Таврический дворец считается одним из лучших архитектурных памятников русского классицизма,

Таврический дворец стиль архитектуры

Таврический дворец в Санкт-Петербурге – один из лучших и крупнейших дворцов Европы.
На строительство и отделку дворца было затрачено около четырех сто тысяч рублей золотом. Таврический дворец был построен в 1783 – 1789 годах по проекту мастера русского классицизма И. Е. Старова.
Проектируя Таврический дворец и близлежащую территорию, Старов планировал создание грандиозной системы дворцово-парковых ансамблей, ориентированных на Неву.

Таврическому дворцу была уготована центральная роль в этой системе ансамблей.
Фасад дворца акцентирован шестиколонным дорическим портиком, над которым возвышается купол на стройном барабане. Здание имеет П-образную форму.
В глубине обширного парадного двора располагается двухэтажное центральное здание, которое одноэтажными галереями соединено с двухэтажными флигелями, выступающими вперед.


r />Дворец имеет сравнительно небольшую высоту (всего 12 метров). Несмотря на это, Таврический дворец является одним из «эталонов» русского классицизма, заключая в себе тонкий расчет, удивительную соразмерность, совершенство пропорций и душевную теплоту. Великолепная отделка интерьеров резко контрастирует со строгим и монументальным обликом дворца.
Несмотря на утраты многих интерьеров дворца, можно отметить купольный зал со сквозными арочными проемами, торжественный колонный зал, квадратный в плане вестибюль и др. Интерьеры Таврического дворца различны по форме и высоте, что создает богатство впечатлений.

Таврический дворец стиль архитектуры

В 1782 году в Санкт-Петербург прибыл генерал-губернатор Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин. К тому времени, будучи мужем Екатерины II, он фактически являлся вторым человеком в Российской империи. Во время пребывания в Санкт-Петербурге он останавливался в Зимнем дворце, что в конце концов посчитал для себя неудобным. Потёмкин принял решение строить для себя в столице собственный дворец.

Для строительства был выбран участок на берегу Невы, в слободе родного Потёмкину Конногвардейского полка. Именно в этом полку он когда-то начинал свою военную карьеру, участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина II взошла на престол.
С началом строительства дворец стал называться Конногвардейским домом.
Архитектором дворца стал Иван Егорьевич Старов, знакомый Потёмкина по учёбе в гимназии при Московском университете.
Благодаря этой связи Старов далеко не раз нанимался князем, именно так произошло и в 1782 году.


Творением зодчего И. Е. Старова, его соавтора Ф. И. Волковым и садового мастера В. Гульда стал великолепный пейзажный парк – Таврический сад.
В ансамбль парка вошли теплицы, оранжерея, павильоны, мосты и небольшой двухэтажный дом В. Гульда, главный фасад которого выходит на Потемкинскую улицу.

Князь Потёмкин владел дворцом немногим более года, а жил здесь и того меньше.
Служба требовала его постоянного пребывания на юге России. Пребывая в Санкт-Петербурге, Потёмкин устраивал здесь пышные приёмы или был в одиночестве.
В 1790 году он продал дворец в казну за 460 000 рублей и уехал на юг.
Однако, после взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил, дворец снова оказался у князя. Он был подарен ему Екатериной II за заслуги в участии в этой военной кампании.
Таврический дворец стиль архитектуры

Источник: otvet.mail.ru

История

Таврический дворец был построен в последней четверти 18-го века по личному приказу Екатерины Великой в качестве ее подарка светлейшему князю Потемкину. Однако сам Потемкин не жил здесь постоянно, большую часть времени находясь в Новороссии. Проектировал здание зодчий Иван Старов.


Когда князь скончался, поместье разграбил Гарновский, работавший на него вместе с Грибовским (тот служил у Зубова). Они вывезли отсюда все: от мебели и статуй до строительных материалов. Наследникам Потемкина при помощи полиции удалось остановить их. Лишь при Павле I грабителей предали суду, все имущество из дворца перенесли в Михайловский замок, а в здании организовали казармы Конногвардейского полка.

После смерти Павла архитекторы Росси и Стасов восстановили изначальное внутреннее убранство, и дворец стал императорской резиденцией. Весь 19-й век у здания не было конкретного назначения, время от времени здесь останавливались разные члены императорской семьи и другие влиятельные лица.

В первое десятилетие 20-го века здание слегка модифицировали, чтобы разместить в нем Государственную думу. В годы Февральской революции здесь работал Временный комитет и позднее Временное правительство. В советские времена в этом месте проводили съезды Советов, а затем перестроили помещение под Ленинградскую высшую партийную школу.

Сейчас здание занимает Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ, иногда проводятся заседания Государственной думы. С 2010 года здесь идут концерты, объединенные в проект «Потемкинские вечера».

Как добраться до Таврического дворца

Сюда несложно добраться самостоятельно на общественном транспорте.

Точный адрес: Шпалерная ул., 47, 191015 Санкт-Петербург, Россия

Как добраться от Московского вокзала:


  • Вариант 1

    Пешком:180 метров.

    Автобус:от остановки Московский железнодорожный вокзал на автобусе №54 до остановки ул. Тверская (11 минут).

    Пешком:1 километр.

  • Вариант 2

    Пешком:500 метров.

    Автобус:от остановки ул. 3-я Советская на автобусе №11 до остановки пер. Заячий (4 минуты).

    Пешком:1,2 километра.

  • Вариант 3

    Пешком:180 метров.

    Автобус:от остановки Московский железнодорожный вокзал на автобусе №54 до остановки ул. Тверская (11 минут).

    Автобус:от остановки ул. Тверская на автобусе №46 до остановки ул. Шпалерная/ул. Таврическая (3 минуты).

    Пешком:250 метров.

Таврический дворец на карте

Что посмотреть

Этот дворец является типичным образцом русского классицизма. В соответствии с традициями архитектуры того времени он имеет симметричное строение и состоит из трех корпусов по два этажа каждый, все они соединены при помощи коридоров-переходов, а центральный завершается большим куполом. Внешне поместье выглядит достаточно аскетично, никакой лепнины и украшений снаружи нет. Зато это компенсируется роскошным внутренним убранством. Стены парадных залов украшают картины и гравюры в помпезных рамах из золота, ковры и гобелены. Конечно, далеко не все сохранилось с момента строительства, однако некоторые экспонаты действительно старинные.

Посетителям показывают четыре главных помещения: вестибюль, Большую галерею (она же называется Екатерининским залом), Купольный и Думский залы.

Интересно: когда здание только построили, Большая галерея являлась самым большим помещением во всем городе. Его длина превышала 74 метра, а ширина составляла почти 15 метров.

Купольный зал (он же Органный зал) является первым, в который туристы попадают после входа в здание. В 2011 году в нем появился орган с 24-мя регистрами. Его изготовили в Италии и доставили из Барселоны. Сегодня в этом зале проводятся концерты. Также здесь организовывают различные благотворительные мероприятия.


Думский зал построили в начале 20-го века, раньше на его месте находился зимний сад. Сегодня в нем можно увидеть старинную мебель, которая была отреставрирована в 2013 году и теперь имеет практически первоначальный внешний вид. Здесь находятся кресла, выполненные из дубового дерева, и пюпитры. Все они создавались на фабрике Мельцера в Петербурге еще до революции. Потолок украшают живописные полотна.

Большая галерея — это типичная для многих русских поместий колоннада. Она соединяла Купольный зал и зимний сад. Ее проект создал архитектор Кваренги, работавший также над интерьерами Зимнего дворца.

В здании часто проводятся временные выставки, посвященные его истории. Кроме того, с 2013 года здесь стали вновь устанавливать новогоднюю елку и проводить специальные праздничные мероприятия для детей и их родителей.

Часы работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • С понедельника по пятницу — с 09:00 до 18:00;
  • Экскурсии — по выходным по предварительной записи.

Стоимость билетов — 400 рублей.

Интересные факты

  • На возведение здания потратили порядка 400 тысяч рублей. По тем временам сумма огромная.

  • Потемкин получил титул князя Таврического в 1787 году после того, как он помог присоединить Крым (или Тавриду) к Российской империи.
  • Когда Екатерина Великая увлеклась другим фаворитом, Потемкин устроил во дворце для нее пышный бал в восточном стиле. Императрица же посчитала, что это было прощальное пиршество князя, поскольку он был уже в преклонном возрасте. В том же году князь скончался.
  • Державин писал о разграблении Таврического дворца в стихотворении «Ко второму соседу».
  • В 20-х годах 19-го века в этом архитектурном памятнике проживал знаменитый литератор Карамзин, здесь же он и умер.

Полезные советы

  • Посетить дворец можно только в составе экскурсионной группы. Индивидуальным туристам разрешают осматривать здание лишь снаружи.
  • Место в группе можно забронировать через администрацию дворца и не искать туристическую фирму, которая организует подобные экскурсии.
  • Даже с экскурсией не удастся увидеть все помещения, например, в столовую гостей не пускают.
  • Чтобы попасть внутрь, необходимо предъявить паспорт и показать содержимое сумок.
  • Передвигаться по дворцу можно только по конкретному маршруту, заходить в закрытые помещения строго запрещено.
  • Делать фотографии разрешается, за исключением мест, которые являются режимными.
  • Билеты на органные вечера можно купить в любых театральных кассах города.

Виртуальная экскурсия по Таврическому дворцу в Санкт-Петербурге
Таврический дворец в Санкт-Петербурге на видео

К Таврическому дворцу прилегает одноименный сад, который может свободно посетить любой желающий. Не так давно его отреставрировали, сделали газоны и аллеи. В нем также есть пруд, где живут лебеди, и оранжерея, в которой можно посмотреть на экзотические и редкие растения. Примерно в километре отсюда находится Смольный собор, построенный Растрелли. Поблизости расположен и не менее известный Смольный институт.

Источник: theplacement.ru

Таврическийй дворец с его приземистым про­тяженным фасадом, с двумя выступающими впе­ред флигелями, образующими парадный дворик, с четко выделенным главным корпусом, украшенным портиком и увенчанным куполом, — одна из первых и наиболее значительных построек русского класси­цизма.


Выдающийся русский зодчий И. Е. Старов спроектировал и построил дворец и прилегающий к нему парк на участке, в настоящее время ограниченном улицами: с юга — Кирочной, с севера — Шпалерной, с запада — Потем­кинской и с востока — Таврической. Выполняя волю будущего хозяина здания князя Потемкина, он создал здесь, в некотором отдалении от тогдашнего центра Петербурга, вблизи полноводной Невы, уни­кальную загородную виллу, не имевшую себе рав­ных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству ее внутреннего оформления.

Внешний вид Таврического дворца — его строгий, классический, почти аскетический облик, лишенный каких бы то ни было излишних украшений, — произ­водит, сильное впечатление именно этим рациональным использованием немногих, но весьма выразительных средств.

 

Зато очень богато было внутреннее оформление дворца. Вестибюль украшен яшмовыми и гранитными столпами. В следующем, купольном, зале — прекрас­ныe колонны, фаянсовые печи, украшенные лазорью и золотом. Этот пышно оформленный зал как бы подготавливал к восприятию великолепного, колос­сальных размеров Екатерининского зала и помеще­ния зимнего сада, в центре которого, под куполом ротонды из восьми колонн, возвышалась на поста­менте мраморная статуя Екатерины II работы вели­кого русского скульптора Ф. И. Шубина.


Поэт Г. Р. Державин так описал свое впечатле­ние от зимнего сада: «При первом шаге представ­ляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удоб­ная, и разделенная в длину в два ряда еще 36-ю столпами. Кажется, что исполинскими силами вме­щена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом простран­стве здания. С первого взгляда усомнишься и по­мыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие бла­гословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, бли­стают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

 

Сооружение дворца длилось шесть лет и было закончено в 1789 г. Он назывался вначале Кон­ногвардейским домом (рядом находились казармы этого полка). Через два года Потемкин продал дворец в казну за баснословную по тем временам сумму — 450 тысяч рублей. Сделано это было не без умысла. В 1791 г. пал Измаил. Турция была разбита. За заслуги в присоединении Крыма к России после назначения князя Потемкина генерал-гу­бернатором этого края к его фамилии была присоединена другая — Таврический. У Екатерины II появилась возможность возвратить Потемкину дво­рец, наименовав его Таврическим. И она сделала это немедля.

 

Месяц спустя князь Потемкин-Таврический дал во дворце грандиозный блестящий бал, поразивший своим размахом и роскошью всю Европу. Но через пять меся­цев Потемкин скончался. Дворец был объявлен император­ским. Екатерина II стала часто проводить здесь свое время.

 

В этот период Таврический дворец пользовался большой популярностью не только в России, но и за рубежом. Высокопоставленные иностранцы, при­езжавшие в Петербург, считали своей первейшей обязанностью посетить его. Участок дворца был благоустроен, на нем разбит сад, построена большая оранжерея. Тогда же расчистили от различных строений берег Невы, соорудили перед дворцом прекрасную решетку.

 

Павел I, вскоре после смерти Екатерины II, от­дал дворец конногвардейскому полку, который пре­вратил его в казармы, а Екатерининский зал исполь­зовал как конюшню. Паркетный пол по распоряже­нию Павла I был перенесен в Михайловский замок. дворец быстро пришел в упадок.

 

Восстановление выдающегося творения зодчего И. Е. Старова началось при Алек-сандре I. В этой работе принял участие архитектор Л. Руска. Была снесена ротонда, поднят пол в главном зале. Heсколько позднее художник Д. Скотти выполнил роспись потолка, частично сохранившуюся и поныне. В течение многих десятилетий зданием пользовались различные высокопоставленные лица.

 

В начале ХХ века Таврический дворец превра­тился в арену крупных политических событий. С 1906 по февраль 1917 г. здесь заседала Госу­дарственная дума. В связи с этим зимний сад был превращен в зал заседаний и застроен амфитеатром, дворцовый театр перестроен в библиотеку. Застрой­ка колоннад Екатерининского зала лишила дво-рец одного из его замечательных качеств — изумитель­ных сквозных перспектив. В 1907 г. журнал «Старые гoды» справедливо назвал эту перестройку актом вандализма, совершенно ненужного и неоправ­данного.

 

14 (27) февраля 1917 г., в канун Февральской буржуазно-демократической рево-люции, в зале засе­даний Таврического дворца открылась сессия IV Государственной думы. Она оказалась послед­ней. Заседания· думы были прерваны царским ука­зом 25 февраля и больше не возобновлялись.

 

27 февраля (12 марта) 1917 г. в стенах Тав­рического дворца (в помещениях слева от входа) был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С этого дня дворец стал центром притяжения революционных масс, рабочих демонстраций. Совет проработал здесь до августа 1917 г., то есть до своего пере­езда в здание штаба революции — Смольный. В Тав­рическом дворце (в помещениях справа от входа) со 2 (15) марта находилось также и Временное правительство.

 

В вестибюле Таврического дворца установлены две мемориальныe доски, рас-сказывающие о пребы­вании в этом здании Ленина.

 

Таврический дворец с первых дней Советской власти стал традиционным местом проведения важ­нейших мероприятий. Здесь проходили и проходят областные и город-ские партийные и комсомольские конференции, собрания актива, слеты, крупнейшие международные конгрессы и симпозиумы. Назовем хотя бы такие выдающиеся события, как ХV Меж­дународный конгресс физиологов (1935 г.), слет участников бригад ком-мунистического труда (1958 г.), VII конгресс Международного союза сту­дентов (1962 г.).

 

Таврический дворец стал местом подготовки и переподготовки партийных и советских кадров. Уже 15 сентября 1918 г.  здесь была открыта Высшая партийная школа и через пять дней, 20 сентября — ­Крестьянскнй университет.

В 1920 г. Высшая партийная школа была пре­образована в стационарное учебное заведение при Петроградском рабоче-крестьянском университете. В последующие годы в Таврическом дворце находи­лись трехгодичный Коммунистический университет, Ком-мунистический сельскохозяйственный универси­тет, школа пропагандистов, партийные курсы. В 1943 г. здесь открылась партийная школа с трехмесячным, в 1944 г. — одногодичным, в 1946 г. — двухгодичным, в 1952 г. — трех­годичным сроком обучения. С 1956 г. работала Высшая партийная школа с четырехгодичным сро­ком обучения.

(В. Вьюник, доцент Ленинградской высшей партийной школы «Тавричесий  дворец» // Блокнот агитатора 1981 №09 добавил  )

 

Центральный двухэтажный корпус дворца украшен шестиколонным дорическим портиком и легкоузнаваемым широким плоским куполом. Строгие фасады дворца лишены каких-либо украшений, за исключением фриза.

 

Два боковых двухэтажных корпуса формируют парадный двор. Дворец отличается гармоничностью пропорций, строгостью стиля.

Источник: www.citywalls.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.