Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – уникальный музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поражающий красотой архитектуры, изысканными интерьерами и разнообразием выставочных экспозиций. В роскошных императорских залах хранится более трех миллионов ценностей мировой культуры, начиная от памятников древности и заканчивая шедеврами современного искусства. Пять соединенных между собой исторических зданий на Дворцовой набережной образуют благородно строгий и в то же время нарядный архитектурный ансамбль.

В современный музейный комплекс входят Зимний дворец, здания Большого, Малого, Нового Эрмитажа и Эрмитажный театр. Бывший императорский дворец (зимняя императорская резиденция) – главное здание музея, представляет собой выдающийся памятник стиля барокко. Построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны. Музею также принадлежит восточное крыло Главного штаба, дворец Меншикова и другие корпуса.


Размеры Зимнего дворца грандиозны – здание протянулось вдоль берега Невы на 210 метров, а ширина его составляет 175 метров. Двухъярусные белоснежные колонны, увенчанные золоченым орнаментом, контрастно выделяются на светло-зеленом фоне дворцовых фасадов. Богатая лепнина и бронзовые скульптуры, возвышающиеся на дворцовой крыше, образуют торжественно-монументальную декоративную композицию.

Императорский дворец – вершина творчества итальянского зодчего, визитная карточка Северной столицы, уникальный памятник мировой архитектуры, обладающий особым национальным колоритом и непередаваемой притягательной силой. Сколько бы раз Вы ни побывали на Дворцовой площади, остановившись перед трехпролетными чугунными воротами с витым узором, столько раз замирает сердце от созерцания прекрасного творения ушедшей в вечность эпохи.

История легендарного музея Северной столицы

Зимний Дворец в Санкт-Петербурге. Государственный Эрмитаж

Зимний дворец, который мы видим сегодня на Дворцовой площади, шестая по счету императорская резиденция. Первые два «зимние дома» были построены по указу Петра I вдоль берега канала, соединяющего Мойку и Неву (Зимняя канавка). Во втором дворце, возведенном по проекту Доменико Трезини в 1712 году, состоялась свадебная церемония Петра I и Екатерины.


В 1720 году закончилось восьмилетнее строительство третьего Зимнего дворца по проекту архитектора Маттарнови. Именно здесь Петр Великий провел последние годы жизни. Большой зал императорских палат называли Погребальным или Печальным.

На месте третьего дворца по распоряжению Екатерины Первой архитектор Кваренги возвел Эрмитажный театр. Пришедшая к власти Анна Иоанновна посчитала здание недостаточно пышным и поручила архитектору Бартоломео Растрелли перестроить палаты адмирала Апраксина в императорскую резиденцию. Перестроенное здание располагалось на месте нынешнего Зимнего дворца.

Пятый Зимний дворец был также возведен по проекту Растрелли. Это было роскошное деревянное здание, занимающее два квартала – от Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка.

Шестой Зимний дворец, строительство которого продолжалось с 1754 по 1762 год, стал самым совершенным творением придворного архитектора. По иронии судьбы ни Елизавете Петровне, ни Петру III, вступившему на престол после императрицы, не удалось стать полноправными хозяевами великолепной резиденции.

После церемонии коронации в чугунные ворота дворцового комплекса торжественно въехала Екатерина II, благодаря которой была создана российская сокровищница, получившая название «Эрмитаж».

Становление Государственного Эрмитажа. Вклад Екатерины Великой


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Панорамный вид на Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца

История становления и развития Эрмитажа как крупнейшего в мире художественного музея началась во времена правления Екатерины II. По ее указу были построены здания Малого и Большого Эрмитажа, а также Эрмитажный театр, авторами которого стали архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Первые экземпляры коллекции появились в 1764 году – императорский зал украсили картины фламандских и голландских живописцев. Этот год считается основанием художественного музея.

225 полотен, приобретенных князем Владимиром Долгоруким для императрицы в Берлине у миссионера Иоганна Гоцковского, располагались в здании Малого Эрмитажа. В переводе с французского «Эрмитаж» – место уединения, затворничества и созерцания. Екатерина II с любовью украшала дворцовый флигель, предназначенный для проведения праздничных событий и развлечений. В период с 1771 по 1787 годы коллекция музея пополнилась работами Рембрандта и итальянских мастеров, а на втором этаже Зимнего дворца закончилось оформление Георгиевского зала.

В XVIII веке, благодаря увлечению Екатерины II живописью, в России пробудился интерес к работам западноевропейских художников. Страсть к коллекционированию стала массовым явлением среди придворной знати и достигла небывалого размаха. Искусствоведы и ценители живописи, среди которых был и французский просветитель Дени Дидро, покупали для императрицы работы выдающихся мастеров.


В 1769 году в Дрездене была приобретена коллекция картин графа Брюля, насчитывающая более 600 произведений искусства, в числе которых оказался знаменитый пейзаж «Бегство в Египет» Тициана, картины «Портрет ученого» Рембрандта, пейзажи Рейсдаля, «Персей и Андромеда» Рубенса.

В 1771 году случилась трагедия – в Финском заливе затонул корабль с картинами голландских мастеров, купленных князем Голицыным для российской императрицы в Гааге. Это была огромная потеря для европейского культурного наследия. Не обходилось и без мошенничества – в 1779 году царице доставили партию картин из Италии, но все экземпляры оказались подделками. Обман был обнаружен придворными художниками, и ни одна копия не нашла места в залах Эрмитажа.

В 1772 году императрица купила коллекцию полотен в Париже, принадлежавших барону Жозефу-Антуану Крозу. В Эрмитаже появились такие жемчужины западноевропейской живописи, как «Святое семейство» Рафаэля, «Даная» Тициана», «Юдифь» Джорджоне, а также произведения Рубенса, ван Дейка, Ватто, Клода Лоррена.

В 1785 году императрица приобрела скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», которая так и осталась единственным экземпляром в музее, созданным великим скульптором. Стремление обогатить столицу России шедеврами мирового искусства не ограничивалось картинами и скульптурами. Екатерина II купила резные камни герцога Орлеанского, заказывала старинные предметы ремесленного искусства, ювелирные изделия, редкие книги из библиотек Дидро и Вольтера.


Узнав о намерении российской императрицы купить собрание картин из коллекции выдающегося государственного деятеля Англии Роберта Уолпола, представители английской аристократии выразили крайнее недовольство, а искусствоведы расценили это событие как национальное бедствие. Однако Екатерина II успела провести сделку, и в 1779 году в Эрмитаже появились новые произведения Рубенса, ван Дейка, Снейдерса, Йорданса. За годы своего правления императрица приобрела для Эрмитажа 3 996 картин выдающихся европейских мастеров.

Государственный Эрмитаж в первой половине XIX века

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Императоры Александр I и Николай I продолжили пополнять музей шедеврами живописи. Русские цари покупали не только коллекции, но и отдельные произведения великих художников. В Риме, на распродаже собрания Джустиниани, были приобретены полотна «Лютнист» Караваджо и «Поклонение волхвов» Боттичелли.

В 1804 году Жозефина Богарне подарила императору Александру I «Камею Гонзага», а после ее смерти императору перешла вся коллекция дворца Мальмезон. В 1814 году в музее появились полотна испанских живописцев, в 1819-м – знаменитая «Мадонна в пейзаже» (предположительный автор – Джорджоне).


Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик музея. На стенах залов разместились картины с портретами полководцев и героев сражений, полотна с батальными сценами. В период правления Николая I над оформлением интерьеров Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

В сотрудничестве с Василием Стасовым он восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы, в наибольшей степени пострадавшие от разрушительного пожара 1837 года. Огонь бушевал три дня, и от дворцового великолепия остались одни стены. Талантливым зодчим удалось восстановить убранство залов, но интерьеры были несколько обновлены в соответствии с модными тенденциями, добавились элементы в стиле позднего неоклассицизма.

Убранством Большого Эрмитажа и Зимнего дворца в эти годы занимался Андрей Штакеншнейдер. Начиная с 50-х годов и в течение тридцати последующих лет, коллекция музея пополнялась произведениями Леонардо да Винчи, Рафаэля, изделиями народного промысла, ювелирными украшениями, образцами оружия из Царскосельского Арсенала.

При Николае I в музее появился ряд выдающихся произведений западноевропейской живописи: «Мадонна Альба» Рафаэля, «Три Марии у склепа Христа» работы Карраччи, «Благовещение» Яна ван Эйка, «Снятие с креста» Госсарта, «Несение креста» Тициана и другие шедевры.

Государственный Эрмитаж в XIX и XX веках


Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге

В конце XIX веке в Эрмитаж поступали картины русских художников, но в 1895 году было принято решение о передаче полотен Русскому музею, основанному императором Николаем I. Музейные залы обогатились произведениями искусства из собраний русских коллекционеров, в том числе экспонатами археологических раскопок, сокровищами древностей, предметами быта и ремесленной утварью.

К началу XX века в музее хранились тысячи полотен величайших живописцев. Картинные галереи пополнялись за счет покупок произведений из частных собраний. В залах появились новые работы художников эпохи Возрождения, уникальные предметы дворцовых интерьеров, подаренные русским царям в разные годы правления.

Зимний дворец в XX веке превратился в огромный музейный комплекс с собственной инфраструктурой. В здании было жилое пространство, парадные залы, церковь, императорский театр и музей. На территории дворца располагались аптека с лабораторией, кухни и кладовые, конюшни с манежем, помещения для проживания служащих.

Эрмитаж – публичный музейный комплекс

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Пол зала Северного павильона Малого Эрмитажа, украшенного имитацией 19-го века древней римской мозаики


Поскольку доступ в выставочные залы при Николае I был ограничен, возник вопрос о необходимости превращения здания в публичный полноценный музей. Карл Брюллов и другие члены Академии художеств мечтали водить своих учеников в Эрмитаж, чтобы те могли изучать творческое наследие ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других западноевропейских мастеров.

Для этого надо было построить новое здание, что и было поручено архитектору Лео фон Кленце, придворному мастеру короля Лювига I Баварского, автору знаменитой мюнхенской Пинакотеки. Отделку фасадов поручили скульптору Александру Теребеневу, который украсил здание высеченными из гранита фигурами атлантов. Постройка музея длилась 11 лет и последние годы (после отъезда Кленце на родину) велась под руководством Василия Стасова и Николая Ефимова.

В залах Нового Эрмитажа кроме картин находились экспозиция античных древностей, скульптуры разных эпох, выставка гравюр и библиотека. Официальным днем открытия публичного музея считается 5 февраля 1852 года. В церемонии принимали участие более 480 высокопоставленных гостей. Праздничный ужин проходил при свечах в залах итальянской, испанской и голландской живописи. Отныне Эрмитаж официально являлся всенародным достоянием, музеем всероссийского и мирового значения. Однако по-настоящему доступным для массового посещения музей стал лишь в 1863 году, в период правления Александра II.


Ежедневно в музей приходили тысячи человек: петербуржцы и приезжие, педагоги, студенты, лекторы, причем в воскресенье посещение Эрмитажа стало массовым. В 1913 году музей посетило 150 тысяч человек (отчетность вели швейцары).

В 1914 году коллекция Эрмитажа пополнилась новым шедевром – полотном «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи, купленным у придворного архитектора Н. Л. Бенуа. Каждое знаковое приобретение пышно отмечалось придворными особами. Великосветские приемы происходили с большим размахом и роскошью.

Однако война с Германией внесла изменения в жизнь музея, балы и прочие развлечения прекратились, а наиболее значимые ценности были перевезены в Москву, в Оружейную палату. Залы нижних этажей закрылись в связи с уходом на войну служителей музея. В ноябре 1914 года в Эрмитаже числилось всего 35 служащих, 4 сторожа и дворцовый гренадер.

Несмотря на тревожную обстановку, картинные галереи в период 1914-1917 годов оставались открытыми для посещения, а петербургские типографии выпустили путеводители по императорским залам. И только в августе 1917 года, когда Ригу захватили немецкие войска, музей закрылся. Большая часть картин, рисунков и гравюр переехала в Москву для временного размещения в Большом Кремлевском дворце и Историческом музее.

Постреволюционный период

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал искусства Индии I–XIX вв.


После революции 1917 года в руках новой власти оказались несметные сокровища в виде картин великих живописцев, предметов старины, интерьерных украшений, драгоценностей и ювелирных изделий. При этом у страны не было денег и возможностей брать кредиты, поэтому в 1921 году Ленин издал указ о продаже ценностей на международных аукционах.

Первыми экземплярами, появившимися за границей, стали украшения и камни из Бриллиантовой комнаты. Уникальные изделия представляли собой историческую ценность, так как комната была основана Петром Великим. В 1923 году многие шедевры бесследно исчезли, позднее они появились в Амстердаме на аукционах. Русские эмигранты узнали предметы старины из знаменитой царской коллекции. Разразился скандал, после чего торги стали проводить в закрытом режиме. Из 284 ценностей Бриллиантовой комнаты сохранился лишь 71 предмет.

В 1928 году из-за большого количества предметов старины цена на антиквариат на Берлинском аукционе упала. И тогда представители новой власти приняли решение о продаже национальных святынь, уникальных ценностей, входящих в список национального достояния. Под угрозой оказалась рака Александра Невского, отлитая в XVIII веке из серебра высшей пробы, добытого в России. Служителям музея удалось отстоять святыню, но взамен пришлось передать полторы тонны музейного серебра Внешторгу.

К началу 30-х годов Эрмитаж лишился многих выдающихся ценностей. Один только британский коллекционер Галуст Гюльбенкян стал обладателем более 50 мировых шедевров. Всего было продано 2 880 произведений искусства, среди которых малая часть вернулась в залы музея. 48 мировых шедевров были безвозвратно утрачены, а деньги, предназначенные для проведения индустриализации, не покрыли и малой части расходов.

В годы Великой Отечественной войны большая часть ценностей была вывезена в Свердловск (Екатеринбург), где открылась временная выставка для посетителей. В послевоенные годы, когда в музей вернулись экспонаты, Эрмитаж возобновил работу как публичный музей и в это же время стало активно развиваться экскурсионное направление.

В 70-е годы для детей и студентов была создана абонементная система, позволяющая посещать выставки бесплатно несколько раз в году. В музее трудились выдающиеся историки, реставраторы, экскурсоводы, археологи, эксперты. Посещаемость росла год от года, и уже к началу 80-х годов Эрмитаж вновь приобрел статус крупнейшего музейного комплекса мира.

Постсоветский период

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Часы «Павлин»

После падения «железного занавеса» Эрмитаж сделал заявление о наличии в запасниках картин импрессионистов и неоимпрессионистов, которые считались утраченными в годы Второй мировой войны. Картины Мане, Тулуз-Лотрека, Сёра, Ван Гога, Дега были включены в постоянную экспозицию музея. Сотрудники стали вести активную деятельность по созданию экспозиции мастеров XX века. Так, в конце 90-х годов были закуплены работы Сутина, Руо, Утрилло и других авторов, произведения которых ранее не выставлялись в России.

В начале 2000-х годов создается международный фонд друзей Эрмитажа, в 2002-м собрание пополняется картиной Малевича «Черный квадрат» (одна из версий художника), а с 2006 года работает проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является приобретение произведений современного искусства.

В наши дни Эрмитаж посещают миллионы туристов из разных стран. Поклонников искусства привлекают не только уникальные коллекции шедевров западноевропейской живописи, но и роскошные парадные залы Зимнего дворца, с их пышным великолепием и филигранной отделкой. Именно они отражают имперскую мощь, благородство и силу Российского государства.

Залы Государственного Эрмитажа

По официальным данным, в Эрмитаже 365 помещений с экспозициями. В первую очередь стоит посетить самые известные и красивые из них.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Павильонный зал Малого Эрмитажа

Павильонный зал, расположенный в северном павильоне Малого Эрмитажа, оформлял выдающийся русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Основа композиции – тесное переплетение античных, восточных и ренессансных мотивов. В убранстве зала использовался светлый мрамор, позолота, лепной декор, роспись. Огромные хрустальные люстры отражают свет, делая помещение еще более светлым и просторным. Главные украшения интерьерного пространства – анфилады белоснежных колонн, двухъярусные аркады, изящные статуи, фонтаны-раковины, расположенные в полукруглой нише. Мозаичные столы – работы итальянских мастеров XIX века. Узор наборного пола – копия древнеримской мозаики.

В павильонном зале находятся часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса. Это единственное в мире автоматического устройство XVIII века, сохранившееся до наших дней без изменений и в рабочем состоянии.

Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Лоджии Рафаэля в Малом Эрмитаже

Лоджии Рафаэля представляют собой уникальное творение, созданное архитектором Джакомо Кваренги. В галерее, по задумке, должны быть представлены копии рафаэлевских фресок, которыми расписан папский дворец в Ватикане. Инициатором создания галереи стала Екатерина Великая. Просматривая альбом с гравюрами, она увидела оформление одного из залов ватиканского дворца, где на сводах были запечатлены сцены из Библии, а на стенах – орнаментный узор.

Папа Римский дал согласие на копирование лоджий и работ великого художника. Строительство корпусов началось в 1783 году и закончилось в 1792-м. Точной копии ватиканской галереи не получилось из-за размерных несоответствий и внесения изменений в архитектурную концепцию.

Галерея – длинный коридор, разделенный сводами. Арки расположены на равном расстоянии друг от друга и создают ощущение спокойной торжественности. Проемы вдоль наружной стены застеклены, а на противоположной находятся забранные зеркалами окна. Стены и своды покрыты орнаментной густой росписью.

Гербовый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гербовый зал Зимнего Дворца

Гербовый зал – парадное помещение для торжественных приемов площадью 1 000 квадратных метров. Интерьер пространства создан по проекту В. П. Стасова в 1839 году. У входов в зал размещены композиционные скульптуры древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний. Изображения гербов отчетливо просматриваются на люстрах. Главные достопримечательности – золоченые колонны, поддерживающие балкон с балюстрадой, огромная чаша из авантюрина в центре зала (работа мастеров из Екатеринбурга, XIX век).

Александровский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Александровский зал

Автор оформления Александровского зала – Александр Брюллов (1837 год). Огромное помещение, украшенное изящной белой лепниной, посвящено памяти Отечественной войны 1812 года и императора Александра I. В убранстве интерьера сочетаются мотивы классицизма и готики. На 24 медальонах во фризе запечатлены события войны и заграничных походов 1813-1814 годов. На торцевой стене – барельеф Александра I в образе древнеславянского бога Родомысла. В зале находится постоянная экспозиция серебряных изделий XVI-XIX веков из западноевропейских стран.

Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малахитовая гостиная в Зимнем Дворце

Малахитовый зал, одно из лучших творений Александра Брюллова, представляет собой парадную гостиную императрицы Александры Федоровны. Главные элементы интерьерного пространства – колонны, камины, пилястры, драпировка, украшения в виде ваз из самоцветов. Торжественную нарядность залу придает сочетание насыщенного зеленого цвета камня с ажурной яркой позолотой. Колонны и камины изготовлены на Петергофской гранитной фабрике. В центре зала – малахитовая ротонда, сделанная лучшими мастерами Европы по заказу уральского магната Демидова. Зал поражает необычной красотой и мастерством художественной отделки.

Гостиная Марии Александровны

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Гостиная Марии Александровны

Автор оформления гостиной Марии Александровны, супруги императора Александра II, Александр Брюллов. Интерьер зала имитирует убранство царских палат в Московском Кремле. Золоченая отделка стен, элементы филигранной резьбы в драгоценных окладах, низкий потолок с многочисленными сводами – все здесь напоминает старинные хоромы русских царей. Вдоль стен и в центре зала – витрины со старинными французскими камеями. В этом помещении сын Александра II участвовал в заседании государственного Совета, решавшего судьбу разработанных отцом реформ.

Концертный зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Концертный зал

Автор убранства Концертного зала – архитектор В. П. Стасов. Работы по отделке интерьера проводились в конце 30-х годов XIX века. Стены зала покрыты глянцевым искусственным мрамором, главные достопримечательности – скульптуры муз работы Германа, серебряные украшения, созданные русскими мастерами (находятся в застекленных витринах). В основании зала – рака Александра Невского, отлитая мастерами Монетного двора из 90 пудов серебра высшей пробы. Саркофаг святого украшен барельефом с изображениями сцен военных действий, фигурами ангелов, держащих в руках тексты Ломоносова, посвященные Александру Невскому. Гробница – национальная святыня и величайшая сокровищница русского искусства XVIII века.

Белый зал Зимнего Дворца

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Белый зал Зимнего Дворца

Белый зал Зимнего дворца создан архитектором А. Брюлловым в 1839 году на месте трех гостиных, соединенных между собой. Окна помещений выходят на Дворцовую площадь. С помощью пилонов и арок архитектор визуально разделили три разных интерьера, создав единую композиционную линию и сделав акцент на центральной части. Оформление помещений напоминает стиль покоев древнеримских вилл с многочисленными пристенными колоннами, арочным потолком, декорированным орнаментной лепниной, статуями богов Олимпа. В убранстве Белого зала доминируют стили ампир и неоклассицизм. Торжественное открытие состоялось в 1841 году по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича с принцессой Марией фон Гессен.

Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Древнего Египта Нового Эрмитажа

Большой выставочный зал, расположенный на первом этаже музея, создан по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году. Здесь находится экспозиция, посвященная культуре Древнего Египта. В перечне экспонатов – саркофаги, предметы быта, украшения, посуда, инструменты, изготовленные в разные периоды (с IV тыс. до нашей эры и начала нашей эры).

Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.) – лучшая египетская скульптура Эрмитажа, входящая в список мировых шедевров. Творение относится к периоду Среднего царства, когда наблюдался пик расцвета египетского искусства. В зале также находятся древняя статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах и деревянная статуэтка, изображающая жреца.

Рыцарский зал

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Рыцарский зал

Один из самых больших парадных залов Эрмитажа. Помещению изначально отводилась роль хранилища древних монет и образцов оружия. Постепенно экспозиция пополнялась доспехами, предметами турнирных боев, парадными костюмами, фамильными гербами и многими другими атрибутами рыцарской эпохи.

Малый и Большой Итальянские просветы

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Малый и Большой Итальянские просветы

Три крупных зала Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, поэтому получили названия «Просветы» (один испанский, два – итальянских). Интерьеры украшают светильники из порфира и родонита, изготовленные в виде причудливых ветвистых деревьев, золоченые вазы-грифоны на каменных пьедесталах. В Большом и Малом Просветах представлена богатая коллекция полотен итальянских живописцев.

Зал Тициана Большого Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Тициана Большого Эрмитажа

Зал Тициана – одно из помещений Большого Эрмитажа, оформленное Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы. Роскошная гостиная предназначалась для приема гостей высокого ранга. Первоначальное убранство сохранилось частично. При последней реставрации в 2003 году стены были перекрашены в первоначальный цвет, пурпурно-красный. В зале выставлены картины периода зрелого творчества художника, среди них шедевры мирового искусства «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Зал Леонардо да Винчи

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Зал Леонардо да Винчи

Автор проекта оформления зала Леонардо Да Винчи – Андрей Штакеншнейдер. Архитектор выбрал для стилизации выставочного пространства большой стиль французского искусства XVII века. Самые известные полотна экспозиции – «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта». Картины размещены на большом постаменте, рядом с окнами, выходящими на Неву и Петропавловскую крепость.

Режим работы Государственного Эрмитажа

вторник, четверг – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов);

среда, пятница – с 10:30 до 21:00 (кассы работают до 20 часов);

суббота и воскресенье – с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17 часов).

Выходной день – понедельник.

Как добраться до Эрмитажа?

Музей находится на Дворцовой площади. Станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Адмиралтейская». Выйдя на Невский проспект, двигайтесь в сторону Невы, ориентируясь на золоченый адмиралтейский шпиль. Здание Зимнего дворца находится справа от Адмиралтейства.

Как добраться до Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге?

Очереди в кассы Эрмитажа тянутся на сотни метров, а в выходные дни попасть в музей крайне сложно. На нашем сайте можно заказать билеты без стояния в многолюдной толпе, сэкономив драгоценное время. Купите билет у нас – и вы пройдете в главный музей Северной столицы без очереди.

Источник фотографий: фотобанк «ЛОРИ»

Источник: xn--80amepto7e.xn--90a1af.xn--p1ai

Открытие Дней Эрмитажа в Калининграде
10 октября 2019 года в Калининградском музее изобразительных искусств состоялось открытие Дней Эрмитажа, которые впервые проходят в этом самом западном регионе России.Expand text… Старт проекту дала выставка «Александр I и Наполеон. Встреча на Немане», посвященная одному из ярких и запоминающихся моментов европейской истории начала XIX века.
В торжественной церемонии приняли участие: Р.В. Балашов, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе; Г.В. Заболотская, директор Калининградского музея изобразительных искусств; В.А. Фёдоров, заведующий Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа; В.В. Лоога, куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа; Д.А. Буданов, ведущий инженер сектора связи Отдела эксплуатации РХЦ «Старая Деревня»; представители Правительства и Министерства по культуре и туризму Калининградской области.
«Для нас сегодня очень ответственный день, потому что Калининградская область и Северо-Западный федеральный округ открывают совершенно новый для себя проект – Дни Эрмитажа. От нашего имени я хотела бы высказать слова благодарности лично Михаилу Борисовичу Пиотровскому, генеральному директору Государственного Эрмитажа, и всем сотрудникам Эрмитажа, с кем мы взаимодействовали в процессе создания этой выставки: за время, за то доверие, которое было оказано Калининградскому музею, за мощную поддержку, – сказала Г.В. Заболотская в своей приветственной речи. – Уже разработаны экскурсии по выставке для разных категорий посетителей, готовится экскурсия на жестовом языке. Вас ждёт интереснейший лекционный курс, VR зона. Кроме того, в качестве волонтёров у нас работают люди «серебряного» возраста, поэтому это по-настоящему социальный проект».
«Нам бы хотелось, чтобы эта выставка стала хорошей дискуссионной площадкой, чтобы здесь выступали профессиональные историки и собиралось историческое сообщество», – отметил Р.В. Балашов.

«Выставочные проекты, которые организуются в Калининграде – уникальны, каждый из них уместен, каждый становится точным попаданием в потребности города. Данная выставка – одна из наиболее удачных в отношении выбора темы – это наша совместная работа с музеем. Выставка умная и многоплановая, она подарит впечатления и тем, кто может один раз прийти, но можно и бесконечно погружаться в нашу историю, историю отдельных персонажей», – подчеркнул В.А. Федоров.

Встреча двух императоров состоялась 25 июня (7 июля) 1807 года на построенном посередине реки Неман плоту. Последовавшие за ней переговоры между Александром и Наполеоном оказали значительное влияние на развитие международной политики. Результатом встречи стало подписание Тильзитского мира между Россией и Францией. Эта тема получила свое отражение в различных произведениях европейского и русского искусства, воспевавших единение двух императоров.

На выставке, которая работает до 15 декабря 2019 года, представлены: живопись, графика, скульптура, памятники прикладного искусства и нумизматики. Среди них: мундиры русских и французских войск, портреты основных действующих лиц, принимавших участие в исторической встрече, а также произведения, отражающие события, непосредственно связанные с темой выставки. Дополняют экспозицию предметы из фондов Калининградского музея изобразительных искусств, а также из частных коллекций. Сопровождает выставку показ документального фильма Государственного Эрмитажа «Гвардия в годы правления Александра I. История Российской Императорской гвардии».

С 10 по 12 октября посетителей музея ждёт Кинотеатр «Эрмитаж VR». Здесь будут демонстрироваться виртуальные модели зала Юпитера и Галереи истории древней живописи. С помощью новейших технологий зрители смогут совершить прогулку по залам: перемещаясь при помощи шлема виртуальной реальности и джойстика, приблизиться к архитектурно-декоративным деталям убранства, произведениям скульптуры и живописи, прослушать информацию об истории их создания. Желающие также смогут познакомиться с фильмом в формате 360 «Эрмитаж. Погружение в историю» с Константином Хабенским в главной роли.

Программа Дней Эрмитажа также включает кинопоказы документального фильма «Ах, Эрмитаж!» Ашота Джазояна; выставку «Эрмитажная библиотека», где представлены издания музея; лекционную программу, в рамках которой сотрудники Эрмитажа прочтут лекции, посвященные истории Эрмитажа, истории отношений России и Франции, Тильзитскому миру и отражению главных европейских событий начала XIX века в искусстве.
Дни Эрмитажа в Калининграде проходят с 10 по 12 октября 2019 года.
https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/..

Источник: vk.com

Фотовыставка «ОБЪЕКТИВная благотворительность» 31 Октября 2019 Фотовыставка «ОБЪЕКТИВная благотворительность»

6 октября в  саду «Эрмитаж» открылась выставка фотоисторий «ОБЪЕКТИВная благотворительность» — хроника того, чем запомнится филантропия в 2018-2019 гг. Увидеть снимки и почитать истории из жизни благотворительных фондов, волонтерских движений и социально активных компаний москвичи и гости столицы смогут до 31 октября.

Организатор фотовыставки – Ассоциация крупнейших благотворительных и грантодающих организаций «Форум Доноров» – уже 8 лет проводит конкурс и выставки «ОБЪЕКТИВная благотворительность» с целью привлечь внимание общества к этой сфере, показать ее значимость.

Все зрители уличной экспозиции смогут повлиять на выбор «Приза зрительских симпатий» в фотоконкурсе: до 20 октября в социальных сетях Форума Доноров (ВКонтакте и Facebook) будет проходить онлайн-голосование за лучшую фотоисторию. Итоги интернет-голосования и победители специальных номинаций конкурса будут подведены 31 октября в Москве на XVII ежегодной конференции Форума Доноров. 

Выставка будет представлена в саду «Эрмитаж» 

с 06 по 31 октября, вход свободный.

Источник: www.mosgorsad.ru

Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев впервые возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Музей был открыт для посещения в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Сегодня основная экспозиционная часть занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной Невы.

Начало истории

История коллекции Государственного Эрмитажа официально начинается с правления Екатерины II. Но ее великий предшественник Петр I тоже внес свою лепту. За время его правления в частном императорском собрании появилось множество экспонатов, которые сегодня находятся в Эрмитаже. Например, знаменитое «скифское золото» – драгоценные украшения в виде зверей, хранящиеся в Золотой кладовой. Их купил князь Гагарин для Сибирской коллекции Петра.

Вплоть до Екатерининской эпохи пополнений императорского собрания почти не было, либо они происходили случайно. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». В середине XVIII века иранский шах завоевал империю Великих Моголов, которая находилась на территории Индии. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. В Петербург их доставили на слонах. Однако подарки получала уже императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в результате дворцового переворота. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. А подарки были приняты и благополучно забыты; их передали в собрание Эрмитажа уже после революции. В конце XX века выяснилось, что в Иране сокровищ Моголов почти не осталось, и самая большая коллекция драгоценностей их эпохи находится в России.

Эрмитаж в царское время

Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. Здесь давали обеды для круга приближенных. Гости обсуждали политику и искусство. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». По всей Европе эмиссары императрицы приобретали для нее картины десятками и даже сотнями, нередко просто скупая уже сформировавшиеся собрания. Помимо множества картин, в Эрмитаже появилось более 10 000 монет и медалей, более 10 000 рисунков, бессчетное количество гравюр, камней и книг.

Павел I, чуждый взглядам своей матери и питавший к ней сильнейшую неприязнь, тем не менее, продолжал коллекционировать искусство, преимущественно итальянское. Однако он велел на всех картинах в коллекции поставить букву «П». Таким образом, ученые смогли точно установить, какие именно полотна поступили в Эрмитаж до начала XIX века.

С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Но самые ценные приобретения связаны с центральным эпизодом его правления – войной 1812 года. Как и многие представители французской знати, графиня Богарне, бывшая супруга Наполеона Бонапарта, была обеспокоена сохранением привилегий после победы русской армии. Она решила сделать подарок Александру I, тот долго отказывался его принимать, однако Жозефина настояла. Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага».

Николай I, увлеченный военным делом, оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В его правление, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года. Сам император увлекался живописью и часто позволял себе вписывать изображения солдат на полотна мастеров батальной живописи. При нем некоторые экспонаты из коллекции были раздарены или уничтожены. Однако благодаря ему появился Новый Эрмитаж, был реконструирован ансамбль уже существующих зданий.

А в 1852 году музей впервые открылся для посетителей под названием «Императорский Эрмитаж». Следующие полвека его коллекция пополнялась с разной степенью интенсивности. Одним из знаменитых приобретений того времени стала «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, купленная в 1914 году.

Эрмитаж в XX веке

История Эрмитажа в XX веке больше напоминает остросюжетный детектив, среди героев которого сотрудники музея, советские власти и российская армия. В революционный период коллекция Эрмитажа удивительным образом не пострадала. Серьезные утечки из нее начались в первые годы советской власти.

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Частично эти потери Эрмитаж компенсировал поступлениями из национализированных частных коллекций. Но в целом довоенные годы его истории пройдут под эгидой лавирования между жесткими требованиями властей открыть запасники, чтобы продавать экспонаты на запад, и искренним стремлением сотрудников сохранить самое ценное. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей, и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Говорят, что Орбели грозил проглотить ключ и надолго похоронить коллекцию отдела Востока за тяжелыми дверьми музея. Разразился скандал. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Письмо от вождя стало защитой музея. Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. Любой экспонат, который планировали изъять, неожиданно оказывался на хранении в отделе Востока.

Благодаря сотрудникам Эрмитажа в периоды самых крупных «распродаж» из коллекции Эрмитажа он утратил минимальное количество самых ценных экспонатов. Но плата за это оказалась весьма высока. В разные годы более пятидесяти сотрудников музея были репрессированы.

Во время Великой Отечественной войны коллекцию эвакуировали на Урал, но здания музея значительно пострадали. Об уроне, который был им нанесен, свидетельствует список стройматериалов, необходимых для реставрации. Он включал 100 тонн цемента, более 60 тонн гипса, 30 километров тканей и прочее.

После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Музею предстояло принять трофейные произведения искусства, в огромных количествах вывезенные из Германии. Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию. Совершенно случайно в плен был захвачен его будущий директор, который рассказал о местонахождении запасников. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами.

Жемчужины европейской коллекции

Диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян Тициана», «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом Гейнсборо».

За последующие годы кое-что возвратилось в европейские коллекции. Но многое осталось на территории России и по сей день. Сегодня в экспозиции Эрмитажа представлены трофейные картины Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека и других. Однако вполне вероятно, что содержание некоторых из запасников по-прежнему не известно ни широкой публике, ни научному сообществу. Споры вокруг трофейных произведений ведутся до сих пор.

Сегодня Эрмитаж – еще и крупный научно-исследовательский центр.

Комплекс зданий музея Эрмитаж

Зимний дворец

Резиденция российских императоров, построена по проекту Бартоломео Растрелли. Работы по ее возведению начались в эпоху царствования Елизаветы Петровны и закончены при Петре III в 1762 году.

Малый Эрмитаж

Дворец. Построен при Екатерине II Ю. М. Фельтеном и Ж. Б. Валлен-Деламотом.

Большой Эрмитаж

Дворец, построенный Ю. М. Фельтеном в 1787 году для хранения пополнившейся коллекции Екатерины II.

Театр Эрмитажа

Построен по указу Екатерины II архитектором Джакомо Кварнеги для показа спектаклей и проведения маскарадов.

Новый Эрмитаж

Здание построено при Николае I архитектором Лео фон Кленце специально для демонстрации экспонатов императорской коллекции.

За последние годы в известных музеях мира появились специальные выставочные залы, связанные с Эрмитажем. Открылись его новые филиалы: Музей фарфора и Музей гвардии в здании Главного штаба.

Пересказать всю историю Эрмитажа – все равно что изложить историю России, настолько важным явлением в жизни страны является этот музей. Будучи непосредственно связанным со многими событиями отечественной истории, Эрмитаж всегда оставался домом. Что бы ни происходило, здесь всегда кто-то жил. И каждый оставлял после себя что-то свое.

Источник: www.culture.ru

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — российский художественный музей мирового значения.

Музей расположен в пяти основных зданиях на Дворцовой набережной, связанных между собой и составляющих единый музейный комплекс. Одним из зданий Эрмитажа является Зимний дворец, в прошлом являвшийся главным императорским дворцом, нынешнее здание которого было построено в 1754-1762 годах.

Также в состав комплекса входит Малый Эрмитаж (Северный и Южный павильоны и Висячий сад), Большой Эрмитаж (также именуемый Старым Эрмитажем), Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр, возведённый над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.

Помимо названых объектов к комплексу также относятся Запасной дом Зимнего дворца и Эрмитажный гараж. Первый представляет собой особняк конца 19 века, второй — здание действующего гаража, построенного в 1911 году для императора Николая II.

Малый Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Малый Эрмитаж

Современный Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге по адресу: Дворцовая набережная, 32-38 (Главный музейный комплекс), — это музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, открытый для посетителей ежедневно за исключением понедельника с 10.30 до 18.00 (по средам и пятницам музей работает с 10.30 до 21.00). Выходными являются 1 января и 9 мая.

Приобрести билеты на посещение Эрмитажа можно в кассах музея, которые закрываются за час до завершения работы комплекса. Посетить музей также можно по электронным билетам и подарочным картам. Вход для посетителей с электронными билетами осуществляется в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной). Данный вход также открыт для членов творческих союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ, членов ICOM.

Индивидуальные посетители могут приобрести билеты в Эрмитаж в кассах вестибюля, вход в который осуществляется со стороны Дворцовой площади через Большой двор Зимнего дворца, а также в терминалах по продаже входных билетов (без льгот) в Большом дворе Зимнего дворца. Для последних вход осуществляется через Салтыковский подъезд (проход по левой стороне Большого двора).

Покупка билета в кассах Эрмитажа
Кассы Эрмитажа

Добраться до музейного комплекса можно на метро (станции «Адмиралтейская» — 700 метров, «Невский проспект» — 900 метров и «Гостиный двор» — 1,3 километра), а также автобусами (7, 10, 24 и 191) либо троллейбусами (1, 7, 10 и 11). Остановка наземного городского транспорта — «Дворцовая площадь».

Эрмитаж включает не только объекты на Дворцовой набережной, но и Меншиковский дворец — первое каменное здание Санкт-Петербурга, построенное для первого губернатора города Александра Меншикова. Также в распоряжении музея находится Восточное крыло Главного штаба, представляющее собой музейный выставочный комплекс.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге
Меншиковский дворец

Кроме того, одно из крупнейших и значительных учреждений культуры России включает Музей Императорского фарфорового завода и Здание биржи на Васильевском острове, в котором расположен музей Русской гвардии и геральдики.

Особую значимость имеет Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня», представляющий собой фондохранилище музея. Здесь же имеются выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня»
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Данный объект используется не только для хранения музейных предметов, но также открыт для экскурсионного обслуживания посетителей, которое доступно ежедневно, за исключением понедельника и вторника. Посетить Фондохранилище Эрмитажа можно в 11.00, 13.00, 13.30 и 15.30. При этом для заказа экскурсии потребуется предварительная запись по телефону.

Общая площадь комплекса Эрмитажа составляет свыше 230 тысяч квадратных метров, из которых свыше 65 тысяч занимает экспозиционно-выставочная площадь.

Помимо зданий, используемых Эрмитажем в Санкт-Петербурге, открыт ряд объектов, функционирующих в других городах страны. Одним из таковых является выставочный центр «Эрмитаж-Казань», расположенный в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля.

Выставочный центр "Эрмитаж-Казань"
«Эрмитаж-Казань»

Ещё один выставочный центр расположен в городе Выборг в модернистском здании бывшего художественного музея. Также планируется открытие центров «Эрмитаж-Сибирь» в Омске и «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Первый из объектов будет располагаться в здании бывшего страхового товарищества «Саламандра», второй расположится в здании филиала городского Музея изобразительных искусств.

В настоящее время Эрмитаж также имеет представительства за рубежом. Первыми в 2000 году появились «Эрмитажные комнаты» в Лондоне в Сомерсет-Хаус (Somerset House). В следующем году было открыто представительство в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако, спустя 7 лет после открытия оба представительства были закрыты.

В 2007 году состоялось открытие научного и культурного центра «Эрмитаж-Италия» в Ферраре. С 2013 года данный центр располагается в Венеции в помещениях на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Ещё один выставочный центр музея расположен в Амстердаме, он известен как «Эрмитаж Амстердам» или «Эрмитаж на Амстеле».

Выставочный центр "Эрмитаж на Амстеле" в Амстердама
Эрмитаж на Амстеле

Свою историю Государственный Эрмитаж ведёт с коллекции, которая в 1764 году была приобретена императрицей Екатериной II и включала 317 ценных картин. Первоначально произведения искусства располагались в специальном дворцовом флигеле, который назывался Эрмитажем, что в переводе с французского означает «келья, место уединения». Сегодня это Малый Эрмитаж, включённый в общий музейный комплекс, на который распространилось первоначальное название флигеля.

Со временем коллекция стала расширяться, в результате чего первоначальное помещение, в котором хранились произведения искусства, оказалось недостаточным. Как следствие было принято решение о строительстве в 1771—1787 годах Большого Эрмитажа, архитектором которого являлся Юрий Фельтен. Новое здание предназначалось для размещения дворцовых художественных коллекций.

Большой Эрмитаж на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге
Большой Эрмитаж

Сегодня в коллекцию Эрмитажа включено около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В коллекции представлены предметы начиная с каменного века и заканчивая современностью. Так, в Эрмитаже хранится свыше миллиона произведений изобразительного и прикладного искусства, более миллиона памятников нумизматики, около 800 тысяч археологических памятников, почти 14 тысяч единиц оружия, а также более 200 тысяч других экспонатов.

К числу наиболее значительных коллекций, которые были приняты на хранение в музей с момента его основания, относятся собрания И.-Э.Гоцковского, Г.Брюля, П.Кроза, Р.Уолпола и Ф.Бодуэна, а также кабинет резных камней герцога Орлеанского, поступившие в Эрмитаж в 18 веке.

Среди наиболее значимых коллекций, пополнивших фонд музея в 19 веке, представлены картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ, собрания маркиза Дж.-П.Кампаны и А.П.Базилевского, а также Царскосельский арсенал.

Коллекции Государственного Эрмитажа
Коллекции Эрмитажа

В 20 веке к музейным коллекциям добавились собрание П.П.Семенова-Тян-Шанского, коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и других русских родов. Также в первой половине века в Эрмитаж было передано собрание музея Центрального училища технического рисования (барона А.Л. Штиглица). В послевоенный период фонды музея пополнились коллекцией новой европейской живописи (конец 19 – начало 20 века) главным образом из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова, а также собранием знамён и знаменных принадлежностей, знаменной графики и архив из Артиллерийского исторического музея. Наиболее ценными экспонатами, пополнившими фонды учреждения стали музейные предметы из коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода.

Со времени своего появления и до середины 19 века Эрмитаж был открыт лишь для избранных. Открытие музея широкой публике состоялось 5 (17) февраля 1852 года. С этой целью был построен Новый Эрмитаж, который являлся первым зданием в России, специально построенным для публичного художественного музея.

Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Новый Эрмитаж

Желающим стали доступны к просмотру памятники древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь же демонстрировались произведения искусства Западной и Восточной Европы. В экспозиции также были представлены археологические и художественные памятники Азии, русской культуры 18-19 веков.

После смены власти в 1917 году Эрмитаж стал пополняться произведениями из национализированных частных коллекций. Сюда также попали предметы из Императорской Академии художеств, которая являлась высшим учебным заведением в области изобразительных искусств Российской империи и была упразднена в 1918 году. В то же время часть экспонатов музея была утрачена.

В годы войны значительную часть собрания эвакуировали на Урал. Эрмитаж перестал выполнять функции музея, в его подвалах были организованы бомбоубежища. Однако, несмотря на все трудности, музейные сотрудники продолжали заниматься научной работой.

После войны в музей были возвращены все эвакуированные экспонаты (восстановительные работы в залах осуществлялись ещё до окончания войны) и Эрмитаж вновь стал принимать посетителей. С 1957 года посетители также получили доступ к третьему этажу Зимнего дворца, где разместились произведения из Музея нового западного искусства.

В 1991 году Государственный Эрмитаж согласно Указу Президента был включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации. С 1996 года музей находится под покровительством Президента России. В 1996 году был принят Устав, согласно которому учредителем Эрмитажа является Правительство РФ.

Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»
Устав Эрмитажа

В 2007 году музеем был запущен проект «Эрмитаж 20/21», целью которого является привлечение внимания зрителя к произведениям современного искусства. В рамках проекта осуществляется организация выставок, а также ведётся научно-просветительская работа. Выставочная деятельность охватывает пять направлений, в числе которых персональные показы классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников из разных стран, архитектурные выставки, а также публичное представление фотографий, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца».

Сегодня при Эрмитаже функционирует Служба волонтёров, объединяющая всех желающих помочь музею. Основным направлением деятельности данной службы является помощь отделам музея, а также реализация собственных проектов, задача которых — воспитание чувства ответственности за сохранение культурного наследия страны.

Важное место в работе музея также отводится образовательным программам, представляющим собой встречи с художниками и кураторами. Также организуются круглые столы и мастер-классы, проводятся конкурсы среди художников.

При Эрмитаже действует Молодёжный центр, представляющий собой новое музейное пространство по созданию программ для студентов. Такие программы предполагают мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, циклы лекций, касающиеся истории и теории искусства, и другое.

Программы Молодёжного центра Государственного Эрмитажа
Программы Молодёжного центра Эрмитажа

Став членом Студенческого клуба «Эрмитаж», Вы сможете заниматься на экспозициях по авторским курсам. Кроме того, это даст Вам возможность принимать участие в тематических вечерах, а также праздниках, которые проводятся в залах музея.

Своим посетителям Эрмитаж также предлагает специальные программы, предусматривающие посещение музея до его официального открытия или после закрытия. Такие программы готовятся специально для конкретного посетителя или группы специалистом отдела туризма и специальных программ, который также будет сопровождающим во время её проведения.

Следует помнить, что проведение специальных программ возможно только по предварительному заказу, который делается не менее чем за 15 дней до самого посещения. Посмотреть реставрационные мастерские, а также фонды хранения можно по предварительному заказу, сделанному не менее чем за месяц.

Эрмитаж — музей, посещение которого окажется интересным как для взрослых, так и для детей. Взрослые смогут посетить различные тематические экскурсии, присоединиться к авторским экскурсиям-беседам, принять участие в тематических встречах, а также побывать на вечерах-концертах. Для детской публики музей организует тематические экскурсии, лекционные циклы, игры-путешествия (квесты) и программы, рассчитанные на несколько лет обучения.

Сегодня посетить музей можно не только купив билет и походив по многочисленным залам комплекса, но также обратившись на официальный сайт Эрмитажа, где доступен виртуальный визит. При этом Вы сможете выбрать желаемый объект и приступить к показу тура.

Виртуальный визит в Эрмитаж на официальном сайте музея
Виртуальный визит в Эрмитаж

Сайт Эрмитажа — это не только возможность виртуально посетить музей, но и приобрести билеты на реальное посещение музейного комплекса. Для этого необходимо перейти в раздел «Билеты» и выбрать вкладку «Заказать билет». Такой документ будет действительным в течение 180 дней с момента оформления заказа. Также в данном разделе представлена информация о стоимости билетов, которые могут быть приобретены в кассах музея в день посещения. Здесь же размещена информация о возможности бесплатного посещения музея.

Тем, кто желает увидеть экспонаты музея, также стоит запомнить правила посещения комплекса. Так, в музее нельзя курить, запрещается проносить жидкости и большие сумки, запрещено входить в Эрмитаж с животными. Также не разрешается принимать пищу в залах, фотографировать со вспышкой, входить в верхней одежде.

Правила для посетителей Государственного Эрмитажа
Правила для посетителей Эрмитажа

Своим посетителям музей предлагает ряд услуг и сервисов. Так, здесь имеется обычное и интернет кафе, музейный магазин. Посетители также могут воспользоваться услугами аудиогида, оставить вещи в гардеробе. Музей доступен для лиц с ограниченными возможностями.

При желании Вы также можете посетить интернет-магазин Эрмитажа, который позволит приобрести оригинальные сувениры, продукцию ручной работы, высококачественные копии произведений искусства, книги, товары из детской коллекции и многое другое.

Интернет-магазин Эрмитажа
Эрмитажный магазин

Источник: ermitazh.org


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.