1. Колмаков Н. М. Дом и фамилия Строгановых. 1752—1887 // Русская старина. 1887.
  2. Трубинов Ю. В. Строгановский дворец: уточнение времени строительства // Кравеведческие записки. СПб., 1996. С.
  3. Кузнецов С. О. История одного фасада российской империи // Искусствознание. 2000. № 1. С. 376—399
  4. 1 2 Трубинов Ю. В. Строгановский дворец. — СПб.: Белое и чёрное, 1996. — С. 43—44
  5. Власов В. Г. Композитный метод архитектуры барочно-рокайльного стиля середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и его школы в России // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2. — C. 90
  6. Курбатов В. Я. Петербург: Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. — СПб.: Община св. Евгении, 1913 (Товарищество Р. Голике и А. Вильборг). — С. 14. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/00314.php

  7. Власов В. Г. Композитный метод архитектуры барочно-рокайльного стиля середины XVIII века Ф. Б. Растрелли и его школы в России. — C. 90
  8. Кузнецов С. О. Сочинить хорошенький кабинет. Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. 2001. № 2. С. 66—71
  9. Глинка Н. В. Ф. Демерцов. СПб., 2002.
  10. Шуйский В. К. А. Н. Воронихин // Строгановы и Пермский край. Пермь, 2002.
  11. Трубинов Ю. В. Демерцов или Воронихин // Дворцы Русского музея. СПб., 2003.
  12. Кузнецов С. О. Строгановский дом: архитектурная история [Ч. 2. Классицизм] // Архитектурное наследство 53. М., 2010. С. 130—157.
  13. Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца // Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. — СПб.: БСК, 1995. — С. 32
  14. ↑ Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома// Реликвия, 2005.— № 4 (11). — С. 44—47

  15. Ерохина И. П., Кузнецов С. О. Шансы архитектора Ивана Колодина // Андрей Никифорович Воронихин. Мастер, эпоха, творческое наследие. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию архитектора А. Н. Воронихина (1759—1814). СПб, 2010. С. 247—258
  16. Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С. 480—492
  17. ↑ См. описание в кн.: Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгановых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика Санкт-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2006. — С. 120—133, 344—356, 414—418
  18. ↑ Власов В. Г. Строгановский дворец в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 311—313
  19. ↑ Неверов О. Я. Коллекции графа А. С. Строганова// «Наше Наследие». — № 59—60, 2001. — URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6008.php
  20. Кузнецов С. О. Строгоновские fond’s d’or. Живопись XIV—XV веков в собраниях Сергея Григорьевича Строгонова и его сыновей — Павла и Григория // Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. — СПб., 2001. — C. 246—272

  21. ↑ Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764—1917). — Л.: Искусство, 1985. — С. 236—237
  22. Кузнецов С. О. Дом Строгановых на рубеже эпох. Памятная записка Н. К. Либина. 1918 г. // Исторический архив. 2007. — № 1. — С. 120—128
  23. Кузнецов С. О. Строгановский дом в 1919—1931 гг.: Структура собрания и судьбы хранителей // Мавродинские чтения: 2008. Петербургская историческая школа и российская историческая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В. В. Мавродина. — СПб., 2009. — C. 521—525
  24. Кузнецов С. О. «… Выставочный материал из ряда вон выходящий». Благотворительная акция 1897 года в Строгоновом доме // Пинакотека 12. 2001. С. 74-78.
  25. ↑ Нет средств. Парадные залы Строгановского дворца не могут отреставрировать почти шесть лет (неопр.). Сайт газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (4 февраля 2020). Дата обращения: 30 августа 2021.

Источник: ru.wikipedia.org

Режим работы в 2022 году

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Адрес

191186, Санкт-Петербург,, Невский проспект, 17

Как добраться

  • Станции метро Невский проспект или Адмиралтейская
  • Наземный транспорт — остановка «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».

Стоимость билетов в 2022 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 350 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 170 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 500 рублей
    • для студентов — 250 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

Стоимость комплексного билета, действующего в течение 3-х дней

Комплексный билет предусматривает посещение Русского музея (Михайловский дворец и корпус Бенуа), Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение 3-х дней

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых, на официальном сайте — 1000 рублей
    • для взрослых, в кассе — 1200 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров, только в кассе — 600 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 1500 рублей
    • для студентов — 750 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

История

Начинался Строгановский дворец с двух зданий. Одно из них — одноэтажный дом — был поставлен в первой четверти XVIII века на набережной Мойки недалеко от Зелёного моста.

Второе здание в форме буквы «Г» (на углу Мойки и Невского проспекта), принадлежавшее портному Иоганну Нейману, почти полностью выходило на Невский проспект. Оно было построено по проекту архитектора Михаила Земцова.

В 1742 году эти участки купил барон Сергей Строганов. Для строительства дворца он приглашает Франческо Растрелли, придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны.

Трехэтажное здание, строительство которого проходило в 1753-1754 годах, скрыло, как чудесный футляр, старые дома.

Корпус по Невскому проспекту (северный фасад) стал пьедесталом для фамильного герба баронов. В этом здании находились покои барона. Западный корпус, на набережной Мойки, отстроенный практически заново, готовился для молодого барона Александра Сергеевича, отправившегося в то время в большое образовательное путешествие.


19 сентября 1754 года родился наследник престола князь Павел Петрович. Сергей Строганов решил, что это хороший случай угодить императрице и представить публике свой новый дом.

25 октября состоялся большой бал, официально посвященный важному событию — рождению Павла, но, по сути, этот праздник стал презентацией Строгановского дворца.

Замысел барона удался — новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах. Окончательная отделка интерьеров, правда, уже без участия Растрелли, продолжалась еще несколько лет. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица.

Перестройки

Сергей Строганов прожил во дворце всего два года. После его кончины здание перешло его единственному сыну Александру, самому известному из рода, коллекционеру и меценату. По словам поэта К. Батюшкова, граф Александр Сергеевич был «просвещенным покровителем и другом наук и художеств», «любезнейшим и добрейшим из людей».

В середине 1780-х годов А.С. Строганов начинает перестройку дворца.

Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ — зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая.


В петербургских салонах ходили слухи, что бывший крепостной Андрей Воронихин — внебрачный сын Строганова, об этом говорили такие факты: воспитывался он во дворце, пользовался покровительством графа, вместе с его сыном Павлом совершал путешествия по России и Европе, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.

В 1818 году несколько интерьеров здания в южном и западном корпусах были перестроены учеником Андрея Воронихина архитектором Иваном Колодиным.

В 1820 году оформление анфилады западного корпуса выполнено Карлом Росси. В 1842 году Петр Садовников создал южный корпус, фасады которого были «скопированы» с корпусов XVIII века. В барочном стиле был изменен и восточный корпус.

Так завершилось оформление фасадов Строгановского дворца.

Залы западного корпуса в очередной раз были перестроены в 1860-х годах, предположительно, архитектором Михаилом Макаровым. Особенно красиво он оформил Большую гостиную.

Единственный сохранившийся интерьер, созданный Растрелли, — Большой зал. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период.

Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.


К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, несколько экспонатов было продано за границу. В 1988 году дворец стал филиалом Русского музея.

Начало научной реставрации музея относится к 1990 году. В следующие двадцать с лишним лет проводился ремонт коммуникаций, восстановлена отделка в залах дворца.

Одной из первых была оформлена Парадная столовая. После почти десяти лет реставрации зеркала и люстры, лепные десюдепорты, двери и паркет приобрели облик, задуманный архитектором.

В 2010–2012 годах была отреставрирована Картинная галерея, интерьер которой требовал больших усилий. Более ста лет назад А.Н. Бенуа назвал этот зал душой здания.

Внешнее оформление

Франческо Растрелли построил трёхэтажный дворец в виде буквы «Г», его фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, были украшены архитектурой в итальянском стиле с нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.

Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, где можно видеть скульптуры женских фигур — кариатид и герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.


В композиции герба отражены происхождение и занятия рода Строгановых, русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян. На их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь, они владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом.

Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означающие, что предки рода участвовали в освоении этого региона русскими.

В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем. Это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким способом свой автограф на фасаде построенного им здания.

Интерьеры

Парадные залы Строгановского дворца расположены на втором этаже, к ним можно подняться по Парадной лестнице.

Парадная лестница

Франческо Растрелли писал, что в доме было 50 комнат, «большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами».

Созданная в 1754–1756 годах Растрелли она имела пышное оформление с отделкой мрамором, золотом и живописными полотнами.

В конце XVIII — начале XIX века А.Н. Воронихин построил свою более скромную Парадную лестницу в классическом стиле. Четыре дорических колонны, напоминающие об античных храмах, поддерживали марши ступеней из гранита.


Интерьер Парадной лестницы изменен вновь в 1830-х годах архитекторами Иосифом Шарлеманем и Петром Садовниковым.

Живописный плафон на потолке создает иллюзию того, что над лестницей через проем видно небо. Роспись потолка Парадной лестницы была обнаружена случайно при его размывке и восстановлена по небольшому фрагменту. Здесь, на лестнице, проводились настоящие археологические работы, поскольку за два столетия уровень пола из-за выросшего культурного слоя оказался на 37,5 см ниже мостовой.

Новая передняя

Основная экспозиция дворца начинается с Новой передней, где от отделки, выполненной еще А.Н. Воронихиным, сохранился мраморный пол. В центре зала установлена скульптура Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». В образе богини мудрости изображена императрица, а Гений художеств собирается записать имена тех, кто достоин получить из ее рук лавровый венок.

Эта композиция стала эпиграфом к «основному тексту» — следующим залам. Если из Новой Передней мы направимся налево, то попадем в Большой зал, занимающий одно из главных мест в интерьерах Мраморного дворца.

Большой зал

Большой зал, созданный Растрелли, интересен своей пышной отделкой.

Здесь Вы увидите великолепный плафон «Триумф Героя», автор которого — итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани. В центре композиции — Минерва, богиня мудрости. Гермес — посланник олимпийских богов, которые передают главному персонажу (Александру Строганову) наставление и пожелание построить в Петербурге храм (имеется в виду Казанский собор). Полотно окружает перспективная фигурная рама.

Для справки: Александр Строганов имел непосредственное отношение к строительству Казанского собора. В конкурсе проектов храма участвовали работы нескольких архитекторов. Он предложил Павлу I свой проект и своего архитектора — А. Н. Воронихина. Практически последние 10 лет своей жизни Строганов посвятил строительству храма и, как председатель попечительского совета, сумел сделать сооружение Казанского собора главным городским делом.

Живопись над дверью (десюдепорты) — картины неизвестного художника, представляющие историю персонажа древнегреческой мифологии Энея, сына Анхиса и Афродиты, героя Троянской войны.

Из Большого зала можно пройти в Зал с дубовым камином.

Кабинет с дубовым камином

Нынешний интерьер зала относится к концу XIX столетия, когда хозяином здесь был С.А. Строганов, последний владелец дома и последний мужской представитель династии. Оформление кабинета посвящено увлечениям графа, который любил псовую охоту и владел несколькими конными заводами.

В Кабинете с дубовым камином можно увидеть скульптуры и картины анималистов (Николая Сверчкова, Артемия Обера, Рудольфа Френца и других мастеров). На картинах изображены животные, в основном, лошади и собаки, а скульптурные композиции посвящены охоте.

Дубовый камин оформлен каминным экраном с картиной «Спаниель Мутон» работы Карла Кнаппе и декоративным узором с гербом рода Строгановых в виде буквы «S».

Греческая комната

Греческая комната перестраивалась владельцами четыре раза, и в ней сохранилось несколько исторических слоев. Ради наглядности во время реставрации 2005–2007 годов была разрушена стенка между гостиной и темным коридором. История зала стала особенно заметна по рисунку паркета на полу, где можно видеть сразу три его вида.

В Греческой комнате можно увидеть мраморный камин с гирляндами и амурчиками. На стене — портрет Сергея Григорьевича работы К.Е. Маковского. Бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии выполнил Алексей Воронихин, племянник архитектора.

Пройдя через Греческую комнату, можно попасть в Большой и Малый кабинет графини Софьи Владимировны Строгановой, супруги Павла Александровича.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой

Большой кабинет больше похож на малую картинную галерею. Здесь экспонируются картины, связанные с событиями Отечественной войны с Наполеоном. Живописец В.И. Мошков в своей картине воссоздал сражение под Лейпцигом, в котором участвовали пятеро Строгановых.

На противоположной стороне зала — картина Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом». Раненый 18 раз богатырь оказался в плену, но был отпущен после представления французскому императору.

В войне с Наполеоном Софья Владимировна потеряла мужа и сына.

Малый кабинет графини С.В. Строгановой

Малый кабинет имеет и второе название — Малая библиотека. Он оформлен А.Н. Воронихиным в 1804–1805 годах, а позднее, в 1818 году, архитектором И. Ф. Колодиным.

Андрей Воронихин представил этот зал как миниатюрный античный храм с ложным углубленным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Колодин выполнил новые коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры.

Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани. Под барельефом, за колоннами — ваза, подаренная графу членами комиссии по строительству Казанского собора в память о завершении работ.

Здесь же можно видеть исполненный из мрамора Луи-Мари Гишаром скульптурный портрет А.А. Воронихина, старшего сына архитектора.

Вернувшись в Греческую комнату, можно пройти в Большую гостиную.

Большая гостиная

Большая гостиная — светлая комната, интерьер которой восстановлен по фотографиям из семейного альбома семьи Строгановых. Этот зал стал иллюстрацией атмосферы роскоши и эклектизма, характерных для того времени.

В 1804–1805 годах А. Воронихин включил Большую гостиную в число парадных интерьеров. Второе изменение зала выполнил П.С. Садовников, оформив ее в стиле классицизма. Главным украшением Большой гостиной стал лионский шелк кремового цвета с изображением цветов. Эта ткань использовалась, как для оформления стен, так и для обивки мебели, драпировки окон и дверей. Дополняли интерьер растения, скульптура, настенные часы в стиле рококо и фарфоровые группы.

Последнее изменение Большой гостиной выполнено в 1870-х годах предположительно архитектором М.А. Макаровым. Белый французский шелк с цветочным рисунком обрамлял золоченные рамы, напоминающие об эпохе Растрелли. Интерьер дополняет изящный камин из красного мрамора, оформленный сине-белыми плакетками, главная из которых изображает свадьбу Купидона и Психеи.

В центре Большой гостиной установлена скульптура «Преданность», работа Джозуэ Мели. Скульптор изобразил спящего ребенка и собаку, которая ловит змею.

В Большой гостиной при владельцах на восточной стене висел большой портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Академии художеств.

Малая гостиная

Интерьер этого зала дает представление о работе Андрея Воронихина в конце XVIII и начале XIX века. Стены небольшого зала покрыты искусственным мрамором теплых оттенков. В простенке между окнами и над камином установлены зеркала, что расширяет пространство зала.

В Малой гостиной ощущается стремление Андрея Воронихина подражать греческим и римским образцам. Здесь можно увидеть скульптурный бюст графини Софьи Владимировны.

Над дверями из красного дерева с позолоченными львиными масками — барельефы с растительным узором и головы Горгоны Медузы.

Интересна верхняя часть стен Малой гостиной — это люнеты, в которых разместились рельефные композиции на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

Через Большой зал можно вернуться в Новую Переднюю. За ней следует угловая комната, окна которой выходят на Невский проспект и на Мойку. Это Парадная столовая западного корпуса Строгановского дворца.

Парадная столовая

В 1794 году Андрей Воронихин оформил Парадную столовую. Предположительно она была создана на месте Зеркальной галереи Растрелли, не дошедшей до нашего времени. Видимо, преклонение перед талантом предшественника побудило Воронихина оставить прежний декоративный эффект. Центр стены, напротив окон, выходящих на Невский проспект, заняли большие зеркала с наложенными на них полулюстрами.

Воронихин использовал здесь французский прием, но воспроизвел его с настоящим русским размахом. Использовались цельные зеркала площадью 12 кв. метров. Поэтому не очень большой зал выглядел значительно больше, чем он есть.

Граф Александр Строганов в письме своей невестке писал: «Столовая…продвигается. Она будет сумасшедшей красоты…только что начали размещать зеркала».

Старая передняя и Зал Гюбера Робера

В следующих двух залах (Старая передняя и Зал Гюбера Робера) проходит постоянная выставка «Русский ампир». Здесь экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства времен Александра I.

Старая передняя

В 1897 году в Строгановском дворце состоялась выставка редких предметов, принадлежащих частным лицам. Свои ценности прислали 87 коллекционеров. Экспозиция размещалась в северном и западном корпусе: от Большой гостиной до Парадной столовой и далее — до Минералогического кабинета. Скромная Старая передняя приняла художественное серебро, занявшее большую витрину в окружении барельефов И. Прокофьева, посвященных путти (маленьким мальчикам, ангелочкам).

Арабесковая гостиная

В 1859 году для графа С.Г. Строганова, вернувшегося в Петербург из Москвы, в северном корпусе рядом с Картинной галереей были устроены Арабесковая гостиная, Большой и Малый кабинеты.

В оформлении Арабесковой гостиной использовались копии гротескных фресок Рафаэля в Ватикане. Сюда же поместили копии с виллы Цицерона в качестве десюдефортов (декоративные композиции над дверью). Украшением зала также служили мраморные скульптуры IV–III веков до нашей эры, изображающие Менандра, древнегреческого сочинителя комедий и поэта Посидиппа.

Минералогический кабинет

В Минералогическом кабинете находилось богатейшее книжное собрание графа А. С. Строганова и коллекция минералов.

Андрей Воронихин создал двухъярусное пространство с расписанным потолком, создающим иллюзию купола. Автор росписи — Пьетро Гонзаго. Благодаря такому приему в зале «появляется» третий иллюзорный этаж. Первый ярус оформлен четырьмя люнетами (арочными проемами) со скульптурами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Главная аллегория — «Земля», представляющая изображение богини Кибелы с градской короной на голове. В ее облике автор имел в виду Екатерину II.

В Картинной галерее Вы увидите императрицу в образе богини мудрости Минервы.

В Минералогическом кабинете экспонируется копия портрета Строганова кисти Ж.-Л. Монье, а на противоположной стороне — картина М.Н. Воробьева с видом Казанского собора. На ней храм показан так, как его предположительно мог видеть граф, находясь в Физическом кабинете. Под обеими картинами расположены значительные по размерам минералы, подчеркивающие равновесие между возможностями природы и человека.

Большой и Малый кабинет

В Большом и Малом кабинете экспонируются живописные и скульптурные работы, в основном, это портреты членов семьи хозяев особняка.

В 1862 году в Большом кабинете был установлен камин из самаркандского порфира, подаренный монархом.

Картинная галерея

Строгановский дворец был известен своей Картинной галереей, оформленной Андреем Воронихиным. Здесь находилась коллекция живописи — картины Сандро Боттичелли, Аньоно Бронзино и Ван Дейка, Клода Лоррена и Рембрандта, Рубенса и других известных художников.

Многие произведения Александр Строганов приобрел в 1770-е годы на аукционе в Париже. Граф тщательно продумал, как разместить в Картинной галерее живописные работы и скульптуры. Став в 1800 году Президентом Академии художеств, он приглашал студентов в галерею копировать известные произведения.

До 1917 года все картины оставались на тех же местах, что и в начале XIX века. Угроза захвата Петрограда немецкими войсками заставила снять большую часть полотен. Многие картины отправили в Москву. И хотя в 1919 году галерея была частично восстановлена, но она уже не имела ничего общего с первоначальным замыслом.

В советское время Строгановский дворец занимали государственные организации, а часть помещений использовалась как квартиры. За это время были утрачены многие элементы убранства. В 2012 году Картинная галерея была воссоздана и наполнена произведениями современников графа.

Одна из тем этих полотен — строительство Казанского собора. Он изображен на картине Ф.Я. Алексеева (вид храма со стороны Екатерининского канала). Вы увидите и живопись из храма — работу Ореста Кипренского «Богоматерь с младенцем» для северных врат главного иконостаса и иконы для Царских врат, написанные Владимиром Боровиковским.

Главное место принадлежит картине «Лот с дочерьми», автор — Луи Жан Франсуа Лагрене. В южной лоджии Картинной галереи — работы портретиста Жан Лоран Монье, жившего в доме Строганова. Это портреты графа Павла Александровича, графини Софьи Владимировны и их сына Александра.

Здесь же два портрета А.С. Строганова. Одно из изображений кисти Александра Рослина исполнено в 1772 году в Париже, где и была приобретена большая часть полотен зала. Другой посмертный портрет выполнен в 1814 году А. Варнеком. Самый известный представитель рода изображен в костюме главного российского ордена — Святого Андрея Первозданного — на фоне построенного им Казанского собора.

Копия с картины Ван Дейка «Портрет бургомистра Рококса из Антверпена» выполнена О.А. Кипренским в 1807 году.

За зеркальной дверью Картинной галереи находилась Библиотека и Физический кабинет, стилизованный под египетский храм. Это был последний, но самый важный элемент восточной «алхимической» анфилады, включающей Картинную галерею и Минералогический кабинет.

Физический кабинет оформлялся для египетской коллекции. По состоянию на сентябрь 2019 года он закрыт для осмотра.

Во времена А.С. Строганова из большого окна на восточной стене Физического кабинета был виден или угадывался Казанский собор, предмет забот и размышлений барона.

На первом этаже под Парадной лестницей экспонируются предметы, найденные во время археологических раскопок. Рядом расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций. Часть помещений первого этажа здания занимают Музей шоколада и Музей восковых фигур Петербурга.

Строгановский дворец — это единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде.

Телефон (справочная)

В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — это филиал Государственного Русского музея.

+7 (812) 595-42-48

Официальный сайт

rusmuseum.ru.

Источник: www.spb-guide.ru

История дворца Строгановых начинается с пожара, уничтожившего множество домов на берегу Мойки. В 1736 году Иоганн Нейман (владелец дома №18) начал строительство каменного дома. Он должен был стать единым комплексом с особняком придворного повара Шестакова и генеральского адъютанта, Янкова.

Недостроенный дом Неймана был приобретен братьями Строгановыми – Александром, Николаем и Сергеем. В большинстве краеведческих книгах написано, что дом был куплен в 1742 году. Другие источники сообщают, что дом, ссылаясь на указ Сената разрешающий покупку, был продан Сергею Григорьевичу Строганову в 1736 году.

Фасад дома несколько разочаровывал нового владельца. Дело в том, что сам комплекс из трех домов строился для повара, портного и адъютанта и они были практически идентичными. По этой причине ни должным изяществом, ни богатством украшений он отличаться не мог. Переделать фасад здания на свой вкус Строганову не позволяла строгая, на те времена, градостроительная дисциплина. В связи с этим новому владельцу оставалось переделывать исключительно интерьеры, для чего и был приглашен придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Через некоторое время графом были куплены соседние дома, чему предшествовал пожар, уничтоживший почти все строение. На месте сгоревшего здания был спроектирован дворец. 

Строительство дворца

Строительство дворца велось невообразимыми, по тем временам, темпами и к середине октября 1754 года было отпраздновано новоселье, одним из гостей которого была сама императрица Елизавета Петровна. Она была настолько очарована дворцом, что свой следующий день рождения праздновала именно у Строгановых. Нужно отметить, что для приема гостей было готово всего семь помещений, поэтому кормить их приходилось в несколько смен.

Окончено строительство дворца Строгановых было уже после смерти Сергея Григорьевича – 30 сентября 1756 года. Архитектором дворца был Франческо Бартоломео Растрелли, что было не свойственно для него. Придворный архитектор в виде исключения согласился заниматься этим строительством, за что был вознагражден сполна еще до окончания строительства. Дворец Строгановых оказался единственным, из немногих строившихся Растрелли, сохранившийся до наших дней.

Дворец Строгановых насчитывал более 50 помещений, некоторые из которых были украшены штукатурными работами, выполненными искусными итальянскими мастерами. Галерея была украшена зеркалами и позолоченной скульптурой. Большая парадная лестница богато украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Простенки между окнами дворца Строгановых украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли.

После смерти Сергея Григорьевича, Строгановский дворец перешёл во владение его сына, Александра. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки.

В 1790-х годах в Строгановском дворце произошёл сильный пожар, уничтоживший практически все здание. Не пострадал только Бальный зал созданный Растрелли.

Удивительным моментом является то, что во всем дворце не было ни одной спальни. Спал Александр Сергеевич в разных комнатах то в креслах, то кушетках, а то и на раскладной походной кровати. Для обслуживания огромного дворца содержалось около шестисот человек , включая певцов, музыкантов, актеров, поваров, плотников…

В доме Александра Сергеевича Строганова была собрана богатейшая коллекция живописи, в которую входили работы Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени. Здесь же хранились работы знаменитых скульпторов. Библиотека Строгановых считалась одной из богатейших в России.

Дворец Строгановых стал центром культурной жизни Петербурга того времени. Во дворце проводились балы, маскарады, оперные выступления.

После смерти Александра Сергеевича Строганова дворец по наследству перешел его сыну – Павлу. Так как сына Павла Александровича убили в Краонском сражении, то граф вынужден был учредить майорат Строгановых — неделимое имущество, передававшееся по наследству старшему в роду.

Одним из последних владельцев стал граф Сергей Александрович. Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этимпользовалисьинебогатыеграждане. В 1908 годуводвореустроилинебольшойсад. СергейАлександровичводворценежил, так какв 1912 годуонуехалвоФранцию.

После революции 1917 года все Строгановы покинули Россию, а сам дворец был национализирован. Великолепная библиотека дворца была передана томскому университету. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому Музею. В 1937 году здесь начал работу «Электромортрест», затем судостроительное предприятие «Эра». 

Интересные факты

Ходят слухи о не очень приятном моменте предшествующем строительству дворца. Граф Сергей Григорьевич Строганов, купив две части «тройного» здания очень хотел выкупить и последнюю, дабы стать полным владельцем всего строения. Однако, хозяин последней «трети» не соглашался ни на какие уговоры и предложения. И только «благодаря» пожару, который уничтожил почти всю постройку, графу удалось уговорить несговорчивого повара. Совершив покупку Сергей Григорьевич с радостью произнес: «Ну, наконец-то».

В отличии от темпов строительства других дворцов, срок которых мог насчитывать десятилетия, дворец Строгановых был построен всего за год с небольшим. Это действительно рекордные показатели строительства 18 века.

Можно ли представить более гостеприимного хозяина, чем  Александр Сергеевич Строганов? На вечерах в его дворце присутствовало до пятисот гостей и каждому был оказан и почет, и внимание.

Оказывается, что знаменитое блюдо из мяса «бефстроганов» получило свое название благодаря графу Александру Григорьевичу Строганову, любившему давать обеды во своем дворце. Именно его повара придумали оригинальный рецепт этого замечательного блюда. 

Дворец в наши дни

Строгановский дворец стал единственным зданием на Невском проспекте, внешний вид которого существенно не изменился за все свое существование. Из-за поднятия уровня мостовой, окна первого этажа уменьшили свою высоту на треть. До недавних пор он находился на реставрации. Большую помощь в реставрации оказали Фонд восстановления дворцов Русского музея и благотворительный Международный Строгановский фонд, возглавляет который Баронесса Элен де Людингаузен (Елена Строганова), живущая в Париже.

На данный момент, помимо парадных залов Строгановского дворца, в здании размещается экспозиция восковых фигур и бутик «Музей шоколада».

Источник: peterburg.center


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.