Вряд ли кто-то может представить себе современную Варшаву без здания Дворца культуры и науки, который и по сей день вызывает споры. Одними он называется символом порабощения, а другие считают его памятником давно минувших дней. Одно можно сказать, – при выходе с Центрального вокзала он сразу бросается в глаза и невозможно не остановиться (пусть даже – на мгновение) и не взглянуть на гордо вздёрнутый шпиль. И может, хотя бы и по этой причине, стоило бы узнать его историю.

Дворец культуры и науки был возведён по проекту Льва Ру́днева в 1952 – 1955 годах в стиле „сталинских высоток”, который был характерным для Москвы 1930-х годов, но первоначальную конструкцию задумал (ещё до войны) польский архитектор Ю́лиуш Нагу́рски (Juliusz Nagórski). „Башня Независимости”, так его предварительно назвали, а построить думали у кольца Вашингтона, в варшавском районе Saska Kępa ~ Са́ска Ке́мпа. По внешнему виду он был идентичен Дворцу культуры и науки – высокий, со стре́льчатой башней и шпилем. Президент Варшавы Сте́фан Старжи́ньски (Stefan Starzyński) и президент Речи Посполи́той № 2 Игна́цы Мосьти́цки (Ignacy Mościcki) в 1936 году проект обсудили и полностью его одобрили, но, к сожалению, через три года разразилась война…


Дворец выстроили в 1955 году, а в мемора́ндуме между СССР и Польшей говорилось, что это „дар советского народа братьям-полякам”. Известно, подарки бывают разные. Желанные и жданные и те, что хочется неме́для забыть и скоренько их „передарить”. Но что делать с гигантским зданием, которое было провозглашено братским подарком и выражением дружбы, полученным спустя десятилетие, после завершения одной из величайших воен в истории человечества? Здесь следует отметить, что Польша тогда была страной, подчинённой Советскому Союзу, а поэтому все инвестиции такого типа носили пропагандистский и политический характер. Дворец должен был стать ответом американским небоскрёбам, к тому же – явно идеологическим ответом. Его судьба – не приумножать капитал, а сделать культурные и научные учреждения доступными для народа и общества по духу правящей власти. И нетрудно догадаться, что поляки и варшавя́не, в частности, с нескрываемой неприязнью относились к возвышающемуся над столицей зданию, принимая его символом советского господства над Польшей.

Общую антипатию и неприятие выражало и его название „snem szalonego cukiernika” ~ „сном сумасшедшего кондитера”, по характеру постройки, или же, брезгливое, – „Pajac Kultury” ~ „Пая́ц культуры”. Но чаще всего – „Pekin” ~ „Пе́кин”, так как сокращённое написание выглядело „PKiN”, а произносилось оно – [Пэ́Ка́и́Н]. А вскоре после открытия, на слуху́ была загадка: „Где самое красивое место в Варшаве?” Ответ звучал: „На 30-м этаже Дворца культуры и науки, оттуда же Дворец – не виден”.


Строительство грандиозного объекта началось 1 мая 1952 года, а автором, естественно, был Иосиф Сталин. Советское управление Дворца культуры и науки организовали в Варшаве уже в январе 1952, до апреля этого года территорию приводили в порядок, а в июле начали заливать фундамент. В глобальном проекте было задействовано около 4 тысяч человек, рабочих и инженеров из СССР и Польши. Согласно коммунистической пропаганде, присутствие граждан СССР и их бескорыстная помощь свидетельствовали о совершенстве социалистической организации труда и революционных методах строительства. Советских рабочих называли „авангардом мира и труда” и изображали их любителями культуры, восхваляющими прогресс. Польской „стройкой века” жила вся страна и эта тема широко освещалась в национальной прессе. Ежедневно газеты по всей Польше рапортовали о ходе работ, готовились обширные отчёты, а фотографии со строительства были эффективным средством пропаганды.

Другое дело, что благодаря советским товарищам, удалось подсмотреть и успешно применить (и на этой, и на других стройках) какие-то интересные решения. Так было, например, с использованием арматурной стали или с „русской” пропорцией кладочного раствора. Различные новаторские идеи копировались тогда без малейших угрызений совести, авторские права и прочие патенты никого в то время – не волновали.


21 июля 1955 года, ровно в 16⁰⁰ посол СССР Пантелеймо́н Пономаре́нко и премьер-министр ПНР Ю́зеф Циранке́вич (Józef Cyrankiewicz) подписали протокол передачи Дворца культуры и науки имени Иосифа Сталина. Что ж, большая работа подошла к концу и, на следующий день, Польша обрела здание Дворца. 22 июля, на сегодняшней Plac Defilad ~ площади Дефиля́д прошли военный парад и демонстрация с участием спортсменов, рабочих и молодёжи. А Дворец (в этот день) „навестило” около 20 тысяч человек.

Во Дворце имеются места, окутанные тайной: подземные этажи (нижний из них отведён под склады́), вентиляционная и диспетчерская. А вдобавок к тому – многочисленные коридоры, которые вели (как говорят одни) в ЦК Польской объединённой рабочей партии, или же (как утверждают другие) – прямиком в Москву. Но есть и реально секретный вход в Конгресс-холл и кабинеты сановников-коммунистов. Один из них (близ Конгресс-холла) до сих пор называют „брежневским”, а попасть в него можно на специальном одноместном лифте. Только вот подземной железнодорожной станции, да и антирадиационного бомбоубежища здесь – нет.


Коренные жители Дворца – кошки, их там около 20. Сотрудники приносят им питьё и корм, а те расплачиваются уничтожением грызунов. Благодаря этому, всякие электрические причиндалы (разные микросхемы, кабеля́ и провода́) дворцовой аппаратуры надёжно защищены. Живность Дворца культуры и науки представляют ещё и со́колы, облюбовавшие себе крышу и свившие там свои гнёзда, после того, как учёные из Института зоологии Польской академии наук выпустили на волю несколько птиц. Но видеть их там можно только в марте-апреле, в период размножения.

Чего во Дворце (вопреки досужим слухам) точно нет, это замурованных в фундаменте (либо стена́х) погибших при строительстве. Время подгоняло, синяки, ушибы, даже поломанные руки или ноги попросту не учитывались, такую статистику никто и не вёл, ведь информирования о происшествиях на стройке пропаганда избегала, как чумы. Между тем, часть несчастных случаев оказались смертельными. 15 строителей дворца (хотя известно, – на стройке погибло 16 человек) покоятся на православном кладбище в варшавском районе Воля. Причины смерти были разные и трудно бы их сегодня указать. Чаще всего – раздавливание элементами конструкции или падение с большой высоты. Но один из строителей умер, правда, от… пневмонии, ведь и зимой работа не прекращалась. Надгробия недавно отреставрировали, а официально за ними ухаживает Правление Дворца культуры и науки, ведь никого из членов семей погребённых тут никогда не видели. Имеется и табличка: „Здесь лежат советские строители Дворца культуры и науки в Варшаве. Не дано им было вернуться на свою Родину, в свой дом. Мы не забудем о них”. Живые цветы, да лампадки. Погибших – помнят. А их работа, которую поначалу так ненавидели жители Варшавы, стала со временем одним из видимых издалека (с кольцевой, с самолета, с вокзала) её символов.


Детальную информацию о Дворце можно отыскать на официальном сайте (Pałac Kultury i Nauki), но сейчас можно сказать, что в здании 46 этажей, в том числе – 2 подземных. Поначалу высота (без шпиля) составляла 187,68 метра (со шпилем – 230,68 метра), но в 1994 году присовокупили к нему и антенный кронштейн, „возвысивший” Дворец до 237 метров. Площадь его – 123 084 м², а внутренний объём – 817 000 м³.

Одна из достопримечательностей для туристов и варшавя́н, это свободная для посещения терраса со смотровой площадкой ㉚, расположенная на 30-м этаже дворца (на высоте 114 метров), с которой открывается чарующая панорама Варшавы. Но одно время у неё была дурная слава, – 14 октября 1958 года со смотровой площадки сигану́л француз, потом началась серия самоубийственных прыжков и счёты с жизнью свели ещё семеро поляков. После таких вот случаев террасу обнесли решеткой.

На остальных этажах (всего во Дворце – 3 288 комнат) работают театры, музеи, кинотеатр, рестораны, бассейн, торговый пассаж, почта и многое другое. Упомяну и вторые по величине в Европе часы, Часы тысячелетия, созданные в 2001 году. Расположенные на 42-м этаже Дворца, на высоте 165 метров, они внесены в Книгу рекордов Гиннесса, как самые высокие башенные часы в мире. А диаметр каждого из 4-х циферблатов равен 6,3 метра! В феврале 2007 года Дворец Культуры и науки был внесён в реестр архитектурных памятников. На сей момент здание – собственность мэрии Варшавы.


Варшавский „Пе́кин” сразу же стал культурным и политическим центром не только столицы, но и всей Польши. Тут проводились партийные съезды, организовывались всяческие выставки, концерты и спектакли. Тут были и политики, и звёзды с мировым именем: Луи́ А́рмстронг (Louis Armstrong), Леона́рд Ко́эн (Leonard Cohen), Марле́н Ди́трих ("Marlene" Dietrich), Э́лла Фицдже́ра́льд (Ella Fitzgerald). А „Ро́ллинг Сто́унз” (‘The Rolling Stones’), в 1967 году, выступали там в Польше, как в первой соцстране.

Случилось как-то, что некий небедный американский (но очень польского происхождения) предприниматель, захотел „PKiN” прикупить. И, в 1990-х, столичные власти получили интригующее предложение: бизнесмен Джон Кова́льчик (John Kowalczyk) объявил, что он перестроит и модернизирует Дворец, превратив здание в бизнес-центр с биржей. Планировал поднять четыре боковые башни до уровня смотровой площадки. Что ж, его смелые намерения закончилась, так и не нача́вшись. Ковальчика застрелил тесть за то, что тот имел интрижку „на стороне”. Но с кем – история умалчивает.


А сейчас вот ходят (среди польских политиков) не всем (в том числе – и в кабинете министров, и в польском обществе) понятные разговоры о том, чтобы „Пе́кин”-„Пеки́н”– снести на́ фиг.

Источник: zen.yandex.ru

Его строили на советские деньги советские строители. Здание сохранилось в превосходной форме и до сих пор радует глаз прохожего своей строгой красотой и монументальностью. Здание Варшавского дома культуры и науки входит в десятку самых высоких зданий Евросоюза. 

Строительство этого здания началось в 1952 году. Оно было закончено в рекордно короткие сроки — через три года. Если учесть тот факт, что в этот период строительная техника имела довольно ограниченные возможности, то можно сказать, что советские строители смогли сами себя превзойти. Общее число людей, которые были задействованы при возведении этого здания, составляет 3500 человек.

Как уже было сказано, все они приехали из Советского Союза. Интересен тот факт, что всех рабочих, на период строительных работ, заселили в отдельный район города, в котором было все, что может понадобиться человеку для комфортного проживания: столовая, кинотеатр, бассейн и клуб. 

Главным архитектором этого грандиозного проекта был Л.


днев. Особенность этой постройки заключается в том, что здесь встретились сразу несколько архитектурных стилей: арт-деко, польский историзм и соцреализм. Изначально Руднев планировал построить здание в традиционном польском стиле. Для этого он даже совершил небольшой вояж по крупным городам Польши, итогом которого стали сразу пять непохожих друг на друга проектов. Польские специалисты выбрали 120-метровый проект, который в последствии получился на порядок выше (167,6 м). 

Общая этажность Варшавского дома культуры и науки составляет 42 этажа. Оно разделено на 3288 комнаты с общей площадью 123 084 квадратных метров. На возведение этого строительного гиганта понадобилось ни много, ни мало, а 40 миллионов кирпичей. Сегодня в этом здании размещаются офисные помещения, кинотеатр, магазины, конференц-залы, музеи, театры и даже научно-исследовательские институты. На 30-ом этаже оборудована смотровая площадка, с которой открывается изумительный вид на Варшаву.

Источник: weatlas.com

Особенности расположения комплекса

Сооружение, сложенное из кирпича и состоящее из 42 этажей, находится на площади Парадов. Небоскреб долгое время был виден из разных точек города. Выше Дворца культуры в городе и сейчас нет, но дом окружают многоэтажки. Создается впечатление, что сооружение, напоминающее о социалистическом прошлом, в Польше пытаются скрыть за небоскребами, символизирующими процветающий капитализм.

С железнодорожного вокзала здание видно, как на ладони, оно разместилось рядом с ним.


История

Величественное сооружение высотой около 240 метров, ставшее культурным центром польской столицы, у некоторых жителей до сих пор вызывает раздражение. В 1951 году Юзеву Сигалину пришла телеграмма о том, что Иосиф Виссарионович решил сделать подарок братскому народу в виде небоскреба.

Дворец культуры и науки варшава

Архитектору советовали не задавать никаких вопросов Молотову во время предстоящего визита и принять решение советского вождя.

Разработку проекта величественного сооружения поручили Льву Рудневу, который взял за основу стиль Московского МГУ. Чтобы небоскреб вписался в архитектуру города, советский зодчий  побывал в Кракове, Торуни, Хелме. Руднев представил чертежи, из которых польскому правительству понравилось одно здание.

Из Советского Союза на сооружение дворца привезли рабочих, а поскольку прибыло 3,5 тыс. человек, Варшава выделила целый район для их проживания.


За 3 года, в 1955 строительство закончили, но небоскреб получился выше, чем планировался. В эпоху социализма в него часто приезжали важные личности из СССР, и людям, что охраняли помещения, запрещалась рассказывать, где они работают.

При возведении высотки погибло 16 строителей, их похоронили на православном кладбище.

Интересные факты

Сооружено из 40 млн. кирпичей. На одной скульптуре, украшающей высотку, что вначале получила имя вождя советских народов, была нанесена его фамилия и инициалы, но гравировку быстро убрали. На площади 123 тыс. кв. м вмещается 3288 комнат. Высота сооружения составляет 188 метров, шпиля – 49.

Многим гражданам Польши и жителям Варшавы Дворец культуры не нравится. Дом имеет дурную славу. Со смотровой площадки, обустроенной на 30-м этаже, уже в 1956 году бросился вниз турист из Франции, а затем последовала серия подобных самоубийств. Теперь терраса ограждена, и прыгнуть или выпасть с площадки невозможно.

Дворец культуры и науки варшаваВ конце восьмидесятых, когда отношения между Польшей и Советским Союзом резко ухудшились, из главного зала дворца убрали скульптуру из бронзы, на которой один из строителей держит в руках флаг СССР.

В небоскребе, что входит в десятку высочайших в Европе, в 60-х годах состоялся концерт Rolling Stones, группа ранее не выступала в странах, где господствовала идеология социализма.

Многие граждане Польши не прочь снести Дворец культуры и науки, который напоминает о сложном периоде в жизни народа и государства. Идею снесения комплекса поддерживал Радослав Сикорский. Руководитель МИДа выступил с заявлением, что здание нужно снести так же, как и стену в Берлине. Большинство жителей страны не поддержали такую инициативу.

Архитектурный стиль комплекса

Во время знакомства со старинными городами Польши зодчий из СССР изучал особенности национального стиля. В проекте, который Руднев разрабатывал на основе советской высотки, уже построенной в Москве, появились черты польского историзма.

Дворец культуры и науки варшаваВ архитектуре комплекса этот стиль смешан с неоампиром, что характеризовал сталинскую эпоху.

В элементах башни здания просматривается сходство с ратушей в Кракове, которую Руднев использовал, как образец. Есть в ней такие же детали, как и в аттике Кажимежского рынка.

Часы на башне Варшавского дворца, установленные в 2000 году, сделали его самым высоким небоскребом в мире, оснащенным встроенным циферблатом и стрелками, но вскоре титул пришлось отдать Токио.

Что обязательно посмотреть и где побывать

В величественном сооружении хватило места не только для культурного и научного, но и для делового центра. Во дворце работает более трех тысяч офисов и организаций. Значительное пространство занимают:

  • выставки;
  • театры;
  • магазины;
  • бассейны.

Интересные экспонаты хранятся в Музее стекла. Планетарий привлекает посетителей современным телескопом, из которого хорошо наблюдать за небесными телами.

Обзорная площадка

Туристов, приехавших в Варшаву, притягивает 30-й этаж высотки. Чтобы туда попасть, нужно купить билет и войти в кабину скоростного лифта, который быстро довезет на высоту чуть меньше 115 метров. Обзорная площадка ограждена решеткой, которая не дает прыгать вниз, но не мешает любоваться пейзажами Варшавы, делать снимки на память.

Польская Академия наук

Во нем разместилась администрация государственного учреждения, основанного в 1952 году и собравшего в свои ряды ученых Польши. Тематические отделения Академии наук руководят НИИ, в которых занимаются аспиранты, желающие получить докторскую степень. Институты проводят исследования в различных сферах, включая археологию и историю.

Академия наук разместила филиалы в столицах Бельгии и России, в Париже и Берлине.

Музей техники

Удивительные впечатления оставляют залы экспозиций, где хранятся вещи, которые люди использовали в обиходе не очень давно. Сейчас трудно представить, как можно работать на печатной машинке, писать перьями.

В зале авиамоделирования Музея техники собраны современные радиоуправляемые геликоптеры и немецкие трипланы начала XX века. Коридор экспозиции горного дела создан в виде забоя с манекеном шахтера.

В Музее техники интересно:

  1. Побывать в зале транспорта.
  2. Посмотреть на первые летательные аппараты.
  3. Увидеть табуляторы и перфокарты.

В витрине под стеклом стоит машина Энигма, что расшифровывала секретные сообщения во время войны. В одном из залов хранятся телеграфы с клавишами, как у пианино.

Музей эволюции

Дворец культуры и науки варшава

Чтобы приобрести книги по биологии и естественным наукам, узнать, как развивалась жизнь на Земле, почему погибли динозавры, гостей Варшавы приглашают в Музей эволюции. В зале рептилий хранятся скелеты ящеров, обитавших в пустыне Гоби.

В новой экспозиции представлены:

  • чучела хищников и их добычи;
  • черепа наземных животных;
  • останки летающих рептилий.

В музее организовываются выставки, рассказывающие об эволюции моря. На симпозиумы приглашают польских палеонтологов, физиков, биохимиков.

Драматический театр

В пятидесятые годы часть коллектива отделилась от Дома войска Польского и начала работать над созданием собственного постановочного стиля.

Дворец культуры и науки варшава Драматический театр разместился во Дворце науки, и уже полвека радует жителей Варшавы и гостей современными пьесами в оригинальной интерпретации. Спектакли, в постановке которых участвуют известные режиссеры – Рене, Свидерский – включают и танцы, и вокал.

Часы работы

Открыт в любой день недели, с 10 утра и 20.00. С первого мая и до конца сентября, в субботу и пятницу, прогуливаться по залам разрешается дольше на 3 часа 30 минут – до 23.30.

Стоимость билетов

Вход в небоскреб свободный. Отдельно оплачивается посещение смотровой площадки, цена составляет 20 злотых, для детей снижается до 15, для туристов из экскурсионной группы билет обойдется в 15 и, соответственно, в 12. Чтобы лучше рассмотреть варшавские пейзажи, посетителям предлагают взять в аренду бинокль. Стоимость услуги – 2 злотых.

Как добраться

Доехать до площади Дефилад, где разместилось высотное здание, в Варшаве несложно, воспользовавшись метро линии 1 или 2, и выйти на ст. Centrum или Swietokrzystka. В сторону здания ездят автобусы 151, 109,160, а также 411 и 227, останавливается городской транспорт на Dw. Centralny, что находится рядом с высоткой.

Источник: GoZakordon.com

В мире есть всего девять сталинских высоток. «Семь сестёр» хороводом в Москве, одна в Риге и одна — за пределами СССР, в Варшаве. Условно к этой группе можно ещё отнести обрубленную Хрущёвым гостиницу в Киеве, а также «горизонтальную» сталинку в Бухаресте. Однако, если в Риге сооружена «малышка» в 107 м, то варшавская — мощная и полноразмерная, масштаба МГУ (237 м со шпилем против 240 м). Кроме того, варшавская была построена раньше рижской, поэтому её можно считать восьмой, а латвийскую — девятой. Два года (1955-1957) варшавская высотка была самым высоким зданием в Европе, за пределами СССР. Но даже и сейчас она входит в десятку наивысших европейских зданий, опять же, считая вне пределов России.
Ниже — рассказ про это это интереснейшее архитектурное сооружение, Дворец Культуры и Науки (Pałac Kultury i Nauki, или сокращённо PKiN)*
*разумные и содержательные уточнения приветствуются
Дворец культуры и науки варшава
Warszawa. Pałac Kultury i Nauki

2. Вот такой я впервые увидел варшавскую высотку вблизи, выйдя со станции пригородной ж/д. Раньше я её видел только с поезда, проезжая транзитом, и сильно издалека.
Дворец культуры и науки варшава

3. Рядом с высоткой расположена станция метро Centrum. Название говорит за себя само — это действительно самый центр города, пересечение Маршалковской и Иерусалимских Аллей. Раньше на этом месте, где метро и сквер за ним, стоял Венский вокзал (1845-1932).
Дворец культуры и науки варшава

4. «Центральность» этого места символизирует и массивная 4-гранная стела с указателями направлений во все стороны света.
Дворец культуры и науки варшава

5. Таким Дворец предстаёт с ул. Маршалковской, т.е. с востока. Сейчас пока эти фасады доступны обозрению и имеют перед собой открытое пространство, но в течение ближайших 5-7 лет ситуация может измениться. Впрочем, об этом ниже.
Дворец культуры и науки варшава

Сам Дворец построен как подарок СССР братской Польше (возведён полностью на советские деньги и советскими строителями, автор проекта — Лев Руднев) и сдан в эксплуатацию в 1955 году. Первоначально он носил имя И.В. Сталина — который был автором идеи и принял принципиальное решение о возведении, однако после местной десталинизации осенью 1956-го его имя было снято.
Основные сведения и размерения здания можно посмотреть тут.

6. Вид на высотку со стороны Центрального вокзала.
С этого ракурса видна самая большая его пристройка — Зал Конгрессов, самый большой в Польше (2800 мест).
Дворец культуры и науки варшава

Поскольку на вокзале я был многократно, и снимал в разные времена, давайте посмотрим, как меняется Дворец от дня к ночи и какое у него вечернее освещение.

7. На закате.
Дворец культуры и науки варшава

8. В начале «режимного» времени (наступление сумерек).
Дворец культуры и науки варшава

9. В тёмное время суток. Обратите внимание, что освещается он очень нестандартно по нашим меркам — сиреневым светом, который ночью переходит в фиолетовый оттенок. Схема освещения очень стильна и производит большое впечатление. Я несколько раз наблюдал вечером, с вокзальной лестницы, как туристы косяками выходят и снимают Дворец кто на что горазд, от зеркалок до айфонов.
Дворец культуры и науки варшава

10. Зал конгрессов поближе (построен как часть Дворца с западной стороны).
Дворец культуры и науки варшава

11. Давайте посмотрим другие пристройки Дворца. Он очень многофункциональный, и — как ни странно — до сих пор выполняет свою изначальную функцию Дворца именно науки (просвещения) и именно культуры. Вот тут (северо-восток) — находится театр.
Дворец культуры и науки варшава

12. Театральная пристройка и массивный фонарь.
Дворец культуры и науки варшава

13. Юго-восток — кинотеатр.
Дворец культуры и науки варшава

14. Юго-запад — технический музей (северо-запад я почему-то не снял, хотя обошёл Дворец кругом).
Дворец культуры и науки варшава

15. Корабельный винт у подножия технического музея.
Дворец культуры и науки варшава

16. Вид на Дворец со стороны технического музея.
Дворец культуры и науки варшава

17. Верхняя часть высотки. Как видите, на ней, в отличие от наших высоток, есть часы. Изначально их не было тут — они появились в промежутке между 1995 и 1999 г., став на короткое время самыми высокими башенными часами в мире, а сейчас занимая второе место после часов токийского NTT DoCoMo Yoyogi.
Дворец культуры и науки варшава

18. Часовой пояс высотки поближе. На часах — золочёная эмблема города Варшава.
Дворец культуры и науки варшава

Нельзя не сказать и ещё об одном важном свойстве этого здания: оно порождает наиболее ожесточённые споры в Польше, по поводу «снести или оставить». Период неопределённости его судьбы длился целых 17 лет (1990-2007), с момента ухода Ярузельского и до 2 февраля 2007 года, когда после эпической битвы «националистов» и «рационалистов» (с небольшим перевесом вторых) он был официально внесён в список охраняемых памятников архитектуры.

Честно вам скажу, когда я на 4-й день в Варшаве стал читать справку об этой эпопее, то реально охренел от накала битвы. Она нисколько не уступала нашим, отечественным, спорам о Сталине, пакте или варёной колбасе. Консерваторы-националисты проклинали это здание как символ «советского порабощения Речи Посполитой и унижения польского народа» и требовали его полностью снести, а рационалисты с не меньшей пеной у рта отстаивали его уникальность для Польши:

«Это — выдающийся пример архитектуры социалистического реализма. Даже в бывшем СССР трудно найти столь высококачественные объекты. Внутри его находятся работы польских художников; роспись стен и мебель создана Д. Богуславским, там же находятся керамика, люстры и бра польских металлургических предприятий».

«Нравится нам это или нет, это — пространственная доминанта города, присутствующая на открытках, фотографиях, фильмах и телепрограммах. К сожалению, надо признать, что мы не можем сейчас сделать ничего сравнимого с этим сооружением. Это дворец грандиозного масштаба, и таких объектов в мире единицы. Сейчас уже не воспроизвести детали его отделки на таком высоком уровне, как это было сделано. Это символ истории, и он должен быть защищён, даже если это связано с Советами».

Решение 2.2.2007 вызвало злобный вой и возмущение консерваторов, которые не могут с этим смириться и спустя пять лет:

Поляки должны были разрушить Дворец Культуры в Варшаве, как германцы разрушили Берлинскую стену. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски. «Сравняем символ сталинизма с землей и построим на его месте парк в центре столицы», — призвал Сикорски.
По его мнению, Польше, 20 лет назад, после победы над коммунизмом не хватило «момента катарсиса», — заявил глава МИД, добавив, что тогда нужно было разрушить Дворец культуры. В интервью Radiо ZET он заявил, что это здание неэкологическое, расходует слишком много энергии, вскоре будет требовать капитального ремонта. По словам министра, поляки встанут перед выбором — ремонтировать его, инвестировать сотни миллионов злотых или построить на его месте парк, куда варшавяне могли ходить на пикники.

Вот ещё точка зрения, от Дворец культуры и науки варшаваvilnews:

Одни PKiN ненавидят, другие им восхищаются — но все согласны, что без него Варшава будет уже не та…
Он стоит в самом центре столицы, и город расступается, но не впускает его в себя, и шарахается, как шарахаются от него иностранцы, приезжающие в Варшаву. Это то, что «мы» дали «им». PKiN всегда воспринимался «нами» как свой — чего нельзя сказать о «них». Для поляков это прежде всего символ коммунистического порабощения, надгробный камень на мечте о независимости, за которую было заплачено так дорого, да указание на то, что русские никогда не отказываются от своих имперских амбиций…
Его не раз хотели взорвать (и даже сделали это, правда на экране, в развесёлой комедии о годах военного положения «Вас подслушивают», а потом еще раз чуть было не взорвали в третьей части сериала «Экстрадиция» — о борьбе бесстрашного польского комиссара Хальского с — российской, естественно — мафией, но потом вдруг оказалось, что окрестные дома «могут не выдержать» — и памятник «мрачной эпохе» сталинизма (к тому же, оцененный риэлторами в $900 млн) остался стоять.

* * *
Скажу своё мнение о месте здания в пространственной ткани Варшавы.
Я посмотрел его с шести из восьми основных румбов на отдалении от него, в том числе и с пражского берега Вислы, и могу сказать, что полностью согласен с определением тамошних консерваторов — «космическая ось, которая проходит через самое сердце столицы». Да, это действительно абсолютная доминанта столицы и её смысловая ось — его видно отовсюду и везде обеспечивается полная и мгновенная узнаваемость.

И в этом смысле надо признать, да, что Сталину удалось сделать то, с чем не справились русские цари. Если монументальный Александро-Невский собор, который задавал доминанту центра до революции, поляки разрушили «в момент катарсиса» в 1921-23 гг., когда у них был пассионарный Пилсудский; то «восьмую сестру» взять нахрапом таким образом не удалось. Высотка выглядит не по-польски, и сразу вызывает понятные ассоциации, при всей её совершенной красоте. А именно — в центре западно-славянской цивилизации утверждён грандиозный символ цивилизации восточно-славянской, советского её подвида. Именно на это упирают консерваторы-враги здания, и я их злобу понимаю.
Это действительно яркий символ СССР, который по многим причинам оказалось невозможным уничтожить. И вот он всё время вызывает попоболь правоверных националистов. И будет её вызывать ещё лет 40, пока окончательно не уйдёт на тот свет поколение «Солидарности» и ровесников Валенсы.

19. В послевоенной социалистической Варшаве Дворец был доминантой единственной (фото времён ПНР).
Дворец культуры и науки варшава

20. Но и сейчас он резко выделяется среди других высотных доминант. Вид почти от начала Иерусалимских Аллей (с востока).
Дворец культуры и науки варшава

21. С запада, от бывшей товарной станции Варшава-Венская-Товарная (затем заброшенная Варшава-Главная).
Дворец культуры и науки варшава

22. Поскольку «космическую ось Варшавы и символ порабощения» нахрапом взять не удалось, то власти польской столицы после 2007 г. взяли курс на «окружение» её современными небоскрёбами, дабы снизить пространственное влияние Дворца.
Дворец культуры и науки варшава

23. Или вот, тоже хороший пример.
Дворец культуры и науки варшава

24. Есть даже проект, который предусматривает полное подавление величественных панорам Дворца и застройку открытых пространств, его окружающих, параллелепипедами и башнями. Насколько он сейчас актуален, не знаю (прислал Дворец культуры и науки варшаваvilnews):
Дворец культуры и науки варшава

25. Вид с востока, в тылу «новые» башни.
Дворец культуры и науки варшава

26. Однако в общедоступном, «попсовом» культурном пространстве Дворец прочно утвердился как привычный варшавский символ. Об этом хорошо говорит, к примеру, рынок магнитиков-сувениров, который не регулируется никакими институтами национальной памяти:
Дворец культуры и науки варшава

27. Вот ещё. Символика Дворца адаптирована и на детей, и на спортфанов; он привычная и любимая часть городского пространства.
Дворец культуры и науки варшава

28. В завершение рассказа — небольшая прогулка по внешним деталям, с восточной стороны.
Дворец культуры и науки варшава

29. Главный вход.
Дворец культуры и науки варшава

30. Он же, с диагонального ракурса. Тут особенно хорошо подчёркивается колоннада.
Дворец культуры и науки варшава

31. Вокруг здания — скульптуры учёных и деятелей культуры. В соответствии с названием здания.
Дворец культуры и науки варшава

32. Обратите внимание: под новой вывеской здания виднеется и старая, высеченная в камне.
Дворец культуры и науки варшава

33. Идём вдоль фасада на север.
Дворец культуры и науки варшава

34. Целый выводок сирен, поставленный тут к Евро-2012.
Дворец культуры и науки варшава

35. Когда ходишь долго, через некоторое время начинается казаться, ассоциативно, что-то от Римской империи.
Дворец культуры и науки варшава

36. Уже и отбитые носы у скульптур есть, и вообще «старость и заслуженность».
Дворец культуры и науки варшава

37. В нишах — скульптуры, символизирующие разные направления искусства.
Дворец культуры и науки варшава

38. Памятная доска о Варшавском гетто.
Дворец культуры и науки варшава

39. Окна в стиле ар-деко.
Дворец культуры и науки варшава

40. Фонари.
Дворец культуры и науки варшава

41. Колонны.
Дворец культуры и науки варшава

42. Ладно… посмотрим ещё раз наверх, прежде чем войти внутрь.
Здание настолько насыщено деталями, что я вам не рассказал и тридцатой доли того, что можно показать.
Дворец культуры и науки варшава

43. …и вот в эту дверь войдём.
Дворец культуры и науки варшава

Наш путь — на XXX этаж, где расположена высотная смотровая площадка.
Посмотрим город с высоты и Дворец изнутри.

Продолжение следует.

Янтарно-Висленский вояж:
1. Общий обзор
2. Парадный Белосток
3. Непарадный Белосток
4. Белостокский военный музей
5. Костёл св. Роха
6. Белостокский вокзал и станция
7. По Петербурго-Варшавской магистрали
8. Варшава-Центральная: невезучее место
9. Триада варшавских вокзалов
10. Затерянный мир Варшавы-Главной
11. Гданьский мост и невеста
12. Восьмая сталинская сестра
13. PKiN изнутри, Варшава сверху
14. Воинское кладбище Повонзки
15. Район Прага: на месте Петербургского вокзала

Источник: periskop.su

Есть в Варшаве одно место, которое остается в памяти любого туриста. Русские видят в нем Москву. Для иностранца — это яркий образец сталинской архитектуры, ну а для поляков…они бы и рады его сломать, но уж больно много туристов оно привлекает. Речь конечно же пойдет о сталинской высотке дворца Культуры и Науки.

Дворец культуры и науки варшава

Изначально здание называлось Дворец Культуры и Науки имени Сталина. Возглавлял проект Лев Руднев (он же делал МГУ на Воробьевых Горах, отчасти поэтому они реально похожи). На строительство ушло 3 года, с 1952 по 1955, причем строилось оно силами советских строителей и было задействовано около 3500 человек.

Руднев хотел чтобы здание было выполнено в польском стиле, поэтому многие элементы напоминают о тех или иных памятниках архитектуры Польши. Так например башня с шпилем копируют башню в Кракове.

Дворец культуры и науки варшава

а вот краковская ратуша

Дворец культуры и науки варшава

Действительно же много общего.

Среди главных достопримечательностей здания — конечно же смотровая площадка на 30-м этаже. Сейчас она стала более закрытой — после серии самоубийств в 50-е, тогда же это просто была открытая терраса.

Дворец культуры и науки варшава

Дворец культуры и науки варшава

Дворец культуры и науки варшава

Кроме того внутри находятся рестораны, театры, кинотеатр, музеи, торговый центр и концертный зал, ставший известным после того как в 1967-м году в нем выступили Rolling Stones

Сегодня же о Роллингах напоминает HardRock Cafe

Дворец культуры и науки варшава

Дворец культуры и науки варшава

Дворец культуры и науки варшава

Ну и немножко полезной информации
Смотровая площадка работает с 10 до 20 (летом по пятницам и субботам до 23) — входной билет 20 злотых
Кроме того в дворце официально проживают 11 кошек и за ними следит правительство. На 6-м этаже обнаружили улей медоносных пчел, так что это тоже стало достопримечательностью.
У Дворца есть два прозвища в народе — кто то его называет Пекин от сокращения ПКиН, а после визита Владислава Броневского — кошмарная мечта пьяного кондитера — как сами понимаете за форму.
Ну и еще 2 детали — высота здания 234 метра и это самое высокое здание в Польше.
А на часах что установлены в 2000-м году изображена Сирена Варшавы.
Так что будете в Варшаве — обязательно посетите Дворец — тем более что мимо вы все равно пройти не сможете — его видно с любой точки города

Источник: ap-racing.livejournal.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.