Государственный Эрмитаж, который туристы часто называют «Зимним дворцом», – это самый посещаемый и знаменитый музей города Санкт-Петербурга, в трехсот пятидесяти залах которого, хранятся больше трех миллионов величайших произведений искусства, с каменного века по наши дни. Эрмитаж «города на Неве» — лучший музей России и Европы, один из крупнейших в мире.

Эрмитаж – место, непосредственно связанное с историей России. Свою жизнь этот художественный музей начал с 1764 году. Здание построили для хранения огромной частной коллекции мировых произведений искусства, собранных императрицей России Екатериной Великой. В коллекцию правительницы вошли экспонаты, которые собирал еще царь Петр Первый, в том числе «скифское золото», выкупленное для него князем Гагариным. Кроме того, коллекция пополнилась за счет собрания императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Например, бесценная коллекция «золота Великих Моголов», была прислана императрице Анне иранским шахом, который завоевал империю Моголов в Индии. Это собрание представляло из себя множество золотых ювелирных украшений с драгоценными камнями, причем, доставили все это великолепие в Петербург на слонах. Конечно, Екатерина Вторая не могла не продолжить эту прекрасную традицию, так как очень любила искусство и культуру, вот почему она вошла в историю не только как великая правительница России, но и как основательница петербуржского музея Эрмитаж.


Итак, императрица приказала пристроить к уже стоявшему на берегу Невы Зимнему дворцу еще одно здание, которое назвали «Эрмитаж». Сюда приглашали гостей, чтобы обсуждать вопросы политики, искусства, культуры, знакомиться с коллекционными собраниями Екатерины. На тот момент, в Эрмитаже расположилась ее частная коллекция живописи, включавшая великолепные произведения художников Нидерландов, работы великих Тициана, Рубенса, Рафаэля, находилась скульптура Микеланджело. По приказу Екатерины Второй эмиссары ездили по Европе и искали для покупки достойные картины. Со временем, в Эрмитаже разместились коллекции монет, медалей, рисунков, гравюр, образчиков камней, книг. В 1852 году было решено открыть эту художественную выставку для свободного посещения. Тогда коллекция помещалась в здании «Нового Эрмитажа», но она продолжала расти и сегодня занимает пять зданий, тянущихся вдоль реки Невы.

Пришедший ко власти в России император Павел Первый, также любил искусство, и это было единственным увлечением, в котором он походил на свою великую мать Екатерину Вторую.


авда, чтобы отделить картины своего собрания от коллекции умершей императрицы, он приказал метить картины буквой «П». При правлении в России императора Александра Первого, художественная коллекция Эрмитажа была разбита на части, для каждой из которых был назначен хранитель, несущий ответственность за сохранность. В эти годы коллекционное собрание музея было пополнено за счет произведений живописи из Испании и Англии. От французской императрицы Жозефины – бывшей супруги Бонапарта, император России получил в подарок знаменитый шедевр — «Камею Гонзага».

Пришедший к власти следующий российский государь Николай Первый очень любил военное дело, поэтому и полотна собирал соответствующие – связанные с батальными сценами. При его правлении в Эрмитаже появилась «Военная галерея 1812 года». С 1852 года — времени открытия «Императорского Эрмитажа» для посетителей, коллекция продолжала постоянно пополняться бесценными шедеврами. Например, в 1914 году было выкуплено знаменитое произведение великого Леонардо До Винчи — «Мадонна Бенуа».

Даже во время революции и в первые годы после нее, коллекция выставок Эрмитажа практически не пострадала, она даже начала пополняться: в нее были включены картины из коллекций царской семьи, прибывали шедевры из музеев республик, были поступления из частных коллекций, которые были национализированы. А вот в двадцатые годы, ознаменовавшиеся жестким контролем представителей советской власти, многие экспонаты Эрмитажа были проданы на Запад. Конечно, многие сотрудники музея были не согласны с подобными обстоятельствами и ценой своей свободы, а порой и жизни защищали бесценные шедевры, за что пятьдесят из них были репрессированы.


Когда на нашу землю пришла Великая Отечественная война, коллекцию музея Эрмитаж срочно эвакуировали за Урал, а вот историческое здание сильно пострадало. Едва война окончилась, началось экстренное восстановление музея, так как ему предстояло принять назад не только собственные коллекции и выставки, но и трофейные экспонаты и произведения искусства, доставляемые из разгромленной Германии, вывозимые оттуда целыми железнодорожными составами. Конечно, что-то из привезенного потом вернулось назад в Европу, но большая часть так и находится в России по сей день, например, великие работы Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека. Причем, знатоки утверждают, что самые выдающиеся произведения искусства хранятся в запасниках музея Эрмитаж, вдали от посетителей.

Теперь, Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге является – крупнейшим научно-исследовательским центром. Эрмитаж — это целый комплекс зданий, включающий:

Зимний дворец – историческую императорскую резиденцию, здание, возведенное согласно проекта великого архитектора Бартоломео Растрелли. Его строительство началось при царствовании императрицы Елизаветы Первой, а завершилось при императоре Петре Третьем в 1762 году.

Малый Эрмитаж – красивый дворец, возведенный по приказу императрицы Екатерины Второй мастерами Фельтеном и Валлен-Деламотом.


Большой Эрмитаж – шикарный дворец, который возвели по приказу Екатерины Второй для размещения разросшейся коллекции предметов искусства. Проект также создавался Фельтеном. Это было в 1787 году.

Театр Эрмитажа – здание, сооруженное по приказу императрицы Екатерины Великой, как место проведения спектаклей, маскарадов. Проект создал архитектор Джакомо Кварнеги.

Новый Эрмитаж – здание строилось по приказу императора Николая Первого по проекту архитектора Лео фон Кленца. Оно было нужно для размещения выставки экспонатов императорской коллекции.

В последние десятилетия при различных музеях мира открылись выставочные залы и филиалы от Эрмитажа Санкт-Петербурга. Ярким примером служит «Музей фарфора», «Музей гвардии», расположенные в особняке «Главного штаба».

Давайте немного прогуляемся по самым красивым залам Эрмитажа.

Зал Древнего Египта – очень интересное помещение Эрмитажа, созданное в 1940 году вместо Главного буфета Зимнего дворца. Здесь находится богатая экспозиция, которая рассказывает о культуре, искусстве Древнего Египта, в виде скульптур, рельефов, саркофагов, бытовых предметов, произведений ремесла. Особенно ценными шедеврами этого зала музея Эрмитаж считаются: статуя фараона Египта Аменемхета Третьего, девятнадцатого века до нашей эры, статуэтка жреца из дерева, конца пятнадцатого столетия до нашей эры, статуэтка царя Эфиопии из бронзы, восьмого века до нашей эры, стела Ипи, четырнадцатого века до нашей эры.


Зал неолита и ранней бронзы – расположен на месте Готической гостиной апартаментов дочерей императора Николая Первого. Тут представлены бесценные предметы в виде археологических находок, датированных шестым-вторым тысячелетиями до нашей эры, которые были обнаружены в России, в Украине, в Молдавии, в Средней Азии. Самыми интересными экспозиционными предметами являются: — плита с петроглифами из карельской деревеньки Бесов Нос – древнейший памятник изобразительного искусства эпохи неолита; — наконечник жезла, оформленный в виде лосиной головы, найденный в торфянике Урала; — языческий идол, найденный под Псковом; — статуэтки в виде женщин, обнаруженные во время раскопок в Туркмении.

Зал культуры и искусства алтайских кочевых племен – экспозицию составляют бытовые предметы, обнаруженные в курганах, датируемых пятым веком до нашей эры, на территории Алтая: изящные резные накладки, фигурки, барельефы, изображающие животных, которые украшали конские сбруи.

Зал Южной Сибири и Забайкалья железного века и раннего Средневековья – экспозиция включает шедевры и памятники тагарской и таштыкской культур. Экспонаты обнаружили на территориях Хакасии и Красноярского края: кинжалы, чеканы, наконечники для стрел, миниатюры. Интересны таштыкские маски для погребения, которые накладывали на манекены из кожи, покрывающие пепел умершего человека. При этом, мужские и женские маски расписывали по-разному: женские – на белом цвете красный спиралевидный узор, мужские – на красном фоне черные поперечные полосы.


Галерея Мощевая Балка — древний памятник Северокавказского шелкового пути, где экспонатами являются находки археологов в могильниках восьмого-девятого веков: образцы старинных шелковых тканей, предметов одежды, деревянных, кожаных изделий.

Зал культуры и искусства «Золотой Орды» — тут выставляются сокровища Волжской Булгарии: драгоценные украшения из серебра, золота, оружие, убранство для конской сбруи, предметы шаманских культов, образчики письменной культуры.

Галерея портретов Романовых – тут находятся портреты большей части представителей царской династии Романовых: от Петра Первого – первого императора до последнего императора России – Николая Второго.

Библиотека Николая Второго – находится в личных покоях последнего императора России. Помещение оформлено в английском готическом стиле. Книжные шкафы тянутся вдоль стен и по хорам, до которых нужно подниматься по лестнице.

Малая столовая – относится к семейным апартаментам Николая II. Помещение оформлено в стиле рококо. Залу украшают лепные рамы и интересные образцы декоративно-прикладного искусства.

Малахитовый зал — парадная гостиная императрицы Александры Федоровны – жены Николая Первого. Декор этой залы оформлен в уникальной технике «русской мозаики».


Петровский или Малый тронный зал – посвящен памяти знаменитого императора России — Петра I. Зала оформлена прекрасными картинами, посвященным баталиям великого полководца, а в отделке интерьера можно заметить императорский вензель, двуглавых орлов и короны. Особое внимание привлекает императорский трон, а стены зала украшены бархатными панно, вышитыми серебром, в декоре присутствуют серебряные изделия, сделанные в Петербурге.

Военная галерея 1812 года Зимнего дворца – была создана в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Стены галереи украшают триста тридцать два портрета российских генералов, принимавших участие в войне 1812 года, а также участвовавших в походах 1813-1814 годов.

Георгиевский зал или Большой тронный зал Зимнего дворца – назван в честь Георгия Победоносца, барельеф с изображением которого находится над императорским троном. Зал оформлен мраморными колоннами. На полу постелен шикарный паркет. Здесь традиционно проходили торжественные мероприятия и пышные приемы.

Александровский зал Зимнего дворца – помещение, посвященное памяти российского императора Александра Первого, Отечественной войне 1812 года. Зала оформлен в стилях готики и классицизма. На двадцати четырех медальонах, которые украшают его стены, можно увидеть аллегории самых важных военных событий и заграничных походов. В зале находится богатейшая экспозиция изделий из серебра Европы, периода с шестнадцатого по девятнадцатый века.


Золотая гостиная – личные апартаменты Марии Александровны – жены императора Александра Второго. Помещение украшает лепной орнамент и золоченые узоры, тут находится великолепный камин из мрамора, оформленный колоннами из яшмы, барельеф, мозаичная картина, позолоченные двери, красивый паркет.

Малиновый кабинет – апартаменты Марии Александровны со стенами, затянутыми ярко-малиновым штофом, и оформленные медальонами, лепниной, росписями. Главные экспонаты этого зала Эрмитажа: предметы искусства, фарфор из Мейсена, посуда, фигурки, а также резной позолоченный рояль девятнадцатого века, декорированный художественной росписью.

Павильонный зал Малого Эрмитажа – место, где соединились античность, Ренессанс и Восток. Зала оформлена светлым мрамором, позолоченной лепниной, хрустальными люстрами и четырьмя фонтанами, напоминающими нам «Фонтан слез» Бахчисарайского дворца Крыма. Очень интересным элементом декора является вмонтированная в пол мозаика, скопированная с пола, обнаруженного во время раскопок терм Древнего Рима. А еще этот зал украшают часы «Павлин», которые купила императрица Екатерина Великая, а также коллекция мозаики.

Рыцарский зал – очень интересная часть парадных интерьеров при императорском музее Нового Эрмитажа. Зал создавали для размещения коллекции монет, потом тут разместилась обширнейшая коллекция оружия музея Эрмитаж, где не меньше пятнадцати тысяч экспонатов, от турнирного до охотничьего вооружения, кроме того, тут находится огромное число рыцарских доспехов, холодного, огнестрельного оружия от самых выдающихся европейских оружейных мастеров.


Режим работы Государственного музея Эрмитажа: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с половины одиннадцатого дня до шести вечера, кассы закрываются в пять часов вечера; среда, пятница – с половины одиннадцатого дня до девяти вечера; в понедельник – выходной день.

Адрес Эрмитажа: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь.

Как добраться до Эрмитажа?
Музей Эрмитаж находится в центре города Санкт-Петербурга.

— на метро: доехать до станции метро «Адмиралтейская», выйдя из метро, повернуть влево, пройдя до улицы Малой Морской, опять повернуть направо, пройдя до Невского проспекта, потом пройти налево по проспекту, вы попадете на Дворцовую площадь, с которой и осуществляется вход в Эрмитаж.

Можно доехать до станции метро «Невский проспект» / «Гостиный Двор», выйдя из метро двигаться по Невскому проспекту до Большой Морской улицы до арки Главного штаба, сквозь нее пройти на Дворцовую площадь.

Цена билетов в Эрмитаж: — для россиян и граждан Белоруссии — четыреста рублей; — для льготников — пенсионеров-россиян, детей, студентов из разных стран – бесплатно, но при себе нужно иметь документ эту информацию подтверждающий – пенсионное удостоверение, студенческий билет; — для иностранцев – семьсот рублей. Эрмитаж можно посетить бесплатно – каждый первый четверг нового месяца, а также на День Эрмитажа – седьмое декабря.

Фотосъемка в Эрмитаже – бесплатная, но запрещается использовать штатив и вспышку.

Источник: puteshestvie.net

История создания


Первая постройка Зимнего Дворца были сделана в 1708 году для Петра Первого. Их назвали «Зимние маленькие хоромы». Точно неизвестно кто выступил в качестве архитектора. Некоторые исследователи предполагают, что им мог стать Доменико Трезини. Просуществовало здание недолго. В 1711 году оно было снесено, а на его месте построено другое — «Свадебные палаты». Именно там проходила церемония венчания Екатерины и Петра Первого.

В 1716 году начались работы по сооружению третьего по счету Зимнего дворца. Его архитектором стал Г.И. Маттарнови. В нем великий царь провел последние дни своей великой жизни. Большой зал здания носил названия Погребального или Печального. После смерти Петра Екатерина дала указ перестроить его и несколько расширить. Однако эта постройка также со временем исчезла. На ее месте был возведен Эрмитажный театр, создателем которого оказался Дж. Кваренги.

Императрице Анне Иоанновне показалось, что постройки довольно скучны. В связи с этим она приказала лучшему архитектору современности Ф. Растрелли построить пышнейшие царские палаты. Активные работы проводились в XVIII веке 30-ых годах. Так был возведен Четвертый Зимний дворец.

Предпоследний и Пятый дворец строился для Елизаветы Петровны. Им, как и четвертым, занялся Растрелли. Изначально это было превосходное здание из дерева. Оно занимало территорию сопоставимую двум кварталам. Шестой и финальный возводился в 1754 -1762 годах. Представлял собой величественное здание из камня, выполненное в стиле барокко.

Архитектура

Создатель дворца украсил его фасады колоннадами двух ярусов. Все они устремляются вверх, что создает ощущение движения. Также Зимний дворец содержит большое количество ваз и статуй, расположенных на крыше. Присутствуют и лепные украшения, среди которых можно увидеть наличники для окон, карнизы, маскароны, рокайли, картуши и др. Все это разнообразие создает необыкновенную игру теней и света.

Растрелли в своем архитектурном произведении развивал одинаковые мотивы. Так все 4 фасада здания обладают различным «ритмом» исполнения. Южный фасад имеет наиболее торжественный вид. Он обращен к основной площади. Фасад пронизан несколькими арками, которые собой украшают парадный въезд. Яркие акценты ему добавляют и парные колоны.

Северный фасад обладает не меньшим величием нежели южный. Он содержит на себе просто невероятное количество фигурных колон. Обращен в сторону реки Невы.

Западный фасад смотрит на Адмиралтейство. Он немного напоминает вид загородного царского дворца. Возле него есть небольшой парадный двор.

Восточный фасад поражает своей монументальностью. Его боковые корпуса очень массивны и образуют парадный двор. Смотрит это все великолепие на Миллионную улицу, где когда-то находились особняки местной знати.

Структура Эрмитажа

150 лет зимний дворец служил императорской резиденцией, в которой они проводили значительную часть своего времени. В 1917 году государство объявило его музеем. В нем размещены уникальные экспозиции, разбросанные по разным залам и апартаментам. Так. Посетители могут изучить древневосточные и египетские коллекции, собрания живописи Европы и России.

Музей создавался не одно столетие. Его просто невозможно обойти в течение одного дня. Знакомство с Зимним дворцом стоит начать с главного комплекса, который располагается на дворцовой площади. В него входит непосредственно здание Зимнего дворца, театр, Старый, Малый и Новый Эрмитаж, а также к ним относится Запасной дом.

Эрмитажный театр сегодня используется в качестве лектория. Кроме того, он крайне популярен среди местных жителей.

Старый Эрмитаж был возведен в 1787 году Ю.М. Фельтеном. Затем он частично подвергался перестройкам. Там находятся экспонаты западного искусства.

Малый Эрмитаж был частным помещение семьи императора. Он строился несколькими архитекторами: Ж.-Б.Валлен-Деламонтом, Ю.М. Фельтеном и А.И. Штакеншнейдером. Изначально не имел Павильонного зала. Тот был построен столетием позднее после самого здания. Центральная часть постройки на уровне второго этажа имеет знаменитый Висячий сад.

Новый Эрмиаж появился совсем недавно – в 1852 году. Император планировал использовать его в качестве публичного музея. В том здании сегодня находятся копии Лоджии Рафаэля. Оригиналы находятся в Ватикане.

Старый Эрмитаж и эрмитажный театр соединяется с помощь арки. Главный въезд на территорию украшен гранитными изваяниями атлантов. Они создавались А.И. Теребеневым – русским скульптором.

Источник: RusFate.ru

Предшественники современного Зимнего дворца

Императорский дворец, на который приезжают посмотреть туристы со всего мира и которым гордятся петербуржцы, является не первой зимней резиденцией российских правителей.

Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1708 году на месте нынешнего Эрмитажного театра. Это был относительно простой двухэтажный деревянный дом. В 1712 году вместо него были возведены каменные палаты.

Зимний при Петре Первом

Вступившая на престол Анна Иоанновна посчитала действующую зимнюю резиденцию недостаточно просторной и отдала приказ о ее перестройке. Проект разрабатывал Ф.Б. Растрелли. Для его реализации пришлось занять некоторые близлежащие дома.

Строительство началось в 1732, а закончилось в 1735 году. Местом возведения выбрали Дворцовую набережную, при этом главный фасад здания «смотрел» на Адмиралтейство. Это был роскошный по тем временам императорский дворец высотой 4 этажа, с 70 залами и 100 спальнями, многочисленными пристройками.

В 1754 году пришедшая к власти Елизавета Петровна подписывает новый проект Зимнего дворца, так как хочет увеличить высоту резиденции до 22 м. Архитектором также выступает Ф.Б. Растрелли. Временные императорские палаты в 1755 году возвели на пересечении набережной и Невского проспекта. В 1762 году, когда был построен существующий ныне дворец, их разобрали.

История строительства

Строительство последнего дворца затянулось на 8 лет. По замыслу архитекторов и императрицы это должно было быть самое грандиозное здание в Санкт-Петербурге, превосходящее все возводившиеся до этого резиденции. Оно должно было стать символом императорской власти, государственной мощи и богатства.

Интересный факт! Согласно проекту, в здании было около 1 500 комнат, а общая площадь составила около 60 000 кв. м.

Дворец в роли дворца

В 1762 году императорский дворец принимал пришедший к власти Петр III, так как Елизавета Петровна умерла за год до окончания строительства. При этом отделочные работы продолжались уже при Екатерине II, ставшей императрицей в этом же году в результате дворцового переворота.

Оформлением интерьеров Зимнего дворца занимались архитекторы под руководством И.И. Бецкого.

От императорской резиденции до Эрмитажа

В императорском дворце проживали не только члены правящей династии, но и многочисленные придворные — около 4 000 служащих. Помимо торжественных залов, спален и технических помещений в здании были:

  • музей;
  • библиотека;
  • аптека;
  • театр;
  • две церкви;
  • канцелярия.

Довольно скоро после окончания строительства в Зимний дворец начинают вносит изменения, способствовавшие его расцвету. Так, при Екатерине II во появляется зимний сад, формируется Романовская галерея и Георгиевский зал. При Николае I организовывают галерею, посвященную Отечественной войне 1812 года. К зданию пристраивают Фельдмаршальский и Петровский залы.

Эрмитаж

Интересный факт! Коллекция картин, принадлежавшая Екатерине II, хранилась во дворцовом флигеле, называемым на французский манер эрмитажем. Это слово и дало название одному из известнейших музеев мира. В 1852 году двери для широкой публики открывает музей в здании Нового Эрмитажа.

С 1869 года здания касается и технический прогресс. В нем:

  • проводят газовое, а затем и электрическое освещение;
  • прокладывают водопровод;
  • устанавливают первые телефоны.

Зал Эрмитажа

С 1904 года Зимний дворец становится местом не для постоянного проживания императора Николая II, а для краткосрочных визитов. А уже в 1945-1946 годах он полностью переходит в состав Эрмитажа, становясь частью музейного комплекса.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

Архитектура здания

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

Статуи на крыше

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

Зимний в эпоху СССР

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Общие сведения

Официальная резиденция царской семьи располагалась на территории, ныне занимаемой Эрмитажным театром. В уцелевшей части дворца теперь располагается мемориальная экспозиция, посвященная Петру I и эпохе его правления. Что примечательно, в некоторых комнатах даже воссоздана обстановка тех лет, а вещи остались на тех же местах, на которых и были, когда в покоях жила царская семья. Кульминацией экспозиции является «Восковая персона» — посмертный скульптурный портрет, на котором запечатлен Петр I.

Непосредственно Зимний дворец находится несколько поодаль и позволяет туристам построить максимально полное представление о том, как жила царская семья, начиная от Петра I и заканчивая Николаем II.

Кто стоял у истоков

Зимний дворец считается одним из самых ярких памятников, выполненных в стиле барокко. В роли заказчика данного шедевра выступала императрица Елизавета Петровна. Воспитанная в роскоши, она не желала жить в «скромном» дворце своей предшественницы — Анны Иоанновны.

Перестроить уже имеющийся небольшой дворец было поручено Франческо Бартоломео Растрелли — придворному архитектору итальянского происхождения. Работы длились с 1754 по 1762 год. Результатом стараний специалиста стало сочетание строения классической архитектурной школы и большого количества декоративных элементов. Архитектор постарался, чтобы лепные элементы как бы находились в динамике и устремлялись вверх. Это же движение подхватывается и многочисленными вазами и статуями, расположенными снаружи и внутри. Высокое качество элементов позволило большинству из них дожить до сегодняшнего дня.

Зимний дворец (Санкт-Петербург) в ансамбле с Дворцовой площадью создают красивейшую композицию, входящую в мировое архитектурное наследие и в перечень объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Где находится Зимний дворец

Адрес Зимнего дворца Санкт-Петербурга — Дворцовая площадь, 2. Добраться до него можно на метро, сойдя на станции «Адмиралтейская». Выйдя из подземного перехода, необходимо пройти около 100 м на север. С западной стороны от памятника архитектуры располагается остановка автобусов «Дворцовая набережная». Стоимость проезда составляет от 25 до 50 рублей, в зависимости от номера маршрута и протяженности пути.

Попасть на экскурсию может любой желающий, во дворце предусмотрены даже специальные подъемники и лифты для инвалидов-колясочников. Вход в музей — только через главный турникет.

История Зимнего дворца

В своем стремлении превзойти роскошные европейские дворцы Елизавета Петровна очень придирчиво оценивала все предложения по оформлению. Тем не менее в 1754 г. проект был окончательно утвержден. В процессе работы вносились незначительные правки, позволяющие отойти от привычных строгих форм, и визуально сделать конструкцию более легкой и воздушной.

По суровой иронии судьбы императрице Елизавете Петровне не было суждено жить в новом дворце — она скончалась задолго до завершения работ. Первым хозяином новых покоев стал Пётр III, переехавший еще в недостроенное здание. Чтобы быстро освободить захламленную строительным мусором площадь, правитель пошел на хитрость: объявил на весь Петербург, что все, что находится перед дворцом, отдается бесплатно. Порядок был наведен менее чем за один день.

Первой полноценной хозяйкой царских хором стала Екатерина II. При ней Зимний дворец претерпел следующие изменения:

  • Был оформлен Большой Тронный зал, позже именуемый Георгиевским. Там проходили все официальные церемонии, пиры и торжества. Стиль барокко в этом помещении выдержан максимально строго.
  • Начала формироваться коллекция живописи, позже ставшая достоянием Эрмитажа. Царица не жалела средств, чтобы получить в свое распоряжение настоящие шедевры, которые закупались по всему миру.
  • В непосредственной близости от дворца стали возводиться дополнительные здания. Позднее они были объединены в комплекс, с рядом многочисленных наземных и подземных переходов.

В 1837 году неисправность дымохода привела к сильному пожару, уничтожившему все оформление, выполненное под руководством Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, в связи со скорой женитьбой наследника престола Александра II необходимо было провести перепланировку юго-западного крыла. Там планировалось сделать покои молодой семьи.
Все работы выполнялись Василием Стасовым и Александром Брюлловым, добавившим обстановке во дворце дополнительного богатства и роскоши. Однако в 1904 году Зимний дворец уступил свои позиции Александровскому дворцу в Царском селе — теперь он считался резиденцией царской семьи. Дворцовый комплекс в Санкт Петербурге использовался в качестве музея, куда могли попасть только высокопоставленные особы.

Первая мировая война принесла в покои дворца существенные изменения — уникальная художественная коллекция была частично вывезена в Москву, а многочисленные залы теперь использовались в качестве госпиталя. После Февральской революции дворец перешел в государственную собственность и официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Новый режим сделал дворец доступным для посещения всеми желающими.

Почему Зимний дворец называется зимним

Исторически точного объяснения названия на сегодняшний день не существует. При этом существует легенда, которую многие считают вполне правдоподобной. Царица Елизавета Петровна отличалась взрывным характером и никогда не сидела на месте. С приходом тепла она вместе с придворными уезжала в пригород, где иногда предпочитала даже жить в хибарах или палатках.

Однако краткий период суровых русских зим необходимо было где-то «переждать». Именно для этих целей и был построен шикарный дворец, где можно было не только находиться, но и проводить торжества. Верить в такую легенду или нет, остается на усмотрение каждого туриста.

Что включает в себя инфраструктура дворца

Еще до начала строительства Елизавета настаивала, что высота строения должна быть 22 м. Зданий такой высоты в Санкт-Петербурге не было, однако строители умудрились перевыполнить пожелание — конечная высота оказалась на 1,5 метра выше заявленной. Позднее, чтобы избежать конкуренции, Николай I ограничил допустимую высоту всех новых зданий.

Первоначально в Зимнем дворце было больше 1000 помещений, которые использовались для проведения официальных церемоний, хранения домашней утвари и художественных коллекций, проживания царской семьи и их наследников. Дополнительно было предусмотрено большое количество помещений для подсобных работ.

Нижний этаж

Особого внимания заслуживает «Гостиная с амурами», появившаяся во дворце в 50-е годы XIX века. Идея принадлежала архитектору Штакеншнейдеру, который сделал младенцев максимально реалистичными: толстощекими и упитанными, как большинство детей тех времен. Сейчас «Гостиная с амурами» — это выставочный зал, где хранится коллекция предметов старины эпохи бронзы.

Простые, некогда подсобные помещения теперь стали хранилищем для скифской эпохи, хорошо изученной отечественными учеными. Двигаясь дальше, через помещения гаупвахты, можно познакомиться с искусством всей страны: от алтайских лесов до кавказских гор. Чтобы познакомиться с артефактами поближе, можно посмотреть интерактивный видеодоклад.

Верхний этаж

Второй этаж сам по себе представляет архитектурную ценность, поэтому здесь можно наблюдать, какой обстановка была во дворце в эпоху Елизаветы. Здесь уникально абсолютно все: каррарский мрамор и паркет, выполненный из 16 пород древесины, первое в царской России каменное оформление жилых помещений. В центре одного из залов на возвышении стоит трон, заказанный в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Внимание к нему еще больше привлекают причудливые светильники с бронзовой позолотой. Именно они позволяют создать в зале действительно праздничную обстановку.

Малахитовая гостевая комната Александры Федоровны строго выдержана в зеленой гамме: мебели, вазах, ковровом убранстве. Вся мебель выполнена на заказ лучшим мастером той эпохи — Гамбсом.

Свой художественный вклад в оформление Зимнего дворца внесли почти все правители, за исключением Николая I. Последний правитель предпочитал другие резиденции, где и реализовывал свои художественные идеи. В резиденции г. Санкт-Петербург сохранилась только его библиотека, внешне имитирующая средневековое книгохранилище.

Третий этаж

Действующими является всего несколько залов, отданных под историю исламского искусства. Особую ценность представляет композиция находок из «Пещеры 1000 будд», хороший набор китайской посуды, тибетские артефакты.

В чем различие между Зимним дворцом и Эрмитажем

Многие туристы, впервые приезжающие в Питер, ошибочно полагают, что Эрмитаж и Зимний дворец — это идентичные понятия. На самом деле это не совсем так. В период строительства малый Эрмитаж был частью дворцовой композиции. Теперь же ситуация изменилась, и уже Зимний дворец стал частью Эрмитажного музейного комплекса.

Что представляет собой сад Зимнего дворца

Помимо комфортабельных условий проживания, царская семья нуждалась и в живописных пейзажах для променадов. Проект небольшого проекта был разработан Н. И. Крамским, а воплощен в жизнь лучшим садовым мастером — Р. Ф. Катцером. Создание сада было связано с несколькими интересными фактами:

  • Новый проект имел не только эстетическое, но и практическое значение. Царские покои находились в непосредственной близости к городским улицам, а шум от Дворцового проезда с легкостью мог заглушить потенциальное покушение.
  • Для того, чтобы композиция смотрелась максимально эстетично, уровень земли вблизи дворца подняли на 1 м. Сад проектировался таким образом, чтобы вход начинался прямо у входа во дворец. Там же постоянно находился часовой.
  • Ограждения территории сада разрабатывались специально для царской семьи и в 1900 году получили наивысшую награду на Всемирной выставке.
  • Революция 1917 года стала для сада губительной— ограды и статуи были уничтожены, а газоны вытоптаны. Чтобы расчистить территорию, к Зимнему дворцу даже было организовано временное железнодорожное движение.
  • Начиная с 2007 года, началась полная реконструкция сада в соответствии с его историческим видом. Презентация возрожденного объекта состоялась в 2008 году. На данный момент попасть туда может любой желающий.

Экскурсии в Зимний дворец

Обойти весь Зимний дворец Санкт-Петербурга за один день практически невозможно, поэтому свой маршрут туристам стоит продумывать заранее. На входе в музейный комплекс установлена карта, по которой можно составить план посещения. Первый этаж — это экспозиция для общего развития, позволяющая поближе познакомиться с отечественной историей разных периодов. Тем, кого интересует история Азии, обязательно стоит подняться на третий этаж.

Для тех, кто хочет поближе познакомиться с жизнью царской семьи, необходимо сразу же идти на второй этаж. Особого внимания заслуживают залы: Тронный, Петровский и Большой.

Посетить Зимний дворец можно организованно, с опытным экскурсоводом, который самостоятельно подберет для каждой группы соответствующий тур. Школьный класс и группа взрослых туристов получит разную подачу информации и развернутое описание всех заинтересовавших объектов. Желающие также могут побродить по дворцу и самостоятельно. Приобрести билет можно заранее в кассе или забронировать, посетив официальный сайт.

Источник: turproezdka.ru

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой
набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф.
Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот,
Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный
павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М.
Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П.
Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж.
Кваренги)

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного
Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый
Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за
Большим)

Пикетный (Новый) зал The Picket Hall (450x305, 90Kb) Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на
месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула
— пикета, отсюда и название зала.
Зал посвящен истории русской армии и стал
логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной
войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим
определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. Отделка зала —
рельефы, на которых изображены шлемы, шиты, копья, доспехи, медальоны со сценами
сражения.
С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нём хранились музейные фонды
отдела Востока, ковры и другие предметы искусства. 9 декабря 2004 года Пикетный
зал вновь открылся для посетителей.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Э.П.Гау. Пикетный
зал.
Александровский зал Зимнего дворца
Зал был
построен Александром Павловичем Брюлловым (братом художника К. П. Брюллова) в
30-е — 40-е года XIX века. По замыслу архитектора, этот зал должен был
увековечить память об императоре Александре I.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Э. П. Гау, 1861 Александровский
зал
Белый зал
Белый зал создан А. П. Брюлловым к
свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Интерьер, выдержанный
в белых тонах, отличается богатством пластического декора. В центральной части
зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями
увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства.

DSCF3097

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Премацци Л. Белый зал.
Золотая
гостиная

Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым
в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы
Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно
здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский
самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и
реформ.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Виды залов Зимнего дворца. Золотая
гостиная.Александр Кольб
Будуар
Будуар также построен
А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе.
Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе
рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть
Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной
решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели,
для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике
Картье.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Дверная ручка в жилых покоях Марии Александровны, в
будуаре.

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Э.П.Гау. Будуар. 1861 год
Малахитовая
гостиная

Малахитовая гостиная входила в состав личных покоев супруги
Николая I — Александры Фёдоровны. Это единственный сохранившийся образец
оформления малахитом целого жилого интерьера.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Ухтомский Константин Андреевич
Малая
(Белая) столовая

Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф.
Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII
век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с
музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры,
вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую
анфиладу семьи Николая II.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года при штурме
Зимнего дворца именно в Малой столовой было арестовано заседавшее здесь
Временное правительство. О данном событии напоминает мемориальная доска,
установленная в столовой в 1957 году на каминной полке.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Большая церковь

Интерьер Большой
церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ
Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного
образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался
В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839
года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи
освятил обновлённый собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена
звонница с пятью колоколами.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Купол Большой церкви Зимнего дворца

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Гау Эдуард
Петрович — Вид Собора в Зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Внутренний вид Большой церкви. Зимний
дворец.Васильев, Тимофей Алексеевич
Большой (Николаевский)
зал
Николаевский зал (400x281, 71Kb) Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв.м.) был
создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала,
декорированого по проекту Дж.Кваренги в конце 1790-х гг. Отделка интерьера
выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором
— стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота
хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую
торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные
колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти
Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора
работы Ф.Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. Главный зал Невской
парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных
балов.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
Ухтомский Константин Андреевич.Виды залов Зимнего
дворца.Николаевский зал.1866

Концертный залwinter_concert_hall (400x271, 60Kb) Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года.
Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе
установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в
декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены
аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается
богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром
которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница
Святого князя Александра Невского.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
d206e3cb2a3a73a0c04cbbc412178234Ухтомский Константин Андреевич — Виды залов Зимнего
дворца. Концертный зал

Эрмитаж находится в зимнем дворце
М. Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время
официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Эрмитаж находится в зимнем дворце
М. Зичи. Торжественный ужин в Концертном зале
Зимнего дворца
Аванзал
Когда к весне 1762 года В. В. Растрелли
закончил отделку парадных комнат Зимнего дворца, с верхней площадки Главной
лестницы открылся доступ в анфиладу из пяти двухсветных пышно декорированных
приемных залов, именовавшихся антикамерами. Анфилада вела к Тронному
залу.
Первой из этих антикамер и является современный Аванзал, подвергавшийся
с тех пор неоднократным переделкам. К 1793 году архитектор Дж. Кваренги придает
залу новый, строгий характер, типичный для русской архитектуры конца XVIII века.
Нарядные наличники окон и дверей, пышная золоченая резьба уступают место строгим
классическим формам. В зале появляются полукруглые арки, прямые карнизы,
спокойная гладь стен.
После пожара 1837 года парадные залы дворца
восстанавливал, как уже говорилось, В.П.Стасов. К марту 1839 года главные залы,
и в их числе Аванзал, были готовы. Зал выдержан в спокойных и светлых тонах.
Стены отделаны искусственным мрамором желтоватого цвета, красиво сочетающимся с
позолотой потолка. В нижней части плоскость стены разбита на панно, чередующиеся
с арками, ранее заполненными оконными переплетами с зеркалами вместо стекол: над
арками протянут легкий лепной фриз, паддуга расписана гризайлью по золоченому
фону.
Плафон, изображающий жертвоприношение Ифигении, был, так же как и
плафон для Главной лестницы, выбран Стасовым в запасах Эрмитажа.
После
Великой Отечественной войны Аванзал был реставрирован и открыт для посетителей в
1948 году. В мае 1958 года в нем был установлен «Малахитовый храм» — ротонда,
декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю I
владельцами уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году.
В настоящее
время Аванзал служит вводным залом к экспозиции музея.

Эрмитаж находится в зимнем дворце

Эрмитаж находится в зимнем дворце
pictures_81662_image
Ухтомский, Константин Андреевич — Виды залов
Зимнего дворца. Аванзал.     http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post227786104/

Источник: tsars-palaces.livejournal.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.