Легендарный дворец

Великий город Кносс, резиденция легендарного царя Миноса и столица Крита, находился на северном берегу острова, в нескольких километрах от современного города Ираклион. Именно в городе Кносс, по преданию, герой Тесей убил Минотавра, чудовище, живущее в лабиринте и пожирающее людей. Помогла ему в том Ариадна, дочь царя, подарившая Тесею волшебный клубок.

Более того — по одной из версий, Кносский дворец как раз и был тем самым лабиринтом. С этой идеей согласны далеко не все исследователи, многие из них указывают на разницу во времени между появлением мифа и постройкой дворца. Некоторые исследователи предполагают, что тот самый лабиринт Минотавра должен был находиться где-то в стороне от дворца.

Чудесное открытие


Впервые на развалины Кносса обратил внимание греческий купец Милос Калокеринос. Но напряженные отношения с Турцией помешали ему приняться за дело. Раскопки на Крите планировал и Генрих Шлиман, тот самый, который открыл Трою. Но и ему помешали обстоятельства. Именно поэтому первооткрывателем Кносса считается вовсе не грек и не немец, а английский ученый Артур Эванс.

Археолог лично скупил все земли, на которых, по предположению, находился Кносский дворец. Раскопки начались в 1900 году. За несколько месяцев Эванс и его помощники буквально достали из-под земли огромный архитектурный комплекс, который англичанин окрестил «дворцом Миноса». Формально раскопки закончились уже в 1905, но небольшие частные работы продолжались вплоть до 1931.

Реставрация дворца

Эванс был в восторге от своего открытия, и решил во что бы то ни стало реставрировать дворец и найденную в нем живопись. Частью на свои деньги, частью при поддержке Фонда исследования Крита археолог отреставрировал древнюю постройку. Со своей находкой он обращался вольно: полагают, что некоторые известные фрески он полностью написал сам, часть статуэток собрал едва ли не из произвольно набранных фрагментов. Да и насколько облик отреставрированного дворца совпадает с тем, как здание выглядело тысячелетия назад — большой вопрос.


Однако Эванс потратил на свой проект большие деньги и, без сомнения, внес огромный вклад в изучение минойской цивилизации. Позже он занялся исследованием критского письма. Именно Эванс выделил три формы древней письменности — иероглифику, линейное письмо, А и Б.

Восставший из пепла

Кносский дворец находился на холме. Все-таки его не зря сравнивали с лабиринтом — здание было построено довольно хаотично, так что незнакомые с планом посетители часто подолгу в нем блуждали. В плане он был прямоугольным, но сами помещения беспорядочно располагались вокруг четырехугольного двора. Строился дворец дважды. Первый вариант дворца, по преданию, построил царь Минос, а архитектором его был Дедал. Первую постройку относят примерно к 2 тысячелетию до н. э. Около 1700 года до н. э. дворец был разрушен землетрясением. Спустя некоторое время его восстановили. «Новодворцовый период» считается временем расцвета минойской цивилизации.


Между 1648 и 1500 г до н. э. на остров обрушилось сильное цунами из-за извержения вулкана на острове Санторин. Город был разрушен. На протяжении нескольких десятилетий он был покрыт слоем пепла. В 1450 Кносский дворец погиб от пожара. Интересно, что при раскопках в городе не были обнаружены останки людей или животных. Вероятно, жители Кносса были предупреждены об извержении и надвигающемся землетрясении и вовремя покинули город, расселившись на побережье.

Архитектура и живопись

Кносский дворец считается «первым небоскребом» древнего мира: некоторые его части были пяти этажей в высоту. Освещение использовалось естественное, но окон не было: в крыше были проделаны отверстия, которые освещали все, вплоть до первого этажа. Они же служили и вентиляцией. Дворец также был оснащен водопроводом и канализацией.

Интересны фрески, обнаруженные во дворце. Рисовали их на сырой штукатурке красками. В основном на них изображались растения и различные орнаменты, но были портреты людей. Фигуры на них не выглядели застывшими, а Кносского дворца — так называемые «парижанки». На них изображены женщины с элегантными прическами.

Источник: diletant.media

Валентина Балакирева, Владимир Дергачев


image001.jpg
Бастион, таможня Кносского дворца

Эпоху минойской (или критской) цивилизации (2700 -1400 годы до н. э.) называют дворцовой. Кроме Кносса известны еще дворцовые комплексы, например, в Фесте и Мали,  в которых концентрировалась политическая, экономическая, религиозная и общественная жизнь. Во времена минойской цивилизации Кносс был главным городом острова, а в греческой мифологии он связывается с именем критского царя Миноса.

Кносский дворец признан археологами выдающимся памятником минойской цивилизации, резиденцией легендарного царя Миноса.  Этот комфортабельный дворец с великолепными фресками называют античным Парижем. Дворец находится в четырех километрах от моря вблизи столицы острова города Ираклеона. Согласно древнегреческим легендам Крит был родиной Олимпийского бога Зевса, сына богини Земли Реи и бога Неба Крона. Впоследствии именно на Крит  Зевс доставил  похищенную финикийскую царевну Европу, которая родила ему здесь трех сыновей, включая Миноса, ставшего мудрейшим из всех царей Крита.
Однажды верховный морской бог Посейдон послал царю Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву.
нос же нарушил обет и тогда рассерженный Посейдон околдовал царскую жену Пасифаю, заставив ее влюбиться в быка. По другой версии, скучающая царица (государственный муж был постоянно занят) не устояла перед ласками и другими прелестями настоящего быка. В результате роковой и порочной страсти на свет появился Минотавр, получеловек, полубык, ставший проклятьем и позором царя Миноса. Желая спрятать Минотавра от глаз людских, Минос поручил знаменитому афинскому архитектору Дедалу, жившему на Крите в изгнании, построить  особый дворец со сложнейшими переходами. Дедал воздвигнул знаменитый Лабиринт, в котором Минос скрывал своего сына Минотавра, рожденного его женой от священного быка Посейдона. Будучи наполовину быком, наполовину человеком, это чудовище питалось юношами и девушками, которых оставляли у входа в Лабиринт. Так продолжалось до тех пор, пока на Крит не прибыл легендарный царь Афин Тесей, победивший в сражении Минотавра. Долгое время после разрушения дворец считался мифическим сооружением.

Реконструкция Кносского дворца
image003.png
Фотография из рекламного проспекта

Несколько тысячелетий назад  Крит был мощной морской державы. Минойцы создали могучий флот и контролировали торговлю в Восточном Средиземноморье. Быстроходные минойские триеры доставляли в Египет, Ливию, Кипр и Анатолию критскую древесину, оливковое масло, керамику и украшения.
нойцы, за редким исключением, не строили крепостных стен вокруг дворцов. Казалось, благополучие будет вечным. Но роковым рубежом стало не нашествие варваров, а катастрофическое извержение в 1470 году до н.э. вулкана Санторин,  расположенного в 70 милях к северу от Крита. Извержение сопровождалось землетрясением и цунами. Подземные толчки разрушили дома и дворцы, мощный слой пепла  уничтожил посевы и оливковые рощи, цунами разрушило порты и стоявшие у причалов корабли. Боги, которым поклонялись минойцы, покарали (предали) народ.

Кносский дворец пережил многочисленные природные катастрофы (землетрясения и извержения вулканов). Первая постройка дворца,  датируемая  1900 — 1700 гг. до н. э.,  была разрушена по неизвестной причине. Отстроенный заново дворец вновь был разрушен через полтора века в результате катастрофического  землетрясения. Участь следующего дворца была столь же трагична. Раскопанные остатки дворца датируются 1500 годом до н.э. Минойской цивилизации был положен конец катастрофическим извержением вулкана на острове Санторин, затем на Крит вторглись ахейцы. В 1380 году до н.э. сильнейший пожар, разбушевавшийся в Кноссе, уничтожил Лабиринт и на тысячелетия похоронил минойскую цивилизацию, существовавшую  более чем 600 лет.
***
Многие и не только учёные искали точное расположение древнего поселения, но первым, кто определил местонахождение Кносского дворца, был грек Минос Калокеринос.
i>Он начал раскопки в 1878 году, однако вскоре они были остановлены турецкой властью. Открытие Кносса как и легендарной Трои принадлежит не профессиональному археологу.  Бывший корреспондент английской газеты «Манчестер Гардиан» Артур Эванс (1851 – 1941) был воодушевлен героями греческих мифов и строками из «Одиссеи» об острове Крите и царе Миносе. Гомер однажды уже помог любителю археологии Генриху Шлиману, который  воспользовавшись «Илиадой», сумел раскопать Трою и Микены.
В 1886 году на Крит прибыл уже ставший знаменитым  Генрих Шлиман, желавший совершить очередное открытие. Он заключил с турками  (Крит входил в состав Османской империи) договор о покупке участка земли в районе предполагаемых раскопок. Но возмутился попыткой его обмануть, в контракте было указано значительно больше оливковых деревьев на покупаемом участке, чем на самом деле и сделка не состоялась. 

Англичанин Артур Эвенс приехал на Крит в 1894 году и купил участок холма, однако только через 6 лет, когда Крит получил автономию, он полностью приобрел Кносс. 1900 год, когда начались раскопки,  считается официальной датой открытия Минойской цивилизации. Сэр Эванс раскопал не просто дворец, а вернул из небытия забытую  цивилизацию.

Лабиринт раскапывался очень быстро, что привело к утрате многих археологических находок. Но надо отдать  должное Эвенсу, обнаруженные и сохранённые бесценные шедевры древнего искусства остались в музеях Крита и Афин. Эванс потратил большие личные средства, чтобы соединить археологическую ценность местности с туристической привлекательностью. Впоследствии в фундаментальном труде «Дворец Миноса» (в четырех томах) он описал открытую им минойскую культуру.


***
Архитектурный ансамбль Кносского дворца со сложной планировкой свидетельствовал не только о способностях минойских инженеров-строителей, но и о высоком уровне развития точных и прикладных наук. Количество помещений в нем достигало тысячи. Во дворце http://see-art.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=edc7028a-c2c1-4d90-b98b-0ff0e3a175f7&key=Кносский%20дворец кроме царских покоев и мест культового поклонения и театрализованных представлений имелось множество мастерских, в которых работали скульпторы и художники. Здесь находились  многочисленные кладовые, погреба, хранилища для сокровищ и оружия, жилые помещения. Оригинальная вентиляция  дворца создавала постоянную прохладу, что было особенно важно в условиях жаркого климата. Дворец имел собственный водопровод и канализацию, которая вновь появилась на Крите через три с половиной тысячи лет.
Планировка дворца-лабиринта в несколько уровней хранит тайны,  множество залов, переходов, небольших комнат, потайных помещений и коридоров, уходящих глубоко под землю,  иногда  заканчивающихся  глухой стеной. Разное освещение помещения дворца создавала эффект особой таинственности.


Современные археологи продолжают споры о предназначении Лабиринта. Был ли это царский дворец, религиозный культовый центр жрецов или дворец-город.  В интернете можно встретить информацию о немецком профессоре геологии,  утверждающим,  что Кносский дворец не был царской резиденцией, а  служил местом культа смерти. Здесь  хранили останки умерших и изготавливали  мумии. Так называемая ванна царицы на самом деле была её саркофагом, а большие глиняные  кувшины сосуды предназначены не для зерна и масла,  а являлись  погребальными урнами и т.д. В конце концов, дворец был разрушен грабителями могил. Выдающиеся религиовед Мирча Элиаде находил много подтверждений тому, что на Крите, помимо культа быка, процветал культ смерти и верований, связанных с посмертной жизнью души. На Крите родился и умер легендарный Зевс, поэтому критяне ежегодно становились участниками таинственной мистерии «возрождения» бога[1].

Источник: dergachev-va.livejournal.com

«… Чудовище кормили преступниками, но раз в девять лет «угощали» невинными юношами и девушками. Это был Минотавр – человеко-бык, спрятанный в лабиринте…»

Сто двадцать лет назад, в марте 1900 года, англичанин Артур Эванс сделал величайшее археологическое открытие, равных которому насчитывается не больше десятка за всю историю науки: на острове Крит он обнаружил на греческом острове Крит остатки легендарный лабиринт Минотавра, и начал раскопки гигантского Кносского дворца — сооружения, равного по размеру целому древнему городу.


— Salik.biz

Согласно древнегреческому мифу, удивительный дворец-лабиринт построил для царя Миноса величайший мастер древности Дедал.

Легенда о Минотавре существовала тысячи лет до Эванса. Он просто дал название своей находке – Дворец Миноса, царя Древнего Крита.

Кносский дворец – дворец Миноса.Кносский дворец – дворец Миноса.

Царь Минос первоначально жил в этом дворце сам, а потом поселил в нем ужасного человека-быка Минотавра. О его происхождении мы узнаем из древнегреческих легенд. Согласно одной из них, бог Посейдон послал царю Миносу огромного и свирепого быка, которого тот должен был принести в жертву богам. Но бык был таким совершенным творением природы, что царь ослушался Посейдона: он не захотел терять быка. А жена Миноса Пасифая и вовсе прониклась к божественному быку противоестественной страстью и от связи с ним родила страшное чудовище — Минотавра.

Пасифия и ее сын Минотавр.Пасифия и ее сын Минотавр.

Он имел человеческое тело и голову быка, был невероятно свиреп и питался исключительно юными и прекрасными отпрысками знатных афинских семейств.


Деревянная модель Кносского дворца в Археологическом музее Ираклиона.Деревянная модель Кносского дворца в Археологическом музее Ираклиона.

По преданию, царь Минос заключил Минотавра в своем дворце и каждые девять лет посылал ему на съедение по семь афинских юношей и девушек. Минос наложил эту страшную человеческую дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея. Несчастные жертвы входили в роскошный дворец-лабиринт, и уже никогда не выходили из него.

Тесей и Минотавр в лабиринте.Тесей и Минотавр в лабиринте.

Согласно легенде, прекратил это злодеяние древнегреческий герой Тесей, сын бога Посейдона. Он решил победить злобное чудовище и покончить с человеческими жертвами. Он вошел в лабиринт, нашел в огромном дворце Минотавра, сразился с ним и победил его в схватке.

Кносский дворец (реконструкция).Кносский дворец (реконструкция).

А не заблудиться в лабиринте ему помогла дочь царя Миноса, царевна Ариадна. Девушка влюбилась в прекрасного Тесея и дала ему с собой моток нитей. Разматывая нить Ариадны, Тесей смог сориентироваться в лабиринте и выйти назад, да еще и вывел за собой спасенных им юношей и девушек.

Минотавр.Минотавр.

Мировая слава к английскому археологу пришла не из-за сказки про бычка. Благодаря ему и нанятым им 32 землекопам, на холме Кносса недалеко от столицы Крита открылось это уникальное сооружение – ДВОРЕЦ МИНОСА! Никаких аналогов в древнем мире оно не имеет.

Реконструкция обстановки Кносского дворца.Реконструкция обстановки Кносского дворца.

Площадь дворца – 16 000 кв. м, в нем 300 комнат, коридоры разных размеров, есть внутренние дворики. Дворец построен так, чтобы все помещения – жилые и хозяйственные – максимально освещались. Количество этажей варьируется от двух до четырех, окна огромные.

Во дворце наладили водоснабжение и даже водоотведение, что-то вроде канализации: при раскопках нашли ванные комнаты и туалеты с системой подачи воды!

Нашли во время раскопок и «тронный зал». Эванс полагал, что кресла в нем предназначены для царя и царицы. Позднее ученые определили другое назначение комнаты с парадными фресками. Это было место явления божества. Божество было женским. В таинствах в честь него принимал участие человек в маске быка (отсюда потом миф и пошел). Главное – то, что в действительности отрыл Артур Эванс, было неизвестной ранее цивилизацией. Ее назвали минойской, по имени того же царя.

Роспись Кносского дворца царя Миноса.Роспись Кносского дворца царя Миноса.

У минойцев было все свое: религия, наука, искусство. Они вели морскую торговлю, иногда пиратствовали. Дружили с Древним Египтом. Именно они создали то, что потом назовут дворцовой культурой. «Это сложные многофункциональные сооружения, по которым видна серьезная социальная структура общества», – говорит научный сотрудник Института археологии Николай Сударев:

Минотавр.Минотавр.

Конечно, не факт, что в легенде упоминался именно этот дворец, но Артуру Эвансу хотелось считать, что это так. Правда, более поздние исследователи указывали на то, что древнегреческие мифы, в которых упоминается страшный Минотавр, старше, чем найденный на Крите дворец. Но их оппоненты утверждали, что дату первой постройки установить сложно: за свою долгую историю Кносский дворец несколько раз разрушался и отстраивался вновь, и лишь около 1380 года до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно. Так это или нет, но с подачи Артура Эванса Кносский дворец прочно связался в сознании людей XX, а затем и XXI века с мифом о Минотавре.

Амфоры на территории Кносского дворца.Амфоры на территории Кносского дворца.

Отношение же ученого мира к Артуру Эвансу довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны, он действительно совершил исключительно важное открытие целой минойской цивилизации. А с другой — обошелся с древними руинами не так, как это принято в научном мире.

Дворец Миноса.Дворец Миноса.

Параллельно с раскопками археолог вел воссоздание фрагментов дворца в таком виде, как представлял себе он сам и его сподвижник, архитектор Теодор Файф. Так что сейчас дворец представляет собой скорее аттракцион для туристов, чем подлинный памятник древней архитектуры. Современным посетителям непросто отделить эффектный новодел Эванса от древних построек. Но именно благодаря своей зрелищности Кносский дворец является самым посещаемым туристическим объектом на Крите. В отличие от тех древних руин, которые были не тронуты и остались в первозданном виде.

Дворец Миноса.Дворец Миноса.

Как угасала и куда исчезла минойская цивилизация, неизвестно. До сих пор неясно, кто скрывался за Минотавром. По одной из версий античных историков, бык там и рядом не стоял. Именем Тавр прозвали военачальника царя Миноса. Тавр устраивал состязания, на которых в качестве приза для победителя требовал рабов-подростков. Чем не чудовище?

Источник: salik.biz

Видео: 3D реконструкция Кносского дворца

Основные моменты

Восстановленный северный вход в Кносский дворец

Мало кто знает, что впервые увидеть Кносский дворец ученым довелось только в конце XIX века. До этого времени обитель греческого царя Миноса была известна только по легендам. Сюжеты многих из них выглядели настолько неправдоподобными (например, о том, что Минос содержал здесь в лабиринте Минотавра, которого царица родила от священного быка Посейдона), что давали повод усомниться: Кносский дворец когда-то реально существовал или является порождением мифов?

Этот вопрос так и остался бы, наверное, без ответа, если бы не выдающийся археолог Артур Эванс, который задался амбициозной целью доказать его существование. В результате раскопок был обнаружен не просто замок, а целый город из далекого прошлого. Прошло уже столько лет, а Кносский дворец не перестаёт волновать умы и сердца множества любознательных и неравнодушных людей – историков, археологов, архитекторов и просто ценителей старины, любителей путешествий. Здесь, недалеко от столицы острова – города Ираклиона и всего в нескольких километрах от побережья Критского моря, словно остановилось время. Во время осмотра достопримечательности туристов не покидает ощущение, что перед ними открывается величественная Древняя Эллада. Она не осталась за завесой тысячелетий, а продолжает удивлять нас и сегодня!

Археологические раскопки

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э. Археологический музей Ираклиона

До 1914 года Крит принадлежал Турции. Предположение о древней цивилизации на острове делал еще в начале девятнадцатого века британец Роберт Пэшли. Но турецкие власти не давали согласие на проведение археологических работ. На месте, где сегодня мы видим Кносский дворец, раньше были сельскохозяйственные угодья. В этом районе испокон веков находили кольца, амфоры, глиняные горшки. Землями владел турок, в его планы продажа земель не входила, и раскопки проводить он не собирался.

Холмом заинтересовался местный кладоискатель Минос Калокеринос. В 1878 году он начал раскопки со стороны западных кладовых и обнаружил глиняные сосуды, наполненные бобовыми, амфоры и другие предметы обихода. Находки он подарил музеям, пытаясь привлечь внимание властей к сокровищам. С ним переписывался Генрих Шлиман, известный немецкий археолог-самоучка, который принимал участие в раскопках Трои, нашел золотые сокровища и клад Приама. Калокеринос догадывался, что эти земли хранят сокровища древней цивилизации, но полномасштабные работы проводить не мог.

Честь открытия минойской культуры принадлежит уже упомянутому Артуру Эвансу. Он долгое время работал хранителем в музее Эшмала при Оксфордском университете. Его заинтересовали иероглифы на разных артефактах с острова Крит. Эванс обращался в ведущие общества, занимавшиеся древностями: Берлинский музей и Лондонское общество. Так он собрал около 60 различных иероглифов.

В 1894 году Эванс все-таки выкупил земли, а в 1897 году началась греко-турецкая война. 16 марта 1900 года – официальная дата открытия минойской культуры. В последующие двадцать лет активно проводились раскопки. Многие найденные артефакты, оригиналы фресок, статуэтки сегодня хранятся в Археологическом музее Ираклиона. Артур Эванс и назвал цивилизацию минойской.

Руины Кносского дворца

Многие ученые скептически и неодобрительно относятся к деятельности Артура Эванса на территории Кносского дворца. При восстановлении он чаще руководствовался фантазией, чем исторической достоверностью. Кроме того, британцев интересовал больше «новодворцовый» период, и бесценные следы более ранней истории исчезли бесследно.

Несмотря на споры вокруг персоны археолога, именно благодаря ему мы сегодня можем прикоснуться к истории самой древней цивилизации в Европе.

Ванная комната

Из истории Кносского дворца

Древние греки упоминали о Кноссе как о самом главном городе острова Крит. При раскопках поселений римлян были найдены монеты с надписями «Кнос» или «Кносион», с изображениями минотавра и лабиринта. И, собственно, Кносский дворец – не первое сооружение на данной территории. Ученые доказали, что в период 2000-1700 гг. до нашей эры здесь уже стоял дворец. Он был разрушен землетрясением (приблизительно в 1700 г. до нашей эры). Это был так называемый «стародворцовый» период.

«Новодворцовый» период (1700-1450 гг. до нашей эры) совпадает с расцветом цивилизации. Кносс насчитывал порядка 90 тысяч жителей, а дворец являлся сердцем города, административным и культурным центром.

Кносский дворец, реконструкция

Интересно, что минойским сооружениям не свойственны укрепления и защитные сооружения. Напрашивается вывод, что местные жители чувствовали себя в безопасности и не боялись нападения. Кносс находится на пересечении морских торговых путей. Есть доказательства, что минойцы занимались пиратством, их связывали дружественные отношения с Древним Египтом.

Стены дворца

Между 1628 и 1500 г. до нашей эры на острове Фира произошел вулканический взрыв. За ним последовали землетрясение и цунами. Некоторые ученые связывали с Критом знаменитую Атлантиду. Утверждали, что минойцы и есть исчезнувшие атланты. Но впоследствии археологи обнаружили следы вулканического пепла под минойскими строениями. А это значит, что дворец восстанавливали, и он простоял еще около ста лет. В 1450 г. мощнейший пожар разрушил сооружение окончательно.

Следующая загадка состоит в том, что примерно в одно и то же время сгорело несколько дворцов на острове (дворец Феста и дворец Закрос). При этом на раскопках не было обнаружено никаких останков живых существ. Но Кносский дворец, в целом, порождает больше вопросов, чем ответов.

Мифы, связанные с Кносским дворцом

Кроме версий об Атлантиде, это место связывают еще с одной очень интересной историей. Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера и других его современников. Историки утверждают, что это реальная историческая личность, но он не был жителем Крита, а прибыл из Греции. Это был могущественным правитель, который объединил остров и победил пиратов. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско. Другая версия говорит, что «минос» – понятие собирательное, обозначает титул правителя острова.

Царь Минос

Согласно мифам, Минос – сын Зевса и Европы. Зевс велел Астерию, который на то время был правителем острова Крит, взять в жены Европу, а ее детей усыновить. Минос унаследовал власть. Как-то царь попросил Посейдона дать ему красивого быка, которого пообещал принести богу моря в жертву. Бык был необыкновенно красивый – огромный и белый. Миносу не хотелось расставаться с таким красавцем. И он пожертвовал коня. Посейдон рассердился и внушил жене Миноса противоестественную страсть к быку. Как она ни сопротивлялась влечению, ничего поделать не смогла. В результате родилось страшное чудовище Минотавр – человек с головой быка. По одной версии, бедная женщина при родах умерла, по другой – ее заточили с сыном в лабиринт. Сооружение, из которого невозможно было выбраться, построил Дедал (отец Икара). Пленников бросили в центр лабиринта.

После победы Миноса над Афинами, царь потребовал у Эгея, правителя города, дань – отправлять раз в девять лет 14 юношей и девушек на съедение Минотавру. Два раза приносилась страшная жертва, а на третий – в числе пленников поехал Тесей, сын Эгея, правителя Афин. В героя влюбилась Ариадна, дочь Миноса. Она знала, что даже если любимому удастся победить чудовище, Тесей не выберется из лабиринта. Девушка подарила герою волшебный клубок. Тесей шел и разматывал его, в центре лабиринта нашел спящего Минотавра и убил его. Сматывая нитки, Тесей вышел к Ариадне.

Перед поездкой юноша договорился с отцом, что в случае удачи сменит черные паруса на белые. Но забыл об уговоре. Когда Эгей увидел возвращающиеся корабли с черными парусами, в отчаянии прыгнул со скалы в море. Оно стало называться Эгейское. Версии о смерти Миноса – противоречивые. Однако едины в одном: даже после кончины правитель решал судьбы людей, только уже в царстве мертвых.

Есть версии, что Кносский дворец – это и есть знаменитое обиталище Минотавра. И глядя на схему дворца, располагающего внушительным числом самых разных помещений, начинаешь в это верить. Правда, скептики утверждают, что Кносский дворец постоянно достраивался, а минойцы имели слабое представление о симметрии зданий.

Легенда о минотавре

Обустройство дворца и интересные находки

Принцип возведения дворцов того времени на острове Крит был примерно одинаков для всех. Помещения сооружались вокруг центрального двора. Кносский дворец был самым впечатляющим, это была резиденция правителей острова. Размеры сооружения впечатляют: 180 на 130 метров. Местами сооружение занимает пять этажей. Во дворце действовала система водоснабжения и канализации, и не только! Здесь было еще много того, что мы самонадеянно считаем достижениями исключительно современной цивилизации: туалеты со смывом и даже акустические системы.

Рога минотавра

Архитектуру Кносского дворца некоторые исследователи называют не иначе, как странной. Только представьте себе: тут сосредоточено несколько тысяч комнат, соединенных между собой таким количеством переходов, подъемов и спусков, которые никто не задается целью пересчитать – дело явно безнадежное.

Главный вход в Кносский дворец предположительно был с Западного двора. Здесь сохранились фрагменты «стародворцового» периода. Сразу привлекают внимание выложенные камнем отверстия – три «бублика». Согласно одной версии, их использовали во время жертвоприношений, согласно другой – для хранения зерна. Далее через коридор – проход в Центральный двор, это место еще называют «Дорогой Процессий». На стенах – фрески с изображением молодых людей с подношениями. Главным божеством у минойцев считается богиня плодородия Астарта. На территории дворца были найдены скульптуры и фрески с ее изображением.

Северная сторона дворца

Центральный двор выложен огромными плитами. Тут, по версии ученых, проводились ритуалы, церемонии и посвящения. На верхние этажи ведет лестница. Здесь предположительно находились приемный покой и парадные залы, украшенные колоннами и пилястрами. С главного этажа видны узкие продолговатые помещения. Ученые склоняются к версии, что это – кладовые. Тут же находится ряд квадратных ям. Согласно основной версии, в них хранилось оливковое масло, так как остались более интенсивные следы от пожара. На стенах зала – изображения символов, звезд, лабриса. Последний был не только двухсторонней секирой, но и символом власти правителя.

Самый популярный у туристов – Тронный зал Кносского дворца. Здесь можно увидеть каменный трон, перед ним стоит круглая чаша, вдоль стен – каменные скамьи. Помещение рассчитано примерно на 16 человек. Служило, как представляется сегодня, для аудиенций. Интересно, что во время раскопок в зале были найдены разбросанные глиняные сосуды. Что произошло здесь – останется навсегда загадкой.

Тронный зал Кносского дворца

Обязательно нужно посетить Зал фресок. Тут находятся копии, многие оригиналы были найдены в плачевном состоянии. Они были реставрированы и находятся в Археологическом музее в Ираклионе. Минойские фрески отличаются реалистичностью и насыщенными цветами. Самые знаменитые: «Игры с Быками», «Принц с лилиями», «Дама в голубом», «Голубая обезьяна», «Голубая птица», «Бык», «Носитель ритона» и многие другие. Популярные герои изображений – быки, грифоны, люди.

Фрески в Кносском дворце Трехчастное святилище

Трехчастное святилище знаменито тем, что здесь были найдены глиняные таблички с так называемым «письмом Б». Различают два вида письменности: линейное письмо А и Б. Ни одно не было расшифровано. Рядом со Святилищем – две темных комнаты с углублениями в полу. В подобных хранилищах были найдены статуэтки, глиняные вазы.

Артур Эванс полагал, что Западная часть Кносского дворца – церемониальная, а Восточное крыло – царские покои. Многие историки это оспаривали. Зал двух секир узнаваем благодаря угловому портику с шестью колоннами. Ванная комната царицы отделена стеной с окном. Можно полюбоваться прекрасной фреской «Дельфины». Здесь были найдены драгоценности, изделия из слоновой кости. Рядом косметическая комната и помещение с отверстием (предположительно канализационным). Бассейны для омовения не имеют дренажной системы.

Дерево проросшее сквозь плитыВид на руины

Мастерская Ремесленника, Гончарная мастерская, склад гигантских пифосов, театр – все это особенно впечатляет туристов, посетивших Кносский дворец, поскольку возраст некоторых экспонатов около 4 тысяч лет. Сосуды высотой в человеческий рост искусно украшены рельефами.

ТеатрСклад гигантских пифосов

На территории Кносского дворца была найдена игра, похожая на нарды или шашки, украшенные слоновой костью, золотом, серебром, горным хрусталем. Скульптуры и драгоценности отличаются искусным выполнением. На фресках – тонко вырисованные персонажи. Неудивительно, что минойская культура оказала огромное влияние на восточное Средиземноморье, а после вторжения греков-ахейцев – на остров Крит и остальную Грецию.

Практическая информация для туристов

Восстановленная фреска

Кносский дворец расположен в 4 км от города Ираклион. Можно доехать на машине, возле дворца есть бесплатная и платная стоянки. Рядом с автобусной станцией в киоске можно приобрести билеты на автобус (2-2,5 евро). Транспорт ходит регулярно. При подъезде к городу из автобуса уже хорошо виден этот памятник архитектуры. От предстающих взору пейзажей просто захватывает дух. Развалины монументальных античных строений, будто раскиданные среди огромных сосен, потрясают воображение. Кносский дворец окружают величественные горы, отчетливо просматривающиеся на фоне синего неба.

Собираясь на экскурсию, не забудьте взять головные уборы, поскольку температура здесь всегда выше, чем у моря. Обязательно захватите большое количество воды. Позаботьтесь об удобной обуви – ходить придется много.

Можно заказать экскурсию или знакомиться с достопримечательностью самостоятельно. Везде есть таблички с описаниями Кносского дворца. Однако опытные туристы, которые уже бывали здесь, советуют брать с собой путеводитель, потому что территория Кносского дворца огромна и многим информация на табличках кажется недостаточной.

Около достопримечательности имеются сувенирные лавки и кафе, где можно что-то прикупить на память и перекусить.

Здесь всегда много туристов, ориентируйтесь на небольшую вывеску-указатель.

Входной билет обойдется в 6 евро.

Часы работы: с мая по октябрь – с 8 до 19 часов; с ноября по март – до 15 часов.

Источник: wikiway.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.