Главная достопримечательность северной столицы и главный музей страны

Этот монументально-роскошный дворец я впервые увидела лет в 15-16, и кажется именно он был самым сильным впечатлением от первой в жизни поездки в Санкт-Петербург. Собственно, это был самый первый дворец в моей жизни – до этого никаких других царственно-благородных строений я и не видала. Особенно запомнились огромные подъезды с фонарями (покажу ниже) и главная лестница музея (которая Посольская, тоже ниже будет). Конечно, впоследствии после первой поездки в Петербург были и другие.. Но уже без посещения музея Эрмитажа (другие интересы в студенчестве нашем были)). Словом, я наконец-то решила не просто обновить давние впечатления, а именно заново открыть для себя главный музей страны.
Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. Основной императорский дворец России по богатству и разнообразию скульптурного и архитектурного декора не имеет себе равных. Стиль – пышное барокко с элементами рококо. Нынешнее здание дворца – уже пятом по счету на этом месте, оно было построено архитектором Бартоломео Растрелли в 1754-1762гг.


Лучший способ впервые увидеть Зимний дворец и Дворцовую площадь – прийти с Большой Морской улицы через арку. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Эрмитаж архитектор

Итак, с момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции всех российских императоров (а в 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе, откуда его и арестовали). В завершенном в 1762г. Зимнем дворце было более 1000 комнат, 117 лестниц, почти по две тысячи окон и дверей.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания.


Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

На момент окончания строительства Зимнего дворца в 1764г. он на долгое время был самым высоким жилым зданием Санкт-Петербурга.

Императрица Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Эрмитаж архитектор

Интересно, что первоначальным цветом стен Зимнего дворца был.. светло-жёлтый (а не нынешний знакомый всем бирюзовый). Такой же желтый цвет имели тогда в 18в. стены дворцов Версаля под Парижем и Шёнбрунна в Вене. В 19 веке в оттенке цвета стен Зимнего дворца появились более глубокие оттенки охры и даже красные тона (об этом свидетельствуют многочисленные картины художников). Дворец стал терракотово-кирпичного цвета. Потом в советское время были самые разные эксперименты с окраской, вплоть до серого цвета. Ну а в наше время – всем известный бирюзово-голубой.

Кстати, я на этот раз наконец-то выяснила для себя разницу между голубым цветом Зимнего и похожим на него Царскосельского дворца.


а дворца часто мелькают в кино, и иногда непонятно, где происходят те или иные события (ведь внешняя бело-золотая отделка лепниной у них немного похожа). Например, в «Тайнах дворцовых переворотов» по кадру иногда не совсем понятно, где именно происходит действие, в Петербурге или Царском селе, приходится буквально приглядываться к дворцу на заднем фоне или копаться в истории в интернете)). Вобщем, выяснила для себя путем сравнения собственными глазами — у Зимнего дворца цвет бирюзово-изумрудный (т.е. с немалым оттенком зелёного, как теплого моря в яркий солнечный день). А у Екатерининского дворца цвет – именно глубоко-голубой (как ясного неба, никаких зелёных оттенков там совсем нет). Придавать окраске стен Зимнего дворца разные оттенки зеленого начали с 1947г., с чем, кстати, не согласны многие искусствоведы-историки Эрмитажа.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Характерной чертой Дворцовой площади около входа во дворец является наличие вереницы карет – для туристов, желающих еще более проникнуться духом имперского прошлого. Все кареты разные, есть возможность выбора по своему вкусу.

Эрмитаж архитектор


Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Трёхэтажное здание дворца в плане имеет форму каре с внутренним двором. Фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного въезда. Здесь очень красивые ажурные ворота с позолотой, короной Российской империи и орлами.
Эти парадные ворота были показаны в ключевой сцене фильма «Октябрь» (1927г.) режиссера Сергея Эйзенштейна про революцию 1917г. В фильме при штурме Зимнего толпа (а особенно один матрос) взбирается на эти ворота, кидает гранаты на защитников Временного правительства и кричит «Вперед!». Но на самом деле в ту октябрьскую ночь никто эти ворота не штурмовал. Солдаты и матросы спокойно вошли во дворец через другой вход, боковой (со стороны Адмиралтейства), который отчего-то оказался незапертым. Ну а Сергей Эйзенштейн показал этот эпизод так, как он лично считал было бы более эффектно для зрителя кино, хотя с реальной историей это имеет мало общего.

Эрмитаж архитектор

Кстати, изначально архитектор дворца Растрелли вообще не планировал на этих арках никаких ворот, предполагались просто сквозные проезды/проходы. Когда к власти пришла Екатерина (а произошло это в результате переворота) – в целях понятной безопасности новая императрица решила огородиться запирающимися воротами.


ичем при Екатерине II эти парадные ворота были деревянными, глухими и окрашенными белой краской. К концу 18 века они изрядно поистрепались. А в 1837г. при пожаре дворца и вовсе окончательно сгорели. Новые ворота сделали снова деревянными и глухими. Первые предложения заменить их на металлические, кованые и ажурные прозвучали в 1860г., но менять «из соображений безопасности» не стали. И только в 1880-х гг. при императоре Александре III парадные ворота Зимнего дворца стали теми изысканно ажурными, которыми мы их знаем сегодня. Поэтому на воротах под коронами присутствуют вензель императора Александра III (буква «А») и его супруги Марии Фёдоровны (буква «М»).

Эрмитаж архитектор

Эти замечательные ворота – свидетельство высочайшего мастерства художественной ковки русских мастеров. Гармония форм и линий, совершенство пропорций – всё это делает их шедевром кузнечного и архитектурного ремесла. Нежно их люблю с самого первого взгляда. Если кому-то придётся стоять пару часов в очереди в музей Эрмитаж– предлагаю хотя бы поразглядывать узор этих ворот — они того стоят, и время в очереди не зря проведёте:)

Эрмитаж архитектор

Первоначально у Зимнего Дворца было семь различных подъездов, но до настоящего времени уцелели не все.


aquo;Салтыковский», «Детский», «Собственный», «Иорданский», «Министерский», «Комендантский» и «Ее Величества» — у каждого из них было не просто своё имя, но и свое собственное предназначение, и пользоваться ими могли исключительно люди определенного статуса. Перед проведением любого царского мероприятия, предполагавшего посещение Зимнего Дворца большим количеством людей, обязательно составлялся специальный документ, в котором подробно расписывалось, каким именно подъездом должен воспользоваться тот или иной приглашенный.

Например, вот подъезд «Её императорского величества». Название своё подъезд получил из-за того, что из этого подъезда был кратчайший путь в личные комнаты императриц. Именно через этот вход в октябре 1917 года красногвардейцы проникли в Зимний Дворец, поэтому его также принято называть «Октябрьским», также как и лестницу, по которой революционеры поднимались на второй этаж. Сегодня это один из двух подъездов, выходящих на Дворцовую площадь. Ко входу в трехарочный крытый павильон, защищавший гостей от капризов погоды, ведет пандус, по которому кареты могли заезжать наверх.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор


А это «Салтыковский» подъезд – он был назван в честь Николая Ивановича Салтыкова, являвшегося воспитателем детей Великого Князя Павла Петровича (будущего Павла I), и прежде всего любимого внука Екатерины Второй – Александра, будущего Александра I. В 1773 году Салтыкову были выделены покои на третьем этаже в западной части дворца, после чего лестница, ведущая к ним и сам подъезд стали именоваться «Салтыковскими». Открывался это вход исключительно для Великих Князей.

Сегодня это главный подъезд западного фасада, обращенного к Адмиралтейству. Здесь расположен сквер с фонтаном, а ранее находилась разводная площадка, на которой проходили смотры войск, при посещении которых император выходил именно через «Салтыковский» подъезд.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

В наше время Зимний дворец прочно ассоциируется с музеем Эрмитаж. Но в системе музея Зимний дворец – лишь одно из зданий, корпусов. Кроме Зимнего дворца в Эрмитаж также ещё входят: Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр. Таким образом, музей Эрмитаж – это целый комплекс из пяти зданий на Дворцовой набережной, соединённых между собой переходами, и каждое здание было построенными в разную эпоху и с разными целями. Для меня, например, стало открытием, что и дворец Меншикова на другой стороне Невы также входит в систему музея Эрмитаж. При желании можно посетить за одну стоимость билета и Зимний дворец и дворец Меншикова (если успеете конечно, так как Меншиковский дворец стоит далеко на Васильевском острове).

Проход, соединяющий Зимний дворец и Малый Эрмитаж.


Эрмитаж архитектор

Проход, соединяющий Малый Эрмитаж и Новый Эрмитаж.

Эрмитаж архитектор

Новый Эрмитаж примечателен тем, что это было самым первым зданием России, специально построенным только для художественного музея. Строительство шло в 1842 – 1851гг. Здание знаменито своим портиком с гигантскими статуями атлантов.

Эрмитаж архитектор

Атланты из серого сердобольского гранита вдохновили на написание песни А.Градского: «..Где без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках». Когда я ходила и разглядывала их, рядом одно пожилая пара эту песню даже исполняла вживую – женщина, стоя около одного из атлантов, пела эту песню, а мужчина при этом снимал её на видео и подпевал.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор


Коллекция музея Эрмитаж заслуживает конечно целой серии постов. Я упомяну только те, которые мне больше всего запомнились и вызвали большое восхищение. Тем более, я пока так и не научилась хорошо снимать в помещении))
Во-первых, единственная скульптура Микеланджело, находящаяся в нашей стране — «Скорчившийся мальчик». Изготовлена из мрамора в 1530-1534гг., была приобретена Екатериной II. Первоначально скульптура предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Про это очень интересно рассказывает в одной из своих лекций Паола Дмитриевна Волкова.

Эрмитаж архитектор

Открытием этого моего посещения Эрмитажа стали лоджии Рафаэля (не видела совсем их в прошлый раз). Этот зал в виде длинного коридора расположен в Новом Эрмитаже, создан был по приказу Екатерины II. Представляет собой точную копию, дубликат лоджий Рафаэля в Ватикане. Для этого художники под руководством Христофора Унтерпергера отправились в Ватикан для создания копий росписей. Работы шли 11 лет.

Эрмитаж архитектор

Ритмично чередующиеся полукруглые арки делят потолок на прямоугольные части равной длины, в каждой из которых находятся фрески на библейские темы. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового завета, от Сотворения Мира до Тайной Вечери. Эти фрески часто называют Библией Рафаэля. Мастера тщательно повторили и настенные орнаменты – с бесконечным разнообразием изящных мотивов растительного и животного мира.


Эрмитаж архитектор

Про эти лоджии сама императрица Екатерина II писала: ".. чем больше смотришь — тем больше хочется видеть!". Это действительно так – рассматривать эти бесконечно разнообразные сюжеты можно долго. Птички, рыбки, цветочки, боги, люди, ангелы – ни одна стена, панель не похожа другую, узор нигде не повторяется. Еще там есть места с оптическими иллюзиями – подходишь к углу, а потолок выпрямляется и перед твоими глазами наверху чистое итальянское небо.. Именно с одним из рисунков лоджий (с белочками) я привезла себе на память сувенир-закладку для книг.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Еще запомнилась вот эта скульптура «Мёртвый мальчик на дельфине». Вблизи как настоящий.. и так становится его жаль!

Эрмитаж архитектор

Самый популярный зал у мужской половины посетителей – Рыцарский зал. И хотя у меня нет священного трепета перед этой выставкой орудий убийства оружия, некоторые экспонаты интересно поразглядывать, на детальки. Особенно запомнились узоры на рукоятках испанских кинжалов – очень тонкая работа.

Эрмитаж архитектор

Еще один знаменитый экспонат – часы Павлин. Они были созданы в мастерской известного лондонского ювелира Джеймса Кокса и куплены в 1788 году Григорием Потемкиным из имущества герцогини Елизаветы Кингстон. Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят (а часы работают до сих пор, их и в наше время заводят сотрудники Эрмитажа два раза в неделю, это один из любимых аттракционов для туристов).
Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение. Сова олицетворяет ночь, разум и непредсказуемое мышление. Она заперта в ажурной клетке, сдерживающей ее темную силу. Подпрыгивающая стрекоза символизирует мимолетность существования.

Рядом разместились две солнечные птицы — петух и блистающий красотой оперенья павлин. Петух — символ рождения новой жизни, а раскрытый хвост павлина означает солнечный диск, который быстро превращается в луну. По легенде, павлин – это любимая птица богини Геры, владычицы неба, покровительницы семьи и брака, обитающей на священном дереве верховных богов – дубе.

Эрмитаж архитектор

Также открыла для себя большое количество экспонатов церковной утвари европейских мастеров 16-18вв (распятия, ларцы, чаши итд, много действительно красивых вещей). В том же зале (находится он около Гербового зала) около окон выставлены витражи из европейских (в основном немецких) церквей. Любопытно то, что можно их рассмотреть на расстоянии вытянутой руки (как сделаны, из кусочков цветного стекла) – а не задрав голову где-то высоко наверху, как обычно в интерьерах действующих церквей Европы. Обилие экспонатов именно немецких церквей, насколько знаю, тесно связано с т.н. "вывозом культурных ценностей" СССР после победы над гитлеровской Германией.

Эрмитаж архитектор

И последнее, что я смотрела уже совсем поздно вечером перед самым закрытием Эрмитажа – зал античной скульптуры. Здесь меня больше всего тронула не огромная статуя Зевса, а вот эта маленькая хрупкая женщина – Венера Таврическая.

Эрмитаж архитектор

Ну и конечно – парадные залы Зимнего дворца. Собственно с них и начинается обычно осмотр музея. И сначала – Посольская, или Иорданская, лестница. Ее я тоже помнила еще с 15 лет. И неудивительно – роскошные интерьеры лестницы производят неизгладимое впечатление.

Эрмитаж архитектор

Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. Восстановлена в первоначальном виде после пожара 1837г. По этой лестнице послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций — поэтому она называлась Посольской.

Позже лестнице дали имя Иорданская. Это название связано с православным праздником Крещения — царская семья по этой лестнице в праздник Крещения спускалась к Иордани – специальной проруби, прорубленной в виде креста  в замершей Неве, где и проводился обряд водосвятия.

Эрмитаж архитектор

Убранство Посольской (Иорданской) лестницы отражает особенности русского барокко. Ступени и резная балюстрада выполнены из белого каррарского мрамора. Убранству стен, их изящной скульптуре и позолоте эффектно противопоставлены гладкие колонны из серого сердобольского мрамора, расположенные на верхней балюстраде.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Иорданская лестница ведет нас к анфиладе парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества.

Эрмитаж архитектор

Петровский, или Малый тронный зал. Зал посвящен памяти основателя Санкт-Петербурга Петру I, и главное место здесь занимает трон времен правления Анны Иоанновны. Выше кресла расположен парадный портрет Петра рядом с аллегорической фигурой богини мудрости Минервы.

Эрмитаж архитектор

Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены пластины с изображениями гербов российских городов (губерний Российской империи). Сочетание золота с белым создают ощущения величия и торжественности.

Эрмитаж архитектор

Гербовый зал был призван прославить государственное устройство Российской империи.

Эрмитаж архитектор

Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти. Всего здесь 332 портрета героев войны, выполненных английским мастером Джорджем Доу. Император, гарцующий на белом коне на фоне панорамы Парижа, изображен на огромном полотне работы Франца Крюгера. В галерее представлена самая элита российского офицерства! Это воины, отстоявшие Россию в битвах с гениальным военным стратегом — Наполеоном Бонапартом. Александр I гордился победой в войне, галерея была задумана им как символ могущества его императорской власти. Этой галерее посвятил свои стихи А.С.Пушкин, они высечены на одной из стен на мраморной плите.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Для проведения больших официальных церемоний кавалеров Ордена Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский, или Большой Тронный зал. Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых. Паркет набран из 16 пород дерева!

Георгиевский зал – главный в Зимнем дворце, здесь проходили все официальные церемонии Российского императорского дома. В советские времена тронный ансамбль зала был весь убран, восстановлен только в 2000г.

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

Эрмитаж архитектор

И напоследок про Леонардо да Винчи. Самая известная картина Эрмитажа – Мадонна Литта. Рядом с ней – еще один шедевр знаменитого флорентинца – Мадонна Бенуа. Фотографировать эти картины нет никакого смысла – их надо смотреть вживую. Мне повезло – когда я подошла к этим картинам, рядом стояла группа экскурсантов на занятии по искусству (именно на узко специализированном занятии по искусству Высокого итальянского Возрождения, а не просто обычных туристов Эрмитажа). Им читала лекцию про Леонардо да Винчи пожилая женщина-искусствовед, на вид лет 60-70, совсем седая, с вязаной шалью на плечах. Как же она интересно рассказывала! Сколько нового я для себя узнала, пока тихонько пристроилась сбоку. Многие мои «подозрения» насчет этих картин подтвердились. Да, эти чёрные неприятные тени на лице Мадонны и младенца (будто мёртвая кожа) не есть нормально — это испорченные временем краски (ведь Леонардо да Вини сам собственноручно изготавливал себе масляные краски, и не мог знать, то со временем его рецепт приведет к сильному почернению тонов его картин). И да, ярко-синий плащ Мадонны (такой яркий, что мне всегда казался неестественно плоским как из комиксов) тоже не есть задумка художника – это результат последующих некорректных реставраций картины. А излишне «толстые» уродливые младенцы – это просто личное мнение художника о том, каким надлежит быть здоровому ребенку, и не более (сам он детьми, как известно, так и не обзавёлся). Ну и еще много его интересного рассказывала эта пожилая экскурсовод, к сожалению потом мне так и не удалось выяснить, как ее зовут. Еще запомнился сильный контраст – насколько скромно (если не сказать бедно) была она одета, и насколько профессионально вела лекцию, поставленным несрывающимся голосом, не отвлекаясь на многочисленных туристов вокруг. Я за 40 минут лекции два раза сбегала присесть рядом на скамейку, ноги уже не выдерживали стоять около картин и подгибались от усталости, а эта бабушка (иначе не сказать) без единого намека на усталость всё стояла и рассказывала, рассказывала.. На всю жизнь её запомнила, побольше бы таких примеров экскурсоводов-энтузиастов своей профессии.

Источник: architectstyle.livejournal.com

Многообразие коллекций Эрмитажа.

Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» – портреты героев Отечественной войны 1812, а также б. дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I), нумизматики, западноевропейского искусства.

В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров. Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П.Рубенса, 2 картины Леонардо да Винчи (всего в мире их 14), произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев – бр. Ленен, Н.Пуссена, А.Ватто, Ж.О.Д.Энгра, Э.Делакруа, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, скульпторов – Ж.А.Гудона, О.Родена). Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 – начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо. В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка), 31 картина Пикассо.

Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8–6 вв. до н.э.). Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (3–7 вв.), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах.

Всемирной известностью пользуется отдел первобытной культуры (отдел археологии). В нем находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Некоторые из них были созданы 500 000 лет до н.э. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8–3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.

Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С.И.Руденко в 1929–1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6–4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5–4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой – из фетра с аппликациями местной работы.

Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н.э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью.

В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим (например, люстра из слоновой кости), а также «Восковая персона» – документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли (отцом архитектора Б.Ф.Растрелли) сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным.

Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.

К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Петровский зал напоминает о победе над шведами в Северной войне. Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства, и Малая столовая, где были арестованы министры Временного правительства.

Во всех экспозициях Эрмитажа выставляют только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет. В настоящее время в музее хранятся более 2 млн. 800 тыс. экспонатов (их количество постоянно растет). Для показа коллекций отведено более 350 залов.

История создания музея и строительства зданий.

Название музея «Эрмитаж» (от франц. ermitage) означает в переводе «жилище отшельника», «уединенный уголок». Название связано с местом расположения первых коллекций, купленных императрицей Всероссийской Екатериной II (р. 1729, 1762–1796). Картины находились в здании, примыкающем к Зимнему дворцу, которое сейчас называется Малым Эрмитажем. Малый Эрмитаж представляет собой два павильона и две галереи, окружающие Висячий сад, расположенный на крыше первого этажа. Северный павильон (называемый ранее Оранжерейный дом), был построен по заказу Екатерины II французским архитектором Ж.Б.М.Валленом-Деламотом (1767–1769), южный павильон и галереи были построены архитектором Ю.Фельтеном (1764–1775).

В северном павильоне Валлен-Деламот создал комнату с двумя подъемными столами. Столы, уже накрытые, поднимались с помощью механизмов из первого этажа. Здесь обедали без слуг. Эта комната и называлась «Эрмитаж», в ней собиралось обычно небольшое общество в 12–15 человек, приглашенных самой Екатериной II.

Комнаты и галереи Малого Эрмитажа стали быстро заполняться произведениями искусства. Поэтому возникла необходимость в еще одном здании, побольше, для размещения коллекций. Оно было построено Ю.Фельтеном вдоль берега Невы (1771–1787). Его стали называть Большой Эрмитаж, а позднее – Старый Эрмитаж. С помощью крытого мостика оно соединялось со зданием театра (архитектор Дж.Кваренги, 1783–1787), построенного на месте обветшавшего дворца Петра I. Вскоре вдоль Зимней канавки Кваренги создал повторение знаменитых ватиканских лоджий Рафаэля (1783–1792). Подлинные лоджии в Риме были построены по проекту Д.Браманте, росписи исполнены по эскизам и под руководством Рафаэля в 1516 – 1518. Лоджии Рафаэля в Санкт-Петербурге расположены в специальном корпусе, примыкающем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Копии росписей Рафаэля исполнила группа художников под руководством Х.Унтербергера в Риме.

Здания Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, лоджии Рафаэля, фойе театра были заполнены произведениями искусства, купленными Екатериной II. С тех пор за музеем, основанным ею, закрепилось название «Эрмитаж».

Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.

Вплоть до середины 19 в. коллекции Эрмитажа были доступны небольшому кругу лиц. Билеты выдавала придворная контора. Так, по рекомендации поэта В.Жуковского А.Пушкин получил постоянный пропуск в Эрмитаж, как выразился В.Жуковский – «билет на всю вечность».

Однако в середине 19 в. повсюду в Европе возникали общедоступные музеи. Такой музей в 1839–1852 был построен и в Санкт-Петербурге по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Музей примыкал к зданиям Старого и Малого Эрмитажа и получил название Новый Эрмитаж.

Новый Эрмитаж строился как музей, предназначенный для широкой публики, выполняющий просветительские функции в обществе. Это был первый в России профессионально спроектированный музей со специальными выставочными помещениями, предназначенными для определенных коллекций, которые были систематизированы в соответствии с научными принципами. Сюда были перенесены все лучшие экспонаты из царских коллекций. Другие здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Зимний дворец освобождались от хранения памятников искусства. В 1850–1858 интерьеры Малого и Старого Эрмитажа были перестроены архитектором А.Штакеншнейдером. Тогда был создан ряд роскошных помещений, в том числе знаменитый, залитый светом Павильонный зал на месте маленьких комнат, построенных Валлен-Деламотом. Перестроенные залы, получившие новое оформление, вплоть до революции использовались как части царской резиденции.

Архитектор Л. фон Кленце, выдающийся мастер музейного ансамбля, ученый, археолог, живописец разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства 19 в. Все залы первого этажа были построены в духе греко-римской архитектуры, хотя античная коллекция занимала всего 5 залов. Остальные залы были заняты скульптурами русских и западноевропейских мастеров, а также «музеумом книги», собранием гравюр и рисунков. Самой ценной частью античной коллекции было собрание античных ваз, найденных в Италии в тех местах, где были греческие колонии. Собрание располагалась в зале «Греко-этрусских ваз» (т.к. там же было представлено искусство этрусков – древнего населения Италии), впоследствии получившим название «Двадцатиколонный» – из-за своего архитектурного облика. Кленце хотел дать мощную «оркестровку» лучшей части коллекции благодаря торжественной архитектуре зала, построенного в виде греческого храма и украшенного 20 колоннами из серого гранита. В верхней части стен были исполнены росписи на темы и в стилистике греческой вазописи и этрусских росписей. Этот зал и сейчас в основных чертах сохраняется в своем первозданном виде как наиболее выдержанный экспозиционный ансамбль середины 19 в.

На втором этаже Кленце спроектировал залы, предназначенные для показа картин (по правилам того времени скульптура и живопись выставлялись отдельно), а также – монет, медалей и камей. Для каждой национальной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской, а также русской отводились отдельные залы. Перед входом в картинную галерею была расположена Галерея истории древней живописи. 86 картин, написанных по эскизам Л.Кленце (почти все исполнялись на медных досках мюнхенским художником Г.Хильтеншпергером), представляли историю античной живописи: ее зарождение, расцвет и гибель. Через Галерею древней живописи посетитель музея попадал в центральные залы – Большие просветы, с верхним освещением. В конце обхода картинной галереи посетитель осматривал залы русского искусства. В них были представлены знаменитые картины К.Брюллова (среди них – Гибель Помпеи), Ф.Бруни, А.Иванова, И.Айвазовского и других. В 1898, когда был образован Русский музей, картины русской школы были переведены туда.

Вплоть до 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Зимний дворец, большая часть залов которого была заново отделана в 1837–1839 после грандиозного пожара 1837 (на другие здания пожар не распространился), Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (интерьеры выполнены по проекту А.Штакеншнейдера), эрмитажный театр до революции оставались царской резиденцией.

Художественный и культурно-исторический музей Государственный Эрмитаж.

Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.

Условной датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школы, от немецкого купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. Екатерина П приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии. Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики.

Послам, а также доверенным лицам царицы было дано поручение покупать все лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Особенно важную роль в собирании коллекций сыграл русский посол во Франции Д.А.Голицын – очень образованный человек, среди друзей которого были Д.Дидро, Ж.Л.Д’Аламбер и другие видные представители французской культуры. Именно Д.А.Голицын купил для Эрмитажа в Париже Возвращение блудного сына Рембрандта. Эту картину и сейчас считают величайшим шедевром живописи музея. По рекомендации Д.А.Голицына Екатерина II купила библиотеку Д.Дидро. Однако она оставалась в доме Дидро вплоть до его смерти, а сам бывший ее владелец был назначен царицей библиотекарем и хранителем собрания. Дидро получал за это ежемесячную плату. Поступок Екатерины II, достойный «просвещенного монарха», покровительствующего деятелям культуры, имел громкую огласку и способствовал повышению престижа не только самой Екатерины II, но и России. Дидро считал себя должником царицы и старался все свои знания и энергию употребить на то, чтобы помочь ей приобрести хорошую коллекцию произведений искусства, не хуже тех, что были во дворцах других королей Европы. Дидро, действительно, был одним из лучших знатоков искусства своего времени. При его содействии Екатерине II удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин: самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза (поступила в Эрмитаж в 1772), в которую входили такие шедевры живописи как Вакх Рубенса, Юдифь Джорджоне (тогда считалась картиной Рафаэля), Даная Тициана и Даная Рембрандта, а также многие другие произведения живописи.

Дидро приложил исключительные усилия, чтобы эта знаменитая коллекция досталась Екатерине II. В своем письме он описывал скандал, разразившийся в Париже по этому поводу: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи».

Был приобретен еще целый ряд коллекций, среди них – коллекция министра короля Саксонии Брюля, помогавшего королю приобрести знаменитые полотна Дрезденской галереи. Из коллекции Брюля (поступила в Эрмитаж в 1769) было куплено 600 первоклассных картин, написанных великими мастерами. Эти картины чрезвычайно обогатили коллекцию. Одним из последних больших приобретений Екатерины II была коллекция лорда Уолпола (1779), купленная в Англии. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров, украсивших эрмитажное собрание. Так же, как это было с покупкой коллекции Кроза, в Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии отправляется в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы выдающимся современным художникам Запада: Д.Рейнолдсу, Ф.Буше, Э.М.Фальконе и многим другим. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывает 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.

В общей сложности Екатерина II к концу своего царствования имела около 4 тысяч картин (некоторые из них украшали загородные дворцы).

Конечно, не все шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779 в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретенных агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались жалкими копиями.

В 1771 в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция картин, приобретенных Д.А.Голицыным в Гааге для императрицы. Со смертью Екатерины II в 1796 закончился важный этап формирования коллекций Эрмитажа. Первые покупки определили характер и лицо музея, занявшего одно из первых мест в Европе. Лучшая часть коллекций Франции 17–18 вв., Голландии, Фландрии, Англии современного Эрмитажа – это приобретения Екатерины II. К тому же именно Екатерина II была обладательницей одной из лучших в мире коллекций камей – резных изображений на камне, раковинах, кости (всего – 10 тысяч).

Пополнения эрмитажных коллекций в течение 19 – начале 20 вв.

В первой половине 19 в. покупки продолжались, но осуществлялись не с таким размахом. Тогда сформировалась испанская коллекция, почти не представленная в Эрмитаже при Екатерине II. Возникло большое собрание русской живописи. Наиболее важным приобретением императора Александра I (р. 1777, 1801–1825) была покупка коллекции шедевров, принадлежавшей жене Наполеона Бонапарта Жозефине Богарнэ. Жозефина в качестве подарка отдала Александру I уникальную камею Гонзага, принадлежавшую в 16 в. одному из известных меценатов эпохи Возрождения – герцогу Гонзага и названную его именем, хотя потом она принадлежала многим другим владельцам. Камея была сделана в Александрии в 3 в. до н.э., на ней изображен властитель эллинистического Египта Птолемей и его жена Арсиноя. Теперь эта камея – одна из жемчужин коллекции камей Эрмитажа.

Из коллекции Жозефины Богарне происходят и знаменитые скульптуры А.Кановы, лучшего скульптора конца 18 – начала 19 вв.

Екатерина II покупала в основном живопись. В первой половине 19 в. была куплена большая коллекция скульптур, созданных современными мастерами Рима, в 1861 – прекрасная коллекция античных памятников: скульптур, ваз, художественных предметов из знаменитой римской коллекции маркиза Кампана. Благодаря этой покупке античное собрание Эрмитажа стало сравнимым с лучшими коллекциями Европы. Продолжалась и покупка картин. В 1865 в Эрмитаж поступила Мадонна Литта (1490–1491), а в 1914 – Мадонна Бенуа кисти Леонардо да Винчи (из собрания петербургского архитектора Леонтия Бенуа).

В 1870 приобрели Мадонну Конестабиле Рафаэля. До этого в собрании Эрмитажа была всего одна картина Рафаэля Святое семейство, купленная Екатериной II. В 1850 коллекция Эрмитажа пополнилась 6 картинами Тициана из дворца Барбариго в Венеции (сейчас их 8).

Во II половине 19 в. в Эрмитаж стали поступать и художественные предметы (раньше их в музее не выставляли), например, богатейшая коллекция прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения, купленная у Базилевского в Париже в 1884. В Эрмитаж передают коллекцию оружия из Арсенала, находившегося в Царском Селе, а также собрание старинного серебра, фарфора и других предметов прикладного искусства.

В 1910 Эрмитаж приобретает большую частную коллекцию картин голландских мастеров (716 картин), собранную известным русским путешественником П.П.Семеновым – Тян-Шанским. Однако вещи эти поступили в музей только после революции.

Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.

В дни революции, когда происходил штурм Зимнего дворца, коллекции, собранные в Новом Эрмитаже, отсутствовали. По распоряжению А. Керенского в сентябре 1917 они были упакованы в ящики и перевезены в Москву. Часть собрания хранилась в Кремле, часть – в Оружейной палате и Историческом музее. Только в 1922 с большими усилиями их удалось вернуть назад. Многие тогда настаивали на том, чтобы они навсегда остались в Москве. Только из-за отсутствия в Москве здания, в котором могла бы разместиться столь грандиозная коллекция, вещи были возвращены в Эрмитаж.

В послереволюционные годы в Эрмитаж поступили многие национализированные честные собрания, в т.ч. богатейшие коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др. Была передана большая коллекция из Академии художеств (собрание Н. Кушелева – Безбородко), благодаря которому Эрмитаж получил произведения французских мастеров середины 19 в., ранее отсутствовавшие в музее.

В Эрмитаж были переданы коллекции Конюшенного музея, где хранились старинные экипажи; очень ценные предметы из музея декоративно-прикладного искусства, основанного А.Л.Штиглицем в 1881 и закрытого незадолго до Второй мировой войны.

Позднее из Москвы поступили картины французских импрессионистов, а в послевоенные годы – 316 картин Матисса, Пикассо и других художников Франции из музея Нового Западного искусства в Москве, закрытого в 1948. Взамен в Москву было отправлено 700 картин из собрания Эрмитажа. Многие произведения искусства из эрмитажной коллекции были переданы в музеи разных городов страны. В 1929–1932 некоторые шедевры Эрмитажа были проданы за границу.

Несмотря на все это, коллекции музея в послереволюционные годы возросли более, чем в 4 раза.

Эрмитажу были переданы здания бывшей царской резиденции: Зимний дворец (его площадь 46 тысяч квадратных метров), Малый и Старый Эрмитаж, театр и лоджии Рафаэля. Были открыты новые отделы, ранее не существовавшие в Эрмитаже: отдел Востока (1920), отдел первобытной культуры (1931), отдел русской культуры (1948).

В годы войны и блокады коллекции Эрмитажа были эвакуированы в Свердловск. Эта была уже третья эвакуация. Первая была произведена по распоряжению Александра I в 1812.

Во время войны здания музея не были разрушены, но им был нанесен большой ущерб за счет ежедневного артиллерийского обстрела и бомбардировок. После войны начались восстановительные работы. Уже в 1945 году коллекции были возвращены из Свердловска. К 8 ноября 1945 года открылись для посетителей первые 69 залов музея.

Эрмитаж сегодня.

За последние десятилетия Эрмитаж получил дополнительные здания для размещения коллекций. В 1981 после реставрации филиалом музея стал Меншиковский дворец на Васильевском острове (18 в., арх. Г.Фонтана, Г.Шедель, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон и др.) В нем разместили экспонаты отдела русской культуры 1 четверти 18 в.

В 1992, после проведения сложной реставрации сохранившейся части Зимнего дворца Петра I (арх. Г.Маттарнови, Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, 1719–1727), он был открыт для публики. Петровский Зимний дворец находится под сценой эрмитажного театра. Во время строительства театра его засыпали строительным мусором. Теперь в Зимнем дворце Петра I (в нем он умер в 1725) находится Восковая персона, личные вещи Петра I (в т.ч. станки и инструменты), портреты самого царя и членов его семьи.

В 1999 Эрмитажу передано восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади (арх. К.Росси, 1827). В Главном штабе были восстановлены интерьеры, созданные Росси и развернут ряд выставок: «Под знаменем орла», «Пьер Боннар и Морис Дени. Декоративные ансамбли». В этом здании устраиваются также временные выставки Эрмитажа.

В 2003 были открыты для посещений публики фонды музея, расположенные в выставочном зале на окраине города в Старой деревне. Для них было построено специальное здание, оборудованное в соответствии с последними техническими достижениями времени.

В феврале 2001 Эрмитаж принял управление музеем Ломоносовского фарфорового завода, коллекция которого насчитывает 35 тыс. экспонатов.

Несмотря на такое расширение площадей музея, их все же не хватает для показа всех коллекций. Многие вещи все еще хранятся в фондах. С целью их показа постоянно устраиваются разнообразные временные выставки, как в самом Эрмитаже, так и в разных городах нашей страны и за рубежом.

Современный Эрмитаж – это дворец-музей. Здесь посетитель попадает в особую торжественную среду, настраивающую его на высокий лад. Большую роль в этом играет не только дворцовая роскошь его залов, но и многочисленные предметы из малахита, яшмы, лазурита, расставленные во многих залах.

В Эрмитаже интерес представляют не только экспонаты, но и интерьеры музея, созданные лучшими архитекторами России, связанные с важными событиями жизни страны. Эрмитаж сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растет число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире.

Ольга Морозова

Источник: www.krugosvet.ru

Путеводитель по Эрмитажу

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Эрмитажа

Практическая информация для туристов — время работы музея и цены на билеты, как доехать на метро и общественном транспорте.

Схема (план) залов Эрмитажа

Схема (план) залов Эрмитажа

Подробная схема-план Эрмитажа с номерами залов. Аналогичную схему Вы сможете получить бесплатно у касс музея.

Посольская (Иорданская) Лестница

Посольская (Иорданская) Лестница

Это главная парадная лестница в Зимнем Дворце. По ней послы иностранных государств поднимались в парадные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской.

Петровский или Малый тронный зал

Петровский или Малый тронный зал

Главное место в этом зале занимает трон, он помещен на возвышении в центральной нише, поэтому второе название зала — Малый тронный.

Гербовый зал

Гербовый зал

Гербовый зал предназначался для торжественных мероприятий. Он освещен массивными люстрами, на которых укреплены изображения гербов российских городов.

Военная Галерея 1812 года

Военная Галерея 1812 года

Портретная галерея в память о войне 1812 года была задумана еще императором Александром I, но была открыта лишь в 1826 году, через год после его смерти.

Георгиевский или Большой Тронный зал

Георгиевский или Большой Тронный зал

Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Над троном расположен мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца.

Павильонный зал

Павильонный зал

В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал.

Часы «Павлин»

Часы «Павлин»

Часы изображают сад, но не живой, а механический, оживающий по воле человека, когда их заводят. Каждый предмет этого сада имеет свое скрытое символическое значение.

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»)

Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии.

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)

Картина была написана еще молодым Леонардо до Винчи и стала образцом для художников тех времен.

Джорджоне «Юдифь»

Джорджоне «Юдифь»

Художник изобразил удивительно нежную молодую женщину, очаровательный облик которой исполнен неземного спокойствия. Лишь длинный меч в ее тонких пальцах говорит нам о том, что перед нами грозная библейская героиня, спасшая родной город Ветилую от нашествия ассирийцев.

Тициан «Даная»

Тициан «Даная»

История Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, освещена художником в нескольких его работах.

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Тициан изобразил пышущую красотой и здоровьем Магдалину, волосы которой отливаются золотом и струятся по округлым плечам и упругой груди. Ее губы распухли, а глаза воспалены от обильных слез.

Тициан «Святой Себастьян»

Тициан «Святой Себастьян»

Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленяли воображение императрицы и она решила создать точную их копию в Дворцовом комплексе Санкт-Петербурга.

Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

Рафаэль Санти «Святое Семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)

Картина Рафаэля Санти «Мадонна с безбородым Иосифом», как и многие другие шедевры живописи, была приобретена Екатериной II из большой коллекции Пьера Кроза.

Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

Микеланджело Буонаротти «Скорчившийся мальчик»

Гордость Эрмитажа — скульптура «Скорчившийся мальчик» — это единственная работа великого Микеланджело Буонаротти в России.

Антонио Канова «Амур и Психея»

Антонио Канова «Амур и Психея»

Антонио Канова был самым известным мастером неоклассической скульптуры. За его талант Папа Пий VII внес его имя в Золотую книгу римского Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искья.

Просветы Нового Эрмитажа

Просветы Нового Эрмитажа

Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала — один Большой и два Малых.

Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

Джузеппе Маццуола «Гибель Адониса»

В своей работе мастер изобразил тот трагический миг, когда возлюбленный Венеры, охотник Адонис, гибнет от клыков дикого кабана.

Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

Джордано Лука «Битва лапифов с кентаврами»

Красочное полотно Джордано Луки «Битва лапифов с кентаврами» — это одна из самых удивительных и замечательных работ художника, представляющая сюжет из древнегреческого мифа.

Рыцарский зал

Рыцарский зал

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлена богатейшая коллекция оружия, насчитывающая почти 15 тысяч предметов.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Рембрандт был великим мастером светотени и крупнейшим представителем золотого века голландской живописи. Одной из последних его работ стало монументальное полотно «Возвращение блудного сына».

Рембрандт «Даная»

Рембрандт «Даная»

Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа.

Рембрандт «Снятие с креста»

Рембрандт «Снятие с креста»

Картина голландского художника Рембрандта «Снятие с креста» была написана в 1834 году, когда в его творчестве сквозь внешнюю патетику все больше пробиваются подлинные человеческие страсти и драма жизни.

Лестница Нового Эрмитажа

Лестница Нового Эрмитажа

Парадная лестница, служившая раньше входом в музей, отличается гармоничностью пропорций, а также благородной цветовой гаммой.

Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

Антонис Ван Дейк «Отдых по пути в Египет»

Художник обращается к Библейскому сюжету о бегстве Иосифа с Девой Марией и младенцем Христом в Египет, придав ему светский характер.

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»

Особой гордостью Эрмитажа является коллекция картин Питер Пауля Рубенса, среди которых — «Персей и Андромеда», где он обратился к теме борьбы и торжества светлых сил над темными.

Рубенс «Вакх»

Рубенс «Вакх»

Это одна из последних работ великого живописца, но и она полна удалой бурлящей энергии.

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

Питер Пауль Рубенс «Снятие с креста»

Это один из величайших шедевров живописи барокко. Для художника характерно величие и живописность изображаемого события.

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

Франс Снейдерс «Рыбная лавка»

С тем же темпераментом, с которым Рубенс писал античных героев, Снейдрс создает в своих картинах трепещущихся рыб и угрей, перезрелые фрукты и туши дичи.

Якоб Йорданс «Бобовый король»

Якоб Йорданс «Бобовый король»

Знаменитое полотно «Бобовый король» изображает самый веселый момент традиционного застолья в день 6 января — в праздник трех волхвов.

Шатровый зал — «малые голландцы»

Шатровый зал — «малые голландцы»

В Шатровом зале представлена коллекция Малых голландцев. Это картины небольших размеров, а сюжет их взят из повседневной жизни в отличие от искусства «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические темы.

Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

Питер Брейгель младший «Поклонение волхвов»

Это копия работы прославленного отца художника — Питера Брейгеля старшего.

Лукас Кранах «Венера и Амур»

Лукас Кранах «Венера и Амур»

Это первое в немецком искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Стройная и трогательно юная богиня возникает из загадочного мрака.

Клод Лорен — цикл «Времена суток»

Клод Лорен — цикл «Времена суток»

Серия пейзажей Клода Лорена, так называемые «Времена суток», была приобретена Александром I в Париже у наследников Жозефины Богарне, первой жены Наполеона.

Александровский зал

Александровский зал

Архитектор Александр Брюллов создал мемориальный зал, посвященный памяти Александра I и войне 1812 года. Архитектурное решение построено на сочетании стилей готики и классицизма.

Фальконе «Скульптура Ангела»

Фальконе «Скульптура Ангела»

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, создатель знаменитого Медного всадника, представлен в этих залах скульптурой Амура.

Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Жан-Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»

Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» наилучшим образом отражает идеал эпохи Просвещения, когда главным в живописи становится жизнь духа и разум.

Сервиз с камеями

Сервиз с камеями

Французская коллекция включает образцы фарфора, среди них — сервиз с камеями, созданный в Севре.

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

Джошуа Рейнолдс «Младенец Геракл, удушающий змей»

Картина «Младенец Геракл, удушающий змей, посланных Герой» была выполнена по заказу Екатерины II, попросившей написать картину на историческую тему.

Личная гостиная Марии Александровны

Личная гостиная Марии Александровны

Один из самых роскошных залов дворца — личная гостиная Марии Александровны, супруги императора Александра II. Интерьер помещения был создан архитектором Александром Брюлловым после пожара 1837 года.

Будуар Марии Александровны

Будуар Марии Александровны

Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная создана архитектором Александром Брюлловым. В интерьер зала смело вводится малахит — магический камень Уральских гор.

Малая столовая Николая II

Малая столовая Николая II

Именно в этой столовой в ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме Зимнего дворца было арестовано Временное правительство.

Коллекция древнеримской скульптуры

Коллекция древнеримской скульптуры

На первом этаже Нового Эрмитажа разместилась коллекция античной скульптуры. Здесь собраны римские статуи, являющиеся повторением древнегреческих шедевров.

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге

Если речь заходит о Зимнем дворце, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Петербурге.

Фотографии Эрмитажа

Фотографии Эрмитажа

В этом разделе собрано более 500 фото Эрмитажа — интерьеры парадных залов, экспонаты музея, а также открыточные виды Зимнего дворца.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Музейный комплекс состоит пяти зданий. И, конечно, самое известное из них — Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний), «Золотая кладовая», Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Залы Эрмитажа в  Санкт-Петербурге

С Иорданской лестницы можно попасть в самый большой зал площадью 1103 кв.м, состоящий из трех комнат, расположенных вдоль Невы. Продолжением их является Концертный зал. С Иорданской лестницы через боковой проход можно попасть в Фельдмаршальский зал. В нишах его стен раньше были расположены портреты русских фельдмаршалов. Поэтому помещение и получило такое название. В следующем Петровском зале находится изготовленный в Англии серебряный трон русских царей. На люстрах Гербового зала находятся гербы губерний Российской империи.

Русским военноначальникам, проявившим героизм в войне 1812 года, посвящена Военная галерея 1812 года.

48 мраморных колонн, 28 люстр и царский трон украшают Большой тронный (Георгиевский) зал. Барельефы, посвящённые победе в войне 1812 года, большой портрет Александра I находятся в Александровском зале. Его оформление, а также Малахитового, Белого залов, Золотой гостиной и других комнат выполнено Брюлловым. Малахитовый зал, колонны которого покрыты пластинами из малахита, являлся парадной гостиной царской семьи.

История создания Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уединенном уголке.

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Даная» Тициана и «Даная» Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие.

В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.

В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.

К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица».

Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.

До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.

Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи.

После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году.

Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

Дополнительные услуги Эрмитажа в Санкт-Петербурге

На первом этаже музея располагаются кафе-бар и интернет-кафе. В последнем находятся терминалы, при помощи которых можно найти справочную информацию о музее и его экспонатах. Такие же терминалы располагаются и в экспозиционных залах музея. Благодаря инновационным технологиям появились цифровые путеводители и электронные коллекции, которыми можно воспользоваться в музее.

Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это дворец-музей, потрясающий роскошными интерьерами и богатыми экспонатами. Комплекс продолжает развиваться, а количество посетителей достигает более трех миллионов в год.

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Эрмитаж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.