Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший историко-художественный музей в России, который обладает одним из лучших мировых собраний культурных ценностей человечества от эпохи древнейших цивилизаций до наших дней. Экспозиционный комплекс занимает несколько зданий, включая Зимний дворец, и насчитывает более трех миллионов экспонатов.

Ежегодно достопримечательности Эрмитажа привлекают более пяти миллионов посетителей, которые преодолевают 24-х километровый путь его залов и галерей, чтобы соприкоснуться с непреходящей красотой вещей и интерьеров, окруженных ореолом тайн и загадок…

Эрмитаж: историческая справка

В день святой Екатерины 7 декабря Эрмитаж отмечает дату рождения.

В 1764 году Екатерина II получила коллекцию картин фламандской и голландской живописи в счет уплаты долга прусского монарха, что послужило началом создания музея, основательницей которого она считается. Размещались эти и последующие приобретения, пополнявшие собрание, в специально построенных дворцовых павильонах. Флигель Малый Эрмитаж предназначался для общения с избранными персонами. Подразумевалось, что здесь они могут побыть наедине с искусством, что и отразилось в названии, в переводе с французского ermitage — это «место уединения».


Действительно, до середины девятнадцатого века только узкий круг приближенных пользовался привилегией бывать здесь. Даже Александр Сергеевич Пушкин получил пропуск лишь по протекции В. А. Жуковского, который выполнял в то время обязанности наставника наследника престола и пользовался особым расположением императорской семьи.

Открытие музея для публичного посещения состоялось в 1852 году при Николае I в здании Нового Эрмитажа. К этому времени небольшая коллекция картин превратилась в богатое собрание культурных артефактов Древнего Египта, Востока, античной и средневековой Европы, Азии и народов России.

Существенные преобразования произошли после революции. Музей пополнился экспонатами национализированных частных коллекций. Однако бриллиантовая комната из Зимнего дворца была перевезена в московский Алмазный фонд, часть живописи передана Музею изобразительных искусств, отдельные уникальные произведения проданы за границу.

Годы Великой Отечественной войны сокровища провели в эвакуации и без потерь были возвращены музею, пополнили его хранилища и трофейные раритеты.

К 250-летнему юбилею в 2014 году Эрмитаж переходит в подчинение федеральному правительству России вместо Министерства культуры, что повысило его статус как государственного учреждения.


Экспозиция Эрмитажа

«О, Эрмитаж, красив и вечен! В нем всех времен творенья есть…»

Немногие музеи мира могут поспорить с Эрмитажем величиной, роскошью архитектуры и разнообразием коллекций. Основная экспозиция размещена в 365 залах, внутреннее убранство которых является одной из его самых привлекательных особенностей. Богатые интерьеры помещений, декор и старинная обстановка воспринимаются как самостоятельная ценность. В целом музей выглядит как исторически сложившийся комплекс, а его великолепная архитектура служит обрамлением для прекрасного содержимого залов.

Здания связаны между собой и расположены вдоль Невы:

Зимний дворец (1754-1762), архитектор Ф. — Б. Растрелли;
Малый Эрмитаж (1764-1769), архитекторы Ю. М. Фельтен, Жан – Батист Валлен-Деламот;
Старый (Большой) Эрмитаж (1771-1787), архитектор Ю. М. Фельтен;
Эрмитажный театр (1783–1787), архитектор Джакомо Кваренги;
Новый Эрмитаж (1842–1851), архитекторы: проект Л. фон Кленце, строительство под руководством В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.

Маршрут начинается с мраморной, в стиле барокко, белой с золотом величественной Иорданской лестницы Зимнего дворца. По ней входили во дворец именитые гости императоров и послы иностранных держав, поэтому ее также называют Посольской.

В верхней части путь раздваивается: уходит вдаль анфилада парадных комнат, налево – Фельдмаршальский зал.


ши стен зала украшают парадные портреты Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, других знаменитых фельдмаршалов России и сцены сражений. Здесь представлены изделия императорского фарфорового завода. Далее следуют парадные покои царской резиденции: Петровский (Малый Тронный), Гербовый, Георгиевский (Большой тронный) зал. Поражает своими размерами (1103 кв. м) Николаевский зал, предназначавшийся для балов и официальных церемоний. В Александровском зале представлена коллекция западноевропейского серебра.

За парадными идут жилые комнаты, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX — начала ХХ веков».

Своеобразным переходом к личным апартаментам служила Малахитовая гостиная. Подчеркнутая контрастность яркого зеленого малахита с белым мрамором и позолотой делает интерьер запоминающимся и эффектным. В этой гостиной происходило официальное представление дам императрице, после чего они могли являться на придворные балы. В 1842 году здесь выступал композитор и виртуозный пианист Ференц Лист, удостоенный приглашения после знакомства на немецком бальнеологическом курорте Бад-Эмсе с Александрой Федоровной, женой императора Николая I.

На втором этаже Зимнего дворца, в его юго-восточной части, находится Собор Спаса Нерукотворного или Большая церковь Зимнего дворца. В своё время посторонние практически не допускались сюда, и церковь посещали только члены императорской семьи.

Неизменный интерес вызывает военная галерея 1812 года, портретный ряд дома Романовых, лоджии Рафаэля (копия перехода во дворце Папы Римского в Ватикане) и, конечно же, Рыцарский зал в здании Нового Эрмитажа, где можно увидеть вооруженных всадников в доспехах, арбалеты, мечи, аркебузы, относящиеся к 15-16 векам.


Настоящей жемчужиной Эрмитажа является Павильонный зал, который находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа. В этом потрясающем, наполненном светом, зале гармонично соединены мотивы античности, ренессанса и востока.

К шедеврам всемирно известной картинной галереи относятся полотна знаменитых живописцев Европы от средневековья до двадцатого столетия. Музей обладает богатыми коллекциями Рубенса, Рембрандта, Тициана, Ван Дейка и других именитых мастеров.

В России только Эрмитаж владеет картинами Леонардо да Винчи, это — «Мадонна с цветком» (она же «Мадонна Бенуа») и «Мадонна Литта». Среди жемчужин собрания обязательно нужно увидеть произведения мирового значения:

  • Робер Кампен «Татищевский диптрих»;
  • Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»;
  • Джорджоне «Юдифь»;
  • Корреджо «Женский портрет»;
  • Тициан «Святой Себастьян»;
  • Караваджо «Лютнист»;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына»;
  • Гейнсборо «Дама в голубом».

Собрание скульптуры Эрмитажа от античности до наших дней — крупнейшее в России. Одним из главных достояний является «Скорчившийся мальчик» Микеланджело — единственная работа великого мастера в России. Время творения относят к 1530-1534 годам. Приобретен шедевр мирового искусства Екатериной II в 1785 году.


Эрмитаж по праву гордится экспозицией французских импрессионистов «от Моне до Пикассо». Собранная не царями, а промышленниками Щукиным и Морозовым, едва не погибшая в непростые военные времена, она находится на 3 этаже Зимнего дворца. Здесь представлены около 250 замечательных полотен, среди которых работы Клода Моне, Писсаро, Сислея, Дега. Есть картины Сезанна, Гогена и Винсента Ван Гога. «Танец» Анри Матисса и рядом полотна Пабло Пикассо, среди них ранняя работа «Любительница абсента» и более поздняя «Женщина с веером».

К импрессионистам относят и скульптора Огюста Родена. Самая известная его работа в коллекции Эрмитажа — мраморная композиция «Вечная весна».

Икону нового безбожного времени «Черный квадрат» Малевича, один из самых скандально известных шедевров, также можно найти в Эрмитаже. Представленный здесь экземпляр является четвертым и самым последним вариантом «Черного квадрата», который был написан в 1932 году.

Проходя по третьему этажу, из современной Европы можно переместиться на Восток и увидеть настенные фрески буддистских храмов, обнаруженные вдоль Великого Шелкового пути. Они представляют утонченное искусство росписи, их возраст насчитывает несколько сотен лет.

Спускаясь на первый этаж, путешествуем по Древнему миру. Здесь представлены предметы искусства скифов, найденные при раскопках Пазырыкского кургана. Вещи, датированные VI-III вв. до н. э. , прекрасно сохранились благодаря особым климатическим условиям. Вокруг кургана образовалось ледяное покрытие, и предметы оказались в природном «холодильнике». Гордость коллекции – ковер, на котором изображен цветок, всадник и божество в образе женщины.


Диковинная Колыванская ваза – «царица ваз» – была установлена в главном вестибюле Нового Эрмитажа в 1849 году. Произведение русских камнерезов из зеленой яшмы весит 19 тонн, высота его превышает 2,5 м, а диаметр 5 м. Это — самая большая ваза в мире. Она является символом Алтая, изображена на гербе и флаге края.

Овеяны мифами и легендами экспонаты римских, греческих и египетских залов. Одна из неразгаданных загадок — «гробница Гомера» — находится в зале Юпитера.

Среди саркофагов и причудливых фигур богов Египта выделяется зловещая статуя богини войны Мут-Сохмет. Ходят слухи, что в полнолуние на коленях этого старейшего памятника появляются кровавые лужи, исчезающие на рассвете.

Самая популярная байка об оживших экспонатах относится к восковой фигуре Петра I, который, якобы, встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Действительно, встроенные шарниры позволяют менять позу куклы, усаживать ее в кресло или ставить на ноги. «Проживает» она в здании Эрмитажного театра, в трех комнатах которого приютилась замечательная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого».

А начинался музей с Малого Эрмитажа, центром притяжения которого является нарядный Павильонный зал со знаменитыми часами.


к только они начинают звонить, композиция «оживает»: удивительной красоты павлин распускает хвост, кукарекает петух, а сова поворачивается вокруг оси. Часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса, подаренные князем Григорием Потемкиным императрице Екатерине II, были доставлены в Петербург в разобранном виде, собрать их не смогли. Оживить эффектный подарок сумел мастер величайшего класса Иван Кулибин, механизм заработал и до сих пор — в отличном состоянии.

Самая оригинальная достопримечательность – коты Эрмитажа. По приказу Елизаветы Петровны для защиты от крыс, которые портили стены дворца, завезли котов из Казани, а Екатерина II присвоили четвероногим статус «охранников картинных галерей». И поныне в учреждении состоят в штате более пятидесяти мышеловов. Живут они в подвалах музея, кормятся и лечатся за казенный счет. С 2005 года ежегодно проводится праздник, посвященный пушистым «эрмикам» – кошкам музея.

Раньше (до середины 1920-х годов) вход в музей был со стороны Миллионной улицы. Это парадное крыльцо Нового Эрмитажа, с портиком, украшенным фигурами атлантов. Десять скульптур, выполненных из серого гранита А. И. Теребеневым, давно стали символом Санкт-Петербурга. По традиции нужно потереть пятку титана – на удачу, чтобы вернуться.

Экскурсии, выставки, мероприятия

Эрмитаж – большой и сложный комплекс. Не заблудиться в нем, увидеть все самое интересное и получить эстетическое удовольствие помогут экскурсоводы или аудиогид.


Отдельная экскурсия в Бриллиантовую и Золотую кладовые познакомит с шедеврами европейского и русского ювелирного искусства. Здесь представлены драгоценности, принадлежавшие царской династии Романовых, можно посмотреть восточную коллекцию оружия, золото скифов.

Кроме основных пяти зданий, в распоряжении музея пребывают Меньшиковский дворец, восточное крыло Главного штаба, музей завода фарфоровых изделий императора, а также реставрационно-хранительский центр.

В театре Эрмитаж проходят балетные спектакли, концерты. Фойе театра и зрительный зал представляют классический интерьер, относящийся к дворцовой архитектуре семнадцатого века.

Тематические занятия, доклады, семинары, выставки ожидают посетителей в здании Главного штаба.

Временные экспозиции из запасников Эрмитажа и самых интересных коллекций музеев мира сменяют друг друга в парадных залах и галереях Зимнего Дворца.

На прогулку по Риму и Лондонским музеям, приглашает недавно открывшийся для посещений в составе экскурсий Центр «Старая деревня». Здесь можно узнать, как хранятся бесценные экспонаты, увидеть картины и предметы прикладного искусства, послушать циклы лекций, посвященные творениям ушедших эпох и современности.

К памятным датам проводятся мероприятия, посвященные известным ученым, деятелям искусства, знаменательным событиям.

Посещение музея обогатит Ваши собственные альбомы замечательными кадрами любительских фото или профессиональных фото сессий, а домашнюю коллекцию пополнят сувениры или красочные каталоги, приобретенные в Эрмитаже.


Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельника, причем для отдельных категорий граждан действуют скидки, а в каждый первый четверг месяца бесплатные визиты предусмотрены абсолютно для всех.

Интерактивный тур по Эрмитажу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Эрмитажа и Дворцовая площадь.

2. Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа.


3. Золотая гостиная.

4. Придворный собор Спаса Нерукотворного.

Источник: spbguidebook.ru

7 декабря празднует День Рождения самый большой и знаменитый музей нашей страны – Государственный Эрмитаж. Его фонды насчитывают около 3 миллионов экспонатов и являются одними из богатейших во всём мире, а на их осмотр уйдёт более 10 лет, если на каждый предмет тратить всего 1 минуту. Дата 7 декабря выбрана неслучайно – это день Святой Екатерины, небесной покровительницы создательницы музея.

Годом основания Эрмитажа считается 1764, поскольку именно тогда императрица Екатерина II приобрела первые картины, послужившие началом знаменитой коллекции. Среди них были полотна таких прославленных мастеров, как Рембрандт, Рубенс, ван Дейк, Йорданс, а также других голландских и фламандских художников. Поначалу картины размещались в покоях Зимнего Дворца, являющегося сейчас главным зданием музея. Екатерина была большой поклонницей искусства, поэтому её коллекция довольно быстро разрасталась, и, когда была завершена постройка нового корпуса дворца – Малого Эрмитажа, картины и скульптуры были перенесены туда.

Слово «эрмитаж» происходит от французского «место уединения». Императрица решила назвать новые покои именно так, потому что использовала их как место отдыха и встреч с близкими друзьями. Этот Эрмитаж был не первым, построенным в России. Строение с самой ранней датой постройки находится в Петергофе и было сооружено по указу Петра I. И петровский, и екатерининский Эрмитажи имеют много общих черт, кроме своего назначения. В обоих зданиях были подъёмные столы, сервировавшиеся в помещении, расположенном ниже, и поднимавшиеся к венценосным особам и их гостям с помощью специальных механизмов. Собственно, от Малого Эрмитажа за музеем и закрепилось его современное название.

Вместе с Малым Эрмитажем был создан и Висячий сад. Закрытый от ветра со всех сторон высокими стенами, сад имеет особый микроклимат, позволяющий высаживать различные сорта цветов. Аллеи сада украшены скульптурами и фонтанами. После реконструкции 2012 года он открыт для посещения и радует глаз своими яркими красками с весны до поздней осени.

Однако собрание произведений искусства увеличивалось настолько быстро, что ещё до окончания постройки Малого Эрмитажа, Екатерина решила приступить к строительству ещё одного здания, названного Большим Эрмитажем. Сейчас в нём находится множество произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения, включая знаменитые «Мадонну Литту» и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Кающуюся Марию Магдалину» и «Данаю» Тициана. Одним из главных украшений Большого Эрмитажа являются Лоджии Рафаэля с копиями фресок Папского дворца Ватикана.

За время своего царствования Екатерина II собрала порядка 4 тысяч картин, а её внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей бабки, значительно расширив эту коллекцию. После Отечественной войны 1812 года, а также Заграничных походов 1813-1814 годов собрание пополнилось большим количеством новых экспонатов, причём не только картинами и скульптурами, но и военными трофеями. К последним относится мундир маршала Нея, прозванного Храбрейшим из храбрых. В промежутках между делами, связанными с решением многочисленных вопросов по послевоенному устройству Европы, Александр I не забывал пополнять своё собрание. Например, в 1815 году он приобрёл большую часть коллекции Жозефины Богарне, включая знаменитые мраморные статуи Кановы, а камею Гонзага, ставшую самой известной камей Эрмитажа, бывшая императрица подарила сама в 1814 году, в знак особой признательности за обеспечение безопасности её семьи при вхождении союзных войск в Париж.

Несомненно, самым грандиозным объектом в Эрмитаже, связанным с наполеоновскими войнами, является Военная галерея, состоящая из 332 портретов, выполненных английским живописцем Джорджем Доу.

Николай I решил открыть музей для широкой публики, что и сделал в 1852 году в здании Нового Эрмитажа, первом здании в России, специально построенном для размещения в своих стенах художественного музея, посетить который могли все желающие. Новый Эрмитаж знаменит своими атлантами – десятью пятиметровыми фигурами, поддерживающими его портик. Именно они «держат небо на каменных руках» в песне А.Городницкого, которая в 2018 году стала официальным гимном Эрмитажа.

Также во время правления Николая I был создан самый большой экспонат музея, а именно Александровская колонна, воздвигнутая в 1834 году на Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном, построившим Исаакиевский собор. Колонна имеет высоту 47,5 метров, а её гранитный ствол весит более 600 тонн и держится благодаря силе тяжести без каких-либо дополнительных опор. В 2009 году монумент передали в ведение сотрудников Государственного Эрмитажа.

События, связанные с революцией, значительно повлияли на Эрмитаж и состав его фондов. С одной стороны, за счёт национализации частных собраний, например, князей Юсуповых, графов Строгановых и Шереметьевых, коллекция музея обогатилась, но с другой, продажа картин в 1929-1934 годах с целью получения средств для развития промышленности и выполнения других задач государственной политики нанесла коллекции непоправимый урон. Эрмитаж лишился полотен Рубенса, Рембрандта, Тициана, ван Эйка, Ватто, ван Дейка, Рафаэля, Боттичелли и многих других мастеров.

Кроме живописных произведений, были распроданы образцы ювелирного, нумизматического и мебельного искусства. Вместе с этим Бриллиантовая комната Эрмитажа была перенесена в Оружейную палату Московского Кремля, став основой для Алмазного Фонда, и также пострадала от распродаж, проведённых советским правительством. Из-за них страна лишилась почти всех знаменитых Яиц Фаберже, а в Эрмитаже почти 100 лет не было ни одного, пока в 2014 году в дар музею не было передано «Ротшильдовское» яйцо.

Великая Отечественная война не нанесла почти никакого урона эрмитажной коллекции, поскольку её большая часть, порядка 2 миллионов экспонатов, была эвакуирована. Однако здания и интерьеры страдали от погодных условий и авианалётов, но сотрудники всеми силами старались сохранить их, а также оставшуюся в Ленинграде часть собрания, и не прекращали вести научную деятельность.

В подвалах Эрмитажа было организовано 12 бомбоубежищ, а сам музей не функционировал. За всё время войны в его здания попали 32 снаряда и 2 авиационные бомбы. Снова музей был частично открыт уже в ноябре 1944 года, но восстановительные работы продолжались ещё долгое время.

В 1981 году Эрмитажу был передан дворец А.Д. Меншикова, в котором разместилась экспозиция, посвящённая петровской эпохе. После опалы светлейшего князя в его дворце располагался Первый кадетский корпус, в котором учились такие выдающиеся полководцы, как генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский и генералиссимус А.В.Суворов, а также блистательный актёр Ф.Г. Волков – основатель первого театра в России.

Несмотря на это выставочных площадей всё равно не хватало, в 1989 году количество экспонатов, находившихся в запасниках, было невероятно велико. Поэтому в 1993 году Эрмитажу было передано восточное крыло Главного штаба для размещения коллекции.

Сейчас в нём располагаются произведения художников Франции второй половины XIX века, импрессионистов и постимпрессионистов; мастеров XX века, таких как Матисс и Пикассо, а также одно из авторских повторений «Чёрного квадрата»; постоянная экспозиция, посвящённая деятельности Министерства иностранных Дел Российской империи, включающая личные вещи канцлера А.М. Горчакова и перо, которым был подписан Парижский мир 1856 года; предметы, изготовленные фирмой Карла Фаберже, в частности миниатюрная копия императорских регалий; выставка, посвящённая искусству эпохи ампир, а также деятелям того периода, в рамках которой постоянно экспонируются личные вещи императора Александра I и парадные костюмы и мундиры Евгения Богарне. Также именно в Здании Главного Штаба хранится знаменитое полотно А.-Ж. Гро «Наполеон на Аркольском мосту».

Площади Главного Штаба ситуацию с нехваткой места практически не решили, и с 1990 года начинается строительство фондохранилища «Старая Деревня», в котором находятся и реставрационные помещения. «Старая деревня» хранит коллекции мебели, одежды, карет, шпалер, витражей, декоративно-прикладного искусства различных стран и многие другие экспонаты, включая подарки, как российским императорам, так и городу Санкт-Петербургу. В фондохранилище регулярно проводятся экскурсии и лекции по различным искусствоведческим направлениям.

В 2014 году Здание Биржи, в котором ранее располагалась экспозиция Центрального военно-морского музея, было передано Эрмитажу. Сейчас оно закрыто на реставрацию, но в скором времени там планируется открыть музей русской гвардии и геральдики.

Кроме музейных залов, Эрмитажу принадлежит здание Запасного дома, где находятся реставрационные мастерские и исследовательские лаборатории; и Эрмитажный театр, где регулярно проводятся концерты и ставятся балеты, оперы и спектакли.

Конечно, больше всего видна работа реставраторов и экскурсоводов музея, ведь посетители приходят в музей полюбоваться предметами искусства и старины. Но специалисты других профилей также прикладывают большие усилия для сохранности и правильного экспонирования коллекций Эрмитажа.

Например, сотрудники Отдела главного энергетика, занимающиеся музейным освещением, разработали лампы нового типа, дающие прекрасную освещённость при использовании светильников начала XX века. Стандартные не подходили: нужно было либо отказаться от родных осветительных приборов, поскольку мощные лампочки перегревались, из-за чего светильники стремительно портились, либо пожертвовать удобством посетителей, потому что лампочки меньшей мощности были слишком тусклыми. Изобретённая электриками Эрмитажа новая конструкция решила обе проблемы, сохранив светильники и нисколько не ухудшив восприятие гостями музея его экспонатов.

Ещё одной достопримечательностью Эрмитажа являются его сотрудники, занимающие одну из старейших должностей музея. Речь о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что первый кот был привезён в Зимний дворец ещё Петром I не только до основания музея, но ещё и до постройки его современного здания. С тех пор коты жили во дворце, занимаясь ловлей крыс и мышей.

За всё время существования Эрмитажа усатые служители были в нём постоянно, исчезнув только на время блокады. Зимой 1941-1942 годов все коты или погибли, или были съедены. Без них залы музея наводнили грызуны, от которых не спасали ни яды, ни ловушки. После снятия блокады по всей стране был проведён сбор котов, многие жители без колебаний отдали своих домашних любимцев ради спасения Ленинграда от крыс и мышей. Из завезённых в город 5 тысяч котов в Эрмитаж попало около 200, быстро избавив парадные залы и подвалы от вредителей. Сейчас в музее живёт около 50 котов, у них есть собственный пресс-секретарь, благотворительный счёт и праздник – День Эрмитажного кота.

Количество животных постоянством не отличается и очень быстро возрастает, поэтому музей регулярно проводит акцию «Хочу домой!», во время которой отдаёт котов желающим, предварительно убедившись, что новый владелец будет хорошо заботиться о своём питомце. Всем забравшим кота из Эрмитажа выдаётся сертификат «Владелец Эрмитажного кота».

Эрмитаж постоянно открывает новые филиалы и выставочные центры в других городах, как в России, так и за рубежом. Уже успешно функционируют отделения музея в Казани, Выборге и Амстердаме, а в скором времени готовится открытие центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге.

Ежегодно Эрмитаж с размахом отмечает свой День Рождения. Открытие новых выставок, праздничные концерты, тематические лекции и семинары начинаются ещё в конце ноября, а завершаются традиционно 9 декабря в день Святого Георгия. Во время этих мероприятий Эрмитаж продлевает время своей работы, а в один из дней организует свободный вход.

Эрмитаж является одним из самых знаменитых музеев мира. Хорошо ли Вы знаете другие музеи мира? Проверьте свои знания в викторине «Знаменитые музеи мира» на сайте Центра «Эрудит»

Источник: zen.yandex.ru

Коллекции Екатерины II

В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)

«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.

В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)

Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты  кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.

Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.

Дальнейшее развитие Эрмитажа

Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.

Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)

Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.

«Камея Гонзага» (III век до н.э.)

«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.

Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.

Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.

В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж – первое  в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.

Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

Эрмитаж в советской России

Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Канова «Три грации» (хариты) 

Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Поль Сезанн «Берег Марны»

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.

Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

В настоящее время

Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:

  • Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
  • Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
  • Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
  • Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце,  В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
  • Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца;
  • Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Источник: www.rosimperija.info

Немного интересных фактов

Этот музей был основан Екатериной II, что полностью контрастирует с ее именем. Эрмитаж — это французское слово, означающее «место уединения». При открытии двери в музей поток посетителей составляет 20 человек в минуту. В коридорах всегда многолюдно.

Посетители не только восхищаются памятниками культуры, но и стены, полы также имеют историческую ценность, что делает посетителей более заинтересованными.

Со времен основания музея здесь хранится более 3 миллионов артефактов. Каждый из них уникален, хотя есть и артефакты, которые люди называют «Жемчужинами» коллекций, например, знаменитые механические часы «Павлин», которые были вручены князем Потемкиным королеве Екатерине II. Эти часы все еще работают хорошо.

Подвал Эрмитажа еще не открыт для посетителей, но жизнь здесь продолжается уже 200 лет. Жителями этого подвала считаются 50 кошек. Эта «кошачья армия» имеет официальный штат, снабженный едой, и благодаря этому люди никогда не видели мышь в Эрмитаже.

Источник: vpitergo.ru


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.