Зимний дворец давно входит в состав музейного комплекса Государственный Эрмитаж. При этом многими жителями Санкт-Петербурга и гостями северной столицы России он воспринимается как отдельная достопримечательность, обязательная к посещению. Это здание удивляет не только музейными экспозициями, но и убранством залов, архитектурой, историей.

Предшественники современного Зимнего дворца

Императорский дворец, на который приезжают посмотреть туристы со всего мира и которым гордятся петербуржцы, является не первой зимней резиденцией российских правителей.

Первый Зимний дворец был построен для Петра I в 1708 году на месте нынешнего Эрмитажного театра. Это был относительно простой двухэтажный деревянный дом. В 1712 году вместо него были возведены каменные палаты.

Зимний при Петре Первом


Вступившая на престол Анна Иоанновна посчитала действующую зимнюю резиденцию недостаточно просторной и отдала приказ о ее перестройке. Проект разрабатывал Ф.Б. Растрелли. Для его реализации пришлось занять некоторые близлежащие дома.

Строительство началось в 1732, а закончилось в 1735 году. Местом возведения выбрали Дворцовую набережную, при этом главный фасад здания «смотрел» на Адмиралтейство. Это был роскошный по тем временам императорский дворец высотой 4 этажа, с 70 залами и 100 спальнями, многочисленными пристройками.

В 1754 году пришедшая к власти Елизавета Петровна подписывает новый проект Зимнего дворца, так как хочет увеличить высоту резиденции до 22 м. Архитектором также выступает Ф.Б. Растрелли. Временные императорские палаты в 1755 году возвели на пересечении набережной и Невского проспекта. В 1762 году, когда был построен существующий ныне дворец, их разобрали.

История строительства

Строительство последнего дворца затянулось на 8 лет. По замыслу архитекторов и императрицы это должно было быть самое грандиозное здание в Санкт-Петербурге, превосходящее все возводившиеся до этого резиденции. Оно должно было стать символом императорской власти, государственной мощи и богатства.

Интересный факт! Согласно проекту, в здании было около 1 500 комнат, а общая площадь составила около 60 000 кв. м.

Дворец в роли дворца


В 1762 году императорский дворец принимал пришедший к власти Петр III, так как Елизавета Петровна умерла за год до окончания строительства. При этом отделочные работы продолжались уже при Екатерине II, ставшей императрицей в этом же году в результате дворцового переворота.

Оформлением интерьеров Зимнего дворца занимались архитекторы под руководством И.И. Бецкого.

От императорской резиденции до Эрмитажа

В императорском дворце проживали не только члены правящей династии, но и многочисленные придворные — около 4 000 служащих. Помимо торжественных залов, спален и технических помещений в здании были:

  • музей;
  • библиотека;
  • аптека;
  • театр;
  • две церкви;
  • канцелярия.

Довольно скоро после окончания строительства в Зимний дворец начинают вносит изменения, способствовавшие его расцвету. Так, при Екатерине II во появляется зимний сад, формируется Романовская галерея и Георгиевский зал. При Николае I организовывают галерею, посвященную Отечественной войне 1812 года. К зданию пристраивают Фельдмаршальский и Петровский залы.

Эрмитаж

Интересный факт! Коллекция картин, принадлежавшая Екатерине II, хранилась во дворцовом флигеле, называемым на французский манер эрмитажем. Это слово и дало название одному из известнейших музеев мира. В 1852 году двери для широкой публики открывает музей в здании Нового Эрмитажа.

С 1869 года здания касается и технический прогресс. В нем:


  • проводят газовое, а затем и электрическое освещение;
  • прокладывают водопровод;
  • устанавливают первые телефоны.

Зал Эрмитажа

С 1904 года Зимний дворец становится местом не для постоянного проживания императора Николая II, а для краткосрочных визитов. А уже в 1945-1946 годах он полностью переходит в состав Эрмитажа, становясь частью музейного комплекса.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

Архитектура здания

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

Статуи на крыше

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

Зимний в эпоху СССР

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Источник: ArchitectureGuru.ru

Зимнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.

Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.


Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.



Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.


Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.


Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.


Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.



Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.


«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.


Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов.


вотные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Источник: www.culture.ru

Дворцы Петергофа. Эрмитаж.

Последние сооружение, возведенное по проекту они Иоганна Браунштейна при жизни Петра Великого, это дворец Эрмитаж. Удивительно, что Эрмитажем названо такое маленькое сооружение. Мы привыкли к тому, что государственный Эрмитаж в Петербурге это колоссальный музей, самый длинный по протяженности в мире.

Но дело в том, что слово «эрмитаж» означает «Хижина отшельника». Так все- таки Зимний дворец и Эрмитаж это одно и то же, или? Нет, это совершенно разные строения, вернее даже это несколько строений.

В Европе Эрмитажи служили для уединения хозяина усадьбы, для спокойного созерцания и возвышенных мыслей. Поэтому строились они в глубине сада, на границе дикого леса. В России же Эрмитажи строились для веселых пирушек и развлечений. Это то место, где царь мог находиться в кругу самых близких самых дорогих людей. И в этом узком кругу можно было не соблюдать особенно строго правила придворного этикета.


В Петергофе в 1725 году был построен первый в России Эрмитаж, потом в 1753 году возвели Эрмитаж в Царском Селе, несколько в Подмосковье, и только в 1764 во флигеле Зимнего дворца, Малом Эрмитаже, расположили частную коллекцию картин Екатерины II, которая и дала название всему музею.

Эрмитаж в Петергофе, маленький двухэтажный дворец, помещен на маленьком островке, который окружен рвом наполненным водой, а стены рва выложены из кирпичей. Когда-то, в Петровские времена, мост был разводным, это подчеркивало идею, что здесь монарх может отдыхать и его никто не побеспокоит.

Эрмитаж в Петергофе

Внутри Эрмитажа есть вещи еще более диковинные. Там всего две залы: на первом этаже буфетная, а на втором столовая. Подниматься с первого этажа на второй гостям приходилось не по лестнице, а в некоем подобии лифта. Что представлял собой лифт, это было кресло, которое поднималось наверх по специальному брусу. Гость садился в это кресло, и оно потихоньку ехало на второй этаж. Сам большой стол, за которым сидели обедающие на втором этаже, тоже состоял из многих сегментов, и они тоже могли опускаться и подниматься. А блюда можно было заказывать при помощи записочек.

Эрмитаж в Петергофе интерьер

Эрмитажем пользовались разные царствующие особы в XVIII веке, пока в самом конце столетия на престол не взошел Павел Петрович. С ним произошли казусная история. Приехав сюда, он вошел во дворец, сел в кресло подъемника, которое потихоньку стало подниматься и застряло между этажами. Павел страшно разгневался, приказал кресло изрубить, механизм уничтожить и построить нормальную лестницу.

Сейчас в Эрмитаже можно увидеть обстановку праздничной обеденной залы и картины европейских художников XVII века. Дворец открыт с 10.30 до 18.00 с конца апреля до середины октября, но закрывается, если на улице идет дождь. Стоимость билетов 250 рублей, для студентов и пенсионеров 150 рублей, дети до 16 лет проходят бесплатно.

Дворцы Петергофа. Марли.

Еще один крошечный дворец, Малый Приморский покой или Марли, расположен в западной части Петергофского парка. Это уникальное архитектурное сооружение петровского времени, которое дошло до нас в абсолютно неизменном виде.

Дворец знавал разные времена, в частности он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны, но сейчас он восстановлен именно таким, каким его завершил в 1724 году и сдал государю, архитектор Иоганн Браунштейн. Марли расположен в непосредственной близости от моря, здесь все время дует свежий прохладный ветерок.

Дворец Марли в Петергофе

Почему же он так называется? Дело в том, что в 1717 году Петр Великий побывал во Франции и отмечал свой день рождения в королевской резиденции, которая называлась Марли ле Руа. В память об этом событии царь назвал «Марли» свой Малый морской покой.

Строительство шло с приключениями. Сначала дворец замышлялся как одноэтажный. И хотя дворец  был уже возведен под крышу, Петр решил, что его размеры не соответствует размерам пруда, который располагается перед дворцом. Поэтому император повелел достроить второй этаж и сделать особенную высокую крышу. Дворец со всех сторон окружен искусственными водоемами. Они населены особыми дрессированными рыбками, которые приплывают на звон колокольчика.

Давайте попробуем заглянуть внутрь. О личности Петра Великого можно спорить, он был человек разнообразный, бесспорно одно, человека такой энергии, человека наделенного таким талантом управления, такой волей, на русском троне не было, ни до, ни после. О нем иногда говорят «революционер на троне».

Это выражается не только в победах, его строительстве, его хозяйственных реформах. Это выражается ещё и в том, что он за очень короткий срок перевернул весь уклад Империи. Петр царствовал около 30 лет и успел совершенно изменить всю жизнь России. Во всяком случае, люди знатные после Петра жили абсолютно не так как до него.

Во дворце Марли это наглядно можно увидеть. Здесь представлены многие новшества, которые появились при Петре. К примеру, голландская печь, которой не было до Петра. Эту печь можно затопить изнутри, здесь есть  система конфорок и вытяжка. Или пестрые изразцы, которыми отделаны стены, их тоже ввели при Петре, и только после него это стало само собой разумеющееся.

Дворец Марли в Петергофе голландская печь

Здесь можно увидеть огромные английские оловянные блюда, дельфский фаянс, большие голландские тарелки, китайские фарфоровые чайники. А так же большое количество резных инкрустированных шкафов с изумительной отделкой. До Петра Великого в боярских домах были лавки, а теперь появились португальские стулья, обтянутые кожей.

Здесь же на стене висят картины голландского художника Адама Сило. В Голландии художник писал картины на морскую тему. Петр купил эти картины, потому что нашел, что корабли были изображены очень подробно и натурально. Говорят, что по этим картинам император устраивал экзамены  по морскому делу  выпускникам шкиперских школ, настолько точно были прорисованы различные типы парусных кораблей.

Марли интерьер

Рядом в витрине находится пальто Петра Великого. Пальто хорошо сохранилось и по нему мы можем судить о фигуре царя. Петр производил странное впечатление. Очень высокого роста, 2 метра 4 сантиметра, и при этом очень узок в плечах, маленькая голова, маленькие руки и маленькие ноги.

Марли балкон

В Марли, помимо всех предыдущих новшеств, есть еще одно – чугунные литые балконы. Можно было выйти из дворца на балкон и наслаждаться открытым пространством, вдыхать морской воздух. Это тоже новинка, введённая Петром Великим. Огромная люстра, которая висит здесь на винтовой деревянной лестнице, до Петра такие паникадила висели только в церквях.

Дворец Марли открыт для туристов с 10.30 до 18.00 в те же даты, что и дворец Эрмитаж. Входные билеты продаются за такую же стоимость.

Интерьеры дворца Марли во всей красе!

Источник: otdyhaemvrossii.ru

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., — яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений — причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов — создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
 

Стоимость билетов — 800 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь – 400 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ – бесплатно

Источник: www.visit-petersburg.ru

Для начала следует определиться с названиями:

Эрмитаж — это музей, открытый новой властью в 1920 году. Полное современное наименование

Эрмитаж и зимний дворец одно и тоже

Зимний дворец — это памятник архитектуры, наряду с прилегающей площадью образующий настоящую жемчужину исторической части города,- своеобразную Мекку многочисленной туристской братии.

Если даже весьма поверхностный взгляд на это величественное здание не оставляет ни малейшего повода усомниться в том, что это самый настоящий дворец,

то с его зимней субстанцией могут возникнуть вопросы.

Всё-таки, почему "зимний"?

Существует огромное количество версий происхождения этого дворцового названия. Самой распространенной из них является та, которая гласит о большом увлечении Петра, как он любил говаривать "помахать топориком" (не в плане пресловутых непокорных стрелецких голов), то есть самолично поработать на адмиралтейских верфях.

А поскольку центр города будущий император планировал где угодно: на Васильевском острове, даже, в Кронштадте, только не на левом берегу Невы, то и достойного царского жилья рядом Адмиралтейством не оказалось.

Тогда на скорую руку возводится тёплый, уютный "Зимний дом", в процессе венценосного "обжития" постепенно трансформировавшийся­, не без деятельного участия Светлейшего (в тот момент губернатора города А.Д. Меншикова), в каменный дворец.

А поскольку искусный царедворец преподнес это строение к царёвой свадьбе, то и название оно получило соответствующее:

Эрмитаж и зимний дворец одно и тоже

Затем Маттарнови расстраивает дворец, заполняя пространство между Невой и Зимней канавкой,

позже эпохальный итальянец Растрелли создает третью и четвертую (не дошедшую до нас) версии.

Своему современному облику Зимний обязан не только

Эрмитаж и зимний дворец одно и тоже

Источник: www.bolshoyvopros.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.