Горшочек с «кладом»

— Они, — уточняет главный хранитель фондов местного исторического музея Елена Мельчакова, — прожили в имении 130 лет. Григорий Потемкин Кричевское княжество продал Яну Голынскому вместе с дворцом в 1787-м — практически сразу после завершения строительства.

Как жили великосветские помещики сто, двести лет назад? Чему удивлялись, радовались? К сожалению, оригинальных предметов быта Голынских не сохранилось. После революции дворец ограбили, а его хозяева бежали. В здании расположилась гимназия, позже — трудовая школа, затем — школа-интернат. Удивительно, но на чердаке до наших дней сохранилась необычная находка: в 1959-м здесь обнаружили горшок с документами, многие из которых написаны на польском языке. Среди них — личные письма, договор о службе на «вечное упоминание», расписки. Датированы бумаги из семейного архива 1719—1905 годами. Сегодня эти документы — одни из ценных экспонатов Кричевского исторического музея, который прописался во дворце.


Дыхание эпохи

Сегодня теней, привидений или подозрительных шорохов в резиденции не наблюдается. Но во время его реставрации странные моменты были. Например, сам по себе мог включиться свет. А как только положили паркет, в двери забежала невесть откуда появившаяся собачка. Сотрудники музея потом шутили — не иначе пани Барбара «проинспектировала» новые интерьеры своего дома. Мистика или нет, но за десять лет следы барбосика не удалось стереть никакими средствами: о случившемся они напоминают до сих пор. 

Перчатки в дар

По моде и традициям дворян резиденция в Кричеве стала жемчужиной в зеленом парковом ожерелье. Основы парка еще при Потемкине заложил знаменитый британский садовод Уильям Гульд. Здесь росли клены, дубы, фруктовые деревья, можжевельник. В скором времени зелени будет еще больше: исторический музей Кричева выиграл гранд Глобального экологического фонда, основную часть которого планируется направить на реконструкцию котельной, а оставшиеся деньги — на озеленение и благоустройство территории. Кроме всего прочего, в обновленном парке появятся и грядки с лекарственными травами. 


— В бытность Потемкина и Голынских они здесь тоже были, — поделилась хранитель фондов. — Сборами трав лечились, их добавляли в чай для аромата. Кстати, мы тоже угощаем гостей чаем с мелиссой, зверобоем, чабрецом. Добавки заготавливаем сами. 
Вкусным чаем сотрудники музея угощали и потомка Голынских — Александра Краснолуцкого, который был в числе приглашенных на церемонию открытия во дворце Потемкина галереи его предков. А российский писатель в ответ презентовал свою книгу «Злая судьба рода Голынских?», где собрал семейные истории и представил немало архивных данных о жизни и служении Отечеству его дедов и прадедов по материнской линии. 

Сегодня организованные и одиночные туристы приезжают в Кричев из самых разных стран. Некоторые неравнодушные посетители при этом помогают пополнять экспозиции. Как, к примеру, жительница Страсбурга Валентина Ерошкина, побывавшая здесь минувшим летом. 

Интерес был не праздный. Из Франции в Кричев вскоре пришли посылки с уникальным содержимым: старинными лайковыми дамскими перчатками и украшениями, кувшином девятнадцатого века, керамическими вазами, игральными картами. «Всего в дар музею наша гостья передала 17 вещей», – уточнила научный сотрудник Марина Марусова. Не так давно из-за границы прибыл груз еще более весомый: с антикварной кроватью, на которой могла бы почивать сама императрица. А это значит, что в будущем в княжеском особняке появится новый интерьер — дворянской спальни. Елена Мельчакова не скрывает:


— Интерьеры дворца — не застывшие музейные экспозиции. У нас проходят «Потемкинские» и новогодние балы, музыкальные салоны, выставки, квесты. 

В самом здании, кроме исторического музея и Музея матери, находится еще и ЗАГС, так что возможность прикоснуться к прошлому своей малой родины есть у каждого из местных молодоженов. А юные кричевляне приходят сюда даже в составе детсадовских групп. Для них экскурсоводы разработали особенный рассказ — про принцев и принцесс, когда-то живших во дворцах. Главное, считают, подогреть интерес. Если он появится, повзрослевшие мальчики и девочки обязательно захотят вернуться сюда вновь. 

[email protected]

Фото автора

Источник: www.sb.by

Дворец потемкина

В белорусский Кричев мы отправились, чтобы осмотреть владения князя Григория Потёмкина. Хозяином этих мест он стал потому, что получил их в подарок от императрицы Екатерины II. И так получилось, что своей главной архитектурной достопримечательностью Кричев обязан именно фавориту императрицы — Григорию Потёмкину.

1. А до того город упоминался в летописных источниках уже с XII века.


зднее он перешёл под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город получил Магдебургское право, был создан городской магистрат. В первой половине XVIII века Кричевщиной владел князь Иероним Радзивилл, а после Первого раздела Речи Посполитой в 1772 году она вошла в состав Российской империи. Первое время Кричевым управлял прежний владелец — великий коронный граф Ежи Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II владения графа были конфискованы в пользу государственной казны и подарены императрицей светлейшему князю Потёмкину, который лишил город самоуправления.

Дворец потемкина
Портрет Потёмкина в интерьере дворца

Дворец потемкина
Лампи, Иоганн Баптист Старший. Потёмкин незадолго до смерти, апрель 1791 года. Государственный Эрмитаж, Петербург

2.

Дворец потемкина
Карта, изображающая Кричевское графство, принадлежащее Григорию Александровичу Потёмкину

3. Известно, что построил Потёмкин свою резиденцию в довольно короткие сроки — он ждал императрицу.


тя времени на работы было мало, все делали добротно. К примеру, когда закупали кирпичи, выборочно бросали несколько о землю. Если один из них раскалывался, браковали всю партию. Дворец возводился по проекту великого русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745-1808) — архитектора Таврического дворца в Петербурге. Первоначально архитектурный облик дворца носил черты классицизма, для которого характерна симметричность, но впоследствии с фасада исчезли все декоративные элементы в классическом стиле.

Дворец потемкина
Архитектор И.Е. Старов. Портрет работы А. Росинова, копия с портрета С.С. Щукина

4. Чтобы угодить императрице, здание было спланировано в виде буквы «Е» в честь Екатерины Великой.

Дворец потемкина
План первого этажа

5. Исторические хроники свидетельствуют: императрица Екатерина была в Кричеве только один раз — 19 января 1787 года, направляясь из Петербурга в Тавриду смотреть Черноморский флот.

Дворец потемкина
Екатерина II — законодательница в храме Правосудия (Левицкий Д. Г., 1783 год, Русский музей, Санкт-Петербург


Дворец потемкина
Портрет Екатерины II в интерьере дворца

6. Во дворце она изволила обедать и ночевать. На дворе перед дворцом Потёмкина всю ночь горела великолепная иллюминация.

Дворец потемкина

7. Восточный фасад дворца в Кричеве сохранил первоначальный классический вид, созданный
архитектором Старовым. У здания было два боковых крыла, а между ними выступал полукруглый ризалит, который выходил на террасу.

Дворец потемкина

8. Эта терраса спускалась в сторону парка.

Дворец потемкина

9. У стен дворца знаменитый садовод Джон Гульд разбил усадебный парк, где во время визита Екатерины II высадили "дуб царицы". Часть парка носила пейзажный характер, а общая площадь составляла около 10 га. Дворцовый парк носил черты старопольского парка, главным отличием которого были липовые аллеи.

Дворец потемкина


10. Потёмкин владел Кричевом и дворцом не очень долго. В 1787 году он продал его Яну Голынскому, внук которого Стефан впоследствии перестроил дворец в неоготическом стиле. Центральный вход украсил псевдоготический ризалит с гранёными пилонами, а также угловые пилоны, которые завершались зубцами и напоминали башни. Окна центрального ризолита — стрельчатые, окна боковых фасадов — со стрельчатыми сандриками. Перестройкой дворца руководил швейцарский архитектор Бернар де Симон.

Дворец потемкина

11. Портреты представителей знатного рода Голынских можно увидеть при входе во дворец.

Дворец потемкина

12.

Дворец потемкина
Герб рода Голынских-Клямры

13.

Дворец потемкина
Родовое дерево Голынских

14. Попасть в усадьбу можно было через оригинальные въездные ворота, которые были построены в середине XIX века. Они представляли собой четыре стилизованные египетские пирамиды. К настоящему времени эти ворота не сохранились. В 1898 году во дворце случился сильный пожар, Стефан Голынский пытался его восстановить, но этому помешала Первая Мировая война и революция.


Дворец потемкина

15. В 1917 году все ценности из дворца были экспроприированы советской властью. В здании была открыта школа. В 1950-е годы здание было перепланировано и здесь разместилась школа-интернат.

Дворец потемкина

16. Постепенно дворец пришёл в ветхое состояние и был заброшен.

Дворец потемкина

17. При реконструкции дворца в 1959 году были найдены весточки разных эпох.

Дворец потемкина

18. В 1980-х годах начались работы по реставрации дворца, но из-за нехватки финансирования памятник был законсервирован почти на 20 лет. Эти фрагменты лепнины были найдены во время восстановления дворца.

Дворец потемкина

19.


Дворец потемкина

20. На сегодняшний день дворец Потёмкина — главная достопримечательность города Кричева.

Дворец потемкина

21. В 2003 году здание было включено в Государственный список историко-культурных ценностей. Реставрация была завершена в 2008 году.

Дворец потемкина

22. Дворец Потёмкина был открыт 16 февраля 2008 года. На первом этаже дворца в овальном зале проводятся различные торжественные церемонии, в основном бракосочетания.

Дворец потемкина

23. Пока осматривали дворец, пошёл сначала мелкий, а потом и сильный дождь, и нам пришлось быстро свернуть наш визит в Кричев. Остановились только на центральной площади, чтобы сфотографировать Воскресенскую церковь (дата постройки ~1880).

Дворец потемкина

24.


Дворец потемкина

25.

Дворец потемкина
Продолжение
Окончание

Источник: galik-123.livejournal.com

Дворец потемкина

Ансамбль Таврического дворца – один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII – первой половины XIX века: И.Е.Старов, Ф.И.Волков, Л.Руска, К.Росси, П.Висконти, превосходные художники-декораторы: Ф.Д.Данилов, Ф.А.Щербаков, Д.-Б.Скотти, садовый мастер В.Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.

Дворец потемкина

Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина. 

Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами. 

Дворец потемкина

Григорий Потемкин

Однако вскоре после возведения дворца Потемкин решил продать его в казну. В 1791 году особняк вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его фавориту в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. После смерти Потемкина Таврический дворец вновь был выкуплен Екатериной, и в нем некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Михайлович Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

Дворец потемкина

В 1797 году император Павел (сын Екатерины II) велел вывезти из дворца все ценное убранство в Михайловский замок, а здание отдал под казармы Конногвардейского полка. Во дворце были устроены конюшни, манеж, жилые казармы полка. К мраморным колоннам были прибиты доски, чтобы сделать стойла для лошадей. Построили нужные места. Всё это продолжалось недолго, но дворцу был нанесен колоссальный ущерб.

Александр I в 1804 году восстановил дворец в прежнем виде, и он стал одной из императорских резиденций. В нём иногда останавливались иностранные принцы, посещавшие русский двор. Одно время здесь жила вдова Павла, Мария Фёдоровна. Сюда, по приглашению Александра I, переехал Н.М. Карамзин, и здесь он умер 23 мая 1826. В конце концов картины и другие художественные предметы были взяты в Эрмитаж, в Зимний дворец, Академию художеств и Русский музей, а Таврический дворец пришёл в полное запустение. Только в конце XIX века он был отреставрирован.

Дворец потемкина

Здание — образец классицизма. От его центрального фасада в разные стороны симметрично расходились два крыла. Кроме портиков с дорическими колоннами Таврический украшал еще и огромный купол на крыше.

Дворец потемкина

Величавая простота и даже суровость внешней архитектуры контрастировала с великолепием парадных залов. Его основу составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. 

Среди невиданного пространственного размаха выделялась колоннада Большой галереи, не имеющая себе равных по красоте. Поистине этот зал – "триумф колонны" по выражению И.Э. Грабаря, определившего этим суть классицизма.

Дворец потемкина

Большая галерея (Екатерининский зал). Зимний сад

Гавриил Державин писал о Екатерининском зале: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания.

Дворец потемкина

Таврический сад в наши дни

Дворец потемкина

С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

Дворец потемкина

Зимний сад представляет собой большое помещение в виде прямоугольника со стеклянной крышей и стенами. Внутри его растут всевозможные экзотические и тропические растения. Удивительно и то, что зимний сад напоминает продолжение самого парка, который начинается как раз позади дворцовых корпусов и простилается на площади в 30 гектаров. Парк заложили по проекту мастера Гульда одновременно со дворцом.

За главным вестибюлем находилась богато украшенная лепниной ротонда, объединенная широким проемом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад.

Дворец потемкина

Посмотреть, как он выглядел, можно на картине. В центре сада была устроена ротонда. Всего в саду было около 23 тысяч деревьев. Зимой прямо из Екатерининского зала гости попадали прямо в зимний сад, а в теплое время года выходили в Таврический парк.

Дворец потемкина

В ротонде стояла скульптура «Екатерина-законодательница» работы Шубина, которая сейчас находится в Русском музее. Потёмкин специально заказывал эту статую для Таврического дворца. Екатерина II изображена в образе Минервы — римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел. Но фактически это не аллегория, а реалистический портрет, причем не монументального, но станкового характера.

Дворец потемкина

Парадные помещения (картинный зал, гобеленовая гостиная, диванная, китайский зал) частично сохранили до сих пор свою художественную отделку (полихромную роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).

Дворец потемкина

Купольный зал

Дворец потемкина

Купольный зал

Дворец потемкина

Дворец потемкина

Дворец потемкина

Купольный зал

Дворец потемкина

Купольный зал

Дворец потемкина

Бежевая гостиная

В этих залах князь Потемкин любил устраивать празднества в честь императрицы Екатерины и победы над турками. У дворца был разбит прекрасный парк в английском пейзажном стиле, считавшийся одним из лучших в Петербурге (Таврический сад). Его украшала античная статуя Венеры, известная с того времени как Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Сюда любила приезжать Екатерина II. В честь императрицы устраивались грандиозные праздники, а зимой — катания с ледяных гор. Искусственный пруд, каналы с мостами, холмистый рельеф местности, живописные группы деревьев и кустарников сохранились до наших дней.

Дворец потемкина

Дворец потемкина

Таврическому дворцу была отведена значительная роль в событиях русской истории XX в. В 1906 г. он был приспособлен для заседаний Государственной думы. Появилась почта, телеграф, буфеты и ресторан. Зимний сад был переделан в зал заседаний. Екатерининский зал стал залом для прогулок депутатов. Между этим залом и залом заседаний построили стену и сделали лестницы для входа. Дума начала работу 27 апреля 1906 г. и просуществовала всего 72 дня, но именно по её инициативе во дворце появилась библиотека.

Дворец потемкина

В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды. До перестройки в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа. Сейчас в Таврическом дворце проходят заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ.

Дворец потемкина

Читальный зал, зал заседания Совета МПА СНГ

Дворец потемкина

Читальный зал, зал заседания Совета МПА СНГ

Дворец потемкина

 Читальный зал, зал заседания Совета МПА СНГ

Дворец потемкина

Думский зал

Дворец потемкина

Думский зал

Дворец потемкина

Дворец потемкина

Дворец потемкина

https://www.culture.ru/materials/178387/samye-inte…ce-triumf-russkogo-klassicizma

https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/tavricheskiy-dvorets/

Источник: www.liveinternet.ru

Кричевский дворец Потёмкина история советского времени

Кричевский дворец Потёмкина история советского времени

Многочисленные перестройки дворец испытал в советское время: там размещались то педучилище, то средняя школа, то школа-интернат. В результате здание оказалось в плачевном состоянии: стояли голые стены, осыпалась штукатурка и протекала кровля, декор был нарушен.

В 1980-е гг. начались работы по реставрации дворца: «Белспецпроектреставрация» провела комплексные научно-архивные изыскания по объекту. Однако до окончания реставрации дело так и не дошло: из-за недостатка финансирования практически на 20 лет памятник был законсервирован. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2003 г., когда княжеский дворец включили в Государственный список историко-культурных ценностей, а затем – в Инвестиционную программу.

Активные реставрационные работы начались в 2005 г. Дворец восстанавливало ЗАО «Стройпроектинвест» а также 16 субподрядных организаций из Могилева, Минска, Новополоцка, Лиды и Кричева. На завершение восстановительных работ только в 2007 г. из республиканского и областного бюджетов было выделено около Br8 млрд.

К сожалению, документальных исторических свидетельств об элементах интерьера найдено не было, лишь упоминания об их богатстве и изысканности. Поэтому основным принципом стало восстановление интерьеров по аналогам дворцов XVIII в. и старинным чертежам.

В феврале 2008 г. восстановленный дворец распахнул свои двери для посетителей.

В XIX в., когда городской костел сгорел, Ян Голынский владелец) отвёл во дворце место для богослужений. Здесь проходили и венчания. Сегодня на первом этаже восстановленного дворца разместился ЗАГС. А Кричевскому краеведческому музею, которому также отдана часть помещений, теперь позавидуют многие районные музеи малых городов. Он будет принимать посетителей в роскошных дворцовых интерьерах, огромное эстетическое и эмоциональное воздействие которых никого не оставит равнодушным. По анфиладе комнат посетитель пройдет через приказчицкую и зимний сад, экспозиция которого будет рассказывать об истории дворца и его хозяевах. Насыщенный экспонатами Рыцарский зал поведает об истории Кричева – от зарождения до XVIII в., а в библиотеке можно будет увидеть подлинные книги XVII–XIX вв.: самая старинная книга, хранящаяся в музее, – «Обет душевный» Симеона Полоцкого. И обязательно один зал будет посвящен личности князя Потёмкина – неординарной, спорной, но для Кричева знаковой. Парадный, или бальный, зал станет самым торжественный помещением. А еще девичья, будуар, столовая и другие интерьерные комнаты.

Источник: posmotrim.by


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.