В 40 километрах от Петергофа расположился еще один пригород. Пушкин бывшее Царское село, его часто называют еще и «Городом муз». Особой творческой атмосферой напитали этот город русские поэты, писатели и художники во главе с Александром Сергеевичем Пушкиным, самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея.

Прогуляться по этому городу одно удовольствие, здесь очень чисто и мило. Здесь дороги, на которых Вы не увидите ни фур, ни грузовиков. Море цветов и деревьев, вот чем славится Пушкин. Большой Екатерининский дворец, Царскосельский музей и знаменитая Янтарная комната, увидеть это обязательная программа для любого туриста.

Из Петербурга в Пушкин нужно ехать на электричке от Витебского вокзала, либо от станции метро «Московская» на автобусе, дорога займет минут 30-40. Разные туристические сайты по поиску и бронированию гостиниц

выдают в Пушкине очень много разных вариантов, начиная от 500 рублей, это если номер с 6 кроватями заканчивая 20 тысячами.


Город Пушкин

«Здесь столько лир повешено на ветке» писала об этих местах Анна Ахматова. Своей известностью, наряду с прочими заслугами, город обязан нескольким поколениям писателей и поэтов, которые жили и бывали в нём. Так что свое второе имя «город муз» — Пушкин получил неспроста.

В Мариинской Царскосельской гимназии училась Анна Ахматова, поскольку учебное заведение было престижным, то учеба здесь была платной. Гимназия располагается по адресу:  улица Леонтьевская, дом 17. Есть и мужская гимназия, где учился Николай Гумилёв, серьезный молодой человек обожающий читать Оскара Уайльда. Именно в Пушкине Гумилёв и Ахматова познакомились, в Лицейском садике, где когда-то гулял сам Александр Сергеевич Пушкин со своими сверстниками.

Мариинская Царскосельская гимназия

Царскосельский лицей

Бесплатное обучение, покровительство царя и блестящая карьера в будущем. Количество авансов, которое обещал в начале XIX века своим выпускникам первый лицей России – Царскосельский, кружила голову всем. Пристроить своих отпрысков в это учебное заведение тогда мечтали многие, но на первый курс было принято только 30 молодых людей, в том числе и юный Пушкин.


Царскосельский лицей

На четвёртом этаже лицея, в спальном коридоре мальчиков-лицеистов, в комнате под номером 14 жил Александр Пушкин. Это очень маленькая комнатка, потому что здание не предназначалось для учебного заведения, и архитектор Стасов его перестраивал. Одно окно делили пополам, на две комнаты и Пушкин делил это окно со своим близким другом Иваном Пущиным.

Комната Пушкина

В комнате очень аскетичная мебель: железная кровать, высокая конторка, мальчики занимались стоя, чтобы у них была хорошая осанка, комод, столик с умывальными принадлежностями. Именно из-за размеров свою комнату Пушкин называл «моя студенческая келья». Впрочем, в своих кельях лицеисты проводили не так и много времени, их день был расписан по минутам. Подъем в 6:00 утра, на завтрак стакан воды и в 7:00 уже начинались занятия, которые длились до самого вечера с перерывами на перекусы и отдых. В этих стенах ученики находились весь учебный год, мальчики не могли покинуть лицей даже на каникулы, таков был устав.


В классе у мальчиков проходили занятия по всем предметам, здесь можно увидеть парты, шесть парт по пять мест в каждом. За первыми партами сидели лучшие ученики, а за последними мальчики, которые занимались хуже. Пушкин достаточно посредственно занимался в классе по физике и математике, эти предметы ему никак не давались. Зато прекрасно занимался в классе по российской поэзии и французской словесности.

Царскосельский лицей

В классе можно увидеть табель, в начале табеля лучшие ученики, в конце мальчики которые занимаются хуже. Пушкин четвертый с конца у него шесть нулей, шесть предметов, к которым Пушкин не имел никакого интереса. Мальчики-лицеисты даже сочинили в лицейской песенке такие строчки: «Этот список сущие бредни, кто тут первый кто последний, все нули-нули-нули, ой люли-люли-люли»

Музей в лицее открыли в 1949 году, постепенно в нём была воссоздана атмосфера и обстановка того самого знаменитого Пушкинского выпуска, которая лучше всего чувствуется в легендарном Большом зале. Именно в нём Александр Сергеевич на экзамене читал свои «Воспоминания о Царском селе» и получил судьбоносное благословение Державина.

Царское село навсегда осталось в сердце Пушкина. В итоге он сюда вернулся через 15 лет после выпуска, уже, будучи известным поэтом, сразу после свадьбы с Натальей Гончаровой. Тогда молодожены сняли 8 комнат в деревянном доме, который чудом сохранился до наших дней и теперь является ещё одной достопримечательностью города.


Дом Пушкина в Царском

Екатерининский дворец

Лицей расположился во флигеле Екатерининского дворца, с которого и начиналась история города. Этот дворец связан с одной из главных загадок XX века таинственным исчезновением Янтарной комнаты. Этот шедевр искусства XVIII века был подарен Петру Первому королем Пруссии. Но во время Великой Отечественной войны бесследно исчез. Существует не менее 10 версии дальнейшей судьбы Янтарной комнаты. Ее поиски энтузиасты продолжают по сей день.

Екатерининский дворец город Пушкин

Дворец уже издали впечатляет своими размерами, а широкая лазоревая лента его фасада даже в пасмурный день выглядит очень празднично. В сам дворец можно попасть в любой день за исключением вторника, правда расписание его работы зависит от сезона. С ноября по апрель дворец открыт с 10:00 до 18:00, с июня по август с 12:00 до 19:00, а в май и сентябре с 12:00 до 18:00. Стоимость билетов для взрослых 700 рублей, для школьников от 16 лет и пенсионеров 350 рублей, дети до 16 лет бесплатно.


Дворец был построен в 1724 году для Екатерины I, жены Петра Великого, и изначально был небольшим. «Камена палата о шестнадцати светлицах», так про него говорили. Однако в царствование императрицы Елизаветы Петровны усадьбу решено было расширить. Это задание выполнял архитектор Императорского двора граф Бартоломео Франческо Растрелли, который перестроил и Большой дворец в Петергофе.

Екатерининский дворец Пушкин

Между ними, кстати, много общего, почти всё, что мы сейчас видим в Екатерининском дворце, это Растрелли. Этот дворец, пожалуй, единственное место в России, где можно увидеть настоящее русское барокко: елизаветинское, пышное, сияющее, без искажений, без перестройки XIX века. Все художники барокко любили обманывать своего зрителя, но каждый делал это по-своему, конечно не у всех хорошо получалось, но Растрелли был в этом гений.

Такого зала, как Большой зал Екатерининского дворца, такой резьбы Вы не увидите нигде. Всё, что Вы здесь есть, это резьба по дереву, которая сверху покрыта золотом. А золота потратили всего 9 килограммов, просто оно тончайшее, сусальное. Во всей своей красе эта мистерия оживала во время балов, которые так любила Елизавета, когда в зале зажигали свечи.


Большой зал Екатерининского дворца

Семьсот свечей вспыхивали, и резьба преображалась, она начала дрожать и медленно подниматься наверх. Это был очень красивый эффект, когда резьба превращалась в золотое кружево. Золотые потоки, которые струились, оживали и, наверное, у тех людей, которые кружились здесь в танцах, было полное ощущение, что они не в закрытом помещении, а в каком-то бесконечном пространстве.

С течением времени жизнерадостный и чересчур торжественный стиль Елизаветы Петровны столкнулся с тонким европейским вкусом просвещенной Екатерины II, которая превратила прежний блестящий праздник в воплощение модного античного стиля благодаря уже другому творцу, Чарльзу Камерону. После пышного барокко ощущение простоты, гармонии и изысканности.

Все вещи, которые находятся в Арабесковом зале, это подлинные исторические вещи: мебель знаменитого Жоржа Жокоба и даже ковер помнит шаги Екатерины Великой. Это был парадный зал, где Екатерина принимала послов и дипломатов. Здесь она устраивала вечера для узкого круга приглашённых. Было модным такое развлечение в стихосложении и импровизация на заданную тему. Екатерина Вторая тоже пыталась сочинять.


Арабесковый зал

Царственным стилем не восхищаться невозможно. Взять хотя бы одну Янтарную комнату! Шедевр, восьмое чудо света, как его здесь называют. Бесследно пропавшая более 70 лет назад, Янтарная комната была восстановлена. В возрождении из небытия этого чуда принимали участие искусствоведы, историки, реставраторы, химики и даже криминалисты.

Янтарная комната

Вот он великолепный результат. Вы словно находитесь внутри изысканной янтарной шкатулки. Ну как после этого не заглянуть в один из ювелирных бутиков, здесь же на выходе из дворца. Здесь представлена вся коллекция янтаря: непрозрачный молочный, медовый, вишнёвый, зелёный. Цены на браслеты начинаются от 2000 рублей.

Невероятно красивый ролик о Царском селе.

Источник: otdyhaemvrossii.ru

Режим работы Екатерининского дворца в 2021 году

  • В зимний период (по апрель)
    • Ежедневно, кроме вторников и последнего понедельника каждого месяца
    • Касса работает с 10:00 до 16:45. Последний вход в музей в 17:00.

В Екатерининском дворце расположена всемирно известная Янтарная комната. Осмотр Янтарной комнаты входит в стандартную экскурсию по Екатерининскому дворцу. Посетителей собирают в холле дворца небольшими группами по 15–20 человек. Группа следует по залам дворца с экскурсоводом. На мой взгляд, осмотр происходит слишком бегло — экскурсия занимает около 20 минут. Поэтому Вы вряд ли успеете одновременно рассмотреть интерьеры, слушать экскурсовода и фотографировать. Буквально пару минут группа задерживается в Янтарной комнате. Однако обычно никто не запрещает Вам оторваться от своей группы и спокойно прогуляться по залам Екатерининского дворца.

В виду очень большого количества посетителей в Екатерининский дворец туристов ведут двумя маршрутами (№1 и №2). Оба маршрута включают осмотр самого красивого Большого зала и знаменитой Янтарной комнаты. Наполовину оба маршрута совпадают, но в маршурте №1 присутствуют очень красивые залы: Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столовая, Портретный зал, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I и Буфетная. В маршруте №2 эти залы заменены на выставки и посещение Парадного кабинета Александра I. Поэтому маршрут №2 можно назвать урезанным. По возможности стоит выбирать для посещения маршрут №1.


Большой зал

Кавалерская столовая

Зелёная столовая

Китайская гостиная Александра I, камин

Рекомендуется начать прогулку именно с дворца, т.к. могут быть значительные очереди и изменение режима работы для посетителей без групп. В билете указывается время посещения (группы запускаются каждые 20 минут).

В Екатерининском дворце и парке разрешена фотосъемка, за исключением Янтарной комнаты.

Стоимость билетов в Екатерининский дворец в 2021 году

Варианты посещения Екатерининского дворца:

  • Самостоятельный осмотр без экскурсии.
  • Скачать бесплатную экскурсию на смартфон по QR коду, установленному в холле музея.
  • Арендовать аудиогид. Стоимость 100 рублей. Необходимо оставить залог.
  • Посещение с экскурсией в составе группы до 5 человек — смотрите стоимость билета с экскурсией.

  • Стоимость билета без экскурсии
    • Для взрослых — 700 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 350 рублей
    • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана — 350 рублей
  • Стоимость билета с экскурсией
    • Для взрослых — 1300 рублей
    • Для детей до 16 лет — 600 рублей
    • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 950 рублей
    • Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана — 950 рублей

Описание

Строительство величественного здания, протяженность которого составляет 306 метров, выполнял известный архитектор, мастер стиля барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Именно он определил основные размеры здания, отделку его фасадов и внутренних интерьеров.

Сооружение здания велось с 1748 по 1756 год, интерьеры дворца в основном отражают два стиля — барокко и классицизм. Екатерининский дворец великолепен, как снаружи, так и внутри.

Внешнее убранство

Голубой, белый и золотистый цвет здания придают ему торжественный и праздничный вид. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов. От центральной части дворца отходят флигели, соединенные крытыми галереями. В северной части строения возвышается пятиглавая дворцовая церковь с позолоченными куполами.

Южное крыло, где раньше находилось парадное крыльцо, увенчано позолоченным куполом со звездой на шпиле. Всего на позолоту наружных и внутренних элементов здания ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

  • По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учел масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

  • В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зеленую столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

  • При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.
  • Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Из истории

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трем российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе.

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это все было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Источник: www.spb-guide.ru

История строительства

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Начало стройки Царкосельской резиденции Екатерины I происходило в 1717году (окончание стройки 1724 год) по проекту известного архитектора Германии Браунштейна. Это было двухэтажное строение, состоящее из 16 комнат, называемое Каменными палатами. Тогда же в восточной части территории дворца были заложены Верхний (состоял из трёх террас) и Нижний сады. Западную часть окружения дворца отвели под создание Зверинца (потом здесь появился Александровский сад).

Правление каждой императрицы отражалось в изменениях, дополнениях направлений архитектурного стиля окончательного вида дворца. Основными считаются следующие этапы строительства современного архитектурного стиля дворца:

  • Начальный этап появления комплекса, длящийся до 1744 года, когда под руководством А. В. Квасова он был дополнен двухэтажными флигелями, связанными галереями.
  • Этап коренного преобразования (1752 год при жизни Елизаветы Петровны) по планам Растрелли дворцовый комплекс приобретает черты классического барокко.
  • Трагические разрушения около 80% здания в 1941 году (исчезновение Янтарной комнаты, огромного количества художественных ценностей).
  • Период восстановления. Уже в 1959 году шесть залов дворца стали доступны посетителям. Вновь засветился солнечными зайчиками Янтарный зал в 2003 году.

Архитектура

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Современный вид дворец приобрёл при власти Елизаветы Петровны. В июле 1756 года он во всём великолепии предстал перед императрицей и многочисленными гостями. На лазоревом фасаде с белоснежными колоннами сверкал золочёный орнамент. Лепные украшения, фигуры атлантов придавали дворцу торжественный, нарядный вид. Над северной частью 325 – метрового строения сверкали пять церковных куполов. Парадный вход находился с южной стороны дворца. Его крыльцо было украшено шпилем с золотой звездой. Свыше 100 кг золота потребовалось для отделки фасада дворца.

Роскошные покои (обустраиваемые Растрелли) размещались во всю длину дворца, создавая Парадную анфиладу, сверкающую позолоченной резьбой. Во время власти Екатерины II шотландский архитектор Чарльз Камерон руководил созданием многих кабинетов дворца (Серебряный, Синий, Китайский зал, гостиные Лионская, Арабесковая Купольная столовая). Знаток и сторонник античной архитектуры решил задачу с необыкновенной изысканностью, утончённостью, красотой.

Парадная лестница (стиля второе рококо) появилась по проекту архитектора И. А. Монигетти в 1863 году и считается последним звеном перестройки ансамбля. Разместилась мраморная лестница на месте Китайского зала. Барометр, большие часы, вазы, фарфоровые блюда из Японии, Китая. Скульптурные фигуры «Просыпающийся Амур», «Спящий Амур», резная лепнина формирует её оригинальный наряд.

Парадные залы

Следуя требованиям главенствующего архитектурного стиля, Растрелли создал внутренние помещения здания по плану единой линии, когда один зал переходит в другой без дополнительных переходов, перемычек (анфилада). Обилие золота в отделке дало право называть её Золотой анфиладой. В военные годы 53 зала были ограблены, разрушены. Сейчас полностью восстановлены 32 помещения. Работы активно продолжаются.

Большой зал

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Иначе Светлая галерея (Тронный зал) считается грандиозным помещением строения. Он находится на площади около 1000 кв. м, охватывает всю ширину помещения. Растрелли создавал его для торжественных приёмов, балов, светских мероприятий. Золотой блеск украшений зала, оригинальное решение бесконечного зала подчеркивали мощь и величие императрицы. Реализовал этот эффект Растрелли за счёт удачно расположенных ряды (два) высоких окон (по 13 с каждой стороны), между которыми вмонтированы зеркала в позолоченных рамках.

Каждый звук в зале повторяется 32 раза, что придавало голосу императрицы необычно властное звучание. Акустический эффект долго не могли воспроизвести при реставрации, но однажды он появился самостоятельно. Паркетный пол из осветленного (морёного) дуба, удивительный плафон, имеющий собственную непростую историю, создают атмосферу прошлого великолепия. Кажется, что вот-вот зазвучат ноты вальса и появится императрица в золотом одеянии.

Кавалерийская столовая

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

С двух сторон Парадной лестницы находятся две уютные столовые. Небольшие группы важных гостей, балы проходили в уютной Кавалерийской столовой. Её основными элементами являются изразцовая печь, огромный обеденный стол. Печь украшена изразцами, выполненным по образу дельфтских керамических изделий (восстановлена после войны). Фигурный стол сервирован элементами из трёх орденских сервизов. Посуда была изготовлена по спецзаказу Екатерины II на фабрике Гарднера, На ней изображены ленты, ордена Святых Владимира, Георгия, Андрея Первозванного. Использовалась для приёма кавалеров этих орденов. На столе можно увидеть скатерть с изящными лентами. Общий архитектурный тип столовой выполнен в стиле барокко с большим количеством элементов с позолоченным орнаментом.

Белая парадная столовая

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

В ней проходили обеды императорского семейства, «вечерние кушанья» императрицы в узком кругу, официальные празднества. Стены помещения обтянуты белым штофом, украшены золотым орнаментом. В центре столовой находится фигурный стол, уставленный роскошной посудой из сервизов императрицы Марии Федоровны, изготовленной на Мейсенской фабрике. Особенно загадочными выглядят маслёнки-обманки, декоративные вазы – «ароматницы буль де неж».

В центре стола расположена уникальная фарфоровая копия беседки Екатерининского парка («сюрту де табль»). В парадной столовой все празднества проходили с использованием сложных особенностей сервировки стола, обилием блюд, фонтанами из вина, шампанского. Мебель с золочёными консолями выполнена в старинной манере. Стены помещения украшены картинами И.Ф. Гроота (он ввёл направление «охотничий натюрморт» в живописи). На картинах изображены моменты охоты, яркие натюрморты, охотничьи трофеи. Архитектором белой парадной столовой является Н.П. Краснов.

Картинный зал

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

В центральной части Золотой анфилады находится оригинальный зал. Его стены увешены яркими полотнами картин, приобретённых в 1745 году. Это коллекция живописи пяти европейских школ (Испании, Италии, Франции, Голландии, фламандских мастеров). Размещены они по шпалерному типу, популярному в XVIII, представляющему сплошной ковер из картин, отделяемых рамками. Среди многочисленных картин известных художников западной Европы XVII,XVIII столетий находится картина «Полтавская битва», написанная по заказу Петра I.

Оформлением зала руководил Растрелли. Все картины гармонично сочетаются по размерам, цвету, создавая уникальную мозаику. Основным предназначением зала являлось проведение дипломатических встреч, важных приёмов. Вовремя войны зал был разрушен, но картины удалось вывезти.

Арабесковый зал

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Любимый парадное помещение Екатерины Великой, рождённое из её личных покоев первым. Оформлением зала руководил архитектор Ч.Камерон. Он удачно использовал сложный средневековый орнамент восточных стран, состоящий из геометрических, растительных узоров в создании панно. На них изображены сцены из жизни Древнего Рима. Фигуры мужчин, женщин, чудовищ из легенд, мифов загадочными сюжетами переходят друг в друга, окружаются растительным орнаментом, создавая изысканную атмосферу зала.

Причудливый узор в сдержанных тонах на ковре (с изображением победы Потемкина над турками), утвари, мебели, стенах, любом элементе декора создаёт особый уют в этом зале. Здесь императрица любила проводить приёмы, думать над игрой в шахматы, шашки, любуясь фантастическими арабесками.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Такое название помещения получили из-за оригинального вида стен. На них находятся стеклянные столбы с разноцветной фольгой (в то время её изготавливали из чистого серебра), имитирующей россыпи драгоценных камней. Растрелли придумал эти архитектурные элементы для имитации колонн, поддерживающих потолок в виде плоских пилястров (или столбов). В Малиновой Столбовой проводились весёлые настольные игры. Центр занимает ломберный, старинный стол с редкими шахматами, сделанными китайскими мастерами в XVIII столетии (фигуры сложной формы сделаны из кости, а доска покрыта перламутровыми пластинами).

Сейчас в залде выставлен редкий экземпляр секретера XVIII столетия (в Европе образцов наборной мебели стиля «перистого рокайля» сохранилось совсем немного). Его изготовил известный немецкий мастер по изготовлению мебели А.Рентген. В Зелёной Столбовой размещалась буфетная Екатерины II с богатой коллекцией столового серебра. Готическую перегородку, поставленную около1770 года, не восстанавливали после военных действий.

Портретный зал

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Начальный образ помещения полностью возвращён в результате сложных реставрационных работ по фотографиям, сохранившихся фрагментах отделки. На стенах зала, обтянутых белым штофом, вновь засверкали роскошью, золотым убранством парадные портреты императорских особ. Среди них изображения Екатерины I, Елизаветы Петровны. Портреты Великой княгини Наталии Алексеевны, Екатерины II. На потолке зала находится плафон «Меркурий и Слава», созданный Д. Скайярио (венецианская школа) в 1792 году. Портреты помещены в огромные рамы, украшенные вензелями, коронами, золотым орнаментом. На них прослеживается путь изменения стоимости императорских нарядов.

Они становятся всё богаче, внушительнее, подчёркивая необъятное величие императриц. После смерти Елизаветы Петровны количество нарядов превысило 15 тысяч единиц. Старинные предметы туалета находятся в специальных зеркальных витринах, стоящих у окна. Это несессеры, костюмы вельмож, веера, табакерки, венчальный наряд, выполненный из серебряной парчи. Во время восстановления зала заменили одну (из двух изразцовых печей) на вариант роскошного камина, облицованного мрамором.

Янтарная комната

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Удивительная комната появилась по приказу Елизаветы Петровны Растрелли украсить стены янтарными панелями (наследство отца). Созданы они умельцем Шлютером для короля Фридриха I и подарены Петру I.Работа с янтарём (хрупким, чувствительным к свету материалом) считалась редкой, сложной. Комната стала шедевром искусства XVIII столетия, жемчужиной дворца, самым значимым произведением из янтаря. Сквозняки, печное отопление, перепады температуры наносили вред янтарному произведению. Комната существовала во дворце почти 200 лет. Часто проводилась реставрация панелей.

Очередная из них была запланирована на 1941 год. Война изменила всё в жизни дворца. Тяжёлый удар ему нанесло исчезновение Янтарной комнаты. Найти её не удалось. А вот все янтарные панели в 190 годы восстановили полностью в Царскосельской янтарной мастерской умением собственных реставраторов. После 20 лет кропотливого поиска технологий, создания школы мастеров новый Янтарный зал в 2003 году предстал перед ценителями прекрасного. Сделано это было в честь празднования 300 – летия красивейшего города мира Санкт-Петербурга.

Время работы и цены на билеты

Дворец, являющийся объектом культурного достояния России, Всемирного наследия ЮНЕСКО работает с 10 утра до 18 часов вечера (касса закрывается в 16.45). Выходной день во дворце каждый вторник и последний понедельник месяца. С апреля по октябрь осмотреть дворец можно по билету в парк. Стоит он 120 рублей. Ученики, студенты, курсанты, члены союзов дизайнеров, художников, архитекторов платят за билет 60 рублей. Пенсионеры (в том числе из РБ) имеют право приобрести льготный билет за 30 рублей. Дети в возрасте до 16 лет допускаются во дворец без оплаты.

Где находится и как добраться

Большой Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Находится Большой Екатерининский дворец в городке Пушкин. Приехать на городской вокзал просто следующим способом:

  • На электричке с Витебского вокзала Санкт – Петербурга. Билет стоит 40 рублей. Дальше пешком (около 30 минут) или на местных автобусах 371, 382 или маршрутном такси.
  • Такси, следующим по маршруту 286, 287. 347, 545 от станции метро Московская (или Купчино). Стоимость проезда около 40 рублей.
  • На автобусе 187, едущего к железнодорожному вокзал. Цена проезда составляет 30 рублей. Время в пути около 1.2 часа.

Источник: GuruTurizma.ru

Большой екатерининский дворец пушкин3499612383277 (176x251, 36Kb)В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.-Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

Большой екатерининский дворец пушкин

Адольский И-Б.Г. "Портрет Екатерины I с арапчонком". 1725 или 1726. Портрет неоднократно повторялся и копировался. Близкий вариант, приписываемый мастеру, хранится в коллекции Екатерининского дворца.

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года,Елизавета Петровна Г. Бухгольц - Copy (195x250, 25Kb)решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.-Б. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Большой екатерининский дворец пушкин

Портрет императрицы Елизаветы из Царского села в Историческом музее

Большой екатерининский дворец пушкин

Фридрих Гартман Баризьен. Большой Царскосельский дворец императрицы Елизаветы Петровны 1760-1761

Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле.

Большой екатерининский дворец пушкин

На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. 0_c9c52_ae753e80_L (300x223, 43Kb)Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

Большой екатерининский дворец пушкин

Ротари — Портрет архитектора Бартоломео Растрелли

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м519412383699 (186x251, 47Kb)годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). 

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Большой екатерининский дворец пушкин

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

Большой екатерининский дворец пушкин

Эдуард Гау. Екатерининский дворец. Синий кабинет (Табакерка) (Зубовский флигель)

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.96687a7e733b2999a694ae2fa5819989 (300x348, 35Kb)Азиатская комната стала воплощением темы искусства Ближнего Востока в транскрипции эпохи историзма. Азиатская, или Турецкая, комната Зубовского корпуса Большого Царскосельского дворца была переделана в «восточном вкусе» в 1851 -1853 гг из Малиновой комнаты по проекту архитектора И.А. Монигетти при участии профессора Петербургского университета шейха Мухамсла Айяд Тантави и художника И.Г. Мейера.
В этом, одном из самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти, отделка помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия. Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.

Большой екатерининский дворец пушкин

Гау, Эдуард Петрович — Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села

Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860–1863 годах И. А. Монигетти (1819–1878) в стиле «второго рококо».

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Бюст Ф.-Б. Растрелли

Большой екатерининский дворец пушкин

Золотые ворота

Большой екатерининский дворец пушкин

Решетка Парадного двора.

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Парадная лестница.

Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах интерьера, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков — в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Выставочные комнаты.

Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

DSC_0574

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой зал.

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Антикамеры.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три. Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

«Первая Антикамера»

Большой екатерининский дворец пушкин

«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»

Большой екатерининский дворец пушкин

Первая Антикамера Екатерининского дворца 1940г

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

«Вторая Антикамера»

Большой екатерининский дворец пушкин

«Третья Антикамера»

Арабесковый зал.

Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.

Кавалерская столовая.

Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты. Подробнее…

Catherine's Palace.

Большой екатерининский дворец пушкин

Белая Парадная столовая.

Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Малиновая и Зеленая Столбовые.

Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам. Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Малиновая столовая

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Зеленая столовая

Портретный зал.

В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки. Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Янтарная комната.

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Картинный зал.

Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Малая белая столовая.

К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Китайская гостиная Александра I.

Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет. Подробнее… 

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Буфетная.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Парадный кабинет Александра I.

Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Зеленая столовая.

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Официантская.

Официантская — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Парадная голубая гостиная.

Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Китайская голубая гостиная.

Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Предхорная.

Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Дворцовая церковь.

Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

Камер-юнгферская.

В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».

Большой екатерининский дворец пушкин

На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Опочивальня.

Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин

Зубовский флигель.

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах.Подробнее…

Большой екатерининский дворец пушкин

Большой екатерининский дворец пушкин
http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220537931/   http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post220538122/

Источник: tsars-palaces.livejournal.com


Categories: Дворец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.