История Зимнего дворца

Зимний дворец был построен в пятьдесят четвертом – шестьдесят втором годах итальянским архитектором Растрелли. Грандиозное здание, в котором больше тысячи помещений и в десять раз меньше лестниц, северным фасадом обращено к Неве, южным – к Дворцовой площади. Разнообразные сочетания ризалитов, портиков, подчеркнутые линиями карниза и балюстрады, делают фасад необычайно живописным.

Над оформлением дворцовых интерьеров в разные годы работали Джакомо Кваренги, Огюст Монферран, Карл Росси. На втором этаже, куда ведет построенная Растрелли и переделанная после пожара тридцать седьмого года девятнадцатого века Иорданская лестница – анфилады парадных залов, преимущественно оформленные Джакомо Кваренги и Иваном Старовым во второй половине восемнадцатого века. При пожаре дворец сильно пострадал, но был заново отстроен за два года. Многие помещения были оформлены в соответствии с новыми вкусами тридцатых годов восемнадцатого века, но фасад здания и отдельные помещения были восстановлены в прежнем виде.


Дворец долгое время был зимней резиденцией российских императоров, а с июля по ноябрь семнадцатого года двадцатого века служил залом заседания Временного правительства. Через год часть, а через четыре года всё здание передано Государственному Эрмитажу.

В начале девятнадцатого века для окончательного оформления архитектурного ансамбля Дворцовой площади, на которой и расположен Зимний дворец, напротив него архитектор Карл Росси спроектировал здание Главного штаба. Два громадных дугообразных здания, обрамляющих площадь, связывает триумфальная арка – памятник в честь победы над Наполеоном. Арку украшают композиции из воинских доспехов, а завершает ее колесница, управляемая богиней победы Никой.

В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна, воздвигнутая в стиле ампир в тридцать четвертом году девятнадцатого века французским архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая Первого в память о победе его старшего брата Александра Первого над Наполеоном.

Архитектурные особенности здания

Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот — не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.

К шестьдесят второму году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр Третий.


Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти две сотни метров, ширина сто шестьдесят метров, высота двадцать два метра, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн.

В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В восемнадцатом веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником.


Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла.

Большая часть колонн этого фасада как бы “сбежалась” к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.

Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы. Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.

На крыше здания расставлено более сотни скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у Главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В восемнадцатом веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.

Экскурсии по Зимнему дворцу

Сейчас в стенах этого великолепного и грандиозного дворца расположился Эрмитаж — крупнейший в мире художественный музей. В нем представлена уникальная коллекция, в составе которой — три миллиона произведений искусства, представляющих исторические периоды от каменного века и до наших дней.


Свое начало Эрмитаж берет в качестве личного собрания картин, являющихся собственностью императрицы Екатерины Великой.

Для того чтобы осмотреть весь Зимний дворец, находящийся в нем Эрмитаж и прилегающие достопримечательности, одного дня не хватит — абсолютно точно, однако это именно то место, которое ни в коем случае нельзя не посетить.

Где находится

Зимний дворец раскинулся в самом центре дворцовой площади, в самом центре Санкт-Петербурга по адресу Дворцовая набережная 32.

Источник: mir-tourista.ru

Historical stages of the construction of the Winter Palace

The history of the Winter Palace is multifaceted and long. Lots of rulers of the state changed over the centuries of the Palace existence. The building of the palace was completely rebuilt several times. Let’s plunge into its history.
Зимний дворец как добратьсяThe first building ("Winter House") was built for Peter I in 1708.
e construction was built on a land, located on the Milicionnaya Street near the Neva River. Of course, its appearance was different from its look nowadays. The first Winter Palace was a modest building of two main floors under a slate roof. His porch and roof were like an unusual decoration. In 1712 governor of St. Petersburg presented Bridal Chamber to Peter. 
The second palace was built by the order of Peter I in 1716. It was built on the intersection of the Neva River and Zimnedomniy channel. After a few years the king's family moved here. It was the place that Peter the Great died in 1725.
After his death, it was decided to complete construction of the palace and to build a third one. Anna Ivanovna was not satisfied with the size of the building. She thought that it was too small for a royal family to live. Anna approved the restructuring project presented by a talented architect Francesco Bartolomeo Rastrelli. It was considered to buy a few neighboring territories to build The Palace. All things were done very quickly; houses of famous people were bought and torn down, the construction of the royal palace started. In 1735 Anna Ivanovna moved to her permanent residence in the new 4-storey building. The building was really large. There were 70 state rooms, more than a hundred bedrooms, each with dissimilar interiors, and even the theater and some galleries. Moreover, there were many rooms for staff and security. Facades of buildings had a great view of the city: the Neva, the Admiralty building, the main Palace Square. A little later some place for staff was added.

Зимний дворец как добратьсяAfter the death of Anna Ivanovna, Elizaveta Petrovna was the one who lead the building of the Palace. In 1752 the construction of the new adjacent buildings was began. And again a few houses of wealthy people were bought and torn down. 
Construction was carried out under the guidance of Rastrelli.  He considered to built other buildings patterned  on the similar design as the palace was. At the end of 1752 the new idea to make the palace bigger appeared. 
The architect found out that it was easier to build a new palace in a different place than fulfill the wish of Elizabeth.  Perhaps, this idea was not logical, but it had an explanation. One day Elizabeth looked at the palace and saw that it looked like a chicken coop. Its appearance was damaged by numerous outbuildings. The main purpose of the palace was to demonstrate the power of the state. According to this fact, the new project was taken. It was considered to throw down an old building and built a new palace. 
In 1755 the temporary palace was made. It was required for royal family living during the period of construction works near the banks of the Neva.
appeared at the intersection of Nevsky Prospekt and the Moika River. After 7 years, it was dismantled.
The modern palace which situated on the banks of the Neva River is the fifth Winter Palace. Its construction began in 1754. Its size is very impressive. Its area was more than 60 thousand square meters. More than fifteen hundred rooms and halls were there. During its construction several rulers changed in Russia. It was begun with Elizabeth, was continued under Peter III, and was completed under Catherine II.
The Palace was sanctified in 1762. It became the main place to stay for the imperial court in Easter week.
Зимний дворец как добратьсяThe new Empress Catherine fired Rastrelli and recruited the new chief, architect Betsky. He chose the interior for the palace. 
In 1837 there was a major fire that could destroy the unique things which placed there. It was so difficult to extinguish the fire and save a royal property. The renovation took about 2 years.
Up until 1904 the main purpose of the palace was to be a winter residence of the first persons of the state. Nicholas II changed this; he used the Alexander Palace in Tsarskoye Selo. In 1914 most of the royal things and belongings were transported to Moscow. Only a gallery was untouched. Around the same period the palace housed the military hospital.
ring the October Revolution it became the station of rebel troops.
In 1920 the Winter Palace and the Hermitage State Museum were named as the Revolution museum. In 1941 the basement of the building was equipped with bomb shelters. The basement was full of hidden museum treasures from the entire Leningrad region. The damaged rooms were on renovation for a long time, but the best part of the palace was opened for public in 1944.
Nowadays the Winter Palace is one of the best museums in the world. It houses extensive collections of major and rare art works. There are more than 3 million there.

The architecture of the Winter Palace

The Winter Palace is a bright representation of the traditional Russian Baroque style. This style has an elegant form which is always taken for some kind of solemnity, no matter how you look at it ? right in front of your eyes or in a distance. There was the main aim – to build a great construction which would dominate the central part of the northern St. Petersburg. Rastrelli suggested a project, according it the building would have a rectangular form with an open space inside ? a courtyard.
Зимний дворец как добратьсяEach of the four facades played a  huge role. From the Neva embankment wall gives the impression of infinite colonnade with the help of the longitudinal edge portions which are highlighted from the middle.
trance (which is in the center of the wall) is not especially stand out. Emphasis is placed on the scale of the structure. The opposite, southern facade, looks different. Here the architect highlights the main entrance to the palace ? the arch. The columns, located between three arches, visually increase the height of the arches, so it looks like a bright big majestic building. The facade which located in Admiralteystvo side is slightly recessed, that makes it a link between the two main facades. In Millionnaya street facade forms a large courtyard.
All facades are decorated with gables, vases, and statues. The windows are framed by unique architraves of various shapes. All molding is done right on the place. The distance between the columns is different everywhere. This was done in order to make them natural, more vividly.
There are graceful sculptures and vases everywhere. At first they were made of stone, but then at the turn of XIX-XX centuries they were replaced by metal replicas.
Indoor work has not been completed at the time of completion of constructing. Rastrelli planned a really elegant room decoration so there weren’t artists who were able to do it. For example, there should be 27 unique styled patterns for floor, which, according to the architect's plan, were to decorate 95 rooms and they had to be made from a rare timber, but finding it was not possible. At the end Rastrelli was fired from the post of indoor interior decorator by 
Catherine the Great.
e Palace was renovated, but the basic Rastrelli’s idea was saved. There are three floors, basement and mezzanine.  The original floors were wooden; however, in the period of reconstruction after the fire, they were replaced by metal ones. For that time it was nonsense to use the metal in such usage in the construction industry. Roofing is tinned.
The color of the facades has been changed many times, but it has always been a bright ? eye-catching. In 1934, the facades were painted with oil paint, but it caused a damage of stone, so the entire layer was removed. In the postwar years facades turned into emerald color. The other hand is the interior of the palace. It is luxurious, screaming, telling about the power of the Russian state.

Rooms and halls

Unfortunately, most of the original interiors have been lost in 1837 due to the fire. Only Rastrelli’s and Jordan’s half-columns on the ground floor and load-bearing walls of brick survived.

Jordan gallery

Зимний дворец как добратьсяAt first the gallery was called the main one, because exactly through it all the guests entered the palace. It is famous for the fact that believers walked through it to the pool called Jordanian while Russian Christianity celebration of baptism. The way was laid on the Jordan Staircase to the Neva. Now it does not exist, it was fully burned by in the fire. Today it is replaced by a new different one in the classical style the color, sculptures and statues that adorn it were changed.

Field Marshals hall

This hall is a result of the creative work of Auguste Montferrand. In 1834, after the completion of work on the interior composition, which consisted of niches for portraits, they were filled. Field marshals of different times look at tourists just like they are alive. One of the niches left empty. And so it is now, after 2012 year restoration.

Heraldic hall

The main purpose of this hall is a conducting of important and beautiful ceremonies. The dominant decor is numerous bronze chandeliers with images of symbols of different Russian regions. At the entrance there are two sculptures of ancient warriors. In their hands they hold shields, on which you can see the symbols of Russian provinces.

The Military Gallery of 1812

It was created in memory of the victory of the Russian people against Napoleon. The grand opening took place a year after the event. The first persons of the country, the entire military elite, from the generals to the ordinary soldiers, who were the heroes of the war, attended the ceremony of opening. The gallery is a unique place. There are 332 portraits of Russian generals, heroically distinguished themselves in the battles and campaigns of 1812-1814 are on its walls.

Big Throne (St. George's) Hall

Зимний дворец как добратьсяHere since 1795 were held all celebrations and ceremonies. Author of the project is Giacomo Kvarnegi. During the restoration works the hall was decorated with Italian white marble by the order of Nicholas I. A marbled relief was established above the throne. St. George cracking down the dragon was pictured there. In Soviet times the throne was removed. In its place there was a unique map which contained the gemstones (45 thousand pieces) with the images of the republics of the Soviet Union. Now the map is in the Muzey Gornogo universiteta museum and the throne seat is again in the hall.

Grand Church of the Winter Palace

It is located in the southeast corner of the palace. At first, in 1761, the church was consecrated in honor of the Resurrection of Christ, and a year later — in the name of the Image of the Savior. The interior of the church was richly decorated with stucco, three-tiered iconostasis, paintings with biblical scenes. At the end of the XIX century the roof was renovated. The belfry, with its ringing bells 5 appeared. Today there is only a little amount of things related to the original decoration of the church.

Picket hall

Space of this hall was originally occupied by two small rooms and a staircase. It held a picket separation (security guard). After the fire the rooms were joined and hall appeared. This place tells the story of Russian army. The military theme is the main thing about its interior. On the walls there are reliefs of military symbolism — medallions, armor, guns. It the end of XX century the hall was closed and used as a warehouse for exhibits. In 2004 it was opened for visitors once again.

Alexander hall

Зимний дворец как добратьсяThe project of this hall was implemented by A. Bryullov. It was intended to design the interior in memory of the Emperor Alexander I. Today it houses an exposition of western European silver XVII — XVIII. Huge cupboards spoil the impression of the room. At first full-length portrait of the emperor was on the north-side wall. The portrait was framed by a beautiful gold-plated subframe. Also, the background was really beautiful ? pinky color with embroidery double-headed eagle.

Golden living room

This living room was designed for Maria Alexandrovna when she was a princess. Author of the project is A. P. Bryullov. The room was finished only after 20 years by A. Shtakenshneider. The room still has furniture which was specially made for it. Wall panels have lost the quality and brightness. Nowadays reliefs are solid gold, but earlier their color and design was gorgeous. They were located  on the white marble background. The fate of the reforms of the country was decided there by the Emperor Alexander II. 

Boudoir

This is a very unusual room. It is like an elegant snuffbox. Designers  (in different years it was the different people ? AP Bryullov and Harald Bosse), tried to stylize it in rococo by adding luxurious mirrors, reliefs, ornaments, textile items and a unique furniture.

Nicholas hall

Зимний дворец как добратьсяThe Nicholas hall is very impressive in size. It appeared at the end of the XVII century and replaced three Rastrelli’s halls. It covers an area of over 1,100 square meters. After the death of Nicholas I there was established his big portrait. It was decorated with a large frame with a double-headed eagle. It disappeared in 1930. Unfortunately, nowadays we could not see all the beauty of this place. During the Soviet era it was used for temporary exhibitions. They caused damage to the hall’s appearance. In addition, the hall is often closed to the public. It is impossible to see it from plywood shelves and partitions.

Concert hall

It was built according to Stasov’s project in the period of restoration after the fire. It’s like an art gallery ?walls are decorated with many statues of muses and goddesses of the ancient period. Today there are valuable exhibits of traditional Russian silver, including the famous silver shrine of Alexander Nevsky.
Malachite Room
This room was the favorite one of Nicholas I’s wife. The name speaks for itself. The interior is decorated with natural malachite. After the fire there was a rebuilding. The columns have been shifted from the center of the room closer to the walls, so now it seems more spacious. Nicholas I greeted his guests exactly from this place.  The Provisional Government was in session here in 1917.

Источник: lions-guides.ru

История строительства

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец, Санкт-Петербург

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи — Мраморную и Военную.

Пожар

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Архитектурные особенности

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Дворец состоит из 4 корпусов, окружающих по периметру Дворцовую площадь. Фасады зданий обращены на Адмиралтейство, в сторону набережной Невы. Арка парадного проезда ведет на внутреннюю площадку.

Поверхность стен корпусов украшают разнообразные архитектурные элементы, которые придают сооружению пышный и торжественный вид:

  • ризалиты
  • колонны
  • наличники
  • скульптуры
  • лепнина
  • вазы

Богатство деталей подчеркивает принадлежность ансамбля барочному стилю.

Размеры Зимнего дворца

Бывшая императорская резиденция отличается монументальностью и масштабными размерами. Протяженность стен:

  • вдоль набережной – 210м.
  • с адмиралтейской стороны – 175 м.

Высота 3-этажных корпусов 23,4 м. В 19 в. существовал запрет на возведение городских зданий в Санкт-Петербурге, превышающих Зимний дворец.

Комплекс насчитывает:

  • 1084 комнаты
  • 117 лестниц
  • 1476 окон

Исторические события

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Новый Зимний дворец был освящен и стал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 г. Петербургская резиденция императоров неоднократно становилась местом проведения важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II народовольцем С. Халтуриным (1880 г.)
  • расстрел мирной демонстрации(1905г.)
  • превращение в штаб-квартиру Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • обстрел и штурм дворца, ставшие началом Октябрьской революции(1917 г.)
  • преобразование во Дворец Искусств (1918-19 гг.)
  • объявление коллекции Эрмитажа государственным музеем
  • учреждение музея Революции (1920 г.)

Залы

Основные апартаменты располагались на 1 этаже резиденции:

  • Большой Тронный Зал
  • Театр
  • Посольская лестница
  • Храм Спаса Нерукотворного

Второй этаж состоял из анфилады малых залов и личных покоев императорской фамилии.

Иорданская галерея

Галерея служила переходом от Парадной лестницы к Главному вестибюлю. Сначала ее называли Главной, а затем переименовали в Иорданскую. Наименование связано с традицией осуществлять по ней крестный ход к проруби («иордани») в праздник Крещения Господня.

Иорданская лестница

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Деревянная лестница в северо-восточной части архитектурного комплекса предназначалась для прохода иностранных делегаций и дипломатических миссий. Поэтому носила имя «Посольской».В 19 в. по ней спускались для купания в ледяной иордани на Неве и окрестили Иорданской.

Свой современный облик лестница приобрела после восстановительных работ, проводимых в середине 19 в.:

  • мраморные колонны заменены гранитными
  • кованые решетки с позолотой поменяли на балюстраду из мрамора
  • вдоль стен установили аллегорические фигуры — Мудрость, Правосудие, Величие,Изобилие, Верность, Справедливость, Государство, Меркурий, Муза
  • в выемках ложных окон размещены воинские принадлежности

Потолок над лестницей расписан в виде плафона. Центральное положение в нем занимают фигуры античных богов. Картина «Олимп» принадлежит кисти Г. Дициани.

Фельдмаршальский зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Череда парадных апартаментов Зимнего дворца начинается с Фельдмаршальского зала. Он был создан в 30-х гг. 18 в. по проекту О.Монферрана. Для украшения стен были использованы портреты выдающихся российских полководцев, носивших звание фельдмаршала:

  • Суворова-Рымникского
  • Голенищева-Кутузова-Смоленского
  • Румянцева-Задунайского
  • Потёмкина-Таврического
  • Паскевича-Эриванского
  • Дибича-Забалканского

Последнюю нишу оставили пустой. У двери в Малый тронный зал помещены два громадных полотна с изображением победных баталий:

  • «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе»
  • «Взятие русскими войсками предместья Варшавы»

Воинская тематика зала подчеркивается декоративными элементами в виде лавровых венков и армейских трофеев.

Музейная экспозиция демонстрирует лучшие образцы фарфоровых изделий с Императорского завода, а также скульптурные изваяния, выполненные мастерами из Европы и России.

Петровский (Малый тронный) зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для приемов был обустроен зал, посвященный Петру I. В оформлении стен задействованы изображения символов власти монарха:

  • корона
  • 2-х главый орел
  • вензель из комбинации двух букв «P»

Центральное положение в комнате занимает трон, изготовленный лондонским ювелиром К. Клаузеном из золота и серебра. В нише за ним, висит картина Я. Амигони «Петр I с богиней мудрости Минервой».

Стены зала закрывают бархатные панно, расшитые серебряной нитью. Довершают внутреннее убранство помещения батальные полотна (авторы П. Скотти и Б. Медичи):

  • «Полтавский бой»
  • «Битва при Лесной»

Гербовый зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Одно из наиболее значительных по площади (1 тыс.кв. м) помещений императорской резиденции несколько раз видоизменялось:

  • Белая галерея
  • Траурный зал
  • Гербовый зал

Первым проектировщиком апартаментов был Ю. Фельтен. После пожара работы по восстановлению проводились под руководством Стасова. Зал предназначался для ведения торжественных придворных церемоний – балов, приемов, маскарадов.

Его дизайн должен был символизировать величие и могущество Российской империи. У дверей стоят скульптуры ратников в древнерусском воинском облачении. Они держат знамена, на чьих древках прикреплены эмблемы с гербами российских губерний. Изображения гербов также запечатлены на люстрах.

По периметру стен возвышаются колонны, удерживающие балкон. Декоративной доминантой апартаментов выступает каменная чаша, вырезанная из цельного куска авантюрина.

Военная галерея 1812 года

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для перехода от Белой галереи (позже Гербовый зал) в Большой тронный зал несколько внутренних помещений были объединены в новую галерею. Ее спроектировал К.Росси.

Главная идея — увековечить память о воинских подвигах в Отечественной войне 1812 г. С этой целью Д.Доу была заказана серия портретов российского генералитета. В нее вошло 332 полотна. Помимо этого, на стенах зала можно увидеть художественные изображения:

  • монархов — Александра I(Россия), Фридриха Вильгельма III(Пруссия), Франца I(Австро-Венгрия)
  • гренадер
  • батальных сцен — «Бородинское сражение», «Отступление французов через реку Березину»

Открытие Военной галереи состоялось в 1826 г.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для наиболее важных государственных мероприятий в императорской резиденции предназначался Большой тронный зал. Его обустройство продолжалось с 1787 по 1795 гг. Проектированием занимался архитектор Д.Кваренги. Основной акцент во внутреннем убранстве сделан на тронном месте. Прямо над ним расположен, вырезанный из каррарского мрамора, барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона». Его автор, скульптор из Италии Ф. Неро.

Помещение освещалось через два ряда окон. Визуально внутреннее пространство увеличивалось благодаря одинаковому рисунку на полу и потолке. Орнамент был выложен из деревянных плит 16 пород древесины. С установлением советской власти, вместо трона в зале смонтировали гигантскую карту СССР. Исходным материалом для нее служили драгоценные и полудрагоценные камни (45 тыс.шт.). В конце 20 в. тронное место восстановили, а карту перенесли в Горный музей.

Большая церковь

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Дворцовая церковь не похожа на привычные храмы с куполами. Ее план был разработан Ф. Б. Растрелли. Помещению присущи черты барочного стиля. Пространство разделено пилонами на 3 части:

  • трапезную
  • подкупольную
  • алтарную

Храмовое помещение украшает:

  • роспись
  • иконы
  • резьба
  • лепка

Церковь освятили на праздник Спаса Нерукотворного в 1763 г. Часовня служила местом для домашних молений членов императорской семьи. На крыше в конце 19 в. надстроили звонницу на 5 колоколов.

В Большой дворцовой церкви сберегались православные реликвии:

  • десница св. Иоанна Предтечи
  • ковчег с частью ризы Иисуса

Сейчас храмовые апартаменты служат местом проведения масштабных художественных выставок под эгидой Эрмитажа.

часовня для богослужений

В северо-западном углу резиденции была обустроена небольшая часовня для богослужений. Сверху надстроен купол в виде луковицы. Внутри установлен иконостас из 2 ярусов. Потолок расписан фреской о Сошествии Святого духа. Главная реликвия — крест с частицей Животворящего Древа и мощами Трёх Святителей. В годы советской власти помещение использовали как лекторий красный уголок при музее Революции. В настоящее время в зале проводят выставки.

Пикетный (Новый) зал

В 30 гг. 19 в. Стасов спроектировал еще один небольшой зал на месте караульного помещения. Потому апартаменты назвали Пикетным залом. Он предназначался для нахождения дежурных гвардейцев. Отделка комнаты выполнена в строгом военном стиле с декором в виде воинского снаряжения.

Александровский зал

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для увековечивания памяти про императора Александра I был создан одноименный зал. Его интерьер спроектировал А.П.Брюллов. Убранство помещения оформлено в стиле классицизма. Роспись на стенах и потолке напоминает про события Отечественной войны 1812 г. Аллегорические изображения заключены в медальоны, выполненные по эскизам Ф.Толстого. В зале собрана коллекция серебряных изделий европейских мастеров 16-19 вв. В соседних апартаментах выставлена экспозиция картин французских художников.

Собственная лестница

Сооружена в стиле классицизма по проекту О. Монферрана. Поверхность стен оформлена в технике монохромной живописи (гризайль). Во время штурма Зимнего дворца в 1917 г. по ней поднимались революционеры. В результате за лестницей закрепилось название Октябрьской.

Покои императрицы Марии Александровны

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Для нужд императрицы Марии Александровны, жены Александра II, были выделены апартаменты включающие:

  • Белый зал в стиле ампир
  • Золотую гостиную в старомосковском стиле
  • Малиновый кабинет в стиле рококо

В качестве декоративных элементов использовались барельефные изображения, отделка из мрамора и яшмы, зеркала, мебель, картины, фарфоровые вазы.

Аванзалы Невской парадной анфилады

Большой тронный зал сообщался с Иорданской лестницей с помощью цепочки залов. Их именовали «Невской анфиладой», благодаря расположению вдоль невской набережной. Открывал анфилада Аванзал. Его спроектировал Д.Кваренги, и повторно воссоздал Стасов. Помещение играло роль буфетной комнаты во время торжественных балов. С 1948 г. на всеобщее обозрение в Аванзале выставлена ротонда из уральских самоцветов «Малахитовый храм». Декоративное изделие было подарено горнопромышленниками Демидовыми императору Николаю I в 1836 г.

Центральное положение в анфиладе занимает Большой зал. Он создан в конце 18 в. на месте 3 аванзалов. Помещение декорировал ось разноцветными мраморными плитами, и освещалось стеклянными фонарями. В. П. Стасов усилил торжественный облик зала. Его часто использовали для проведения придворных балов и банкетов, поскольку внутреннее пространство имеет самую большую во дворце площадь (1,1 тыс. кв.м). В 50-х гг.19 в. в зале появился портрет Николая I. За что апартаменты стали называть Николаевским залом.

Во время 1-ой мировой войны в помещении располагался госпиталь Красного Креста. С середины прошлого века Николаевский зал служит местом проведения масштабных культурных мероприятий. Специально для музыкальных вечеров был обустроен Концертный зал. В его оформлении использовались статуи древнегреческих муз и божеств (автор И. Герман). Музейная экспозиция апартаментов посвящена изделиям из серебра российских мастеров 17-20 вв. Центральное место в ней отводится раке, где покоились мощи Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Уникальным по оформлению покоем является Малахитовая гостиная. Для отделки комнаты использовался уральский малахит, обработанный на фабрике в Петергофе. Также в качестве декоративного материала применялась яшма (автор дизайна Монферран). Интерьер дополнялся мрамором и позолотой. Техника облицовки гостиной известна, как «русская мозаика».

Первоначально помещение входило в комплекс жилых апартаментов Александры Фёдоровны, жены Николая I. Оно исполняло роль зала для торжественных приемов гостей, а позже как место сбора царской фамилии перед выходом на публику. Разработкой проекта занимался архитектор А. Брюллов. Настенная роспись выполнена по эскизам А. Виги. На ней изображена аллегорическая фигура Поэзии в окружении Дня и Ночи. Временное правительство выбрало Малахитовую гостиную для проведения своих заседаний.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Где находится и как добраться

Зимний дворец, Санкт-Петербург

Точное местоположение дворца: Дворцовая площадь, 2 и Дворцовая набережная, 38. К нему можно дойти пешком от станций метро:

  • «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия);
  • «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия).

Источник: GuruTurizma.ru

Центральная часть южного фасада Зимнего дворца

История Зимнего дворца

М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.

Первый дворец — Свадебные палатыВторой дворец — Зимний дворец Петра IТретий дворец — дворец Анны Иоанновны Первоначально окраска Зимнего дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.

В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенкиПожар в Зимнем дворце Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания

Башня оптического телеграфа Зимнего дворца

К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца

Вид на Зимний дворец и Дворцовую площадь с высоты

Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.

Расчистка исторической окраскиСкрепа, несущая карниз. 1752 г.

Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Фрагмент фасадаЗимний дворец

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей

Иорданская лестница

Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.

А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.

Белый залЗолотая гостиная

Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.

Большая церковьАлександровский зал

Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Стоимость билетов и часы работы

Посещение всего комплекса Эрмитажа, в том числе Зимнего дворца, стоит 600 рублей, в первый четверг месяца можно пройти бесплатно. Если Вы хотите посетить только Зимний дворец, то достаточно будет билета за 300 рублей. Билеты рекомендуется приобретать заранее через Интернет, чтобы не стоять в очереди в кассу или к терминалу. Это можно сделать на официальном сайте www.hermitagemuseum.org. Дети и студенты, российские пенсионеры – льготная категория, получающая бесплатные билеты. Выходной день – понедельник, доступ туристам открыт с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21 часа. Зимний дворец не работает в Новый год и 9 мая.

Источник: wikiway.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.