Оглавление

  • История усадьбы
  • Архитектура дворцового комплекса
  • Музеи и выставочные залы
  • Ландшафтный парк
  • Смотреть карту

Царицыно — заповедное место на юге Москвы, уникальный исторический, природный и архитектурный ансамбль, жемчужиной которого является дворцово-парковый комплекс постройки второй половины XVIII в. В наше время этот крупнейший парк в черте столицы (его площадь почти 400 га) считается одним из любимых мест посещения как туристов, так и жителей столицы. К Царицынскому парку примыкает Бирюлевский дендропарк, в котором можно увидеть редкие виды деревьев и кустарников. По своей значимости архитектурные памятники Царицыно входят в число крупнейших мировых достопримечательностей, а масштабные выставки, развернутые в музее-заповеднике, позволят вам погрузиться в атмосферу XVIII столетия. Дворец и соседние с ним постройки созданы в фантазийном стиле неоготики, подражающем архитектуре средневековых католических соборов XIII–XV вв.

История усадьбы


Дворцово-парковый ансамбль был заложен в 1776 г. по повелению императрицы Екатерины II на месте старой усадьбы XVI в. Этой усадьбой в разное время владели представители самых богатых и влиятельных аристократических династий России — Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что еще раньше в Царицыно располагались поселения древних обитателей московского края — славянского племени вятичей (X–XII вв.).

Интересна и удивительна судьба дворца. Практически завершенный грандиозный комплекс, выстроенный знаменитым арЦарицыно большой дворецхитектором В. И. Баженовым, не понравился Екатерине II — она приказала разрушить его и отстроить «с чистого листа»! Изначально комплекс Баженова состоял из семнадцати построек, включая два симметричных корпуса — для императрицы и ее сына Павла Петровича, будущего императора Павла I. По одной из версий, именно архитектурная равнозначность корпусов императрицы и наследника, к которому она сильно охладела за время строительства, и стала основной причиной недовольства Екатерины II. Сама императрица никогда в Царицынском дворце не жила, а его строительство завершил уже другой архитектор — М. Ф. Казаков — как раз в год ее смерти. С 1796 г. дворец стоял без внутренней отделки и постепенно разрушался. В XIX–XX вв. Царицыно стало популярным местом отдыха. Прогулки на фоне величественных останков дворца были одним из излюбленных развлечений праздной публики.


Еще с XIX столетия разрабатывались планы реконструкции Царицыно, но воплотиться им было суждено только в 2007 г., когда был открыт полностью воссозданный Большой Царицынский дворец. Также были реконструированы парк, фонтаны, аллеи, павильоны и многие другие памятники. Сегодня это не только первоклассный исторический дворцово-парковый комплекс, но и огромные выставочные залы, общая площадь которых составляет почти 6000 кв. м.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в.    Царицыно большой дворец На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля — Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса.
льшой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами. Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа. В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца — Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами. Хлебный дом — условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем. В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

ПомиЦарицыно большой дворецмо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В.
Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда. Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы. Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика». Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

ОднойЦарицыно большой дворец из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы — аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам. Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название. Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» — массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами. Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце изви
Царицыно большой дворецлистых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов). На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота — руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме — странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни. Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

В ансамблЦарицыно большой дворець Царицынского парка входит также Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (XVIII в.). В 1722 г. его заложил князь Дмитрий Кантемир, сподвижник Петра I. Как и многие храмы, церковь была закрыта в 1932 г. и впоследствии разграблена. В 1990-х гг. храм был восстановлен и освящен.

Музеи и выставочные залы

Вы можете как прогуляться по парку, так и посетить его музейный комплекс, в который входят: интерьеры Большого дворца; археологическая выставка; исторические и художественные экспозиции, посвященные эпохе Екатерины II; а также богатейший музей декоративно-прикладного искусства, собравший огромную коллекцию произведений со всех уголков бывшего Советского Союза: произведения из стекла, керамики, декоративные ткани, фарфор, предметы народного искусства.
от музей был открыт в 1984 г. — с его создания и начинается история современного музея-заповедника «Царицыно». Вход в музейно-выставочный комплекс «Царицыно» расположен у Большого дворца, через специальный стеклянный павильон. С Большим дворцом и Хлебным домом его связывают подземный тоннель и атриум, в котором находятся гардероб, кассы, книжный магазин и туалеты. Большой дворец после реставрации был оборудован лифтами и сегодня полностью доступен для всех категорий посетителей.

В наше время в Большом дворце развернуты интересные тематические выставки. Первая — «Царицынские древности. Археология Царицыно» (показывающая артефакты разных эпох, найденные в ходе реставрационных работ и археологических исследований; также здесь в виде макета представлен царицынский дворец в руинированном состоянии) и «Воспоминание о великой руине» (показывает историю разрушения и реставрации Большого дворца). Здесь же проходит выставка «Серебряная кладовая”», демонстрирующая изделия из драгоценных металлов, хранящиеся в фондах музея-заповедника, — работы ювелирных фирм П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова. А на краеведческой выставке «Быль и новь Царицына» представлена история села Черная Грязь со времени приобретения его Екатериной II в 1775 г. до начала XX в.


Царицыно большой дворец На втором этаже Большого дворца размещена постоянная экспозиция «Екатерина II: золотой век Российской империи», посвященная императрице, ее судьбе и жизни. Здесь вы увидите подлинные портреты, мебель, фарфор, оружие и предметы быта того времени. Не менее интересна и постоянно действующая выставка «Шпалеры для дворца», представляющая шедевры западноевропейского художественного ткачества конца XVII — XVIII в. Картины и мебель дополняют атмосферу дворцового интерьера эпохи. Здесь же на площади около 900 кв. м работает постоянная экспозиция «Искусство большого стиля», рассказывающая о советском декоративно-прикладном искусстве 1961–1991 гг. (разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство — народу», «Земля и космос»).

Царицыно большой дворец Пройти в здание Хлебного дома можно из Главного дворца по подземному тоннелю. В обширных помещениях Хлебного дома также проходят постоянные и временные выставки. В частности, здесь развернута экспозиция «Искусство в границах СССР», представляющая значительную часть собрания Музея декоративно-прикладного искусства. Вы можете увидеть глиняные игрушки, изделия из металла и дерева, народные костюмы, тканые изделия, вышивки, произведения декоративно-прикладного искусства ХХ в.


Источник: ru.moscovery.com

На юге Москвы расположено одно из достопримечательных мест не только столицы, но и всей России — Царицыно. А.Ф. Раевский написал о нем в XVIII веке так: «Все, что природа изящного, что искусство прекрасного имеет — все найдете вы в Царицыне».

Cреди памятников архитектуры на территории музея-заповедника следует выделить Большой дворец. Он был построен для императрицы Екатерины Второй М.Ф. Казаковым в 1786–1796 гг. на месте трех дворцов-павильонов, созданных ранее В.И. Баженовым и снесенных по велению государыни.

И хотя Матвей Казаков попытался сохранить избранный Баженовым, уходящий корнями в традиции московского зодчества, стиль, было очевидно, что проект нового дворца не гармонирует с созданной Баженовым структурой усадьбы. По задумке новый дворец становился ведущим, доминирующим элементом застройки, что подчеркивалось разбивкой традиционной парадной площади перед ним.

Дворец имел трехчастную структуру. В центральной его части предусматривались парадные залы, в западной части (ближе к прудам) планировались покои самой императрицы, а в восточной (расположенной ближе к Хлебному дому) – апартаменты ее сына, цесаревича Павла Петровича и его семейства.


Готический стиль дворца был подчеркнут восьмью башнями с шатрами. Дворец, построенный Матвеем Казаковым, походит на западно-европейский средневековый замок.

В 1790 году строительство дворца было приостановлено, его высота уменьшена на один этаж. М.Ф. Казакову пришлось спешно готовить новый проект, в то время как и предыдущий еще не был полностью реализован. Изменение высоты здания привело к тому, что силуэт его стал несколько расплывчатым; нарушение первоначальных пропорций повлияло на композиционную взаимосвязь частей дворца.

В ноябре 1796 года Екатерина Великая внезапно скончалась. K этому времени строительство Большого дворца было практически завершено, но Матвей Казаков не успел утвердить внутреннюю планировку дворца с императрицей. Здание покрыли временной кровлей, начались внутренние отделочные работы. После своей коронации император Павел I посетил Царицыно и принял решение прекратить там строительные работы.

Большой дворец, как и другие постройки в Царицыне, так и не стал императорской резиденцией. Оставленный и неиспользуемый, он уже в начале XIX столетия начал разрушаться и зарастать живописной зеленью, превращаясь в руины. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в исполинскую развалину.

К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005–2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы, но есть и существенные различия между его историческим и нынешним обликом.


Во-первых, железные кровли дворца в XVIII в. были выкрашены черной краской, что придавало ему мрачноватый вид. После реставрации они приобрели более приятный для глаз салатно-зеленый цвет. Во-вторых, в 1790-х годах М. Ф. Казакову не довелось украсить крыши дворца тем пышным архитектурным декором, какой им первоначально задумывался и был одобрен Екатериной Второй. Современные архитекторы украсили высокие кровли реконструированного здания множеством декоративных элементов. Отреставрированный дворец радует посетителей своим нарядным видом, напоминающим сказочные чертоги.

Источник: um.mos.ru

Большой дворец – краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля — псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают ансамбль чем-то похожим на Кремлёвский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки – 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно в 2020 г.

  • Вторник — пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота — с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни — с 10:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно в 2020 г.

  • Полный билет – 400 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 200 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 200 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 200 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 15 января, 12 февраля, 11 марта, 15 апреля, 13 мая, 17 июня, 15 июля, 12 августа, 16 сентября, 14 октября, 11 ноября и 16 декабря (Московская музейная неделя)
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца – Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра — все это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Второй этаж

На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой – скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.

В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).

Третий этаж

Здесь находятся два зала – Баженовский и Казаковский, используемые для проведения концертов и конференций. Также для желающих пообедать работает кафе.

-1 этаж

На самом нижнем этаже здания можно осмотреть две постоянные выставки:

  • «Археологические древности», где представлены ценные предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Царицыно
  • «Серебряная кладовая», эта экспозиция представляет изделия из серебра, выполненные мастерами прошедших веков.

Из истории

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте – в так называемой пустоши Черная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы. Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением. Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Источник: www.msk-guide.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.