В соответствиями со своими фантазиями о Кносском комплексе как царском дворце, Артур Эванс «выделил» предполагаемой царской чете «апартаменты» в восточной части «дворца». Они, по мнению Эванса, состояли из мужской половины и женской. Мужская часть включала в себя один лишь Зал двойных секир, разделенный многопроемными дверями на несколько секций. Выдуманной царице повезло гораздо больше, ибо в ее покои входили мегарон, ванная, косметический кабинет/сокровищница и Двор Прялок.

«Мегарон царя»

План кносского дворца

Не будем сейчас пускаться в рассуждения, что привело исследователя к подобному выводу, и рассмотрим помещения «царских апартаментов» поближе.

План кносского дворца

Парадным входом в царские покои можно считать Большую лестницу – достаточно было спуститься на нижний её этаж (А).
рава от лестницы – в углу Зала Колоннады (9) – находится длинный коридор. (Интересно, что по следам в проемах – сохранились некоторые дверные петли – и на порогах стало известно, что коридор и холл лестницы, а также выходы из Зала Двойных Секир разделяли двери, удалось также установить в какую сторону открывалась каждая их них и сколько створок (1 или 2) имела). Сам коридор заканчивался лестницей и вторым входом в приватную часть дворца (В).

План кносского дворца
Вид на царские покои с востока

Но мы выходить не будет и, дойдя до середины коридора, повернем направо и войдем в Зал Двойных Секир – «мегарон царя».

«Мегарон» – по-древнегречески означает «большой зал», этим словом обозначали тип дома, сложившийся в Средиземнорье и на Балканах в III-II тыс. до н.э. Мегарон имел в центре помещения очаг, а также открытый портик. Конечно, мегароны найдены не только на территории материковой и островной Греции (Микены, Тиринф, Пилос), но и, например, в Трое.

План кносского дворца
Реконструкция мегарона в Микенах («дворец Агамемнона»)

План кносского дворца
Реконструкция мегарона в Пилосе («дворец Нестора»)

Вернемся в Кносс: здесь, на Крите, мегарон являлся не центральным помещением дворца, как во дворцах микенской цивилизации, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон.


План кносского дворца План кносского дворца

Он располагался в западной секции мегарона (1) – так называемой «комнате Аудиенций» – слева от входа. Археологами были найдены его разбитые упавшей плитой остатки.

План кносского дворца
Слева – место, где находился трон

С обеих сторон от трона стояли колонны, что навело Эванса на мысль о балдахине.

План кносского дворца
Рисунок Йонга из книги Эванса

Помещение справа от Зала, отделенное тремя колоннами, – это световой колодец (10). Изображения священной секиры на камнях в этом колодце и дало название всему помещению.

План кносского дворца


Из помещения (1) можно было пройти во внутреннюю часть Зала Двойных Секир (2). Это очень интересная комната – она имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери (т. н. polythyron — см. ниже), в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали архитрав всей деревянной конструкции. Верхние проемы конструкции являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои (их переплеты могли быть «застеклены» пергаментом).

План кносского дворца

Очага, как на материке, в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, скажем, передвижной жаровней.

Как и положено мегарону, у кносского «мегарона царя» имеется портик (3) – открытая веранда с колоннами, она способствовала доступу света и воздуха в помещение.

План кносского дворца План кносского дворца

Портик опоясывала терраса (11).


План кносского дворца

Пара слов о росписях «мегарона царя». Самый повторяющийся рисунок в «царских апартаментах» – спиральный фриз с розетками. Он похож на фриз «Веранды со Щитами», однако рисунков самих щитов в «мегароне царя» не обнаружили. По предположению Эванса, потому, что в рисунках не было нужды – на стенах мегарона висели сами щиты.

План кносского дворца

Это модели щитов, которые выполнил Гиллерон, по рисункам щитов на фресках и т.д. Фриз реставрирован.

«Мегарон царицы»

План кносского дворца

К покоям «царя», по мысли Эванса, примыкали апартаменты «царицы». На «женскую половину» из «мужской» можно было пройти по темному Коридору Собачьей ноги, так названному из-за его два раза изогнутой под прямым углом формы (из (1) в (4)).

(4) – это сам «Мегарон царицы». Из этого комплекса помещений выхода вовне нет. Свет «мегарон царицы» получает из двух примыкающих к нему световых колодцев (4а).


План кносского дворца
План кносского дворца

План кносского дворца


Это портик мегарона (4b) – небольшой закуток перед световым окном. От основного помещения портик отделяло «окно», образованное двумя колоннами на стилобате. Между дальней от двери колонной и откосом «окна» была установлена священная секира. С обеих сторон к стилобату (выс. 38 см) крепились деревянные скамьи (их остатки были обнаружены во время раскопок). Среди предположений об их использовании есть и отсылающее нас к другой, более вероятной функции «мегарона царицы» – сакральной: скамьи могли представлять собой алтари.

План кносского дворца

Это центральная комната «женской половины» «царской резиденции» Кносса. Мы видим три двери – две на северной стене и одну на восточной. Первая (слева направо) ведет в Коридор Собачьей ноги и, соответственно, в «мужские» покои, вторая – на внутреннюю лестницу (она идет на второй этаж «женской части»), третья – в вышеупоминавшийся портик перед световым колодцем.

Здесь были обнаружены одни из самых известных фресок Кносского дворца (оригиналы которых находятся в Ираклионском археологическом музее) – «Дельфины» и «Танцующая девушка».


План кносского дворца

План кносского дворца

В этом помещении пол мостили три раза. В первый раз покрытие состояло из подобранных необработанных камней, во второй раз камни (от 6 до 12 см толщиной, Эванс назвал это мощение «мозаикой») обрабатывали, но не придали им правильной формы, и в третий – последний – раз пол был покрыт отлично отделанными квадратными гипсовыми плитами толщиной 4-5 см.

Соседнее маленькое помещение (5) рядом с «мегароном царицы» условно называется «ванной комнатой царицы». Комнатка отделена от «мегарона» световым окном, а от дверного проема до собственно внутреннего помещения «ванной комнаты» небольшая «балюстрада» справа (длиной около двух метров и шириной в 64 см, с одной деревянной колонной, от которой сохранились следы) формировала небольшой (шириной в 1 метр) коридорчик.

Эванс предполагал, что на балюстраду могли ставить каменные светильники, а световое окно между «ванной комнатой» и «мегароном царицы» при желании можно было занавесить.

Внутренняя секция помещения занимала немногим более двух метров. Уровень пола здесь был ниже, чем в основном помещении – «мегароне». Нижняя часть комнаты олицована большими гипсовыми плитами, над которыми идет такой же орнаментальный пояс из спиралей (более поздний по времени, чем фреска с дельфинами). как в «мегароне царицы» и в Зале Двойных Секир.


В «ванной комнате» не было труб водоснабжения, отсюда вероятен вывод, что вода сюда доставлялась вручную. В связи с чем найденная у прохода в западную часть «покоев» амфора в «морском стиле», по мнению Эванса, принадлежала «ванной комнате» – в ней держали воду.

В «мегароне» была найдена (в осколках) раскрашенная керамическая ванна. Она небольшого размера, сидячая. Эванс поместил ее в «ванную комнату», поскольку счел, что она была выставлена оттуда из-за ремонта. Ванна и сейчас стоит там, куда ее определил археолог.

План кносского дворца

План кносского дворца


Есть исследователи, которые не разделяют точку зрения Эванса на «Резиденцию» как на жилые помещения. Место «ванной комнаты царицы» в гипотезе о сакральном характере этого комплекса занимал люстральный бассейн.

Поскольку из «ванной комнаты царицы» (5) не было прохода в соседнее помещение (6) мы по Коридору Расписного Пифоса (4с, названного так по найденному в его начале сосуду и украшенному таким же спиральным бордюром, как «мегарон», и «ванная») пройдем в спальню/»Туалетную комнату»/»Косметический кабинет» «царицы» (7).


У этого помещения, по предположениям разных исследователей, могло быть два предназначения – спальня и туалетная комната. Свет сюда проникал из светового колодца (8), получившего название Двор Прялок по выцарапанной на стене прялке (ср. Зал Двойных Секир).

В юго-западном углу комнаты (нижний левый угол на плане) находилось гипсовое возвышение, которое (в зависимости от склонности к одной из гипотез) можно было истолковать или как кушетку, или как место для сосудов с водой. За стеной располагались две шахты, в которые устремлялась вода с крыши и туалетов верхнего этажа (и далее в дренажную систему по трубам). В пустое пространство между шахтами Эванс «определил» гипотетическую (не найденную) цистерну для воды. У восточной стены располагался самый настоящий туалет с системой смыва «лишнего» все туда же – в сток, выводивший воду в Керат. О трубах – вы можете видеть их пути, обозначенные пунктиром на плане.

Обойдя туалет и выйдя в дверь, расположенную на той же восточной стене, мы попадаем в небольшой коридор. Справа мы видим окно светового колодца – Двора прялок, пройдя направо, а затем свернув налево попадаем в исходную точку нашей экскурсии – Зал Коллонады (9) и на Большую лестницу. Неосмотренной остается одна комната по правую руку от Двора Прялок – «хранилище», «склад» (6).


В этом помещении, как оказалось, пол никогда не мостили, что, очевидно, могло указывать на его нежилое предназначение. Здесь были найдены настоящие сокровища – множество предметов из различных ценных материалов: золота, бронзы, слоновой кости, яшмы, горного хрусталя, фаянса. Правда, большинство изделий оказались фрагментарны. Также были найдены сгоревшие остатки дерева, возможно, принадлежащие сундукам.

Фрагментарность находок скоро была объяснена. Дальнейшие раскопки показали, что все это богатство не хранилось здесь, а попало при разрушении здания (возможно, при землетрясении) с верхнего этажа. Там, в «Сокровищнице», были найдены недостающие фрагменты к некоторым предметам из «хранилища».

В общем, это все о «Резиденции». Осталось добавить пару слов у верхнем этаже «мегарона царицы». В плане он очень похож на нижний (нами только что осмотренный) этаж с небольшими изменениями. А попасть на верхний этаж можно было по двум лестницам. Выход на первую – приватную «хозяйскую» – мы с вами видели в «мегароне царицы». Вторая – «служебная» – находится между «хранилищем» (6), Двором Прялок (8) и Залом Колоннады (9).

Об отличиях назначения комнат наверху от нижнего этажа скажу два слова. На нашем плане между двумя световыми колодцами (4а) есть два пустых помещения – на верхнем этаже их могли, по предположению Эванса, занимать спальни.
е одно помещение (на плане между 6 и левым 4а) наверху тоже могла занимать спальня, закрашенный у нее верхний левый угол – это водослив. Примыкающая к этой «спальне» слева комнатка имела свой туалет со сливом в одну из двух нижних шахт, о которых я уже говорила выше. Еще один туалет находился на соседней шахтой, войти туда можно было из Комнаты Каменной скамьи, которая находилась как раз над «туалетной комнатой царицы». Ну, и последнее помещение над «хранилищем» было условно названо «Сокровищницей». Второе ее название «Архив» обусловлено обилием стеатитовых печатей, помещенных там в поздней фазе жизни дворца. «Сокровищница» содержала несколько известных минойских вещей, которым уместно выделить по отдельной заметке (если у меня когда-нибудь найдется время).

Многие помещения «Резиденции» были украшены фресками. Часть из них сохранилась очень фрагментарно, а часть (хоть и найденную в большинстве своем в виде кусочков штукатурки в кучах мусора на полу) удалось восстановить. Самые известные фрески этой части комплекса происходят из «мегарона царицы». На их историческом месте размещены реконструкции, а оригиналы находятся в Ираклионском Археологическом музее.

Танцующая девушка

Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)

Как я уже рассказывала во второй части «экскурсии», эта фреска вместе с двумя другими украшала пилястру восточного «окна» в «мегароне царицы». К сожалению, сохранилась она только частично.
Волосы девушки развеваются во время движений в танце. Она одета в куртку с короткими рукавами, украшенную вышивкой. Справа виден край юбки.

В самом мегароне размещена реставрированная копия фрески, где реконструированы остальные части росписи, в том числе юбка и правая рука.

План кносского дворца

План кносского дворца План кносского дворца

«Дельфины»

Новодворцовый период (1500 г. до н.э.)

Фреска с северной стены «мегарона царицы» Кносского дворца с изображениями дельфинов, рыб и морских ежей в воде. Сохранилась весьма фрагментарно, что не помешало А. Эвансу ее реконструировать и «восстановить».

В последний период жизни дворца была закрыта рельефной росписью в виде пояса со спиралями.

План кносского дворца План кносского дворца

План кносского дворца

Политирон

Политирон представлял из себя перегородку, состоящую из столбов-пилонов, по сторонам которых крепились двери, то есть и являл собою ту самую многопроёмную дверь.

Выполнял политирон три функции.

«Климат-контроль» помещения. Открытые двери летом по утрам впускали в дом прохладу, а днем двери можно было закрыть, чтобы защитить помещение от жары (оставив для доступа воздуха верхние фрамуги). Зимой закрытые двери сохраняли тепло жаровень внутри, а для проветривания можно было использовать одну-две двери.

Регуляция его освещения. В зависимости от нужды в различном уровне освещенности комнаты, можно было открывать разное количество дверей.

Изоляция его от окружающего пространства. Благодаря конструкции политирона, соседние помещения можно было превратить в одно, можно – в два соседних, разделенных дверью (парой дверей), а можно – в абсолютно изолированные друг от друга. Из-за его последней функции политирон часто использовали в сакральных помещениях.

Собственно, я хотела написать это после рассказа о «мегароне царицы», но раз уж представляется такая возможность, то здесь эта ремарка будет более кстати.

Хоть Эванс и отнес «Резиденцию» к царских жилым покоям, но сделал он это, вероятно, потому, что не нашел в Кноссе больше никаких подходящих помещений для этого. Сейчас существует мнение, что политирон чаще использовался в ритуальных целях и, соответственно, мог бы указать на помещения, использовавшиеся для каких-то церемоний.

В Кноссе многопроёмную дверь мы можем встретить не однажды:

в оформлении входа в Тронный зал, вернее, в его прихожую,

План кносского дворца

политироном внутри Трехчастного святилища разделялись Святилище крипт и Комнаты крипт

План кносского дворца

еще два политирона разделяли соседний с Трехчастным святилищем блок помещений – Комнату Табличек колесниц и «Храм Реи», Храм Реи и дворик внутри блока.

План кносского дворца

Ну, вот еще политироны в Восточном крыле дворцового комплекса

План кносского дворца

Еще один дворцовый комплекс Крита Фест также имел политироны. В «мегароне царя» таких многопроемных дверей было две: одна делила помещение на две части, вторая отделяла его от портика.

План кносского дворца

План кносского дворца


Еще один политирон использовался для отделения одной из комнат (т.н. Комната, мощеная ромбообразными плитами) от расположенного рядом небольшого перистиля с колоннадой по периметру.

План кносского дворца

На вилле в Агиа-Триаде два политирона имеются в Главном зале: один отделяет зал от портика, второй – от внутренних помещений, прилегающих к Главному залу.

План кносского дворца

Есть политирон и в Главном зале сооружения минойского времени в Ниру Хани. Он делит зал пополам.

План кносского дворца

Политирон имеется не только на Крите. В Акротири, городе на Санторине, такой стеной разделяли два сакральных помещения в здании Xeste 3 (и не только там).

План кносского дворца

Источник: ru-archaeology.livejournal.com

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.

Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Туристы на экскурсии

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Источник: tepler.ru

Основные аспекты архитектуры Минойской культуры

 

Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы

 

  1. Своеобразная планировка внутреннего пространства дворца.
  2. Высокий уровень благоустройства.
  3. Создание типа двухколонного портика в «антах».
  4. Помещения оштукатурены и украшены фресками, резными рельефами с изображениями игр и сцен сбора урожая.
  5. Создание основ ландшафтной архитектуры.
  6. Разработка новых сейсмоустойчивых конструкций:
  • колонны, установленные на пьедестале, расширяются кверху, имеют широкую капитель и большую, квадратную абаку;
  • перекрытия выполнены из круглых балок;
  • деревянный каркас из связок и с заполнениями из сырца и каменных блоков.

 

Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.

 

Устройство Дворца в Кноссе

 

Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.

 

Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.

 

Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.

 

План Кносского дворца

 

Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.

 

Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.

 

Кладо

 

Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.

 

По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.

 

По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.

 

На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.

 

Тронный зал Кносского Дворца

 

К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.

 

Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.

 

Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.

 

С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.

 

Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».

 

Игры с быками

 

На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:

 

  • сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец;
  • канализационная система – водоотводные каналы – каменные желоба со специальным устройством для очистки;
  • вентиляционные системы;
  • великолепные ванные комнаты.

 

Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.

 

Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:

 

  • наружного портика на колоннах , выходящего на открытую террасу;
  • главного помещения;
  • вестибюля с двумя дверьми и двумя колоннами, выходящего на световую шахту.

 

Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.

 

Световой колодец и световые шахты Кносского Дворца

 

В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.

 

В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:

 

  • мечи, украшенные изящной инкрустацией;
  • мужские пояса, усыпанные драгоценными камнями;
  • запасы золота.

 

А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.

 

Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.

 

Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.

 

Украшения Кносского дворца

 

Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.

 

Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.

 

Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.

 

Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.

 

Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.

 

Голова быка

 

Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.

 

Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.

 

Надежной опорой, защитой и поддержкой царя Крита была армия. На фресках найдены и изображения критских воинов. Их надежно защищал щит в форме восьмерки. А наступательным оружием воина было копье.

 

Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.

 

На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.

 

Ваза с осьминогом

 

Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.

 

Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.

 

Особенности колонн Кносского Дворца

 

Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.

 

Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.

 

Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.

 

Еще одна интересная деталь. Суживающиеся книзу колонны никогда не устанавливали по углам дворца. Так как они совершенно непригодны для такого расположения в здании. Колонны устанавливали на плоские кольцевые каменные базы. Это предохраняло от гниения деревянный ствол.

 

При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.

 

Предполагают, что колонны дворца были двух типов. Один тип – витая колонна, перевитая орнаментом спиральных выпуклых вертикальных каннелюр. Деревянный ее ствол как бы обвит стеблями растений. Другой тип – колонна на подобии ребристой.

 

Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.

 

Мифы о Кносском Дворце

 

Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.

 

В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.

 

В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.

 

Сохранилась и легенда о том, что, якобы, в марафонской битве (490 г д. н. э.) принимал участие Тесей. В воинских доспехах (с копьем, щитом, в шлеме) он возглавлял боевой строй Греков. И Греки одержали блестящую победу над Персами. Но в действительности, как считают историки, Тесей – это собирательный образ героя-воина. На самом же деле, такого человека в жизни никогда не существовало.

 

Миф о Миносе и Минотавре.

 

Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.

 

Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.

 

Бык с девушкой на спине

 

Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.

 

Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.

 

Чудовище-минотавр

 

Минос требовал от Афин, которые в то время были в полной зависимости от Крита, платить ужасную дань. Через каждые девять лет, Афины должны были посылать на Крит из лучших Афинских семей семь юношей и семь девушек для питания минотавра. Такую ужасную дань Афиняне платили Криту потому, что на состязаниях именно в Афинах марафонский бык убил сына Миноса – Андрогея.

 

Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.

 

Миф о Дедале и Икаре

 

Знаменитый архитектор, скульптор и изобретатель, как считали Афиняне, был сыном Царя Афин Эрехтея. У сестры Дедала – Пердики, был сын Тал, которого Дедал обучил всем премудростям своего мастерства. Мальчик был намного талантливее своего учителя. Он изобрел колесо для гончарного круга и пилу. Завидуя своему племяннику, и понимая, что в мастерстве он может его превзойти, Дедал решил убить.

 

Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.

 

Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.

 

Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.

 

Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.

 

Дедал изготавливает крылья

 

Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.

 

Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.

 

Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).

 

Дедал и Икар в полете

 

Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.

 

Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.

 

Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.

 

Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре

 

Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.

 

До 16 лет Тесей воспитывался в доме своего деда – Царя Трезина Питфея. Тот окружил внука заботой, любовью, вниманием. К этому времени, никто уже не мог сравниться с Тесеем в силе, ловкости, владении оружием.

 

Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.

 

Юноша Тесей

 

В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.

 

Как говориться «не в добрый час» пришел Тесей в Афины. Именно в это время прибыли послы из Крита, чтобы в очередной раз получить дань. Следующих 7 юношей и 7 девушек для чудовища-минотавра. Уже был готов к отплытию корабль под черными парусами в знак глубокой скорби за юными жертвами. И Тесей решил отправиться вместе с ними, чтоб убить это чудовище и навсегда освободить Афины от этой жестокой дани.

 

Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.

 

Тесей и Ареадна

 

Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.

 

Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.

 

Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.

 

Тесей убивает Минотавра

 

Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.

 

Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.

 

Черные паруса (Тесей возвращается домой)

 

Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.

 

Заключение

 

Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.

 

Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.

 

При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.

 

Критская печеть с изображением Владытчицы Зверей

 

И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.

 

Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.

 

Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.

 

При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».

 

В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.

 

Источник: mastery-of-building.org

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

кносский дворец фото

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

крит кносский дворец фото

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

кносский дворец на крите фото

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

фрески кносского дворца фото парижанка

Фреска «Парижанка»

фрески кносского дворца фото дельфины

Фреска «Дельфины»

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца

кносский дворец план

Координаты Кносского дворца на Крите

 35.297995, 25.163079  (Google Maps)

Источник: 1chudo.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.