В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.

Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.


Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

Залы Парадной анфилады, облицованные искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). С левой стороны Парадную анфиладу замыкал Зал с горкой, из которого можно было пройти в помещения Библотеки и далее — в Угловую гостиную; в правом углу при последних владельцах находилась дворцовая Церковь (при Николае I — Опочивальня). В правом флигеле дворца располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.

Если Александр I предпочитал во время пребывания в Царском Селе останавливаться в Большом Царскосельском дворце, то его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание.


Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, из летних дворцов Александр III отдавал предпочтение Гатчинскому.

С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.


Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещались немецкие и испанские воинские части; площадь перед дворцом была превращена в кладбище нацистов.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947–1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а так же Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания.


е через год в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.

В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ.
Планируемый срок окончания реставрации — середина 2020 года.

Источник: tzar.ru

Реставрация Александровского дворца

Первые работы по восстановлению дворца были начаты в 1947–1951 годы. По плану тогда собирались отреставрировать старинные интерьеры архитектора Кваренги, отремонтировать элементы убранства и восстановить внешний вид комнат времени правления Николая I и Николая II. Но что-то пошло не так — и большая часть отделки гостиной и других залов были разрушены.

Лишь в 1997 году левая половина здания была немного отремонтирована. Здесь открылась выставка, посвященная жизненным вехам последней императорской семьи. Летом 2010 года были восстановлены ещё три парадных зала: Портретный, Полукруглый и Мраморный. В них были представлены многие оригинальные вещи времени императоров, в том числе, портрет императрицы Александры Фёдоровны.


В 2010 году во дворце была начала очередная реставрация, которая опять привела к разрушению нескольких конструкций здания из кирпича и камня. Осенью 2015 года Александровский дворец вновь был закрыт на ремонт, который продолжается до сих пор. По последним новостям окончание работ планируется в конце 2020 года.

Интерьер Александровского дворца на google-панорамах

Залы Александровского дворца

Залы Парадной анфилады с искусственной мраморной отделкой расположены вдоль паркового фасада здания. В сердце анфилады размещен зал, который состоит из трех частей, разграниченных арками. Центральная часть помещения называется Полукруглый зал, с востока к нему прилегает Портретный зал, а с запада — Бильярдный зал (который имеет второе название — Мраморная гостиная). Также слева расположен Зал с горкой, который вел в Библиотеку, а затем — в Угловую гостиную. В правой части дворца сначала была расположена Опочивальня, а затем — Дворцовая церковь, далее — Концертный зал и несколько жилых комнат.

Интерьеры Александровского дворца были простыми и не роскошными. В залах нет пышного убранства, позолоты, орнаментов и росписей. Внутренний двор дворца, как и залы, декорирован мрамором, и выполнял роль открытого зала. Позже вместо мрамора здесь находился газон. В ХIX веке отделка и интерьеры Александровского дворца несколько раз изменялись.

Экскурсии


По Александровскому дворцу-музею проводится множество разнообразных экскурсий, разработанных с учетом каждой возрастной группы и интересов посетителей.

Актуальное расписание экскурсий и выставок (в том числе, онлайн-экскурсий) можно узнать на официальном сайте Александровского дворца.

Архитектор Кваренги

Проект дворца был разработан знаменитым архитектором Джакомо Кваренги под руководством известного зодчего П. В. Неелова. Кваренги создал здесь интерьеры, полностью соответствующие всем классическим правилам. В конце XVIII и начале XIX веков ему помогали многие как русские, так и иностранные специалисты: столяр И. Шпонгольц, скульптор И. Моклорд, художники А. делла Джакомо и Д. Феррари. Также в дальнейшей отделке принимали участие архитекторы К. Макер, Д. Е. Ефимов, С. А. Данини и многие другие.

Александровский дворец является длинным двухэтажным строением с парными флигелями по обеим его частям. В середине центрального фасада расположены двухрядные колонны, которые вместе представляют собой уникальную колоннаду коринфского архитектурного ордера. С парковой стороны внешний вид дворца выполнен в виде половины ротонды с округлым куполом.

Парк


К Александровскому дворцу примыкает одноименный парк, площадь которого составляет примерно 200 гектаров. Центральный вход в парк находится недалеко от Екатерининского дворца. Ещё пара входов расположены у ворот Александровского дворца и на дороге через Большой каприз.

Александровский парк разделен на регулярную часть под названием Новый сад и пейзажный парк.

Александровский дворец на google-панорамах Пушкина

Источник: www.tourister.ru

Царское село александровский дворец Царское село александровский дворец

История строительства дворца

Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги.


Царское село александровский дворец Царское село александровский дворец

Александровский дворец – это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио. Двойной ряд колонн в центре северного фасада Александровского дворца при особенно ярком освещении кажется прозрачным. Два флигеля с торцов дворца сильно выдвинуты вперед по отношению к парадному фасаду, благодаря этому образуется курдонер, то есть парадный двор. Задний фасад здания так же красив и прост. Его отличительная черта – двухсветные колонные окна, чередующиеся с небольшими обычными окнами. Залы внутри дворца имеют анфиладное расположение.

Александровский дворец Царское село александровский дворец

Интерьеры дворца 

Во внутреннем убранстве дворца Кваренги также избегал пышности. Внутри дворца нет ни позолоты, ни росписей, ни орнаментов. Стены залов Парадной анфилады декорированы искусственным мрамором. По проекту архитектора зал в центре Парадной анфилады был разделен на три равные части широкими арками.


Александровский дворец Царское село александровский дворец

Внутренний двор Александровского дворца был вымощен мрамором, таким образом, он был превращен в открытый зал. Однако позднее вместо мрамора был разбит зеленый газон. Уже в ХIX веке внутренняя отделка в Александровском дворце менялась и интерьеры перестраивались.

Царское село александровский дворец Царское село александровский дворец

Современное время

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В Советское время здесь находился Дом отдыха для сотрудников НКВД. В период фашистской оккупации во дворце разместилась дивизия СС. Сам дворец пострадал меньше, чем Екатерининский, но многие книги, которые не были эвакуированы, были уничтожены фашистами как недостойное чтение. Во дворе Александровского дворца было организовано кладбище для захоронения фашистских офицеров. Во время одного из артобстрелов дворцовая церковь была разрушена.


Царское село александровский дворец Царское село александровский дворец

В 1990-х гг. Александровский дворец был возвращен ГМЗ «Царское Село». На сегодняшний день главная мечта музейных работников –это открытие во дворце центра «Дом Романовых», в экспозиции которого будут представлены подлинные вещи августейшей семьи, предметы интерьера и книги, а также создание базы данных с информацией о прошлом и настоящем дома Романовых.

Баннер для гостинцы в городе Пушкин

Редакция сайта Пушкин.ру

Источник: pushkin.ru

История дворца

Строительство началось в 1792 году. Летом 1796 года Великий князь Александр с супругой Елизаветой Алексеевной въехал в свой новый дворец. Здесь император жил в юности, при жизни бабушки, а в зрелом возрасте предпочитал Екатерининский дворец. Его младший брат Николай, напротив, очень полюбил это классическое здание. Александр Третий жил с семьей в Александровском дворце с семьей в бытность Великим князем, здесь появился на свет его первенец Николай. Мальчику суждено было стать последним русским императором. Сразу после женитьбы Николай Второй и его жена Александра Федоровна начали обустраивать во дворце семейное гнездо. С появлением в семье долгожданного наследника Алексея, ради здоровья и безопасности мальчика,  решили жить в Александровском дворце круглый год, покинув Петербург. Царский дворец был национализирован после революции. Во время Великой Отечественной войны дворец заняли немецкие и испанские воинские части. Перед дворцом было их кладбище.

Во времена «застоя» здесь размещался оборонный институт, дворец был закрыт не только для посетителей, но и для исследователей. Но люди, работавшие здесь, сберегли отделку, уцелевшую после фашистской оккупации.

Царское село александровский дворец

Особенности архитектуры

Дворец построен в два этажа, композиционно разделен на центральную часть, западное и восточное крыло. Все соответствовало симметрии, принятой стилем классицизм. Стены дворца, выкрашенные в желтый цвет, гладкие, лишенные скульптурного убранства и орнаментов. Кваренги добился красоты здания благородством пропорций, следуя трактату об архитектуре величайшего мастера итальянского Возрождения Андреа Палладио. Он любил говорить, что архитектура – это умение отказаться от лишнего, искусство гармонии, а не искусство украшения. Парадный вход находится посередине. Каждый боковой флигель тоже имеет свой собственный вход. По обеим сторонам парадной лестницы – фигуры юношей, играющих в русские народные игры, работы Пименова и Логановского. Скульптуры заказал для резиденции Николай Первый в 1838 году, который очень любил этот дворец и уделял его обустройству большое внимание.  Вход во дворец архитектор Джакомо Кваренги решил оформить в духе классических итальянских вилл. Великолепный вход с двойной колоннадой восхищал гостей резиденции. Открытое пространство, или лоджия по-итальянски, образованное двадцатью двумя колоннами коринфского ордера, использовалось для проведения приемов. Кваренги также по бокам от центрального входа построил два пандуса, уже будучи знакомым с нашим суровым северным климатом. По пандусам кареты подъезжали прямо ко входным дверям, и гости попадали во дворец, минуя дождь и ненастье.

Царское село александровский дворец

Залы дворца

В парадные залы, расположенные в центре здания, посетители попадали с главного входа. На втором этаже были детские комнаты и помещения для прислуги. В боковых флигелях здания располагались частные покои Романовых. Семья Николая Второго облюбовала восточный флигель здания и обустроила там свои личные комнаты. Они делились на две половины – женскую и  мужскую. Николай Второй и его супруга Александра Федоровна были людьми, скромными в быту. Посетители августейшей четы безмерно удивлялись, если им удавалось увидеть личные покои в Александровском дворце. Здесь совсем не было роскоши и блеска, характерных для других резиденций, наоборот, это были комнаты, обустроенные с буржуазной прагматичностью. Воспитанная в строгости бабушкой королевой Викторией, Александра Федоровна выбирала мебель для своего дома по каталогу, как петербурженка среднего класса, чем немало шокировала свет.  Здесь был и рабочий кабинет Николая Второго, где император принимал министров и посетителей. Николай пожелал, чтобы кабинет был выполнен в морской  стилистике и походил на капитанскую каюту. Историкам и реставраторам удалось наиболее тщательно воссоздать этот интерьер еще до последней реставрации. Пышнее других отделан был Угловой зал, или Угловая гостиная, где собирались немногочисленные избранные гости императорской четы. Александра сама играла для гостей на пианино, оно сохранилось в экспозиции, сохранился в эвакуации и роскошный ковер, расстеленный на полу. Одну из стен украшает гобелен, подаренный Александре Федоровне французским послом. На нем изображена французская королева Мария Антуанетта с детьми. Все они были казнены во время Французской революции. Известно, что императрица Александра проявляла большой интерес к судьбе несчастной королевы, и, несомненно, дипломат об этом знал.Царское село александровский дворец

 

Полукруглый зал

Отделка зала воссоздана в классическом стиле. Часть зала имеет полукруглую конфигурацию, снаружи там располагается терраса, выходящая в парк. Этот центральный зал парадной анфилады дворца имел особое значение для последней императорской семьи. Здесь устраивалась рождественская елка для служащих свиты и офицеров охраны императора.  Ночь перед ссылкой в Тобольск летом 1917 года семья Николая Второго провела в этом зале. Через дверь, ведущую на террасу, Николай, Александра и их дети вышли из любимого дома и навсегда покинули его, уехав в сторону Царскосельского вокзала, где их ждал поезд в Сибирь.

Царское село александровский дворец

Портретный зал

Николай Первый ввел моду на украшение дворцовых интерьеров портретами членов семьи. Здесь находятся портреты всех четырех сыновей Николая Первого, а также портрет самого императора в окружении свиты, живописная серия выполнена Францем Крюгером. Еще при Николае первом были убрана обветшавшая за несколько десятилетий плафонная живопись, потолки стали гладкими и белыми, служа фоном для роскошных бронзовых люстр.

Царское село александровский дворец 

Мраморная гостиная

Находится к востоку от центрального зала. Николай Первый любил здесь играть в бильярд  — отсюда второе название Бильярдная.  Стены этого парадного зала облицованы искусственным мрамором, который в 1830-е годы ценился даже дороже природного материала. В зале находится гарнитур мебели в стиле ампир, он украшен зеркалами, золочеными консолями и светильниками. На стене висит портрет супруги императора Александры Федоровны, урожденной принцессы Прусской.

Царское село александровский дворец

Как добраться и когда лучше посетить Александровский дворец.

Удручающее состояние памятника заставило в 2015 году полностью закрыть дворец на реставрацию, окончание которой ожидается в 2018 году. Для того, чтобы добраться до Александровского дворца, можно воспользоваться электричкой от Балтийского вокзала, маршрутками от станций метро «Купчино» и «Московская». Александровский парк открыт для посетителей и все еще является бесплатным.

Царское село александровский дворец

Источник: biglifetour.com

Общая информация

Проект дворца выполнил знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги. Здание получилось очень красивое и комфортное, однако Александр I предпочитал все-таки по привычке останавливаться в Екатерининском дворце. Зато его преемник Николай I, а через полвека и Николай II очень любили Александровский дворец и уделяли его благоустройству особое внимание. Николай II родился здесь в 1868 г. и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние тринадцать лет царствования российского императора; в августе 1917 г. императорская семья была отправлена в ссылку в Сибирь, откуда уже не вернулась. При советской власти и во время войны дворец сильно пострадал и, конечно, не может соперничать по роскоши с Екатерининским, зато внутри он проникнут духом подлинности, и, входя в него, чувствуешь, что ты не просто в музее, а в настоящем доме, где жила царская семья. Самые интересные интерьеры в личных покоях императора — это приемная государя, где ожидали аудиенции приехавшие на доклад министры, сановники, иностранные послы, и Парадный (Новый) кабинет в стиле модерн, где царь заседал с министрами, принимал депутации, а также играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с мраморными колоннами Парадного кабинета соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. На половине императрицы сохранилась Угловая гостиная, где принимала своих посетителей супруга Николая II и где устраивались концерты.

Летом 2010 г. были открыты для посещения три только что отреставрированных зала Парадной анфилады Александровского дворца, расположенные вдоль его садового фасада. Вход в них в центре здания, билеты надо покупать отдельно. Это центральный Полукруглый зал и отделенные от пего арками с двух сторон Портретный и Бильярдный залы (последний называли также Мраморной гостиной). Все они облицованы искусственным мрамором и сохраняют планировку и отделку архитектора Кваренги. По сути дела, это один огромный зал, разделенный на три части арками с колоннадами цвета золотистого мрамора, которые создают строгую и гармоничную перспективу. Из центра Полукруглого зала через балконную дверь открывается выход в парк. Именно отсюда рано утром 1 августа 1917 г. в последний раз вышла императорская семья, отправленная новой властью в Сибирь, где ее ожидал трагический финал.

Парадные интерьеры Александровского дворца были полностью восстановлены реставраторами в соответствии с историческими оригиналами. Сюда были возвращены подлинные вазы, предметы мебели, многие изначально находившиеся здесь картины, среди которых центральное место занимает конный портрет Николая I.

Посетителям

  • Открыт ежедневно, кроме вт и последней ср месяца, с 10.00 до 18.00
  • Кассы работают до 17.00
  • Осмотр — 1ч
  • Вход на экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце» — 200 р., студенты, пенсионеры — 100 р., школьники — 70 р.
  • Стоимость помещения парадных залов Александровского дворца — 100 р., пенсионеры и студенты — 50 р., школьники — 30 р.

Источник: wikiway.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.