был со стороны Миллионной улицы. Это парадное крыльцо Нового Эрмитажа, с портиком, украшенным фигурами атлантов. Десять скульптур, выполненных из серого гранита А. И. Теребеневым, давно стали символом Санкт-Петербурга. По традиции нужно потереть пятку титана – на удачу, чтобы вернуться.

Экскурсии, выставки, мероприятия

Эрмитаж – большой и сложный комплекс. Не заблудиться в нем, увидеть все самое интересное и получить эстетическое удовольствие помогут экскурсоводы или аудиогид.


Отдельная экскурсия в Бриллиантовую и Золотую кладовые познакомит с шедеврами европейского и русского ювелирного искусства. Здесь представлены драгоценности, принадлежавшие царской династии Романовых, можно посмотреть восточную коллекцию оружия, золото скифов.

Кроме основных пяти зданий, в распоряжении музея пребывают Меньшиковский дворец, восточное крыло Главного штаба, музей завода фарфоровых изделий императора, а также реставрационно-хранительский центр.

В театре Эрмитаж проходят балетные спектакли, концерты. Фойе театра и зрительный зал представляют классический интерьер, относящийся к дворцовой архитектуре семнадцатого века.

Тематические занятия, доклады, семинары, выставки ожидают посетителей в здании Главного штаба.

Временные экспозиции из запасников Эрмитажа и самых интересных коллекций музеев мира сменяют друг друга в парадных залах и галереях Зимнего Дворца.

На прогулку по Риму и Лондонским музеям, приглашает недавно открывшийся для посещений в составе экскурсий Центр «Старая деревня». Здесь можно узнать, как хранятся бесценные экспонаты, увидеть картины и предметы прикладного искусства, послушать циклы лекций, посвященные творениям ушедших эпох и современности.

К памятным датам проводятся мероприятия, посвященные известным ученым, деятелям искусства, знаменательным событиям.

Посещение музея обогатит Ваши собственные альбомы замечательными кадрами любительских фото или профессиональных фото сессий, а домашнюю коллекцию пополнят сувениры или красочные каталоги, приобретенные в Эрмитаже.


Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельника, причем для отдельных категорий граждан действуют скидки, а в каждый первый четверг месяца бесплатные визиты предусмотрены абсолютно для всех.

Интерактивный тур по Эрмитажу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Эрмитажа и Дворцовая площадь.

2. Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа.


3. Золотая гостиная.

4. Придворный собор Спаса Нерукотворного.

Источник: spbguidebook.ru

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — российский художественный музей мирового значения.

 

Музей расположен в пяти основных зданиях на Дворцовой набережной, связанных между собой и составляющих единый музейный комплекс. Одним из зданий Эрмитажа является Зимний дворец, в прошлом являвшийся главным императорским дворцом, нынешнее здание которого было построено в 1754-1762 годах.

Также в состав комплекса входит Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны и Висячий сад), Большой Эрмитаж (также именуемый Старым Эрмитажем), Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, возведённый над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.

Помимо названых объектов к комплексу также относятся Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. Первый представляет собой особняк конца 19 века, второй — здание действующего гаража, построенного в 1911 году для императора Николая II.

Малый Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Малый Эрмитаж

Современный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу: Дворцовая набережная, 32-38 (Главный музейный комплекс), — это музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, открытый для посетителей ежедневно за исключением понедельника с 10.30 до 18.00 (по средам и пятницам музей работает с 10.30 до 21.00). Выходными являются 1 января и 9 мая.

Приобрести билеты на посещение Эрмитажа можно в кассах музея, которые закрываются за час до завершения работы комплекса. Посетить музей также можно по электронным билетам и подарочным картам. Вход для посетителей с электронными билетами осуществляется в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной). Данный вход также открыт для членов творческих союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ, членов ICOM.

Индивидуальные посетители могут приобрести билеты в Эрмитаж в кассах вестибюля, вход в который осуществляется со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца, а также в терминалах по продаже входных билетов (без льгот) в Большом дворе Зимнего дворца. Для последних вход осуществляется через Салтыковский подъезд (проход по левой стороне Большого двора).

Покупка билета в кассах Эрмитажа
Кассы Эрмитажа

Добраться до музейного комплекса можно на метро (станции «Адмиралтейская» — 700 метров, «Невский проспект» — 900 метров и «Гостиный двор» — 1,3 километра), а также автобусами (7, 10, 24 и 191) либо троллейбусами (1, 7, 10 и 11). Остановка наземного городского транспорта — «Дворцовая площадь».

Эрмитаж включает не только объекты на Дворцовой набережной, но и Меншиковский дворец — первое каменное здание Санкт-Петербурга, построенное для первого губернатора города Александра Меншикова. Также в распоряжении музея находится Восточное крыло Главного штаба, представляющее собой музейный выставочный комплекс.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Меншиковский дворец

Кроме того, одно из крупнейших и значительных учреждений культуры России включает Музей Императорского фарфорового завода и Здание биржи на Васильевском острове, в котором расположен музей Русской гвардии и геральдики.

Особую значимость имеет Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня», представляющий собой фондохранилище музея. Здесь же имеются выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня»
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Данный объект используется не только для хранения музейных предметов, но также открыт для экскурсионного обслуживания посетителей, которое доступно ежедневно, за исключением понедельника и вторника. Посетить Фондохранилище Эрмитажа можно в 11.00, 13.00, 13.30 и 15.30. При этом для заказа экскурсии потребуется предварительная запись по телефону.

Общая площадь комплекса Эрмитажа составляет свыше 230 тысяч квадратных метров, из которых свыше 65 тысяч занимает экспозиционно-выставочная площадь.

Помимо зданий, используемых Эрмитажем в Санкт-Петербурге, открыт ряд объектов, функционирующих в других городах страны. Одним из таковых является выставочный центр «Эрмитаж-Казань», расположенный в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля.

Выставочный центр "Эрмитаж-Казань"
«Эрмитаж-Казань»

Ещё один выставочный центр расположен в городе Выборг в модернистском здании бывшего художественного музея. Также планируется открытие центров «Эрмитаж-Сибирь» в Омске и «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Первый из объектов будет располагаться в здании бывшего страхового товарищества «Саламандра», второй расположится в здании филиала городского Музея изобразительных искусств.

В настоящее время Эрмитаж также имеет представительства за рубежом. Первыми в 2000 году появились «Эрмитажные комнаты» в Лондоне в Сомерсет-Хаус (Somerset House). В следующем году было открыто представительство в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако, спустя 7 лет после открытия оба представительства были закрыты.

В 2007 году состоялось открытие научного и культурного центра «Эрмитаж-Италия» в Ферраре. С 2013 года данный центр располагается в Венеции в помещениях на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Ещё один выставочный центр музея расположен в Амстердаме, он известен как «Эрмитаж Амстердам» или «Эрмитаж на Амстеле».

Выставочный центр "Эрмитаж на Амстеле" в Амстердама
Эрмитаж на Амстеле

Свою историю Государственный Эрмитаж ведёт с коллекции, которая в 1764 году была приобретена императрицей Екатериной II и включала 317 ценных картин. Первоначально произведения искусства располагались в специальном дворцовом флигеле, который назывался Эрмитажем, что в переводе с французского означает «келья, место уединения». Сегодня это Малый Эрмитаж, включённый в общий музейный комплекс, на который распространилось первоначальное название флигеля.

Со временем коллекция стала расширяться, в результате чего первоначальное помещение, в котором хранились произведения искусства, оказалось недостаточным. Как следствие было принято решение о строительстве в 1771—1787 годах Большого Эрмитажа, архитектором которого являлся Юрий Фельтен. Новое здание предназначалось для размещения дворцовых художественных коллекций.

Большой Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Большой Эрмитаж

Сегодня в коллекцию Эрмитажа включено около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В коллекции представлены предметы начиная с каменного века и заканчивая современностью. Так, в Эрмитаже хранится свыше миллиона произведений изобразительного и прикладного искусства, более миллиона памятников нумизматики, около 800 тысяч археологических памятников, почти 14 тысяч единиц оружия, а также более 200 тысяч других экспонатов.

К числу наиболее значительных коллекций, которые были приняты на хранение в музей с момента его основания, относятся собрания И.-Э.Гоцковского, Г.Брюля, П.Кроза, Р.Уолпола и Ф.Бодуэна, а также кабинет резных камней герцога Орлеанского, поступившие в Эрмитаж в 18 веке.

Среди наиболее значимых коллекций, пополнивших фонд музея в 19 веке, представлены картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ, собрания маркиза Дж.-П.Кампаны и А.П.Базилевского, а также Царскосельский арсенал.

Коллекции Государственного Эрмитажа
Коллекции Эрмитажа

В 20 веке к музейным коллекциям добавились собрание П.П.Семенова-Тян-Шанского, коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и других русских родов. Также в первой половине века в Эрмитаж было передано собрание музея Центрального училища технического рисования (барона А.Л. Штиглица). В послевоенный период фонды музея пополнились коллекцией новой европейской живописи (конец 19 – начало 20 века) главным образом из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова, а также собранием знамён и знаменных принадлежностей, знаменной графики и архив из Артиллерийского исторического музея. Наиболее ценными экспонатами, пополнившими фонды учреждения стали музейные предметы из коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода.

Со времени своего появления и до середины 19 века Эрмитаж был открыт лишь для избранных. Открытие музея широкой публике состоялось 5 (17) февраля 1852 года. С этой целью был построен Новый Эрмитаж, который являлся первым зданием в России, специально построенным для публичного художественного музея.

Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Новый Эрмитаж

Желающим стали доступны к просмотру памятники древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь же демонстрировались произведения искусства Западной и Восточной Европы. В экспозиции также были представлены археологические и художественные памятники Азии, русской культуры 18-19 веков.

После смены власти в 1917 году Эрмитаж стал пополняться произведениями из национализированных частных коллекций. Сюда также попали предметы из Императорской Академии художеств, которая являлась высшим учебным заведением в области изобразительных искусств Российской империи и была упразднена в 1918 году. В то же время часть экспонатов музея была утрачена.

В годы войны значительную часть собрания эвакуировали на Урал. Эрмитаж перестал выполнять функции музея, в его подвалах были организованы бомбоубежища. Однако, несмотря на все трудности, музейные сотрудники продолжали заниматься научной работой.

После войны в музей были возвращены все эвакуированные экспонаты (восстановительные работы в залах осуществлялись ещё до окончания войны) и Эрмитаж вновь стал принимать посетителей. С 1957 года посетители также получили доступ к третьему этажу Зимнего дворца, где разместились произведения из Музея нового западного искусства.

В 1991 году Государственный Эрмитаж согласно Указу Президента был включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации. С 1996 года музей находится под покровительством Президента России. В 1996 году был принят Устав, согласно которому учредителем Эрмитажа является Правительство РФ.

Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»
Устав Эрмитажа

В 2007 году музеем был запущен проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является привлечение внимания зрителя к произведениям современного искусства. В рамках проекта осуществляется организация выставок, а также ведётся научно-просветительская работа. Выставочная деятельность охватывает пять направлений, в числе которых персональные показы классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников из разных стран, архитектурные выставки, а также публичное представление фотографий, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца».

Сегодня при Эрмитаже функционирует Служба волонтёров, объединяющая всех желающих помочь музею. Основным направлением деятельности данной службы является помощь отделам музея, а также реализация собственных проектов, задача которых — воспитание чувства ответственности за сохранение культурного наследия страны.

Важное место в работе музея также отводится образовательным программам, представляющим собой встречи с художниками и кураторами. Также организуются круглые столы и мастер-классы, проводятся конкурсы среди художников.

При Эрмитаже действует Молодёжный центр, представляющий собой новое музейное пространство по созданию программ для студентов. Такие программы предполагают мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, циклы лекций, касающиеся истории и теории искусства, и другое.

Программы Молодёжного центра Государственного Эрмитажа
Программы Молодёжного центра Эрмитажа

Став членом Студенческого клуба «Эрмитаж», Вы сможете заниматься на экспозициях по авторским курсам. Кроме того, это даст Вам возможность принимать участие в тематических вечерах, а также праздниках, которые проводятся в залах музея.

Своим посетителям Эрмитаж также предлагает специальные программы, предусматривающие посещение музея до его официального открытия или после закрытия. Такие программы готовятся специально для конкретного посетителя или группы специалистом отдела туризма и специальных программ, который также будет сопровождающим во время её проведения.

Следует помнить, что проведение специальных программ возможно только по предварительному заказу, который делается не менее чем за 15 дней до самого посещения. Посмотреть реставрационные мастерские, а также фонды хранения можно по предварительному заказу, сделанному не менее чем за месяц.

Эрмитаж — музей, посещение которого окажется интересным как для взрослых, так и для детей. Взрослые смогут посетить различные тематические экскурсии, присоединиться к авторским экскурсиям-беседам, принять участие в тематических встречах, а также побывать на вечерах-концертах. Для детской публики музей организует тематические экскурсии, лекционные циклы, игры-путешествия (квесты) и программы, рассчитанные на несколько лет обучения.

Сегодня посетить музей можно не только купив билет и походив по многочисленным залам комплекса, но также обратившись на официальный сайт Эрмитажа, где доступен виртуальный визит. При этом Вы сможете выбрать желаемый объект и приступить к показу тура.

Виртуальный визит в Эрмитаж на официальном сайте музея
Виртуальный визит в Эрмитаж

Сайт Эрмитажа — это не только возможность виртуально посетить музей, но и приобрести билеты на реальное посещение музейного комплекса. Для этого необходимо перейти в раздел «Билеты» и выбрать вкладку «Заказать билет». Такой документ будет действительным в течение 180 дней с момента оформления заказа. Также в данном разделе представлена информация о стоимости билетов, которые могут быть приобретены в кассах музея в день посещения. Здесь же размещена информация о возможности бесплатного посещения музея.

Тем, кто желает увидеть экспонаты музея, также стоит запомнить правила посещения комплекса. Так, в музее нельзя курить, запрещается проносить жидкости и большие сумки, запрещено входить в Эрмитаж с животными. Также не разрешается принимать пищу в залах, фотографировать со вспышкой, входить в верхней одежде.

Правила для посетителей Государственного Эрмитажа
Правила для посетителей Эрмитажа

Своим посетителям музей предлагает ряд услуг и сервисов. Так, здесь имеется обычное и интернет кафе, музейный магазин. Посетители также могут воспользоваться услугами аудиогида, оставить вещи в гардеробе. Музей доступен для лиц с ограниченными возможностями.

При желании Вы также можете посетить интернет-магазин Эрмитажа, который позволит приобрести оригинальные сувениры, продукцию ручной работы, высококачественные копии произведений искусства, книги, товары из детской коллекции и многое другое.

Интернет-магазин Эрмитажа
Эрмитажный магазин

Источник: ermitazh.org

Стоимость билета в Эрмитаж в Санкт-Петербурге в 2020 году

В Государственном Эрмитаже действуют сезонные прайсы для посетителей.

С 1 января по 30 апреля, а также с 1 октября по 31 декабря цены на посещение следующие:

  • Комплексный входной билет (посещение 5 объектов — ГМК, Главный Штаб, Зимний дворец, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода) — 600 рублей
  • Льготный комплексный билет (посещение 3 объектов — ГМК, Главный Штаб, Зимний дворец) для граждан РФ и Беларуси — 500 рублей

С 1 мая по 30 сентября в Государственном Эрмитаже действует другой прайс:

  • Комплексный входной билет (посещение 5 объектов) — 700 рублей
  • Льготный комплексный билет (посещение 3 объектов) для граждан РФ и Беларуси — 500 рублей.

С более полной информацией о стоимости билетов в Государственный Эрмитаж вы можете ознакомиться на официальном сайте объекта. Кстати, приобрести билеты в музей вы можете в режиме онлайн, электронный билет будет доступен в течение 180 дней и обеспечит проход к музейной экспозиции минуя очереди в кассу.

Режим работы Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Музей работает со вторника по воскресенье (понедельник — всегда выходной) по следующему графику:

  • Вторник, четверг, суббота, воскресенье — с 12:00 до 21:00.
  • Среда, пятница — с 12:00 до 21:00.

Официальные нерабочие дни, кроме понедельников: 1 января, 9 мая.

История основания

Изначально экспозиция размещалась в отдельном дворцовом флигеле, который на французский манер был назван Эрмитажем (от фр. hermitage — место уединения, приют отшельника). В XVIII веке коллекционирование имело грандиозную популярность, и именно по этой причине Екатерина II стала активно приобретать крупные собрания немецких, французских и английских коллекционеров — так Эрмитаж начал расширяться. Уже в 1771 году было принято решение построить для музейного пространства отдельное здание Большого Эрмитажа.

К 1852 году коллекция достаточно сильно разрослась, и вскоре музей был открыт для публичного посещения. Для него было построено специальное здание — нынешний Новый Эрмитаж, а вслед за ним разросся целый комплекс музеев, под единым названием Эрмитаж.

К началу XX века музейная коллекция состояла из нескольких тысяч художественных произведений и памятников, а после Октябрьского переворота она выросла еще в 4,5 раза. Вскоре были открыты новые отделы музейного комплекса — к зданию Старого Эрмитажа прибавились помещения Малого, Нового, Эрмитажного театра и, наконец, самого здания Зимнего дворца. Таким образом, Государственный Эрмитаж стал крупнейшим и самым посещаемым музеем страны — ежегодного он принимает в своих стенах более 3,5 миллионов человек.

Здания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж включает в себя 7 зданий:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Здание Главного штаба
  • Здание Дворца Меншикова
  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр

Большой Эрмитаж

Построен в 1787 году по заказу императрицы Екатерины II и изначально был предназначен для размещения библиотечных экземпляров и дворцовых коллекций. Для выполнения архитектурной постройки был привлечен Ю.М Фельтен, который сделал трехэтажное здание органичным — оно отлично вписалось в дворцовый ансамбль. В 1792 году к Большому Эрмитажу был пристроен корпус, в котором были размещены Лоджии Рафаэля — аналог галереи Папского дворца в Ватикане. В данный момент в Большом Эрмитаже размещена коллекция искусства Италии эпохи Возрождения.

Здание Главного штаба

Является выдающимся памятником архитектуры Санкт-Петербурга, построенным по проекту Росси в начале XIX века. Здание эффектно завершает архитектурный ансамбль Дворцовой площади, придавая ей особый статус центра северной столицы. Крылья двух корпусов (восточного и западного) плавно изогнуты, а объединяет их двойная арка, украшенная скульптурной композицией «Колесница Славы». Изначально все здание использовалось для государственных нужд, однако в 1988 году восточное крыло здания было передано Государственному Эрмитажу. В залах этого корпуса размещена выставка эпохи Росси, экспозиции искусства XIX–XXI веков.

Здание Дворца Меншикова

Дворец, построенный в 1727 году, является ярким носителем стиля петровского барокко. В проектировании и строительстве дворца принимали участие западноевропейские архитекторы — Фонтана, Шедель, Растрелли и другие. Данное архитектурное строение — образец симметрии и простоты, фасады окрашены в два цвета, а декорировано здание пилястрами разных ордеров. Внутреннее убранство Дворца выполнено с элементами мрамора, декоративной живописи, а также расписной и тисненой кожи. В зале Дворца Меншикова располагается экспозиция под названием «Культура России первой трети XVIII века», передавая атмосферу эпохи.

Зимний дворец

Пожалуй, наиболее известное здание в дворцовом ансамбле Государственного Эрмитажа. Зимний Дворец был возведен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1762 году. Над проектом Дворца работал известный архитектор Растрелли, именно ему удалось придать зданию столь эпический и сказочный вид — с видом фасада Зимнего дворца у многих ассоциируется Санкт-Петербург и по сей день. Памятник архитектуры выполнен в стиле барокко с обилием причудливых украшений и статуй, дополняющих торжественный вид Дворца. В 1917 году у здания был изъят статус императорской резиденции — Зимний дворец был объявлен музеем. Именно в этой части Эрмитажа располагаются наибольшие объемы экспозиций — здесь вы можете ознакомиться с древними коллекциями Евразии и Востока, с собраниями живописи, скульптуры и декоративного искусства этих местностей. Кроме того, в данной части Государственного Эрмитажа можно полюбоваться парадными залами и апартаментами.

Малый Эрмитаж

Двухэтажный корпус неподалеку от резиденции Екатерины II, Зимнего дворца, был возведен к 1766 по проекту архитектора Фельтена. Здание соединяет в себе черты двух стилей: барокко и классицизма. Оно отличается особо строгими пропорциями и изящным убранством фасада. Два корпуса здания соединены Висячим садом. В одной из частей павильона императрица Екатерина II регулярно устраивала балы и различные мероприятия, называя их «малыми эрмитажами» — именно по этой причине корпус носит такое название. В галереях Малого Эрмитажа представлены экспозиции прикладного искусства и живописи Западной Европы, также в одном из залов павильона находятся часы Павлин.

Новый Эрмитаж

Первое в Петербурге здание, созданное специально для размещения музейных коллекций. Для строительства в город был приглашен немецкий архитектор Лео фон Кленце, который внес ощутимый вклад во внешнюю составляющую Нового Эрмитажа. Корпус выглядит монументально и строго, а украшен он статуями и барельефами, изображающими известных художников из различных эпох. В данный момент внутри Нового Эрмитажа располагаются античные коллекции живописи, скульптуры и декоративного искусства из Европы.

Эрмитажный театр

Строительство Театра было завершено в 1787 году и явилось образцом русского классицизма конца XVIII века. Эрмитажный театр выглядит достаточно эпично — он украшен камнями с львиными масками, стройными коллонадами и статуями древнегреческих мыслителей и поэтов. Внутри здания оборудован амфитеатр и сцена, убранство выполнено с элементами искусственного мрамора и колонн. Кстати, Эрмитажный театр и по сей день используется по назначению — в нем проходят многочисленные спектакли и выставки. Также в здание Эрмитажного театра входит Зимний дворец Петра I, его тоже можно посетить и ознакомиться с историей той эпохи.

Залы Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Каждый из императоров, под чьим покровительством находился музей во время правления, подарил Эрмитажу частицу той эпохи. По словам туристов, некоторым залам и экспонатам Государственного Эрмитажа стоит уделить особое внимание. Например, Иорданская лестница, с которой, собственно, и начинается экскурсия по музею. Также ее принято называть Посольской — именно по ней во дворец прибывали самые знатные гости императоров. Территория вокруг лестницы отделана золотом, а поверх лестницы уложена ковровая дорожка. Также среди туристов очень популярна Галерея портретов императорской династии Романовых, располагающаяся в Зимнем дворце (залы 151 и 153). Все портреты выполнены максимально детально, императорская семья изображена на них в полный рост. Прогулявшись по залу с гидом, можно восполнить пробелы в знаниях о Российской Империи.

Туристу стоит обратить внимание и на Лоджии Рафаэля, расположенные в здании Большого Эрмитажа. Это величественная галерея с большими окнами и восхитительными стенами и потолками, покрытыми копиями фресок Рафаэля, на создание которых ушло больше 10 лет. На фресках Лоджий представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов.

Кроме того, стоит уделить внимание двум из четырнадцати сохранившихся картинам Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», также располагающимся в главном музейном корпусе, в Большом Эрмитаже на II этаже (зал 214).

Известно, что на посещение каждого зала Государственного Эрмитажа и ознакомление с каждым экспонатом у одного посетителя может уйти не менее 8 лет. Именно поэтому стоит ознакомиться с расположением нужных залов и нахождением интересующих экспонатов заранее. Сделать это можно на официальном сайте объекта.

Культурное и историческое значение

Государственный Эрмитаж является неоспоримой культурной гордостью и ценностью не только Санкт-Петербурга и России, но и всего мира. В музее хранятся шедевры и реликвии мирового масштаба, а также различные элементы культуры разных стран и эпох. Все они соединены воедино и собраны вместе в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Эрмитаж хранит в себе наследие всего человечества, ведь в различных залах представлены как следы народов Алтая VI века, так и произведения художников XX веков. Для того, чтобы окунуться в историю различных стран и их культуру, необходимо лично посетить музей.

Будучи туристом в Санкт-Петербурге, у вас есть огромный шанс восполнить знания в истории, скульптуре и живописи, а также просто полюбоваться восхитительными архитектурными композициями.

Как добраться до Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Один из самых простых способов добраться до Государственного Эрмитажа — метро. Нужно выйти на станции «Адмиралтейская», и пройти 600 метров по Невскому проспекту в сторону Дворцовой площади и комплекса Эрмитажа.

Также вы можете воспользоваться общественным транспортом. Это троллейбусы № 1, 7, 10, 11 и автобусы № 3М, 5М, 7, 10, 24, 191, сходить нужно на остановке «Дворцовая площадь». О том, как попасть в кассу музея, можно прочитать на официальном сайте объекта.

Еще Санкт-Петербурге удобно добираться до Эрмитажа, пользуясь приложениями такси, — Uber, Gett, Яндекс.Такси и другими.

Государственный Эрмитаж на google-панораме

Государственный Эрмитаж на видео

Источник: www.tourister.ru

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Источник: www.culture.ru

Билеты

Экскурсии

История создания и развития

История музея «Государственный Эрмитаж» началась более 250 лет назад, когда частная коллекция произведений живописи Екатерины II пополнилась 225 ценными картинами фламандских и голландских мастеров. Их передал императрице в счет долга купец Иоганн Гоцковский. Собрание разместили в дворцовом флигеле – Эрмитаже, впоследствии это и стало названием музея.

Ermitage с французского переводится как «место уединения или затворничества». Изначально строение Малого Эрмитажа как раз для этого и предназначалось. Екатерина II обустраивала его как интимный уголок, где она могла уединиться, отдохнуть в неформальной обстановке или развлечься. Идею с музеем воплотили в жизнь намного позже.

Серьезное пополнение коллекции предоставило императрице возможность прославиться в качестве «просвещенной государыни» и ценительницы искусства. По отданному Екатериной II приказу продолжали скупать имеющие ценность произведения искусства. Постепенно экспонаты заняли и новое здание, именуемое Старым Эрмитажем. Свой вклад в расширение коллекции внесли посол Д. Голицын, Александр I и Николай I. Коллекции для императрицы Всероссийской покупал и французский философ Дени Дидро.

Идею с публичным музеем реализовал уже Николай I. Хотя изначально посмотреть на картины знаменитых на весь мир творцов могли далеко не все: вход в музей осуществлялся по специальному пропуску, который нужно было получить в придворной конторе.

До 1925 г. в качестве музея использовался только Новый Эрмитаж. Спустя некоторое время для посетителей открыли и другие здания: среди них Малый и Старый Эрмитаж, резиденция царской семьи Зимний Дворец, Эрмитажный театр. В 1981 г. в состав Государственного Эрмитажа вошел Меншиковский дворец, что находится на Васильевском острове.

В советский период экспозиция музея существенно пополнилась благодаря собранию Академии художеств, а также национализированным частным коллекциям.

Музейный комплекс продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Количество посетителей превышает 3 млн в год.

Здания Эрмитажа

Главный музейный комплекс

В состав Императорского Эрмитажа вошли шесть зданий, которые связаны между собой. Наиболее известное сооружение – Зимний дворец, построенный на Дворцовой площади.

Зимний дворец

Шестую резиденцию семьи Романовых строили около 8 лет (1754-1762 гг.) под руководством архитектора Б. Ф. Растрелли. Стиль барокко, множество колонн, декоративная лепнина – особняк на набережной Невы впечатляет своей монументальностью. Внутри устроено около 1000 парадных и жилых залов, более 1700 дверей и почти 2000 окон, а еще десятки лестниц и дымовых труб.

Елизавета Петровна, по указу которой началось строительство Зимнего дворца, очень хотела переехать в новую резиденцию как можно скорее. Но до заветного переезда не дожила, скончавшись за год до окончания строительства.

Зимний дворец проектировался как архитектурная доминанта и самое высокое светское сооружение в городе. В течение 100 лет после завершения строительства в Петербурге запрещали возводить дома выше дворца императорской семьи.

Взошедшая на престол Екатерина II не являлась поклонницей барокко, поэтому стала активно перестраивать резиденцию. Интерьеры, созданные Растрелли, были почти полностью уничтожены. Впоследствии каждый император добавлял что-то от себя в убранство царской резиденции.

При императрице Екатерине II дворец стал центром светской и культурной жизни. Здесь проводились помпезные празднества и балы. Зимний дворец прославился и тем, что стал последним пристанищем Романовых перед Октябрьской революцией.

Большой или Старый Эрмитаж

Трехэтажный особняк построили в 1771-1787 гг. по проекту Ю. Фельтена. Старый Эрмитаж тоже расположился на набережной и продолжил дворцовые сооружения, удачно вписавшись в ансамбль. Он выступает как промежуточное звено между роскошными Зимним дворцом и Малым Эрмитажем и созданным в классическом стиле Эрмитажным театром. Здание соединено с театром аркой и оснащено переходом в Малый Эрмитаж.

В 1850-е особняк серьезно перестраивали, проектом руководил архитектор Штакеншнейдер. Главные особенности фасада сохранились, в те времена проводились в основном масштабные внутренние перестройки.

В 1792 г. под руководством Кваренги к зданию пристроили корпус, где разместили лоджии Рафаэля, копии известной галереи Папского дворца, размещенной в Ватикане. Старый Эрмитаж строили целенаправленно для хранения коллекций работ художников. Сейчас в нем представлено искусство Италии эпохи Возрождения.

Малый Эрмитаж

Строительство Малого Эрмитажа стартовало в 1764 г. и закончилось в 1775. Над внешним обликом здания работали российский и французский архитекторы Ю. Фельтен и Ж. Валлен-Деламот. Двухэтажный корпус сооружения стал связующим звеном между резиденцией и Большим и Новым Эрмитажем. В облике строения можно увидеть особенности уходящего барокко и черты зарождающегося классицизма.

Позже построили второй корпус – павильон с парадным залом, гостиными и оранжереями, расположившийся на берегу Невы. Строение оформили в стиле раннего классицизма. Северный и Южный корпуса соединяются Висячим садом.

Архитектурное сооружение назвали Малым Эрмитажем, поскольку в Северном павильоне императрица проводила «малые эрмитажи», увеселительные вечера с постановкой спектаклей и играми.

В продольных галереях размещались художественные коллекции, что стали основой экспозиции Императорского музея. В Павильонном зале в Малом Эрмитаже посетители могут рассмотреть часы «Павлин». В галереях сейчас размещены произведения искусства из стран Западной Европы.

Эрмитажный театр

Здание для театральных постановок построили в 1783-1787 гг. вместо Зимнего дворца Петра I. Для внешнего облика итальянец Кваренги выбрал античную архитектуру. Фасад сооружения выходит прямо на Дворцовую набережную р. Нева.

Зрительный зал внешне напоминает античный амфитеатр. Колонны и стены строения декорированы цветным мрамором искусственного происхождения. В нишах установлены скульптуры Аполлона и муз, вверху – барельефы с портретами прославившихся поэтов и музыкантов.

Первый театральный сезон открылся в ноябре 1785 года. Эта сцена «видела» многих выдающихся личностей: Ф. Шаляпина, М. Кшесинскую, А. Ваганова и др. Эрмитажный театр сыграл серьезную роль в том, как развивалась русская культура под конец XVIII века.

После драматических событий 1917 года в здании театра размещался Рабочий университет им. Луначарского. В 1930-е годы здесь организовывали концерты, балеты, оперные спектакли. С 1935 года по 1991 деятельность театра была прекращена. Строение использовалось в качестве Лектория Государственного Эрмитажа.

Сейчас Эрмитажный театр – популярная сценическая площадка Санкт-Петербурга. Здесь же проходят семинары, научные конференции и симпозиумы.

Запасной дом

Особняк построили в конце XIX ст. на месте старых построек. Он имеет 4 этажа, балконы и флигель. Над проектом в разные годы работали архитекторы Д. Трезини и Н. Ф. Беккер.

Запасной дом для резиденции Зимнего дворца перестроили для великого князя Алексея Александровича, хотя вскоре он перешел в руки графа Менгдена. Позже строение стали использовать как доходный дом. В свое время здесь жили такие известные личности, как государственный деятель С. Ю. Витте и советский педагог Е. В. Тарле.

Здание Запасного Дома расположено на 1-м Адмиралтейском острове, вблизи с Эрмитажным театром. Фасады сооружения выходят на Дворцовую набережную и улицу Миллионную. Сейчас строение входит в музейный комплекс и используется как служебное помещение.

Отдельные здания

В состав Государственного Эрмитажа включены и два отдельно стоящих здания, которые тоже заслуживают внимания.

Здание Главного штаба

Строительство исторического здания длилось с 1820 по 1830 год. Внешний облик сооружения придумал архитектор К. И. Росси. Комплекс включает в себя два крыла, оформленных в классическом стиле и соединенных триумфальной аркой. Строение расположено напротив императорской резиденции.

По задумке Росси, основой проекта стала идея соединить два независимых здания в единое целое. Восточный и западный корпуса объединены двойной аркой, увенчанной скульптурной композицией «Колесница Славы». Произведение олицетворяет победу России в Отечественной войне 1812 года.

Планировку Главного штаба продумали под нужды государственных учреждений. Каждый департамент обустроили отдельным въездом.

В 1988 г. восточную (левую) часть здания отдали Государственному Эрмитажу. Сейчас здесь размещены картины XIX-XX вв. художников-импрессионистов. Особую ценность в сооружении имеют парадные апартаменты квартиры министра иностранных дел К. Нессельроде, оформленные архитектором Росси в стиле ампир.

Правая или западная часть здания Главного штаба используется командованием Западного военного округа России.

Здание Дворца Меншикова

Дворец возвели в 1710 г. по проекту Д. М. Фонтаны и Г. И. Шеделя. Он предназначался для первого губернатора Петербурга А. Д. Меншикова, который также был приближенным Петра I. Здание возведено в стиле петровского барокко, а еще это первое каменное сооружение в городе.

Бывшая резиденция Александра Даниловича удачно вписалась в архитектурный вид Васильевского острова. Дворец признан самым большим строением прошлой эпохи из сохранившихся до наших дней. В общем стиле резиденции Меншикова отразились и исконно русские приемы, и на тот момент новые архитектурные решения по части укладки камня и росписи. Главный фасад выходил к реке и был оснащен большим входным крыльцом. Отделка крыльца включала в себя изогнутые фронтоны и оригинальные золоченные короны.

Меншиков поселился в трехэтажной постройке дворца на берегу Невы в феврале 1714 года. Дом постоянно достраивался вплоть до 1727 года, когда генерал-губернатора отправили в ссылку.

Сейчас здание Меншиковского дворца – одно из подразделений музея. В нем представлена экспозиция отдела русской культуры начала XVIII века.

Источник: ermitazh.net


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.