Общая информация

Строгановский дворец был построен для одной из самых знатных и богатых семей России — баронов и графов Строгановых. Заказчик был в восторге и решил воздать должное архитектору. Когда в Россию приехал прославленный итальянский живописец Ротари для создания портретов императрицы и великих князей, Строганов употребил небывалую энергию и громадные деньги, чтобы этот художник написал портрет Растрелли, и повесил его в самом нарядном (Белом) зале созданного им дворца.

Род Строгановых был сказочно богатым, они владели заводами, землями, тысячами крепостных, да еще находились в родстве с царской фамилией. Это они снарядили дружину Ермака, способствовали присоединению Сибири к России. Это они помогали Петру щедрыми денежными пожертвованиями успешно завершить войну со Швецией.

Легенда сохранила забавный эпизод: угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов преподнес царю на десерт бочонок с золотом. Кроме того, это была семья меценатов и коллекционеров произведений искусств. В их дворце находилось одно из лучших в России частных художественных собраний, проводились балы и маскарады, устраивались выступления итальянской оперы и иностранных виртуозов.


В конце XVIII в. Строгановский дворец перестроил получивший вольную и прекрасное образование бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин (петербургская молва считала его внебрачным сыном самого графа Строганова).

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца, украшенном мраморными скульптурами и фонтаном, накрывали столы, и отобедать здесь мог любой прилично одетый горожанин. На этих легендарных обедах иногда присутствовало по сотне и более человек. Кстати, повар именно этой семьи изобрел блюдо, получившее всемирную известность, — бефстроганов (мясо по-строгановски).

Сейчас Строгановский дворец передан Русскому музею, здесь можно увидеть несколько отреставрированных интерьеров и выставку восковых фигур.

Жемчужиной дворца является Большой танцевальный зал — единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани, В 2005 г. открыт для посетителей после реставрации один из интереснейших интерьеров дворца — Минералогический кабинет, созданный архитектором Андреем Воронихиным. Он состоял из двух ярусов: на первом размещалась библиотека, а на втором — знаменитая коллекция минералов, насчитывающая несколько сотен образцов.


аф Строганов собирал ее на протяжении десятилетий. После революции книги Строгановых достались крупнейшим библиотекам, а коллекция минералов — Минералогическому музею Академии наук. Сейчас музей вернул в Строгановский дворец некоторые экземпляры из своей коллекции, а книги XIX в. предоставил Русский музей. В выставочных залах первого этажа проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея. В будущем, после завершения реставрации, планируется разместить в Строгановском дворце экспозицию, посвященную русским коллекционерам XVIII — XIX вв.

Посетителям

  • Невский пр., 17. Метро «Невский проспект», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская»
  • Тел. 571-82-38
  • Открыт ежедневно, кроме вт, с 10.00 до 18.00 (в пн до 17.00). Кассы закрываются на час раньше
  • Осмотр —1ч. Вход — 100 р., льготный (российские школьники, студенты, пенсионеры) — 30 р. Иностранцам — 300 р., иностранным студентам и детям — 150 р.

Источник: wikiway.com

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – прекрасный и единственный образец русского барокко середины XVIII века, сохранившийся на Невском проспекте. Архитектурный шедевр, созданный великим зодчим Франческо Бартоломео Растрелли, в дворцовом строительстве того времени занимает достойное место наряду с такими его творениями как императорский Зимний и канцлерский Воронцовский дворцы.


Историческая справка

Ф. Б. Растрелли — придворный архитектор императрицы Елизаветы не брал частных заказов, но для барона С. Г. Строганова было сделано исключение, причем с согласия императрицы. Чем же заслужили Строгановы расположение монархов?

Род купцов и промышленников Строгановых был сказочно богат. Выходцы из крестьян, с глубокой древности проживавших на землях Великого Устюга (северо-восток Вологодской области), они владели соляным, рыбным и пушным промыслами, огромными земельными наделами, горнорудной добычей и заводами, в том числе металлургическими, на Урале.

Основа миллионного состояния была заложена в XV веке, а в 1558 году первый русский царь Иоанн Грозный удостоил семью грамотой на освоение территорий Предуралья. Целые города возводились на берегах рек Камы и Чусовой, а Строгановы стремились дальше – за Урал, вглубь Сибири. Используя свое право иметь вооруженную дружину, они снарядили поход Ермака, отвоевавшего для России новые земли.

В Смутное время Строгановы оказали огромную материальную и военную помощь царю Василию Шуйскому. За это получили звание «именитых людей», что приравнивало их к дворянству.

Последним представителем «именитых людей» был современник Петра I Григорий Дмитриевич Строганов. Единственный на тот момент наследник рода, объединивший в своих руках все фамильное состояние, он щедрыми денежными пожертвованиями помогал успешно завершить войну со шведами.

Семейные предания сохранили забавный эпизод, якобы случившийся на званом обеде. Угощая Петра I, десерт ему подали на бочонке, наполненном золотыми монетами, и попросили считать бочку частью угощения. Среди достоверных фактов:


  • два фрегата, построенные Г. Д. Строгановым на Воронежских верфях во время Северной войны, были полностью оснащены и подарены царю;
  • неподдельная радость и благодарность государя были столь велики, что Григорий Дмитриевич строит на Архангельской верфи и вооружает пушками еще два военных корабля.

Заслуги Строгановых перед престолом были отмечены в указе Петра I от 1722 года, даровавшего сыновьям Г. Д. Строганова баронский титул. Так что младший сын сподвижника первого российского императора барон Сергей Григорьевич Строганов вполне мог позволить себе построить собственный дворец в центре столицы и, будучи обер-камергером при дворе императрицы Елизаветы, сумел добиться разрешения государыни поручить это строительство ее любимому архитектору.

Растрелли, изрядно уставший от капризов Елизаветы Петровны, вынуждавшей его по многу раз перестраивать начатое, согласился построить дом Строганову – богачу и любимцу императрицы, получив, наконец, возможность сделать все по своему вкусу, так как хозяин дал обещание не вмешиваться в его работу.

Результат превзошел ожидания: легкий изящный дворец, возведенный в кратчайшие сроки (1753-1754 годы) на набережной Мойки, привел заказчика в восторг. Понравился дворец и императрице, присутствовавшей на балу по поводу новоселья. Вскоре здесь состоялся бал-маскарад по случаю рождения ее сына Павла, а затем празднование дня рождения самой Елизаветы Петровны.


Окончательное завершение строительства датируется 1756 годом. Сергей Строганов до этого дня не дожил, дворец переходит его сыну Александру, который в 1798 году получает графский титул и по праву является одним из наиболее знаменитых владельцев дома на Невском проспекте.

Теперь немногим известна заслуга Александра Сергеевича Строганова в возведении величественного Казанского собора на Невском проспекте. Именно по его представлению император Павел утвердил в 1800 году проект А. Н. Воронихина – малоизвестного в то время молодого талантливого архитектора, бывшего крепостного Строгановых, получившего от хозяев не только вольную, но и прекрасное образование, в том числе и в Европе. Продолжая родовую традицию возведения храмов, последние 10 лет жизни А. С. Строганов посвятил строительству собора, возглавив специальную комиссию, которая зачастую собиралась именно в Строгановском дворце.

Строгановы вошли в историю не только благодаря несметным богатствам и преданности русской короне, что не единожды доказывали на дипломатическом, государственном и военном поприще. Прежде всего, они знамениты как меценаты, коллекционеры, покровители мастеров искусств. Во дворце находились одни из лучших в России собрания живописи, нумизматики, редких книг и минералов.


Коллекцию живописи и скульптуры А. С. Строганов собирал около сорока лет. В картинной галерее Строгановского дворца были представлены Рембрандт, ван Дейк, Гвидо Рени и Юбер Робер. В бытность президентом Академии художеств он использовал ее как учебную аудиторию, где воспитанники знакомились с историей западноевропейского искусства и могли копировать произведения великих художников.

В последующих поколениях Строгановской династии наиболее выдающейся личностью был государственный деятель Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), известный как основатель рисовальной школы в Москве — знаменитой «Строгановки», существующей и поныне. Знаток живописи и страстный коллекционер С. Г. Строганов продолжал пополнять картинную галерею Строгановского дворца.

Прославился Строгановский дворец также блестящими балами, театральными и музыкальными вечерами, богатыми приемами, на которых бывали Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский. Здесь впервые Д. И. Фонвизин читал отрывки из «Бригадира», а И. А. Крылов – свои басни.

Среди скульптур и фонтанов внутреннего двора накрывали столы, и любой прилично одетый горожанин мог беспрепятственно здесь отобедать. По легенде именно для «открытых обедов» повар Строгановых изобрел вкусное кушанье, которое делилось на любое количество порций, ведь заранее не было известно число гостей, а набиралось их порой более ста человек! Это блюдо — Бефстроганов (говядина по-строгановски) – популярно во всем мире и в наши дни.


Династия Строгановых владела дворцом до 1918 года.

После Октябрьской революции Строгановский дворец национализировали и отдали Эрмитажу для формирования в нем Народного дома-музея, который просуществовал до 1929 года. Затем коллекции были расформированы, экспонаты переданы другим музеям или проданы за границу, библиотеку получил Томский университет, часть картинной галереи переехала в Эрмитаж. Вначале здание отошло к Сельскохозяйственной Академии, потом появились и другие арендаторы во главе с «Электромортрестом».

Музейная жизнь возродилась в 1988 году с передачей дворца Русскому музею. Разоренное и обветшавшее здание требовало ремонта и реставрации. Справляться с этими задачами с 1992 года филиалу Русского музея помогает Благотворительный Строгановский фонд, созданный по инициативе баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой, внучатой племянницы последнего графа С. А. Строганова).

Во дворце восстановлены две анфилады парадных залов, интерьеры которых были созданы замечательными русскими архитекторами прошлого – А. Н. Воронихиным, Ф. И. Демерцовым, И. Ф. Колодиным, П. С. Садовниковым.

Архитектура здания

Секрет необычайной скорости постройки дворца раскрывается просто: Растрелли возводил его на фундаменте прежних домов с использованием стен и сводов нижних этажей. Главное внимание при строительстве Г-образного трехэтажного корпуса зодчий уделил оформлению нарядных фасадов, выходивших на Невский проспект и набережную реки Мойки, и созданию внутренних интерьеров дворца.


Внешний облик дворца дошел к нам через столетия без существенных изменений. Выдающийся пример архитектуры позднего барокко щедро украшают элементы декора в итальянском стиле: колонны, скульптура, фигурные наличники окон, ажурные кованые решетки балконов. Более протяженный «Невский фасад» выглядит нарядно и торжественно, фасад со стороны Мойки скромнее, легче, изящнее. Оба фасада имеют три ризалита: выразительный центральный и два подчиненных боковых, — излюбленная композиция Растрелли. Над средней частью возвышается фронтон с гербом Строгановых: два соболя держат щит с изображением медвежьей головы. Эти символы Сибири сообщают о роли предков в освоении региона, напоминают о покорении Сибири Ермаком, ведь среди организаторов его похода были Строгановы.

На втором и третьем этажах располагались парадные и жилые апартаменты хозяев, а нижний этаж использовала прислуга. К моменту празднования новоселья был построен корпус, выходящий на Мойку, и оформлено всего семь залов: танцевали – в Большом зале, по три зала было отведено для игры в карты и угощения, но к окончанию строительства число парадных комнат достигло пятидесяти.

Желая воздать должное архитектору, С. Г. Строганов заказал портрет Растрелли и поместил его в самом нарядном помещении дворца – в Большом бальном зале. Автор портрета – знаменитый итальянский художник Пьетро де Ротари, специально приглашенный в Петербург для создания портретов императрицы и членов правящего семейства.


Благодаря Строганову, употребившему немало энергии и денежных затрат, чтобы живописец, ненадолго посетивший Россию, успел написать портрет архитектора, мы теперь знаем, как выглядел гениальный русский зодчий в эпоху расцвета своего таланта. Но, возможно, и сам Растрелли, оставил для потомков свое изображение на стенах дворца. На высоте 4-х метров от основания здание обрамляет декоративный пояс, состоящий из около полусотни медальонов с благородным мужским профилем внутри. Своеобразное архитектурное украшение до сих пор вызывает споры среди историков: одни считают, что это барельефный портрет хозяина дома, а другие уверены – это профиль самого Растрелли…

Сильный пожар, случившийся в 1790 году, уничтожил практически всю внутреннюю отделку дворца, чудом уцелел только один интерьер, созданный Растрелли, — тот самый танцевальный зал, где находился портрет архитектора работы Ротари.

Интерьеры после пожара перестраивали А. Н. Воронихин, П. С. Садовников и другие архитекторы в стиле классицизма. Были также построены два флигеля, сформировавшие каре с основным зданием. В начале XIX века претерпел некоторые изменения и облик парадных фасадов. Были убраны большие статуи — аллегории четырех частей света (Европа, Азия, Америка, Африка) и фигуры атлантов, поддерживающих балконы.

Экспозиция и достопримечательности

Экспозиция музея позволяет совершить увлекательное путешествие по архитектурной истории Строгановского дворца: от барочного бального зала Растрелли до изысканных интерьеров Воронихина в стиле классицизма. К достопримечательностям, вызывающим неизменный интерес и восхищение посетителей, безусловно, следует отнести:


  • Большой (128 кв. м!) бальный зал. Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары, а также Живописный плафон «Триумф героя». Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
  • Минералогический кабинет — шедевр русской архитектуры XVIII века — завершает Невскую анфиладу. А. Н. Воронихин сделал помещение двухъярусным: внизу поместил библиотеку, а наверху коллекцию минералов графа А. С. Строганова. Первый ярус украшен четырьмя барельефами с изображением стихий огня, воды, земли и воздуха. Второй ярус поддерживают колонны, облицованные искусственным мрамором. Необычный для жилого помещения сферический купол и роспись его сводов создают ощущение пребывания в храме искусства и науки.
  • Постоянная экспозиция «Русский ампир». В исторических восстановленных интерьерах дворца, из которых особенно впечатляют Парадная столовая, Арабесковая гостиная, комната в стиле охотничьих кабинетов английских замков, представлено декоративно-прикладное искусство эпохи Александра I (первой четверти XIX века). Изделия, украшенные аллегориями, символами и античным орнаментом, являются продукцией Императорского фарфорового завода.

Сегодня во дворце возрождена традиция музыкальных вечеров. «Музыкальные четверги» проводятся в Большом бальном зале, концерты предваряет небольшая обзорная экскурсия по интерьерам дворца.

В залах первого этажа периодически проходят временные выставки из фондов Русского музея, часть помещений внизу отведена музею восковых фигур и «Музею шоколада».

Источник: spbguidebook.ru

Участок дома №17 на Невском проспекте в 1736 году пострадал от пожара, уничтожившего большинство построек на противоположном берегу Мойки. На погорелом месте портной Иоганн Нейман (владелец соседнего дома №18) «зачал строение каменного дому в два апартамента по Невской прешпективой, да в заворот по речке Мье» [5]. Проект дома для Неймана составил архитектор М. Г. Земцов. В единый комплекс с особняком портного были встроены соседний дом придворного повара Шестакова и дом Янкова — адъютанта генерала Салтыкова (Невский пр., 19).

Ещё не достроенный дом Неймана приобрели братья Александр, Николай и Сергей Строгановы, представители старинного купеческого рода. В практически всех современных краеведческих книгах указывается, что участок был ими куплен в 1742 году. Эту дату указывают известный петербургский краевед Б. М. Кириков в книге «Невский проспект» и С. Кузнецов в книге «Дворцы и дома Строгановых». Один из историков, Ю. В. Трубинов, в книге «Строгановский дворец» умудряется написать, что именно тогда, в 1742 году, Анна Иоанновна (скончавшаяся в 1740 году) подписала указ, позволяющий сделать такое приобретение. Более правдоподобно выглядит версия Ю. М. Денисова. В приложении к «Панораме Невского проспекта В. С. Садовникова» (изданной в 1974 году) он ссылается на специальный указ Сената, которым Строгановым было разрешено купить дом Неймана. А указ этот, по версии Денисова, датирован 15 сентября 1736 (или 1737) года [5]. Как бы то ни было, в доме на углу Мойки и Невской першпективы поселился барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил особняк.

Так как жилой комплекс на углу Невского проспекта и Мойки проектировался для повара, портного и адъютанта генерала, то фасады входящих в него трёх домов можно было сделать почти одинаковыми. Граница между ними почти не просматривается. Их внешний вид прекрасно дошёл до современных исследователей на чертежах из коллекции Берхгольца. Барон Строганов, конечно же, был этим разочарован. Ему не удалось переделать проект согласно своим вкусам, так как градостроительная дисциплина в конце 30-х годов XVIII века при императрице Анне Иоанновне соблюдалась строго. 28 июня 1737 года дом на проспекте было велено строить «в один апартамент на погребах«, а в вышеупомянутом указе Сената оговаривалось: «…позволено купить с таким обязательством, чтоб оной от них достроен был регулярно, по архитектуре» [5].

В краеведческой литературе широко распространена история о соседе Строганова императорском поваре Шестакове. Сергей Григорьевич якобы долго упрашивал повара продать своё владение. Однако пусть бедное, но в центре столицы, жильё повар продавать не хотел. Барону же оставалось перестраивать интерьеры своего дома, для чего им был приглашён придворный архитектор Ф. Б. Растрелли. Последний факт историки подтверждают письмом, которое С. Г. Строганов написал 29 марта 1753 года своему сыну Александру:

Но 14 декабря 1752 Строганов как камергер двора уехал в Москву и был там два года, что убедительно доказал К. В. Малиновский в книге «Санкт-Петербург XVIII века». Значит Растрелли жил у Сергея Григорьевича не в петербургском, а московском доме. К этому времени, судя по письму Строганова своему сыну Александру от 2 ноября 1752 года петербургский особняк сгорел:

Малиновский опровергает и этот факт, считая, что Строганов писал о пожаре сыну в марте не 1753, а 1754 года и имел ввиду сгоревший московский дворец Анненгоф. Но приведённая цитата прямым текстом говорит о петербургском доме. К тому же, 2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич ещё был в Санкт-Петербурге. По версии К. В. Малиновского перестройка дома Строганова началась в 1753 году, когда тот ещё находился в Москве. Перед этим повар Шестаков наконец-то уступил свой дом барону и приобрёл соседний (№19).

Строительство Строгановского дворца велось стремительными темпами. Новое здание включило в себя фундаменты и своды первого этажа старых домов. Уже 12 октября 1754 года здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна [3], а 19 октября — маскарад по случаю рождения великого князя Павла Петровича. У Строгановых же императрица отметила свой следующий день рождения. Стоит отметить, что осенью 1754 года была готова лишь часть дворца со стороны Мойки. Для приёма гостей использовали лишь семь помещений, из-за чего кормить их пришлось в несколько смен.

Цитируемые Малиновским документы показывают, что строительство Строгановского дворца было завершено только после смерти заказчика 30 сентября 1756 года. Значит именно позднюю осень этого года и следует считать временем окончания строительных работ.

Участие в строительстве частного здания Ф. Б. Растрелли является редким случаем. Работа на частного заказчика императорского архитектора была практически исключена. Однако для семьи Строгановых, близкой к Романовым, было сделано исключение. Сергей Григорьевич Строганов оказался единственным заказчиком, отблагодарившим Растрелли в полной мере ещё до окончания его работы. По его указанию итальянским художником Пьетро Ротари был написан портрет архитектора. Картина висела в Белом зале до 1917 года.

Из-за своего нахождения на Невском проспекте, дворец Строганова не мог быть построен по усадебному принципу, с отступом от красной линии улицы, с ризалитами и парадным подъездом. Так как заказчик желал занять достойное место среди богатых соседей, то архитектор оформил фасады и по проспекту, и по Мойке одинаково представительными. Это первый частный дом построенный Растрелли и единственный из сохранившихся до наших дней.

Растрелли так писал о своей работе:

Простенки между окнами дворца Строгановых украшены медальонами с мужским профилем. Считается, что это скульптурный портрет графа Сергея Григорьевича. Но существует и другое мнение. Будто бы это портрет самого Растрелли. По проектам архитектора было оформлено 50 помещений.

После смерти Сергея Григорьевича, Строгановский дворец перешёл во владение его сына, Александра. Граф Александр Сергеевич был крупным меценатом, президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки. В 1788-1793 годах интерьеры здания перестраивал архитектор Фёдор Иванович Демерцов. Им во дворе вместо служебных построек были построены два новых флигеля — южный и восточный. Таким образом здание замкнулось в каре. В северном корпусе зодчий оформил Минералогический кабинет.

Четыре чугунных столбика с львиными масками в подворотне Строгановского дворца когда-то служили частью ограды канала, прорытого у дворца около 1760 года. Два таких же столбика остались у дома №19.

В 1793 году переустройство помещений продолжил бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин, в 1791 году вернувшийся из заграничной поездки с сыном хозяина дворца Павлом Александровичем Строгановым. В результате этих работ изменились не только внутренние покои, но и фасад здания. С фасада убрали статуи-аллегории сторон света, изменили его окраску. Она стала жёлто-розовой.

В 1790-х годах в Строгановском дворце произошёл сильный пожар. Выгорело практически всё здание. Из помещений в первоначальном оформлении с тех пор сохранился только Бальный зал. Это единственный в Петербурге подлинный, не воссозданный, парадный интерьер Растрелли. Воронихин жил в Строгановском дворце до 1801 года.

Во дворце Александра Сергеевича было множество самых разных помещений. Однако здесь не было спальни, так как владелец привык спать в разных комнатах в креслах, на кушетках или на раскладной походной кровати. Для обслуживания дворца содержался двор в 600 человек — певцы, музыканты, танцоры, актёры, повара, плотники, гребцы…

Александр Сергеевич Строганов был первым директором Публичной библиотеки, президентом Академии художеств. В его доме собиралась богатейшая коллекция живописи, в которую входили работы Рембрандта, ван Дейка, Робера, Рени. Здесь же хранились работы знаменитых скульпторов. Библиотека Строгановых считалась одной из богатейших в России.

Дворец Строгановых был центром культурной жизни Петербурга. Здесь проводились балы, маскарады, оперные выступления. На вечерах собиралось до пятисот гостей. Их посещали Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский, Д. Г. Левицкий, И. П. Мартос. В Строгановском дворце Фонвизин впервые читал отрывки из своего «Бригадира», а Крылов — многие басни.

После смерти Александра Сергеевича 28 сентября 1811 года дворец перешёл во владение его сыну — Павлу. Единственный сын Павла Александровича был убит в Краонском сражении во Франции, граф вынужден был учредить маойрат Строгановых — неделимое имущество, передававшееся по наследству старшему в роду. После кончины Павла в 1817 году дворец стал принадлежать его вдове Софье Владимировне (из рода Голицыных). В 1818 году она выдала замуж свою дочь Наталью за барона Сергея Григорьевича Строганова, находящегося с ней в дальнем родстве. После свадьбы ему был пожалован графский титул. Младшая дочь Софьи Владимировны Аделаида вышла замуж за князя Василия Голицына. Обе молодые семьи жили во дворце на Невском. Для их нужд в 1820-х годах помещения перестраивал архитектор Строгановых П. С. Садовников. Им был создан Арабесковый зал. Во дворе архитектором была сооружена голубятня, просуществовавшая там до начала ХХ века. В 1842 году Садовников надстроил южный дворовый флигель, придав его фасаду барочные черты.

После смерти Софьи Владимировны в 1845 году владельцем майората стал граф Сергей Григорьевич. После его смерти в 1882 году Строгановский дворец отошёл внуку — графу Сергею Александровичу. В XIX веке дворец неоднократно перекрашивался. Он был светло-сиреневым, кирпично-красным, зелёным, наконец — розовым.

Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами» («бефстроганов» — изобретение именно этой семьи). Во внутреннем дворе дворца накрывали столы, отобедать здесь мог любой желающий. Этим пользовались и небогатые граждане. В 1908 году во дворе устроили небольшой сад. Сергей Александрович во дворце не жил, в 1912 году он уехал во Францию.

После 1917 года все Строгановы уехали из России. В 1918 году дворец Строгановых был национализирован. Строгановскую библиотеку передали Томскому университету. Здесь же открылся историко-бытовой дом-музей. С 1925 года он являлся филиалом Эрмитажа. В 1929 году музей был закрыт, ценные вещи переданы Эрмитажу и Русскому Музею. Во дворце расположилась Академия сельскохозяйственных наук. В 1937 году здесь начал работу «Электромортрест», затем судостроительное предприятие «Эра».

В 1988 году дворец Строгановых передан Русскому музею. В 1989-1991 годах часть помещений занимал Ленинградский НИИ теории архитектуры и градостроительства. В 1991 году Строгановский дворец начал реставрироваться, в нём открылся филиал Русского музея. Здесь же действует экспозиция восковых фигур. Во дворе открыт ресторан. В 2003 году закончена реставрация фасадов здания с восстановлением первоначальной окраски.

Строгановский дворец — единственное здание на Невском проспекте, которое сохранило свой внешний облик практически неизменным за всё время своего существования. Окна первого этажа уменьшили свою высоту на треть из-за поднятия уровня мостовой. Балкон со стороны Мойки раньше поддерживали атланты.

В настоящее время во дворце реставрируются помещения. Восстановление интерьеров происходит в том числе на средства Элен Строгановой, живущей в Париже.

Источник: walkspb.ru

О владельцах дворца

Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.

В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.

Роскошное здание

Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.

Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.

Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.

Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.

Интересные факты о строительстве

Создание дворца Строгановых – единственный случай в России, когда придворный архитектор разработал здание для частного заказчика. Строительство велось небывалыми темпами с 1753 по 1754 годы.

Заказчик пребывал в восторге от построенного дома и воздал должное архитектору. Употребив свое влияние и заплатив бешеные деньги, Сергей Григорьевич Строганов добился того, чтобы прославленный итальянский живописец Ротари, приглашенный в Россию императрицей, написал также и портрет Растрелли. Получив портрет, Строганов повесил его в самом нарядном зале дворца.

Создавая дом Строгановых, архитектор работал самозабвенно. Капризная императрица Елизавета постоянно смиряла полет фантазии зодчего. Здесь же, не стесненный никем, Растрелли создает бесподобное здание в стиле барокко. Богатство и пышность просматривается во всем: в фасаде, щедро украшенном лепниной, нарядных колоннах, скульптурах, родовом гербе Строгановых в виде двух соболей.

Родовой герб владельцев

Императрица, посетив шикарный бал Строгановых, устроенный в честь открытия дворца, восхищенная красотой и пышностью убранства, распорядилась свои именины праздновать в доме Строгановых.

Архитектура здания

Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.

Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.

Фасад дворца

Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.

Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.

Дворцовые интерьеры

У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.

Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.

Фреска

В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.

Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.

Обзор залов и помещений

Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.

Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.

Большой зал

Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.

Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.

Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.

Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.

Картинная галерея

Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.

Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.

Минералогический кабинет

Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.

Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.

Арабесковая гостиная

Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.

Чем прославился Строгановский дворец

После окончания строительства барон Сергей Григорьевич Строганов поселился в новом дворце с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром, который стал владельцем имения (отец умер через 2 года) и знаменитым представителем строгановского рода.

В строгановском доме собиралась верхушка общества. Во резиденции устраивались шумные балы и маскарады. Здесь блистали красавицы Петербурга, проходили музыкальные и поэтические вечера, демонстрировались театральные постановки, балет и опера. Здесь спорили о науке и литературе образованные представители русской культуры: Крылов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Александр Сергеевич – образованный человек и искусствовед, собирал коллекции картин и скульптур, владелец минералогических и нумизматических коллекций. В Большом зале собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки, директором которой стал граф Строганов.

Роскошное убранство

Известный меценат, президент Академии художеств, помогал художникам, скульпторам, выкупил из крепостной неволи Андрея Воронихина и отправил учиться за границу. Граф поощрял театральное искусство, его дом называли «приютом муз».

В 1766 году в присутствии Екатерины II во дворце Строганова прошли выборы депутатов комиссии по составлению Нового Уложения. Десять лет жизни граф Александр Сергеевич Строганов посвятил строительству Казанского собора на Невском проспекте. По его представлению утвержден проект собора, строительство которого граф спонсировал.

Гостеприимство в доме Строгановых

Строгановы жили с царским размахом, содержали 600 слуг и славились щедростью, хлебосольством и гостеприимством. В доме регулярно устраивали «открытые» бесплатные обеды. Во внутреннем дворе, украшенном скульптурами, накрывали столы, которые «ломились» от всевозможных русских угощений. Обедали все желающие.

Легенда рассказывает о том, что на обед много лет каждый день приходил скромный петербуржец. Однажды он не пришел, решили, что человек умер, но никто не мог вспомнить имя: люди приходили сюда свободно, независимо от социального положения.

Зал музея

Источник: ArchitectureGuru.ru

Режим работы Строгановского дворца в 2021 году

Музей открыт с 29 июля. Посещение возможно только по сеансам. Билеты продаются на официальном сайте.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Адрес Строгановского дворца

Санкт-Петербург, Невский проспект 17

Как добраться до Строгановского дворца

  • Станции метро Невский проспект или Адмиралтейская
  • Наземный транспорт — остановка «Большая Конюшенная улица» или «Станция метро Невский проспект».

Стоимость билетов в Строгановский дворец в 2021 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 350 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 170 рублей
    • детей от 3 до 16 лет — 50 рублей
  • Для иностранных граждан:
    • взрослых — 500 рублей
    • студентов — 250 рублей
    • детей от 3 до 16 лет — 100 рублей

Стоимость комплексного билета, действующего в течение 3-х дней

Комплексный билет предусматривает посещение Русского музея (Михайловский дворец и корпус Бенуа), Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение 3-х дней

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 1000 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 500 рублей
    • детей от 3 до 16 лет — 100 рублей
  • Для иностранных граждан:
    • взрослых — 1800 рублей
    • студентов — 900 рублей
    • детей от 3 до 16 лет — 200 рублей

История Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

Начинался Строгановский дворец с двух зданий. Одно из них — одноэтажный дом — был поставлен в первой четверти XVIII века на набережной Мойки недалеко от Зелёного моста.

Второе здание в форме буквы «Г» (на углу Мойки и Невского проспекта), принадлежавшее портному Иоганну Нейману, почти полностью выходило на Невский проспект. Оно было построено по проекту архитектора Михаила Земцова.

В 1742 году эти участки купил барон Сергей Строганов. Для строительства дворца он приглашает Франческо Растрелли, придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны.

Трехэтажное здание, строительство которого проходило в 1753-1754 годах, скрыло, как чудесный футляр, старые дома.

Корпус по Невскому проспекту (северный фасад) стал пьедесталом для герба баронов Строгановых. В этом здании находились покои барона Строганова. Западный корпус, на набережной Мойки, отстроенный практически заново, готовился для молодого барона Александра Сергеевича, отправившегося в то время в большое образовательное путешествие.

19 сентября 1754 года родился наследник престола князь Павел Петрович. Сергей Строганов решил, что это хороший случай угодить императрице и представить публике свой новый дом.

25 октября состоялся большой бал, официально посвященный важному событию — рождению Павла, но, по сути, этот праздник стал презентацией Строгановского дворца.

Замысел барона удался — новость о новом роскошном доме на набережной Мойки была напечатана в «Санкт-Петербургских новостях» и в европейских газетах. Окончательная отделка интерьеров, правда, уже без участия Растрелли, продолжалась еще несколько лет. Строительство дворца стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного лица.

Перестройки Строгановского дворца

Сергей Строганов прожил во дворце всего два года. После его кончины здание перешло его единственному сыну Александру, самому известному из рода Строгановых, коллекционеру и меценату. По словам поэта К. Батюшкова, граф Александр Сергеевич был «просвещенным покровителем и другом наук и художеств», «любезнейшим и добрейшим из людей».

В середине 1780-х годов А.С. Строганов начинает перестройку дворца.

Наибольший вклад в оформление залов внесли архитекторы Андрей Воронихин и Фёдор Демерцов. Среди их работ — зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, Картинная галерея, Парадная лестница, Малая гостиная и Парадная столовая.

В петербургских салонах ходили слухи, что бывший крепостной Андрей Воронихин — внебрачный сын Строганова, об этом говорили такие факты: воспитывался он во дворце, пользовался покровительством графа, вместе с его сыном Павлом совершал путешествия по России и Европе, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.

В 1818 году несколько интерьеров здания в южном и западном корпусах были перестроены учеником Андрея Воронихина архитектором Иваном Колодиным.

В 1820 году оформление анфилады западного корпуса выполнено Карлом Росси. В 1842 году Петр Садовников создал южный корпус, фасады которого были «скопированы» с корпусов XVIII века. В барочном стиле был изменен и восточный корпус.

Так завершилось оформление фасадов Строгановского дворца.

Залы западного корпуса в очередной раз были перестроены в 1860-х годах, предположительно, архитектором Михаилом Макаровым. Особенно красиво он оформил Большую гостиную.

Большая гостиная

Единственный сохранившийся интерьер, созданный Растрелли, — Большой зал Строгановского дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период.

Большой зал

Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.

К 1917 году все Строгановы выехали за границу, здание было национализировано, часть коллекций передали музеям страны, несколько экспонатов было продано за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Русского музея.

Начало научной реставрации музея относится к 1990 году. В следующие двадцать с лишним лет проводился ремонт коммуникаций, восстановлена отделка в залах дворца.

Одной из первых была оформлена Парадная столовая. После почти десяти лет реставрации зеркала и люстры, лепные десюдепорты, двери и паркет приобрели облик, задуманный архитектором.

В 2010–2012 годах была отреставрирована Картинная галерея, интерьер которой требовал больших усилий. Более ста лет назад А.Н. Бенуа назвал этот зал душой здания.

Картинная галерея

Внешнее оформление Строгановского дворца

Франческо Растрелли построил трёхэтажный дворец в виде буквы «Г», его фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, были украшены архитектурой в итальянском стиле с нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.

Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, где можно видеть скульптуры женских фигур — кариатид и герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.

Герб Строгановых с изображением двух соболей

В композиции герба отражены происхождение и занятия рода Строгановых, русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян. На их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь, они владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом.

Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означающие, что предки Строгановых участвовали в освоении этого региона русскими.

В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем. Это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким способом свой автограф на фасаде построенного им здания.

Рельефное изображение графа Сергея Строганова

Интерьеры Строгановского дворца

Парадные залы расположены на втором этаже, к ним можно подняться по Парадной лестнице.

Парадная лестница

Франческо Растрелли писал, что в доме было 50 комнат, «большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами».

Созданная в 1754–1756 годах Растрелли она имела пышное оформление с отделкой мрамором, золотом и живописными полотнами.

В конце XVIII — начале XIX века А.Н. Воронихин построил свою более скромную Парадную лестницу в классическом стиле. Четыре дорических колонны, напоминающие об античных храмах, поддерживали марши ступеней из гранита.

Интерьер Парадной лестницы изменен вновь в 1830-х годах архитекторами Иосифом Шарлеманем и Петром Садовниковым.

Живописный плафон на потолке создает иллюзию того, что над лестницей через проем видно небо. Роспись потолка Парадной лестницы была обнаружена случайно при его размывке и восстановлена по небольшому фрагменту. Здесь, на лестнице, проводились настоящие археологические работы, поскольку за два столетия уровень пола из-за выросшего культурного слоя оказался на 37,5 см ниже мостовой.

Роспись потолка Парадной лестницы создает иллюзию что через него видно небо

Новая передняя

Основная экспозиция начинается с Новой передней, где от отделки, выполненной еще А.Н. Воронихиным, сохранился мраморный пол. В центре зала установлена скульптура Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». В образе богини мудрости изображена императрица, а Гений художеств собирается записать имена тех, кто достоин получить из ее рук лавровый венок.

М.И. Козловский «Минерва и Гений художеств»

Эта композиция стала эпиграфом к «основному тексту» — следующим залам. Если из Новой Передней мы направимся налево, то попадем в Большой зал, занимающий одно из главных мест в интерьерах Мраморного дворца.

Большой зал

Большой зал, созданный Растрелли, интересен своей пышной отделкой.

Большой зал

Здесь Вы увидите великолепный плафон «Триумф Героя», автор которого — итальянский живописец и декоратор Джузеппе Валериани. В центре композиции — Минерва, богиня мудрости. Гермес — посланник олимпийских богов, которые передают главному персонажу (Александру Строганову) наставление и пожелание построить в Петербурге храм (имеется в виду Казанский собор). Полотно окружает перспективная фигурная рама.

Плафон «Триумф Героя» на потолке Большого зала, Джузеппе Валериани

Для справки: Александр Строганов имел непосредственное отношение к строительству Казанского собора. В конкурсе проектов храма участвовали работы нескольких архитекторов. Александр Строганов предложил Павлу I свой проект и своего архитектора — А. Н. Воронихина. Практически последние 10 лет своей жизни Строганов посвятил строительству храма и, как председатель попечительского совета, сумел сделать сооружение Казанского собора главным городским делом.

Живопись над дверью (десюдепорты) — картины неизвестного художника, представляющие историю персонажа древнегреческой мифологии Энея, сына Анхиса и Афродиты, героя Троянской войны.

Из Большого зала можно пройти в Зал с дубовым камином.

Кабинет с дубовым камином

Нынешний интерьер зала относится к концу XIX столетия, когда хозяином здесь был С.А. Строганов, последний владелец дома и последний мужской представитель династии. Оформление кабинета посвящено увлечениям графа, который любил псовую охоту и владел несколькими конными заводами.

Зал с дубовым камином отделан по образцу охотничьих кабинетов английских замков

В Кабинете с дубовым камином можно увидеть скульптуры и картины анималистов (Николая Сверчкова, Артемия Обера, Рудольфа Френца и других мастеров). На картинах изображены животные, в основном, лошади и собаки, а скульптурные композиции посвящены охоте.

Скульптурные композиции, посвященные охоте в Зале с дубовым камином

Дубовый камин оформлен каминным экраном с картиной «Спаниель Мутон» работы Карла Кнаппе и декоративным узором с гербом рода Строгановых в виде буквы «S».

Декоративный узор с гербом рода Строгановых в виде буквы «S» на дубовом камине

Греческая комната

Греческая комната перестраивалась владельцами четыре раза, и в ней сохранилось несколько исторических слоев. Ради наглядности во время реставрации 2005–2007 годов была разрушена стенка между гостиной и темным коридором. История зала стала особенно заметна по рисунку паркета на полу, где можно видеть сразу три его вида.

Три разных паркета на полу Греческой комнаты

Первоначально в этом пространстве была Проходная гостиная, интерьер которой выполнил Растрелли. Затем А.Н. Воронихин перестроил комнату в приемную Софьи Владимировны Строгановой. Паркет был уложен в виде ромбов с кругами. Позже интерьер обновил Карл Росси, и тогда появился паркет с эллипсами и восьмиугольниками.

В 1840-х годах Петр Садовников выполнил перестройку Греческой комнаты в стиле классицизма для Елизаветы Павловны Строгановой (в девичестве Салтыковой), дочери Строганова Павла Александровича и Софьи Владимировны. В оформлении использовался мрамор желтого цвета и барельефы в псевдогреческом стиле. Поэтому зал и назвали Греческим.

В 1860-х годах Гаральд Боссе сменил убранство, но не уничтожил прежний интерьер, а закрыл его тканью.

Мраморный камин с амурчиками и гирляндами в Греческой комнате

В Греческой комнате можно увидеть мраморный камин с гирляндами и амурчиками. На стене — портрет Сергея Григорьевича Строганова работы К.Е. Маковского. Бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии выполнил Алексей Воронихин, племянник архитектора.

Пройдя через Греческую комнату, можно попасть в Большой и Малый кабинет графини Софьи Владимировны Строгановой, супруги Павла Александровича.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой

Большой кабинет графини С.В. Строгановой больше похож на малую картинную галерею. Здесь экспонируются картины, связанные с событиями Отечественной войны с Наполеоном. Живописец В.И. Мошков в своей картине воссоздал сражение под Лейпцигом, в котором участвовали пятеро Строгановых.

Большой кабинет графини С.В. Строгановой

На противоположной стороне зала — картина Полидора Бабаева «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Леонтия Коренного в битве под Лейпцигом». Раненый 18 раз богатырь оказался в плену, но был отпущен после представления французскому императору.

В войне с Наполеоном Софья Владимировна потеряла мужа и сына.

Малый кабинет графини С.В. Строгановой

Малый кабинет графини С.В. Строгановой имеет и второе название — Малая библиотека. Он оформлен А.Н. Воронихиным в 1804–1805 годах, а позднее, в 1818 году, архитектором И. Ф. Колодиным.

Андрей Воронихин представил этот зал как миниатюрный античный храм с ложным углубленным цилиндрическим сводом с розетками и орнаментальной росписью «под лепку». Колодин выполнил новые коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры.

Коринфские колонны из искусственного мрамора и пилястры в Малом кабинете графини С.В. Строгановой

Под потолком сохранился интересный скульптурный барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани. Под барельефом, за колоннами — ваза, подаренная графу Строганову членами комиссии по строительству Казанского собора в память о завершении работ.

Барельеф, изображающий Ивана Грозного, поящего водою простого раненого воина во время осады Казани в Малом кабинете графини С.В. Строгановой

Здесь же можно видеть исполненный из мрамора Луи-Мари Гишаром скульптурный портрет А.А. Воронихина, старшего сына архитектора.

Вернувшись в Греческую комнату, можно пройти в Большую гостиную.

Большая гостиная

Большая гостиная — светлая комната, интерьер которой восстановлен по фотографиям из семейного альбома семьи Строгановых. Этот зал стал иллюстрацией атмосферы роскоши и эклектизма, характерных для того времени.

Большая гостиная

В 1804–1805 годах А. Воронихин включил Большую гостиную в число парадных интерьеров. Второе изменение зала выполнил П.С. Садовников, оформив ее в стиле классицизма. Главным украшением Большой гостиной стал лионский шелк кремового цвета с изображением цветов. Эта ткань использовалась, как для оформления стен, так и для обивки мебели, драпировки окон и дверей. Дополняли интерьер растения, скульптура, настенные часы в стиле рококо и фарфоровые группы.

Лионский шёлк кремового цвета с изображением цветов — главное украшение Большой гостиной

Последнее изменение Большой гостиной выполнено в 1870-х годах предположительно архитектором М.А. Макаровым. Белый французский шелк с цветочным рисунком обрамлял золоченные рамы, напоминающие об эпохе Растрелли. Интерьер дополняет изящный камин из красного мрамора, оформленный сине-белыми плакетками, главная из которых изображает свадьбу Купидона и Психеи.

Камин из красного мрамора, оформленный плакетками, центральная изображает свадьбу Купидона и Психеи, Большая гостиная

В центре Большой гостиной установлена скульптура «Преданность», работа Джозуэ Мели. Скульптор изобразил спящего ребенка и собаку, которая ловит змею.

Скульптура «Преданность» Джозуэ Мели в Большой гостиной

В Большой гостиной при владельцах на восточной стене висел большой портрет графа Александра Сергеевича Строганова, Президента Академии художеств.

Малая гостиная

Интерьер этого зала дает представление о работе Андрея Воронихина в конце XVIII и начале XIX века. Стены небольшого зала покрыты искусственным мрамором теплых оттенков. В простенке между окнами и над камином установлены зеркала, что расширяет пространство зала.

Малая гостиная

В Малой гостиной ощущается стремление Андрея Воронихина подражать греческим и римским образцам. Здесь можно увидеть скульптурный бюст графини Софьи Владимировны Строгановой.

Позолоченная львиная маска на двери между Малой и Большой гостиными

Над дверями из красного дерева с позолоченными львиными масками — барельефы с растительным узором и головы Горгоны Медузы.

Интересна верхняя часть стен Малой гостиной — это люнеты, в которых разместились рельефные композиции на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.

Люнеты с рельефными композициями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия в Малой гостиной

Через Большой зал можно вернуться в Новую Переднюю. За ней следует угловая комната, окна которой выходят на Невский проспект и на Мойку. Это Парадная столовая западного корпуса Строгановского дворца.

Парадная столовая

В 1794 году Андрей Воронихин оформил Парадную столовую. Предположительно она была создана на месте Зеркальной галереи Растрелли, не дошедшей до нашего времени. Видимо, преклонение перед талантом предшественника побудило Воронихина оставить прежний декоративный эффект. Центр стены, напротив окон, выходящих на Невский проспект, заняли большие зеркала с наложенными на них полулюстрами.

Парадная столовая — зеркала площадью 12 квадратных метров каждое создают впечатление что зал значительно больше

Воронихин использовал здесь французский прием, но воспроизвел его с настоящим русским размахом. Использовались цельные зеркала площадью 12 кв. метров. Поэтому не очень большой зал выглядел значительно больше, чем он есть.

Граф Александр Строганов в письме своей невестке писал: «Столовая…продвигается. Она будет сумасшедшей красоты…только что начали размещать зеркала».

Старая передняя и Зал Гюбера Робера

В следующих двух залах (Старая передняя и Зал Гюбера Робера) проходит постоянная выставка «Русский ампир». Здесь экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства времен Александра I.

Фигура «Амур на качелях», фигура «Фавн, обучающий Амура игре на цевнице» и фигура «Крестьянский мальчик с тачкой»

Старая передняя

В 1897 году в Строгановском дворце состоялась выставка редких предметов, принадлежащих частным лицам. Свои ценности прислали 87 коллекционеров. Экспозиция размещалась в северном и западном корпусе: от Большой гостиной до Парадной столовой и далее — до Минералогического кабинета. Скромная Старая передняя приняла художественное серебро, занявшее большую витрину в окружении барельефов И. Прокофьева, посвященных путти (маленьким мальчикам, ангелочкам).

Фрагмент отделки дворца начала 1740-х годов

Зал Гюбера Робера

Первоначально, по замыслу Растрелли, парадная анфилада открывалась залом Гюбера Робера, расположенным над въездными воротами.

Свое название зал получил от имени французского художника, картины которого были здесь выставлены. На них изображались водопад, горы, обелиск и собор. Предполагалось, что поклонение творениям природы вызовет у зрителей и восхищение произведениями человеческих рук. Эти картины Гюбера Робера экспонируются в Эрмитаже.

Арабесковая гостиная

В 1859 году для графа С.Г. Строганова, вернувшегося в Петербург из Москвы, в северном корпусе рядом с Картинной галереей были устроены Арабесковая гостиная, Большой и Малый кабинеты.

Арабесковый зал

В оформлении Арабесковой гостиной использовались копии гротескных фресок Рафаэля в Ватикане. Сюда же поместили копии с виллы Цицерона в качестве десюдефортов (декоративные композиции над дверью). Украшением зала также служили мраморные скульптуры IV–III веков до нашей эры, изображающие Менандра, древнегреческого сочинителя комедий и поэта Посидиппа.

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — копии фресок Рафаэля в Ватикане

Арабесковый зал — над дверями копии фресок с виллы Цицерона в Помпеях

Минералогический кабинет

В Минералогическом кабинете находилось богатейшее книжное собрание графа А. С. Строганова и коллекция минералов.

Минералогический кабинет

Андрей Воронихин создал двухъярусное пространство с расписанным потолком, создающим иллюзию купола. Автор росписи — Пьетро Гонзаго. Благодаря такому приему в зале «появляется» третий иллюзорный этаж. Первый ярус оформлен четырьмя люнетами (арочными проемами) со скульптурами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Главная аллегория — «Земля», представляющая изображение богини Кибелы с градской короной на голове. В ее облике автор имел в виду Екатерину II.

Аллегория «Земля» — изображение богини Кибелы с градской короной на голове. В её облике автор имел в виду Екатерину II

В Картинной галерее Вы увидите императрицу в образе богини мудрости Минервы.

В Минералогическом кабинете экспонируется копия портрета Строганова кисти Ж.-Л. Монье, а на противоположной стороне — картина М.Н. Воробьева с видом Казанского собора. На ней храм показан так, как его предположительно мог видеть граф, находясь в Физическом кабинете. Под обеими картинами расположены значительные по размерам минералы, подчеркивающие равновесие между возможностями природы и человека.

Минералогический кабинет

Настоящий книжный шкаф в Минералогическом кабинете

Потайная дверь в виде книжного шкафа в Минералогическом кабинете

Большой и Малый кабинет

В Большом и Малом кабинете экспонируются живописные и скульптурные работы, в основном, это портреты членов семьи хозяев особняка.

В 1862 году в Большом кабинете был установлен камин из самаркандского порфира, подаренный монархом.

Картинная галерея

Строгановский дворец был известен своей Картинной галереей, оформленной Андреем Воронихиным. Здесь находилась коллекция живописи — картины Сандро Боттичелли, Аньоно Бронзино и Ван Дейка, Клода Лоррена и Рембрандта, Рубенса и других известных художников.

Картинная галерея

Многие произведения Александр Строганов приобрел в 1770-е годы на аукционе в Париже. Граф тщательно продумал, как разместить в Картинной галерее живописные работы и скульптуры. Став в 1800 году Президентом Академии художеств, он приглашал студентов в галерею копировать известные произведения.

До 1917 года все картины оставались на тех же местах, что и в начале XIX века. Угроза захвата Петрограда немецкими войсками заставила снять большую часть полотен. Многие картины отправили в Москву. И хотя в 1919 году галерея была частично восстановлена, но она уже не имела ничего общего с первоначальным замыслом.

В советское время Строгановский дворец занимали государственные организации, а часть помещений использовалась как квартиры. За это время были утрачены многие элементы убранства. В 2012 году Картинная галерея была воссоздана и наполнена произведениями современников А.С. Строганова.

Одна из тем этих полотен — строительство Казанского собора. Он изображен на картине Ф.Я. Алексеева (вид храма со стороны Екатерининского канала). Вы увидите и живопись из храма — работу Ореста Кипренского «Богоматерь с младенцем» для северных врат главного иконостаса и иконы для Царских врат, написанные Владимиром Боровиковским.

Главное место принадлежит картине «Лот с дочерьми», автор — Луи Жан Франсуа Лагрене. В южной лоджии Картинной галереи — работы портретиста Жан Лоран Монье, жившего в доме Строганова. Это портреты графа Павла Александровича, графини Софьи Владимировны и их сына Александра.

А. Рослин «Портрет графа А.С. Строганова», в последствии президента Академии художеств

Жан Лоран Монье «Портрет графа Павла Александровича Строганова»

Жан Лоран Монье «Портрет графа Александра Павловича Строганова»

Жан Лоран Монье «Портрет графини Софьи Владимировны Строгановой»

Здесь же два портрета А.С. Строганова. Одно из изображений кисти Александра Рослина исполнено в 1772 году в Париже, где и была приобретена большая часть полотен зала. Другой посмертный портрет выполнен в 1814 году А. Варнеком. Самый известный представитель рода Строганова изображен в костюме главного российского ордена — Святого Андрея Первозданного — на фоне построенного им Казанского собора.

А.Г. Варнек «Портрет действительного тайного советника президента Академии художеств графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811)», 1814 г.)

Копия с картины Ван Дейка «Портрет бургомистра Рококса из Антверпена» выполнена О.А. Кипренским в 1807 году.

За зеркальной дверью Картинной галереи находилась Библиотека и Физический кабинет, стилизованный под египетский храм. Это был последний, но самый важный элемент восточной «алхимической» анфилады, включающей Картинную галерею и Минералогический кабинет.

Физический кабинет оформлялся для египетской коллекции. По состоянию на сентябрь 2019 года он закрыт для осмотра.

Во времена А.С. Строганова из большого окна на восточной стене Физического кабинета был виден или угадывался Казанский собор, предмет забот и размышлений барона.

Бытовые предметы и детали отделки, найденные при реставрации в 1990-2000 годы

На первом этаже под Парадной лестницей экспонируются предметы, найденные во время археологических раскопок. Рядом расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций. Часть помещений первого этажа здания занимают Музей шоколада и Музей восковых фигур Петербурга.

Бытовые предметы и детали отделки, найденные при реставрации в 1990-2000 годы

Строгановский дворец — это единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде.

Телефон (справочная) Строгановского дворца

В настоящее время Строгановский дворец в Санкт-Петербурге — это филиал Государственного Русского музея.

+7 (812) 595-42-48

Источник: www.spb-guide.ru


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.